Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Химия» 11 класс (общественно-гуманитарное направление)

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Химия»
11 класс
(общественно-гуманитарное направление)



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся
11 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и
учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни
учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят
рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.


СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Суммативное оценивание за раздел 11.1A «Введение в органическую химию. Теория
строения органических соединений»
4
Суммативное оценивание за раздел 11.1B «Углеводороды и их природные источники» 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 13
Суммативное оценивание за раздел 11.2А «Углеводороды и их природные источники» 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 18
Суммативное оценивание за раздел 11.3А «Кислородсодержащие органические соединения»18 Суммативное
оценивание за раздел 11.3B «Кислородсодержащие органические соединения»22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 26
Суммативное оценивание за раздел 11.4А «Азотсодержащие органические соединения.
Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.»
26
Суммативное оценивание за раздел 11.4В «Искусственные и синтетические полимеры. Химия в
жизни человека»
30

























3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел 11.1A «Введение в органическую химию. Теория строения органических
соединений»


Цель обучения 11.4.2.4
11.4.2.5
11.4.2.9
Различать эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы углеводородов
Называть виды изомерии и составлять формулы изомеров: структурных,
положения связи, функциональных групп и межклассовых
Объяснять различие и сходство свойств гомологов
11.4.2.10 Составлять структурные формулы соединений и называть их по номенклатуре
IUPAC

Критерий оценивания Обучающийся
• Различает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы углеводородов
• Называет виды изомерии и составлять формулы изомеров: структурных, положения связи,
функциональных групп и межклассовых
• Объясняет различие и сходство свойств гомологов
• Составляет структурные формулы соединений и называть их по номенклатуре iupac


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задание 1

Напишите эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы
углеводорода, содержащего 5 атомов С и 10 атомов Н.

(a) Эмпирическая формула ; Пространственная формула.
(b) Молекулярная формула ;
(c) Структурная формула _ ;

Задание 2
Для соединения из задания 1 напишите формулы всех изомеров и назовите их по номенклатуре
IUPAC

Задание 3
(a) Запишите формулы двух гомологов для углеводорода, содержащего 5 атомов С и 10 атомов
Н.
(b) Объясните в чем различие и сходство свойств приведенных гомологов.



4

Задание 4
Назовите соединения и определите вид измерии для каждой пары соединений. СН3-СН2-СН2-СН3
СН3-СН-СН3

СН3

СН2- СН2-СН2-СН3 СН3- СН-СН2-СН3
│ │
ОН ОН

О
СН3-СН2-С-СН3 СН3-СН2-СН2- С
ǁ Н
О
СН3-СН=СН-СН3 СН2 = СН-СН2-СН3

СН3 СН3 Н СН3 С=С
С=С
Н Н СН3 Н

Задание 5
(a) Заполните схему, используя данные задания 4.













(b)Приведите два примера одного из приведенных видов изомерии















5

Критерий оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Различает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы
углеводородов Составляет структурные формулы соединений и называет их по номенклатуре
IUPAC

Объясняет различие и сходство свойств
1 записывает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную
формулу углеводорода;



2 составляет структурные формулы соединений и называет их по номенклатуре
IUPAC;



3 записывает формулы двух гомологов;
2
(за любые две правильные формулы по 1 баллу )


3
(за любые две правильные формулы и название по 1 баллу )
1

гомологов
объясняет различие гомологов; 1
объясняет сходство гомологов; 1

Называет виды
изомерии и
составляет формулы изомеров: структурных, положения связи,
4, 5 называет соединения и определяет тип изомерии;
5
(за правильное название и вид изомерии двух формул по 1 баллу )

функциональных групп и
межклассовых
заполняет схему; 2
приводит два примера изомеров. 1
Всего баллов 16



















6

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «11.1A Введение в органическую химию.Теория строения органических соединений» ФИО
обучающегося


Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Различает эмпирическую, молекулярную, структурную и
пространственную формулы углеводородов
Составляет структурные формулы соединений и называет их по
номенклатуре IUPAC

Объясняет различие и сходство свойств гомологов




Называет виды изомерии и составляет формулы изомеров: структурных,
положения связи, функциональных групп и межклассовых
Затрудняется при записи эмпирической, молекулярной, структурной и
пространственной формул углеводорода

Затрудняется при составлении структурных формул соединений и указании их названия
по номенклатуре IUPAC

Объясняет различие и сходство свойств гомологов




Затрудняется при указании названия видов изомерии и составлении формул
изомеров: структурных, положения связи, функциональных групп и межклассовых
Допускает ошибки при записи эмпирической/молекулярной/ структурной/ пространственной формул
углеводорода

Допускает ошибки при составлении структурных формул соединений /
указании их названия по номенклатуре IUPAC
Допускает ошибки при написании формул гомологов/ при объяснении
различия свойств гомологов/ при объяснении сходства свойств гомологов
Допускает ошибки при указании названия соединения и определении типа изомерии/
при заполнении схемы/ при записи двух формул изомеров
Различает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы
углеводородов

Составляет структурные формулы соединений и называет их по номенклатуре
IUPAC

Объясняет различие и сходство свойств гомологов




Называет виды изомерии и составляет формулы
изомеров: структурных,
положения связи, функциональных групп и межклассовых





7

Суммативное оценивание за раздел 11.1B «Углеводороды и их природные источники»


Цель обучения 11.4.2.15

11.4.2.16


11.4.2.20

11.4.2.21

11.4.2.22
Определять молекулярную формулу вещества по данным продуктам сгорания
Находить простейшие и молекулярные формулы органических веществ по массовым
долям элементов и относительной плотности их паров Уметь составлять реакции
полимеризации (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид); Получить этилен из этанола и
изучить его физические и химические свойства
Знать качественные реакции на алкены (ненасыщенность)

Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет молекулярную формулу вещества по данным продуктам сгорания
• Находит простейшие и молекулярные формулы органических веществ по массовым долям
элементов и относительной плотности их паров
• Составляет реакции полимеризации (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид)
• Описывает способ получения этилена из этанола и перечисляет его физические свойства
• Приводит качественные реакции на алкены (ненасыщенность)


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут

Задание 1
При сгорании 8,6 г углеводорода образовалось 26,4 г оксида углерода (IV) и 12,6 г воды. Плотность
углеводорода по воздуху равна 2,966. Определите молекулярную формулу углеводорода.

Задание 2
Массовая доля водорода в углеводороде составляет 11,765 %. Определите молекулярную формулу
углеводорода, если относительная плотность его паров по водороду равна 34.

Задание 3
Составьте реакции синтеза:
(a) Полиэтилена
(b) Полипропилена
(c) поливинилхлорида



8

Задание 4
Лабораторным способом получения этилена является дегидратация этанола
(a) Запишите уравнение данной реакции:

(b) Перечислите физические свойства этилена:

Задание 5
Допишите уравнение реакции, приведенное на рисунке. Приведите еще один пример реакции,
доказывающий ненасыщенность алкенов.

















































9

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Определяет молекулярную формулу вещества по данным продуктам сгорания
1 определяет количества вещества, 1
образующихся в результате реакции;
находит количества вещества углерода и 1
водорода, входящих в состав образующихся веществ;
выводит простейшую формулу вещества; 1
вычисляет число n (число повторяющихся 1
звеньев);
выводит молекулярную формулу 1
исходного соединения;

Находит простейшие и молекулярные формулы органических веществ по массовым долям
элементов и относительной плотности их паров; Составляет реакции полимеризации;
2 выводит простейшую формулу вещества; 1
вычисляет число n (число повторяющихся 1
звеньев);
выводит молекулярную формулу 1
исходного соединения;
3 составляет реакцию полимеризации 1
полиэтилена;
составляет реакцию полимеризации 1
полипропилена;
составляет реакцию полимеризации 1
поливинилхлорида;

Записывает способ получения этилена из этанола и
перечисляет его физические свойства; Приводит качественные реакции на алкены
(ненасыщенность)
4 записывает уравнение реакции; 1
перечисляет физические свойства этилена 1
5 дописывает уравнение реакции; 1
приводит пример еще одной качественной 1
реакции на алкены.
Всего баллов 15











10

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «11.1B
Углеводороды и их природные источники»
ФИО обучающегося

Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Определяет молекулярную формулу вещества по данным продуктам сгорания





Находит простейшие и молекулярные формулы органических веществ по массовым долям
элементов и
относительной плотности их паров
Составляет реакции полимеризации



Записывает способ получения этилена из этанола и перечисляет его
физические свойства
Затрудняется при определении молекулярной формулы вещества по
данным продуктам сгорания





Затрудняется при Находит простейшие и молекулярные формулы органических веществ по
массовым долям элементов и относительной плотности их паров

Затрудняется при
составлении реакции полимеризации


Затрудняется при написании способа получения этилена из этанола и перечислении его
физических свойств
Допускает ошибки при определении количества вещества, образующихся в
результате реакции/ при нахождении количества вещества углерода и водорода, входящих
в состав образующихся веществ/ при определении простейшой формулыу вещества/
при вычислении числа n/ при выведении молекулярной формулы исходного соединения
Допускает ошибки при определении простейшой формулы вещества/ при
вычислении числа n/ при выведении молекулярной формулы исходного
соединения


Допускает ошибки при составлении реакции полимеризации полиэтилена/ при составлении
реакции полимеризации полипропилена/ при составлении реакции полимеризации
поливинилхлорида
Допускает ошибки при написании уравнения реакции/ при перечислении
физических свойств этилена
Определяет молекулярную формулу вещества по данным продуктам сгорания






Находит простейшие и молекулярные формулы органических
веществ по массовым долям элементов и относительной плотности их паров

Составляет реакции полимеризации



Записывает способ получения этилена из этанола и перечисляет его физические свойства

11

Приводит качественные реакции на алкены (ненасыщенность)
Затрудняется при записи качественных реакции на алкены
Допускает ошибки при записи уравнения реакции/ при записи примера еще одной качественной
реакции на алкены
Приводит качественные реакции на алкены (ненасыщенность)








































12

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел 11.2 А «Углеводороды и их природные источники»


Цель обучения 11.4.2.26


11.4.2.28

11.4.2.31

11.4.2.32


11.4.2.35
Рассмотреть гомологический ряд алкинов, строение, физические и химические
свойства, способы их получения
Составлять реакции получения бензола и его гомологов
Составить схему генетической связи основных классов органических соединений
Рассчитывать выход продукта, количество (объем, массу) продукта реакции по количеству реагента
(объему, массе)
Описывать процесс добычи, и понимать значимость процесса перегонки сырой нефти

Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет гомологический ряд алкинов, строение, физические и химические
свойства, способы их получения
• Составляет реакции получения бензола и его гомологов
• Составляет схему генетической связи основных классов органических соединений
• Рассчитывает выход продукта, количество (объем, массу) продукта реакции по
количеству реагента (объему, массе)
• Описывает процесс добычи, и объясняет значимость процесса перегонки сырой нефти


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут

Задание 1

(a) Выберите формулу алкина и нарисуйте первые пять членов гомологического ряда.

(i) HC≡CH; (ii) H – CH = CH2

(b) Запишите необходимые уравнения реакций для получения бутин-2 из бутана, с
указанием условий протекания реакции.






13

Задание 2
Допишите предложенные уравнения реакции и назовите каждый из данных способов.

(a) ;




(b) ;






(c) ;





Задание 3

Осуществите следующие преращения:

С3Н8 → С3Н6 → С3Н7СI → С6Н14 → C6Н12 → С6Н6 → С6Н5Вr

Задание 4

Из 6,72 л ацетилена (н.у) получили 5 мл бензола (ρ = 0,88 г/мл). Hассчитайте массовую долю (в%)
выхода бензола.

Задание 5

Вставьте нужные слова в пустые ячейки схемы (обозначены цифрами) и объяснитезначение процесса
перегонки сырой нефти.


















14

Задание 2
Допишите предложенные уравнения реакции и назовите каждый из данных способов.

(a) ;




(b) ;






(c) ;





Задание 3

Осуществите следующие преращения:

С3Н8 → С3Н6 → С3Н7СI → С6Н14 → C6Н12 → С6Н6 → С6Н5Вr

Задание 4

Из 6,72 л ацетилена (н.у) получили 5 мл бензола (ρ = 0,88 г/мл). Hассчитайте массовую долю (в%)
выхода бензола.

Задание 5

Вставьте нужные слова в пустые ячейки схемы (обозначены цифрами) и объяснитезначение процесса
перегонки сырой нефти.


















15

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Определяет гомологический ряд алкинов, строение, способы их
получения
1 определеляет соединение ряда алкинов; 1
составляет формулы 5 первых членов 1
гомологического ряда;
записывает уравнения получения бутина 2; 1
указывает условия протекания реакции; 1

Составляет реакции получения бензола и его гомологов



Составляет схему генетической связи основных классов органических соединений


Рассчитывает выход продукта реакции по объему реагента
2 дописывает уравнение А и называет способ получения;
дописывает уравнение В и называет способ получения;
дописывает уравнение С и называет способ получения;
3 записывает уравнения необходимых реакций;




4 рассчитывает массовую долю выхода продукта реакции;
1

1

1

3
(за любые два уравнен ия по 1 баллу) 3
(за правиль ное решение задачи)

Описывает процесс добычи, и объясняет значимость процесса перегонки сырой нефти
5 заполняет схему; 1
объясняет значение процесса перегонки 1
сырой нефти.
Всего баллов 15















16

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 11.2А
«Углеводороды и их природные источники»
ФИО обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Определяет гомологический ряд алкинов, строение, способы их получения


Составляет реакции получения бензола и его гомологов




Составляет схему
генетической связи основных классов органических соединений
Затрудняется при определении гомологического ряда алкинов,
строения, способах их получения

Затрудняется при составлении реакции получения бензола и его гомологов




Затрудняется при составлении схемы генетической связи основных
классов органических соединений
Допускает ошибки при определелении соединения ряда алкинов/ при составлении
формул 5 первых членов гомологического ряда/ при записи уравнений получения бутина 2
Допускает ошибки при записи уравнения А и указании названия способа
получения/ при записи уравнения В и указании названия способа
получения/ при записи уравнения С и указании названия способа получения
Допускает ошибки при записи уравнении реакции, согласно схемы генетической
связи основных классов органических соединений
Определяет гомологический ряд алкинов, строение, способы их получения


Составляет реакции получения бензола и его гомологов




Составляет схему
генетической связи основных классов органических соединений


Рассчитывает выход продукта реакции по объему реагента
Описывает процесс добычи и объясняет значимость процесса перегонки сырой нефти
Затрудняется при рассчете выход продукта реакции по объему реагента
Затрудняется при описании процесса добычи и объяснении
значения процесса перегонки сырой нефти
Допускает ошибки при при рассчете выход продукта реакции по объему реагента
Допускает ошибки при заполнении схемы/ при объяснении значения процесса
перегонки сырой нефти
Рассчитывает выход продукта реакции по объему реагента
Описывает процесс добычи и объясняет значимость процесса перегонки сырой нефти


17

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 11.3А «Кислородсодержащие органические соединения»


Цель обучения 11.4.2.40


11.4.2.42
11.4.2.43


11.4.2.49

11.4.2.50
Составлять структурные формулы спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот,
эфиров и называть их по IUPAC
Знать способы получения спиртов и фенолов Составлять уравнения
реакций, характеризирующих химические свойства спиртов и фенолов
Называть продукты окисления и восстановления альдегидов и кетонов
Объяснять физические свойства и способы получения карбоновых кислот

Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет структурные формулы спиртов, альдегидов и кетонов,
карбоновых кислот, эфиров и называет их по IUPAC
• Составляет уравнения реакций, характеризирующих способы получения спиртов и фенолов
• Составляет уравнения реакций, характеризирующих химические свойства спиртов и фенолов
• Определяет продукты окисления и восстановления альдегидов и кетонов
• Объясняет физические свойства и способы получения карбоновых кислот


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут


Задание 1
(a) Назовите следующие соединения по номенклатуре IUPAC и определите класс
соединений.













18






(a) Изобразите структурные формулы следуюших соединений:
бутан-1-ол; 2-метилпропанол-1-ол; диметиловый эфир; 3,3-диметилбутанон 2; 1- гидрокси
2-метил бензол; 2,3-диметилпентановая кислота.

Задание 2
Допишите уравнения следующих реакций.

(a) CH3CH2Br + NaOH(водн) →
(b) С6 H5Cl + NaOH(водн) →
(c) CH2=CHCH2CH3 +H2O (кат ) →

Задание 3
С какими из приведённых веществ будет реагировать этиловый спирт: бромоводород, водород,
натрий, медь, оксид меди (II)? Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите условия
их протекания.

Задание 4
Какую массу альдегида можно получить при окислении этанола объемом 80 см3 (ρ = 0,8
г/см3), если массовая доля его выхода составляет 90%? Напишите назание альдегида.

Задание 5
Объясните изменение физических свойств (не менее трех) в гомологическом ряду
карбоновых кислот.

























19

Критерий оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Составляет структурные формулы спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых
кислот, эфиров и называет их по IUPAC

Составляет уравнения реакций, характеризирующих способы получения спиртов и фенолов

Составляет уравнения реакций, характеризирующих химические свойства спиртов и фенолов
1 называет и определяет класс соединения;



изображает структурную формулу;


2 дописывает уравнения 1 реакции;
дописывает уравнения 2 реакции;
дописывает уравнения 3 реакции;
3 записывает уравнение возможных реакции и указывает
условия каждой реакции;
3
(за 2 правильных названия и класс соединения - 1 балл)
3
(за 2 правильные
формулы- 1 балл)
1

1

1

3
Определяет 4 называет альдегид;
1

продукты окисления и восстановления альдегидов и кетонов Объясняет физические свойства
карбоновых кислот
находит массу продукта реакции;

5 объясняет изменение
физических свойств карбоновых кислот.
1


3 (по 1 баллу за каждое свойство)
Всего баллов 17



















20

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 11.3 А
«Кислородсодержащие органические соединения»
ФИО обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Составляет структурные формулы спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот,
эфиров и называет их по IUPAC
Затрудняется при составлении структурных формул спиртов, альдегидов и
кетонов, карбоновых кислот, эфиров и называет их по IUPAC, определяет
класс соединения
Допускает ошибки при указании названия / определении класса соединения/ при
изображении структурных формул
Составляет структурные формулы спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых
кислот, эфиров и называет их по IUPAC, определяет класс соединения


Составляет уравнения реакций, характеризирующих способы получения спиртов и
фенолов
Затрудняется при составлении уравнения реакций,
характеризирующих способы получения спиртов и фенолов
Допускает ошибки при при составлении уравнения реакций 1 реакции/ при
записи уравнения 2 реакции/ при записи уравнения 3 реакции
Составляет уравнения реакций, характеризирующих способы получения спиртов и фенолов


Составляет уравнения реакций, характеризирующих химические свойства спиртов и
фенолов
Затрудняется при составлении уравнении реакций,
характеризирующих химические свойства спиртов и фенолов
Допускает ошибки при записи уравнении возможных реакции и указании условия каждой
реакции
Составляет уравнения реакций, характеризирующих химические свойства спиртов и фенолов


Определяет продукты окисления и восстановления альдегидов и кетонов
Затрудняется при нахождении массы продуктов окисления и восстановления
альдегидов и кетонов
Допускает ошибки при нахождении массы продуктов окисления и восстановления
альдегидов и кетонов
Определяет продукты окисления и восстановления альдегидов и кетонов


Объясняет физические свойства карбоновых кислот
Затрудняется при объяснении физических свойств карбоновых кислот
Допускает ошибки при объяснении физических свойств карбоновых кислот
Объясняет физические свойства карбоновых кислот





21

Суммативное оценивание за раздел 11.3B «Кислородсодержащие органические соединения»



Цель обучения
11.5.1.1

11.5.1.2
11.5.1.4
11.5.1.6


11.5.1.8

11.5.1.11
Составить уравнение реакции получения простых и сложных эфиров
Знать состав и строение жиров
Проводить качественную реакцию на жиры Знать различие формул молекул глюкозы, фруктозы,
рибозы, дезоксирибозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы Составлять уравнения реакций
спиртового, молочнокислого брожения глюкозы
Сравнивать строение и свойства крахмала и целлюлозы

Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет уравнения реакции получения простых и сложных эфиров
• Определяет состав и строение жиров
• Объясняет качественную реакцию на жиры
• Объясняет различие формул молекул глюкозы, фруктозы, рибозы, дезоксирибозы, сахарозы, крахмала
и целлюлозы
• Составляет уравнения реакций спиртового, молочнокислого брожения
глюкозы
• Сравнивает строение и свойства крахмала и целлюлозы


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут

Задание 1
Предложите способы синтеза следующих эфиров, используя только простые спирты и любые
необходимые реагенты в качестве исходных материалов.

(a) метилэтиловый эфир;
(b) диэтиловый эфир;
(c) этиловый эфир масляной кислоты
(d) бензилциклопентиловый эфир

Задание 2
Напишите уравнение образования жира из глицерина и стеариновой кислоты. Назовите продукт реакции.

Задание 3
Какие из следующих химических реакций можно использовать, чтобы
отличить полиненасыщенное растительное масло от нефтяного масла, содержащее смесь насыщенных и
ненасыщенных углеводородов? Объясните свой выбор.


22

(a) добавление брома в CCl4 ;
(b) гидрирование;
(c) омыление.

Задание 4

(a) В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся три ее изомерные формы
— циклическая α-форма, линейная (альдегидная) форма и циклическая β-форма: Запишите все три
формы глюкозы; объясните, чем отличается α-форма и β-форма; опишите чем отличается
молекула глюкозы от молекулы фруктозы.

(b) Обоснуйте, в чём сходство и отличие в строении крахмала и целлюлозы?

Задание 5

Составьте уравнения реакций спиртового и молочнокислого брожения глюкозы с
использованием структурных формул. Назовите продукты реакций.







































23

Критерий оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Составляет уравнения реакции получения простых и сложных эфиров
1 составляет уравнения реакции получения 2
простых эфиров;
составляет уравнения реакции получения 2
сложных эфиров;

Описывает состав и строение жиров
2 записывает уравнение получения жира; 1
называет продукт реакции; 1

Объясняет качественную реакцию на жиры
3 объясняет отличительные свойства 2
ненасыщенного и насыщенных масел

Объясняет различие формул молекул глюкозы, фруктозы


Сравнивает строение и свойства крахмала и целлюлозы

Составляет уравнения реакций спиртового, молочнокислого брожения глюкозы
4(а) записывает три формы молекулы глюкозы; 1
объясняет отличие α-формы и β-формы 1
глюкозы;
описывает отличие молекулы глюкозы от 1
фруктозы;
4(b) описывает сходства в строении крахмала и 1
целлюлозы;
описывает отличие в строении крахмала и 1
целлюлозы;
5 составляет уравнения реакций спиртового 1
брожения глюкозы;
составляет уравнения реакций 1
молочнокислого брожения глюкозы;
называет продукты реакции. 1
Всего баллов 16




















24

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 11.3B
«Кислородсодержащие органические соединения»
ФИО обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Составляет уравнения
реакции получения простых и сложных эфиров
Описывает состав и строение жиров
Затрудняется при
составлении уравнения реакции получения простых и сложных эфиров
Затрудняется при описании состава и строения жиров и назывании продукта реакции
Допускает ошибки при составлении уравнения реакции получения простых эфиров/ при
составлении уравнения реакции получения сложных эфиров
Допускает ошибки при записи уравнения получения жира/ назывании продукта
реакции
Составляет уравнения реакции получения простых и сложных эфиров

Описывает состав и строение жиров и называет продукт реакции


Объясняет качественную реакцию на жиры

Объясняет различие формул молекул глюкозы, фруктозы и сравнивает строение
и свойства крахмала и целлюлозы



Составляет уравнения
реакций спиртового, молочнокислого брожения глюкозы
Затрудняется при объяснении качественной реакции на жиры
Затрудняется при
объяснении различия формул молекул глюкозы, фруктозы; при Сравнении
строение и свойства крахмала и целлюлозы


Затрудняется при
составлении уравнения
реакций спиртового, молочнокислого брожения глюкозы
Допускает ошибки при объяснении качественной реакции на жиры

Допускает ошибки при записи трех форм молекулы глюкозы/ при объяснении
отличия α-формы и β- формы глюкозы/ при описании отличия молекулы глюкозы от фруктозы/
при описании сходства в строении крахмала и целлюлозы/ при описании отличия в строении
крахмала и целлюлозы
Допускает ошибки при составлении уравнения реакций спиртового брожения
глюкозы; при составлении уравнения реакций молочнокислого брожения глюкозы; при
указании названия продуктов реакции
Объясняет качественную реакцию на жиры

Объясняет различие формул молекул глюкозы, фруктозы и сравнивает строение и
свойства крахмала и целлюлозы;



Составляет уравнения
реакций спиртового, молочнокислого брожения глюкозы


25

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 11.4 А «Азотсодержащие органические соединения.
Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.»


Цель обучения 11.4.2.54
11.4.2.55

11.4.2.56
11.5.1.16
11.5.1.20
Знать классификацию и номенклатуру аминов Сравнивать структуры и основные свойства
аммиака, аминов и анилина
Знать продукты гидролиза белков
Объяснять физические свойства аминов и анилина Сравнивать структуры ДНК и РНК

Критерий оценивания Обучающийся
• Называет амины по номенклатуре
• Сравнивает структуры и основные свойства аммиака, аминов и анилина
• Объясняет физические свойства аминов и анилина;
• Указывает продукты гидролиза белков
• Сравнивает структуры днк и рнк


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут

Задание 1
Назовите следующие амины:











Задание 2
Сравните основность следующих аминов. Определите у кого выше








(b)


26





(с)




(d)

Задание 3
(a) Объясните разницу в температуре кипения, используя структурные формулы молекул, изображенных в
таблице:






бутиламин трет-бутиламин
t кип 78оС t кип 46оС

(b) Предположите растворимость в воде данных аминов

Задание 4
(a) Назовите данный трипептид:






(b) Запишите уравнение гидролиза предложенного трипептида.

Задание 5
Нарисуйте структуру второй цепи ДНК, если первая цепь имеет следующий нуклеотидный состав
Г–Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т.
(a) Изобразите состав и строение нуклеотида.
(b) Объясните отличие нуклеотида РНК и ДНК.
(c) Где еще можно встретить нуклеотиды и какую родь они выполняют?












27

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Называет амины по номенклатуре



Сравнивает структуры и основные свойства аммиака, аминов и анилина
1 называет амины по номеклатуре; 3
(за 2 правильн ых названия
- 1 балл)
2 определяет амин, у которого основность выше; 4 (по 1
баллу за каждую пару)

Объясняет физические свойства аминов и анилина
3 объясняет разницу в температурах кипения 1
предложенных соединений;
объясняет растворимость предложенных 1
соединений в воде;

Указывает продукты гидролиза белков
4 записывает название трипептида; 1
составляет уравнение гидролиза; 1

Сравнивает структуры ДНК и РНК
5 составляет структуру второй цепи ДНК; 1
изображает состав и строение нуклеотида; 1
объясняет различие нуклеотидов РНК и ДНК 1
предполагает соединения, состоящее из 1
нуклеотидов и описывает их роль.
Всего баллов 15






















28

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 11.4 А «Азотсодержащие органические соединения. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые
кислоты.» ФИО обучающегося


Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Называет амины по номенклатуре

Сравнивает структуры и основные свойства аммиака, аминов и
анилина
Объясняет физические свойства аминов и анилина

Указывает продукты гидролиза белков


Сравнивает структуры ДНК и РНК
Затрудняется при указании названия аминов по номенклатуре
Затрудняется в определении амина, у которого основность выше

Затрудняется при объяснении физических свойств аминов и анилина
Затрудняется при записи названия трипептида; при составлении
уравнения гидролиза
Затрудняется при сравнении структуры ДНК и РНК
Допускает ошибки при указании названия аминов по номенклатуре

Допускает ошибки при определениии амина, у которого основность выше


Допускает ошибки при объяснении температуры кипения/растворимости в воде
Допускает ошибки при записи названия трипептидапри составлении уравнения гидролиза

Допускает ошибки при составлении структуры второй цепи ДНК/ при изображении состава
и строения нуклеотида/ при объяснении различия нуклеотидов РНК и ДНК/ при
прогнозировании соединения, состоящее из нуклеотидов и описании их роли
Называет амины по номенклатуре

Определяет амин, у которого основность выше


Объясняет физические свойства аминов и анилина

Указывает продукты гидролиза белков


Сравнивает структуры ДНК и РНК





29

Суммативное оценивание за раздел 11.4В «Искусственные и синтетические полимеры.
Химия в жизни человека»


Цель обучения 11.4.2.58


11.4.2.59

11.4.2.62
11.5.1.23
11.5.1.24

11.4.1.1
Различать понятия «мономер», «элементарное звено», «олигомер», «полимер»,
«степень полимеризации»
Составлять уравнение реакции полимеризации и поликонденсации
Знать виды полимеров, производимых в Казахстане Знать природные источники некоторых витаминов
Описывать функции витаминов, гормонов в организме человека
Называть и объяснять 12 принципов «Зеленой химии»

Критерий оценивания Обучающийся
• Различает понятия «мономер», «элементарное звено»,
«олигомер», «полимер», «степень полимеризации»
• Составляет уравнение реакции полимеризации и поликонденсации
• Перечисляет виды полимеров, производимых в казахстане
• Описывает функции витаминов, гормонов в организме человека
• Описывает природные источники некоторых витаминов
• Называет и объясняет 12 принципов «Зеленой химии»


Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение

Время выполнения 20 минут

Задание 1

(a) Подпишите рисунок, используя следующие понятия - мономер, полимер, димер,
олигомер.












(b) Определите степень полимеризации для полимера.

30

Задание 2

(a) Укажите результат реакции полимеризации.






(b) Приведите пример реакции поликонденсации. В чем отличие этих процессов?

Задание 3

Перечислите виды полимеров (не менее 5), производимых в Казахстане и назовите области их
применения.

Задание 4

(a) Опишите природные источники поступления перечисленных витаминов в организм и укажите
функции витамина С и А.

Витамин Функция Источники

Тиамин (витамин B1)



Пиридоксин (витамин B6)




Аскорбиновая кислота (витамин C)
метаболические процессы, рост, развитие и нормальная функции
органов пищеварения, сердечной мышцы и нервной системы.
стимулирует белковый обмен; помогает синтезу красных кровяных телец и их
красящего пигмента (гемоглобина), участвует в снабжении клеток глюкозой.

Витамин A



Задание 5
Назовите и объясните 12 принципов «Зеленой химии».






31

Критерий оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся

Различает понятия
«мономер»,
«элементарное звено», «олигомер»,
«полимер», «степень полимеризации»
1 подписывает рисунок, используя понятия;
2
(за 2
правильных понятия - 1 балл)
определяет степень полимеризации; 1

Составляет уравнение реакции полимеризации и поликонденсации


Перечисляет виды полимеров, производимых в Казахстане


Описывает функции витаминов, природные источники некоторых витаминов в организме
человека Называет и
объясняет 12
принципов «Зеленой химии»
2 составляет уравнение реакции полимеризации;
составляет уравнение реакции поликонденсации;
называет отличительные признаки этих процессов;
3 перечисляет виды полимеров, производимых в Казахстане;

называет области применения перечисленных полимеров;

4 записывает источники некоторых витаминов;
описывает функции витаминов С и А;


5 называет и объясняет 12 принципов
«Зеленой химии».
1

1

1

2
(если 5 видов и области применения – 2
балла; менее 5-
1 балл)
3
(за заполнение 2 любых ячеек таблицы-1 балл)


1 балл – за каждые три принципа
Всего баллов 12

















32


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 11.4B
«Искусственные и синтетические полимеры. Химия в жизни человека»
ФИО обучающегося

Критерий оценивания Уровень
учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Различает понятия
«мономер», «элементарное звено», «олигомер»,
«полимер», «степень полимеризации» Составляет уравнение реакции полимеризации
и поликонденсации



Перечисляет виды полимеров, производимых в Казахстане


Описывает функции витаминов, природные источники некоторых витаминов
в организме человека
Называет и объясняет 12 принципов «Зеленой химии»
Затрудняется при использовании понятий; при определении степень полимеризации


Затрудняется при составлкеии уравнений реакции полимеризации
и
поликонденсации


Затрудняется при перечислении видов полимеров, производимых в Казахстане и указании областей
применения

Затрудняется при описании функции витаминов, природных источников
некоторых витаминов в организме человека

Затрудняется при указании названия и объяснения 12 принципов «Зеленой
химии»
Допускает ошибки при использовании понятий/ при определении
степень полимеризации

Допускает ошибки при составлении уравнения реакции полимеризации; при составлении уравнения
реакции поликонденсации; при указании отличительных признаков этих процессов
Допускает ошибки при перечислении видов полимеров, производимых в
Казахстане/ при указании областей применения перечисленных полимеров Допускает
ошибки при указании источников некоторых витаминов/ при описании функции витаминов С и А

Допускает ошибки при указании названия и объяснения 12 принципов «Зеленой
химии»
Различает понятия «мономер»,
«элементарное звено»,
«олигомер», «полимер»,
«степень полимеризации»

Составляет уравнение реакции полимеризации и поликонденсации



Перечисляет виды полимеров, производимых в Казахстане



Описывает функции
витаминов, природные
источники некоторых витаминов в организме человека
Называет и объясняет 12 принципов «Зеленой химии»


33
 
Верх