СОЧ География 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания
по предмету «География»
8 класс

Содержание

1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................................ 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ................................... 4

3. Ожидаемые результаты по предмету ......................................................................................................... 4

4. Уровни мыслительных навыков ................................................................................................................. 5

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ........... 6

6. Правила проведения суммативного оценивания .................................................................................... 6

7. Модерация и выставление баллов.............................................................................................................. 7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 8

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 16

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 24

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 32




1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «География» для 7-9 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.


3. Ожидаемые результаты по предмету

Знает:
правила техники безопасности при проведении экспериментальных и практических
работ; методы географических исследований; территориальные комплексы; сущность,
классификацию; особенности распространения и размещения географических объектов,
процессов и явлений; особенности функционирования и сферу применения; основные этапы
развития географической оболочки и географической среды, геосфер; виды, классификацию
и элементы карт; особенности природы материков и океанов, отдельных территорий, стран и
Республики Казахстан; территориальную и отраслевую структуру, условия и факторы
развития современного мирового хозяйства, отдельных регионов, стран и Республики
Казахстан; природно-ресурсный потенциал регионов Казахстана; типологию стран; модели
экономических систем; виды международных связей; меры по сохранению природы и
устойчивому развитию.


Понимает:
сущность природных и социально-экономических закономерностей, процессов и
явлений; особенности современного географического пространства, территориальных
комплексов; взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; причины,
этапы, последствия; значение процессов в географической оболочке и географической
среде; геополитические процессы, роль и сферы влияния, характер взаимодействия

.
субъектов геополитики


Применяет:
основные, географические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе; методы безопасного проведения опытно-
экспериментальных и исследовательских работ; формулы географии при решении
учебных и прикладных задач, выполнении практических и лабораторных работ;
графические методы представления результатов; методы определения количественных
и качественных характеристик компонентов географической оболочки и
географической среды; приемы картометрии, навыки ориентирования и навигации.



Анализирует:
анализирует данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
информацию, представленную в графической и табличной форме; причинно-
следственные связи между процессами и явлениями, происходящими в географической
оболочке и географической среде; достижения в области естественных наук и сферы
использования научных открытий; факторы размещения географических объектов;
естественно-научные, социально-экономические основы общественного производства;
географическое и геополитическое положение, особенности и факторы политического,
экономического и социального развития Казахстана, его роль и место в мире.

4
ПРОЕКТ

Синтезирует:
синтезирует собранные и обработанные данные, информацию для представления в
виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации; научные модели и
доказательства для выдвижения гипотез, аргументов и объяснений; план проведения
эксперимента и исследования; знания о процессах, протекающих в живой и неживой
природе, для систематизации, классификации и выявления эмпирических правил,
принципов и закономерностей.


Оценивает:
оценивает результаты проведенного эксперимента , влияние различных физических и
химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую среду;
производства на сохранение равновесия между компонентами живой природы;
значение правильного использования полезных ископаемых и природных ресурсов;
степень пригодности и использования географических объектов, процессов и явлений
для различных целей и видов деятельности.


4. Уровни мыслительных навыков

Уровни Описание Рекомендуемый
мыслительных тип заданий
навыков

Знание и Группирует формы рельефа, группирует горные МВО - задания с
понимание породы и минералы по признакам, описывает множественным
формы организации сельскохозяйственного и выбором ответов
промышленного производства, сферы услуг. КО – задания,
требующие
краткого ответа


Применение Отображает деление географической науки в КО – задания,
графической форме, обосновывает деление требующие
географии на отрасли, определяет метод краткого ответа
исследования, объясняет важность исследования в РО - задания,
отраслях географической науки, читает требующие
тематические карты, определяет элемент развернутого
дополнительной характеристики тематической
ответа
карты, заполняет тематическую карту элементом

дополнительной характеристики, обозначает на
контурной карте объекты географической
номенклатуры,описывает и обосновывает
глобальную циркуляцию атмосферы, выявляет
сходства и различия климатического пояса,
расположенные на разных материках, описывает
виды и формирование вод суши, обосновывает
гидрологический режим рек, обосновывает
формирование природных зон, высотных поясов,
описывает природные зоны по плану, характеризует
и представляет в графической форме состав и
строение географической оболочки, описывает
методы определения численности населения,
обосновывает и представляет в графической форме
демографические показатели стран, ранжирует
страны мира по демографическим проблемам,
группирует отрасли хозяйства, описывает по плану

5
ПРОЕКТ

отрасли мирового хозяйства, определяет основные
объекты политической карты, ранжирует страны
мира по форме правления и государственного
устройства.

Навыки Определяет влияние рельефа на жизнь и РО - задания,
высокого хозяйственную деятельность человечества, требующие
порядка обрабатывает и анализирует количественные развернутого
ответа
географические данные, обрабатывает и
анализирует качественные географические данные,
определяет и описывает климатообразующие
факторы, определяет влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность человечества,
ранжирует негативное влияние человеческой
деятельности на атмосферу и климат и объясняет
пути их решения, обосновывает пути решения
экологических проблем вод суши на основе их
классификации, обосновывает пути
предупреждения водных стихийных бедствий,
обосновывает необходимость охраны
растительного и животного мира и предлагает
пути их охраны, вычисляет основные
демографические показатели обосновывает
собственную модель демографической политики
для отдельных стран, группирует элементы
экономической инфраструктуры,
делает вывод о важности элементов
экономической инфраструктуры, определяет
факторы размещения сельскохозяйственного и
промышленного производства, сферы услуг,
определяет количественные и качественные
изменения на политической карте, анализирует
политико-географическое положение страны.


5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей

Четверть Знания и понимания Применение Навыки высокого
порядка

I 22 % 55 % 23%

II 0% 45% 55%

III 11% 55% 34%

IV 11% 44% 45%

Итого 11 % 49 % 40%



6. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.


6
ПРОЕКТ

Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающийся поняли, и
спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающийся работают самостоятельно, во время оценивания и у
них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
обучающийся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь
им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по
спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающимся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.


7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.






























7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть



Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.



Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен
заполнить , пустые места на схемах, картосхемах словами, элементами дополнительной
характеристики тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа,
обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе
обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на БаллБалл за
мыслительнзаданий* задания* заданиявыполнен* раздел
ых навыков * ие, мин*

8.1.1.1 В графической форме отображает Применение 1 3 КО 4 4
и объясняет деление географической
Методы
науки на отрасли
географических
пределяет важные исследования Применение 1 4 КО 3 3
исследований - 8.1.1.2 О13
в отраслях географической науки
Исследования и
Навыки 1 8 РО 10 6
брабатывает и анализирует
исследователи 8.1.1.4 О
высокого
количественные и качественные
орядка
географические данные п

Картография и 8.2.1.1 Составляет элементы Применение 1 5 КО 4 3
географические дополнительной характеристики
базы данных-тематических карт: профиль, диаграммы,
Географические
графики, таблицы
карты 8.2.1.2 Н
основе применения условных Применение 1 6 КО 4 3
а9
знаков и элементов дополнительной
характеристики карт читает
тематические карты

8.2.1.3 Показывает на контурной карте Применение 1 7 КО 3 3
объекты географической номенклатуры

Физическая 8.3.1.2 Классифицирует формы рельефа Знание и 1 1 МВО 1 1
география -понимание
Литосфера 8.3.1.5 К
лассифицирует горные породы Знание и 1 2 МВО 1 1
минералы по различным признакам понимание
и 8
8.3.1.10 С дополнительным охватом Навыки 1 9 РО 10 6
местного компонента оценивает влияние высокого
рельефа на жизнь и хозяйственную порядка
деятельность человечества

Итого 9 40 30 30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения



9
ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «География»

1. Укажите абсолютную высоту Западно-Сибирской равнины.
A) ниже 200 м
B) от 200 до 500 м
C) свыше 500 м
D) 800 м
E) 1000
[1]
2. Гранит по происхождению относится к:
A) магматическим горным породам
B) метаморфическим горным породам
C) органическим горным породам
D) обломочным горным породам
E) химическим горным породам
[1]
3. Распределите географические науки по отраслям:
климатология,
картография, рекреационная география, география сферы услуг.

Отрасли географических наук

физико-социально-интегральная прикладная
географическая экономико-
географическая




[4]
4. По рисункам определите методы географических исследований.

Название метода










Рисунок 1














Рисунок 2


10
ПРОЕКТ










Рисунок 3

[3]
5. На карте «Угольная промышленность Казахстана» дополните элемент «Добыча угля» в
виде столбчатой диаграммы.
Одним из показателей изменений в угольной промышленности является ее добыча.
Объем добычи в 2000 году составило 75 млн. т, в 2012 году -121 млн. т., а в 2016 году- 100
млн. т.





















[3]
спользуя тектоническую и сейсмическую карты Казахстана:
6. И
(а) Определите, в какой части страны расположена Восточно - Европейская
платформа._________________________________________________________________[1]

(b) Определите, в какой части страны расположена Западно- Сибирская
плита.______________________________________________________________________[1]

(c) Определите, в какой части страны происходят землетрясения силой 9 баллов.
______________________________________________________________________[1]

7. На контурную карту мира нанесите крупнейшие равнины мира.
Амазонскую низменность, Восточно - Европейскую равнину, Среднесибирское плоскогорье.




11
ПРОЕКТ





















[3]
8. Основным потребителем пресных вод является сельское хозяйство. Оно потребляет
примерно 70% от всего объема пресных вод. Это в основном безвозвратная вода, которая
используется на орошение земли. 20% пресных вод потребляет промышленность, а 10% -
коммунальное хозяйство. Однако, ежегодно доля используемых в коммунальном хозяйстве
пресных вод растет. Например, среднестатистический житель экономически развитой
страны мира ежедневно использует 300-400 литров воды.
(а) Используя количественные показатели, постройте круговую диаграмму «Потребители
пресной воды».










[3]

(b) Определите главного потребителя пресной воды. __________________________ [1]

(c) Объясните, к какой проблеме в будущем может привести увеличение потребления
пресной воды.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ [2]





12
ПРОЕКТ

9. Влияние характера рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека велико.
















Рисунок 4
(a) По рисунку 4 определите тип рельефа.____________________________________ [1]

(b) Укажите, какой вид хозяйственной деятельности можно развивать.
___________________________________________________________________________ [1]

(c) Объясните, какие трудности могут возникнуть при развитии хозяйственной деятельности
человека.
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ [2]

(d) Объясните, какие изменения в рельефе могут возникнуть в связи с хозяйственной
деятельностью человека.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ [2]




















13
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответы Бал Дополнительная
л информация

1 А) ниже 200 м 1

2 А) магматическим горным породам 1



Отрасли географических Науки
наук

Физико-географическая климатология

оциально-экономико-география сферы за каждый верный ответ
3 С4
географическая услуг дается по 1 баллу

Интегральная картография

Прикладная рекреационная
география





№ Название метода

эрокосмический з
каждый верный ответ
4 1 А3 а
ается по 1 баллу
2 Сравнительный д

3 Статистический



Дополняет карту элементом дополнительной
характеристики круговой диаграммой
2000 г.- 75 млн.т
2012 г. -121 млн.т
2017 г- 100 млн.т
олжны быть соблюдены
д
Добыча угля
атематические принципы
5 1 м
Оостроения столбчатой
новной
1 п
сиаграммы
Основной
1 д
лн .т
Основной м
2000 2012г. 2016
г.
г.


) На востоке страны 1
6 (а
а севере страны 1
(b) Н
(c) На юге страны 1

Верно нанесет на контурную карту:
мазонскую низменность, 1
7 А
Восточно - Европейскую равнину, 1
Среднесибирское плоскогорье 1

(а) Верно построит круговую диаграмму
«Потребители пресной воды»: 3 д
олжны быть соблюдены
70% - сельское хозяйство м
атематические принципы
20% - промышленность п
остроения круговой
оммунальное хозяйство. д
иаграммы,
8 10% -к
(b) Сельское хозяйство 1 ба
лл за определение
ефицит пресной воды, т.к. в сельском
(c) Д1 п
роблемы,
хозяйстве используются безвозвратная вода для
1 б
алл за объяснение одной
орошения земли/увеличение потребления пресной
2 из
причин проблемы.
воды в коммунальном хозяйстве.

14
ПРОЕКТ

(а) Горный 1

(b) Земледелие 1

1 балл за трудность,
1 балл за объяснение
причины.

(c) Сели, оползни, землетрясения с объяснением
ринимается один из
причин и др. 2 П
вариантов ответа, а также
ответы, раскрывающие
одержание вопроса
9 с


1 балл за вид изменения,
1 балл за объяснение
ичины изменения
(d) Изменения: появление оврагов, рытвин из-за 1 пр
орошения или вспахивания и др. 1 а также ответы,
раскрывающие содержание
вопроса


Всего баллов 30

































15
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество заданий - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания.
































16
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть


Раздел/подрПроверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
аздел мыслительных заданийзаданиязаданиявыполнениераздел
навыков * * * , мин*

Физическая 8.3.2.1 Анализирует климатообразующие Навыки 1 5 РО 6 4
география - факторы высокого
Атмосфера порядка

8.3.2.2 На основе анализа объясняет
рименение 1 1 КО 3 3
глобальную циркуляцию атмосферы П

8.3.2.4 Сравнивает сходные климатические
рименение 1 2 КО 3 3
ояса, расположенные на разных материках П
п18
8.3.2.5 C дополнительным охватом местного
Навыки
компонента оценивает влияние климата на
высокого 1 6 РО 5 4
жизнь и хозяйственную деятельность
орядка
человечества п

8.3.2.6 Группирует негативное влияние Навыки 1 7 РО 6 4
человеческой деятельности на атмосферу и высокого
климат и предлагает пути их решения порядка

8.3.3.1 Определяет формирование вод суши Применение 1 3 КО 3 2 12

8.3.3.4 С дополнительным охватом Применение 1 4 КО 4 2
казахстанского компонента объясняет
гидрологический режим рек

8.3.3.6 С дополнительным охватом местного Навыки 1 8 РО 5 4
Физическая
омпонента предлагает пути решения высокого
география-к
кологических проблем вод суши на основе порядка
Гидросфера э
их классификации

8.3.3.7 На основе местного компонента Навыки 1 9 РО 5 4
предлагает пути предупреждения водных высокого
стихийных бедствий порядка

Итого 9 40 30 30

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

17
ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету « География»

1. В схему-рисунок впишите типы воздушных масс, влияющие на формирование погоды
в Европе.
















[3]
2. Сравните тропические климатические пояса Северной Америки и Африки.
(a) Используя климатическую карту, определите годовое количество осадков
тропического климатического пояса Северной Америки и Африки.


Тропический пояс

Северная Америка Африка (северное
полушарие)

Годовое количество осадков, мм

[2]

(b) Сравните годовое количество осадков тропического пояса двух материков.
_____________________________________________________________________ [1]

3. Используя рисунок 1, дайте ответы на предложенные вопросы.













Рисунок 1
(a) Определите, какой вид воды обозначен на карте. ___________________________ [1]
(b) Определите происхождение данного водного объекта.
_____________________________________________________________________ [1]

18
ПРОЕКТ

4. Используя гидрограф реки Нура (рисунок 2):
(a) Определите самый высокий расход воды за год.
_________________________________________________________________ [1]

(b) Определите самый низкий расход воды за год.
__________________________________________________________________ [1]

















Рисунок 2

5. Используя рисунок 3, охарактеризуйте климат Европы.
(a) Определите климатообразующий фактор. ______________________________ [1]

(b) Формированию к какого типа климата способствует данный фактор.
__________________________________________________________________ [1]

(c) Объясните, как данный фактор, изменяет количество осадков и температуру воздуха.
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________[2]
















Рисунок 3


19
ПРОЕКТ

6. Гололедица относится к одним из неблагоприятных климатических явлений.
(a) Объясните, почему гололедица является опасностью для водителя автотранспорта.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]

(b) Объясните, почему гололедица опасна для развития животноводства.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]


7. Загрязнение атмосферы является одним из последствий хозяйственной деятельности
человека.














Рисунок 4
(a) Объясните причину загрязнения воздуха, используя рисунок 4.
__________________________________________________________________ [1]

(b) Объясните, к каким последствиям приводит загрязнение атмосферы.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]

(c) Предложите путь решения данной проблемы.
______________________________________________________________
_________________________________________________________________ [1]

8. Загрязнение бытовым мусором является одним из источников загрязнения рек.
















20
ПРОЕКТ

(a) Приведите 2 причины загрязнения рек бытовым мусором.
1 причина ____________________________________________________ [1]
2 причина ____________________________________________________ [1]

(b) Предложите путь решения данной проблемы и обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ [2]


9. Наводнения происходят практически ежегодно в различных регионах земли, которые
вызваны обильным выпадением ливневых дождей, таянием снега, льда, ураганами и
штормами.
(a) К каким последствиям, приводят наводнения. Приведите 2 примера.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ [2]

(b) Предложите, один путь предупреждения водного стихийного бедствия.
Обоснуйте ответ.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ [2]

































21
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответы Балл Д
информация

1. Арктические ВМ 1
1 2. Умеренные ВМ 1
3. Тропические ВМ 1

(a)

Тропический пояс
еверная Африка 1
С
1
Аме
о 1 баллу за
рика п
пределение по карте
одовое 500- 0-100 о
2 г
ового количества
количество 1000 год
садков
осадков (мм) - о

2000
1
(b) Осадков выпадает больше в тропическом
поясе Северной Америки

вет озеро
(a) Озеро Байкал 1 от
принимается

данный вариант
3 о
твета также
(b) Тектоническое 1 п
ринимается: в
результате сдвигов
земной коры

амый высокий расход воды за год 71 м³/c 1
4 (a) С
(b) Самый низкий расход воды за год 1 м³/c 1

(a) Теплое океаническое течение 1

еплый, влажный климат 1
5 (b) Т
(c) Теплое океаническое движение приносит
большое количество осадков и потепление 2

(a) Т.к. дорога покрывается плотным слоем льда
(до 5 мм), что и приводит к транспортным 2
ариям
6 ав
(b) Плотный слой льда, препятсвует питанию
животных, что приводит к гибели животных 2
от голода

(a) Промышленные выбросы в атмосферу 1

(b) Заболевание дыхательной системы человека/ принимаются другие
разрушение стен зданий/ уменьшение ответы,
2
исленности /исчезновение раскрывающие
7 ч
растений/животных и др. содержание вопроса

принимаются другие
(c) Применение очистных сооружений /установка
тветы,
воздушных фильтров/ применение новых 1 о
аскрывающие
технологий р
содержание вопроса

(a) 1 причина увеличение численности 1 принимаются другие
населения/увеличение потребностей населения ответы,
ричина сброс бытового мусора коммунальными раскрывающие
8 2 п
хозяйствами 1 содержание вопроса

(b) Предлагает путь решения обосновывает, 1 1 балл за

22
ПРОЕКТ

предлагаемое решение 1 предлагаемое
решение,
1 балл за обоснование
предлагаемого
решения;
например, постройка
очистительных
сооружений на реках,
что приведет к
контролю за
выбросами и сократит
загрязнение вод рек;
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса

за каждый
(a) Материальный ущерб/гибель людей/ гибель приведенный пример
животных/ затопление больших территорий/ дается по 1 баллу;
размыв берегов рек/ разрушение 2 принимаются другие
водохранилищ, железных и шоссейных дорог ответы,
раскрывающие
содержание вопроса

1 балл за
предлагаемый путь
предупреждения от
водного стихийного
бедствия,
1 балл за обоснование
предлагаемого пути
ведение
Например,
9 к
онтроля и
наблюдения за
(b) Предлагает путь предупреждения от водного данными о речном
стихийного бедствия 1 стоке, о размывании
(c) Обосновывает предлагаемый путь 1 грунта в пределах
водосборного
бассейна, это дает
возможность/
укрепление или
строительство
защитных плотин и
дамб, которые
способствуют
уменьшению затрат
по материальному
ущербу

Всего баллов 30





23
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами.
При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный
ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается его
умение излагать свою точку зрения, географические знания.
































24
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* заданиязадания* выполнение, раздел
навыков * мин*
Физическая
8.3.4.1 Объясняет формирование природных зон Знание и
ВО 2 1
география- и
ысотных поясов понимание 1 1 М
Биосфера в
арактеризует по плану природные зоны Применение 1 2 КО 4 2
8.3.4.2 Х7
8.3.4.5 Доказывает необходимость охраны Навыки
растительного и животного мира и предлагает высокого 1 7 РО 6 4
пути их охраны порядка
Физическая
8.3.5.1 Объясняет и представляет в графической
география- ф
е состав и строение географической
Природно- орм
рименение 1 3 КО 4 4 4
оболочки П
территориальные
комплексы
Социальая
8.4.1.2 Классифицирует страны мира по типу
рименение 1 4 КО 3 2
география-в
оспроизводства населения П
География
а основе анализа демографической
населения 8.4.1.3 Н
ситуации рассчитывает основные
емографические показатели: чиленность
д7
Навыки
населения, коэффициенты рождаемости и
высокого 1 8 РО 7 5
смертности, естественный и механический
порядка
прирост, общий прирост, поло-возрастные
показатели, национальный и религиозный
состав

8.4.1.4 Объясняет и представляет в графической
рименение 1 5 КО 4 4
форме демографические показатели стран П

8.4.1.5 Классифицирует страны мира по
рименение 1 6 КО 4 3
демографическим проблемам П12

8.5.1.1 Производит экономическую и Навыки
экологическую оценку природных ресурсов высокого 1 9 РО 6 5
порядка
Итого 9 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

25
ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету « География»

1. Основной причиной формирования природных зон на Земле является:
A) неоднородность рельефа
B) неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли
C) распространение растений и животных
D) экспозиция склонов гор
[1]
2. Дополните таблицу, характеризующую природную зону степей Евразии.



№ Характеристика Описание

1 Особенности климата средняя зимняя температура воздуха от -2°С на
западе до -20°С градусов в восточных частях,
летом температура превышает +25° С градусов

2 Типы почвы

3 Типичная ковыль мятлик, пырей, бобовые и луковичные
растительность растения

4 Типичные
представители
животного мира

[2]
3. Географическая оболочка – это комплексная оболочка Земли, где взаимно проникают и
взаимодействуют друг с другом сферы земного шара.


(a) Дополните схему «Строение географической оболочки».























[3]
(b) Перечислите причину взаимодействия геосфер в географической оболочке.
_____________________________________________________________________ [1]



26
ПРОЕКТ

4. К какому типу воспроизводства населения относится:
(a) Бразилия с естественным приростом населения 37 человек на 1000 человек.
_________________________________________________________________ [1]

(b) Австралийский Союз с естественным приростом населения 12 человек на 1000
человек.
_____________________________________________________________ [1]

5. Используя данные об естественном приросте населения:
(a) Постройте столбчатую диаграмму.

Естественный прирост
(человек на 1 000 человек)

Весь мир 18

Развивающиеся страны 21

Развитые страны 6


По данным сайта http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=190





















[3]
(b) Назовите причину различия естественного прироста населения между
развивающимися и развитыми странами мира.
_________________________________________________________________ [1]

6. Используя карту «Естественный прирост населения»:
(a) Определите по 1 стране мира с демографическим взрывом и демографическим
кризисом.
Страна демографического взрыва: ______________________________________ [1]
Страна демографического кризиса: _____________________________________ [1]















27
ПРОЕКТ

















(b) Укажите, по какому показателю воспроизводства населения разделяют страны мира
по демографическим проблемам.
____________________________________________________________________ [1]

7. Каспийский тюлень единственное морское млекопитающее на Каспии, уникальный
эндемичный вид, который занесен в Красную книгу Международного Союза охраны
природы как вид, находящийся под угрозой исчезновения.
1.Учитывая предложенный контекст, дайте ответы на вопросы.
(a) Назовите факторы, влияющие на исчезновение каспийского тюленя.
_______________________________________________________________________ [1]
(b) Объясните, к каким последствиям может привести исчезновение каспийского тюленя
для экосистемы Каспийского моря.
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________ [2]

(c) Предложите путь по спасению каспийского тюленя.
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ [1]
8. (a) Используя данные численности населения Великобритании за 2016 год
ассчитайте общий прирост населения
(http://countrymeters.info/ru/United_Kingdom_(UK)) р
страны


Число родившихся, 819 401 Число прибывших, 600 000
человек человек

Число умерших, 595 397 Число убывших, человек 270 000
человек

Естественный Миграционный прирост
прирост населения, населения, человек
человек

Общий прирост населения за 2016 год, человек




[3]
(b) Определите, за счет какого показателя увеличивается численность населения
Великобритании. Объясните причину.


28
ПРОЕКТ

________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ [2]

9. Используя данные таблицы, рассчитайте ресурсообеспеченность (Р) России нефтью и
каменным углем.
(a)

Данные по запасам и добыче ресурсов (на начало 2016 г.) Р

Запасы нефти, млрд. т 14

Добыча нефти, млн. т 560

Запасы угля, млрд. т 272,1

Добыча угля млн. т 385,7


[2]

По данным сайтов http://ogjrussia.com/news/view/news-3284, www.statdata.ru/russia
https://minenergo.gov.ru/node/435

, https://www.gazeta.ru/business/2016/03/17/8128217.shtml


(b) Сравните полученные показатели ресурсообеспеченности нефти и каменного угля.
Сделайте вывод.
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ [2]

(c) Предложите путь решения проблемы сохранения природных ресурсов с учетом
сделанного вывода.
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ [1]


























29
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов


№ Ответы Д
полнительная
Балл о
информация

1 A) Неравномерное распределение солнечного тепла 1
по поверхности Земли

2 2. Тип почвы – чернозем, каштановые 1 по 1 баллу за
4.Типичные представители животного мира- мелкие полный ответ
грызуны , корсак, дикий волк, сайгак 1



3 (a) 1. Атмосфера, 2.Литосфера, 3 Биосфера 3 за каждый ответ по
1 баллу


(b) Причины взаимодействия геосфер в 1
географической оболочке - это воздействие
энергии Солнца и внутренней энергии Земли

4 (a) Бразилия - II тип воспроизводства населения 1

(b) Австралийский Союз - I тип воспроизводства 1
населения

5 3 по 1 баллу за
Основной
Основной
каждый верно
построенный
сновной
ООсновной
столбик;
Основной
должны быть
учтены
Основной
математические
Основной
принципы
Основной
построения
естественный
столбчатой
рирост
сновной п
Одиаграммы








(b) социально-экономические условия жизни 1 принимается один
людей/взаимоотношения в обществе и в семье/ из вариантов
положение женщины в обществе и др ответа, а также
принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса

6 (a) Определяет страну демографического взрыва 1
Определяет страну демографического 1
кризиса

30
ПРОЕКТ

(b) С отрицательным или с положительным 1
значением естественного прироста

7 (a) Загрязнение нефтью, промышленными 1 принимаются
отходами/ преднамеренная охота и случайная другие ответы,
поимка в рыбацкие сети раскрывающие
содержание
(b) Нарушение пищевой цепи экосистемы, которое 2
мвопроса
ожет привести и к исчезновению и
вымиранию других предствителей
экосистемы Каспийского моря

(c) Запрет на охоту на этих млекопитающих 1
/ограничение промысла тюленей

8 (a) Естественный прирост населения –224 004 1
человек
Миграционный прирост населения - 330 000 человек 1
Общий прирост населения - 600 556 человек 1

(b) Увеличение численности населения за счет 1 принимаются
миграционного потока, другие ответы,
привлекательная страна для мигрантов в 1 раскрывающие
экономическом плане развития содержание
вопроса

9 (a) Расчитает по формуле ресурсообеспеченность 1
нефтью
расчитает по формуле ресурсообеспеченность 1
углем

(b) Сравнит полученные показатели 1 какой показатель
ресурсообеспеченности нефти и каменного ресурсообеспечнно
угля. сти больше,а какой
Делает вывод по показателям 1 меньше
ресурсообеспеченности нефти и каменного
угля.

(c) снижение темпов добычи природного реурса, 1 принимаются
развитие/применение альтернативных другие ответы,
источников энергии раскрывающие
содержание
вопроса

Всего баллов 30

















31
ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность - 40 минут

Количество баллов
- 30



Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.



Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами. Обучающийся при ответе на задания,
требующие краткого ответа должен заполнить пустые места словами или предложениями.
При ответе на вопросы требующие развернутого ответа обучающийся дает полный
ответ и показывают логический порядок действии. В работе обучающегося оценивается его
умение излагать свою точку зрения, географические знания.


































32
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
навыков мин*
Экономическая 8.5.2.1 С дополнительным охватом
география- казахстанского компонента оценивает важность Навыки
лементов экономической инфраструктуры на высокого 1 6 РО 5 4
Социально-э
основе их характеристики порядка
экономические
ресурсы 7
8.5.3.1 Классифицирует отрасли хозяйства:
добывающая и перерабатывающая отрасли, Применение 1 2 РО 4 3
сфера услуг
дополнительным охватом
Экономическая 8.5.3.2 С
азахстанского компонента характеризует Знание и
ВО 4 1
география- к
формы организации сельскохозяйственного и понимание 1 1 М
Отраслевая и
промышленного производства, сферы услуг
территориальная
дополнительным охватом
структура мирового
8.5.3.3 C8
Навыки
азахстанского компонента анализирует
хозяйства к
высокого 1 7 РО 5 4
факторы размещения сельскохозяйственного и
орядка
промышленного производства, сферы услуг п
8.5.3.4 Характеризует по плану отрасли
рименение 1 3 КО 3 3
мирового хозяйства П
Страноведение с 8.6.1.1 Характеризует основные объекты
рименение 1 4 КО 3 3
основами политической карты П
политической
8.6.1.2 Классифицирует страны мира по форме
рименение 1 5 КО 4 4
географии- Страны
равления и государственного устройства П
мира п
нализирует количественные и Навыки 1
8.6.1.3 А15
качественние изменения на политической карте высокого 8 РО 6 4
порядка 1
8.6.1.4 Дает оценку политико - географического Навыки
положения стран высокого 1 9 РО 6 4
порядка
Итого 9 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


33
ПРОЕКТ

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «География»

1. Определите отрасль обрабатывающей промышленности.
A) добыча нефти
B) животноводство
C) земледеление
D) машиностроение
E) транспорт
[1]
2. Установите соответствие.

1 Добывающая А







2 Перерабатывающая В







3 Сфера услуг С






[3]
3. Используя карту «Черная металлургия мира»:
(a) Определите крупнейший центр черной металлургии Южной Америки.
___________________________________________________________________ [1]

(b) Определите, в какие регионы мира экспортируется железная руда из Латинской Америки.
___________________________________________________________________ [2]













34
ПРОЕКТ


























Карта «Черная металлургия мира»
http://sumkeshop.ru/konturnaya-karta-mira.html

4. Определите, каким объектом современной политической карты являются:
(a) Французская Полинезия- ____________________________________________ [1]
(b) Австралийский Союз- ______________________________________________ [1]
(c) Польша-__________________________________________________________ [1]

5. Заполните таблицу.

Казахстан Великобритания

Форма правления

Государственное устройство

[4]


6. Используя рисунок, охарактеризуйте элемент экономической непроизводственной
инфраструктуры.













35
ПРОЕКТ

(a) Определите элемент экономической непроизводственной инфраструктуры.
__________________________________________________________________ [1]

(b) Опишите основную задачу данной экономической непроизводственной
инфраструктуры.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ [1]

(c) Определите, как уровень развития данной инфраструктуры будет влиять на развитие
экономики. Приведите два аргумента.
1 аргумент _________________________________________________________ [1]
2 аргумент _________________________________________________________ [1]


7. Используя карту «Нефтяная промышленность Казахстана»:
(a) Определите, в какой части страны состредоточена добыча нефти.
__________________________________________________________________ [1]

(b) Определите фактор размещения. ______________________________________ [1]

(c) Определите, как данный фактор может способствовать развитию
нефтеперерабатывающей промышленности. Приведите два аргумента.
1 аргумент ________________________________________________________ [1]
2 аргумент ________________________________________________________ [1]

8. В 1991 году произошел распад Советского Союза.
(a) Укажите количественное изменение на политической карте.
__________________________________________________________________ [1]

(b) Укажите качественное изменение на политической карте мира.
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________ [1]

(c) Объясните, к образованию какой региональной международной организации,
способстовали данные изменения на карте. Почему?
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________ [2]


9. Используя тематические карты, охарактеризуйте политико – географическое положение
страны по вашему выбору.
Страна ___________________________
(a) Определите, как расположена страна по отношению к морям/океанам.
____________________________________________________________________ [1]

(b) Определите соседствующие государства по отношению к стране.
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ [1]

(c) Определите, положение страны по отношению к «горячим точкам» планеты.
_____________________________________________________________________ [1]
(d) Cделайте вывод о политико – географическом положении страны.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ [1]


36
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответы Д
полнительная
Балл о
информация

1 D) Машиностроение 1

2 1 – С 1
2 - В 1
3 - А 1

3 (a) город Волта – Редонда 1 ответ Бразилия
принимается

(b) Западная Европа и Азия 2 по 1 баллу за
каждый ответ

4 (a) Французская Полинезия - заморский департамент 1
Франции, т. е. современная колония Франции

(b) Австралийский Союз – доминион Британского 1
Содружества

(c) Польша – независимое суверенное государство 1


5 К4 по 1 баллу за
азахстан Великобритания
аждый ответ
Форма Республика Монархия к
правления

Государственное Унитарное Унитарное
устройство

6 (a) Здравоохранение 1

(b) Сохранение и укрепление физического и 1
психического здоровья человека, поддержание
здоровой жизни и предоставление медицинской
помощи при ухудшении здоровья населению

(c) 1-аргумент здоровое население страны всех 1 принимаются другие
возрастов 1 ответы,
2-аргумент наличие здоровых качественных раскрывающие
трудовых ресурсов содержание вопроса

7 (a) На западе Казахстана 1

(b) Сырьевой фактор 1

(c) принимаются другие
1- аргумент: исключает перевозку больших объемов и 1 ответы,
снижает расходы предприятий раскрывающие
отовая продукция предприятий будет
2- аргумент: г1 содержание вопроса
более дешевой за счет снижения расходов на
доставку сырья.

8 (a) Вместо одного Советского Союза образовалось 15 1
государств

(b) Страны Советского Союза приобрели независимость 1

(с) Образовалось СНГ, призвано регулировать 1
международные отношения сотрудничества между 1
странами, ранее входившими в состав СССР.

9 (a) Определяет расположение страны по отношению к 1 имеет или не имеет
морям/ океанам выхода в море/океан

(b) Определяет соседствующие государства по 1
отношению к стране

(c) Определяет положение страны по отношению к 1 далеко или близко
«горячим точкам» планеты расположено

37
ПРОЕКТ

(d) Делает вывод о политико – географическом 1 выгодное или не
положении страны выгодное
положение с учетом
ответов на вопросы
(a), (b), (c).

Всего баллов 30
 
Верх