Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Биология» 11 класс (естественно-математическое направление)

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Биология»
11 класс
(естественно-математическое направление)



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации
и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся в 11
классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения
обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания
за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с
дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений
обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.



СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть
4
Суммативное оценивание за раздел «11.1А Молекулярная биология и биохимия» 4
Суммативное оценивание за раздел «11.1 B Питание»
10
Суммативное оценивание за раздел «11.1 С Транспорт веществ»
16
2 четверть
23
Суммативное оценивание за раздел «11.2 А Координация и регуляция» 23
Суммативное оценивание за раздел «11.2 В Размножение»
26
Суммативное оценивание за раздел «11.2 С Рост и развитие» и «11.2D Закономерности наследственности
и изменчивости»
31
3 четверть
35
Суммативное оценивание за раздел «11.3А Клеточная биология»
35
Суммативное оценивание за раздел «11.3В Биотехнология»
41
Суммативное оценивание за раздел «11.3 C Биомедицина и биоинформатика» 46
4 четверть
51
Суммативное оценивание за раздел «11.4 А Биосфера, экосистема, популяция» 51
Суммативное оценивание за раздел «11.4 В Экология и влияние человека на окружающую среду»

58



























3

1 четверть
Суммативное оценивание за раздел «11.1А Молекулярная биология и биохимия»

Цель обучения 11.4.1.1 - объяснять взаимодействие между антигеном
и
антителом
11.4.1.2 - объяснять механизм образования фермент-субстрат комплекса
11.4.1.3 - сравнивать конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов
11.4.1.4 - описывать транскрипцию и трансляцию в процессе биосинтеза белка через функции
ферментов, рибосомы и РНК
11.4.1.5 - объяснять свойства генетического кода
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует взаимодействие между антигеном и антителом
• Объясняет механизм образования фермент-субстрат комплекса
• Сравнивает конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов
• Описывает транскрипцию и трансляцию в процессе биосинтеза белка
• Объясняет свойства генетического кода

Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 30 минут
Задания
1. Антитела против кори образуются в плазме во время иммунного ответа. На рисунке ниже изображена
схема антитела.











Рис. 1.1
(a) Объясните функции частей, обозначенных:
А ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….... В ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………….... С ………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
(b) Объясните принцип взаимодействия между антигеном и антителом на участке А

4

………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………

2. На рисунке 2.1 изображена реакция разложения углевода сахарозы ферментом сахараза.


















Рис. 2.1

(а) Назовите часть, обозначенную на рис. 2.1 буквой U
.........................................................

(b) Используя рис.2.1, объясните механизм действия фермента.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………

3. Некоторые лекарства действуют как неконкурентные ингибиторы ферментов. Объясните, как
неконкурентные ингибиторы могут влиять на ферменты. Укажите, как действие
неконкурентного ингибитора отличается от действия конкурентного ингибитора. Объясните свой ответ с
помощью диаграммы.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………

4. Объясните роль ферментов, рибосом и РНК в процессе биосинтеза белка.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………

5. Полипетид содержит следующую последовательность аминокислот: Пролин-лейцин-лизин -валин.
Таблица показывает последовательность кодонов в молекуле ДНК для этих аминокислот:

Пролин Лейцин Лизин
Валин
ССС GAA ТТТ
САА

5

Какие антикодоны т-РНК необходимы для синтеза этого полипептида:

A CCC GAA TTT CAA B CCC GAA UUU CAA C GGG CUU AAA GUU D GGG CUU UUU GUU

6. В таблице показаны некоторые кодоны ДНК и кодируемые ими аминокислоты.

Аминокислота Кодоны ДНК
Изолейцин ATT, ATC, ATA
Лейцин CTT, CTC, CTA, CTG, TTA, TTG
Валин GTT, GTC, GTA, GTG
Фенилаланин TTT, TTC
Метионин ATG
Глицин GGT, GGC, GGA, GGG

(a) Дайте определение термину «вырожденность».
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………

(b) Используя таблицу, приведите доказательство того, что генетический код вырожден.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………































6

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Характеризует взаимодействие
между антигеном и антителом
Объясняет механизм образования
фермент-субстрат комплекса




Сравнивает конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов


Объясняет транскрипцию и трансляцию в процессе биосинтеза белка


Объясняет свойства генетического кода
1 - определяет функцию части А; 1
- определяет функцию части В; 1
- определяет функцию части С. 1
2 - определяет часть, обозначенную на рисунке 1
буквой U;
- используя рисунок, определяет 1-ю 1
особенность механизма действия фермента;
- используя рисунок, определяет 2-ю 1
особенность механизма действия фермента;
- используя рисунок, определяет 3-ю 1
особенность механизма действия фермента.
3 - определяет 1-ю особенность механизма 1
действия неконкурентного ингибирования;
- определяет 2-ю особенность механизма 1
действия неконкурентного ингибирования;
- объясняет, как действие неконкурентного 1
ингибитора отличается от действия
конкурентного ингибитора.
4 - описывает функцию фермента хеликазы; 1
- описывает функцию фермента полимеразы; 1
- описывает функцию видов РНК; 1
- описывает функцию рибосом 1
5 - определяет по таблице антикодоны т-РНК, 1
необходимые для синтеза данного
полипептида.
6 - даёт определение термину «вырожденность»; 1
- приводит доказательство того, что 1
генетический код вырожден.
Всего баллов
17



















7

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.1А
Молекулярная биология и биохимия»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Характеризует взаимодействие между антигеном и антителом
Объясняет механизм
образования фермент- субстрат комплекса


Сравнивает конкурентное и неконкурентное ингибирование ферментов





Объясняет транскрипцию и трансляцию в процессе биосинтеза белка
Затрудняется при определении функции частей А, В, С.

Затрудняется при определении части, обозначенной на рисунке буквой U, 1-й
/2-ой/3-ой особенности механизма действия фермента.
Затрудняется при определении 1- ой, 2-ой особенности механизма действия
неконкурентного ингибирования, объяснении
отличий в действии неконкурентного ингибитора от действия
конкурентного ингибитора.
Затрудняется при описании функций ферментов, рибосом и типов РНК при
биосинтезе белка; определении по таблице антикодонов т-РНК, необходимых для
синтеза полипептида.
Допускает ошибки при определении функции частей А, В, С.
Допускает ошибки при описании химического строения жиров и функции жиров /
соотнесении утверждения со строением жиров.

Допускает ошибки при определении 1—ой, 2-ой особенности
механизма действия неконкурентного ингибирования, объяснении отличий в действии
неконкурентного ингибитора от действия конкурентного ингибитора.
Допускает ошибки при описании функций ферментов, рибосом и типов РНК при биосинтезе
белка; определении по таблице антикодонов т-РНК, необходимых для синтеза
полипептида.
Определяет функции частей А, В, С.

Описывает химическое строение и функции жиров.



Определяет 1—ую, 2-ую особенности механизма действия
неконкурентного ингибирования, объясняет
отличия в действии неконкурентного ингибитора от действия
конкурентного ингибитора.
Описывает функций ферментов, рибосом и типов РНК при биосинтезе белка; определяет по
таблице антикодоны т-РНК, необходимые для синтеза полипептида.







8

Объясняет свойства генетического кода
Затрудняется при определении термина «вырожденность», не приводит доказательства
того, что генетический код вырожден.
Допускает ошибки при определении термина
«вырожденность», в приведении доказательств того, что генетический код
вырожден.
Даёт определение термина
«вырожденность», приводит доказательства того, что генетический код вырожден.






































9

Суммативное оценивание за раздел «11.1 B Питание»
Цель обучения 11.1.2.1 - устанавливать взаимосвязь между структурой и
функцией хлоропласта
11.1.2.2 - объяснять процессы, протекающие при световой фазе фотосинтеза
11.1.2.3 - объяснять процессы, протекающие при темновой фазе фотосинтеза
11.1.2.4 - изучать пути фиксации углерода у С3- и С4- растений
11.1.2.5 - исследовать и объяснить лимитирующие факторы фотосинтеза
11.1.2.6 - сравнивать особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет особенности строения и функции хлоропласта
• Описывает процессы, протекающие при световой фазе фотосинтеза
• Описывает процессы, протекающие при темновой фазе фотосинтеза
• Объясняет процессы фиксации углерода у С3- и С4- растений
• Объясняет лимитирующие факторы фотосинтеза
• Сравнивает особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 30 минут
Задания

1. На рисунке ниже изображена электронная микрофотография хлоропласта листа кукурузы.














Укажите, какая из структур, обозначенных Х,Y или Z содержит: Транспортные протеины

Пигменты



10

2. Диаграмма показывает важные реакции, происходящие при световой стадии фотосинтеза. Рассмотрите
диаграмму и выполните задания.




















(а) Назовите реакцию, обозначенную пунктирной стрелкой (…..→…..).
……………………………………………………………………………………………..

(b) Опишите, что происходит с водой в положении R.
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………

(с) Укажите продукт, который образуется, когда электорны движутся вдоль линии S .
……………………………………………………………………………………………….

3. Лист - главный фотосинтезирующий орган многих растений. Для светонезависимой стадии фотосинтеза
необходимо присутсвие углекислого газа.

(а) Опишите цикл Калвина

…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

(b) Назовите вещество, которое соединяется с углекислым газом у С3 растений.
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………



11

(c) Объясните, какую роль играет НАДФ в светонезависимой стадии фотосинтеза?
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

4. Объясните, как особенности анатомического строения листа кукурузы сокращают
фотодыхание даже в жарких и сухих условиях.
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
5. Изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, интенсивности света и
температуры влияют на скорость фотосинтеза. Эти три фактора оказывают непосредственное влияние на
разные стадии фотосинтеза.
Заполните таблицу. Отметьте знаком (ν), если фактор непосредственно влияет на эту стадию и знаком
(х), если не влияет на данную стадию фотосинтеза.

Фактор Стадия ν или х

Концентрация углекислого газа
Цикл Кальвина Фотолиз
Температура Цикл Кальвина Фотолиз
Интенсивность света Цикл Кальвина
Фотолиз


6. Гидротермальные источники находятся на больших глубинах, где фотосинтез не
происходит. В этих источниках обнаружены хемосинтетические бактерии.
Укажите одно сходство и одно различие между фотосинтезом и хемосинтезом.
Сходство ………………………………………………………………………………….
Различие …………………………………………………………………………………..






















12

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Определяет особенности строения и функции хлоропласта
Описывает процессы, протекающие при
световой фазе фотосинтеза


Описывает процессы, протекающие при
темновой фазе фотосинтеза

Объясняет процессы фиксации углерода у С3- и С4-растений





Объясняет лимитирующие
факторы фотосинтеза



Сравнивает особенности процессов
фотосинтеза и хемосинтеза
1 -называет структуру, содержащую 1
транспортные протеины;
-называет структуру, содержащую пигменты. 1
2 -определяет реакцию, обозначенную 1
пунктирной линией;
-определяет, что происходит с водой в 1
положении R;
-называет продукт, который образуется, при 1
движении электронов вдоль линии S.
3 -описывает последовательно реакции в цикле 1
Калвина;
-перечисляет продукты цикла Калвина; 1
-характеризует роль НАДФ в 1
светонезависимой стадии фотосинтеза.
4 -указывает вещество, которое соединяется с 1
углекислым газом у С-3 растений; 1
-характеризует 1- ую особенность анатомического строения листа кукурузы;
1
-характеризует 2- ую особенность анатомического строения листа кукурузы;
1
-характеризует 3- ую особенность анатомического строения листа кукурузы.
5 -определяет влияние фактора 1 на скорость 1
фотосинтеза; 1
-определяет влияние фактора 2 на скорость 1
фотосинтеза;
-определяет влияние фактора 3 на скорость фотосинтеза.
6 -называет сходство фотосинтеза и хемосинтеза; 1
-называет отличие фотосинтеза и хемосинтеза. 1
Всего баллов
17















13

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.1 В
Питание» ФИО обучающегося

Критерий оценивания Низкий
Средний Высокий


Определяет особенности строения и функции хлоропласта
Затрудняется при определении структуры, содержащей транспортные
протеины, структуры, содержащей пигменты.
Допускает ошибки при определении структуры, содержащей транспортные
протеины, структуры, содержащей пигменты.
Определяет структуру, содержащую транспортные протеины,
структуру, содержащую пигменты.


Описывает процессы, протекающие при
световой фазе фотосинтеза
Затрудняется при определении реакции, обозначенной пунктирной линией; реакции в
положении R; продукта, который образуется при движении электронов
вдоль линии S.
Допускает ошибки при
при определении реакции, обозначенной пунктирной линией; реакции в положении R;
продукта, который образуется при движении электронов вдоль линии S.
Определяет реакцию, обозначенную пунктирной линией; реакцию в
положении R; продукта, который образуется при движении электронов
вдоль линии S.


Описывает процессы, протекающие при
темновой фазе фотосинтеза
Затрудняется при описании реакций цикла Калвина; перечислении продуктов
цикла Калвина; определении роли НАДФ в светонезависимой стадии фотосинтеза.
Допускает ошибки при описании реакций цикла Калвина;
перечислении продуктов цикла Калвина определении роли НАДФ в светонезависимой
стадии.
Описывает реакции цикла Калвина; перечисляет продукты цикла Калвина
первую, определяет роль НАДФ.


Объясняет процессы фиксации углерода у С3- и С4-растений
Затрудняется при описании первой, второй, третьей особенностей
анатомического строения листа кукурузы.
Допускает ошибки при описании первой, второй, третьей
особенностей анатомического строения листа кукурузы.
Описывает первую, вторую, третью особенности анатомического строения
листа кукурузы.




14

Объясняет лимитирующие факторы фотосинтеза

Сравнивает особенности процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Затрудняется при определении влияния 1, 2, 3 фактора на скорость фотосинтеза.

Затрудняется при определении сходства и отличия фотосинтеза и хемосинтеза.
Допускает ошибки при определении влияния 1, 2, 3 фактора на
скорость фотосинтеза.
Допускает ошибки при определении сходства и/или отличия фотосинтеза
и хемосинтеза.
Определяет влияние 1, 2, 3 фактора на скорость фотосинтеза.

Определяет сходства и отличия фотосинтеза и хемосинтеза.

































15

Суммативное оценивание за раздел «11.1 С Транспорт веществ»
Цель обучения 11.1.3.1 - объяснять механизм транслокации веществ у
растений
11.1.3.2 - объяснять сущность симпластного, апопластного, вакуолярного путей транспорта
11.1.3.3 - объяснять механизм различных типов транспорта веществ через клеточную мембрану
11.1.3.4 - объяснять механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса
11.1.3.5 - определять роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала
11.1.3.6 - исследовать водный потенциал клеток в растворах с различной концентрацией солей
Критерий оценивания Обучающийся:
• Описывает и объясняет механизм транслокации веществ у растений
• Определяет роль симпластного, апопластного и вакуолярного путей транспорта
• Определяет роль различных типов транспорта через клеточную мембрану
• Определяет роль активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса
• Объясняет роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала
• Объясняет роль водного потенциала клеток в растворах с разной концентрацией солей

Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка

Время выполнения 25 минут

Задания

1. Рисунок ниже иллюстрирует электронную микрофотографию поперечного среза стебля растения.
Рассмотрите рисунок и выполните задания.




















16

а) Назовите структуру, обозначенную А

b) Специализированные клетки, видимые на рисунке, принимают участие в транспорте ассимилятов от
места образования до места, где они используются. Назовите один ассимилят, который производят эти
клетки.


с) Назовите один орган растения, где образуются ассимиляты и один орган, где они накапливаются для
дальнейшего использования.




2. Рисунок ниже показывает путь, по которому вода входит в корень цветкового растения. Рассмотрите
рисунок и выполните задания.















а) Объясните, как вода проходит от Х к Y.





b) Назовите:
i) Структуры, обозначенные К и L.
К
L

ii) Путь движения воды, обозначенный буквой М.


3. Na+/K+-АТФаза выкачивает 3 иона Na+ из клетки и закачивает 2 иона K+ в клетку на одну
израсходованную молекулу АТФ.
Объясните, как функция этого насоса может способствовать образованию
электрохимического градиента (заряда) вдоль плазматической мембраны.

17








4. Диаграмма показывает транспорт ионов через клеточную мембрану. Белки-переносчики в клеточной
мембране являются насосами, благодаря которым изменяется соотношение концентрации натрия к
калию.


















Какое движение ионов, представленное ниже, является правильным?


Активный транспорт К+
Активный транспорт Na+
Диффузия Na+
Диффузия К+
A 2 3 1
4
B 2 3 4
1
C 3 2 1
4
D 3 2 4
1
5. На рисунке ниже изображены две одинаковые растительные клетки.







Одна растительная клетка была помещена в раствор с водным потенциалом менее
отрицательным, чем внутри клетки. Другая клетка была помещена в раствор с более
отрицательным водным потенциалом, чем внутри клетки.







18

а) Что будет происходит с каждой клеткой в этом случае?


Водный потенциал снаружи клетки менее отрицательный, чем внутри клетки

A
Водный потенциал снаружи клетки более отрицательный, чем внутри клетки




B





C





D






b) Объясните свой выбор.





























19

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Описывает и
объясняет механизм транслокации веществ у растений


Определяет роль симпластного, апопластного и вакуолярного путей транспорта
1 - определяет структуру, обозначенную А; 1
- определяет ассимилят, образованный клетками, 1
видимыми на рисунке;
- определяет орган, в котором образуются 1
ассимиляты и орган, где они накапливаются для
дальнейшего использования.
- характеризует движение воды от Х к Y; 1
2 - определяет структуру, обозначенную К; 1
- определяет структуру, обозначенную L; 1
- определяет путь движения воды, обозначенный 1
буквой М.

Определяет роль активного транспорта на примере натрий- калиевого насоса

Определяет роль различных типов транспорта через клеточную
мембрану
Объясняет роль водного потенциала клеток в растворах с разной концентрацией солей
3 - характеризует 1-ю роль Na /K насоса в 1
образовании электрохимического потенциала;
- характеризует 2-ю роль Na /K насоса в 1
образовании электрохимического потенциала;
- характеризует 2-ю роль Na /K насоса в 1
образовании электрохимического потенциала;
4 - называет тип трансопрта ионов через клеточную 1
мембрану.
5 - определяет внешний вид растительных клеток в 1
растворах с разной концентрацией;
- характеризует особенности внешнего вида 1
клетки в растворах с разной концентрацией;
- характеризует особенности внутреннего 1
состояния клетки в растворах с разной
концентрацией;
- характеризует роль водного потенциала в 1
растворах с разной концентрацией.
Всего баллов
15



















20

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.1 С
Транспорт веществ»
ФИО обучающегося _

Критерий оценивания Низкий
Средний Высокий

Описывает и объясняет механизм транслокации веществ у растений.





Определяет роль симпластного, апопластного и вакуолярного
путей транспорта.


Объясняет роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала.


Определяет роль различных типов транспорта через клеточную мембрану.
Определяет роль активного транспорта на примере натрий - калиевого насоса.
Затрудняется при определении структуры,обозначенной А/ ассимилята,
образованного клетками, видимыми на рисунке/органа, в котором
образуются и накапливваются ассимиляты.

Затрудняется при характеристике движения воды от Х к Y / структуры,
обозначенной К / L
/определении пути движения воды, обозначенной буквой М.

Затрудняется при характеристике 1-ой/2-ой/3-ей роли Na /K насоса в образовании
электрохимического потенциала.

Затрудняется при определении типа транспорта через клеточную мембрану.
Допускает ошибки при определении структуры, обозначенной А / ассимилята,
образованного клетками, видимыми на рисунке / органа, в котором образуются и
накапливваются ассимиляты.


Допускает ошибки при характеристике движения воды от Х к Y / структуры, обозначенной К / L
/определении пути движения воды, обозначенной буквой М.

Допускает ошибки 1-ой/2-ой/3-ей роли Na /K насоса в образовании
электрохимического потенциала.


Допускает ошибки при определении типа транспорта через клеточную мембрану.
Определяет структуру, обозначенную А / ассимилят, образованный
клетками, видимыми на рисунке /орган, в котором образуются и
накапливваются ассимиляты.
Характеризует движение воды от Х к Y / определяет структуру, обозначенную К
/ L /определяет путь движения воды, обозначенной буквой М.
Характеризует 1-ую /2- ую/3-ью роль Na /K насоса в образовании электрохимического
потенциала.
Определяет тип транспорта через клеточную мембрану.



21

Объясняет роль водного потенциала клеток в растворах с разной концентрацией солей.
Затрудняется при определении внешнего вида, характеристике особенностей внешнего
вида, внутреннего состояния, роли водного потенциала в растворах с разной
концентрацией солей.
Допускает ошибки при определении внешнего вида, характеристике особенностей
внешнего вида, внутреннего состояния, роли водного потенциала в растворах с
разной концентрацией солей.
Определяет внешний вид, характеризует особенности внешнего вида,
внутреннего состояния, роль водного потенциала в растворах с разной
концентрацией солей.

































22

2 четверть
Суммативное оценивание за раздел «11.2 А Координация и регуляция» Цель обучения
11.1.7.1 - описывать системы управления в биологии
11.1.7.2 - объяснять механизм действия гормонов
11.1.7.3 - исследовать действие стимуляторов на рост растений

Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет системы управления в биологии
• Описывает механизм действия гормонов
• Определяет действие стимуляторов на рост растений

Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Объясните, по какому типу обратной связи контролируется температура тела.

_





2. Какое утверждение описывает действия половых гормонов:

A) Они связывают специфические мембранные рецепторы.
B) Они непосредственно соединяются с ДНК.
C) Они обеспечивают образование вторичного проводника из клеточной мембраны.
D) Они повышают транскрипцию, когда соединяются с рецепторами.

3. Гормоны глюкагон и инсулин контролируют и регулируют концентрация глюкозы в крови. Объясните,
какую роль играет гормон глюкагон в контроле уровня глюкозы в крови.







4. Опишите, какую роль играет абсцизовая кислота при закрытии устьиц.
















23

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Объясняет системы управления в
биологии





Описывает механизм действия гормонов
1 - характеризует 1- ю особенность отрицательной 1
обратной связи;
- характеризует 2- ю особенность отрицательной 1
обратной связи; 1
- характеризует 3- ю особенность отрицательной обратной связи;
1
- характеризует 4- ю особенность отрицательной обратной связи.
2 - выбирает утверждение, определяющее 1
3 механизм действия гормонов; 1
- описывает 1-ю часть действия гормона 1
глюкагон в контроле уровня глюкозы в крови;
- описывает 2-ю часть действия гормона глюкагон в контроле уровня глюкозы в крови.

Определяет действие стимуляторов на рост растений
4 - описывает 1- ю часть действия абцизовой 1
кислоты при закрытии устьиц;
- описывает 2- ю часть действия абцизовой 1
кислоты при закрытии устьиц;
- описывает 3- ю часть действия абцизовой 1
кислоты при закрытии устьиц.
Всего баллов
10































24

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.2А
Координация и регуляция»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Объясняет системы управления в биологии
Затрудняется при характеристике 1- ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой особенностей
отрицательной обратной связи.
Допускает ошибки при характеристике 1- ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой
особенностей отрицательной обратной связи.
Характеризует 1- ую, 2-ую, 3- ью, 4-ую особенности отрицательной обратной связи.



Описывает механизм действия гормонов
Затрудняется при определении утверждения, определяющего механизм действия гормонов,
объяснении роли гормона глюкагона в контроле уровня глюкозы в крови.
Допускает ошибки при опредлении утверждения, определяющего
механизм действия гормонов, объяснении роли гормона глюкагона в контроле уровня
глюкозы в крови.
Указывает утверждение, определяющее механизм действия гормонов, объясняет
роль гормона глюкагона в контроле уровня глюкозы в крови.




Определяет действие стимуляторов на рост растений

Затрудняется при описании роли абцизовой кислоты при закрытии устьиц.

Допускает ошибки при описании роли абцизовой кислоты при закрытии устьиц.

Описывает механизм действия стимуляторов на рост растений.









25

Суммативное оценивание за раздел «11.2 В Размножение»


Цель обучения 11.2.1.1 - анализировать схему гаметогенеза у человека
11.2.1.2 - объяснять различия между сперматогенезом и оогенезом
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет схему гаметогенеза у человека
• Сравнивает оогенез и сперматогенез

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задания

1. На рисунке 1.1 изображена микрофотография продольного разреза яичника
млекопитающего.















Рис.1.1
a) Назовите структуры, обозначенные буквами А и B
A
B


b) На рисунке 1.2 показана часть процесса образования женских половых клеток.
















26





















Рис.1.2

Используя данные рис.1.2:
с) назовите клетки в стадии С



2. На рисунке 2.1 изображены стадии сперматогенеза у млекопитающего.
























а) Назовите клетки W, X и Y

W X
Y


27

b) На рисунке 2.2 изображен поперечный срез семенных канальцев
яичка млекопитающего.

















В этом секторе
Рис.2.2

В секторе, указанном на рисунке 2.2, нарисуйте линии, указывающие на нижеперечисленные структуры, и
обозначьте их соответствующими буквами.

G – клетки зародышевого эпителия М – созревшие сперматозоиды
Y – область, где находятся сперматиды


3. Сравните процессы сперматогенеза и оогенеза, заполнив таблицу.

Сперматогенез Оогенез
Различие 1

Различие 2

Сходство





















28

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Объясняет схему гаметогенеза у человека









Сравнивает оогенез и сперматогенез
1 - определяет часть, обозначенную А; 1
- определяет часть, обозначенную B; 1
- определяет клетки в стадии С. 1
2 - определяет клетку W; 1
- определяет клетку X; 1
- определяет клетку Y; 1
- определяет по рисунку и указывает 1
клетки зародышевого эпителия; 1
- определяет по рисунку и указывает
созревшие сперматозоиды; 1
- определяет по рисунку и указывает область, где находятся сперматиды.
3 - указывает 1-е различие сперматогенеза 1
и оогенеза;
- указывает 2-е различие сперматогенеза 1
и оогенеза;
- указывает сходство сперматогенеза и 1
оогенеза.
Всего баллов
12
































29

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.2В
Размножение»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Объясняет схему гаметогенеза у человека
Затрудняется при определении части, обозначенной А, В и клетки в стадии С.
Допускает ошибки при определении части, обозначенной А,
В и клетки в стадии С.
Определяет части, обозначенные А, В и клетки в стадии С.


Объясняет схему гаметогенеза у человека
Затрудняется при определении по рисунку клеток W, X, Y, клеток зародышевого
эпителия, созревших сперматозоидов, области расположения сперматид.
Допускает ошибки при определении по рисунку клеток W, X, Y, клеток
зародышевого эпителия, созревших сперматозоидов, области
расположения сперматид.
Определяет по рисунку клетки W, X, Y, зародышевый эпителий,
созревшие сперматозоиды, область расположения сперматид.


Сравнивает оогенез и сперматогенез
Затрудняется при определении сходств и различий между оогенезом и сперматогенезом.
Допускает ошибки при определении сходств и различий между
оогенезом и сперматогенезом.
Определяет сходства и различия между оогенезом и сперматогенезом.











30

Суммативное оценивание за раздел «11.2 С Рост и развитие» и «11.2D Закономерности наследственности
и изменчивости»
Цель обучения 11.2.3.1 - объяснять процесс специализации стволовых
клеток и их практическое применение
11.2.4.1 - найти связь мутаций с репарацией
дезоксирибонуклеиновой кислоты, рекомбинацией дезоксирибонуклеиновой кислоты, репликацией
дезоксирибонуклеиновой кислоты
11.2.4.2 - использовать статистические методы для анализа достоверности наследования признаков (χ²
критерий, t- критерий)
11.2.4.3 - обсуждать значение проекта «Геном человека»
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает процесс специализации стволовых клеток
• Объясняет связь мутаций с репарацией дезоксирибонуклеиновой
кислоты, рекомбинацией дезоксирибонуклеиновой кислоты, репликацией
дезоксирибонуклеиновой кислоты
• Определяет статистические методы для анализа достоверности наследования признаков
(χ² критерий, t- критерий)
• Объясняет значение проекта «Геном человека»

Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Некоторые стволовые клетки делятся и увеличивают количество лимфоцитов. В какой части организма
человека эти клетки делятся?
А) костный мозг
B) тимус
C) лимфоидный узел
D) кровь

2. Какое утверждение о получении человеческих эмбриональных стволовых клеток для
исследований является правильным?

А) Удаление этих клеток считается этически приемлемым, так как нормальное развитие эмбриона не
ингибируется.
B) Клетки должны быть удалены на ранней стадии развития из области бластоциста, известной как
внутренняя клеточная масса.
C) Клетки должны быть удалены в течение дня после успешного оплодотворения яйцеклетки
спермой и после проверки нормального митотического деления.
D) Область бластоцисты, из которой удаляются клетки, представляет собой область, которая
развивается на более поздней стадии в плаценту.

3. Фермент, который катализирует процесс репликации ДНК, находит ошибки во время процесса и
удаляет их.
(а) Укажите тип мутации, возникающий в процессе репликации ДНК.





31

(b)Укажите название фермента, участвующего в распознавании ошибок репликации.

(c) Укажите название фермента, участвующего в исправлении ошибок репликации.


(d) Опишите механизм обнаружения и исправления ошибок во время репликации.





4. Инженер-генетик пытался скрестить тигра и гепарда. Ученый предсказал
фенотипический результат признаков, которые будут наблюдаться в следующем соотношении: 4
полосатых : 3 пятнистых : 9 полосато-пятнистых. Когда скрещивание было выполнено, результат был
следующим: 50 полосатых: 41 пятнистых: 85 полосато- пятнистых.

Значение χ2 рассчитывается по формуле:

Значения χ2 для разных степеней свободы представлены ниже: 1 3.841
2 5.991
3 7,815

а) Заполните таблицу, выполнив необходимые вычисления:


Ожидаемое ссотношение


4 полосатых
3 пятнистых
9 полосато- пятнистых Всего 16
Наблюдаемое в результате скрещивания (О)
Ожидаемое (Е)
О-Е (О-Е)2 (О-Е)2/Е

b) В соответствии с тестом хи-квадрат, получила ли исследователь предсказанный ею результат?
Сформулируйте выводы исходя из полученных результатов.




5. Опишите, как проект «Геном человека» улучшил генетическое консультирование.






32

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Описывает процесс специализации стволовых клеток. Описывает процесс специализации стволовых клеток
Объясняет связь мутаций с репарацией
дезоксирибонуклеин овой кислоты, рекомбинацией
дезоксирибонуклеин овой кислоты, репликацией
дезоксирибонуклеин овой кислоты





Определяет статистические методы для анализа достоверности наследования признаков (χ² критерий, t-
критерий)
Объясняет значение
«Генома человека»
1 - определяет часть тела, где делятся и 1
увеличиваются лимфоциты
2 - указывает верное утверждение о 1
получении эмбриональных стволовых
клеток для исследований.
3 - называет тип мутации 1
- называет фермент, участвующий в 1
распознавании ошибок во время
репликации 1
- называет фермент, участвующий в исправлении ошибок во время репликации
1
- характеризует 1-ю особенность механизма обнаружения и исправления
ошибок во время репликации 1
- характеризует 2-ю особенность механизма обнаружения и исправления
ошибок во время репликации 1
- характеризует 3-ю особенность механизма обнаружения и исправления
ошибок во время репликации.
4 - вычисляет ожидаемый результат 1
- вычисляет Хи-квадрат 1
- определяет степень свободы 1
- объясняет результат в соответствии с 1
тестом хи-квадрат
- указывает, соответствует ли 1
предсказанный результат реальному
5 - характеризует первую роль проекта 1
«Геном человека» 1
- характеризует вторую роль проекта
«Геном человека»
Всего баллов
15
















33

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «11.2 С Рост и развитие» и «11.2D Закономерности наследственности и изменчивости» ФИО
обучающегося
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Описывает процесс специализации стволовых клеток




Объясняет связь мутаций с репарацией
дезоксирибонуклеиновой кислоты, рекомбинацией дезоксирибонуклеиновой кислоты,
репликацией дезоксирибонуклеиновой кислоты
Определяет статистические методы для анализа достоверности наследования признаков (χ²
критерий, t-критерий)



Объясняет значение проекта «Геном человека».
Затрудняется при определении части тела, где делятся и увеличиваются
лимфоциты.
Затрудняется при определении утверждения о получении эмбриональных
стволовых клеток для исследований.
Затрудняется при определении типа мутации, фермента, участвующего в распознавании,
исправлении ошибок во время репликации; объяснении 1-ой, 2-ой, 3-ей
особенности механизма обнаружения и исправления ошибок во время
репликации.
Затрудняется при вычислении ожидаемого результата, хи- квадрата,
степени свободы; объяснении результата в соотвествии с тестом
хи-квадрат; соотнесении предсказанного и рассчитанного результата
скрещивания.
Затрудняется объяснить значение проекта «Геном человека».
Допускает ошибки при определении части тела, где делятся и увеличиваются
лимфоциты.
Допускает ошибки при определении утверждения о получении эмбриональных
стволовых клеток для исследований.
Допускает ошибки при определении типа мутации, фермента, участвующего
в распознавании, исправлении ошибок во время репликации; объяснении 1-ой,
2-ой, 3- ей особенности механизма обнаружения и исправления ошибок во время
репликации.
Допускает ошибки при вычислении ожидаемого результата, хи-квадрата, степени
свободы; объяснении результата в соотвествии с тестом хи- квадрат; соотнесении
предсказанного и рассчитанного результата скрещивания.

Допускает ошибки при объяснении значения проекта «Геном человека».
Определяет часть тела, где делятся и увеличиваются лимфоциты.
Определяет утверждение о получении эмбриональных
стволовых клеток для исследований.
Определяет тип мутации, фермент, участвующий в распознавании,
исправлении ошибок во время репликации; объясняет 1-ую, 2ую, 3-ью особенность
механизма обнаружения и исправления ошибок во время репликации.
Вычисляет ожидаемый результат, хи-квадрат, степень свободы; объясняет результат в
соотвествии с тестом хи-квадрат; соотносит предсказанный и рассчитанный результаты
скрещивания.


Объясняет преимущества создания проекта «Геном человека».

34

3 четверть
Суммативное оценивание за раздел «11.3А Клеточная биология»

Цель обучения 11.4.2.1 - определять и описывать основные компоненты
клеток с использованием микрофотографий
11.4.2.2 - определять фактический размер клеток

Критерий оценивания Обучающийся
• Распознает и описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий
• Расчитывает фактический размер клеток

Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения 20 минут

Задания

1. На рисунке 1.1 представлена электронная микрофотография клетки мезофилла листа.


















2,5μm
Рис. 1.1

(а) Рассчитайте увеличение рис. 1.1. Распишите ваши вычисления и выразите свой ответ
целым числом.







Ответ:

35

(b) Используя буквы от A до F, определите, в какой части клетки расположены следующие вещества
(рис. 1.1):
хлорофилл целлюлоза
ДНК
фосфолипид
2. На рисунке 2.1 изображена шкала объект-микрометра, на которой маленькие деления
соответствуют 0,1 мм. Её можно увидеть через окуляр, содержащий координатную сетку.














Рис. 2.1
Объект-микрометр был заменен на препарат растительной клетки.










Какова длина хлоропласта?
A) 0.5 mm
B) 10µm
C) 50µm
D) 100µm








36

3. Электронная микрофотография на рисунке 3.1 показывает клетку.












Рис. 3.1
Определите фактический диаметр ядра. Распишите ваши вычисления.








4. На рис. 4.1 показано изображение, сделанное из электронной микрофотографии двух
соседних клеток в листе.













Рис. 4.1

(а) Назовите структуры, обозначенные C, D и E. С

D Е


(b) Укажите одну функцию вакуоли в растительной клетке.



37

5. На рисунке 5.1 показана электронная микрофотография животной клетки.















Рис. 5.1
Заполните таблицу, указав названия структур от В до G и функцию каждой из них. Первая
строка заполнена.
Название Функция

A Клеточная мембрана
Контроль транспорта веществ в и из клетки
B C D E F G


























38

Критерии №
задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Распознает и
описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий

Расчитывает
фактический размер клеток готовых микропрепаратов
Расчитывает
фактический размер клеток готовых микропрепаратов
1 -вычисляет увеличение рисунка; 1
-выражает ответ целым числом; 1
-называет часть клетки, содержащую 1
хлорофилл;
-называет часть клетки, содержащую 1
целлюлозу;
-называет часть клетки, содержащую 1
ДНК;
-называет часть клетки, содержащую 1
фосфолипид.
2 - вычисляет длину хлоропласта; 1
3 - вычисляет фактический диаметр ядра; 1
- расписывает вычисления. 1

Распознает и
описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий
4 - определяет по рисунку структуру С; 1
- определяет по рисунку структуру D; 1
- определяет по рисунку структуру Е; 1
- называет роль вакуоли. 1
5 - определяет по рисунку структуры В и 1
С и называет их функции; 1
- определяет по рисунку структуры D и
E и называет их функции; 1
- определяет по рисунку структуры F и G и называет их функции.
Всего баллов
16


























39

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.3А
Клеточная биология»

ФИО обучающегося _

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Распознает и описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий
Затрудняется при вычислении увеличения рисунка, выражении ответа целым числом, а также
в определении части клетки, содержащей хлорофилл, целлюлозу, ДНК,
фосфолипид.
Допускает ошибки при вычислении увеличения рисунка, выражении ответа целым
числом, а также в определении части клетки содержащей хлорофилл, целлюлозу, ДНК,
фосфолипид.
Вычисляет увеличение рисунка, выражает ответ целым числом. Определяет
часть клетки, содержащей хлорофилл, целлюлозу, ДНК, фосфолипид.




Расчитывает
фактический размер
клеток готовых микропрепаратов
Затрудняется при вычислении длины хлоропласта.
Допускает ошибки при вычислении длины хлоропласта.
Вычисляет длину хлоропласта.


Расчитывает
фактический размер
клеток готовых микропрепаратов
Распознает и описывает основные компоненты клеток с использованием микрофотографий
Затрудняется при вычислении фактического диаметра ядра.


Затрудняется при определении основных компонентов клеток с использованием
микрофотографий
Допускает ошибки при вычислении фактического диаметра ядра.

Допускает ошибки при определении основных компонентов
клеток с использованием
микрофотографий
Вычисляет фактический диаметр ядра.


Определяет основные компонентов клеток с использованием
микрофотографий



40

Суммативное оценивание за раздел «11.3В Биотехнология»


Цель обучения 11.4.3.1 - описывать и объяснять этапы микробиологических
исследований
11.4.3.2 - сравнивать грамположительные и грамотрицательные бактерии
11.4.3.3 - объяснять способы получения рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот
11.4.3.4 - объяснять способы клонирования организмов
11.4.3.5 - описывать методы микроклонального размножения растений
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет этапы микробиологических исследований
• Различает грамположительные и грамотрицательные бактерии
• Описывает способы получения рекомбинантных дезоксирибонуклеиновых кислот
• Описывает способы клонирования организмов
• Объясняет методы микронального размножения растений

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Техника асептики представляет собой ряд лабораторных процедур, которые проводятся в стерильных
условиях для того, чтобы минимизировать количество микроорганизмов. Два ученика исследовали
рост двух штаммом бактерий в питательном бульоне при комнатной температуре.
Приведите два примера техник асептики, которые ученики должны были применить во время эксперимента.
1)
2
)


2. Бактерии могут быть грамположительными или грамотрицательными.
На рис. 2.1 представлено схематическое изображение части клеточных стенок как
грамположительных, так и грамотрицательных бактерий.










Грамположительная бактерия Грамотрицательная бактерия

Клеточные стенки грамположительных бактерий имеют клеточные стенки с содержанием
пептидогликана 50%. В клеточных стенках грамотрицательных бактерий содержание
пептидогликана составляет 10-20%.

41

а) Объясните, почему грамположительные бактерии более восприимчивы к действию пенициллина,
в отличии от грамотрицательных бактерий.




3. Получение инсулина в промышленных масштабах возможно благодаря генной инженерии и таким
прокариотическим организмам как Escherichia coli.

В таблице 3 приведены сведения о поэтапном получении инсулина из E.Coli.

Дополните таблицу 3, добавив по одному утверждению в каждую пустую ячейку таблицы.

Таблица 3

Этап Обоснование этапа
Получение копий гена с липкими концами. Ген кодирует синтез инсулина.
Действует как вектор для переноса гена в клетку хозяина.

Использование фермента рестрикционой эндонуклеазы.
Смешивание вектора и гена.



Проверка наличия и получение успешно трансформированных клеток.



Сшивает сахарофосфатный остов. Получить трансформированную клетку E.Coli.


Получить большое количество инсулина для экстракции и очищения.

4. На рисунке 4 представлена схема одного из способов клонирования.



















Используя данные этой схемы:
а) укажите название данного способа клонирования



42

b) опишите основные этапы данного способа клонирования:





5. На рисунке ниже представлена схема микроклонального размножения растений.






















а) Используя схему, опишите основные этапы микроклонального размножения.







b) Укажите 1 недостаток и 1 преимущество данного метода размножения растений. Недостаток

Преимущество
















43

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Определяет этапы микробиологических исследований
1 приводит первый пример техник асептики 1
приводит второй пример техник асептики 1

Различает грамположительные и грамотрицательные бактерии


Описывает способы получения
рекомбинантных
дезоксирибонуклеин овых кислот
2 приводит первую причину большей 1
восприимчивости грамположительных бактерий к действию пенициллина
приводит вторую причину большей 1
восприимчивости грамположительных бактерий к действию пенициллина
3 добавляет правильные утверждения в 1
пустые ячейки 3 и 4 строк таблицы
добавляет правильные утверждения в 1
пустые ячейки 5 и 6 строк таблицы
добавляет правильные утверждения в 1
пустые ячейки 7, 8 и 9 строк таблицы

Описывает способы клонирования организмов
Объясняет методы микронального размножения растений
4 называет по рисунку способ клонирования 1
характеризует первую особенность этого 1
способа клонирования
характеризует вторую особенность этого 1
способа клонирования
5 по схеме описывает первый этап 1
микроклонального размножения растений
по схеме описывает второй этап 1
микроклонального размножения растений
по схеме описывает третий этап 1
микроклонального размножения растений
по схеме описывает четвертый и пятый 1
этапы микроклонального размножения растений
Всего баллов
14






















44

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.3 В
Биотехнология»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Определяет этапы микробиологических исследований
Различает грамположительные и грамотрицательные
бактерии

Описывает способы получения
рекомбинантных
дезоксирибонуклеиновых кислот
Описывает способы клонирования организмов



Объясняет методы микронального размножения растений
Затрудняется в приведении примеров техник асептики.

Затрудняется в указании причин большей восприимчивости грамположительных бактерий
к действию пенициллина.

Затрудняется воспроизвести и обосновать все этапы получения инсулина из E.Coli.


Затрудняется при определении по рисунку способа клонирования, а также при описании
первой, второй особенностей этого способа клонирования.

Затрудняется при описании этапов микроклонального размножения растений, затрудняется
указать преимущество и недостаток данного метода.
Допускает ошибки в приведении примеров техник асептики.

Допускает ошибки в указании причин большей
восприимчивости грамположительных бактерий к действию пенициллина.
Допускает ошибки в воспроизведении и обосновании этапов получения
инсулина из E.Coli.

Допускает ошибки при определении по рисунку способа клонирования, а
также при описании первой, второй особенностей этого способа
клонирования.
Допускает ошибки при описании этапов микроклонального размножения растений, а
также при указании преимущества и недостатка данного метода.
Приводит примеры техник асептики.

Приводит причины большей восприимчивости грамположительных бактерий к действию пенициллина.

Полностью воспроизводит все этапы получения инсулина из E.Coli и дает
верное обоснование.

Определяет по рисунку способ клонирования, описывает первую, вторую особенности
этого способа клонирования.


Описывает этапы микроклонального размножения растений,
указывает преимущество и недостаток данного метода.




45

Суммативное оценивание за раздел «11.3 C Биомедицина и биоинформатика»


Цель обучения 11.4.4.1 - объяснять воздействия электромагнитных и
звуковых волн на организм человека
11.4.4.2 - объяснять значение эпигенетики в изучении механизмов регуляции генов, не затрагивающими
последовательность генов
11.4.4.4 - объяснять значение метода экстракорпорального оплодотворения
11.4.4.5 - объяснять использование моноклональных антител в диагностике и лечении заболеваний
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм человека
• Описывает значение эпигенетики в изучении механизмов регуляции генов, не затрагивающих
последовательность генов
• Описывает значение метода экстракорпорального оплодотворения
• Характеризует использование моноклональных антител в диагностике и лечении заболеваний

Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Чем сильнее электромагнитное излучение взаимодействует с живыми тканями, тем больше
вреда оно может нанести этим тканям. Далее внутри организмов находятся более жизненно важные органы
и ткани, повреждение которых более вредно для организма. Сила взаимодействия с тканями организма
человека и глубина проникновения в организм человека различных видов электромагнитного
излучения показана на диаграмме. Изучите диаграмму и выполните задания.























46

а) Укажите наиболее опасный для человека тип электромагнитного излучения.


b) Объясните, почему этот тип излучения наиболее опасен для человека.







2. Эпигенетика изучает наследуемые изменения экспрессии генов без изменения
последовательности ДНК.
(a) Приведите два примера факторов, которые вызывают эпигенетические изменения в генах.



(b) в ДНК происходит два типа эпигенетических изменений: метилирование и
модификация гистонов.
(i) Объясните, как эти два типа эпигенетических модификаций влияют на экспрессию гена.




(ii) Объясните, как знание эпигенетических взаимодействий влияет на понимание причин болезней.




3. У женщины, проходившей лечение с помощью ЭКО, были собраны ооциты. Каждый ооцит был
рассмотрен под микроскопом. Объясните, почему в ЭКО используются ооциты, которые имеют полярные
тельца первого порядка.





4. Бактерия Treponema pallidum вызывает инфекционное заболевание, передающееся
половым путем, – сифилис. Если ее не лечить, болезнь может быть смертельной, но ранняя диагностика
может привести к успешному лечению. Одной из трудностей диагностики этого заболевания является
проблема распознавания на ранней стадии T. pallidum среди других видов, принадлежащих к роду
Treponema, которые живут в организме человека и являются безвредными. Мышам вводили некоторые
клетки T. Pallidum в качестве эксперимента.

(а) Опишите шаги, которые затем понадобятся для получения клона клеток гибридомы, секретирующей
антитела против этой бактерии.






47



(b) Кратко опишите одно применение моноклонального антитела при лечении заболевания.



























































48

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Описывает воздействия
электромагнитных и звуковых волн на организм человека



Описывает значение эпигенетики в изучении механизмов регуляции генов, не
затрагивающих последовательность генов







Описывает значение метода экстракорпорального оплодотворения

Характеризует использование моноклональных антител в
диагностике и лечении заболеваний
1 по рисунку называет наиболее опасный 1
тип электромагнитного излучения
характеризует первую особенность этого 1
излучения с точки зрения опасности для человека
характеризует вторую особенность этого 1
излучения с точки зрения опасности для человека
2 приводит первый пример факторов, 1
которые вызывают эпигенетические изменения в генах
приводит второй пример факторов, 1
которые вызывают эпигенетические изменения в генах
объясняет, как первый тип 1
эпигенетических модификаций влияет на экспрессию гена
объясняет, как второй тип 1
эпигенетических модификаций влияет на экспрессию гена
приводит одно объяснение того, как 1
знание эпигенетических взаимодействий влияет на понимание причин болезней
3 описывает ооциты, имеющие полярные 1
тельца первого порядка
объясняет, почему ооциты, имеющие 1
полярные тельца первого порядка, используются при ЭКО
4 описывает первый шаг для получения 1
клеток гибридом
описывает второй шаг для получения 1
клеток гибридом
описывает третий шаг для получения 1
клеток гибридом
характеризует первую особенность 1
применения моноклонального антитела при лечении заболеваний
характеризует вторую особенность 1
применения моноклонального антитела при лечении заболеваний
Всего баллов
15









49

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11. 3
C Биомедицина и биоинформатика»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Описывает воздействия электромагнитных и звуковых волн на организм
человека
Описывает значение эпигенетики в изучении механизмов регуляции генов, не
затрагивающих последовательность генов





Описывает значение метода экстракорпорального оплодотворения Характеризует использование
моноклональных антител в диагностике и лечении заболеваний
Затрудняется определить и охарактеризовать наиболее опасный для
человека тип излучения.
Затрудняется привести примеры факторов, которые вызывают эпигенетические
изменения в генах; объяснить, как первый и второй типы эпигенетических
модификаций влияют на экспрессию гена; объяснить, как знание
эпигенетических взаимодействий влияет на понимание причин болезней.

Затрудняется при описании ооцитов, объяснении роли ооцитов для ЭКО.

Затрудняется при описании шагов для получения клеток гибридом, характеристике
особенностей применения моноклональных антител при лечении заболеваний.
Допускает ошибки при определении и характеристике наиболее опасного
для человека типа излучения.
Допускает ошибки в приведении примеров факторов, которые вызывают
эпигенетические изменения в генах; в объяснении того, как первый и второй типы
эпигенетических модификаций влияют на экспрессию гена; объяснении того,
как знание эпигенетических взаимодействий влияет на понимание причин болезней.
Допускает ошибки при описании ооцитов, объяснении роли ооцитов первого порядка для ЭКО.

Допускает ошибки при описании шагов для получения клеток гибридом,
характеристике особенностей применения моноклональных антител при лечении
заболеваний.
Определяет и характеризует наиболее опасный для человека тип излучения.

Приводит примеры факторов, которые вызывают эпигенетические изменения
в генах; объясняет, как первый и второй типы эпигенетических модификаций влияют
на экспрессию гена; объясняет, как знание эпигенетических взаимодействий
влияет на понимание причин болезней.

Описывает ооциты, объясняет роль ооцитов первого порядка для ЭКО.

Описывает шаги для получения клеток гибридом, характеризует особенности применения
моноклональных антител при лечении заболеваний.



50

4 четверть
Суммативное оценивание за раздел «11.4 А Биосфера, экосистема, популяция»

Цель обучения 11.3.1.1 - объяснять правила
экологической пирамиды
11.3.1.2 - создавать схемы трофических уровней в экосистемах
11.3.1.3 - устанавливать взаимосвязь между видовым разнообразием и устойчивостью экосистем

Критерий оценивания Обучающийся
• определяет правила экологической пирамиды
• объясняет схемы трофических уровней в экосистемах
• объясняет взаимосвязь между видовым разнообразием и устойчивостью экосистем

Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. На рис. 1.1 показана энергия, поступающая в морскую экосистему от Солнца, энергия на каждом
трофическом уровне и энергия, потерянная на каждом трофическом уровне.
Цифры в произвольных единицах. Изучите схему и выполните задания.
























Рис. 1.1


51

а) Заполните пустую ячейку на рис. 1.1, чтобы показать общую потерю энергии в виде тепла.

b) Рассчитайте процент энергии от Солнца, которая используется продуцентами. Распишите ваши
вычисления.





Ответ %

с) Представленная экосистема относится к водной. Предположите, почему большая часть солнечной
энергии не используется продуцентами.




d) На сетке ниже нарисуйте пирамиду энергии для пищевой сети, показанной на рис. 1.1.














e) В экосистеме на рис. 1.1 начальная энергия поступает от Солнца. Объясните, как
энергия доходит до организмов в гидротермальных источниках.




2. На рис. 2.1 показана пищевая цепь песчаного берега. Изучите схему и выполните задания.











52
















Рис. 2.1

а) Объясните, что подразумевается под термином трофический уровень.




b) Нарисуйте энергетическую пирамиду и обозначьте на ней трофические уровни для
показанной пищевой цепи.

фитопланктон и морские водоросли → равноногие ракообразные (изоподы) → морская звезда → кулик










3. Исследования энергетической эффективности разведения сома в прудах показали, что только
15–20% энергии, потребляемой популяцией сома в пищу, используется для увеличения
их общей биомассы.

a) Объясните, почему только часть энергии, поглощенной сомом, используется для увеличения
биомассы.




b) В дикой природе только около 10% энергии, потребляемой сомом в пищу, используется для увеличения
биомассы. Предположите, почему этот процент ниже в дикой природе, чем в пруду.


53




4. На графике ниже показана взаимосвязь между годовыми темпами обезлесения и годовым приростом
населения в некоторых странах.





















Процент годового прироста населения
B - Бурунди
I - Индонезия N- Нигерия
P - Филиппины V - Вьетнам
Z – Зимбабве

а) Опишите взаимосвязь показанную на графике.




b) Более половины видов растений и животных составляющих биоразнообразие Земли полагают находится в
тропических лесах. Объясните значение термина биоразнообразие.




с) Объясните экономическую причину сохранения устойчивости биоразнообразия.










54

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Определяет правила экологической пирамиды
1 определяет по схеме общую потерю 1
энергии в виде тепла
вычисляет процент энергии от Солнца, 1
используемой продуцентами
демонстрирует свои вычисления 1
объясняет, почему большая часть энергии 1
не используется продуцентами
зарисовывает пирамиду энергии для 1
пищевой цепи
описывает процесс переноса энергии в 1
пищевой цепи гидротермальных источников
объясняет причины потери энергии 1

Объясняет схемы трофических уровней в экосистемах













Объясняет взаимосвязь между видовым разнообразием и устойчивостью экосистем
2 формулирует определение трофического 1
уровня
зарисовывает соответствующую 1
энергетическую пирамиду
обозначает продуценты на энергетической 1
пирамиде
обозначает консументы первого, второго, 1
третьего порядка на энергетической пирамиде
3 объясняет причину использования 1
консументами части энергии для увеличения биомассы
соотносит разницу между количеством 1
энергии потребляемой консументами в пищу и используемой для увеличения биомассы
в дикой природе и искусственных биоценозах
4 характеризует по графику, взаимосвязь 1
между приростом населения и процентом годового темпа облесения
характеризует по графику, взаимосвязь 1
между приростом населения и процентом годового темпа облесения
формулирует определение термина 1
биоразнообразие
характеризует первую экономическую 1
причину сохранения устойчивости биоразнообразия
характеризует вторую экономическую 1
причину сохранения устойчивости биоразнообразия
Всего баллов
18






55

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.4 А
Биосфера, экосистема, популяция»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Определяет правила экологической пирамиды












Объясняет схемы трофических уровней в экосистемах
Затрудняется при определении по схеме общей потери энергии в виде тепла; вычислении
процента энергии от Солнца, используемой продуцентами; демонстрации своих
вычислений; объяснении, почему большая часть энергии не используется
продуцентами; изображении пирамиды энергии для пищевой цепи; описании процесса
переноса энергии в пищевой цепи гидротермальных источников; объяснении причин
потери энергии.

Затрудняется при формулировании определения термина трофический уровень;
изображении соответствующей пирамиды; указании продуцентов на пирамиде;
указании консументов первого, второго, третьего порядка на пирамиде.
Допускает ошибки при определении по схеме общей потери энергии в
виде тепла; вычислении процента энергии от Солнца, используемой
продуцентами; демонстрации своих вычислений; объяснении, почему большая часть
энергии не используется продуцентами; изображении пирамиды энергии для пищевой
цепи; описании процесса переноса энергии в пищевой цепи гидротермальных
источников; объяснении причин потери энергии.
Допускает ошибки при формулировании определения термина трофический
уровень; изображении соответствующей пирамиды; указании продуцентов на пирамиде;
указании консументов первого, второго, третьего порядка на пирамиде.
Определяет по схеме общую потерю энергии в виде тепла; вычисляет процент энергии от
Солнца, используемой продуцентами; демонстрирует свои вычисления;
объясняет почему большая часть энергии не используется продуцентами; изображает пирамиду
энергии для пищевой цепи; описывает процесс переноса энергии в пищевой цепи
гидротермальных источников; объясняет причины потери энергии.

Формулирует определение термина трофический уровень; изображает соответствующую
пирамиду; указывает продуценты на пирамиде; указывает консументы
первого, второго, третьего порядка на пирамиде.







56










Объясняет взаимосвязь между видовым разнообразием и устойчивостью экосистем
Затрудняется при объяснении причин использования консументами части
энергии для увеличения биомассы; объяснении разницы между количеством энергии,
потребляемой консументами в пищу и используемой для
увеличения биомассы в дикой природе и искусственных биоценозах.
Затрудняется в характеристике по графику взаимосвязи между приростом населения и
процентом годового темпа облесения; формулировании термина
биоразнообразие; характеристике первой экономической причины сохранения
устойчивости биоразнообразия; характеристике второй экономической причины сохранения
устойчивости биоразнообразия.
Допускает ошибки при объяснении причин использования консументами части
энергии для увеличения биомассы; объяснении разницы между количеством энергии,
потребляемой консументами в пищу и используемой для увеличения
биомассы в дикой природе и искусственных биоценозах.
Допускает ошибки в характеристике по графику взаимосвязи
между приростом населения и процентом годового темпа облесения; формулировании термина
биоразнообразие; характеристике первой
экономической причины сохранения устойчивости биоразнообразия;
характеристике второй экономической причины сохранения устойчивости
биоразнообразия.
Объясняет причины использования консументами части энергии для
увеличения биомассы; объясняет разницу между количеством энергии, потребляемой
консументами в пищу и используемой для увеличения биомассы в дикой природе и
искусственных биоценозах.
Характеризует по графику взаимосвязи между приростом населения и процентом годового
темпа облесения; формулирует термин биоразнообразие; характеризует
первую
экономическую причину сохранения устойчивости биоразнообразия;
характеризует вторую экономическую причину сохранения устойчивости биоразнообразия.















57

Суммативное оценивание за раздел «11.4 В Экология и влияние человека на окружающую среду»

Цель обучения 11.3.2.1 - прогнозировать последствия
возможного
глобального потепления климата
11.3.2.2 - изучать и предлагать возможные варианты решения экологических проблем Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет последствия возможного глобального потепления климата
• Определяет и предлагает возможные варианты решения экологических проблем Казахстана

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Ниже дан список результатов человеской деятельности:
1. Добыча горючих полезных ископаемых
2. Чрезмерное использование удобрений
3. Обезлесение

Какая деятельность может вызвать изменения показанные на графике ниже? Ответ обоснуйте.
















Время
....................................................................................................
.........................................
....................................................................................................
.........................................
....................................................................................................
.........................................

2. Какие два газа больше всего влияют на глобальное потепление климата?
A) углекислый газ и метан
B) монооксид углерода и диокисд углерода
C) метан и диоксид серы
D) диоксид серы и монооксид углерода





58

3. Реки и озера в Казахстане содержат много пластиковых предметов, которые были
выброшены после использования. Большинство из них не разлагается.

а) Опишите возможные экологические последствия, которые могут быть вызваны неразлагающимися
пластиковыми предметами в реках и озерах.






b) Предложите возможные пути решения этой проблемы.



















































59

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Объясняет последствия возможного глобального
потепления климата

Определяет и предлагает
возможные варианты решения экологических проблем Казахстана
1 Определяет тип антропогенного 2 воздействия на окружающую среду
по результату
Дает обоснование каждому ответу 2
2 называет газы, влияющие на глобальное 1
потепление климата
3 объясняет первое возможное 1
экологическое последствие, которое может быть вызвано
неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах
объясняет второе возможное 1
экологическое последствие, которое может быть вызвано
неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах
объясняет третье возможное 1
экологическое последствие, которое может быть вызвано
неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах
предлагает возможные пути решения 1
проблемы пластиковых отходов
Всего баллов
9






























60

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.4 В
Экология и влияние человека на окружающую среду»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Объясняет последствия возможного глобального потепления климата
Затрудняется при определении видов деятельности человека, которые могут
вызвать увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере.
Допускает ошибки при определении видов деятельности человека, которые могут
вызвать увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере.
Определяет виды деятельности человека, которые могут вызвать
увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере.


Затрудняется при определении газов, вызывающих глобальное потепление климата.
Допускает ошибки при определении газов, вызывающих глобальное потепление климата.
Определяет газы, вызывающие глобальное потепление климата.


Определяет и предлагает возможные варианты решения экологических
проблем Казахстана
Затрудняется при описании возможных экологических последствий, которые могут
быть вызваны неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах; при
определении возможных путей решения проблемы пластиковых отходов в водоёмах.
Допускает ошибки при описании возможных экологических последствий, которые могут быть
вызваны неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах; при определении
возможных путей решения проблемы пластиковых отходов в водоёмах.
Описывает возможные экологические последствия, которые могут быть вызваны
неразлагающимися пластиковыми предметами в реках и озерах; определяет возможные пути
решения проблемы пластиковых отходов в водоёмах.









61




























































62
 
Верх