СОЧ Биология 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания
за четверть по предмету
«Биология»
8 класс


Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть .................................................................................. 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ...................... 4

3. Ожидаемые результаты по предмету «Биология», 8 класс ............................................................... 4

4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Биология», 8 класс ................................................ 4

5. Анализ учебной программы .................................................................................................................. 5

6. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ...... 9

7. Правила проведения суммативного оценивания ................................................................................ 9

8. Модерация и выставление баллов...................................................................................................... 10

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 11

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 30

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 40








1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Биология» (в рамках обновления содержания
среднего образования) основного среднего образования (7-9 класс) (с русским языком
обучения).


3. Ожидаемые результаты по предмету «Биология», 8 класс
Знает:
- первоначальные биологические понятия;
- суть основных биологических законов и теорий;
- влияние факторов окружающей среды на живые организмы;
- влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

Понимает:
- принципы классификации основных групп растений и животных;
- роль Красной книги в сохранении биоразнообразия на Земле.

Применяет:
- основные биологические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе.

Анализирует:
- закономерности биологических процессов и явлений;
- строение и функции систем органов живых организмов.

Синтезирует:
- собранные и обработанные данные, информацию для представления в виде таблицы,
графика, сообщения, доклада, презентации;
- план проведения эксперимента и исследования;
- знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе.

Оценивает:
- результаты проведенного эксперимента.


4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Биология», 8 класс

Уровень Описание Рекомендуемый тип
мыслительных заданий
навыков
Знание и - овладение системой знаний о структурно-Для проверки уровня
понимание функциональных и генетических основах жизни, рекомендуется
размножении и развитии организмов основных использовать
задания
царств живой природы, экосистемах,
с множественным
биоразнообразии, эволюции
выбором ответов
для осознания
МВО) и/или задания,
ценности всего живого на Земле; (
требующие краткого
- понимание многообразия органического мира,
ответа (КО).
закономерностей и процессов, протекающих в нем,

а также того, что человек является его
неотъемлемой частью.
Применение - объяснение, описание, прогнозирование Для проверки уровня
природных явлений и процессов, наблюдаемых в рекомендуется
использовать
повседневной жизни, роли человека в сохранении задания,
ребующие краткого
природного мира; т
местные и глобальные экологические проблемы. ответа (КО) и/или

4 ПРОЕКТ

задания, требующие
развернутого ответа
(РО).
Навыки высокого - пользование лабораторным оборудованием для Для проверки уровня
порядка проведения экспериментов; рекомендуется
использовать
- проведение исследовательской работы для задания,
требующие краткого
понимания сущности природных биологических
вета (КО) и/или
явлений, процессов, законов и закономерностей; от
задания, требующие
- пользование информационно-коммуникативными
звернутого ответа
технологиями. ра
(РО).


5. Анализ учебной программы
четверть Раздел Цели обучения СО У
ровни
долгосрочного
мыслительных
плана Р
О
навыков

1 Клеточная 8.4.2.2 - сравнить строение клеток +
рименение
биология эукариот и прокариот П

8.4.2.1 - классифицировать ткани + Знание и
растений и животных понимание
Молекулярная 8.4.1.1 - описывать различия +
биология между мономерами и полимерами, Применение
используя биологические примеры
8.4.1.2 - описывать свойства и +
биологические функции Применение
углеводов и липидов
8.4.1.3 - описывать свойства и + Знание и
биологические функции белков понимание
Разнообразие 8.1.1.1 - описывать отличи- +
живых тельные признаки растений на
организмов примере водорослей, мохо-
Применение
видных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных
растений
8.1.1.2 - описывать отличительные +
признаки грибов Применение

8.1.1.3 - распознавать по +
отличительным признакам классы
Применение
однодольных и двудольных
растений
8.1.1.4 - распознавать по +
отличительным признакам классы Знание и
членистоногих и хордовых понимание
животных
Питание 8.1.2.1 - сравнивать строение +
пищеварительной системы
Применение
беспозвоночных , жвачных
животных и человека
8.1.2.2 - описывать взаимосвязь +
строения различных типов зубов с
Применение
их функциями, правила ухода за
зубами
8.1.2.3 - объяснять взаимосвязь + Знание и
структуры пищеварительной понимание

5 ПРОЕКТ

системы человека с ее функциями
8.1.2.4 - выявлять причины +
болезней пищеварительного Применение
тракта и пищевых отравлений
8.1.2.5 - описывать значение +
рименение
витаминов в организме человека П
8.1.2.6 - составлять список +
продуктов питания со
Применение
значительным содержанием
витаминов
8.1.2.7 - определять наличие + Знание и
витамина С в продуктах питания понимание
2 Транспорт 8.1.3.5 - описывать +
веществ лимфатическую систему и
Применение
взаимосвязь между кровью,
тканевой жидкостью и лимфой
8.1.3.1 - описывать состав и +
рименение
функции крови П
8.1.3.2 - исследовать особенности +
строения форменных элементов Навыки высокого
крови различных организмов по порядка
готовым микропрепаратам
8.1.3.3 - охарактеризовывать +
функции различных типов Применение
лейкоцитов
8.1.3.4 - сравнивать гуморальный +
рименение
и клеточный иммунитет П
8.4.3.1 - описывать особенности +
заболеваний, вызванных
простейшими, грибами,
Применение
бактериями, вирусами и меры их
профилактики
8.1.3.6 - оценивать роль +
Навыки высокого
вакцинации в профилактике
орядка
заболеваний п
8.1.3.7 - объяснять механизм +
рименение
агглютинации и резус-конфликта П
8.1.3.8 - описывать строение +
сердца и кровеносных сосудов у Применение
животных
8.1.3.9 - устанавливать +
взаимосвязь между структурами Применение
стенок сосудов и их функциями
8.1.3.10 - описывать типы +
рименение
кровеносной системы животных П
8.1.3.11 - исследовать влияние +
Навыки высокого
физических упражнений на работу
орядка
сердца п
8.1.3.12 - описывать причины и +
симптомы заболеваний органов Применение
кровеносной системы
Дыхание 8.1.4.1 - описывать механизмы +
рименение
газообмена в легких и тканях П
8.1.4.2 - объяснять механизм вдоха +
рименение
и выдоха П
8.1.4.3 - определять жизненный + Знание и


6 ПРОЕКТ

объем легких и минутный объем понимание
дыхания в состоянии покоя и при
физической нагрузке
3 Выделение 8.1.5.1 - описывать строение и
функции органов
+ Применение
мочевыделительной системы
человека
8.1.5.2 - распознавать структурные Знание и
компоненты почек + понимание
8.1.5.3 - описывать структуру
рименение
кожи и роль в процессе выделения + П

8.1.5.4 - объяснять меры
профилактики кожных + Применение
заболеваний
Движение. 8.1.6.1 - описывать функцию
рименение
Биофизика опорно-двигательной системы + П
8.1.6.2 - изучать химический
авыки высокого
состав, макро- и + Н
орядка
микроскопическое строение кости п
8.1.6.3 - сравнивать типы
рименение
соединений костей + П
8.1.6.4 - устанавливать связь
строения различных типов + Применение
суставов с их функциями
8.1.6.5 - описывать виды
рименение
мышечной + П

ткани и их функции;
8.1.6.6 - изучать группы мышц
нание и
+ З
человека и строение мышечного
онимание
волокна п

8.1.6.7 - называть последствия Знание и
гиподинамии; + понимание
8.1.6.8 - выявлять причины
нание и
нарушения осанки и развития + З
онимание
плоскостопия п
8.4.4.1 - исследовать
биомеханические особенности
авыки высокого
+ Н
движения человека в связи с
порядка
прямохождением
Координация и 8.1.7.1 - исследовать особенности
регуляция зрительного восприятия и + Применение
описывать правила гигены зрения
8.1.7.2 - исследовать особенности
слухового восприятия и описывать + Применение
правила гигиены слуха
8.1.7.3 - соотнести структуру
зрительного и слухового + Применение
рецепторов с их функциями
8.1.7.4 - определять расположение
нание и
эндокринных, экзокринных и + З
онимание
смешанных желез; п
8.1.7.5- объяснять основные
рименение
функции желез + П
8.1.76 - описывать заболевания,
нание и
вызванные нарушением функции + З
понимание
поджелудочной или щитовидной

7 ПРОЕКТ

железы
8.1.7.7 - исследовать кожную Навыки высокого
чувствительность + порядка
8.1.7.8 - описывать роль кожи в
поддержании постоянной
+ Применение
температуры теплокровных
животных
4 Размножение 8.2.2.1 - объяснять значение
митоза и мейоза в
+ Применение
жизнедеятельности живых
организмов
8.2.1.1 - сравнивать способы
рименение
размножения животных + П
8.2.1.2 - объяснять особенности
полового и бесполого поколения + Применение
на примере мхов и папоротников
8.2.1.3 - объяснять особенности
жизненного цикла голосеменных и + Применение
покрытосеменных растений
Рост и развитие 8.2.3.1 - объяснять этапы
рименение
эмбрионального развития + П
8.2.3.2 - описывать
дифференциацию тканей и
+ Применение
органов, формирующихся из
разных зародышевых листков
Наследственност8.2.4.1 - аргументировать роль
авыки высокого
ь и изменчивость наследственности и изменчивости + Н
орядка
в эволюции п
8.2.4.2 - описывать значение
искусственного отбора для + Применение
селекции организмов
8.2.4.3 - изучать центры
нание и
происхождения культурных + З
онимание
растений и домашних животных п
8.2.4.4 - описывать сорта
значимых культурных растений и + Применение
пород домашних животных
Биосфера, 8.3.1.1 - составлять схему общей
рименение
экосистема, структуры экосистем + П
популяция 8.3.1.2 - ср
авнивать водные и
рименение
наземные экосистемы + П
8.3.1.3 - описывать основные
характеристики и особенности + Применение
структуры популяции
8.3.1.4 - исследовать различные Навыки высокого
стратегии выживания организмов; + порядка
8.3.1.5 - устанавливать причины
изменений численности
нание и
популяций на примере
+ З
онимание
взаимоотношений хищник-п
жертва
8.3.1.6 - описывать типы
взаимоотношений между + Применение
организмами;




8 ПРОЕКТ


8.3.1.7 - объяснять механизм
адаптации живых организмов к
+ Применение
изменяющимся условиям
окружающей среды
Влияние 8.3.2.1 - обосновывать
человеческой необходимость сохранения и
авыки высокого
+ Н
деятельности на поддержания биологического
орядка
окружающую разнообразия п
среду
8.3.2.2 - оценивать значение Навыки высокого
Всемирного банка семян + порядка
8.3.2.3 - объяснять причины
возникновения и пути решения
+ Применение
экологических проблем на
территории Казахстана


6. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей


авыки высокого
Знание и понимание Применение Н
овня
Четверть ур
РекомендОтобранРекоменОтобраннРекомендуОтобранн
уемые ные дуемые ые емые ые

I 30% 70% 0%

II 5% 75% 20%

III 30% 55% 15%

IV 10% 70% 20%

Итого 19% 68% 14%





7. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.



9 ПРОЕКТ

Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.


8. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.













































10 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.



































11 Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть

Уровень мыслительных навыков

нание и понимание Применение Навыки высокого порядка
ЗОбщее
Раздел б
алл
ол-во тип кол-во тип кол-во тип кол-во
балл кбалл балл за
заданий заданий заданий заданий заданий заданий заданий
раздел

Клеточная
ВО/КО 3 1 КО/РО
биология 1 1 М4 2

Молекулярная
ВО/КО 2 1 КО
биология 4 2 М6 3

Разнообразие
живых 2 2 МВО/КО 5 2 КО/РО
организмов 7 4

Питание 2 1 МВО/КО 4 2 КО/РО 7 3 КО/РО 13 6

ИТОГО 30 15

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения



Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть


Уровень Кол. № Тип Время БаллБалл за
мыслительнызаданий* задания* задания* на * раздел
Раздел Проверяемая цель х навыков выполн
ение,
мин*

8.4.2.2 - сравнить строение клеток
рименение 1 РО 4 3
эукариот и прокариот П
Клеточная
биология 8.4.2.1 - к2 4
лассифицировать ткани растений Знание и
ВО 1 1
и животных понимание 2 М

8.4.1.2 - описывать свойства и 3 КО 4 3
биологические функции углеводов и
МолекулярнаЗнание и
пидов 3 6
я биология липонимание 4 М
ВО 1 1 ПРОЕКТ

8.4.1.3 - описывать свойства и
рименение 5 КО 3 2
биологические функции белков П

8.1.1.1 - описывать отличительные
признаки растений на примере водорослей,
4 3
моховидных, папоротниковидных, Применение 6 КО
Разнообразие
голосеменных и покрытосеменных
живых 4 7
2 1
астений. 7 КО
организмов р
8.1.1.4 - распознавать по отличительным Знание и
8 КО 2 2
признакам классы членистоногих и понимание
1 1
хордовых животных 9 КО

8.1.2.1 - сравнивать строение
10 КО 2 2
пищеварительной системы
Применение
беспозвоночных, жвачных животных и
3 2
человека 11 КО

8.1.2.2 - описывать взаимосвязь строения
различных типов зубов с их функциями,
рименение 12 РО 4 3
правила ухода за зубами
; П

ъяснять взаимосвязь структуры
Питание 8.1.2.3 - обНавыки 6 13
пищеварительной системы человека с ее
ысокого 13 РО 4 3
функциями в
порядка

8.1.2.5 - описывать значение витаминов в Знание и
2 1
организме человека; понимание 14 КО

8.1.2.6 - составлять список продуктов
Знание и
питания со значительным содержанием
понимание 15 КО 3 2
витаминов П
рименение

Всего: 15 15 40 30 30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения







13 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схема выставления баллов

ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
за 1 четверть по предмету «Биология»

1. На рисунке изображены клетки прокариот и эукариот.














(а) На рисунке отметьте клетку эукариот.
[1]
(b) Укажите два отличия эукариотических клеток от прокариотических.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
[2]
2. Укажите типы животной ткани.

A) эпителиальная, нервная, мышечная и соединительная
B) эпителиальная, нервная, мышечная и покровная
C) эпителиальная, нервная, мышечная и основная
D) эпителиальная, нервная, мышечная и опорная
[1]

3. Назовите три общие функции, выполняемые липидами и углеводами в организме.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................................
[3]

4. Углеводы в организме выполняют различные функции. Из предложенного списка
выберите углевод, который является источником энергии.
A) глюкоза
B) целлюлоза
C) хитин
D) муреин
[1]






14 ПРОЕКТ

5. Белки - это органические вещества, которые являются очень сложными молекулами. Они
выполняют различные функции в организме.

(а) Назовите белок, расщепляющий сложные компоненты пищи до более простых веществ.

…………………………………………………………………………………………………............
[1]

(b) Назовите белок, транспортирующий кислород.
…………………………………………………………………………………………………………
[1]

6. На рисунке изображены представители водорослей, моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных растений.










a b c d e
(a) Укажите на рисунке голосеменное растение.
[1]

(b) Опишите сходство голосеменных растений с водорослями, моховидными,
папоротниковидными и покрытосеменными растениями.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

7. Установите соответствия между признаками растений и систематической группой, для
которой они характерны.


СТЕМАТИЧЕСКАЯ
ПРИЗНАК СИ
ГРУППА

A) в цикле развития преобладает гаметофит
B) взрослое растение — спорофит
C) споры образуются в коробочках 1) Моховидные
D) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев 2) Папоротниковидные
E) из споры развивается заросток
F) из споры развивается предросток (протонема)


1) Моховидные..............................................................................................................................
2) Папоротниковидные.................................................................................................................

[2]




15 ПРОЕКТ

8. На рисунке изображены жук и паук.











Определите принадлежность данных животных к членистоногим или хордовым. Ответ
поясните.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]

9. Назовите особенности хордовых животных.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

10. На рисунке изображены органы пищеварения беспозвоночных, жвачных животных и
человека.













(a) Назовите отличительные особенности в строении пищеварительной системы
беспозвоночных, жвачных животных и человека указанных на рисунке.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
(b) В пищеварительной системе многих животных присутствуют микроорганизмы. Какую
функцию выполняют микроорганизмы в пищеварении?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................


16 ПРОЕКТ

................................................................................................................................................................
[1]


11. Объясните, почему строение пищеварительной системы коровы намного сложнее
пищеварительной системы человека.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]

12. На рисунке ниже представлены различные типы зубов.





(а) На рисунке отметьте резцы.
[1]

(b) Посмотрите внимательно на рисунок. Опишите, как форма коренных зубов связана с
выполняемой ими функцией.

................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

13. Почему у человека кишечник длиннее, чем у хищных животных, но короче, чем у
травоядных животных? Ответ обоснуйте.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[3]

14. Какую роль играют витамины в организме человека?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

15. Какой витамин следует включить в рацион человека, больного цингой? Приведите
пример продукта, который содержит данный витамин.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................


17 ПРОЕКТ

................................................................................................................................................................
[2]

Схема вставления баллов


№ Ответы Балл Дополнительная
информация

1(a) B 1


1 (b) -eсть ядро
-хромосомы в ядре 2

2 А 1

3 энергетическая 1
строительная 1
запас питательных веществ 1

[3]

4 A 1

5(a) фермент 1

5(b) гемоглобин 1

6(а) d 1

6(b) фотосинтез/ гаметофит-спорофит/пластиды/ 1
автотрофы/царство растений

7 1) Моховидные A, C, F 1
2) Папоротниковидные B, D, E 1

8 -членистоногие
-каждая конечность состоит из
2
коротких члеников

9 внутренний скелет/ позвоночный столб/
1
эндоскелет

10(a) дождевой черв - Зоб
жвачных животных- 4х камерный желудок 2
человека- длинный тонкий кишечник

10(b) -являются симбионтами 1
- способствуют перевариванию пищи
растительного происхождения

юбые два из следующих:
11 л

-питается пищей растительного

происхождения
-способствует перевариванию целлюлозы -
питательные вещества/состав пищи 2
-время переваривания

12(a) за правильное
1 обозначение резца 1
лл
ба
12(b) -имеют бугристую жевательную поверхность/ 1
помогают дальнейшему измельчению пищи/
подготовка пищевого комка к продвижению в
пищевод

13 -зависит от рациона питания: 3
-у хищников короче, так как мясо

18 ПРОЕКТ

переваривается быстрее и легче усваивается;
-растительная пища гораздо труднее
усваивается и требует больше времени для
извлечения максимального количества
питательных веществ.
-у всеядных кишечник длиннее, чем у хищных
(плотоядных), но короче, чем у травоядных

14 -в поддержании иммунных реакций Любые ответы по
организма/в поддержании обмен веществ/ смыслу и примеры
могут участвовать в гуморальной регуляции 1

15 -вызываемая острым недостатком витамина C 1

-цитрусовые/ лук/ чеснок/ смородина/капуста/ 1
шиповник/ говяжья печень/ перец [2]








































19 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.




































20 ПРОЕКТ

Матрица спецификации суммативного оценивания за 2 четверть

Уровень мыслительных навыков

нание и понимание Применение Навыки высокого порядка
ЗОбщее
Раздел б
алл
ол-во тип кол-во тип кол-во тип кол-во
балл кбалл балл за
заданий заданий заданий заданий заданий заданий заданий
раздел

Транспорт
ВО/КО 15 6 6 2 КО/РО
веществ 3 3 М24 11

Дыхание 2 2 МВО/КО 1 1 КО 3 1 КО/РО 6 4

ИТОГО 30 15

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
слительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
Раздел Проверяемая цель мы
навыков мин*
Транспорт 8.1.3.5 - описывать лимфатическую
11 24
веществ систему и взаимосвязь между
/РО 4 3
Применение 1 КО
кровью, тканевой жидкостью и
лимфой
писывать состав и функции Знание и
8.1.3.1 - о
ВО 2 1
рови понимание 2 М
к
сследовать особенности
8.1.3.2 - и
Навыки
роения форменных элементов
ст
высокого 3 КО/РО 5 3
рови различных организмов по
к
орядка
отовым микропрепаратам п
г
рактеризовывать функции
8.1.3.3 - оха
рименение 4 МВО/КО 2 1
зличных типов лейкоцитов; П
ра
авнивать гуморальный и
8.1.3.4 - ср
рименение 5 КО/РО 5 3
леточный иммунитет П
к
писывать особенности
8.4.3.1 - о
аболеваний, вызванных Знание и
з
ВО 2 1
ростейшими, грибами, бактериями, понимание 6 М
п
ирусами и меры их профилактики
в
8.1.3.6 - о
ценивать роль вакцинации в Навыки 7 КО/РО 5 3


21 ПРОЕКТ

профилактике заболеваний высокого
порядка
8.1.3.7 - о
ъяснять механизм Знание и
2 1
б
гглютинации и резус-конфликта понимание 8 КО
а
писывать строение сердца и
8.1.3.8 - о
рименение 9 КО/РО 5 3
ровеносных сосудов у животных П
к
станавливать взаимосвязь
8.1.3.9 - у
ежду структурами стенок сосудов и Применение 10 КО/РО 5 3
м
х функциями
и
сследовать влияние
8.1.3.11 - и
изических упражнений на работу Применение 11 КО/РО 5 3
ф
дца
сер
ыхание 8.1.4.1 - описывать механизмы
Д
рименение 12 МВО/КО 2 1
азообмена в легких и тканях П
г
бъяснять механизм вдоха и
8.1.4.2 - о
рименение 13 МВО/КО 2 1
ыдоха П
в


/РО 2 1
14 КО

Применение
пределять жизненный объем
8.1.4.3 - о4
Навыки
егких и минутный объем дыхания в
л
высокого
остоянии покоя и при физической
с
орядка
агрузке п
15 КО/РО 5 3
н


6
ИТОГО: 15 15 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения








22 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Биология»

1. Установите соответствия между особенностями компонентов внутренней среды организма
человека и компонентами.


ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ КОМПОНЕНТЫ

A) образуется из плазмы крови
B) омывает клетки организма
кровь
C) повышено содержание антител и фагоцитов 1)
) лимфа
D) возвращает в кровь белки, воду, соли 2
межклеточная жидкость
E) состоит из плазмы и форменных элементов 3)
F) способна образовывать тромбы


1………………………………
2………………………………
3……………………………..
[3]
2. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека?
1) выполняет транспортную функцию
2) выполняет защитную функцию
3) выполняет опорную функцию
4) участвует в гуморальной регуляции
A) 1, 2, 3
B) 1, 3, 4
C) 1, 2, 4
D) 2, 3, 4
[1]
3. На рисунке изображены клетки крови человека и лягушки под микроскопом.










(a) В чем разница в строении клеток крови человека и лягушки?
................................................................................................................................................................
............................................................................................................................................... ................
[1]

(b) Чья кровь переносит больше кислорода? Объясните.
................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................
[1]
4. На рисунке ниже представлены типы зернистых лейкоцитов.



23 ПРОЕКТ











Укажите на рисунке лейкоцит, способный к фагоцитозу.
[1]
5. Заполните таблицу. Укажите сходство и различие гуморального и клеточного иммунитета.

Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет

Сходство

Различия



[3]
6. Укажите специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний,
вызываемых грибами, простейшими, бактериями и вирусами.

A) мыть руки с мылом
B) надевать маску больному
C) вакцинация
D) ограничение отношений с больным человеком
[1]
7. Вакцины - это препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов
их жизнедеятельности.
Почему организм человека после введения вакцины может противостоять инфекционным
заболеваниям?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[3]


8. Дайте определение термину Резус-конфликт.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]
9. На рисунке показано строение сердца млекопитающего животного.










24 ПРОЕКТ






Х










(a) Определите структуру сердца, обозначенную знаком Х.
................................................................................................................................................................
[1]
(b) Опишите функцию этой структуры.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
10. На рисунке изображены кровеносные сосуды.











(а) Укажите на рисунке венозный кровеносный сосуд.
[1]
(b) Опишите особенности строения и функции артериального кровеносного сосуда.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]


11. П
еред началом физической нагрузки частота сердечных сокращений увеличивается,
превышая нормальные показатели в состоянии покоя.

Опишите и объясните работу сердца во время физических нагрузок.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[3]

25 ПРОЕКТ

12. Укажите одно отличие легочного дыхания от тканевого дыхания.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

13. Установите правильную последовательность процессов нормальных вдоха и выдоха у
человека, начиная с повышения концентрации СО в крови.
2
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) сокращение диафрагмы
2) повышение концентрации кислорода
3) повышение концентрации СО
2
4) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга
5) выдох
6) расслабление диафрагмы
................................................................................................................................................................
[1]



14. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – максимальный объём воздуха, выдыхаемого после
самого глубокого вдоха.

С какой целью у здорового человека определяют ЖЁЛ?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]



инутный объем дыхания измеряется произведением частоты дыхания на дыхательный
15. М
объем. У здоровых людей частота дыхания - 16-18 раз в минуту, а дыхательный объем
колеблется в пределах 350-750 мл, у спортсменов частота дыхания - 8-12 мл, а дыхательный
объем –900- 1300 мл.

(a) Объясните, почему у спортсменов частота дыхания меньше, а дыхательный объем больше
чем у здоровых людей.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]











26 ПРОЕКТ

(b) Учащийся проводит исследование частоты дыхания атлета в состоянии покоя. Учащийся
измеряет объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха по времени. Результаты показаны на
графике.





















Используя график, вычислите частоту дыхания атлета.
Дайте свой ответ с указанием количества вдохов в минуту.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
























27 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

Вопрос Ответ Балл Дополнительная
информация

1 1-Д, Е 3
2- В, Г
3- А, Б

2 С 1



3а Лягушка- есть ядро, человек- нет ядра 1

3b Человека- много, двояковогнутые, мелкие 1

4 1





5 Сходство – защитная функция 3
Различия:
Гуморальный иммунитет- антитела
Клеточный иммунитет- фагоцитоз

6 С 1

7 для активной иммунизации людей/ повышение
3
иммунитета

в вакцине содержится инактивированные
клетки болезнетворных микроорганизмов

активируются лейкоциты

8 Резус-конфликт может развиться только у 1
резус — отрицательной матери с резус —
положительным плодом.

9a Полулунный/аортальный клапан 1


9b любые два из следующих:
- препятствуют обратному (ретроградному)
2
движению крови
-пропускает кровь с левого желудочка к аорте
- пропускает кровь в одном направлении

10а 1



[1]

юбые два из следующих:
10b л

несущие кровь от сердца к органам, в отличие

от вен, в которых кровь движется к сердцу

Стенки артерий состоят из трёх слоев,
отличаются значительной толщиной и
2
эластичностью, так как им приходится
выдерживать большое давление крови.


28 ПРОЕКТ

Благодаря упругим и мышечным элементам
артерии способны удерживать стенки в
состоянии напряжения, могут сильно
сокращаться и затем расслабляться,
обеспечивая равномерный приток крови.


11 При физической нагрузке возрастают
3
потребности организма, в кислороде.

Наблюдается условнорефлекторное усиление
работы сердца

возрастает кровоснабжение мышц.

12 Легочное дыхание обеспечивает газообмен 1
между воздухом и кровью. Тканевое

дыхание осуществляет газообмен между
кровью и клетками тканей.

13 3 4 6 2 1 5 1 за правильную
оследовательность
п
1 балл

14 С целью определения готовности органов 1
дыхания (внешнего дыхания) выполнять
физическую нагрузку разной интенсивности

юбые два из следующих: 2
15а л

-показатель, отражающий функциональные
возможности системы дыхания

-превышение фактической величины ЖЕЛ
относительно должной указывает на высокое
функциональное состояние легких.

-величина ЖЕЛ зависит от общего состояния
здоровья, длительности и направленности
занятий.

-тренированность дыхательных мышц
- ЖЕЛ больше



15b 6 раз за 30 сек/ 12 раз за 60 сек 1 балл за расчет
2
6 раз*2= 12 раз 1 балл за
правильный ответ
5/1*60= 12 раз за минуту









29 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – вопросы с множественным выбором ответов;
КО – вопросы, требующие краткого ответа;
РО – вопросы, требующие развернутого ответа.


Структура суммативной работы

Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, Обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.



































30 ПРОЕКТ

Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть

Уровень мыслительных навыков

нание и понимание Применение Навыки высокого порядка
ЗОбщее
Раздел б
алл
ол-во тип кол-во тип кол-во тип кол-во
балл кбалл балл за
заданий заданий заданий заданий заданий заданий заданий
раздел

Выделение 1 1 МВО/КО 1 1 КО 3 1 КО/РО 5 3

Движение.
ВО/КО 7 3 КО 2 1 КО/РО
Биофизика 4 3 М13 7

Координация и регуляция 2 2 МВО/КО 4 1 КО/РО 2 1 КО/РО 12 5

ИТОГО 30 15

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, за
навыков мин* раздел
Выделение 8.1.5.1 - описывать строение и функции МВО/КО 1 1 5
Знание и
органов мочевыделительной системы 3 1
онимание
человека п
8.1.5.2 - распознавать структурные КО 1 1
рименение 2
компоненты почек П
8.1.5.3 - описывать структуру кожи и роль в Применение КО 3 3
процессе выделения
3
8.1.5.4 - объяснять меры профилактики Применение
кожных заболеваний
Движение. 8.1.6.1 - описывать функцию опорно-Знание и КО 1 1 13
Биофизика двигательной системы понимание 4
8.1.6.2 - изучать химический состав, макро- и 7 КО/РО 3 4
рименение 5
микроскопическое строение кости П
8.1.6.3 - сравнивать типы соединений костей КО/РО 2 2
Применение
6
8.1.6.4 - устанавливать связь строения
рименение
различных типов суставов с их функциями П


31 ПРОЕКТ

8.1.6.5 - описывать виды мышечной ткани и КО 2 2
их функции; Применение
7
8.1.6.6 - изучать группы мышц человека и
Знание и
строение мышечного волокна п
онимание
8.1.6.7 - называть последствия гиподинамии; ЗМВО 1 1
нание и
понимание 8
8.1.6.8 - выявлять причины нарушения осанки МВО 1 1
Знание и
и развития плоскостопия п
онимание 9
8.4.4.1 - исследовать биомеханические Навыки РО 3 2
особенности движения человека в связи с высокого 10
прямохождением порядка
Координация 8.1.7.1 - исследовать особенности 4 4 12
и регуляция зрительного восприятия и описывать правила Применение 5
О/РО
гигены зрения К
сследовать особенности слухового
8.1.7.2 - и11
восприятия и описывать правила гигиены Применение
слуха
8.1.7.3 - соотнести структуру зрительного и Применение
слухового рецепторов с их функциями
8.1.7.4 - определять расположение Знание и МВО 1 1
эндокринных, экзокринных и смешанных понимание 12
желез;
8.1.7.5- объяснять основные функции желез Применение КО 1 1

8.1.76 - о13
писывать заболевания, вызванные РО 2 2
Знание и
нарушением функции поджелудочной или
онимание
щитовидной железы п
8.1.7.7 - исследовать кожную Навыки КО/РО 2 2
чувствительность высокого 14
порядка
8.1.7.8 - описывать роль кожи в поддержании КО/РО 2 2
постоянной температуры теплокровных Применение 15
животных
Итого: 15 40 30 30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


32 ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Биология»

1. Укажите орган мочевыделительной системы человека, в котором происходит фильтрация
крови.














[1]
2. Укажите стрелкой корковый слой почки.











[1]
3. На рисунке показано строение кожи человека.












(a) Укажите структуры кожи, участвующие в выделении продуктов обмена веществ из
организма.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]



33 ПРОЕКТ

(b) Назовите заболевание кожи вызванное паразитическими грибами.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]



4. Выберите утверждение, которое НЕ относится к функции опорно-двигательного аппарата.

А) является опорой для организма
В) участвует при движений
С) транспортирует кислород
D) защищает органы от повреждений
[1]
5. На рисунке представлены две кости, которые были помещены в различные растворы.
















(а) Перечислите группы веществ, входящие в состав костей.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
(b) Почему кость, помещенная в соляную кислоту можно свернуть в кольцо?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
(с) Назовите структуру костей, которые обеспечивают их рост в толщину
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
6. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы.

(a) Какие функции выполняют неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения
костей?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]


34 ПРОЕКТ

(b) Что является примером шарового и блоковидного суставов?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]
7. Существуют три различных типа мышечной ткани: сердечная, гладкая и скелетная.










(a) Выберите ткань, которая встречается в трицепсе руки.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]
(b) Назовите мышечную ткань, кроме сердечной, которая может сокращаться произвольно
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]
8. Назовите способы профилактики гиподинамии.

А) поднять иммунитет
В) носить удобную обувь
С) изменить рацион питания
D) вести подвижный образ жизни
[1]
9. Назовите последствия сколиоза.

А) нарушение работы внутренних органов
В) нарушение функции головного мозга
С) увеличение размера почек
D) нарушение выделения гормонов железами
[1]
10. На рисунке представлен скелет человека и шимпанзе.














35 ПРОЕКТ

Объясните как скелет человека приспособлен к прямохождению.
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
11. Рецептор - специализированные клетки, приспособленные к восприятию из внешней или
внутренней среды определенного раздражителя.


(а) Где расположены рецепторы слуха и зрения?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]
(b) Приведите причины нарушения работы слухового и зрительного анализаторов.
….......................................................................................................................................................
….......................................................................................................................................................
….......................................................................................................................................................
….......................................................................................................................................................
[2]

12. Выберите смешанные железы.












[1]


13. (a) Почему нам необходимы гормоны?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
…............................................................................................................................................................
[2]

(b) Что произойдет, если мы выработаем слишком много или слишком мало гормонов?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[1]

36 ПРОЕКТ


14. Кожа обладает чувствительностью температуре благодаря рецепторам к различным
ощущениям, которые располагаются в различных слоях кожи.















Почему тыльная сторона руки более чувствительна, чем ладонь? Ответ обоснуйте.

................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
…………................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]


15. Как кожа теплокровных животных способствует выживанию в пустыне?
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
................................................................................................................................................................
[2]

















37 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов


№ Ответ Балл Дополнительная
задаинформация
ния

1 D 1



2 1







3 (a) 1-потовая железа 2
2- поры

(b) лишай 1


4 С 1


5 (а) Органические, неорганические/ минеральные 1

(b) Под воздействием соляной кислоты происходит 1
декальцинирование, т.е растворение солей кальция.

(с) Надкостница 2
Хрящевая ткань покрывающей головки костей

6 (а) Неподвижные - защитная функция; 1
полуподвижные - опорную, защитную и двигательную;
подвижные - двигательную.

(b) Тазобедренный/ плечевой сустав - это шаровой сустав. 1
Коленный/ локтевой сустав - это блоковидный сустав

7 (a) Поперечно-полосатая мышечная ткань/ а 1


(b) Поперечно-полосатая мышечная ткань/ а 1


8 D 1


9 А 1

юбые два из следующих: 2
10 л
- позвоночник, имеющий четыре изгиба
- грудная клетка, расширенная в стороны
- пояс нижних конечностей в виде чаши, - кости нижних
конечностей более толстые и прочные, чем кости рук,
- свод стопы.

11 (a) -волосковые клетки в внутреннем ухе/улитка 2
-палочки и колбочки в сетчатке
юбые два из следующих:
(b) л
2 В
озможны и
Зрительный анализатор: д
ругие варианты
- чтение лежа и и в транспорте от
ветов
- длительная работа на компьютере
- недостаточное освещение


38 ПРОЕКТ

- дефицит витамина А
- не соблюдение гигиенических требований
Слуховой анализатор:
- осложнения инфекционных заболеваний
- чрезмерно высокий уровень шума
- не соблюдение гигиенических требований

12 А 1

юбые два из следующих:
13 (a) л
2
-помогают нам реагировать на окружающую среду
-координировать многие функции организма
-некоторые помогают организму подготовиться и
реагировать на стрессовые ситуации
-контролируют развитие организма

(b) -образование недостаточного или излишнего количества 1
гормона может резко повлиять на функции организма и в
некоторых случаях привести к смерти
юбые два из следующих: 2
14 л
на тыльной стороне рецепторы расположены очень
Возможны и
близко д
ругие варианты
количество рецепторов много от
ветов
-тыльная сторона отвечает за чувствительность , ею мы
познаем мир через прикосновения,
-ладонная сторона имеет волосы для тепла, ногти для
защиты, поэтому, можно сказать, что она несет больше
защитный характер.
юбые два из следующих: 2
15 л
В
озможны и
-чтобы выжить в пустыне, организмам нужно сохранять
другие варианты
прохладу и воду как можно дольше. от
ветов

-выходят только ночью, когда становится прохладнее

-теряют очень мало воды при мочеиспускании

-большие уши увеличивают площадь поверхности тела
животного

















39 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.



































40 ПРОЕКТ

Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть

Уровень мыслительных навыков

нание и понимание Применение Навыки высокого порядка
ЗОбщее
Раздел б
алл
ол-во тип кол-во тип кол-во тип кол-во
балл кбалл балл за
заданий заданий заданий заданий заданий заданий заданий
раздел

Размножение 2 2 МВО/КО 4 2 КО/РО 6 4

Рост и развитие 3 1 МВО/КО 3 1

Наследственность и
ВО/КО 4 1 КО/РО
изменчивость 2 1 М6 2

Биосфера,
экосистема, 8 3 КО/РО 2 2 КО/РО
популяция 10 5

Влияние
человеческой
2 1 КО/РО 3 2 КО/РО
деятельности на
окружающую среду 5 3

ИТОГО 30 15

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, за
навыков мин* раздел

8.2.2.1 - объяснять значение КО
митоза и мейоза в
Применение 1 1 1
жизнедеятельности живых
организмов

Размножение 8.2.1.1 - сравнивать 4 КО 6

способы размножения Применение 2 1 1
животных

8.2.1.2 - объяснять Применение КО
3 3 2
особенности полового и


41 ПРОЕКТ

бесполого поколения на
примере мхов и
папоротников

8.2.1.3 - объяснять Применение КО
особенности жизненного
4 3 2
цикла голосеменных и
покрытосеменных растений

Рост и развитие 8.2.3.1 - объяснять этапы КО
рименение
эмбрионального развития; П

писывать
8.2.3.2 - о
ифференциацию тканей и
д1 5 5 3 3
органов, формирующихся
Применение
из разных зародышевых
листков

Наследственность 8.2.4.1 - аргументировать Навыки
и изменчивость роль наследственности и высокого КО/РО
изменчивости в эволюции порядка

8.2.4.2 - о6 5 4
писывать
чение искусственного
знаПрименение
для селекции
бора
от2 6
организмов

8.2.4.4 - описывать сорта
значимых культурных КО
Применение 7 2 2
растений и пород
домашних животных

Биосфера, 8.3.1.1 - составлять схему КО
экосистема, общей структуры Применение
популяция экосистем; 8 5 3

8.3.1.2 - сравнивать водные
рименение
и наземные экосистемы П5 10

8.3.1.3 - описывать РО
основные характеристики и
Применение 9 1 1
особенности структуры
популяции;


42 ПРОЕКТ

8.3.1.4 - исследовать Навыки РО
различные стратегии высокого 10 3 2
выживания организмов; порядка

8.3.1.6 - описывать типы КО/РО
взаимоотношений между Применение 11 2 2
организмами;

РО
8.3.1.7 - объяснять
механизм адаптации живых
Применение 12 3 2
организмов к
изменяющимся условиям
окружающей среды

Влияние 8.3.2.1 - обосновывать 13 РО
человеческой необходимость сохранения Навыки
деятельности на и поддержания высокого 3 2
окружающую биологического порядка
знообразия;
среду ра

ценивать значение 14 КО
рименение 2 1
8.3.2.2 - о3 5
Всемирного банка семян П

8.3.2.3 - объяснять причины 15 РО
возникновения и пути
экологических Применение 1 2
решения
проблем на территории
Казахстана

Итого: 15 40 30 30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения










43 ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Биология»

1. Напишите основное отличие митоза от мейоза.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
2. Назовите одно преимущество полового размножения.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
3. На рисунке изображен жизненный цикл мха.



















(і) Определите, какой процесс происходит в структуре под номером 2.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
(іі) Назовите поколение, обозначенное цифрами 5 и 6.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
4. Опишите особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений.

Голосеменные
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]


44 ПРОЕКТ


Покрытосеменные
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]



5. (і) Назовите этап эмбрионального развития, отмеченный буквой А.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]








(іі) Как можно объяснить существование разных типов тканей у животных
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]
6. На рисунке изображены вьюрки, обитающие на Галапагосских островах и имеющие
различную форму клювов.











(а) (i) С чем связана различная форма клювов вьюрков?
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]


(ii) Приведите предположение того, что должно произойти, чтобы со временем у всех
вьюрков образовался острый клюв (как у вьюрка 4).
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]


45 ПРОЕКТ

(b) Объясните отличие искусственного отбора от естественного.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]

7. Почему картофель был выведен в качестве нового сорта? Обьясните свой ответ.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]
8. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы ниже.
























(a) Назовите компоненты наземной экосистемы, обозначенные цифрой 2.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]

(b) Приведите два примера этого компонента в водной экосистеме.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]



46 ПРОЕКТ

9 На рисунке показан график изменения численности зимующих личинок сибирского
шелкопряда.
















Предположите причины изменения численности зимующих личинок за период с 1880 по
1885 год.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]

10. На рисунке показана белка. Какая особенность показывает, что она приспособлена к
восхождению на вертикальные стволы деревьев? Обоснуйте свой ответ.











…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]

11. На графике ниже представлена численность популяции зайцев.










47 ПРОЕКТ
















(а) Нарисуйте на графике изменение численности лис, учитывая численность зайцев.
[1]
(b) Обясните причины изменения численности популяции особей.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
12. Опишите способы адаптации черепахи к условиям внешней среды.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]
13. Обьясните причину важности сохранения биоразнообразия на Земле.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]
14. За счет каких факторов процесс старения семян во Всемирном банке замедляется?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[1]
15. На рисунке показана одна из причин возникновения кислотных дождей.





Предложите способ уменьшения кислотных дождей.
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
[2]



49 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная
информация

1 Митоз-способ размножения соматических клеток, в 1 Принимается
отличие от мейоза при котором образуются гаметы любой 1
правильный
вариант ответов
2 Основным преимуществом полового размножения 1
является рекомбинация родительских генов. Различное

сочетание генов особей одного вида лежит в основе
наследственной изменчивости
3 (і) Созревание спор 1


(іі) гаметофит 1


4 (і) Любой один из следующих:

оплодотворение происходит при помощи ветра 1
внутри семяпочки начинает развиваться зародыш
семя даёт новый спорофит
(іі) Любой один из следующих:

есть цветок 1
двойное оплодотворение
семена скрыты внутри плода

5 (і) Гаструла 1


(іі) Любые два из следующих:

Дифференциация из разных зародышевых листков и
2
специализация тканей по строению и функциям
Дифференциация – развитие органов из разных слоев
зародыша
Из эктодермы – нейрон, кожа
Из мезодермы- сердце, кровь, гладкая мышечная ткань
Из энтодермы- железы, легкие
6 (а) і) Любой один из следующих:


-в результате приспособления к разным источникам
1
пищи, вьюрки стали сильно отличаться друг от друга
строением клюва.

-земляные вьюрки, насекомоядные древесные вьюрки
и славковые вьюрки, которые тоже питаются мелкими
насекомыми.
(а) дефицит пищи/изменение типов пищи/недоступность 1 Принимается
іі) пищи на поверхности земли/необходимость доставать любой 1

пищу из глубины вод/ из-под камней правильный
вариант ответов
(b) -по желанию человека/ под управлением человека/с
2
участием человека
в целях поставленных человеком, а не из-за изменений
в природе



50 ПРОЕКТ

7 Любые два из следующих:
2
- содержит запасные вещества, являющихся
источником питания
- размножение вегетативноыми органами
-размер
-сопротивляемость к болезням
-урожайность

8 (а) консументы 1


(b) рыбы/ тюлени/ киты/дельфины 2
живые организмы, которые являются хищниками

9 -в морозный год было меньше насекомых, 1
откладывающих яйца в личинки шелкопряда

10 D 2
передние ноги с острыми длинными когтями
помогают взбираться по стволу дерева
11 (а) 1







(b) -конкуренция: хищник-жертва 1


12 Любые два из следующих:
2
- наличие твердого панциря/защита от потери влаги

- отсутствие потовых желез и наличие сухой
кожи/защита от потери влаги

-мощная мускулатура челюстей/ передние ноги с
сильными когтями помогают питаться
13 Любые два из следующих:
2
- сохранение экосистем
- сохранение источников питания
- сохранение жизни на земле
14 низкой температуры и ограниченного доступа 1 Принимается и
кислорода/ другие
правильные
варианты ответов
15 -применение биотоплива [ Принимается и
-фильтры на промышленных объектах другие
правильные
варианты ответов






51
 
Верх