Методические рекомендации по суммативному оцениванию Всемирная история естественно-математическое направление 11 класс

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Всемирная история
естественно-математическое направление
11 класс





Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и
проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для учащихся 11 классов.
Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой учебной программы по
учебному предмету «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического
направления уровня общего среднего образования в рамках обновленного содержания.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить
уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и
баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.




СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации: особенности развития»
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
9
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы»
9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ 14
Суммативное оценивание за раздел «Развитие общественно-политической мысли»
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ 19
Суммативное оценивание за раздел «Развитие образования и науки»
19











































3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации: особенности развития»

Тема Рыночная экономика
Плановая (социалистическая) экономика
Дифференциация стран мира по уровню экономического развития
Пути преодоления бедности и экономической отсталости отдельных стран и регионов мира

Цели обучения 11.1.1.4 Объяснять особенности экономического развития,
используя знания о типах экономических систем
11.1.1.5 Определять характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
11.1.3.2 Классифицировать страны по уровню экономического развития на основе различных критериев
11.1.3.4 Оценивать роль международных организаций в преодолении бедности и экономической отсталости
стран и регионов

Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах экономических
систем;
• Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
• Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных критериев
• Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и экономической
отсталости стран и регионов

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Соотнесите признаки рыночной экономики с экономической моделью соответствующих стран


А Невысокая
производительно сть труда,
заработная плата низкая
В Высокая
производительно сть труда
Невысокое качество продукции


Хорошее качество продукции


4
Минимальные социальные программы


Государственн ая социальная забота распространяе тся только на
Незначительные объемы экспорта продукции


Доминируют частная собственность и личная инициатива



С Высокая
производительно сть труда и
заработная плата


Отличное качество продукции
безработных и обездоленных Значительная государственн ая забота обо всех членах общества — развитые
услуги
здравоохранен ия, образования, культуры,
жилищные и др.


Значительный государственный сектор в экономике


1. Американская модель
2. Шведская модель
3. Российская модель


2. Объясните особенности плановой экономики, отвечая на поставленные вопросы.

Вопросы Плановая (социалистическая) экономика
1.Что производить? 2.Для кого производить? 3.Как производить?
4.Кому принадлежит собственность на средства производства?
5.Какова роль государства в экономике?


3. Распределите страны по уровню развития, используя следующие критерии:
величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровень жизни и др.
A. Страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан,
Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), страны восточной и юго-восточной Азии Монголия,
Китай, Вьетнам и др.
B. Испания, Португалия, Греция, Ирландия и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и
др.).
C. США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада.

Высокоразвитые Среднеразвитые Развивающиеся



5

4. Используя текст и имеющиеся у вас знания по разделу, ответьте на вопросы.

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся
страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для
смягчения этой проблемы. Именно поэтому им требуется широкая международная поддержка. Борьба
с бедностью является одной из приоритетных задач в деятельности таких авторитетных международных
организаций, как ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и
развития, Совет Европы, Международная организация
труда. Члены Ассамблеи ООН (Миллениум)
обратились к миру с фундаментальным посланием: «Мы - люди: роль ООН в XXI веке», в
котором говорится не только о глубоких проблемах человечества, но также дается ряд
рекомендаций: как бороться с экстремальной бедностью, эпидемиями, проблемами
экологии и войной через всемирную кооперацию и быстрые действия.
С. К. Прахалад в своей книге «Богатство на дне пирамиды» отметил, что более 4 млрд людей, чьи
доходы не превышают $ 1500 в год, составляют глобальное «дно пирамиды». Джеймс Вулфсон,
бывший президент Всемирного Банка, отметил: «Мы должны прийти к выводу, что мир и
стабильность невозможны без уничтожения проблемы борьбы с бедностью».
Также этой проблеме уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В
2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию
тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и
призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их
достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину
числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

а) Дайте оценку деятельности международных организаций, занимающихся проблемами бедности. Приведите
один пример конкретной меры по решению проблемы.


в) Насколько, на ваш взгляд, эффективна Декларация тысячелетия, принятая ООН в 2000 году?
Приведите 2 аргумента.























6

Критерий оценивания

задани я

Обучающийся
Дескриптор Балл

Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах экономических систем
1 соотносит признаки рыночной экономики с 1
американской моделью;
соотносит признаки рыночной экономики 1
со шведской моделью;
соотносит признаки рыночной экономики с 1
российской моделью;

Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных
критериев
2 отвечает на первый вопрос; 1
отвечает на второй вопрос; 1
отвечает на третий вопрос; 1
отвечает на четвертый вопрос; 1
отвечает на пятый вопрос; 1
3 определяет высокоразвитые страны; 1
определяет среднеразвитые страны; 1
определяет развивающиеся страны; 1

Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов
4 дает оценку деятельности международных 1
организаций;
приводит один пример; 1
приводит первый агрумент эффективности 1
Декларации;
приводит второй агрумент эффективности 1
Декларации.
Всего баллов
15



























7

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Цивилизации: особенности развития»
Ф.И.О. обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах
экономических систем
Затрудняется при объяснении особенностей экономического развития, используя знания о
типах экономических систем
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при объяснении
особенностей экономического развития, используя знания о типах
экономических систем
Объясняет особенности экономического развития, используя
знания о типах экономических систем



Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных
стран

Затрудняется при определении характерных признаков рыночной экономики
на примере разных стран

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
определении характерных признаков рыночной экономики на примере разных стран

Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран


Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе
различных критериев
Затрудняется при классификации стран по уровню
экономического развития на основе различных критериев
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
классификации стран по уровню экономического развития на основе различных
критериев
Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных критериев


Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов
Затрудняется при оценке роли международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов;
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при оценке роли международных
организаций в преодолении бедности и экономической отсталости
стран и регионов;
Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов



8

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы»

Тема Исторический опыт реализации принципов
правового государства
Трансформация мировой политической системы Современные вызовы и угрозы
международной безопасности
Совместные усилия государств по сохранению мира и безопасности
Цели обучения 11.2.1.4 Сопоставлять особенности реализации принципов
правового государства на примере разных стран
11.2.2.1 Анализировать причины распадаЯлтинско- Потсдамской системы международных отношений
11.2.3.2 Определять причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
11.2.3.4 Анализировать деятельность международных организаций, направленную на сохранение мира и
безопасности
Критерий оценивания Обучающийся
• Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере разных стран
• Анализирует причины распадаЯлтинско-
Потсдамской системымеждународных отношений
• Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
• Анализирует деятельность международных организаций, направленную на
сохранение мира и безопасности

Уровень мыслительных навыков

Время выполнения
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
Задания
1. Рассмотрите «Индекс верховенства права». Индекс отражает рейтинг государств по реализации
следующих факторов:

Ограничение полномочий институтов власти
Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды
Отсутствие коррупции Дания, Сингапур, Норвегия, Финляндия Открытость
правительства Норвегия, Дания, Финляндия, Нидерланды Защита основных прав граждан
Норвегия, Финляндия, Дания, Австрия Порядок и безопасность Сингапур,
Финляндия, Швеция, Дания Регулятивное права Сингапур, Нидерланды,
Норвегия, Швеция
Гражданское правосудие Нидерланды, Германия, Норвегия, Сингапур
Уголовное правосудие Финляндия, Норвегия, Австрия, Сингапур
Индекс верховенства закона в странах мира. Гуманитарная энциклопедия: Исследования // Центр
гуманитарных технологий, 2006-2019
9

1) Определите, страны какого региона обладают самым высоким показателем
верховенства права?


2) Страны каких регионов представлены в данном рейтинге в меньшей степени или
не представлены?


3) Определите причины такого положения.


2. Используя текст и имеющиеся у вас знания по разделу, ответьте на вопросы

Ялтинская конференция «Большой тройки» – руководителей СССР, Великобритании
и США – сыграла колоссальную роль в истории послевоенного устройства мира.
Именно на Ялтинской конференции были решены такие важные вопросы, как границы Польши и
Советского Союза и создание независимых государств на Балканах, границы зон оккупации
Германии и меры по ее максимальному ослаблению, условия вступления СССР в войну с Японией
и судьба военнопленных и перемещенных лиц. Здесь были заложены основы
послевоенной системы международных отношений, просуществовавшей почти всю вторую половину XX
века, а некоторые её элементы, такие как ООН, существуют и поныне.
В Потсдаме также были признаны демократические принципы утверждения мира и безопасности в Европе:
Главное условие безопасности на европейском континенте — недопущение возрождения
германского милитаризма, а отношения между государствами должны строиться
на принципах суверенитета и национальной независимости, равноправия и невмешательства
во внутренние дела.
Потсдамская конференция продемонстрировала, что вопреки идеологическим различиям спорные
вопросы можно и нужно решать путём переговоров. Несмотря на
«жёсткий курс» в отношении СССР со стороны США и Великобритании советская дипломатия
выдержала в Потсдаме упорную борьбу за интересы народов Европы.
а) Почему в 1945-49 гг. происходит отход от принципов сотрудничества между странами
антигитлеровской коалиции?


в) Назовите главные черты новой системы международных отношений,
сформировавшейся после войны.


с) Какие две противоречивые тенденции в сфере международных отношений проявляются в послевоенном
мире?



3. Выполните задания.
a) Определите причины появления политических идеологий «сепаратизм»,
«экстремизм» и «терроризм». Распределите номера причин в соответствующие столбцы таблицы.
сепаратизм экстремизм терроризм



1) Изменение этнического состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие,
рост напряженности в межнациональных отношениях;
2) Неравномерное экономическое развитие регионов (областей) внутри

10

государства;
3) Значительное расслоение общества по уровню материального достатка, что, в свою
очередь, порождает формирование у значительной части населения, и особенно у молодежи,
чувство социальной несправедливости;
4) Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи;
5) Состояние идеологического вакуума и, как следствие, заполнение
идеологического пространства;
6) Долгосрочные территориальные, пограничные споры;
7) Стремление к нарушению единства государства;
8) Несогласие в отношении проводимой официальной политикой государства в отношении
различных вопросов и сфер жизни, недовольство граждан методами работы некоторых должностных лиц;
9) Обострение социальных противоречий на национальной и религиозной почве;
10) Ущемление экономических прав, высокое экономическое положение отдельных диаспор или слоев
общества;
11) Несовпадение политических статусов этносов, их неучастие в политической жизни, не
представленность во властных структурах;
12) Этническая, религиозная, культурная, языковая дискриминация со стороны центрального
правительства;
13) Неравномерное проявление индивидуальных и общественных возможностей различных
социальных групп, размежевание общества на богатых и бедных, безработица, неравенство и т.д.

в) Запишите два общих последствия распространения данных радикальных
идеологий в современном мире.


4. Прочитайте извлечения из Устава ООН, ответьте на вопросы
«Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные
коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов
агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с
принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение
международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры
для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам
человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и быть центром для
согласования действий наций в достижении этих общих целей»
а) Какова основная цель создания данной международной организации?


в) Какие ценности были поставлены на первое место в Уставе ООН?


с) Насколько эффективна была деятельность этой международной организации во второй
половине ХХ века? Приведите не менее трех примеров, подтверждающих вашу позицию.



11

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере разных
стран
1 определяет регион, страны которого 1
обладают самым высоким показателем верховенства права;
определяет регион, страны которого меньше 1
всего представлены в Индексе верховенства права или не представлены;
определяет первую причину неравномерного 1
развития принципов правового государства в разных регионах мира;
определяет вторую причину неравномерного 1
развития принципов правового государства в разных регионах мира;

Анализирует причины распадаЯлтинско-
Потсдамской системымеждународн ых отношений
2 называет причину отхода от сотрудничества; 1
называет первую главную черту новых 1
международных отношений;
называет вторую главную черту новых 1
международных отношений;
называет первую противоречивую 1
тенденцию, проявляющуюся послевоенном мире;
называет вторую противоречивую 1
тенденцию, проявляющуюся послевоенном мире;

Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и
международного терроризма

Анализирует деятельность
международных организаций, направленную на сохранение мира и безопасности
3 правильно соотносит причины сепаратизма; 1
правильно соотносит причины экстремизма; 1
правильно соотносит причины терроризма; 1
называет первое последствие радикальных 1
действий;
называет второе последствие радикальных 1
действий;
4 называет цель создания международной 1
организации;
называет первую ценность, поставленную на 1
первое место в Уставе ООН;
называет вторую ценность, поставленную на 1
первое место в Уставе ООН;
приводит первый пример эффективности 1
международной организации;
приводит второй пример эффективности 1
международной организации;
приводит третий пример эффективности 1
международной организации.
Всего баллов
20
12

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Политико-правовые процессы»
Ф.И.О. обучающегося


Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере
разных стран


Анализирует причины
распада Ялтинско-
Потсдамской
системымеждународных отношений
Затрудняется при сопоставлении особенностей реализации
принципов правового государства на примере разных стран

Затрудняется при анализе причин распада Ялтинско-
Потсдамской
системымеждународных отношений
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при сопоставлении
особенностей реализации принципов правового государства на примере
разных
стран
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе причин распада
Ялтинско-Потсдамской системымеждународных отношений
Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере
разных стран


Анализирует причины распада Ялтинско-Потсдамской
системымеждународных отношений


Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
Затрудняется при определении причин и последствий распространения
сепаратизма, экстремизма и международного терроризма
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при определении
причин и последствий распространения сепаратизма, экстремизма и
международного терроризма
Определяет причины и последствия распространения сепаратизма,
экстремизма и международного терроризма



Анализирует деятельность международных организаций, направленную на сохранение мира
и безопасности

Затрудняется при анализе деятельности международных организаций, направленных на
сохранение мира и безопасности

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе деятельности
международных организаций, направленных на сохранение мира и безопасности

Анализирует деятельность международных организаций, направленную на
сохранение мира и безопасности


13

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие общественно-политической мысли»

Тема Основные направления развития общественной мысли в
новое и новейшее время
М. Ганди и его идея ненасильственного сопротивления Франклин Делано Рузвельт и его «новый курс»
Дэн Сяопин - выдающийся китайский реформатор
Цели обучения 11.3.1.1 Использовать понятия «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм», «прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
11.3.2.1 Объяснять понятие «гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
11.3.3.3 Делать выводы о роли личности в истории государства
11.3.3.8 Анализировать причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской
народной республики
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует понятия «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
• Объясняет понятие «гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
• Делает выводы о роли личности в истории государства
• Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской
народной республики

Уровень мыслительных навыков


Время выполнения
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
Задания
1. Соотнесите понятия и их определения

1. Марксизм A. Идеология и политика, в основе которых лежит
представление о нации как о высшей ценности и высшей форме общности людей.
2. Экзистенциализм B. Философское учение и направление в методологии науки, определяющее, что
подлинное (положительное) знание о
действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
3. Либерализм C. Философская система, в которой человек выстраивает свою систему
поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
14

4. Социал- демократия
D. Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека,
уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам смысла жизни,
который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.
5. Прагматизм E. Идейно-политическое течение, впоследствии перешедшее на позиции
постепенного совершенствования капитализма с
целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы
6. Позитивизм F. Идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности,
непременно включающий в себя право на
жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность
7. Национализм G. Одно из левых, наиболее радикальных течений
представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за
свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.

1. 2. 3. 4. 5.
6. 7.


2. Раскройте смысл понятия «Гандизм»



3. Изучив фрагменты документов, составляющих основу «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта,
ответьте на вопросы:

Закон от 12 мая 1933 г. …Настоящим заявляется, что Конгресс будет проводить
нижеследующую политику: устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и
потреблением сельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, которые
поднимут покупательную способность сельскохозяйственных продуктов по отношению к
предметам, необходимым фермеру...
Министр сельского хозяйства уполномочивается:
С помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью
других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного
производства (или того и другого) любого из основных
сельскохозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспечению выплаты платежей...
проистекающих как из вышеуказанных соглашений...
Закон от 16 июля 1933 г.
...Страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким
распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что, в свою очередь, тяжело
ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и
подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что Конгресс
будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути
свободного развития межштатной (внутренней) и внешней торговли, которая
способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния
путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных
групп... работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление
или иным способом ограничивать их совместные действия...


15

Чрезвычайное федеральное управление общественных работ
…Администратор, действуя в соответствии с указаниями президента,
подготавливает широкую программу ведения общественных работ, которая, наряду с другими
работами, должна включать в себя нижеследующие: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе
и магистралей, общественных зданий и любых других государственных
предприятий, и коммунальных удобств...

a) На какие слои населения опирался Ф. Рузвельт при проведении «Нового курса»?


b) Что составляет основное содержание «Нового курса»?


c) Какова роль Ф. Рузвельта и его Нового курса в преодолении последствий
«Великой депрессии» в США? Аргументируйте ответ.



4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
С конца 1970-х гг. в КНР начали претворять в жизнь реформы, давшие мощный толчок развитию
государства. Новый председатель Центрального комитета Дэн Сяопин в своей политике
руководствовался принципом Конфуция «переходить через реку, нащупывая на дне камни». В Китае
была сохранена однопартийная система управления с коммунистической партией во главе и одновременно
начали действовать механизмы рыночной экономики. Таким образом, отвергнув жёсткую
модель социализма, руководство китайской республики встало на путь экономических реформ.
Причины перехода от плановой экономики к рыночной виделись политику-реформатору в
исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости
страны, дефиците пахотных земель и других необходимых ресурсов для обе- спечения нормальных условий
жизни и развития страны с миллиардным населением.
Для проведения преобразований в экономике Дэн Сяопин считал необходимым привлечь
иностранный капитал и технологии. Главной задачей политики модернизации КНР он считал подъем
производительных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов,
осуществляемых через механизм рыночных отношений. Провозгласив политику рыночных реформ внутри
страны и ее открытости внешнему миру, Дэн Сяопин выдвинул стратегию «социалистической
модернизации с китайской спецификой».
a) Каким принципом руководствовался Дэн Сяопин при проведении реформ?


b) Назовите причины перехода КНР к рыночной экономике с сохранением
социалистического направления.


c) Что было необходимо Китаю для преобразований в экономике, по мнению Ден Сяопина?


d) Определите влияние проводимых реформ в КНР на внешнюю политику Китая.



16

Критерий оценивания №
задан ия
Дескриптор Балл
Обучающийся

Использует понятия
«либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
1 соотносит определение и понятие 1
«либерализм»;
соотносит определение и понятие 1
«национализм»;
соотносит определение и понятие 1
«социал-демократия»;
соотносит определение и понятие 1
«марксизм»;
соотносит определение и понятие 1
«экзистенциализм»;
соотносит определение и понятие 1
«прагматизм»;
соотносит определение и понятие 1
«позитивизм»;

Объясняет понятие
«гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
2 дает определение понятию «гандизм»; 1

Делает выводы о роли личности в истории государства
3 называет слои населения, являвшиеся 1
опорой Рузвельта при проведении
«нового курса»;
определяет основное содержание 1
«нового курса»;
дает оценку деятельности Рузвельта; 1

Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на
примере Китайской народной республики
4 определяет принцип, которым 1
руководствовался Дэн Сяопин при проведении реформ
объясняет причины перехода КНР к 1
рыночной экономике;
называет, что, по мнению Ден 1
Сяопина, было необходимо Китаю для преобразований в экономике;
анализирует влияние внутренних 1
перемен на внешнюю политику КНР.
Всего баллов
15














17

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие общественно- политической мысли»
Ф.И.О. обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Использует понятия
«либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм»,
«позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
Объясняет понятие
«гандизм» как идеологию общественно- политического развития Индии
Затрудняется при соотнесении понятий «либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм»



Затрудняется при объяснении понятия «гандизм» как идеологию
общественно- политического развития Индии
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при соотнесении
понятий «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм»



Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при объяснении понятия «гандизм»
как идеологию общественно-политического развития Индии
Использует понятия
«либерализм», «национализм»,
«социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли


Объясняет понятие «гандизм» как идеологию общественно- политического развития Индии


Делает выводы о роли личности в истории государства

Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере
Китайской народной республики
Затрудняется при выводе о роли личности в истории государства

Затрудняется при анализе причин перехода от плановой экономики к рыночной
на примере Китайской народной республики
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при выводе о роли личности
в истории государства
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе причин
перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской народной
республики
Делает выводы о роли личности в истории государства


Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере
Китайской народной республики



18

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие образования и науки»

Тема Школьное образование: от древности до
современности Система высшего образования: история и современность. Современные информационные
технологии Перспективные отрасли современной науки

Цели обучения 11.4.1.3.


11.4.1.6.


11.4.3.2.


11.4.3.4.
Описывать изменения и преемственность в развитии школьного образования в контексте
истории человечества
Исследовать историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития
Прогнозировать возможные последствия достижений в области информационных
технологий для развития человеческой цивилизации
Использовать понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии», «альтернативные источники энергии» для
объяснения современных тенденций развития науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает изменения и преемственность в развитии школьного образования в контексте
истории человечества
• Исследует историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития
• Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий для
развития человеческой цивилизации
• Использует понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии», «альтернативные источники энергии» для объяснения современных
тенденций развития науки

Уровень мыслительных навыков


Время выполнения Задания
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
1. Определите особенности представленных видов школ в истории человечества и выполните задание
Виды школ Особенности школ








А. Египетская школа
19












В. Греческая школа









С. Русская школа

Назовите общие черты в развитии школ в древности и в средние века



2. Используя информацию и имеющиеся у вас знания по разделу, проведите исследование на примере
университетов России

История российских университетов насчитывает всего 300 лет. В середине XVIII века правительство
Российской империи задумалось о создании высших учебных заведений, которые будут
формировать ученое сословие. Это произошло благодаря участившимся связям с европейскими
странами и знакомству с зарубежной моделью образования и науки.
Петр I создал Академический университет, в который планировалось приглашать преподавателей из-за
границы. Однако иностранная профессура не особо охотно ехала в Россию, а студенты не
набирались: в то время военная карьера считалась намного престижнее академической, и
многие молодые люди уходили из университета, не доучившись. Однако там были и
талантливые студенты, которые позже стали профессорами Московского университета, созданного
Иваном Шуваловым и Михаилом Ломоносовым в 1755 году по европейским образцам. Но все же
значительную часть профессуры составляли иностранцы.
Преподавателям приходилось читать лекции по нескольким предметам, жалование было низким. Студентов
принимали из самых разных сословий — в том числе из крепостных, если помещик соглашался оплачивать
их обучение и дать им вольную.

a) Определите не менее 3-х трудностей развития высшего образования в России в новое время.


b) Определите социальный состав и социальное положение студентов и
преподавателей.

20


К XIX веку в России сформировалась университетская система, состоявшая только из
государственных учебных заведений, которые, находясь на госбюджете, сильно зависели от
пожертвований частных лиц. Некоторые университеты имели тесные связи с зарубежными и были
обособлены от российских университетов. Павел I запретил молодым людям учиться за границей и ввел
множество других ограничений в области образования, что замедлило развитие
университетской системы. При Александре I порядки стали смягчаться: в общей реформе
образования университетам было отведено почетное место, они являлись центрами учебных
округов, на которые была поделена территория России. Были разработаны новые
университетские уставы, согласно которым высшие учебные заведения получили небывалую
автономию и демократию, начали внедряться принципы немецкого университета — хотя обеспечить
свободу преподавания и слушания в полной мере так и не удалось.

c) Что могло повлиять на отношение русских императоров XIX века к развитию
высшего образования в стране?



Важными вехами в развитии университетов XX века являются 1905 год и Революция
1917 года, когда почти полтора года университеты были закрыты и не работали из-за
студенческих забастовок. До революции университеты подчинялись Министерству народного
просвещения и попечителям учебных округов и пытались выйти из этой зависимости. Но в
годы Гражданской войны университет стал по- настоящему автономным учреждением. После нее
университеты становятся все более массовым, превращаясь в своеобразные фабрики
социализации — получения образования, в том числе через рабочие факультеты и
максимальное расширение социального доступа к образованию. Это стало одним из главных
отличий советских университетов от западных, которые пошли по исследовательскому пути. К 50-м-60-м
годам XX века в университеты поступало примерно 10-15% населения. Еще одной важной
чертой послереволюционного периода является партийное насаждение марксисткой
идеологии.

d) Почему советские университеты не пошли по западному пути?



3. Используя текст, а также имеющиеся у вас знания по разделу, спрогнозируйте
последствия использования достижений информационных технологий в разных сферах общества.

На дворе XXI век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Появилось большое
количество организаций, специализирующихся на той или иной отрасли компьютерных технологий,
так как это наиболее актуальное и нацеленное в будущее направление научно-технического
прогресса. Многие страны перешли к
«информационному обществу», некоторые – в процессе перехода, в зависимости от факторов,
влияющих на развитие общества. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученые говорят о
том, что лет через 30 газеты, журналы, книги исчезнут с прилавков магазинов.

Политические последствия



21

Экономические последствия


Социальные последствия


Культурные последствия


Сделайте общий вывод о последствиях использования информационных технологий.


4. Определите, каковы перспективы развития новых научных направлений.

Научное направление Область применения
Генная инженерия - совокупность методов молекулярной генетики, направленных на искусственное
создание новых, не встречающихся в природе сочетаний генов.
Нанотехнология - комплекс научных и инженерных дисциплин, исследующих процессы,
происходящие в атомном и молекулярном масштабе.
Альтернативные источники энергии - собирательное понятие, объединяющее любые источники энергии, при
использовании которых существенно не загрязняется окружающая среда



























22

Критерий оценивания №
задан ия
Дескриптор Балл
Обучающийся

Описывает изменения и преемственность в развитии школьного образования в
контексте истории человечества



Исследует историю
возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их
развития












Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий
для развития человеческой цивилизации





Использует понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития
науки
1 определяет особенности русской 1
школы;
определяет особенности с египетской 1
школы;
определяет особенности с греческой 1
школы;
называет общие черты в развитии 1
школ в древности и в средние века;
2 определяет первую проблему развития 1
высшего образования в России в новое время;
определяет вторую проблему развития 1
высшего образования в России в новое время;
определяет третью проблему развития высшего образования в России в новое время;
определяет социальный состав и 1
социальное положение студентов и преподавателей;
определяет причины разного 1
отношения русских императоров к университетам;
объясняет, почему советские 1
университеты не пошли по западному пути;
3 называет политические последствия 1
использования достижений ИТ;
называет экономические последствия 1
использования достижений ИТ;
называет социальные последствия 1
использования достижений ИТ;
называет культурные последствия 1
использования достижений ИТ;
делает общий вывод о последствиях 1
использования ИТ;
4 определяет перспективы развития 1
«генной инженерии»;
определяет перспективы развития 1
«нанотехнологии»;
определяет перспективы применения 1
«альтернативных источников энергии»
Всего баллов
17





23

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие образования и науки»
Ф.И.О. обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Описывает изменения и преемственность в развитии школьного
образования в контексте истории человечества
Затрудняется при описании изменения и преемственность в развитии
школьного образования в контексте истории человечества
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при описании изменения и
преемственность в развитии школьного образования в контексте истории человечества
Описывает изменения и преемственность в развитии школьного
образования в контексте истории человечества


Исследует историю возникновения высших учебных заведений,
выявляя общие тенденции их развития
Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий для
развития человеческой цивилизации

Использует понятия
«генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития науки
Затрудняется при исследовании истории возникновения высших учебных заведений, выявляя общие
тенденции их развития

Затрудняется при прогнозе возможных последствий достижений в
области информационных технологий для развития человеческой цивилизации

Затрудняется при использовании понятий «генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
исследовании истории возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их
развития
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при прогнозе возможных
последствий достижений в области информационных технологий для развития
человеческой цивилизации

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
использовании понятий «генная инженерия», «нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки

24
Исследует историю возникновения высших учебных заведений,
выявляя общие тенденции их развития

Прогнозирует возможные последствия достижений в области
информационных технологий для развития человеческой цивилизации

Использует понятия «генная инженерия», «нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки



















Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Всемирная история
естественно-математическое направление
11 класс





Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и
проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для учащихся 11 классов.
Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой учебной программы по
учебному предмету «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического
направления уровня общего среднего образования в рамках обновленного содержания.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить
уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и
баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.




СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации: особенности развития»
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
9
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы»
9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ 14
Суммативное оценивание за раздел «Развитие общественно-политической мысли»
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ 19
Суммативное оценивание за раздел «Развитие образования и науки»
19











































3

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации: особенности развития»

Тема Рыночная экономика
Плановая (социалистическая) экономика
Дифференциация стран мира по уровню экономического развития
Пути преодоления бедности и экономической отсталости отдельных стран и регионов мира

Цели обучения 11.1.1.4 Объяснять особенности экономического развития,
используя знания о типах экономических систем
11.1.1.5 Определять характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
11.1.3.2 Классифицировать страны по уровню экономического развития на основе различных критериев
11.1.3.4 Оценивать роль международных организаций в преодолении бедности и экономической отсталости
стран и регионов

Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах экономических
систем;
• Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
• Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных критериев
• Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и экономической
отсталости стран и регионов

Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Соотнесите признаки рыночной экономики с экономической моделью соответствующих стран


А Невысокая
производительно сть труда,
заработная плата низкая
В Высокая
производительно сть труда
Невысокое качество продукции


Хорошее качество продукции


4
Минимальные социальные программы


Государственн ая социальная забота распространяе тся только на
Незначительные объемы экспорта продукции


Доминируют частная собственность и личная инициатива



С Высокая
производительно сть труда и
заработная плата


Отличное качество продукции
безработных и обездоленных Значительная государственн ая забота обо всех членах общества — развитые
услуги
здравоохранен ия, образования, культуры,
жилищные и др.


Значительный государственный сектор в экономике


1. Американская модель
2. Шведская модель
3. Российская модель


2. Объясните особенности плановой экономики, отвечая на поставленные вопросы.

Вопросы Плановая (социалистическая) экономика
1.Что производить? 2.Для кого производить? 3.Как производить?
4.Кому принадлежит собственность на средства производства?
5.Какова роль государства в экономике?


3. Распределите страны по уровню развития, используя следующие критерии:
величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровень жизни и др.
A. Страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан,
Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), страны восточной и юго-восточной Азии Монголия,
Китай, Вьетнам и др.
B. Испания, Португалия, Греция, Ирландия и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и
др.).
C. США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада.

Высокоразвитые Среднеразвитые Развивающиеся



5

4. Используя текст и имеющиеся у вас знания по разделу, ответьте на вопросы.

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся
страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для
смягчения этой проблемы. Именно поэтому им требуется широкая международная поддержка. Борьба
с бедностью является одной из приоритетных задач в деятельности таких авторитетных международных
организаций, как ООН, Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и
развития, Совет Европы, Международная организация
труда. Члены Ассамблеи ООН (Миллениум)
обратились к миру с фундаментальным посланием: «Мы - люди: роль ООН в XXI веке», в
котором говорится не только о глубоких проблемах человечества, но также дается ряд
рекомендаций: как бороться с экстремальной бедностью, эпидемиями, проблемами
экологии и войной через всемирную кооперацию и быстрые действия.
С. К. Прахалад в своей книге «Богатство на дне пирамиды» отметил, что более 4 млрд людей, чьи
доходы не превышают $ 1500 в год, составляют глобальное «дно пирамиды». Джеймс Вулфсон,
бывший президент Всемирного Банка, отметил: «Мы должны прийти к выводу, что мир и
стабильность невозможны без уничтожения проблемы борьбы с бедностью».
Также этой проблеме уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В
2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию
тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и
призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их
достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину
числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

а) Дайте оценку деятельности международных организаций, занимающихся проблемами бедности. Приведите
один пример конкретной меры по решению проблемы.


в) Насколько, на ваш взгляд, эффективна Декларация тысячелетия, принятая ООН в 2000 году?
Приведите 2 аргумента.























6

Критерий оценивания

задани я

Обучающийся
Дескриптор Балл

Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах экономических систем
1 соотносит признаки рыночной экономики с 1
американской моделью;
соотносит признаки рыночной экономики 1
со шведской моделью;
соотносит признаки рыночной экономики с 1
российской моделью;

Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран
Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных
критериев
2 отвечает на первый вопрос; 1
отвечает на второй вопрос; 1
отвечает на третий вопрос; 1
отвечает на четвертый вопрос; 1
отвечает на пятый вопрос; 1
3 определяет высокоразвитые страны; 1
определяет среднеразвитые страны; 1
определяет развивающиеся страны; 1

Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов
4 дает оценку деятельности международных 1
организаций;
приводит один пример; 1
приводит первый агрумент эффективности 1
Декларации;
приводит второй агрумент эффективности 1
Декларации.
Всего баллов
15



























7

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Цивилизации: особенности развития»
Ф.И.О. обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Объясняет особенности экономического развития, используя знания о типах
экономических систем
Затрудняется при объяснении особенностей экономического развития, используя знания о
типах экономических систем
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при объяснении
особенностей экономического развития, используя знания о типах
экономических систем
Объясняет особенности экономического развития, используя
знания о типах экономических систем



Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных
стран

Затрудняется при определении характерных признаков рыночной экономики
на примере разных стран

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
определении характерных признаков рыночной экономики на примере разных стран

Определяет характерные признаки рыночной экономики на примере разных стран


Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе
различных критериев
Затрудняется при классификации стран по уровню
экономического развития на основе различных критериев
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
классификации стран по уровню экономического развития на основе различных
критериев
Классифицирует страны по уровню экономического развития на основе различных критериев


Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов
Затрудняется при оценке роли международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов;
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при оценке роли международных
организаций в преодолении бедности и экономической отсталости
стран и регионов;
Оценивает роль международных организаций в преодолении бедности и
экономической отсталости стран и регионов



8

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Политико-правовые процессы»

Тема Исторический опыт реализации принципов
правового государства
Трансформация мировой политической системы Современные вызовы и угрозы
международной безопасности
Совместные усилия государств по сохранению мира и безопасности
Цели обучения 11.2.1.4 Сопоставлять особенности реализации принципов
правового государства на примере разных стран
11.2.2.1 Анализировать причины распадаЯлтинско- Потсдамской системы международных отношений
11.2.3.2 Определять причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
11.2.3.4 Анализировать деятельность международных организаций, направленную на сохранение мира и
безопасности
Критерий оценивания Обучающийся
• Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере разных стран
• Анализирует причины распадаЯлтинско-
Потсдамской системымеждународных отношений
• Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
• Анализирует деятельность международных организаций, направленную на
сохранение мира и безопасности

Уровень мыслительных навыков

Время выполнения
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
Задания
1. Рассмотрите «Индекс верховенства права». Индекс отражает рейтинг государств по реализации
следующих факторов:

Ограничение полномочий институтов власти
Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды
Отсутствие коррупции Дания, Сингапур, Норвегия, Финляндия Открытость
правительства Норвегия, Дания, Финляндия, Нидерланды Защита основных прав граждан
Норвегия, Финляндия, Дания, Австрия Порядок и безопасность Сингапур,
Финляндия, Швеция, Дания Регулятивное права Сингапур, Нидерланды,
Норвегия, Швеция
Гражданское правосудие Нидерланды, Германия, Норвегия, Сингапур
Уголовное правосудие Финляндия, Норвегия, Австрия, Сингапур
Индекс верховенства закона в странах мира. Гуманитарная энциклопедия: Исследования // Центр
гуманитарных технологий, 2006-2019
9

1) Определите, страны какого региона обладают самым высоким показателем
верховенства права?


2) Страны каких регионов представлены в данном рейтинге в меньшей степени или
не представлены?


3) Определите причины такого положения.


2. Используя текст и имеющиеся у вас знания по разделу, ответьте на вопросы

Ялтинская конференция «Большой тройки» – руководителей СССР, Великобритании
и США – сыграла колоссальную роль в истории послевоенного устройства мира.
Именно на Ялтинской конференции были решены такие важные вопросы, как границы Польши и
Советского Союза и создание независимых государств на Балканах, границы зон оккупации
Германии и меры по ее максимальному ослаблению, условия вступления СССР в войну с Японией
и судьба военнопленных и перемещенных лиц. Здесь были заложены основы
послевоенной системы международных отношений, просуществовавшей почти всю вторую половину XX
века, а некоторые её элементы, такие как ООН, существуют и поныне.
В Потсдаме также были признаны демократические принципы утверждения мира и безопасности в Европе:
Главное условие безопасности на европейском континенте — недопущение возрождения
германского милитаризма, а отношения между государствами должны строиться
на принципах суверенитета и национальной независимости, равноправия и невмешательства
во внутренние дела.
Потсдамская конференция продемонстрировала, что вопреки идеологическим различиям спорные
вопросы можно и нужно решать путём переговоров. Несмотря на
«жёсткий курс» в отношении СССР со стороны США и Великобритании советская дипломатия
выдержала в Потсдаме упорную борьбу за интересы народов Европы.
а) Почему в 1945-49 гг. происходит отход от принципов сотрудничества между странами
антигитлеровской коалиции?


в) Назовите главные черты новой системы международных отношений,
сформировавшейся после войны.


с) Какие две противоречивые тенденции в сфере международных отношений проявляются в послевоенном
мире?



3. Выполните задания.
a) Определите причины появления политических идеологий «сепаратизм»,
«экстремизм» и «терроризм». Распределите номера причин в соответствующие столбцы таблицы.
сепаратизм экстремизм терроризм



1) Изменение этнического состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие,
рост напряженности в межнациональных отношениях;
2) Неравномерное экономическое развитие регионов (областей) внутри

10

государства;
3) Значительное расслоение общества по уровню материального достатка, что, в свою
очередь, порождает формирование у значительной части населения, и особенно у молодежи,
чувство социальной несправедливости;
4) Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи;
5) Состояние идеологического вакуума и, как следствие, заполнение
идеологического пространства;
6) Долгосрочные территориальные, пограничные споры;
7) Стремление к нарушению единства государства;
8) Несогласие в отношении проводимой официальной политикой государства в отношении
различных вопросов и сфер жизни, недовольство граждан методами работы некоторых должностных лиц;
9) Обострение социальных противоречий на национальной и религиозной почве;
10) Ущемление экономических прав, высокое экономическое положение отдельных диаспор или слоев
общества;
11) Несовпадение политических статусов этносов, их неучастие в политической жизни, не
представленность во властных структурах;
12) Этническая, религиозная, культурная, языковая дискриминация со стороны центрального
правительства;
13) Неравномерное проявление индивидуальных и общественных возможностей различных
социальных групп, размежевание общества на богатых и бедных, безработица, неравенство и т.д.

в) Запишите два общих последствия распространения данных радикальных
идеологий в современном мире.


4. Прочитайте извлечения из Устава ООН, ответьте на вопросы
«Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные
коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов
агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с
принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение
международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры
для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам
человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и быть центром для
согласования действий наций в достижении этих общих целей»
а) Какова основная цель создания данной международной организации?


в) Какие ценности были поставлены на первое место в Уставе ООН?


с) Насколько эффективна была деятельность этой международной организации во второй
половине ХХ века? Приведите не менее трех примеров, подтверждающих вашу позицию.



11

Критерий оценивания

задания

Обучающийся
Дескриптор Балл

Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере разных
стран
1 определяет регион, страны которого 1
обладают самым высоким показателем верховенства права;
определяет регион, страны которого меньше 1
всего представлены в Индексе верховенства права или не представлены;
определяет первую причину неравномерного 1
развития принципов правового государства в разных регионах мира;
определяет вторую причину неравномерного 1
развития принципов правового государства в разных регионах мира;

Анализирует причины распадаЯлтинско-
Потсдамской системымеждународн ых отношений
2 называет причину отхода от сотрудничества; 1
называет первую главную черту новых 1
международных отношений;
называет вторую главную черту новых 1
международных отношений;
называет первую противоречивую 1
тенденцию, проявляющуюся послевоенном мире;
называет вторую противоречивую 1
тенденцию, проявляющуюся послевоенном мире;

Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и
международного терроризма

Анализирует деятельность
международных организаций, направленную на сохранение мира и безопасности
3 правильно соотносит причины сепаратизма; 1
правильно соотносит причины экстремизма; 1
правильно соотносит причины терроризма; 1
называет первое последствие радикальных 1
действий;
называет второе последствие радикальных 1
действий;
4 называет цель создания международной 1
организации;
называет первую ценность, поставленную на 1
первое место в Уставе ООН;
называет вторую ценность, поставленную на 1
первое место в Уставе ООН;
приводит первый пример эффективности 1
международной организации;
приводит второй пример эффективности 1
международной организации;
приводит третий пример эффективности 1
международной организации.
Всего баллов
20
12

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Политико-правовые процессы»
Ф.И.О. обучающегося


Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере
разных стран


Анализирует причины
распада Ялтинско-
Потсдамской
системымеждународных отношений
Затрудняется при сопоставлении особенностей реализации
принципов правового государства на примере разных стран

Затрудняется при анализе причин распада Ялтинско-
Потсдамской
системымеждународных отношений
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при сопоставлении
особенностей реализации принципов правового государства на примере
разных
стран
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе причин распада
Ялтинско-Потсдамской системымеждународных отношений
Сопоставляет особенности реализации принципов правового государства на примере
разных стран


Анализирует причины распада Ялтинско-Потсдамской
системымеждународных отношений


Определяет причины и последствия распространения сепаратизма, экстремизма и международного
терроризма
Затрудняется при определении причин и последствий распространения
сепаратизма, экстремизма и международного терроризма
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при определении
причин и последствий распространения сепаратизма, экстремизма и
международного терроризма
Определяет причины и последствия распространения сепаратизма,
экстремизма и международного терроризма



Анализирует деятельность международных организаций, направленную на сохранение мира
и безопасности

Затрудняется при анализе деятельности международных организаций, направленных на
сохранение мира и безопасности

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе деятельности
международных организаций, направленных на сохранение мира и безопасности

Анализирует деятельность международных организаций, направленную на
сохранение мира и безопасности


13

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие общественно-политической мысли»

Тема Основные направления развития общественной мысли в
новое и новейшее время
М. Ганди и его идея ненасильственного сопротивления Франклин Делано Рузвельт и его «новый курс»
Дэн Сяопин - выдающийся китайский реформатор
Цели обучения 11.3.1.1 Использовать понятия «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм», «прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
11.3.2.1 Объяснять понятие «гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
11.3.3.3 Делать выводы о роли личности в истории государства
11.3.3.8 Анализировать причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской
народной республики
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует понятия «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
• Объясняет понятие «гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
• Делает выводы о роли личности в истории государства
• Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской
народной республики

Уровень мыслительных навыков


Время выполнения
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
Задания
1. Соотнесите понятия и их определения

1. Марксизм A. Идеология и политика, в основе которых лежит
представление о нации как о высшей ценности и высшей форме общности людей.
2. Экзистенциализм B. Философское учение и направление в методологии науки, определяющее, что
подлинное (положительное) знание о
действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
3. Либерализм C. Философская система, в которой человек выстраивает свою систему
поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
14

4. Социал- демократия
D. Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека,
уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам смысла жизни,
который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.
5. Прагматизм E. Идейно-политическое течение, впоследствии перешедшее на позиции
постепенного совершенствования капитализма с
целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы
6. Позитивизм F. Идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности,
непременно включающий в себя право на
жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность
7. Национализм G. Одно из левых, наиболее радикальных течений
представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за
свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.

1. 2. 3. 4. 5.
6. 7.


2. Раскройте смысл понятия «Гандизм»



3. Изучив фрагменты документов, составляющих основу «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта,
ответьте на вопросы:

Закон от 12 мая 1933 г. …Настоящим заявляется, что Конгресс будет проводить
нижеследующую политику: устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и
потреблением сельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, которые
поднимут покупательную способность сельскохозяйственных продуктов по отношению к
предметам, необходимым фермеру...
Министр сельского хозяйства уполномочивается:
С помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью
других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного
производства (или того и другого) любого из основных
сельскохозяйственных продуктов, а также принимать меры по обеспечению выплаты платежей...
проистекающих как из вышеуказанных соглашений...
Закон от 16 июля 1933 г.
...Страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким
распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что, в свою очередь, тяжело
ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и
подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что Конгресс
будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути
свободного развития межштатной (внутренней) и внешней торговли, которая
способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния
путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных
групп... работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление
или иным способом ограничивать их совместные действия...


15

Чрезвычайное федеральное управление общественных работ
…Администратор, действуя в соответствии с указаниями президента,
подготавливает широкую программу ведения общественных работ, которая, наряду с другими
работами, должна включать в себя нижеследующие: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе
и магистралей, общественных зданий и любых других государственных
предприятий, и коммунальных удобств...

a) На какие слои населения опирался Ф. Рузвельт при проведении «Нового курса»?


b) Что составляет основное содержание «Нового курса»?


c) Какова роль Ф. Рузвельта и его Нового курса в преодолении последствий
«Великой депрессии» в США? Аргументируйте ответ.



4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
С конца 1970-х гг. в КНР начали претворять в жизнь реформы, давшие мощный толчок развитию
государства. Новый председатель Центрального комитета Дэн Сяопин в своей политике
руководствовался принципом Конфуция «переходить через реку, нащупывая на дне камни». В Китае
была сохранена однопартийная система управления с коммунистической партией во главе и одновременно
начали действовать механизмы рыночной экономики. Таким образом, отвергнув жёсткую
модель социализма, руководство китайской республики встало на путь экономических реформ.
Причины перехода от плановой экономики к рыночной виделись политику-реформатору в
исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости
страны, дефиците пахотных земель и других необходимых ресурсов для обе- спечения нормальных условий
жизни и развития страны с миллиардным населением.
Для проведения преобразований в экономике Дэн Сяопин считал необходимым привлечь
иностранный капитал и технологии. Главной задачей политики модернизации КНР он считал подъем
производительных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов,
осуществляемых через механизм рыночных отношений. Провозгласив политику рыночных реформ внутри
страны и ее открытости внешнему миру, Дэн Сяопин выдвинул стратегию «социалистической
модернизации с китайской спецификой».
a) Каким принципом руководствовался Дэн Сяопин при проведении реформ?


b) Назовите причины перехода КНР к рыночной экономике с сохранением
социалистического направления.


c) Что было необходимо Китаю для преобразований в экономике, по мнению Ден Сяопина?


d) Определите влияние проводимых реформ в КНР на внешнюю политику Китая.



16

Критерий оценивания №
задан ия
Дескриптор Балл
Обучающийся

Использует понятия
«либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
1 соотносит определение и понятие 1
«либерализм»;
соотносит определение и понятие 1
«национализм»;
соотносит определение и понятие 1
«социал-демократия»;
соотносит определение и понятие 1
«марксизм»;
соотносит определение и понятие 1
«экзистенциализм»;
соотносит определение и понятие 1
«прагматизм»;
соотносит определение и понятие 1
«позитивизм»;

Объясняет понятие
«гандизм» как идеологию общественно-политического развития Индии
2 дает определение понятию «гандизм»; 1

Делает выводы о роли личности в истории государства
3 называет слои населения, являвшиеся 1
опорой Рузвельта при проведении
«нового курса»;
определяет основное содержание 1
«нового курса»;
дает оценку деятельности Рузвельта; 1

Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на
примере Китайской народной республики
4 определяет принцип, которым 1
руководствовался Дэн Сяопин при проведении реформ
объясняет причины перехода КНР к 1
рыночной экономике;
называет, что, по мнению Ден 1
Сяопина, было необходимо Китаю для преобразований в экономике;
анализирует влияние внутренних 1
перемен на внешнюю политику КНР.
Всего баллов
15














17

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие общественно- политической мысли»
Ф.И.О. обучающегося



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Использует понятия
«либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм»,
«позитивизм» для объяснения развития общественной мысли
Объясняет понятие
«гандизм» как идеологию общественно- политического развития Индии
Затрудняется при соотнесении понятий «либерализм»,
«национализм», «социал- демократия», «марксизм»,
«экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм»



Затрудняется при объяснении понятия «гандизм» как идеологию
общественно- политического развития Индии
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при соотнесении
понятий «либерализм»,
«национализм», «социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм»



Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при объяснении понятия «гандизм»
как идеологию общественно-политического развития Индии
Использует понятия
«либерализм», «национализм»,
«социал-демократия»,
«марксизм», «экзистенциализм»,
«прагматизм», «позитивизм» для объяснения развития общественной мысли


Объясняет понятие «гандизм» как идеологию общественно- политического развития Индии


Делает выводы о роли личности в истории государства

Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере
Китайской народной республики
Затрудняется при выводе о роли личности в истории государства

Затрудняется при анализе причин перехода от плановой экономики к рыночной
на примере Китайской народной республики
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при выводе о роли личности
в истории государства
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при анализе причин
перехода от плановой экономики к рыночной на примере Китайской народной
республики
Делает выводы о роли личности в истории государства


Анализирует причины перехода от плановой экономики к рыночной на примере
Китайской народной республики



18

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие образования и науки»

Тема Школьное образование: от древности до
современности Система высшего образования: история и современность. Современные информационные
технологии Перспективные отрасли современной науки

Цели обучения 11.4.1.3.


11.4.1.6.


11.4.3.2.


11.4.3.4.
Описывать изменения и преемственность в развитии школьного образования в контексте
истории человечества
Исследовать историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития
Прогнозировать возможные последствия достижений в области информационных
технологий для развития человеческой цивилизации
Использовать понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии», «альтернативные источники энергии» для
объяснения современных тенденций развития науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает изменения и преемственность в развитии школьного образования в контексте
истории человечества
• Исследует историю возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их развития
• Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий для
развития человеческой цивилизации
• Использует понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии», «альтернативные источники энергии» для объяснения современных
тенденций развития науки

Уровень мыслительных навыков


Время выполнения Задания
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
1. Определите особенности представленных видов школ в истории человечества и выполните задание
Виды школ Особенности школ








А. Египетская школа
19












В. Греческая школа









С. Русская школа

Назовите общие черты в развитии школ в древности и в средние века



2. Используя информацию и имеющиеся у вас знания по разделу, проведите исследование на примере
университетов России

История российских университетов насчитывает всего 300 лет. В середине XVIII века правительство
Российской империи задумалось о создании высших учебных заведений, которые будут
формировать ученое сословие. Это произошло благодаря участившимся связям с европейскими
странами и знакомству с зарубежной моделью образования и науки.
Петр I создал Академический университет, в который планировалось приглашать преподавателей из-за
границы. Однако иностранная профессура не особо охотно ехала в Россию, а студенты не
набирались: в то время военная карьера считалась намного престижнее академической, и
многие молодые люди уходили из университета, не доучившись. Однако там были и
талантливые студенты, которые позже стали профессорами Московского университета, созданного
Иваном Шуваловым и Михаилом Ломоносовым в 1755 году по европейским образцам. Но все же
значительную часть профессуры составляли иностранцы.
Преподавателям приходилось читать лекции по нескольким предметам, жалование было низким. Студентов
принимали из самых разных сословий — в том числе из крепостных, если помещик соглашался оплачивать
их обучение и дать им вольную.

a) Определите не менее 3-х трудностей развития высшего образования в России в новое время.


b) Определите социальный состав и социальное положение студентов и
преподавателей.

20


К XIX веку в России сформировалась университетская система, состоявшая только из
государственных учебных заведений, которые, находясь на госбюджете, сильно зависели от
пожертвований частных лиц. Некоторые университеты имели тесные связи с зарубежными и были
обособлены от российских университетов. Павел I запретил молодым людям учиться за границей и ввел
множество других ограничений в области образования, что замедлило развитие
университетской системы. При Александре I порядки стали смягчаться: в общей реформе
образования университетам было отведено почетное место, они являлись центрами учебных
округов, на которые была поделена территория России. Были разработаны новые
университетские уставы, согласно которым высшие учебные заведения получили небывалую
автономию и демократию, начали внедряться принципы немецкого университета — хотя обеспечить
свободу преподавания и слушания в полной мере так и не удалось.

c) Что могло повлиять на отношение русских императоров XIX века к развитию
высшего образования в стране?



Важными вехами в развитии университетов XX века являются 1905 год и Революция
1917 года, когда почти полтора года университеты были закрыты и не работали из-за
студенческих забастовок. До революции университеты подчинялись Министерству народного
просвещения и попечителям учебных округов и пытались выйти из этой зависимости. Но в
годы Гражданской войны университет стал по- настоящему автономным учреждением. После нее
университеты становятся все более массовым, превращаясь в своеобразные фабрики
социализации — получения образования, в том числе через рабочие факультеты и
максимальное расширение социального доступа к образованию. Это стало одним из главных
отличий советских университетов от западных, которые пошли по исследовательскому пути. К 50-м-60-м
годам XX века в университеты поступало примерно 10-15% населения. Еще одной важной
чертой послереволюционного периода является партийное насаждение марксисткой
идеологии.

d) Почему советские университеты не пошли по западному пути?



3. Используя текст, а также имеющиеся у вас знания по разделу, спрогнозируйте
последствия использования достижений информационных технологий в разных сферах общества.

На дворе XXI век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Появилось большое
количество организаций, специализирующихся на той или иной отрасли компьютерных технологий,
так как это наиболее актуальное и нацеленное в будущее направление научно-технического
прогресса. Многие страны перешли к
«информационному обществу», некоторые – в процессе перехода, в зависимости от факторов,
влияющих на развитие общества. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученые говорят о
том, что лет через 30 газеты, журналы, книги исчезнут с прилавков магазинов.

Политические последствия



21

Экономические последствия


Социальные последствия


Культурные последствия


Сделайте общий вывод о последствиях использования информационных технологий.


4. Определите, каковы перспективы развития новых научных направлений.

Научное направление Область применения
Генная инженерия - совокупность методов молекулярной генетики, направленных на искусственное
создание новых, не встречающихся в природе сочетаний генов.
Нанотехнология - комплекс научных и инженерных дисциплин, исследующих процессы,
происходящие в атомном и молекулярном масштабе.
Альтернативные источники энергии - собирательное понятие, объединяющее любые источники энергии, при
использовании которых существенно не загрязняется окружающая среда



























22

Критерий оценивания №
задан ия
Дескриптор Балл
Обучающийся

Описывает изменения и преемственность в развитии школьного образования в
контексте истории человечества



Исследует историю
возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их
развития












Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий
для развития человеческой цивилизации





Использует понятия «генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития
науки
1 определяет особенности русской 1
школы;
определяет особенности с египетской 1
школы;
определяет особенности с греческой 1
школы;
называет общие черты в развитии 1
школ в древности и в средние века;
2 определяет первую проблему развития 1
высшего образования в России в новое время;
определяет вторую проблему развития 1
высшего образования в России в новое время;
определяет третью проблему развития высшего образования в России в новое время;
определяет социальный состав и 1
социальное положение студентов и преподавателей;
определяет причины разного 1
отношения русских императоров к университетам;
объясняет, почему советские 1
университеты не пошли по западному пути;
3 называет политические последствия 1
использования достижений ИТ;
называет экономические последствия 1
использования достижений ИТ;
называет социальные последствия 1
использования достижений ИТ;
называет культурные последствия 1
использования достижений ИТ;
делает общий вывод о последствиях 1
использования ИТ;
4 определяет перспективы развития 1
«генной инженерии»;
определяет перспективы развития 1
«нанотехнологии»;
определяет перспективы применения 1
«альтернативных источников энергии»
Всего баллов
17





23

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие образования и науки»
Ф.И.О. обучающегося _



Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний
Высокий

Описывает изменения и преемственность в развитии школьного
образования в контексте истории человечества
Затрудняется при описании изменения и преемственность в развитии
школьного образования в контексте истории человечества
Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), при описании изменения и
преемственность в развитии школьного образования в контексте истории человечества
Описывает изменения и преемственность в развитии школьного
образования в контексте истории человечества


Исследует историю возникновения высших учебных заведений,
выявляя общие тенденции их развития
Прогнозирует возможные последствия достижений в области информационных технологий для
развития человеческой цивилизации

Использует понятия
«генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций развития науки
Затрудняется при исследовании истории возникновения высших учебных заведений, выявляя общие
тенденции их развития

Затрудняется при прогнозе возможных последствий достижений в
области информационных технологий для развития человеческой цивилизации

Затрудняется при использовании понятий «генная инженерия»,
«нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
исследовании истории возникновения высших учебных заведений, выявляя общие тенденции их
развития
Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при прогнозе возможных
последствий достижений в области информационных технологий для развития
человеческой цивилизации

Допускает незначительное количество ошибок (более одной), при
использовании понятий «генная инженерия», «нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки

24
Исследует историю возникновения высших учебных заведений,
выявляя общие тенденции их развития

Прогнозирует возможные последствия достижений в области
информационных технологий для развития человеческой цивилизации

Использует понятия «генная инженерия», «нанотехнологии»,
«альтернативные источники энергии» для объяснения современных тенденций
развития науки










































25





















25
 
Верх