Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 11 класс (естественно-математическое напра

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Русский язык»
(с русским языком обучения)
11 класс
(естественно-математическое направление)



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским
языком обучения) для обучающихся в 11 классах. Методические рекомендации подготовлены на
основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 11 классе проводится в течение
каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в
сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с
дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных
интернет-сайтах.


СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 5
Суммативное оценивание за раздел «Экология: нефтяная и ядерная промышленность» 5
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 10
Суммативное оценивание за раздел «Бизнес-идеи из науки: математика, химия»
10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 16
Суммативное оценивание за раздел «Молодёжная культура: проблемы молодого
поколения»
....................................................................................................
...........................................................................16
Суммативное оценивание за раздел «Экономика и её роль в обществе»
19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
23
Суммативное оценивание за раздел «Наука и этика: киборги и клоны»
23





































3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Экология: нефтяная и ядерная промышленность»

Подраздел Слушание и говорение
Цель обучения 11.1.1 Понимать основную и детальную, скрытую
информацию
текстов разных жанров, высказывая критическое отношение к позиции; определять целевую
аудиторию

Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную и детальную информацию прослушанного текста, выражает
свое мнение


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Анализ, оценка
Время выполнения 20 мин.

Задания.
1. Прослушайте текст. Какая информация в тексте является основной, а какая – детальной?
2. Сформулируйте проблему, поднимаемую автором в прослушанном тексте.
3. Определите позицию автора.
4. Выскажите своё отношение к поднимаемой проблеме.

Транскрипт

Развитие современного государства прямо связано с его обеспеченностью энергией. Не
случайно в повестке дня всех международных форумов эта тема прочно занимает ведущие
места.
Решение задач осложняется не только увеличением численности населения, а,
следовательно, и ростом энергопотребления, но и ограниченностью запасов ископаемых
энергоресурсов. В обозримом будущем единственным источником, способным существенно увеличить
свою долю в мировом балансе и покрыть растущие потребности человечества, является ядерная
энергетика.
Сегодня по всему миру возводится 68 новых ядерных реакторов, большинство из них – в Китае,
который стремится быстро снизить зависимость своей электроэнергетики от
традиционного каменного угля. Шесть реакторов возводятся в Индии, которая намерена к 2032 году
увеличить производство энергии на АЭС в 14 раз. О намерении развивать ядерную энергетику
объявили члены Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива, Алжир, Египет, Марокко и
Тунис.
Растёт рынок ядерных товаров и услуг, на котором немалая доля принадлежит Казахстану. Как
подчеркнул Глава государства в своём Послании «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые
интересы, единое будущее», потребность в дешёвой атомной энергии в обозримой перспективе
развития мира будет только расти. РК – мировой лидер в добыче урана. Мы должны
развивать собственное производство топлива для АЭС и строить атомные станции. Важным
аргументом в пользу развития ядерной энергетики является её неразрывная связь с высокими
технологиями, которые могут дать импульс качественному развитию всей экономики государств,
специализирующихся на экспорте нефти, и согласуются с задачей внедрения в нашей стране
наукоёмкой модели экономики.


5

Однако в мире есть и противники ядерной энергетики. Их позиция основана скорее на
эмоциональном восприятии, чем на научном анализе, однако вполне объяснима. Ужасные
последствия американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в общественном сознании стали
проецироваться на аварии на атомных электростанциях. Для многих казахстанцев, в памяти
которых ещё живы воспоминания о Семипалатинском ядерном полигоне, само слово
«ядерный» несёт в себе угрозу.
Борьба за ядерное разоружение, начинавшаяся как общественное движение и имевшая
практические последствия в виде заключения международных договоров о сокращении
стратегических наступательных вооружений, на определённом этапе стала дополняться
движением против ядерной энергетики. В основе этого движения лежат гипертрофированные
представления о тех потерях, которые могут быть связаны с нарушениями в работе ядерных
реакторов и АЭС, а также с тем, что учёные называют «радиофобией». Поскольку ядерная
энергетика довольно быстро завоевала прочные позиции в энергобалансе многих развитых
стран, радиофобия стала обрастать новыми мифами.




Критерий оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Понимает основную и детальную информацию прослушанного текста, выражает свое
мнение
1 определяет основную информацию 1 прослушанного текста
определяет детальную информацию 2 прослушанного текста
2 определяет целевую аудиторию 1 прослушанного текста
3-4 определяет позицию автора 1
формулирует проблему 1
выражает свое мнение по 1 поднимаемой проблеме
соблюдает речевые нормы 2
Всего баллов
9

















5

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Экология: нефтяная и ядерная промышленность»

Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Понимает основную и детальную
информацию прослушанного текста, выражает свое мнение
Правильно понимает основную и детальную информацию прослушанного текста,
убедительно выражает своё мнение
Демонстрирует частичное понимание основной и детальной
информации прослушанного текста; выражает своё мнение
Демонстрирует понимание основной и детальной информации
на
удовлетворительном уровне; затрудняется выразить свое мнение
























6

Вид речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 11.2.1 Понимать главную, детальную, скрытую
информацию
сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию
11.3.1 Излагать содержание прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала в
виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, тезисов,
резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает информацию несплошного текста, оценивая авторскую позицию
• Передает основную информацию несплошного текста в виде тезисов

Уровень мыслительных навыков
Понимание Анализ Оценка
Время выполнения 20 минут

Задание.
Рассмотрите инфографику и ответьте на предложенные вопросы.



































7

1. Какая организация проводила исследование по проблеме загрязнения воздуха в мире?
2. Как уменьшение уровня загрязнения воздуха может отразиться на
показателях заболеваемости людей?
3. Жители каких стран наиболее подвержены загрязнению воздушных масс? Почему?
4. Почему территориальное расположение страны влияет на загрязненность воздуха?
5. Какова авторская позиция? Выразите свое мнение. Приведите аргументы.
6. Запишите основную информацию несплошного текста в виде тезисов.




Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Понимает информацию несплошного текста, оценивая авторскую позицию
1-4 дает полные ответы на предложенные 4 вопросы
5 формулирует авторскую позицию 1
выражает собственное мнение 1
приводит аргументы 1

Передает основную информацию несплошного текста в виде тезисов
6 записывает основную информацию 1 несплошного текста в виде тезисов
соблюдает последовательность 1
соблюдает фактологическую точность 1
соблюдает грамматические нормы 1 языка
соблюдает орфографические нормы 1 языка
соблюдает пунктуационные нормы 1 языка
Всего баллов
13




















8

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Экология: нефтяная и ядерная промышленность»
Ф.И.О. учащегося



Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Высокий Средний
Низкий

Понимает информацию
несплошного текста, оценивая авторскую позицию
Демонстрирует полное понимание прочитанной информации
несплошного текста, даёт полные ответы на предложенные вопросы;
определяет авторскую
позицию, выражает собственное мнение, приводит аргументы
Демонстрирует частичное понимание прочитанной
информации несплошного текста, даёт неполные ответы на вопросы; допускает ошибки при
определении авторской позиции, испытывает некоторые затруднения при аргументации
собственного мнения
Демонстрирует непонимание основной информации несплошного текста:
затрудняется дать ответы на предложенные вопросы; затрудняется определить
позицию автора и высказать собственное мнение


Передает основную информацию несплошного текста в виде тезисов
Передает основную информацию несплошного текста в виде
тезисов; демонстрирует высокий уровень соблюдения речевых норм языка
при передаче содержания текста
Передает частично основную информацию несплошного текста в виде
тезисов; демонстрирует достаточный уровень соблюдения речевых норм языка, допуская
ошибки при передаче содержания текста
Затрудняется передать основную информацию несплошного текста в виде
тезисов; демонстрирует слабый уровень соблюдения речевых норм языка,
допуская частые ошибки при передаче содержания текста













9

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Бизнес-идеи из науки: математика, химия»

Вид речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения 11.1.4 Участвовать в деловой беседе, решая
проблему и достигая договорённости
11.4.2 Использовать различные изобразительно- выразительные средства языка,
стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
Критерий оценивания Обучающийся
• Участвует в деловой беседе, формулируя проблему и предлагая пути решения
• Использует соответствующие речевой ситуации изобразительно-выразительные
средства/ стилистические фигуры
Уровень мыслительных навыков Синтез, анализ, применение
Применение
Время выполнения 20 минут

Задания.
1. Прослушайте текст «Инвестор с секретами». Подумайте, как знание математики помогло
ученому реализовать бизнес-идеи?
2. Представьте, что Вы в компании начинающих молодых бизнесменов решили поделиться
своими идеями, как увеличить доход, используя знание математики. Озвучьте проблемы, с которыми
может столкнуться начинающий бизнесмен и предложите идеи, как решить эти проблемы.
3. Включите в свою речь изобразительно-выразительные средства/стилистические фигуры,
которые позволят сделать вашу речь более убедительной.

Транскрипт

Инвестор с секретами
Родившийся в 1938 году Джеймс (Джим) Харрис Саймонс вырос в Бруклине, пригороде Бостона.
Как пишет Bloomberg, уже в три года будущий учёный задавался математическими вопросами:
например, почему в машине может кончиться бензин, если при делении его количества
наполовину, сколько бы раз ни повторять этот мысленный эксперимент, всякий раз будет что-то
оставаться (тем самым маленький Джим открыл для себя знаменитые парадоксы Зенона).
Неудивительно, что после окончания средней школы он поступил в Массачусетский
технологический институт, где изучал математику. А точнее, то решал по ночам сложные
задачи, то сражался с друзьями, такими же увлеченными математиками, в покер. После
получения степени бакалавра Саймонс отправился в Калифорнийский университет в Беркли, где,
к удивлению своего научного руководителя, всего за два года получил докторскую степень по
математике. Молодой ученый остался в научной среде: вначале преподавал в родном вузе
Массачусетса, затем в Гарварде.
Еще в начале 1960-х Саймонс с приятелями начали заниматься бизнесом: они вложили свои
небольшие сбережения в завод по производству виниловых напольных покрытий. Дела у завода пошли
хорошо, и в 1974 году Саймонс с партнерами решили инвестировать $600 тыс. в


11

товарные фьючерсы. В то время контракты на сахар взлетели ввысь, и спустя всего семь
месяцев начинающие инвесторы имели уже $6 млн. И тогда Саймонс основал Monemetrics –
инвесткомпанию, предшественницу Renaissance. Его идея состояла в том, чтобы использовать
математическую модель для торговли валютой. Один из его бывших коллег по Институту
военного анализа Леонард Баум разработал соответствующую модель, а другой его коллега, уже по
университету, Джеймс Экс, выяснил, что ее можно использовать для торговли чем угодно – от пшеницы
до сырой нефти. Математические модели были улучшены, и в 1988 году Саймонс с Эксом основали
хедж-фонд, который назвали Medallion – в память о медалях, заработанных ими в различных состязаниях
ученых.
1990-е годы оказались для Medallion весьма успешными. В 1994 году его доходность
составила 71%, а в 2000-м и того больше – 98,5%. В среднем же за 11 лет существования фонд, в
котором работали 148 человек, продемонстрировал среднегодовую доходность в 43,6%. И это несмотря
на то, что Саймонс к тому моменту по разным причинам оказался без своих изначальных
партнеров и разработчиков моделей.


Критерий оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Участвует в деловой беседе, формулируя проблему и предлагая пути
решения
1 составляет речь в соответствии с темой 1
составляет речь в соответствии с 1
выбранной позицией
формулирует проблему 1
предлагает пути решения проблемы 1

Использует соответствующие речевой ситуации изобразительно- выразительные средства/
стилистические фигуры
активно взаимодействует с участниками 1 беседы
2 уместно использует изобразительно- 2 выразительные средства/
стилистические
фигуры
строит речь в соответствии с нормами 2 языка
Всего баллов
9



















11

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Бизнес-идеи из науки: математика, химия»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Участвует в деловой беседе, формулируя проблему и предлагая пути решения
Составляет речь в соответствии с предложенной речевой ситуацией;
формулирует проблему, предлагает пути решения
Допускает незначительные ошибки в составлении речи, соответствующей
предложенной речевой ситуации; формулирует проблему, предлагает
пути решения проблемы
Затрудняется составить речь в соответствии с предложенной
речевой ситуацией; затрудняется предложить пути решения проблемы




Использует соответствующие речевой ситуации изобразительно- выразительные
средства/ стилистические фигуры

Использует уместно
соответствующие речевой ситуации изобразительно- выразительные
средства/ стилистические фигуры

Допускает незначительные ошибки в употреблении изобразительно-выразительных
средств/ стилистических фигур

Затрудняется в употреблении изобразительно- выразительных средств/ стилистических фигур













12

Виды речевой деятельности
Чтение, письмо
Цель обучения 11.2.5 Формулировать вопросы для исследования и гипотезы по
прочитанному тексту
11.3.4 Писать разные виды эссе, в том числе аргументативное и дискуссионное, рассматривая
и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической
литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует вопросы и гипотезы
• Пишет аргументативное эссе/основную часть эссе

Уровень мыслительных навыков
Анализ Синтез
Время выполнения 20 минут

Задания
1. Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы для исследования.
2. Какие гипотезы можно выделить, согласно прочитанной информации? Аргументируйте свой ответ.

Трудно переоценить значение продуктов химической промышленности в жизни
современного человека. Многое из того, что нас окружает, чем мы привычно пользуемся в быту,
произведено именно благодаря достижениям такой отрасли, как химическая промышленность. Невозможно
назвать также ни одну отрасль промышленности, где не применялась бы ее продукция –
это строительство и машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство,
энергетика и транспорт.
Когда на нашем столе лежит румяная буханка хлеба, мы благодарим хлеборобов, благодаря неустанному
труду которых выращена пшеница, из которой он изготовлен. Но в каждой такой буханке хлеба есть и
доля труда работников химической промышленности, ведь благодаря их усилиям созданы препараты,
при помощи которых обрабатываются поля от сорняков, вредителей и болезней,
удобряется почва для повышения урожайности. Только совместный труд химиков и работников
сельского хозяйства позволяет получать большие урожаи, которые доходят до конечного потребителя
в виде свежей булки, румяных фруктов и сочных овощей. Современное сельское хозяйство
немыслимо без применения такой химической продукции, как гербициды (препараты, которые
используются для борьбы с сорняками), фунгициды (с их помощью ведётся борьба с
паразитическими грибками), инсектициды (путём применения этих препаратов уничтожаются вредные
насекомые) и многих других веществ, применяемых в качестве средств эффективной защиты
культурных растений, выращиваемых на полях и в теплицах, от различных вредителей.
В настоящее время выпускается три группы инсектицидов, которые различаются
характером проникновения и поражения организма насекомого. Это – контактные, кишечные и системные
инсектициды. Поражение насекомых контактными инсектицидами происходит благодаря
внешнему контакту вредителя с обработанной частью поверхности. Действие кишечных
инсектицидов основано на поражении органов питания насекомого ядовитыми составляющими
препаратов. Системные инсектициды проникают в клетки обработанных растений и
губительно воздействуют на насекомое при поедании отдельных частей.


13

3. Прочитайте высказывание Д. Дидро: «Какой только области механических искусств не нужны
знания химии! Могут ли обойтись без неё земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых
дел мастер, чеканщик монет и т. п. Если бы человечеству пришлось избрать из числа всех наук
только три и притом применительно к нашим потребностям, следовало бы предпочесть
всем другим наукам механику, естественную историю и химию».
Согласны ли вы с ним? Напишите свой ответ в виде аргументативного эссе/основной части эссе.
Включите в своё эссе информацию из прочитанного текста в качестве примеров.


Критерий оценивания № задания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Формулирует вопросы и гипотезы
1 формулирует вопросы для 3 исследования (не менее 3)
формулирует гипотезы 1
приводит аргументы 1

Пишет аргументативное эссе/основную часть эссе
2 пишет эссе в соответствии с заданной 1 темой
пишет эссе на основе информации 1 прочитанного текста
пишет эссе в соответствии с заданной 1 формой
приводит аргументы 1
соблюдает грамматические нормы 1 языка
соблюдает орфографические нормы 1 языка
соблюдает пунктуационные нормы 1 языка
Всего баллов
12





















14

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Бизнес-идеи из науки: математика, химия»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий

Формулирует вопросы и гипотезы
Верно формулирует вопросы и гипотезы по прочитанному тексту, позволяющие начать
предполагаемое
исследование
Допускает некоторые неточности при формулировании вопросов и гипотез по прочитанному тексту,
позволяющих начать предполагаемое исследование
Затрудняется
сформулировать вопросы и гипотезы по прочитанному тексту для исследования




Пишет аргументативное
эссе/основную часть эссе
Пишет текст в соответствии с заданным жанром, учитывая стилистические особенности; демонстрирует
высокий уровень соблюдения речевых норм языка при передаче собственных идей
Пишет текст в соответствии с заданным жанром, иногда допуская отклонения от
стиля;
демонстрирует достаточный уровень соблюдения речевых норм языка,
допуская незначительные ошибки при передаче собственных идей
Пишет текст, не выдерживая структуру заданного жанра, отклоняясь от стиля/без учёта
стиля;
демонстрирует низкий уровень соблюдения речевых норм языка, допуская частые ошибки
при передаче собственных идей














15

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Молодёжная культура: проблемы молодого поколения»

Виды речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения 11.1.6 Оценивать прослушанный материал с
точки зрения убедительности, критически оценивая его

Критерий оценивания Обучающийся
• Оценивает прослушанный материал

Уровень мыслительных навыков Оценка

Время выполнения 20 минут


Задание
1. Прослушайте информацию, содержащуюся в видеоролике «Министры 100 стран приняли
декларацию о молодёжной политике».

Транскрипт
Самое важное событие для молодёжи мира за последние 20 лет состоялось в Лиссабоне,
передает корреспондент «Хабар 24». Под эгидой ООН и в присутствии её генерального
секретаря решалось, как государства могут поддержать молодых. Антониу Гуттериш признался, что
политики его поколения не смогли справиться с рядом серьёзных задач, в числе которых
изменение климата. И нынешней молодёжи предстоит с этим разобраться. Сто министров мира
– в лиссабонской «Алтис-Арена». Все они курируют вопросы молодёжной политики в своих
странах. Несмотря на кажущуюся разность, у молодого поколения из процветающей
Скандинавии и развивающейся Африки одни и те же проблемы: доступ к качественному
образованию, здравоохранению, трудоустройство.
Телма Тешейра, студентка: «Я думаю, любое трудоустройство становится серьёзной проблемой
для молодёжи. Квалификационные требования на некоторых рынках повышаются. И молодым людям очень
сложно преуспеть с такими трудностями, получить доступ к тому, чтобы реализоваться. По данным ООН,
треть молодёжи во всём мире не имеет работы».
Корреспондент: «На этом фоне ситуация в Казахстане – одна из самых благополучных.
Молодые казахстанцы получают бесплатное среднее образование, доступны десятки тысяч грантов
в университетах, есть льготы на жильё и открытие собственного дела».
Даурен Абаев, министр информации и общественного развития РК: «Государство
финансирует обучение талантливой молодёжи за рубежом. Более 13 тысяч студентов уже
окончили лучшие университеты мира. В то же время мы прекрасно осознаем, что на текущем этапе нам
важно изменить молодёжную политику с учётом глубокой трансформации мировой экономики, развития
цифровых технологий. С этой целью Первый Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев
объявил этот год Годом молодёжи в Казахстане. В последний раз глобальная декларация по
вопросам молодёжи принималась в 1998-ом году. С тех пор мир изменился, потребовались
обновления и для молодёжной среды. Глобальное потепление, цифровая революция.
Молодёжь в авангарде здесь, но не в реальной политике. И это нужно исправить, считают
участники конференции».

16

Марселу Ребелу ди Соза, президент Португалии: «Возможно, кто-нибудь из вас примет участие
в этой конференции в 2040 году, если я буду жив, я буду там, просто чтобы увидеть
лица молодых и успешных людей. Решение проблем молодёжи сейчас – это будущее всего
человечества».
Корреспондент: «Итогом встречи стала декларация «Лиссабон+21». В ней министры и другие
мировые лидеры взяли на себя обязательства по интеграции молодёжи в решение глобальных и
локальных проблем. И это, по мнению участников конференции, не просто поддержит новое
поколение, оно даст будущее всем остальным».
https://24.kz/ru/news/in-the-world/item/323887-ministry-100-stran-prinyali-deklaratsiyu-o-
molodezhnoj-politike

2. Какие приемы использует автор текста для убеждения
(конкретность, последовательность аргументации, статус говорящего и др.)?
Аргументируйте свой ответ.
3. Какие приемы использует автор текста для привлечения внимания аудитории?
Аргументируйте свой ответ.



Критерий оценивания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Оценивает прослушанный материал
выявляет приёмы (не менее 3), используемые автором 3 текста для убеждения
(конкретность, последовательность аргументации, статус говорящего
и др.)
аргументирует свой ответ 1
выявляет приёмы (не менее 3), используемые автором 3 текста для привлечения аудитории
аргументирует свой ответ 1
соблюдает речевые нормы 2
Всего баллов
10


















17

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
««Молодёжная культура: проблемы молодого поколения»»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Оценивает прослушанный материал
Оценивает прослушанный материал, приводит аргументы в защиту своей точки зрения
Оценивает прослушанный материал, приводит слабые аргументы в защиту
своей точки зрения
Затрудняется оценить
прослушанный материал, приводит примеры для подтверждения
своей точки зрения, не являющиеся убедительными аргументами



























18

Суммативное оценивание за раздел «Экономика и её роль в обществе»

Виды речевой деятельности Чтение, письмо
Цель обучения 11.2.8 Сравнивать стилистические особенности
текстов
(композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему,
цель, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведённое на читателя
11.3.3 Создавать тексты различных типов и стилей (публичное выступление),
уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
• Сравнивает стилистические особенности двух текстов
• Создает текст публичного выступления (вступление)

Уровень мыслительных навыков
Анализ Синтез
Время выполнения 20 минут

Задания:
1. Прочитайте тексты. Выполните сравнительный анализ, указав сходства и различия.
Сравните особенности текстов: тему, основную мысль, проблему, структуру, цель, целевую аудиторию,
позицию автора и языковые средства, которые воздействуют на читателя.
2. Свой ответ оформите в виде таблицы.

Текст А
Зачем нужна экономика
Известный экономист Поль Самуэльсон говорил: «Что касается экономики, то каждый уже с
детства кое-что знает о ней». Выходит, что если вы и не думаете об экономике, то вы всё равно
являетесь её частью.
Экономикой пронизана жизнь каждого современного человека. Это как овладение
навыками работы на компьютере, пользование интернетом и знание иностранного языка. Не
умеешь работать на компьютере (не знаешь, как обращаться с iPhone, с какой стороны подойти к iPad),
не являешься пользователем интернета (тебя нет в социальных сетях, ты не заходишь на YouTube), не
знаешь английский на базовом уровне – обделен в жизни. С таким тобою будет скучно твоим
сверстникам, ты не будешь понимать, что они обсуждают, над чем смеются, чем интересуются, к чему
стремятся и о чем мечтают, не говоря уже о том, что тебе будет не так просто найти себе место
работы, чтобы зарплаты хватало на определённый перечень благ и на осознание себя полноценной
личностью. Тебе будет сложнее жить. Так и с экономикой. Экономика сегодня везде. Она всюду,
как воздух, как свет.
Экономика помогает нам не только считать нашу зарплату и понимать суть сказанного диктором в
выпуске новостей, она помогает нам жить, ценить время, реально оценивая
возможности, ставить четкие цели и достигать их, ориентируясь на собственные потребности, позволяет
нам острее чувствовать и любить. Ведь, как сказал наш президент, самое главное в жизни – любовь. А
какая любовь сегодня возможна без экономики?





19

Текст Б
Экономика – это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов
с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а также взаимоотношения
между сторонами хозяйственной деятельности.
Наука разделяется на две части: научную и прикладную. Научная экономика еще
называется экономической теорией – наукой о том, как отдельные люди, так и общество в целом
избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная
же экономика изучает возможности использования законов, теорий, которые были разработаны
экономической теорией для работы разных элементов экономических систем.
Поскольку экономическая действительность довольно широка, экономика как наука имеет целый
кладезь дисциплин, которые отличаются друг от друга предметом исследования. К экономическим относят
большое количество научных дисциплин, между ними можно выделить общие: экономическая теория,
макроэкономика, микроэкономика, математические методы в экономике и специальные (или
конкретные): менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, бухгалтерский учет, финансовый учет и
др.
У науки есть большое отличие от точных и естественных наук: эта наука ведёт дело не просто с
одним человеком, а с человеком как членом общества, который подвергается
воздействию народных традиций, национальных особенностей, пристрастий и политических
взглядов.
Часто эту науку относят к разделу гуманитарных. Конечно, это спорный вопрос. Сегодня эта наука,
в первую очередь, тесно связана с математикой. Макроэкономика вообще изучает различные
соотношения, используя формулы, различные графики и диаграммы. Математика дает возможность
систематизировать всю имеющуюся информацию.

Текст А Текст Б
Сходства текстов






Текст А Текст Б
Отличительные особенности текстов











3. Используя информацию прочитанных текстов, напишите текст публичного выступления (вступление)
перед участниками конференции по проблемам экономики 21 века. Тема выступления – «Какой
будет экономика будущего?».


21

Критерий оценивания
№ задания Дескриптор
Балл
Обучающийся


Сравнивает стилистические особенности
двух текстов
1-2 сравнивает темы текстов
1
сравнивает основную мысль текстов 1
сравнивает проблемы текстов 1
сравнивает цели текстов 1
сравнивает целевую аудиторию текстов 1
сравнивает авторскую позицию текстов 1

Создает текст публичного выступления (вступление)
анализирует языковые средства, используемые в 1
текстах
3 пишет часть текста (вступление) в соответствии с 1
заданной темой
пишет часть текста (вступление) в соответствии с 1
заданным жанром
пишет часть текста (вступление) с учётом цели 1
пишет часть текста (вступление) с учётом целевой 1
аудитории
соблюдает нормы речи 2
Всего баллов
13






























21

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Экономика и её роль в обществе»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Сравнивает стилистические особенности двух текстов
Демонстрирует отличное понимание текстов, определяя сходства
и отличительные особенности, верно определяет цель и целевую аудиторию;
правильно определяет
языковые особенности текстов, объясняя их роль в тексте
Демонстрирует понимание текстов, допускает неточности в определении сходств
и отличительных особенностей; в определении цели и целевой аудитории;
в определении языковых особенностей текстов, объяснении их роли в тексте
Затрудняется в понимании текстов, допускает ошибки, определяя сходства и
отличительные особенности, затрудняется в определении цели и целевой аудитории; допускает
ошибки,
определяя языковые
особенности текстов, объясняя их роль в тексте



Пишет текст публичного выступления (вступление)
Пишет работу с учётом жанра, типа и стиля, соблюдая соответствующую
структуру письма
Допускает незначительные ошибки в соблюдении соответствующей
структуры письма/грамотности написанного
Затрудняется написать работу с учётом жанра, типа и стиля. Не соблюдает
соответствующую структуру письма












22

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Наука и этика: киборги и клоны»

Виды речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения 11.1.5 Строить развёрнутый монолог для
публичного выступления в рамках общественно-политической,
социально-экономической и учебно-научной сфер
Критерий оценивания Обучающийся
• Строит развернутый монолог

Уровень мыслительных навыков
Анализ Синтез
Время выполнения 20 минут

Задания.
1. Прослушайте текст.
2. Используя информацию текста, посторойте монолог-рассуждение, в котором выразите своё
отношение к поднимаемой в тексте проблеме. Включите в монолог не менее 3 микротем.

Транскрипт
Люди-киборги – реальность ближайшего будущего
Пока среди обывателей не утихают споры о том, являются ли этичными достижения в области
генетической инженерии и не приведет ли развитие робототехники к полной замене
человечества роботами, ученые двигают науку вперед.
«В ближайшем будущем возможно будет не только бесконечно лечить человека или выращивать
новые органы в лабораториях, но и заменять органы на кибернетические», – считает
основатель компании «Моторика» Илья Чех.
По мнению эксперта, использование искусственно созданных частей тела – альтернатива выращиванию
органов. В результате человек получает даже более функциональный орган взамен утраченного.
«Безусловно, если к проблеме подойти неправильно, это может привести к сегрегации
человечества на обычных людей и на людей с расширенными возможностями. Это неизбежно, каждая новая
технология даёт какие-то преимущества. Этот процесс не остановить. И важно об этом рассказывать,
чтобы правильно подойти к развитию технологий», – объяснил он.
blizhayshego-buduschego.html













23

Критерий оценивания Дескриптор
Балл
Обучающийся

Строит развёрнутый монолог
строит монолог по заданной теме 1
строит монолог в соответствии со структурой 1
рассуждения
включает в монолог 3 микротемы 3
приводит аргументы 2
строит речь логично, последовательно 1
соблюдает орфоэпические нормы речи 2
Всего баллов
10







































24

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Наука
и этика: киборги и клоны»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Строит развернутый монолог
Строит монолог в соответствии с заданной темой.
Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного
запаса, полное понимание использования лексических и
грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи,
последовательно применяя соответствующий стиль
Строит монолог, иногда отклоняясь от заданной темы. Демонстрирует
удовлетворительный спектр языковых структур и лексики.
Речь ясна, допускает ошибки, не вызывающие непонимание. В общем, свободно
излагает простые идеи, сбивается при описании сложных идей, использует
соответствующий стиль с редкими случайными ошибками
Затрудняется построить монолог в соответствии с заданной темой, больше
склоняется к пересказу прочитанной информации. Допускает в речи ошибки,
временами вызывающие непонимание. Свободно излагает только простые идеи,
иногда использует соответствующий стиль

















25

Виды речевой деятельности Чтение, письмо.
Цель обучения 11.2.9 Интерпретировать содержание фрагмента
текста,
соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией
11.3.3 Создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, тезисы), уместно
употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации

Критерий оценивания Обучающийся
• Интерпретирует содержание фрагмента, соотнося его с темой и основной мыслью текста
• Пишет тезисы публичного выступления

Уровень мыслительных навыков
Синтез, анализ Применение
Время выполнения 30 минут

Задание
1. Прочитайте текст. Подумайте, какую роль играет заголовок в данном тексте.
Сформулируйте основную мысль текста.
2. Прочитайте последний абзац текста и сопоставьте содержание абзаца с заголовком и
сформулированной вами основной мыслью текста. Сделайте выводы.
3. Какова позиция автора? Сформулируйте её. Согласны ли вы с автором текста?

Роботы вместо учителей: быть или не быть?
На протяжении многих лет учёных волновал вопрос: смогут ли технологии полностью
заменить человека? В 2008 году лауреаты Нобелевской премии Э. Рот, Д. Асемоглу, А.
Дитон опубликовали книгу «Через 100 лет. Ведущие экономисты предсказывают
будущее», в которой предположили, что возможно исчезновение таких профессий, как кассир,
водитель, конвейерный работник. Сегодня эксперты бьют тревогу по поводу внедрения технологий в
образование и замены преподавателей роботами. Исчезнет ли профессия учителя через 20 лет,
станут роботы другом или врагом человека?
По некоторым параметрам роботы превосходят человека. В них встраивается программа,
благодаря которой машины выполняют множество задач: обучают детей математике,
преподают иностранные языки и развивают навыки чтения и письма. Так, в Южной Корее 1
робот заменяет 5 преподавателей и выполняет работу быстрее и эффективнее, чем
среднестатистический учитель. По результатам тестов такие технологии определяют способности
учеников и дают дополнительные задания наиболее талантливым.
Теперь не нужно тратить много времени на проверку домашнего задания,
присутствующих в классе или заполнение журнала. Благодаря умным машинам монотонная работа учителей
автоматизируется и у них остаётся больше времени на обучение. К тому же в некоторых школах
учителям вовсе не обязательно приходить на работу. В роботов встроена функции
«телеприсутствия». Преподаватель может общаться с учениками из любой точки мира в виртуальной
реальности. При помощи датчиков, которые расположены на дисплее умного устройства, дети могут
передавать свои ощущения.
Если говорить о недостатках роботов, то один из главных – невозможность
передавать эмоции и чувства. Как бы хорошо вы не рассказывали стихотворение наизусть, роботы не
оценят стараний. Единственное, что они смогут, – это сравнить ответ ученика с запрограммированным
и выставить отметки. Внедрение роботов в школы – явление новое, и

26

некоторым ученикам сложно привыкнуть к «современному учителю». При общении детей с настоящим
преподавателем устанавливается связь «ученик-учитель», а также возникают отношения доверия,
уважения к старшему и более опытному человеку. Психологи говорят, что детям важно иметь пример
для подражания в лице человека. Если ребёнок в младшей школе оказывается наедине с
роботом, он не получает необходимых эмоций, и это может повлиять на навыки общения в
будущем.
http://nastavnica.by/roboty-vmesto-uchitelej-by-t-ili-ne-by-t/

4. Вам предложили выступить с приветственной речью перед участниками на открытии научной
конференции «будущее за роботами». Напишите тезисы своего выступления. Используйте в
качестве идеи информацию прочитанного текста.







Критерий оценивания
Интерпретирует содержание
фрагмента, соотнося его с названием и основной мыслью текста
№ задания Дескриптор Балл
Обучающийся
1-3 объясняет роль заголовка в тексте 1
аргументирует свой ответ 1
формулирует основную мысль прочитанного 1
текста
сопоставляет содержание фрагмента с 1
заголовком и основной мыслью текста

Пишет тезисы публичного выступления
делает выводы 1
аргументирует свою позицию 1
4 пишет текст в соответствии с заданной темой 1
пишет текст в соответствии с заданной 1
формой
пишет текст в соответствии с заданной 1
целью
пишет текст в соответствии с заданной 1
целевой аудиторией
пишет логично, последовательно 1
соблюдает нормы речи 2
Всего баллов
13












27

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Наука
и этика: киборги и клоны»
Ф.И.О. учащегося




Критерий оценивания

Уровни учебных достижений учащихся

Высокий Средний
Низкий


Интерпретирует содержание
фрагмента, соотнося его с названием и основной мыслью текста
Верно формулирует основную мысль текста и интерпретирует информацию
фрагмента, соотнося ее с основной мыслью и заголовком
Допускает ошибки в формулировании основной мысли текста и
интерпретации информации фрагмента, соотнося ее с основной мыслью и заголовком
Затрудняется формулировать основную мысль текста и интерпретировать
информацию фрагмента, соотносить ее с основной мыслью и заголовком




Пишет тезисы публичного выступления
Демонстрирует отличное понимание и раскрытие темы. Четкая и правильная
структура текста. Полное понимание цели и целевой аудитории. Язык грамотный,
возможны редкие случайные описки
Демонстрирует хорошее понимание и раскрытие темы.
Структура текста, соответствующая заданию, недостаточно
последовательная. Некоторое непонимание цели/целевой аудитории.
Некоторое несоблюдение орфографических и пунктуационных норм
Демонстрирует частичное понимание и раскрытие темы.
Отсутствие соответствующей структуры текста.
Очень редкое, эпизодическое понимание цели и целевой аудитории письма.
Большое количество ошибок. Изложение часто неясное










28
 
Верх