Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География» 11 класс (общественно - гуманитарное направление)

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География»
11 класс
(общественно - гуманитарное направление)



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и
проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «География» для обучающихся в 10
классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету
«География» для 10-11 классов уровня общего среднего образования естественно-математического
направления в рамках обновления содержания среднего образования.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить
уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений, обучающихся (рубрики). Задания с
дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей общей средней школы, администрации
школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по
критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.



СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»
4
Суммативное оценивание за раздел «Картография и геоинформатика»
7
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология»
11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 15
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология»
15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 19
Суммативное оценивание за раздел «Геоэкономика»
19
Суммативное оценивание за раздел «Геополитика»
23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 27
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»
27
Суммативное оценивание за раздел «Глобальные проблемы человечества»
30































3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»

Подраздел Актуальные методы географических исследований


Цель обучения 11.1.1.2
11.1.1.4
Применять методы экспертных оценок согласно теме исследования;
Применять методы районирования согласно теме исследования
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует методы экспертных оценок
• Использует методы районирования


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания.
1.Изучите данные графика:

















Рисунок № 1
Изменение среднегодовой температуры приповерхностного воздуха на Земле по данным модели ИВМ.

Черной линией на рисунке изображены среднегодовые глобальные температуры за период
метеонаблюдений, красной – прогнозные Иститута вычислительной математики Российской академии
наук. На графике прослеживается логистическая кривая. Следует отметить, что существует
множество моделей различных стран, институтов, описывающих поведение глобальной температуры
в будущем. Модели по-разному описывают изменение температуры, но при этом у всех существует
схожесть в поведении графика в долгосрочной перспективе: температура увеличивается, ее рост
напоминает экспоненциальный, а затем наблюдается либо коллапс, либо стабилизация показателя по
модели логистической кривой.

4

Среди экспертов существуют две диаметрально противоположные точки зрения на существование
глобального потепления. Первые утверждают, что глобальное потепление связано с
увеличением колличества углекислого газа, который в свою очередь вызывает повышение
температуры. Вторые считают, что глобальное потепление укладывается в Виннеровское
распределение, а, следовательно на такой основе нельзя прогнозировать что- либо.
(a) Дайте описание графику (приведите один пример).

(b)Проанализируйте данные графика.

(c) Какой точки зрения придерживаетесь вы? Обоснуйте свое экспертное заключение 2 фактами.


2.На контурной карте Казахстана укажите физико-географические районы Казахстана
(Туранская равнина, Алтайские горы, Восточно - Европейская равнина):






















Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Использует методы экспертных оценок
применяет метод экспертных оценок для 1
экспертизы данного графика;
1 анализирует данные графика; 1




Использует методы районирования
обосновывает экспертное заключение 1
приводя первый факт;
обосновывает экспертное заключение 1
приводя второй факт;
показывает расположение Туранской 1
равнины;
2 показывает расположение Алтайских гор; 1
показывает расположение Восточно - 1
Европейской равнины;
Итого:
7




5

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Методы
географических исследований»
ФИО обучающегося


Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий


Использует методы экспертных оценок
Затрудняется применять методы экспертных оценок
Допускает ошибки в применении метода экспертных оценок для экспертизы
данного графика/в анализе данного графика/при обосновании фактов экспертного заключения
Применяет методы экспертных оценок



Использует методы районирования
Затрудняется применять методы районирования
Допускает ошибки при определении физико-географических областей / Туранской
низменности/ Алтайских гор/ Восточно-Европейской равнины
Применяет методы районирования


















6

Суммативное оценивание за раздел «Картография и геоинформатика»

Подраздел Картография и геоинформатика

Цель обучения 11.2.1.1






11.2.2.1
Использовать возможности электронных картографических ресурсов согласно
теме исследования (чтение цифровых карт, определение с их помощью
расположение местоположения, количественных и качественных
показателей географических объектов и территорий, их характеристика и анализ)
Объяснять особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем (ГИС)
технологий и их связи с другими науками и отраслями производства
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует методы чтения цифровых карт
• Использует особенности геоинформационных систем их связи с другими науками

Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения 20 минут

Задания.

1.Ознакомьтесь с картой и ответьте на следующие вопросы.

















(a) Какую информацию дает данная карта?

(b)Определите способ составления данной карты.

(c) объясните важность карт такого типа в жизни человека






7

2. Как известно ГИС тесно связан с другими науками и отраслями хозяйства.
Объясните cвязь ГИС с разными отраслями и наукой. В каждом случае приведите пример.
(a) Связь ГИС с сельским хозяйством.



(b)Связь ГИС с авиацией.



(c) Связь ГИС с математикой.



(d) Связь ГИС с картографией.














































8

Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Использует методы чтения цифровых карт
объясняет, какую информацию дает 1 данная карта;
1 определяет способ составления карты; 1



Использует особенности
геоинформационных систем их связи с другими науками


2
объясняет важность карт данного типа 1 в жизни человека;
приводит 1 пример связи ГИС с 1 сельским хозяйством;
приводит 2-й пример связи ГИС с 1 сельским хозяйством;
объясняет связь ГИС с авиацией и 1 приводит 1-й пример;
объясняет связь ГИС с авиацией и 1 приводит 2-й пример;
объясняет связь ГИС с математкой и 1 приводит 1 –й пример;
объясняет связь ГИС с математкой и 1 приводит 2-й пример;
объясняет связь ГИС с картографией и 1 приводит 1-й пример;
объясняет связь ГИС с картографией и 1 приводит 2-й пример.
Итого:
11



























9

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания по разделу
«Картография и геоинформатика»
ФИО обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень достижения обучения
Низкий Средний
Высокий


Применяет методы чтения цифровых карт
Затрудняется в применении методов чтения цифровых карт
Допускает ошибки в объяснении какую информацию дает данный вид карты / / в определении
способа составления карты/в определении важности данных видов карт
Применяет методы чтения цифровых карт



Объясняет особенности геоинформационных систем и их связи с другими науками
Затрудняется объяснять особенности
геоинформационных систем их связи с другими науками
Допускает ошибки в объяснении связи ГИС с сельским хозяйством/ с
авиацией/ с математикой/ с картографией
Объясняет особенности геоинформационных систем и их связи с
другими науками


















10

Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология» Подраздел
Природопользование и геоэкология

Цель обучения 11.3.1.1
11.3.1.3
11.3.1.4
Анализировать механизм регулирования
природопользования по отраслям хозяйства и потребления;
Оценивать эффективность природоохранных мероприятий (на основе местного
/регионального компонента)
Определять роль личности в природопользовании и рассчитывать ее «экологический след»

Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает механизм регулирования природопользования
по отраслям хозяйства и потребления
• Оценивает эффективность природоохранных мероприятий
• Определять роль личности в природопользовании и рассчитывать ее «экологический след»


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задания.

1.Наиболее распространенными процессами водоочистки являются осветление и
обеззараживание.

(a) Как вы понимаете процесс обеззараживания воды и чем он отличется от осветления?


[1]
(b) В чем отличие химической очистки вод в развитых и развивающихся странах? Приведите
пример.

[1]
(c) Каковы возможные риски при очистке вод в развивающихся странах?

[1]
(d) Предложите пути улучшения состояния воды в Казахстане.

[1]










11

2.Изучите график изменения поголовья сайгаков в Казахстане с 2008 г по 2018 год













(a) По графику определите изменения в поголовье сайгаков в Казахстане.
(b) Оцените, насколько эффективны были меры по защите сайгаков в Казахстане.
(c) Предложите свой путь решения или меру сохранения поголовья сайгаков в
Казахстане.

2. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:
В Красной книге Казахстана, снежный барс отнесен к III категории, — редкий вид, ареал
и численность которого сокращаются 180–200 особей. На основании данных, полученных
с помощью фотоловушек, бесед с местным населением, при поиске следов, ученые делают
вывод, что сейчас в дикой природе в основных ареалах — в районе Тянь- Шаня,
Джунгарского Алатау, Тарбагатая, Саура и Алтая — осталось не более 110–130 ирбисов.
Снежные барсы встречаются только в Афганистане, Бутане, Китае, Индии, Казахстане,
Кыргызской Республике, Монголии, Непале, Пакистане, России, Таджикистане и Узбекистане.













(a) Определите проблему.

(b)Объясните связь данной проблемы с диаграммой экологического следа
Казахстана.


(c) Предложите свой путь решения данной проблемы.

(d)Оцените роль личности в решениии данной проблемы.


12

Критерий оценивания Задания

Дескриптор Балл
Обучающийся

Описывает механизм регулирования природопользования по отраслям хозяйства и потребления



Оценивает эффективность
природоохранных мероприятий
1 описывает процесс обеззараживания воды; 1
сравнивает способы очистки воды в 1
развитых и развивающихся странах;
приводит пример; 1
определяет риски при очистке воды в 1
развивающихся странах;
предлагает пути улучшения состояния 1
воды в Казахастане;
определяет изменение поголовье сайгаков 1
в Казахстане;
оценивает эффективность мер и 1
мероприятии для защиты поголовья
2 сайгаков;
предлагает свой путь решения или меру 1
сохранения поголовья сайгаков в Казахстане;

Определяет роль личности в
природопользовании и рассчитывает ее
«экологический след»
определяет проблему; 1
объясняет связь проблемы с показателями 1
3 диаграммы по данному критерию;
предлагает свой путь решения проблемы; 1
оценивает роль личности в решении 1
проблемы.
Итого:
12


























13

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»
ФИО обучающегося _




Критерий оценивания
Уровень достижения обучения
Низкий Средний
Высокий

Описывает механизм регулирования природопользования по отраслям хозяйства
и потребления
Затрудняется в описании механизма регулирования природопользования
по отраслям хозяйства и потребления
Допускает ошибки в описании процесса обеззараживания воды/в сравнении способов очистки
воды/ в приведении примера/в определении рисков при очистке воды/ в предложении
путей улучшения состояния воды в Казахстане
Описывает механизм регулирования природопользования по отраслям хозяйства и потребления


Оценивает эффективность
природоохранных мероприятий
Затрудняется в оценивании эффективности
природоохранных мероприятий
Допускает ошибки в определении изменения поголовья сайгаков в
Казахстане/ в оценивании эффективности мер по защите сайгаков в
Казахстане/ в предложении своего пути решения и мер по сохранению поголовья
сайгаков в Казахстане
Оценивает эффективность природоохранных мероприятий



Определяет роль личности в
природопользовании и рассчитывает ее
«экологический след»

Затрудняется в определении роли личности в природопользовании
и в определении «экологического следа»

Допускает ошибки в определении проблемы/ в объяснении связи проблемы
с показателями диаграммы / в предложении своего пути решения проблемы/ в оценивании роли
личности в решении проблемы

Определяет роль личности в природопользовании и определении ее «экологического
следа»





14

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология»

Подраздел Основы геоэкологических исследований

Цель обучения 11.3.2.3
11.3.2.4
11.3.2.6
Оценивать воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь
человека (с дополнительным охватом местного/регионального
компонента)
Классифицировать страны мира по качеству окружающей среды
Разрабатывать решения по повышению качества окружающей среды (на
основе местного/ регионального компонента)

Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека
• Группирует страны мира по качеству окружающей среды
• Предлагает решения по повышению качества окружающей среды


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого уровня

Время выполнения 20 минут

Задания
1.Изучите карту загрязнения Казахстана.














Рисунок 1 Карта загрязнения вод в Казахстане

(a) Оцените состояние водных ресурсов вашей местности по уровню загрязнения.

Посмотрите на рисунок № 2.





15















Рисунок 2. Рейтинг стран по уровню загрязнения окружающей среды

а) На основе карты сгруппируйте страны мира по качеству окружающей среды (Беларусь, Чехия,
Туркменистан, Ирак, Мьянма, Финляндия, Германия, Конго, Казахстан).

Страны с крайне низкой загрязненностью.

Страны с умеренно- низкой загрязненностью.

Страны с крайне высокой загрязненностью.



b) Дайте оценку воздействия загрязненной окружающей среды на жизнь человека.

3.Одна из основных геоэкологических проблем города Алматы – смог. Причины смога в Алматы – это
расположение города в предгорной котловине, высокая численность населения и большое
количество автотранспорта.











Рисунок 3. Смог в городе Алматы
(a) Оцените воздействие загрязнения воздуха на жизнь человека. (b)Предложите пути решения:
технологические:
правовые:
архитектурно-планировочные:

экономические:
инженерно –организационные:

16

Критерий оценивания № Дескриптор
Балл
Обучающийся

Оценивает воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека Группирует страны
мира по качеству окружающей
оценивает состояние своей местности по 1
1 уровню загрязнения водных ресурсов;

оценивает воздействие загрязненной 1 окружающей среды на жизнь человека.

среды 2
определяет экологически безопасные страны; 1
определяет страны со средней безопасностью; 1
определяет страны с худшей экологией; 1

Предлагает решения по повышению качества окружающей
определяет влияние загрязнения на жизнь 1 человека;
предлагает технологические пути решения; 1
предлагает правовые пути решения; 1
3 предлагает архитектурно-планировочные пути 1 решения;
предлагает экономические пути решения; 1
предлагает инженерно – организационные пути 1 решения.
Итого:
10






























17

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»

ФИО обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень достижения обучения
Низкий Средний
Высокий

Оценивает воздействие загрязненной
окружающей среды на жизнь человека
Затрудняется оценивать
воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека
Допускает ошибки в оценивании своего региона по уровню загрязнения окружающей
среды
Оценивает воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека


Группирует страны мира по качеству
окружающей среды
Затрудняется группировать страны мира по качеству окружающей среды
Допускает ошибки в группировке стран с крайне низкой загрязненностью
/ стран с умеренно низкой загрязненностью
/ стран с высокой загрязненностью
Группирует страны мира по качеству окружающей среды




Предлагает решения по повышению качества окружающей

Затрудняется разрабатывать решения по повышению качества окружающей среды

Допускает ошибки в определении влияния загрязнения на жизнь человека/ в
предложении технологического пути / правового пути /архитектурно-
планировочного пути
/экономического пути / инженерно-организационного путей решений

Разрабатывает решения по повышению качества окружающей среды






18

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Геоэкономика»

Подраздел Основы геоэкономики региона)


Цель обучения 11.4.1.1
11.4.1.3
11.4.1.5
Сравнивать и анализировать отрасли и территориальную структуру
хозяйства, показатели экономического развития регионов Казахстана
Выделяет потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере своего
Предлагать проекты стратегий экономического развития регионов Казахстана (на примере своего
региона)

Критерий оценивания Обучающийся
• Сопоставляет и анализирует отрасли и структуру хозяйства Казахстана
• Указывает потенциал экономического развития регионов Казахстана
• Представляет свой проект стратегий экономического развития региона Казахстана


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 Минут

Задания.
1.Изучите данные таблицы.


Рег он Центральный Казахстан Северный
Казахстан
Западный Казахстан
Площадь 428 тыс км2 565 тыс км2
736 тыс км2

Минеральные ресурсы, доля запасов
Марганец 100 %, асбест 100 %, вольфрам 80 %,
медь 38 %, уголь 32 %
Уголь 63 %, железная руда 86 %
Нефть 79%, природный га 96 %, хромовая руда 100 %

(a) Используя данные таблицы сравните обеспеченность минеральными ресурсами Центрального
и Западного Казахстана.

(b)Как влияет обеспеченность минеральными ресурсами Северного Казахстана на показатели
экономического развития?

2.Ознакомьтесь с текстом:
Южный Казахстан включает Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую
Кызылординскую области. Регион занимает обширную территорию, практически южную половину
страны. Природные зоны – полупустыня и пустыня. Главные реки – Сырдарья, Шу, Или,
Каратал, Аксу, Лепсы. Самые крупные озера – Аральское море, Балхаш, Алаколь, Сасыкколь.
Климат Южного Казахстана – мягкий, весьма хорош для отдыха, лечения, занятия альпинизмом,
горнолыжным спортом, охотой.

19

В основе экономики Южного Казахстана традиционно лежат самые разнообразные отрасли как
лёгкой, так и тяжёлой промышленности. Из-за более мягких зим развито сельское хозяйство:
здесь выращиваются хлопок, рис, шерсть, пшеница, фрукты, овощи, табак, яблоки, виноград,
конопля. В промышленном секторе представлены цветная металлургия, машиностроение,
химическая промышленность, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное
хозяйство, животноводство. В регионе имеются запасы свинца, угля, фосфоритов, природного газа,
поваренной соли, гипса.
Водные ресурсы региона представлены в основном горными реками Сырдарья, Или, Шу, Талас,
Арыс, Каратал, Аксу, что позволяет получать гидроэнергию. Агроклиматические условия очень удобны,
много тепла позволяет получать урожай 2 раза в год. Регион богат рекреационными ресурсами.
Определите:
(a) слабые стороны развития региона. (b)сильные стороны развития региона.
(c) 2 фактора развития экономики Южного Казахстана.

3. Предложите проект экономического развития своей области.
(a) Развитие сельского хозяйства:


(b)Развитие промышенности:


(c) Развитие туризма:



































20

Критерий оценивания № Дескриптор
Балл
Обучающийся

Сравнивает и анализирует отрасли и структуру хозяйства Казахстана




Определяет потенциал экономического развития регионов Казахстана
1 сравнивает обеспеченность минеральными 1
ресурсами Центрального Казахстана;
сравнивает обеспеченность минеральными 1
ресурсами Западного Казахстана;
определяет, как обеспеченность 1
минеральными ресурсами Северного Казахстана может повлиять на показатели
экономического развития;
определяет слабые стороны развития 1
2 региона;
определяет сильные стороны развития 1
региона;
опредеяет 1 фактор развития экономики 1
Южного Казахстана;
опредеяет 2 фактор развития экономики 1
Южного Казахстана;

Предлагает свой проект стратегий экономического развития региона Казахстана
3 предлагает проект экономического 1
развития сельского хозяйства своей области;
предлагает проект экономического 1
развития промышленности своей области;
предлагает свой проект экономического 1
развития туризма своей области.
Итого:
10

























21

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания по разделу
«Геоэкономика»

ФИО обучающегося _




Критерий оценивания
Уровень достижения обучения

Низкий Средний
Высокий


Сравнивает и анализирует отрасли и структуру хозяйства Казахстана
Затрудняется сравнивать и анализировать отрасли и структуру хозяйства Казахстана
Допускает ошибки в сравнении обеспеченности минеральными ресурсами
Цетрального Казахстана/Западного Казахстана/в определении влияния обеспеченности
минеральными ресурсами Северного Казахстана на показатели экономического развития
Сравнивает и анализирует отрасли и структуру хозяйства Казахстана



Определяет потенциал экономического развития регионов Казахстана
Затрудняется определять потенциал экономического развития регионов Казахстана
Допускает ошибки в определении слабых сторон региона/ сильных сторон региона/в определении 1/2
фактора развития экономики Южного Казахстана.
Определяет потенциал
экономического развития регионов Казахстана



Предлагает свой проект стратегий экономического развития региона Казахстана
Затрудняется в
предложении своего проекта стратегий экономического развития
региона Казахстана
Допускает ошибки в предложении проекта экономического развития сельского
хозяйства своей области/ развития промышленности своей области/ развития туризма своей области
Предлагает свой проект стратегий экономического развития региона Казахстана









22

Суммативное оценивание за раздел «Геополитика»

Подраздел Основы геополитики


Цель обучения 11.5.1.2

11.5.1.3


11.5.1.4


11.5.1.5
Давать комплексную оценку геополитического положения Республики Казахстан
Определять факторы, оказывающие влияние на геополитическую безопасность Республики
Казахстан
Разрабатывать предложения по усилению геополитической безопасности
Республики Казахстан
Разрабатывать решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми
и региональными организациями

Критерий оценивания Обучающийся
• Оценивает комплексно – геополитическое положение Республики Казахстан
• Описывает факторы, оказывающие влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан
• Предлагает решения по усилению геополитической безопасности Республики Казахстан
• Разрабатывает решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми
и региональными организациями


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1. Ознакомьтесь с текстом и выполните задания.
Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его
географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое
главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию.
Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через
территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с
этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии
разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные
запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т.
полезных ископаемых.

1.Дайте оценку геополического положения Республики Казахстан:
(a) Положительные стороны геополитического положения Казахстана:


(b) Отрицательные стороны геополитического положения Казахстана:





23

2.В современном мире существуют угрозы для любого государства. Укажите не менее 3
факторов, влияющих на геополитическую безопасность Казахстана.
(a)

(b)

(c)


3.2018 год стал богатым для Казахстана на значимые геополитические события. Это
председательство республики в Совете Безопасности ООН, съезд лидеров мировых и
традиционных религий в Астане, открытие международного финансового центра "Астана", встреча с
министрами иностранных дел стран-гарантов Астанинского процесса по Сирии,

Предложите меры по усилению геополитической безопасности Республики Казахстан в Центральной
Азии.


Как показывает опыт развития интеграционных процессов в мире, именно
коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном мире наиболее
оптимальным путем обеспечения национальных интересов и реальной
самостоятельности

4. Разработайте решения, которые могут улучшить связь Казахстана с различными
организациями:
(a) c мировыми организациями:

(b)c региональными органазациями (СНГ):


































24

Критерий оценивания № Дескриптор
Балл
Обучающийся

Дает комплексную оценку геополитическому положению Республики Казахстан
Определяет факторы,
1 дает оценку положительным сторонам 1
положения Казахстана;
дает оценку отрицательным сторонам 1
положения Казахстана;
указывает 1-й фактор, влияющий на 1

оказывающие влияние на 2 геополитическую
безопасность Республики Казахстан
геополитическую безопасность республики Казахстан;
указывает 2-й фактор влияющие на 1
геополитическую безопасность республики Казахстан;
указывает 3-й фактор влияющие на 1
геополитическую безопасность республики Казахстан;

Разрабатывает
предложения по усилению геополитической
безопасности Республики Казахстан
Разрабатывает решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми
и
региональными организациями
3 разрабатывает предложения по усилению 1
геополитической безопасности республики Казахстан в Центральной Азии;
4 разрабатывает решения по усилению 1
связей Казахстана с мировыми организациями;
разрабатывает решения по усилению 1
связей Казахстана с региональными организациями (СНГ).
Итого:
8


























25

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания за раздел
«Геополитика» ФИО обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень достижения обучения
Низкий Средний
Высокий

Дает комплексную оценку геополитическому положению
Республики Казахстан
Затрудняется давать
комплексную оценку геополитическому положению Республики Казахстан
Допускает ошибки в комплексном оценивании положительных сторон положения
Казахстана/ отрицательных сторон положения Казахстана
Дает комплексную оценку геополитическому положению Республики
Казахстан


Определяет факторы, оказывающие
влияние на
геополитическую безопасность
Республики Казахстан
Затрудняется определять факторы оказывающие влияние на
геополитическую безопасность Республики Казахстан
Допускает ошибки в указывании 1
/2/3 фактора, влияющего на геополитическую безопасность Республики Казахстан
Определяет факторы, оказывающие влияние на геополитическую безопасность
Республики Казахстан


Разрабатывает
предложения по усилению геополитической
безопасности
Республики Казахстан
Разрабатывает решения по усилению связей Республики Казахстан с
мировыми и региональными организациями
Затрудняется разработать предложения по усилению геополитической
безопасности Республики Казахстан


Затрудняется разработать решения по усилению связей Республики
Казахстан с мировыми и региональными организациями
Допускает ошибки в разработке предложений по усилению геополитической
безопасности Республики Казахстан в Центральной Азии

Допускает ошибки в разработке решений по усилению связей Казахстана с
мировыми организациями/ по усилению связей Казахстана с региональными
организациями
Представляет предложения по усилению геополитической безопасности
Республики Казахстан



Представляет решения по усилению связей Республики Казахстан с мировыми и
региональными организациями


26

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»

Подраздел Регионы мира


Цель обучения 11.6.1.1
11.6.2.1
11.6.2.3
Определять положение Республики Казахстан в физико-географических, историко-географических
и геополитических регионах
Изучать динамику места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по
совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору)
Предлагать на основе расчетов идеи по повышению места Казахстана в индексах и
рейтингах, определяемых по совокупности показателей

Критерий оценивания Обучающийся
• Раскрывает положение Республики Казахстан в физико- географических,
историко-географических и геополитических регионах
• Исследует динамику места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
• Представляет возможные пути решения на основе расчетов идей по повышению
места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР


Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1.Расположение государства определяет ее экономические возможности. Дайте оценку места Казахстана в
организациях и регионе. Место Казахстана
(a) в ШОС
(b)среди стран Центральной Азии:
(c) в СНГ:
(d)Сделайте прогноз изменения геополического места Казахстана в мире:

2.Изучите данные таблицы «Изменение рейтинга ИЧР Казахстана с 2014 по 2018гг».
Год 2014 2015
2018
Место в рейтинге ИЧР 70 56 60
Коэфф. ИЧР 0,757 0,788
0,800
Средняя продолжительность жизни 66,5 69,4 72
ВВП на душу населения 19441 20876 27700

Среднее количество лет потраченных на обучение
10,4 11,4 12,1
(a) Опишите динамику изменения Казахстана по рейтингу ИЧР c 2014 по 2018гг.
(b) Какой фактор повлиял на изменение места Казахстана в рейтинге ИЧР в 2018 году?

3. Какие показатели учитываются при подсчёте ИЧР?
Предложите возможные пути повышения места Казахстана в рейтинге ИЧР в 2025 году:

27

Критерий оценивания № Дескриптор
Балл
Обучающийся

Определяет место Республики Казахстан в физико-географических,
историко-географических и геополитических регионах



Изучает динамику места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
1 определяет место Казахстана среди 1
стран ШОС;
определяет место Казахстана среди 1
стран Центральной Азии:
определяет место Казахстана среди 1
стран СНГ;
прогнозирует изменения 1
геополического места Казахстана в мире;
описывает динамику изменения 1
2 Казахстана по рейтингу ичр в 2014 г;
описывает динамику изменения 1
Казахстана по рейтингу ичр в 2018 г;
определяет 1 фактор влияющие на 1
изменение места казахстана в рейтинге ИЧР;
определяет 2 фактор влияющие на 1
изменение места Казахстана в рейтинге ИЧР:

Предлагает возможные пути решения на основе расчетов идеи по
повышению места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
3 определяет показатели влияющие на 1
подсчёт ИЧР;
предлагает возможные пути для 1
повышения места Казахстана в рейтинге ИЧР
Итого:
10























28

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания за раздел
«Страноведение» ФИО обучающегося _


Критерий оценивания
Уровень достижения обучения
Низкий Средний
Высокий


Определяет положение Республики Казахстан в физико-географических, историко-
географических и геополитических регионах
Затрудняется определять место Республики Казахстан в физико- географических,
историко-
географических и
геополитических регионах
Допускает ошибки в определении места Казахстана среди стран ШОС/среди
стран Центральной Азии/среди стран СНГ/в прогнозировании в
изменении геополитического места Казахстана в мире
Определяет место Республики Казахстан в физико-географических,
историко-географических и геополитических регионах


Изучает динамику места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
Затрудняется изучать динамику места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
Допускает ошибки в описании динамики изменения Казахстана по рейтингу ИЧР с
2014 по 2018гг/в определении 2 факторов влияющие на изменение места Казахстана в
рейтинге ИЧР
Изучает динамику места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР



Предлагает возможные пути решения на основе расчетов идеи по повышению
места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
Затрудняется предлагать возможные пути решения на основе
расчетов идеи по повышению места Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР
Допускает ошибку в определении показателей влияющие на подсчёт ИЧР/ в предложении
возможных путей повышения места Казахстана в рейтинге ИЧР
Предлагает возможные пути решения на основе расчетов идеи по повышению места
Казахстана в индексах и рейтингах ИЧР







29

Суммативное оценивание за раздел «Глобальные проблемы человечества» Подраздел
Решение глобальных проблем

Цель обучения 11.7.1.1
11.7.1.2
11.7.1.3
Исследовать мировой опыт в решении глобальных проблем
Определять глобальные проблемы, имеющие проявления на территории Казахстана
Предлагать собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе проявляющихся
на территории Казахстана

Критерий оценивания Обучающийся
• Исследует мировой опыт в решении глобальных проблем
• Указывает глобальные проблемы, которые имеются на территории Казахстана
• Предлагает идеи по решению глобальных проблем на территории Казахстана

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания
1.Изучите текст.
Опустынивание – это распространенная проблема деградации земельных ресурсов. Она состоит в том,
что плодородные земли превращаются в пустыни, лишенные влаги и растительности. В
результате такие территории становятся непригодными для жизни людей, а только некоторые виды
флоры и фауны смогут приспособиться к жизни в подобных условиях.
Существует огромное количество причин, по которым происходит опустынивание почв. Некоторые
имеют природный характер, поскольку возникают из-за природных явлений, однако
большинство причин вызвано антропогенной деятельностью. Причинами опустынивания являются:
засуха, климатические изменения, вырубка лесов, перепас скота, биолоническая гибель,
засоление грунта, падение уровня подземных вод, прекращение мелиоративных работ.
Опустынивание определяется по ряду индикаторов. Это измерение засоления почв и плотности
деревьев, площади осушения дна и бонтировка грунта. Выбор индикаторов напрямую зависит от
типа опустынивания. Для каждого варианта имеется собственная шкала, по которой можно
определить степень опустынивания земли.
Таким образом, опустынивание почвы – это актуальная экологическая проблема
современности. Конечно, нам известны многие пустыни на планете, которые появились
множество тысячелетий назад. Если не принимать меры, то мы рискуем, что вскоре все
континенты планеты укроются пустынями, и жизнь станет невозможной. Чем интенсивнее
происходит сельскохозяйственная и промышленная активность людей, тем быстрее
случается опустынивание

(a) Какие 2 пути решения данной проблемы были применены в мировом опыте?

(b) Укажите на контурной карте Казахстана 2 района, охваченные опустыниванием.



30





















Условные обозначения



(c) Мировая практика использования почвенных ресурсов не знала такого интенсивного антропогенного
воздействия на измеряемых миллионами гектаров массивах, как это было при освоении целинных и
залежных земель в Северном Казахстане, где в течение десятилетий естественные степные
биогеоценозы были превращены в агроценозы, ориентированные на выращивание яровых злаковых
культур,а по сути дела - на монокультуру яровой пшеницы.
Назовите 2 причины дефляции почв территории Казахстана.

Приведите пути решения проблем связанных с эрозией почв из-за дефляции на территории Казахстана,
приведите 2 аргумента

























31

Критерий оценивания № Дескриптор
Балл
Обучающийся

Исследует мировой опыт в решении глобальных 1
проблем
предлагает 1 путь решения проблемы; 1
предлагает 2 путь решения проблемы; 1

Указывает глобальные проблемы, которые имеются на территории Казахстана
2
Предлагает идеи по решению глобальных проблем на территории
Казахстана 3
указывает на контурной карте 1 1
глобальную проблему на территории Казахстана;
указывает на контурной карте 2 1
глобальные проблемы на территории Казахстана;
называет первую причину дефляции 1
почв территории Казахстана;
называет вторую причину дефляции 1
почв территории Казахстана;
приводит пути решения, 1 аргумент. 1
приводит пути решения, 2 аргумент. 1
Итого:
8
































32

Рубрика предназначенная для родителей по итогам выполнения суммативного оценивания за раздел
«Глобальные проблемы человечества»

ФИО обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень достижения обучения

Низкий Средний
Высокий


Исследует мировой опыт в решении глобальных проблем
Затрудняется в предложении путей решения глобальных проблем
Допускает ошибки в предложении 1 пути решения проблемы из мирового опыта/ в
предложении 2 пути решения проблемы из мирового опыта
Изучает мировой опыт в решении глобальных проблем



Указывает глобальные проблемы, которые имеются на территории Казахстана
Затрудняется в указании глобальные проблемы, которые имеются
на территории Казахстана
Допускает ошибки в указывании на контурной карте1 /2глобальной проблемы на
территории Казахстана
Указывает глобальные проблемы, которые имеются на территории Казахстана


Предлагает идеи по решению глобальных проблем на территории Казахстана
Затрудняется в предложении идей по решению глобальных проблем на территории
Казахстана
Допускает ошибки в описании 1 /2 причин /последствий дефляции почв в Казахстане
Предлагает идеи по решению глобальных проблем на территории Казахстана










33































































34
 
Верх