СОЧ История Казахстана 6 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания
за четверть
по предмету
«История Казахстана»
6 класс


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель суммативного оценивания за четверть ....................................................................................... 3

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть............................... 3

3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс ............................................. 3

4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс ............................... 4

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ....... 5

6. Правила проведения суммативного оценивания ................................................................................ 5

7. Модерация и выставление баллов ........................................................................................................ 5

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 11

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 17

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 23


2 1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.

Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения,
запланированных в учебных планах на четверть.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» по обновленному
содержанию

3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс

Знает:
- периодизацию отечественной истории;
- основные события, явления, процессы истории Казахстана;
- исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории;
- важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития;
- базовые понятия исторической науки;
- виды исторических источников.


Понимает:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и
непрерывность развития отечественной истории;
- характерные черты общественно-политического, экономического и социально-
культурного развития Казахстана;
- историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного
разнообразия человечества;
- особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории;
- роль и место выдающихся личностей в отечественной истории.


Применяет:
- навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем;
- навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на
исторической карте;
- навыки при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов;
- навыки при характеристике политического, социально-экономического и культурного
развития Казахстана;
- навыки при работе с историческими материалами.


Анализирует:
- исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных
связей;
- историческое развитие Казахстана, определяя общие черты и особенности;
- мотивы и результаты деятельности исторических личностей;
- общественные, экономические, политические и культурные процессы, тенденции развития
Казахстана путем проведения исторических параллелей;
- различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы;
- различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы;
- информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд).


Синтезирует:




- информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и
дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных
черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей;
- исторические сведения для ориентации в современных политических, социально-
экономических и культурных процессах, происходящих в обществе.



Оценивает:
- исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на
отечественную историю, их различные интерпретации;
- достоверность различных видов исторических источников;
- перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль
современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и культуре.


4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс


Описание Рекомендуемый
Уровень
тип заданий
мыслительных
навыков

Знание
Для проверки
Казахстан в VI – IX веках. Периодизация средневековой
и
понимание и
уровня
стории Казахстана. Образование Великого Тюркского
рекомендуется
каганата. Раннесредневековые государства на территории
использовать
Казахстана: Западно-Тюркский каганат, Тюргешский
задания с
каганат, Карлукский каганат, Огузское государство,
множественным
Кимакский каганат. Историческое значение Атлахской
выбором ответов
битвы. Общественно-политическое устройство тюркских
(МВО) и/или
государств. Военное искусство тюрков. Хозяйство.
дания,
Торговля и развитие городской культуры. Казахстан в X – за
требующие
нач. XІІІ вв. Казахстан в XIII веке – первой половине XV
краткого ответа
века. Завоевательные походы Чингис хана. Формирование
(КО)
казахского народа. Казахи – наследники Великой степи:
историческая и этническая преемственность. Этноним
«казах». Окончательное становление казахского народа;
Образование единого Казахского государства. Предпосылки
образования национального государства казахов.
Образование казахского ханства (территория, этнический
П )
рименение О
пределить историческую важность образования Для проверки
Тюркского каганата с помощью нахождения связей между уровня
событиями; определять экономическую взаимосвязь между рекомендуется
кочевниками и оседлыми; объяснение особенностей использовать
памятников архитектурного искусства средневековья; задания,
определять этносоциальную структуру государств XIII-XV требующие
вв; объяснять политические процессы в государствах XIII-краткого ответа
XV вв. используя карту; объяснять значение этнонима (КО) и/или
«казах»; определять историческое значение образования задания,
Казахского ханства; характеризовать деятельность требующие
султанов, биев, батыров, жырау в общественно- развернутого
политической жизни государства; характеризовать ответа (РО)
достижения кочевников в военном искусстве.




4




Навыки анализировать историческую важность Атлахской битвы; Для проверки
высокого определение роли Великого Шелкового пути в развитии уровня
порядка международных связей; определение основных и рекомендуется
второстепенных причин распада государств средневековья; использовать
анализировать внешнюю политику казахских ханов. задания,
требующие
краткого ответа
(КО) и/или
развернотого
ответа (РО)



аспределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
5. Р
вертей
чет

верть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
Чет

I 0 75% 25%

II 25% 75% 0

III 0 80% 20%

IV 0 75% 25%

Итого 7% 76% 17%



6. Правила проведения суммативного оценивания

Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные
материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся
запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют
право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того,
чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.



7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.







5





СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким и
развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слов
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся дает аргументированный
ответ, приводит примеры, делает вывод.










































Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть



Раздел Проверяемая цель Уровень Количество № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнен раздел
навыков ие
, мин*


6.3.1.1 Определить
историческую значимость
15 10
формирования Тюркского
Применение 3 1-3 КО
каганата, выявляя взаимосвязи
между событиями

ыявлять
Применение
Казахстан в VI – 6.4.1.1 В
кономическую взаимосвязь
IX веках э
1 4 КО 10 6
ежду кочевниками и
м25
оседлыми

6.3.2.3 Анализировать Навыки
историческое значение высокого
О 15 9
Атлахской битвы порядка 1 5 Р


Всего: -
5 - - 40 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения




















Задания суммативного оценивания

за 1 четверть по предмету «История Казахстана»


1. Установите причинно-следственную связь





1.Образование Тюркского государства
2. Победа над жужанами

3.Объединение тюркских племен под руководством Бумына
[3]



2. Приведите два аргумента, подтверждающие историческую важность образования
Тюркского каганата





[2]

3. Определите, какие утверждения являются «верными», и какие «неверными».


№ Содержание информации Верно Неверно


1 Основу Тюркского каганата составляли тюркоязычные
народы

2 И
стеми, младший брат Бумын - кагана, управлял
милионным войском

3 П
ервым правителем Западного Тюркского каганата был
Сулу каган

4 Т
юргеши делились на две группы: желтые и красные


5 С
огдийцы-это монголоязычный народ, проживавший в
Средней Азии

[5]
4. Определите признаки городской и кочевой культуры.

Городская культура Кочевая культура



[6]

5. Прочитайте текст и проанализируйте изменения, которые произошли после Атлахской
битвы.

Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере два глубоких исторических смысла:

1. Главнокомандующий Танской империи Генерал Гау Шиянжи едва спасся живым
в этом сражении, и с тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую
землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись
от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.
В противном случае, даже неизвестно какой путь могла бы избрать мировая история.
2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при
распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной

11




культуры, на смену которой пришло арабское письмо и грамматика, наши народы
приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью.

Сферы Изменения

Политическое развитие 1
2

Экономическое развитие 1
2

Социальное развитие 1
2

Культурное развитие 1
2

Вывод



[9]





































11




Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Д
ополнительная
задания инф
ормация


бъединение тюркских племен под руководством Бумына 1
1 1.О
2.Победа над жужжанами 1

3.Образование Тюркского государства 1
ринимаются и
2 О
бъединение племен, обретение независимости 1 П
другие верные
бразование первого феодального государства на 1
Оответы
территории Казахстана

ерно
3 1-в
2-неверно
3-неверно 5
4-неверно
5-неверно
ринимаются и
Городская культура Кочевая культура 6 П
другие верные
отделение ремесла от мясо-молочная
тветы
земледелия продукция о
аличие ремесленных продукции из
4 н
мастерских шерсти, кожи и
меха
развитие денежной натуральные
торговли продукты
инимаются и
Политические изменения П
2 р
другие верные
1) Остановилось продвижение арабов и китайцев на
тветы
территорию Казахстана о
2) К власти пришли карлуки

Экономические изменения.

1) Установились торговые отношения с арабами в
Средней Азии 2
2) Усиление роли Великого Шелкового Пути

Социальные изменения
1) Появление миссионеров 2
2) Усиление карлукских племен
5 Кул
турные изменения
ь
1) Получили распространение философские учения
таких личностей, как Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни,
Аль-Фараби 2
2) Распространение ислама, в результате усиления
арабов на Юге.
В
ывод 1
карлуки, тюргеши проявили героизм, поддержав арабское
войско. Атлахская битва спасла тюркские народы от
завоевания китайских войск. Арабы не смогли удержаться в
Казахстане и отступили в Среднюю Азию.


Всего баллов 25





11




СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания:

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы, требующие краткого и развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с кратким и
развернутым ответами, работа с картой.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает определения
понятий, приводит аргументы, делает выводы.






























11





Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть



Балл* Б
Разделы Проверяемая цель Уровень Кол-во № Тип задания* Время на алл за
мыслительных заданий*задания* выполнение,
раздел
навыков мин*

Казахстан в X - Знание и понимание
6.2.2.2 Объяснять особенности
начале XІІІ
редневековых архитектурных
12 7
веков с
памятников 1 1 КО

рименение
6.4.2.2 Определять роль П
Великого Шелкового пути в
20 12
азвитии международных 2 2-3 КО
р25
отношений
Применение
6.3.1.7 Определять главные и
второстепенные причины
1 4 КО 8 6
распада средневековых
государств

Итого: -
4 - - 40 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения





















Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету "История Казахстана"

1. Дайте определение следующим понятиям.

Коржын үй
Сардоба

Кесене

Ташнау

Рабад

Шахристан

Мечеть

[7]

2. Прочитайте текст и приведите примеры, раскрывающие роль Великого Шелкового пути
в развитии международных связей:

Великий Шелковый путь создал основу для взаимообогащения Востока и Запада, объединил
народы. Эта дорога, соединившая далекую Европу с Азией, продвинуло человечество к
удивительным достижениям, оказав положительное влияние на взаимную торговлю
развитых стран, на развитие отраслей наук, культурного взаимообмена.



Дипломатические
Торговые отношения
Культурные отношения
отношения

•1•1•1

•2•2•2


[6]



3. Изучите карту и выполните задания.










Определите южную и северную ветви Великого Шелкового пути





[2]
Назовите два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом
Шелковом пути





[2]

13





Назовите торговые центры Жетысу и Южного Казахстана на Великом Шелковом пути.





[2]
4. Определите основные и второстепенные причины распада средневековых государств.

Главные причины Второстепенные причины







[6]









































14




Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
формация
Задание ин

1 Қоржын үй- дом, в котором комнаты расположены в ряд 1 Принимаются
ответы,
формирующие
Сардоба- полуподземное круглое помещение с куполом, 1
конкретные
служащее для накопления и хранения воды.
понятия, хотя
Кесене - надгробная мавзолейная постройка, воздвигаемая 1
конструкции и
на месте захоронения знатного, уважаемого в тюркском
используемые
обществе человека
слова в
Ташнау- санитарно-очистительные устройства, 1
предложениях
предназначенные для слива грязной воды после мытья рук
могут быть
и посуды средневекового дома
разнообразным
абад – торгово-ремесленное предместье, внешняя часть 1
Ри
города

Шахристан – центральная часть города, обнесенная 1
стенами

Мечеть- мусульманское молитвенное (богослужебное) 1
архитектурное сооружение.

2 Дипломатические отношения.
1.Посольство У-Ди, Земарха
2.Политический союз Тюркского каганата с Византией
Культура
1.Распространение религий
2.Обмен достижениями материальной и духовной
культуры между странами
Торговые отношения 6
1. Распространение торгово-денежных отношений
2. Из Центральной Азии вывозились кони, военное
снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и
изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и
хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты-
арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи
собаки, леопарды и львы.
1-ветка: Южная 2 Если указана 1-
етвь, не
2-ветка:Северная 3 в
указана 2-ветвь
Восточная точка: Китай 2
или, наоборот,
Западная точка: Византия
твет считается
алгар 2
3 о
Тнеполным
Испиджаб
Если указаны
обе ветви,
оценивается 1
баллом








15




принимаются и
Главные причины Второстепенные
ругие верные
причины д
ответы
Ослабление Междоусобные войны
верховной власти между феодалами

Борьба за власть Правители уделов,
владевшие
ными
4 огром6
территориями,
стремились к
самостоятельности

погодные условия
Набеги соседних
племен




Всего баллов
25




































16





СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания по 3 четверти

Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.





























17





Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть



Разделы Проверяемая цель УрБалл* Б
овень Кол. № Тип Время на алл за
мыслительн ых заданий задания задания* выполнение раздел
навыков * * , мин*

6.3.1.8 Определять особенности
Применение
1 1 КО 10 5
системы управления государств на
территории Казахстана

Казахстан в XIII -П
рименение
6.1.1.2 Определять этносоциальную
ВО 5 5
первой половине
труктуру государств XIII-XV веках 1 2 М
XV веках с15
Применение
6.3.1.6 Объяснять политические
процессы в государствах XIII-XV 1 3 К
8 5
веках, используя карту О

Формирование
Применение
бъяснять значение
8 4 4
казахского народа 6.1.1.4 О
этнонима «казах» 1 4 КО

6.3.1.9 Определять историческое Навыки высокого
Образование
значение образования Казахского порядка 1 5 Р
9 6 6
единого
ханства О
Казахского

Итого: 5 - - 40 5 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения











18





Задания суммативного оценивания

за 3 четверть по предмету «История Казахстана»

1. Дайте определение следующим понятиям.
Хан-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Визири-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Малик----------------------------------------- ---------------------------------------------------------------
Даруги-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Баскаки-------------------------------------------------------------------------------------------------------
[5]



2. Определите, какие утверждения являются «верными» и какие «неверными».

№ Содержание информации Верно Неверно

1 Ак Орда была населена тюркоязычными племенами: кипчаки,
найманы, уйсуни, аргыны, кереиты

ханстве Абулхаира самое многочисленное племя было мангыты
2 В


составе населения Могулистана были только монгольские
3 В
племена

анство Абулхаира называли кыпчакским ханством, так как его
4 Х
население состояло преимущественно из кипчаков


ническая основа государств Ак Орды, Могулистана, Ногайской
5 Эт
Орды, ханства Абулхаира привело к сложению трех жузов

[5]
3. Изучите карту, заполните сравнительную таблицу, выявляя сходства и различия.



















Ак Орда Сходства Ханство Абулхаира

Различия Различия





[5]







19




4. Опишите версии появления этнонима «Казах».



иотеза_________
Гипотеза________Г
Г
ипотеза_________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________







Вывод__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________ [4]

5. Запишите историческую значимость образования Казахского ханства.

1

2

3

4

5

6

[6]


















20




Схема выставления баллов


полнительная
веты Д
№ От
алл о
информация
задания Б

Хан - верховный правитель, проводит внутреннюю, внешнюю
политику 1

Визири - советники верховного правителя. 1

Малик - гражданская власть более мелких владений
находилась в руках местных правителей, называе-1
мых маликами
1 К
онтроль над покоренными городами и улусами (сбор дани,
перепись населения, набор людей для военной службы)
1
осуществляли даруги

В системе государственного управления важную роль
играли баскаки. Они, кроме управления населением,
1
осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались
сбором налогов.

1. верно
2. неверно
еверно
2 3. н
4. верно 5
5. верно

Сходства:
Территория или столица 1

Ак Орда
Принимаются
Образовалась в результате распада Золотой Орды 2
различные
Просуществовало более двухсот лет
3 в
ариации
правильного
Ханство Абулхаира
Пответа
равление одного хана, переход власти к другой ветви
чингизидов 2
Ожесточенные войны с ойратами

Гипотеза 1. Этноним "казак", по мнению абсолютного
большинства ученых, - тюрко-монгольского происхождения.
Еще в древних памятниках Центральной Азии слово
"казаклык" (казачество) применялось как эквивалентное
обозначение понятия "вольность, вольный образ жизни"
Гипотеза 2. Именование восточных тюрков (Восточно-
юркский кагант), как «кок тюрк», следовательно, слово
4 т4
«казак» должно быть связано со словом «кас», далее выходило
слово «кас-ак» («кас» – настоящий, «ак» – запад) –
«настоящий (выходец) из запада».
Гипотеза 3. А. Шахматов и В. Ушков предположили, что
«казак» – воин-дружинник тюрко-язычных племён Южного
Казахстана.
Вывод: этноним «казах» определяет свободных людей.
1. Казахское государство образовалось в результате
объединения родственных по происхождению, по образу
изни и культуре тюркоязычных племен.
5 ж6
2. Важным этапом в развитии государственности
казахского народа было образование Ак Орды, Могулистана,
ханства Абулхаира, Ногайской Орды.

21




3. В этих государствах было много общего: это улусная
организация населения, ханская власть, принцип
формирования вооруженных сил, налоговая система и др.
4. Эти государства создавали племенам возможности
выживания и развития.
5. Дали возможность организованно бороться с внешней
агрессией и подготовили условия для объединения.
6. В тоже время вхождение казахских родов в несколько
государств, а также усобицы тормозили процесс
формирования Казахского государства.

Всего баллов 25










































22





СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25



Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.






























23





Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть



Разделы Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
заданий* задания* зраздел
мыслительных адания выполнение
навыков * , мин*

6.3.1.11 Характеризовать Применение
Развитие
деятельность султанов, биев,
Казахского
10 7
атыров, жырау в общественно- 1 1 КО
ханства в XVI – б
литической жизни государства
XVII веках по

нализировать внешнюю Навыки высокого
6.3.2.6 А21
12 6
политику казахских ханов п
орядка 1 2 КО


6.2.2.3 Характеризовать достижения Применение
12 8
кочевников в военном искусстве 1 3 КО


Экономика и 6.4.1.2 Определять особенности Применение
культура XVI хозяйственной жизни кочевников 1 4 КО
– XVII веков 6 4 4


Итого: - - 40 25 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения











24




Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «История Казахстана»


1. Охарактеризуйте деятельность представителей социальных слоев, сделайте вывод.


Социальные слои общества Деятельность в обществе

Хан

Султан

Би

Батыр

Қожа


Вывод:

1

2

[7]

2. Выделите особенности внутренней и внешней политики казахских ханов.



Касым ханХакназар ханТауке хан


•Внутренная политика
•Внутренная политика•Внутренная политика
•____________________•
____________________•____________________
•Внешняя политика•Внешняя политика
•Внешняя политика
•____________________•_____________________
____________________

[6]
3. Восполните пробелы в тексте.

Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и
джунгарами была (1_______) битва. Казахско-джунгарская война началась в (2_______)
году. Для битвы (3_______) выбирает горное место недалеко от реки Ор. Зная о
превосходящих силах противника, тактикой ведения боевых действий (4_______) избирают
окопный метод. Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами,
расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким
рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км,
передний край (5_______) был высотой с человеческий рост. Жангир хан рассредоточил
воинов с трех сторон горного ущелья, разделив их на три мобильные группы. (6_______), не
ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивление. В ходе этого боя
джунгары потеряли значительное количество (7_______) (около 10 тысяч человек) и были
вынуждены отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска (8_______) с
подкреплением в 20 тысяч человек.

Ключевые слова:
окоп, Орбулак, 1643 г, Жалантос батыр, Жангир хан, казахи, джунгары, воинов

1 2 3 4 5 6 7 8



[8]



25




4. Опишите пользу разведения лошадей казахским народом в предложенных аспектах.
Определите особенности хозяйственной жизни кочевников.














в торговле
в хозяйстве
в военном деле

в традициях и обычаях



[4]


26





Схема выставления баллов


полнительная
№ Д
твет Балл о
информация
задания О

Хан- титул верховного правителя в казахском ханстве П
инимаются все
1 р
возможные
Султан – чингизиды, замкнутая привилегированная каста
ответы, имеющие
хана, имели право выдвигать из своей среды ханов, право
разные
владением и управлением больших уделов 1
структуры
Би- выполняли функции народного судьи 1
предложений и
Қожа – считались потомками Пророка Мухаммеда,
несущие ясный
носились к белой кости 1
отысл.
1 см
Батыр – военное сословие, приближенные хана или
султана, позже управляли родами 1

Вывод
Социальное положение определялось имущественным
положением.
2
Феодальная верхушка состояла из двух
привилегированных каст – белая кость и черная кость.

Особенности внутренней политики Касым хана: его Принимаются все
называют собирателем казахских земель. При нем возможные
Казахское ханство достигает наибольшего могущества. ответы, имеющие
Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а разные
численность войска в 300 тысяч. В 1511г принял первый структуры
свод законов «Каска жолы» («Светлая дорога») 2 предложений и
несущие ясный
Внешняя политика: Касым-хан успешно боролся против
смысл.
шайбанидов. Прикочевали группы племен из Ногайской
Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика,
Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш

Внешняя политика
Хакназар хан боролся против ойратов (в Семиречье) и
могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом
против сибирского хана Кучума.
Внутреняя политика
н объединил Казахское ханство, которое в это время
2 О
2
было раздроблено и управлялось отдельными султанами.
Хакназар не ограничился тем, что объединил казахов, но и
ввел в состав своего ханства часть ногайцев, калмыков,
башкир, узбеков, моголов, киргизов. Присоединив левый
берег Яика, Хакназар правил одной из частей улуса
ногайцев.

нешняя политика Тауке хана: укрепление при нем
В
азахского ханства, союз казахов с киргизами и
К
аракалпаками ослабил натиск джунгар
к

2
нутренняя политика: Тауке хан старался сплотить
В
страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан.
Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь
установлений»)










1-Орбулакская
2-1643
3-Казахи
ангир хана
3 4-Ж
5-Окопа 8
6-Джунгары
7-Воин
8-Жалантос батыра

В хозяйстве: казахи разводили главным образом лошадей, Принимаются все
использовали в пастьбе скота и т.д. 1 возможные
ответы, имеющие
торговле: использовали лошадь как транспорт.
Вразные
Основным ценным товаром является лошадь 1
структуры
едложений и
4 пр
В военном деле: конная армия обладала значительно
несущие ясный
ольшей подвижностью 1
бсмысл.

В традициях и обычаях: традиция ашамай, ат тарту, согым,
байга, кокпар.и т.д.
1


Всего баллов 25
 
Верх