Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География» 11 класс (естественно-математического направления)

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География»

11 класс
(естественно-математического направления)



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и
проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «География» для обучающихся в 10
классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету
«География» для 10-11 классов уровня общего среднего образования естественно-математического
направления в рамках обновления содержания среднего образования.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить
уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и
баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей общей средней школы, администрации
школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по
критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.


СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований» 4
Суммативное оценивание за раздел «Картография и геоинформатика» 7
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология» 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 15
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология» 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 20
Суммативное оценивание за раздел «Геоэкономика»
20
Суммативное оценивание за раздел «Геополитика»
24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 27
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»
27
Суммативное оценивание за раздел «Глобальные проблемы человечества» 31

































3

ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований» Тема
Актуальные методы географических исследований
Цели обучения 11.1.1.2 Применять методы экспертных оценок согласно теме
исследования
11.1.1.4 Применять методы районирования согласно теме исследования

Критерии оценивания Обучающийся
• Применяет методы экспертных оценок согласно теме исследования
• Районирует перечисленные страны


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. За все блага цивилизации человечество расплачивается своим здоровьем. На
сегодня экологическая проблема для нас самая острая — речь идет о выживании.
Экологические проблемы Казахстана и пути их решения находятся в общем ряду этой глобальной задачи.

Примерные пути решения:
1.Замена фильтров на старых производствах; 2.Оздоровление атмосферы городов;
3. Оздоровление водных ресурсов;
4. Оздоровление земельных ресурсов.

(a) Представьте себе, что вы – эксперт по экономике.Какое решение вы предложите из
вышеперечисленных? Обоснуйте свой ответ.
(b) Как эксперт-эколог, какое решение из вышеперечисленных вы считаете рациональным? Обоснуйте свой
ответ.

2. Используя нижеперечисленные страны ответьте на вопросы. Страны: Казахстан, США,
Бразилия, Китай, Япония, Италия, Португалия, Бангладеш, Франция, Турция

(a) По каким критериям можно районировать вышеуказанные страны?
(b) Приведите примеры каждому критерию.
(c) Используя ответы 2.1, объясните 2 причины критериев районирования.












4

Критерии оценивания №
задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Применяет методы экспертных оценок 1
согласно теме исследования
предлагает решение как эксперт по 1
экономике;
даёт обоснование своему ответу; 1
предлагает решение как эксперт эколог; 1
даёт обоснование своему ответу; 1

Районируeт перечисленные страны
2 определяет один критерий районирования 1
стран;
определяет второй критерий районирования 1
стран;
приводит один пример по каждому критерию; 1
приводит второй пример по каждому 1
критерию;
объясняет одну причину критерия 1
районирования;
объясняет вторую причину критерия 1
районирования.
10




































5

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Методы
географических исследований»

ФИО обучающегося




Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Применяет методы
экспертных оценок согласно теме исследования
Районируeт перечисленные страны
Затрудняется в применении методов экспертных оценок согласно теме исследования

Затрудняется при райониривании
перечисленные страны
Допускает ошибки при принятии решений/ объяснении причин как эксперт по
экономике /эколог

Допускает ошибки в определении первого / второго критерия
районирования стран/в приведении одного /второго примера по каждому критерию/ в
объяснении одной/ второй причины критериев районирования/ в определении первого/второго
критерия районирования стран
Применяет методы экспертных оценок согласно теме исследования

Районирует перечисленные страны
















6

Суммативное оценивание за раздел «Картография и геоинформатика» Тема
Актуальные методы географических исследований

Цели обучения 11.2.2.1
11.2.2.2
Объяснять особенности методов дистанционного зондирования
Объяснять особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем
технологий, их связи с другими науками и отраслями производства

Критерии оценивания Обучающийся
• Даёт объяснение особенностям методов дистанционного зондирования
• Описывает особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем
технологий, их связи с другими науками и отраслями производства


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. Используя рисунок 1, ответьте на вопросы.












Рисунок-1

(a) Как называется метод исследования, показанный на рисунке 1?
(b) Каковы преимущества и недостатки данного метода исследований?
(c) Приведите два примера применения данных методов.
(d) Какие возможности имеет названный метод?








7

2. (a) На основе анализа особенностей геоинформационных методов заполните таблицу SWOT

S W



O T




(b) Дайте анализ связи ГИС с другими науками и отраслями производства и заполните таблицу.


Науки и отрасли производства
Экономика
Инфраструктура Картография
Транспорт
Связь ГИС с другими науками и отраслями производства






































8

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Даёт объяснение особенностям методов дистанционного зондирования
определяет метод; 1
1 определяет преимущества данного метода 1
исследований;
определяет недостатки данного метода 1
исследований;
приводит один пример применения данного 1
метода исследований;
приводит второй пример применения 1
данного метода исследований;
объясняет одну возможность названных 1
методов;
объясняет вторую возможность названных 1
методов;

Описывает особенности геоинформационных методов и
геоинформационных систем (ГИС) технологий, их связи с другими науками
и отраслями производства
2 анализирует сильные стороны 1
геоинформационных методов;
анализирует слабые стороны 1
геоинформационных методов;
анализирует 1
возможностигеоинформационных методов; анализирует риски геоинформационных 1
методов;
aнализирует связь ГИС с экономикой; 1
aнализирует связь ГИС с инфраструктурой; 1
aнализирует связь ГИС с картографией; 1
aнализирует связь ГИС с транспортом. 1
15


























9

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Картография и геоинформатика»
ФИО обучающегося



Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Даёт объяснение особенностям методов дистанционного зондирования
Затрудняется при объяснении особенностей методов дистанционного зондирования
Допускает ошибки в определении метода исследования на рисунке 1/в определении
преимуществ/
недостатков/ приведении одного/второго примера в объяснении
одной/второй возможности применени данных методов исследования
Объясняет особенности методов дистанционного зондирования


Описывает особенности геоинформационных методов и
геоинформационных систем (ГИС) технологий, их связи с другими науками
и отраслями производства
Затрудняется при объяснении особенностей
геоинформационных методов и систем, их связи с другими науками и отраслями
производства
Допускает ошибки при аналие сильных/ слабыхстороны/ возможностей/рисков связи ГИС
с экономикой/ инфраструктурой/картографией/трансп ортом
Объясняет особенности геоинформационных методов и
геоинформационных систем, их связи с другими науками и отраслями производства













10

Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология»

Тема Природоохранные мероприятия. Роль личности в
охране природы

Цели обучения 11.3.1.3 Оценивать эффективность
природоохранных
мероприятий (на основе местного/регионального компонента)
11.3.1.4 Определять роль личности в природопользовании и рассчитывать ее «экологический след»;
11.3.1.5 Предлагать основные принципы образа жизни личности, направленный на
охрану природы (с позиции потребления)

Критерии оценивания Обучающийся
• Дает оценку эффективности природоохранных мероприятий (на основе местного/регионального
компонента)
• Описывает роль личности в природопользовании и расчитывать ее «экологический след»
• Характеризует основные принципы образа жизни личности, направленной на охрану
природы (с позиции потребления)


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. За последние десять лет Казахстан умеренно увеличивал объем промышленности. К примеру,
рост добычи угля составил 19,29%, добыча сырой нефти и природного газа выросла 18,59%, а добыча
металлических руд показала рост на 26,43%. Все это напрямую влияет на экологию близлежащих
регионов. В связи с этим государство старается принимать меры по поддержанию и улучшению
экологии посредством финансирования и ужесточения экологических нормативов.

Диаграмма 1. Взаимосвязь между финансированием и выбросами загрязняющих веществ.















11

(a)Используя диаграмму 1, дайте анализ взаимосвязии между финансированием и выбросами загрязняющих
веществ
(b)Оцените эффективность природоохранных мероприятий в Казахстане.

2. Экологический след— это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой
для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов. Главным видом отходов,
который учитывает система национальных экологических счетов, является двуокись углерода,
образующаяся при сжигании ископаемого топлива.

Калькулятор экологического следа













(a) Что можно определить с помощью калькулятора экологического следа?
(b) Определите роль личности в природопользовании.
(c) Какие вопросы можно добавить в калькулятор экологического следа?
(d) Насколько помогут определить экологический след вопросы, которые вы добавили?

3. На рисунке показаны дом, транспорт, потребление товаров и услуг, питание.






Рисунок 1 Рисунок 2






Рисунок 3 Рисунок 4

(a)Предложите на каждый рисунок основные принципы образа жизни личности,
направленные на охрану природы (с позиции потребления).






12

Критерии оценивания №
задани я

Обучающийся
Дескриптор Балл

Дает оценку эффективности природоохранных
мероприятий (на основе местного/регионального компонента)
анализирует финансирование и выбросы 1
1 загрязняющих веществ на охрану окружающей среды;
находит взаимосвязь между между 1
финансированием и выбросами загрязняющих веществ;
оценивает эффективность 1
природоохранных мероприятий в Казахстане;

Описывает роль личности в природопользовании и
расчитывать ее
«экологический след»
2 определяет функции калькулятора 1
экологического следа;
определяет роль личности в 1
природопользовании;
добавляет свои вопросы; 1

Характеризует основные принципы образа жизни личности, направленной на охрану
природы (с позиции потребления)
объясняет насколько эти вопросы помогут 1
определить экологический след;
3 предлагает по 1 рисунку основные 1
принципы образа жизни личности, направленной на охрану природы;
предлагает по 2 рисунку основные 1
принципы образа жизни личности, направленной на охрану природы;
предлагает на 3 рисунку основные принципы образа жизни личности,
1
направленной на охрану природы;
предлагает на 4 рисунку основные 1
принципы образа жизни личности, направленной на охрану природы.
Итого
11






















13

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»
ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Дает оценку
эффективности природоохранных мероприятий (на основе местного/регионального компонента)

Описывает роль личности в природопользовании и расчитывать ее
«экологический след»



Характеризует основные принципы образа жизни личности, направленной на охрану природы
(с позиции потребления)
Затрудняется в оценивании эффективности природоохранных мероприятий (на
основе
местного/регионального компонента)

Затрудняется при определении роли личности в природопользовании и
расчете
«экологического следа»



Затрудняется при предложении основных принципов образа жизни личности, направленной на
охрану природы (с позиции потребления)
Допускает ошибки в использовании данных диаграммы / анализировании взаимосвязи
между финансированием и выбросами загрязняющих веществ/ оценивании
эффективности природоохранных мероприятий в Казахстане
Допускает ошибки в определении функции калькулятора экологического следа/роль
личности в природопользовании/добавлении свои
вопросы/объяснении эти вопросы насколько поможет определить
экологический след
Допускает ошибки в предложении основных принципов образа жизни по 1 рисунку/2
рисунку/3 рисунку/4 рисунку направленных на охрану природы (с позиции потребления)
Оценивает эффективность природоохранных
мероприятий (на основе местного/регионального компонента)


Определяет роль личности в природопользовании и
расчитывать ее
«экологический след»



Предлагает основные принципы образа жизни личности, направленной на
охрану природы (с позиции потребления)









14

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология» Тема
Качество окружающей среды
Цели обучения 11.3.2.3 Оценивать воздействие загрязненной окружающей
среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного / регионального
компонента)
11.3.2.4 Классифицировать страны мира по качеству окружающей среды
1.3.2.6 Разрабатывать решения по повышению качества окружающей среды (на
основе местного / регионального компонента)

Критерии оценивания Обучающийся
• Дает оценку воздействия загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным
охватом местного / регионального компонента)
• Классифицирует страны мира по качеству окружающей среды
• Предлагает решения по повышению качества окружающей среды


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. Используя рисунки дать оценку воздействия загрязненной окружающей среды на жизнь человека.

Как влияет на здоровье человека?























15

2. Рейтинг самых экологических чистых стран мира ежегодно составляется Центром
экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for
Environmental Law and Policy). Исследование экологической эффективности измеряет достижения
страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22
показателей в 10 категориях, которые отражают различные аспекты состояния окружающей
природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия,
противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической
деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность
государственной политики в области экологии.

Карта экологической эффективности стран мира. (2018)













(a)Используя текст и карту классифицируйте «ТОП-3» экологических чистых стран мира 1
2
3

(b)Используя текст и карту классифицируйте «ТОП-3» экологических грязных стран мира

1
2
3

(c)Объясните 2 причины наибольшего показателя экологической эффективности стран мира
(d)Объясните 2 причины наименьшего показателя экологической эффективности стран мира











16

3. Используя текст и картинку ответьте на вопросы












Частный полигон твердых бытовых отходов расположен на территории Алматинской области в
Карасайском районе в 28 километрах от Алматы, на 2,3 километра севернее автодороги
Алматы - Бишкек. Мусорный полигон - самый большой в Казахстане и Центральной Азии. Его
площадь составляет почти 220 гектаров. Ежегодно сюда свозится до 700 тысяч тонн мусора.

(a) Чем полезен и опасен мусорный полигон?

(b) Как эффективно можно использовать мусорный полигон?

(c) Какие решения приняли бы по повышению качества данной территории?

































17

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Дает оценку воздействия загрязненной 1
окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного /
регионального компонента)
дает оценку воздействия загрязненного 1
воздуха на жизнь человека;
дает оценку воздействие загрязненной 1
воды на жизнь человека;
дает оценку воздействие загрязненной 1
почвы на жизнь человека;

Классифицирует страны мира по качеству окружающей среды;





















Предлагает решения по повышению качества окружающей среды
2 определяет одну экологически чистую 1
страну мира;
определяет вторую экологически 1
чистую страну мира;
определяет третью экологически 1
чистую страну мира;
определяет одну экологически грязную 1
страну мира;
определяет вторую экологически 1
грязную страну мира;
определяет третью экологически 1
грязную страну мира;
объясняет одну причину наибольшего 1
показателя экологической эффективности стран мира;
объясняет вторую причину 1
наибольшего показателя экологической эффективности стран мира;
объясняет первую причину 1
наименьшего показателя экологической эффективности стран мира;
объясняет вторую причину 1
наименьшего показателя экологической эффективности стран мира;
3 определяет полезность мусорного 1
полигона;
определяет опасность мусорного 1
полигона;
определяет 1 путь эффективного 1
использования мусорного полигона;
определяет второй путь эффективного 1
использования мусорного полигона;
предлагает решение по повышению 1
качества данной территории.
Итого
18






18

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»
ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Дает оценку воздействия загрязненной
окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного /
регионального компонента)
Затрудняется при оценивании воздействия загрязненной окружающей среды на жизнь
человека (с дополнительным охватом местного / регионального компонента)
Допускает ошибки в оценивании воздействия загрязненных
воздуха/воды/почвы на жизнь человека.
Оценивает воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с
дополнительным охватом местного / регионального компонента)



Классифицирует страны мира по качеству окружающей среды;
Затрудняется при классифицировании стран мира по качеству окружающей
среды
Допускает ошибки в классифицировании
«ТОП-3» экологических чистых/грязных стран мира/ в объяснении 2 причин
наибольших/наименьших показателей экологической эффективности стран мира
Классифицирует страны мира по качеству окружающей среды



Предлагает решения по повышению качества окружающей среды
Затрудняется при принятии решения по повышению качества окружающей среды
Допускает ошибки в определении полезности/опасности мусорного
полигона/путей эффективного использования мусорного полигона/
принятии решения по повышению качества данной территории
Принимает решения по повышению качества окружающей среды







19

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Геоэкономика»
Тема Геоэкономическое положение и потенциал регионов РК
Цели обучения 11.4.1.1 Сравнивать и анализировать отраслевую и
территориальную структуру хозяйства, показатели экономического развития регионов Казахстана;
11.4.1.3 Определять потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере
своего региона);
11.4.1.7 Предлагать творческие идеи по повышению популярности казахстанской
продукции

Критерии оценивания Обучающийся
• Дает сравнительную характеристику отраслевой и территориальной структуры хозяйства,
показателям экономического развития регионов Казахстана
• Указывает потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере своего
региона);
• Предлагает творческие идеи по повышению популярности казахстанской продукции


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Используя карту, выполните задания.
(a)Опишите и сравните финансово-экономическое состояние регионов Казахстана. (b)Дайте анализ
отраслевой и территориальной структуры хозяйства двух регионов
Казахстана.























20

2. Экономический потенциал региона — это совокупность имеющихся и возможных для
мобилизации ресурсов региона, необходимых для его развития, при условии
максимального использования имеющихся возможностей для производства
конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и
будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса. Во многом он определяется уровнем
развития межтерриториальных и межотраслевых связей.
Регионы Казахстана: Западный, Восточный, Северо Казахстанский, Южно-
Казахстанский, Центральный Казахстан

(a) Выберите один регион и по критерийям определите потенциал экономического развития
региона.


Первый сектор (мировой спрос/отрасли внешнего
экспорта)-

Второй сектор (отрасли внутреннего экспорта)-

Третий сектор (отрасли, которые работают на
рынки самого региона)-
• развитые-
• среднеразвитые-
• менее развитые-

3. Выберите один из нижепредставленных казахстанских продукта и ответьте на вопросы.












(a) Опишите выбранную вами известную компанию
(b) Оцените роль её продукции внутри страны
(c) Предложите свои идеи по повышению популярности данной продукции.












21

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Дает сравнительную характеристику 1
отраслевой и территориальной структуры хозяйства, показателям
экономического развития регионов Казахстана
описывает финансово-экономическое 1
состояние 2-х регионов Казахстана;
сравнивает финансово-экономическое 1
состояние 2-х регионов Казахстана;
анализирует по выбору отраслевую 1
структуру хозяйства одного региона Казахстана;
анализирует по выбору территориальную 1
структуру хозяйства одного региона Казахстана;
анализирует отраслевую структуру 1
хозяйства второго региона Казахстана; анализирует территориальную структуру 1
хозяйства второго региона Казахстана;

Указывает потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере своего
региона);






Предлагает творческие идеи по повышению популярности казахстанской продукции
2 определяет отрасли внешнего сектора по 1
примеру одного региона;
определяет отрасли внутреннего сектора по 1
примеру одного региона;
определяет отрасли, работающие на рынке 1
самого региона;
приводит 1-й пример высокоразвитой 1
отрасли из третьего сектора;
приводит 1-й пример среднеразвитой 1
отрасли из третьего сектора;
приводит 1 пример слаборазвитой отрасли 1
из третьего сектора;
3 описывает выбранную известную 1
компанию;
оценивает роль продукции внутри страны; 1
предлагает свои идеи по повышению 1
популярности данной продукции.
Итого
15


















22

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Геоэкономика»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Дает сравнительную характеристику отраслевой и территориальной структуры
хозяйства, показателям экономического развития регионов Казахстана
Указывает потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере своего
региона)


Предлагает творческие идеи по повышению популярности казахстанской продукции
Затрудняется при анализе отраслевой и территориальной структуры хозяйства,
показателей экономического развития регионов Казахстана




Затрудняется при
определении потенциал экономического развития регионов Казахстана
(на примере своего региона);


Затрудняется при предложении творческих идей по повышению популярности
казахстанской продукции
Допускает ошибки в описании и сравнении финансово-экономического состояния регионов
Казахстана/ анализе отраслевой и территориальной структуры хозяйства одного/
второго/ регионов Казахстана



Допускает ошибки в определении отрасли внешнего/ внутреннего/ сектора работающего на
рынке самого региона по примеру одного региона/ приведении
1 примера из третьего сектора развитой/слабо развитой/ менее развитой
отрасли
Допускает ошибки при описании выбранной компании/ оценивании роли продукции внутри
страны/ предложении своих идей по повышению популярности данной продукции
Cравнивает и анализирует отраслевую и
территориальную структуру хозяйства, показатели экономического развития регионов
Казахстана



Определяет потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере
своего региона)



Предлагает творческие идеи по повышению популярности казахстанской продукции




23

Суммативное оценивание за раздел «Геополитика»
Тема Геополитическое положение Казахстана

Цели обучения 11.5.1.2 Давать комплексную оценку
геополитического
положения Республики Казахстан
11.5.1.3 Определять факторы, оказывающие влияние на геополитическую
безопасность Республики Казахстан
11.5.1.5 Разрабатывать решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми и
региональными организациями

Критерии оценивания Обучающийся
• Оценивает геополитическое положение Республики Казахстан
• Указывает факторы, оказывающие влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан
• Предлагает решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми и региональными
организациями


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Напишите эссе на тему «Геополитическое положение Республики Казахстан». (80-100 слов)
• Понятие «геополитическое положение»
• Геополитическое положение Республики Казахстан

2. Оценка геополитической мощи государства производится по следующим параметрам: географические;
геофизические; политические; социальные; экономические; военные; культурно-религиозные;
демографические; экологические.
Используя вышесказанное, ответьте на вопросы.

(a)Какие 2 фактора оказывают влияние на геополитическую безопасность Республики Казахстан?
Почему? Подтвердите свой ответ аргументами и фактами.
(b)Какой из факторов не оказывает влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан? Почему? Подвердите свой ответ аргументами и фактами.

3. Международная организация — объединение межгосударственного или
негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает
уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся
на международные межправительственные (межгосударственные) организации и
международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

(a)В каких международных организациях состоит Казахстан? (b)Какую выгоду это дает каждому
гражданину страны?
(c)Что вы можете предложить по усилению связей Республики Казахстан с мировыми и региональными
организациями?


24

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Оценивает геополитическое положение Республики Казахстан
дает определение понятию
1 «геополитическое положение»; 1
определяет выгодные стороны 1
геополитического положения Республики
Казахстан;
определяет одну невыгодную сторону геополитического положения Республики 1
Казахстан;
определяет вторую невыгодную сторону геополитического положения Республики 1
Казахстан;
делает выводы о геополитическом положении РК;
1

Указывает факторы,
оказывающие влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан
2 определяет первый фактор, оказывающий 1
влияние на геополитическую безопасность Республики Казахстан;
определяет второй фактор, оказывающий
влияние на геополитическую безопасность 1
Республики Казахстан;
объясняет причину и подверждает свой 1
ответ аргументами и фактами;
определяет фактор, не оказывающий влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан; 1
oбъясняет причину и подверждает свой
ответ аргументами и фактами;
объясняет причину, не оказывающую




Предлагает решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми
и
региональными организациями
влияние на геополитическую безопасность 1
Республики Казахстан;
приводит аргументы и факты к своему ответу;
1
3 определяет международные организации, в 1
которые входbт Казахстан;
определяет выгоду международных организации каждому гражданину страны; 1
разрабатывает решения по усилению
связей Республики Казахстан с мировыми и 1
региональными организациями.
Итого
15











25

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Геополитика»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Оценивает геополитическое положение Республики Казахстан
Затрудняется при комплексном оценивании геополитического
положения Республики Казахстан
Допускает ошибки в определении понятие «геополитическое положение» / в определении
выгодных/невыгодных сторон геополитического положения страны
Дает комплексную оценку геополитического положения Республики Казахстан


Указывает факторы, оказывающие влияние е на геополитическую безопасность
Республики Казахстан
Затрудняется в определении факторов, оказывающие влияние на геополитическую
безопасность Республики Казахстан
Допускает ошибки в определении факторов, оказывающих / не
оказывающих влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан/в объяснении причин и подтверждении своего ответа аргументами и фактами
Определяет факторы, оказывающие влияние на геополитическую
безопасность Республики Казахстан


Предлагает решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми
и
региональными организациями
Затрудняется при разрабатывании решения по усилению связей Республики
Казахстан с мировыми и региональными
организациями
Допускает ошибки в определении международных организаций, в которые входит
Казахстан/в описании выгод международных организации каждому гражданину
страны/разрабатывании решений по усилению связей Республики Казахстан с
мировыми и региональными организациями
Разрабатывает решения по усилению связей Республики Казахстан с
мировыми и региональными организациями





26

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»

Тема Место Казахстана на карте регионов мира

Цели обучения 11.6.1.3 Определять положение Республики Казахстан в
физико-географических, историко-географических и геополитических регионах
11.6.2.2 Определять географические, социальные, экономические и
политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана в индексах
и рейтингах, рассчитываемых по совокупности показателей
11.6.2.3 Предлагать на основе расчетов идеи по повышению места Казахстана в индексах
и рейтингах, определяемых по совокупности показателей

Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает положение Республики Казахстан в физико- географических,
историко-географических и геополитических регионах
• Указывает географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие
влияние на место Казахстана в индексах и рейтингах, рассчитываемых по совокупности показателей
• Выдвигает идеи на основе расчетов по повышению места Казахстана в индексах и рейтингах,
определяемых по совокупности показателей


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. Используя атлас, определите положение Республики Казахстан на карте мира и заполните схему.


физико- географическое положение



политико- географическое положение
историко- географическое положение



геополитическое положение




27

2. Список стран по индексу человеческого развития включён в Отчёт о развитии
человечества из Программы развития ООН, составленный на основе оценочных данных 2017 года и
опубликованный 14 сентября 2018 года Список включает 187 государств — членов ООН из 193, а также
Гонконг (спец. адм. район КНР) и Палестину. 6 государств
— членов ООН (КНДР, Монако, Науру, Сан-Марино, Сомали и Тувалу) не включены из- за недостатка
данных. Индекс человеческого развития (ИЧР) является комплексным сравнительным показателем
ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во
всём мире.
Страны делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий, высокий, средний и
низкий уровень человеческого развития.
Казахстан 58 место. Индекс 0,800. «Очень высокий».
(a)Используя текст, определите, географические, социальные, экономические и
политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана в ИЧР

Факторы
Географический

Экономический

Социальный

Политический

3. Используя ответы 2.1. предложите на основе расчетов 3 идеи по повышению места
Казахстана в индексах человечечкого развития.

































28

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Описывает положение
Республики Казахстан в 1
физико-
географических, историко-
географических и геополитических регионах
определяет физико-географическое 1
положение рк
определяет историко-географическое 1
положение рк
определяет политико-географическое 1
положение рк
определяет геополитическое положение рк 1

Указывает географические, социальные,
экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана
в индексах и рейтингах, рассчитываемых по совокупности показателей

Выдвигает идеи на основе расчетов по повышению места Казахстана в
индексах и рейтингах,
определяемых по совокупности показателей
2 определяет географические факторы, 1
оказывающие влияние на место казахстана в ичр
определяет экономические факторы, 1
оказывающие влияние на место казахстана в ичр
определяет социальные факторы, 1
оказывающие влияние на место казахстана в ичр
Определяет политические факторы, 1
оказывающие влияние на место Казахстана в ИЧР
3 Используя ответы 2.1. предлагает на основе 1
расчетов одну идеи по повышению места Казахстана в индексах человечечкого развития
Используя ответы 2.1. предлагает на основе 1
расчетов вторую идеи по повышению места Казахстана в индексах человечечкого развития.
Исользуя ответы 2.1. предлагает на основе 1
расчетов третью идеи по повышению места Казахстана в индексах человечечкого развития.
Итого
12



















29

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Страноведение»

ФИО обучающегося

Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Описывает положение Республики Казахстан в физико-географических,
историко-географических и геополитических регионах
Затрудняется в определении физико-географического/ историко-географического/
политико-географического/ геополитического положения РК
Допускает ошибки в определении физико-географического/ историко-
географического/ политико- географического/ геополитического
положения РК
Определяет физико- географическое/ историко- географическое/ политико-
географическое/ геополитическое положение РК


Указывает географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие
влияние на место Казахстана в индексах и рейтингах,
рассчитываемых по совокупности показателей
Выдвигает идеи на основе расчетов по повышению места Казахстана в индексах и
рейтингах, определяемых по совокупности показателей
Затрудняется в изучении динамики места Казахстана в индексах и
рейтингах, определяемых по совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору)


Затрудняется в предложении на основе расчетов идей по повышению места Казахстана в
индексах и рейтингах, определяемых по совокупности показателей
Допускает ошибки в определении географических/
экономических/социальных/политически х факторов, оказывающих влияние на место Казахстана в
ИЧР



Допускает ошибки в предложении на основе расчетов первой/второй/третьей идей по
повышению места Казахстана в индексах человечечкого развития.
Изучает динамику места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по
совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору)


Предлагает на основе расчетов идеи по повышению места Казахстана в индексах и
рейтингах, определяемых по совокупности показателей





30

Суммативное оценивание за раздел «Глобальные проблемы человечества» Тема
Пути решения глобальных проблем

Цели обучения 11.7.1.2
11.7.1.3
Определять глобальные проблемы, имеющие проявления на территории Казахстана;
Предлагать собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе
проявляющихся на территории Казахстана

Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет глобальные проблемы, имеющие проявления на территории Казахстана
• Представляет собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе
проявляющихся на территории Казахстана


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 25 минут

Задания
1. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от
решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы
характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего
решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны,
охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Рисунок 1. Экологические проблемы Казахстана.

























31

(a) Используя текст, какие проблемы из рисунка 1 можете отнести к глобальным
проблемам человечества?
(b) Напишите 2 аргумента в пользу своего ответа на вопрос (a)
(c) Объясните, почему остальные проблемы мы не можем рассматривать как
«глобальные» Обоснуйте ответ 2 причинами?
2. Используя ответы вопроса (a) предложите собственный проект по решению этой проблемы.
(При описании и анализе вашего проекта можете использовать рекомендуемые вопросы)

Рекомендуемые вопросы:
А. Из каких решений состоит ваш проект? Б. Насколько это реально?
В. Преимущества данного проекта.

















































32

Критерии оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Определяет глобальные проблемы, имеющие 1
определяет 1 глобальную проблему на 1
территории Казахстана;

проявления на территории Казахстана


Предлагает
собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе проявляющихся на
территории Казахстана
приводит первый аргумент; 1
приводит второй аргумент; 1
объясняет первую причину; 1
объясняет вторую причину; 1
2 предлагает один путь решения; 1
предлагает второй путь решения; 1
предлагает третий путь решения; 1
дает одно обоснование реальности этого 1
проекта;
дает второе обоснование реальности этого 1
проекта;
дает третье обоснование реальности этого 1
проекта;
анализирует и дает одно объяснение 1
преимущества данного проекта;
анализирует и дает второе объяснение 1
преимущества данного проекта;
анализирует и дает третье объяснение 1
преимущества данного проекта.
Итого
14






























33

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Глобальные проблемы человечества»
ФИО обучающегося



Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Определяет глобальные проблемы, имеющие проявления на территории
Казахстана;
Затрудняется при определении глобальных проблем, имеющие проявления на
территории Казахстана
Допускает ошибки в определении глобальных проблем на территории Казахстана/
определении причины
Определяет глобальные проблемы, имеющие проявления на территории
Казахстана


Предлагает
собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе проявляющихся на
территории Казахстана
Затрудняется в предложении собственных проектов по решению глобальных
проблем, в том числе проявляющихся на территории Казахстана
Допускает ошибки в определении решении входящего в состав проекта/ оценивании
на реальность этого проекта/ анализировании на преимущества данного
проекта
Предлагает собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе
проявляющихся на территории Казахстана

















34
 
Верх