Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения) 11 класс (естественно-математическ

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)


11 класс
(естественно-математическое направление)





Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и
проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения)
для обучающихся в 11 классах по естественно-математическому направлению.
Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы.
Суммативное оценивание в 11 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения
учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются
задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также описаны возможные уровни
учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят
рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ. При подготовке
методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.




СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху перемен»
4
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху перемен»
7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 10
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху тоталитарного режима» 10
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху тоталитарного режима» 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 17
Суммативное оценивание за раздел «Война в судьбах людей»
17
Суммативное оценивание за раздел «Война в судьбах людей»
20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 24
Суммативное оценивание за раздел «Тема нравственного выбора»
24
Суммативное оценивание за раздел «Тема нравственного выбора»
26




































3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху перемен»

Подраздел М. А. Шолохов «Донские рассказы».
Цель обучения 11.1.2 Понимать содержание художественного произведения
и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному
или прочитанному
11.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя
позицию автора с собственным мнением
11.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии
идейно-тематического замысла произведения
Критерий оценивания Обучающийся
• Выражает своё отношение к прочитанному произведению
• Определяет авторское отношение к проблеме
• Характеризует героев произведения

Уровень мыслительных навыков
Понимание Анализ
Время выполнения 20 минут

Задания
1. «Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи.
Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей». На примере прочитанных
вами 2-3 произведений из цикла «Донские рассказы» докажите или опровергните приведённую цитату.
2. М. Шолохов в рассказе «Жеребёнок» использует художественную антитезу.
Объясните на примере героев произведения, как с помощью этого приёма писатель показывает
нелепость и жестокость гражданской войны.
3. Прокомментируйте поведение героев в рассказе М.Шолохова «Алёшкино сердце». Выразите
своё отношение к внешней религиозности Макарчихи, попа.
























4

Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Бал
Обучающийся л

Выражает отношение к прочитанному
произведению


Определяет авторское отношение к проблеме


Характеризует героев произведения
1 комментирует цитату 1
высказывает собственную позицию по 1
заданному вопросу
приводит примеры из прочитанных 2
произведений
2 приводит пример художественной 1
антитезы из рассказа
объясняет на примере героев произведения 1
отношение автора к войне
3 выделяет важные для характеристики 1
героя детали
анализирует и истолковывает детали, 1
создающие образ героев
делает выводы о характере героя/героев 1
эмоционально выражает своё отношение к 1 поведению героя/героев и его системе ценностей
объясняет отношения героя с другими 1
персонажами произведения
Всего баллов
11
































5

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Человек в эпоху перемен»
ФИО учащегося


Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий

Выражает отношение к прочитанному произведению
Затрудняется объяснить смысл цитаты, высказать отношение к прочитанному произведению, привести
примеры.
Не придерживается конкретной позиции по заданному вопросу, приведённые примеры не всегда
подтверждают мнение.
Комментирует цитату, высказывает собственное мнение о прочитанном
произведении, аргументирует позицию, ссылаясь на литературный материал.


Определяет авторское отношение к проблеме




Характеризует героев произведения
Затрудняется формулировать простые выводы об особенностях
авторской позиции на основе
художественной антитезы, не приводит примеры из произведения.

Затрудняется выявить
художественные детали, важные для характеристики главных и второстепенных
персонажей.
Допускает ошибки в определении художественной антитезы, комментариях
авторского отношения к героям и событиям, приводит неуместные примеры из
текстов произведений для доказательства.


Допускает ошибки в представлении характеристики героя, выделении важных для
характеристики героя деталей, анализе и толковании деталей, создающих образ главного
героя; выводах о характере героя, определении своего отношения к поведению героя
и его системе ценностей, объяснении отношения героя с другими персонажами произведения.
Верно понимает авторскую позицию; обобщает информацию из произведения и
формулирует выводы об особенностях авторской позиции с полным
обоснованием, приводит чёткие, логически последовательные аргументы.
Точно определяет
художественные детали, важные для характеристики главных и
второстепенных персонажей, выражает мнение о поступках героев, приводит
примеры из текста.





6

Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху перемен»

Подраздел С.А. Есенин. Стихотворения.
А.А. Блок. Стихотворения из сборника «Страшный мир», цикл «Стихи о Прекрасной даме», поэмы.
Цель обучения 11.2.8 Анализировать средства и приёмы создания
образов,
художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического
синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор
11.3.1 Давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и
эстетической ценности, объясняя собственное отношение к проблематике в форме устных и
письменных высказываний
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует средства и приёмы создания образов, средства и фигуры
поэтического синтаксиса, объясняет, с какой целью их использует автор
• Даёт критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической
ценности

Уровень мыслительных навыков
Применение Анализ
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Мне осталась одна забава». Выпишите не
менее трёх изобразительных средств и фигур поэтического синтаксиса.
2. Объясните, с какой целью их использует автор.


Мне осталась одна забава: Пальцы в рот — и веселый свист. Прокатилась дурная
слава, Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога
верил. Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и
скандалил Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать, Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.


3. Какой представляет А. Блок Россию в поэме «Двенадцать»? Опишите художественное
пространство поэмы. Как с помощью пространства раскрывается проблема произведения?

7

4. Выскажите своё отношение к проблематике произведения. Аргументируйте ответ,
используя примеры из текста.


Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Бал
Обучающийся л

Анализирует средства и приёмы создания образов, средства и фигуры
поэтического синтаксиса, объясняет, с какой целью их использует автор
1-2 называет приёмы, средства 3 выразительности,
фигуры поэтического синтаксиса, используемые при создании образов
объясняет цель их использования 3

Даёт критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической
ценности
3-4 описывает образ России в поэме 1
«Двенадцать»
определяет художественное пространство 1 произведения
формулирует проблематику произведения 1
высказывает собственное отношение к 1 проблематике
аргументирует свою позицию, опираясь на 1 текст произведения
Всего баллов
11

































8





Критерий оценивания
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Человек в эпоху перемен»
ФИО учащегося

Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий


Анализирует средства и приёмы создания образов, средства и фигуры поэтического
синтаксиса, объясняет, с какой целью их использует автор
Затрудняется определить средства и приёмы создания образов, средства и фигуры
поэтического синтаксиса, не объясняет цель их использования. Затрудняется
определить художественное пространство произведения.
Допускает ошибки в определении средств и приемов создания образов,
средств и фигур поэтического синтаксиса, частично поясняет цель их использования.
Допускает неточности в определении художественного пространства
произведения.
Верно определяет средства и приёмы создания образов, средства и фигуры
поэтического синтаксиса, объясняет цель их использования.
Верно определяет художественное пространство произведения.


Даёт критическую оценку произведению с точки зрения нравственной
и эстетической ценности
Затрудняется
сформулировать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и
эстетической ценности.
Допускает неточности в определении нравственной и эстетической
ценности произведения.
Даёт критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности,
аргументирует позицию.












9

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху тоталитарного режима»

Подраздел А. Н. Рыбаков «Дети Арбата».
Цель обучения 11.2.4 Определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой
и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приёмов
11.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии
идейно-тематического замысла произведения
11.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя
позицию автора с собственным мнением
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет роль эпизода и его взаимосвязь с тематикой и проблематикой
произведения
• Характеризует героев произведения
• Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам

Уровень мыслительных навыков
Анализ Оценка
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Выполните анализ эпизода, определите его роль в контексте всего произведения.

<…> Он ненавидел политику, единственно приемлемой считал профессию инженера, она могла дать
кое-какую независимость. Изменил эти планы случай, связанный опять же с арестом брата. Старик Шарок
искал защитника, советовался с заказчиками, наконец, нашёл адвоката, который согласился вести
процесс за пятьсот рублей. Сумма огромная, Шарок боялся её вручать без свидетелей, взял с
собой Юрия. Адвокат деньги пересчитывать не стал, открыл ящик стола, небрежно кинул туда
пачку. На этом их визит и окончился, но Юрий успел разглядеть картины в золоченых
рамах, золотые корешки книг за стёклами шкафов. Такой обстановки он ещё не видел.
На улице старый Шарок завистливо вздохнул:
– Живут люди…
Но ещё большее впечатление на Юру адвокат произвел в суде. Этот маленький
человечек с помятым лицом и холёной бородкой вертел грозным пролетарским судом как
хотел. Так, во всяком случае, казалось молодому Шароку. Адвокат сыпал статьями законов, прибегал
к уловкам и ухищрениям, заставил вызвать новых свидетелей, назначить дополнительную
экспертизу, язвительно препирался с судьей и прокурором. В руках у мрачного судьи и
неумолимого прокурора был закон, но закон пугал их самих – открытие, определившее жизненные
планы молодого Шарока. Путь к адвокатуре лежал через вуз, дорога в вуз – через комсомол и
завод.
Так в девятом классе Юрий Шарок стал комсомольцем. Сын рабочего, а это высоко ценилось
в школе, где учились дети арбатской интеллигенции, он держался независимо, девочки считали
– загадочно. Особенно нравился он умным, серьёзным, активным девочкам. Им казалось, что они
воспитывают его, формируют личность. Для них, чистых, доверчивых, был очень привлекателен этот
паренек: красивый и сдержанный.
Потом на заводе Шарок приобрёл то, чего ему недоставало раньше, – уверенность. Рабочий!
Синяя, всегда чистая спецовка хорошо сидела на его стройной фигуре. Появилась

10

грубоватость, выдаваемая за принципиальность, презрение к сильно интеллигентным,
принимаемое за рабочую простоту. Скромный и молчаливый в школе, здесь он часто выступал
на собраниях, резонно считая, что умение говорить публично пригодится будущему адвокату.
В институте Шарок ничем не выделялся, однако зарекомендовал себя исполнительным общественником. Он
и не хотел выделяться. Газеты были полны сообщениями о вредителях, саботажниках, уклонистах.
«Вывести на чистую воду! Беспощадно карать! Мерзавцы! Уничтожить! Добить! Выкорчевать!
Вытравить! Стереть с лица земли!» Читая эти слова, эти фразы, короткие и неумолимые, как
выстрел, Шарок испытывал страх. Он все хорошо понимал и всё трезво оценивал. После института
его зашлют в область, в район, в народный суд или прокуратуру. Он и не посмеет заикнуться о
том, что хочет стать адвокатом.
«Увиливаешь, Шарок!» – вот что ему ответят. Неужели придётся отказаться от цели, к
которой он так настойчиво стремился?
Отец сшил Юре костюм. Последнего фасона «чарльстон» – длинные широкие брюки и короткий,
обтягивающий бедра пиджак с высокими плечами и ватной грудью. Голубоглазый Юра выглядел в нём очень
представительно. <…>
– Знакомства, знакомства надо искать, – поучал он Юру.
Однако ни на заводе, ни в институте Юрий не приобрёл друзей. Приводить в дом товарищей
запрещалось. Родственники были бедны, ничего, кроме обузы, в них не видели, к ним не ходили, у себя
не принимали. Свободное время Шарок-отец проводил на бегах, мать – в церкви. На Пасху дети
получали кусок кулича, на Масленицу блины – этим и ограничивались праздники. <…>
Связи со школьными товарищами оказались самыми устойчивыми. Три одноклассника жили с Юрой
в одном доме. Саша Панкратов – секретарь комсомольской ячейки школы, Максим Костин – сын
лифтерши, товарищи называли его Макс, Нина Иванова – сердобольная комсомолка, воспитывавшая и
образовывавшая Шарока. Вместе с Леной Будягиной, дочерью известного дипломата, они
составляли в школе сплоченную группу активистов. Собирались у Лены, в Пятом доме Советов.
Будягин жил за границей, квартира была в распоряжении ребят. Юра появлялся там, смутно
сознавая, что такие связи ему пригодятся. Сегодня это смутное сознание
превратилось в реальную надежду. Будягин, отозванный из-за границы и назначенный заместителем
наркома тяжелой промышленности, может ему помочь.


2. Опираясь на представленный выше эпизод, охарактеризуйте Юрия Шарока. Определите
авторское отношение к герою анализируемого вами эпизода.
3. Выразите своё отношение к герою. Сопоставьте авторскую позицию со своей.



















11

Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Определяет роль эпизода и его взаимосвязь с тематикой и
проблематикой произведения
1 определяет место эпизода в композиции 1 произведения
называет проблематику эпизода 1
даёт характеристику поведению героев 1
комментирует идейный смысл эпизода 1

Характеризует героя произведения
2 выделяет детали, создающие образ/характер 1 героя
комментирует их, учитывая подтекст 1
создаёт портрет героя 1
высказывает своё отношение к герою 1

Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам
находит не менее трёх приёмов авторского 1 отношения к герою
делает вывод об отношении автора к герою 1 сопоставляет свою позицию с авторской 1
Всего баллов
11

































12

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Человек в эпоху тоталитарного режима»
ФИО учащегося

Критерий оценивания Уровни
учебных достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий

Определяет роль эпизода и его взаимосвязь с тематикой и проблематикой
произведения Характеризует героев произведения
Затрудняется в определении роли эпизода в
произведении.


Затрудняется выявить художественные детали, важные для характеристики
главных и второстепенных персонажей.
Допускает ошибки в определении роли эпизода в произведении/ объяснении связи эпизода с
проблематикой
произведения.

Допускает ошибки в представлении характеристики героя/выделении важных для
характеристики героя деталей/анализе и толковании деталей, создающих образ главного
героя/ выводах о характере героя/определении своего отношения к поведению
героя и его системе ценностей/ объяснении отношения героя с другими персонажами
произведения.
Верно определяет роль эпизода в произведении, объясняет связь с тематикой и проблематикой.


Точно определяет художественные детали, важные для характеристики героя.


Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам
Затрудняется формулировать простые выводы об особенностях авторской
позиции. Затрудняется сопоставлять свою позицию с авторской.
Допускает ошибки в определении способа выражения авторского отношения к героям и событиям/ примерах
из текстов
произведений для доказательства. Сопоставляет свою позицию с авторской.
Верно понимает авторскую позицию; обобщает информацию из произведения и
формулирует выводы об особенностях авторской позиции с полным обоснованием, приводит
чёткие, логически последовательные аргументы. Сопоставляет свою позицию
с авторской.





13

Суммативное оценивание за раздел «Человек в эпоху тоталитарного режима»

Подраздел А.А. Ахматова. Стихи и поэмы (по выбору учителя).
Цель обучения 11.1.1 Понимать термины: ретроспекция, серебряный
век,
имажинизм, символизм, футуризм, акмеизм
11.3.2 Сравнивать художественное произведение с произведениями других
видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие
образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает значение термина
• Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов
искусства

Уровень мыслительных навыков
Понимание Анализ
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Соотнесите термин и его определение.


Термин Определение
1. Ретроспекция А. Литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe
нaпpaвлeниe кoнцa 19 – нaчaлa 20 вeкoв. Представители этого направления стремились чepeз
cимвoлы в oщyтимoй фopмe вoплoтить идeю eдинcтвa миpa, выpaжeннyю в cooтвeтcтвии
eгo caмыx paзличныx чacтeй
2. Серебряный век Б. Образное название периода в истории
русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века
3. Имажинизм В. Художественный приём,
обращение к прошлому героя (героев), воссоздание предшествовавших событий.
4. Символизм Г. Хyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe
пepвыx двyx дecятилeтий 20 вeкa. Глaвным coдepжaниeм этого направления былo
экcтpeмиcтcкoe peвoлюциoннoe cвepжeниe cтapoгo миpa, eгo эcтeтики в чacтнocти, вплoть дo
языкoвыx нopм.
5. Футуризм Д. Пoявившeecя в Poccии пocлe
oктябpьcкoгo пepeвopoтa 1917 гoдa литepaтypнoe тeчeниe, пpoвoзглacившee oбpaз caмoцeлью
пpoизвeдeния, a нe cpeдcтвoм выpaжeния cyти coдepжaния и oтpaжeния дeйcтвитeльнocти.
6. Акмеизм Е. Литературное
течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в
России. Представители этого направления провозглашали материальность, предметность
тематики и образов, точность слова.
14

Ключ: 1 В, 2 Б, 3 Д,4 А,5 Г,6 Е.

2. Рассмотрите иллюстрации к поэме "Реквием" А. Ахматовой. Сравните поэму с
иллюстрациями. Охарактеризуйте сходства и различия в средствах и приёмах,
используемых авторами для раскрытия идеи, проблематики произведений.



























Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Понимает значение термина
1 правильно сопоставляет термины и 6 определения


Сравнивает
художественное
произведение с произведениями других видов искусства
2 называет сходства в средствах и приёмах, 1 раскрывающих идею
произведений
указывает отличия в средствах и приёмах, 1 раскрывающих идею произведений подтверждает мнение
цитатами из текста 1 делает вывод 1
Всего баллов
10














15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Человек в эпоху тоталитарного режима»
ФИО учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Низкий Средний
Высокий


Понимает значение термина
Затрудняется дать определение терминам.
Допускает ошибки в определении терминов.
Верно даёт определение терминам.






Сравнивает
художественное произведение с произведениями других видов искусства
Затрудняется сопоставлять произведения разных видов искусства.
Допускает ошибки в сопоставлении произведений разных видов
искусства, определении сходств и отличий в создании образов.
Сопоставляет произведения разных видов искусства, называет сходства и отличия в
средствах и приёмах создания образов.

















16

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Война в судьбах людей»

Подраздел В.В.Быков «Сотников»
Б. Васильев «А зори здесь тихие» В. Л. Кондратьев «Сашка»
Цель обучения 11.1.6 Давать развёрнутый аргументированный ответ
на
проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о
проблеме и системе образов
11.2.2 Определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные
особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию
11.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии
идейно-тематического замысла произведения
Критерий оценивания • Даёт развёрнутый аргументированный ответ на
проблемный вопрос
• Определяет тематику и проблематику произведения
• Даёт характеристику герою, определяя его роль в раскрытии
идейно-тематического замысла произведения

Уровень мыслительных навыков
Понимание Анализ, синтез
Время выполнения 20 минут

Задания
1. В чём заключается суть подвига Сотникова? Выразите своё отношение к проблеме,
поднятой автором. Аргументируйте ответ примерами из текста.
2. Рассмотрите таблицу. Выберите из перечисленного тематику и проблематику повести Б. Васильева
«А зори здесь тихие», аргументируйте выбор.

Тематика Проблематика
Героизм, чувство долга Проблема взаимоотношений
интеллигенции и народа
Женщина на войне Проблема памяти
Подвиг маленького человека Проблема нравственного выбора
Мужество и смелость Проблема маленького человека
Родина Проблема социального
неравенства
Любовь и ненависть Проблема войны
Преданность и предательство Проблема трусости

3. Опираясь на текст повести В. Кондратьева «Сашка», дайте характеристику главного героя.
4. Прокомментируйте своё отношение к герою, аргументируйте позицию.









17

Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Даёт развёрнутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
1 строит ответ на вопрос в форме 1 рассуждения
находит в тексте примеры, 1 подтверждающие аргументы
выражает собственное отношение к 1 проблеме

Определяет тематику и проблематику
произведения
2 определяет тематику произведения 1
определяет проблематику произведения 1

Даёт характеристику герою, определяя его роль в раскрытии идейно-
тематического замысла произведения
аргументирует ответ, опираясь на текст 1 произведения
3 выделяет важные для характеристики 1 героя детали
анализирует и истолковывает детали, 1
создающие образ главного героя
делает выводы о характере героя 1
объясняет отношения героя с другими 1 персонажами произведения
выражает своё отношение к 1
поведению героя и его системе ценностей
Всего баллов
11



























18

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Война
в судьбах людей» ФИО учащегося



Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся

Низкий Средний
Высокий


Даёт развёрнутый аргументированный ответ на
проблемный вопрос
Затрудняется дать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Допускает ошибки в определении проблемы произведения/формулировании аргументов для ответа
на вопрос/ примерах, подтверждающих аргументы/построении ответа на вопрос в
форме рассуждения.
Последовательно и чётко даёт аргументированный ответ на проблемный вопрос.


Определяет тематику и проблематику произведения
Затрудняется определить тему и идею произведения.
Допускает ошибки в определении темы/ определении идеи/определении своего мнения
о проблематике произведения.
Верно определяет тему и идею произведения.


Даёт характеристику герою, определяя его роль в раскрытии идейно-
тематического
замысла произведения
Затрудняется выявить
художественные детали, важные для характеристики главного героя, дать
характеристику главного героя, выразить свое отношение к герою.
Допускает ошибки в представлении характеристики героя/выделении важных для характеристики
героя деталей/анализе и толковании деталей, создающих образ главного
героя/выводах о характере героя/определении своего отношения к
поведению героя и его системе ценностей/ объяснении отношения
героя с другими персонажами произведения.
Точно определяет
художественные детали, важные для характеристики главного героя, характеризует
главного героя, выражает свое отношение к нему, аргументируя ответ.




19

Суммативное оценивание за раздел «Война в судьбах людей»

Подраздел Военная лирика
Цель обучения 11.2.7 Определять способы выражения авторского отношения
к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением
11.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой
литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и
отличительные признаки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам
• Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки
зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и
отличительные признаки

Уровень мыслительных навыков
Анализ Оценка
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Сопоставьте произведения А. Дементьева «Баллада о матери» и М. Алимбаева «Хроника 43-го» по
тематике, по проблематике, выразительным средствам.
2. Объясните позиции авторов.
3. Как авторы в стихотворениях передают чувства лирического героя?

Андрей Дементьев «Баллада о матери» Музафар Алимбаев «Хроника 43-го»

Постарела мать за тридцать лет, А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад. Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал, Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской Разливалась ненависть рекой.
Кинохроника. Сталинград. На экране – кромешный ад.
Замер в ярости сельский клуб, Как спрессованной боли куб. Поело города, гложет огонь,
За снарядом снаряд вдогон.
Замахнуться на Волгу поспеть?! Обезумел враг – это смерть!
Истекает кровью река, Рядовой боец РККА…
Эта битва из тысячи битв,
Здесь хребет врагу перебит. Хрип:- В атаку! Шинель – в окоп. Бруствер. Очередь. Кадр – стоп. Триста
тысяч солдат , как во сне Раздвигают грудью солёный снег,
И дрожит на ветру белый флаг, белый флаг, И фельдмаршал не может вздрогнуть никак Нам в лицо.
Полумрак. Тишина. Клуб. Медный голос победных труб. Краснозвёздных батыров ряд. Наклоняется в
первый ряд.

20


Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг, И пронёсся материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок! Алексей! Алёшенька! Сынок! Алексей! Алёшенька! Сынок! Словно сын её
услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…

Кадр сменился. Сын остался жить. Просит мать о сыне повторить.

Просит мать о сыне повторить. Просит мать о сыне повторить…

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алёшенька, сынок. Алексей, Алёшенька, сынок. Алексей, Алёшенька, сынок. Словно сын её
услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,

Посреди тревожной тишины Постучится сын её с войны.
Поглядеть бы им поскорей Матерей, сыновей, дочерей… Так и впился экран в зал
Так и смотрит глаза в глаза. Полумрак. Тишина. Клуб. Рвётся шепот с сухих губ:
- Мама, скоро кино конец? Мама, где же отец?..
- Дорогой мой, любимый сын, Тише, тише, ты не один.… Ещё много побед впереди. Мы увидим его.
Подожди…

Перевод: А. Крестинского















21

Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Определяет способы
выражения авторского отношения к героям, проблемам
1 находит в тексте произведения 1 художественные средства,
с помощью которых передаются чувства героев
объясняет роль художественных средств и 1 стилистических фигур в создании образов
объясняет позиции авторов 2

Сопоставляет произведения русской и казахской литературы с точки зрения
нравственной и эстетической ценности, объясняя общие
и отличительные признаки
2 сопоставляет произведения по тематике 2
сопоставляет произведения по 2
проблематике
находит и комментирует общие признаки 1
находит и комментирует отличительные 1
признаки
комментирует использованные в текстах 1 выразительные средства
Всего баллов
11


































22

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Война
в судьбах людей»

ФИО учащегося

Критерий оценивания Уровни учебных
достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий

Определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам
Затрудняется выделить и определить способы
выражения авторского отношения к героям, проблемам.
Допускает ошибки в знании и понимании способов выражения авторского отношения к
героям, проблемам.
Демонстрирует глубокое знание и понимание способов авторского отношения к
героям, проблемам.


Сопоставляет
произведения русской и казахской литературы с точки зрения
нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и
отличительные признаки
Затрудняется сопоставить произведения по тематике, проблематике и жанру.
Допускает ошибки в сопоставлении произведения по тематике,
проблематике, жанру.
Верно сопоставляет произведения и успешно применяет знания,
используя цитаты из текста; обобщает информацию из
художественных произведений и приводит чёткие, логически последовательные аргументы.
















23

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Тема нравственного выбора»

Подраздел А.В. Вампилов «Утиная охота»
Цель обучения 11.1.4 Составлять план сочинения на
литературные и
свободные темы, рецензии
11.2.9 Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные
темы, рецензии) логично и последовательно, опираясь на литературный материал и свой жизненный
опыт, используя точный и образный язык, выражая своё мнение об актуальности
произведения
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет план сочинения
• Пишет сочинение/основную часть сочинения на литературную тему

Уровень мыслительных навыков
Понимание, применение Синтез
Время выполнения 20 минут Задания
1. Составьте план сочинения-рассуждения «Можно ли Зилова назвать нравственным
калекой?»
2. Напишите сочинение/основную часть сочинения-рассуждения (не менее 120 слов)
«Можно ли Зилова назвать нравственным калекой?». Приведите не менее 2 аргументов для
подтверждения своей точки зрения, используя примеры из произведения, свой жизненный опыт.


Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет план сочинения 1 пишет план сочинения, раскрывающий 1
тему
соблюдает логическую 1 последовательность
соблюдает правила оформления пунктов 1 плана

Пишет сочинение/основную часть сочинения на литературную тему
2 пишет сочинение/основную часть 1 сочинения в соответствии с
темой
соблюдает структуру рассуждения 1
пишет логично, последовательно 1
аргументирует ответ, используя примеры 1 из произведения
аргументирует ответ, используя примеры 1 из своего жизненного опыта
соблюдает речевые нормы 1
выдерживает необходимый объём (не 1 менее 120 слов)
Всего баллов
10
24

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Тема
нравственного выбора»
ФИО учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных
достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий

Составляет план сочинения
Затрудняется составить план сочинения.
Допускает ошибки в составлении плана сочинения/соблюдении логической
последовательности.
Составляет план сочинения, соблюдая логическую
последовательность.


Пишет
сочинение/основную часть сочинения на
литературную тему

Затрудняется написать сочинение/основную часть сочинения на заданную тему.

Допускает неточности в построении композиционных частей
сочинения/основной части сочинения, приводит слабые аргументы в поддержку
своего мнения.

Раскрывает тему сочинения, правильно строит композицию сочинения/основную часть
сочинения, соблюдает грамматические нормы.





















25

Суммативное оценивание за раздел «Тема нравственного выбора»

Подраздел Стихотворения современных поэтов по выбору учителя
(Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Л. Мартынов, О. Сулейменов и др.)
Цель обучения 11.1.3 Самостоятельно находить в тексте и
выразительно
читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением
авторской позиции
11.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой
литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и
отличительные признаки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет позицию автора через фрагменты текста
• Сопоставляет произведения русской и мировой литературы

Уровень мыслительных навыков
Понимание, применение Анализ
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Сопоставьте произведения Е. Евтушенко «Смири гордыню – то есть гордым будь» и О. Хайяма «Не
зли других и сам не злись» по тематике и проблематике.
2. Объясните позиции авторов.
3. Укажите фрагменты, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена авторская
позиция.


Евгений Евтушенко

Смири гордыню - то есть гордым будь. Штандарт - он и в чехле не полиняет. Не плачься, что тебя не
понимают, - поймёт когда-нибудь хоть кто-нибудь.

Не самоутверждайся. Пропадёт, подточенный тщеславием, твой гений, и жажда мелких самоутверждений
лишь к саморазрушенью приведёт.

У славы и опалы есть одна опасность - самолюбие щекочут.
Ты ордена не восприми как почесть, не восприми плевки как ордена.

Не ожидай подачек добрых дядь и, вытравляя жадность, как заразу,
не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать.

Пусть даже ни двора и ни кола,
не возвышайся тем, что ты унижен.
Омар Хайям
Не зли других и сам не злись

Не зли других и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире, А что не так, то ты смирись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно: Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно!

26

Будь при деньгах свободен, словно нищий,
не будь без денег нищим никогда!

Завидовать? Что может быть пошлей! Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй, чужую глупость втайне пожалей.

Не оскорбляйся мнением любым в застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, - умей любить, когда ты нелюбим.

Не превращай талант в козырный туз. Не козыри - ни честность, ни отвага.
Кто щедростью кичится - скрытый скряга, кто смелостью кичится - скрытый трус.

Не возгордись ни тем, что ты борец, ни тем, что ты в борьбе посередине, и даже тем, что ты смирил
гордыню, не возгордись - тогда тебе конец.



Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Бал
Обучающийся л

Определяет позицию автора через фрагменты текста
1 формулирует авторскую позицию 1
находит фрагменты, демонстрирующие 1
авторскую позицию

Сопоставляет
произведения русской и мировой литературы
обосновывает свое мнение 1
2 сопоставляет произведения по тематике 2
сопоставляет произведения по 2
проблематике
находит и комментирует общие признаки 1
находит и комментирует отличительные 1 признаки
делает вывод о нравственной и 1 эстетической ценности
обоих произведений
Всего баллов
10











27

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Тема
нравственного выбора»
ФИО учащегося



Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний
Высокий

Определяет позицию автора
Затрудняется определить авторскую позицию.
Допускает ошибки в определении авторской позиции.
Демонстрирует понимание авторской позиции,
обосновывает мнение, опираясь на текст произведения.


Сопоставляет
произведения русской и казахской литературы с точки зрения
нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и
отличительные признаки
Затрудняется сопоставить произведения по тематике, проблематике и жанру.
Допускает ошибки в сопоставлении произведения по тематике, проблематике и
жанру.
Верно сопоставляет произведения и успешно применяет знания, используя
цитаты из текста; обобщает информацию из художественных
произведений и приводит чёткие, логически
последовательные аргументы.












28


























































29
 
Верх