СОЧ История Казахстана 7 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету
История Казахстана
7 класс

Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть .......................................................................................3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть...............................3 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 7 класс..............................................3 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 7 класс................................4 5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков вразрезе четвертей.......5 6. Правила проведения суммативного оценивания ................................................................................5 7. Модерация и выставление баллов........................................................................................................5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ...................................6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.................................11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.................................17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.................................23
2

========2========

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания зачетверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 7класс
Знает:
- базовые понятия исторической науки;
- виды исторических источников;
- конкретные факты;
- информацию, соответствующую
классу
и
предмету,
согласно
описанию
в учебном плане.
Понимает:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития истории на протяжении всех периодов истории.
Применяет:
- навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте;
- навыки при работе с историческими материалами;
- информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях.
Анализировать:
- исторические события, явления, процессы с целью определения причинно- следственных связей;
- результаты деятельности исторических личностей;
- источники, иллюстрации, стили искусства, периоды.
Синтезировать:
- информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей;
- разные части предварительных знаний в новый контекст.
Оценивать:
- различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы, различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы.
3

========3========

4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 7класс
Уровень мыслительных
навыков Знание
и понимание
Описание
Знать факты, явления, процессы,
понятия, характеризующие целостность и особенности
Рекомендуемый тип заданий
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого
исторического процесса, знать
периодизацию истории Казахстана,
знать современные версии и трактовки ответа (КО). важнейших проблем истории
Казахстана.
Понимать исторические события и явления, понимать изменения
исторических процессов.
Применение
Использовать исторические знания
для осмысления сущности
Для проверки уровня рекомендуется использовать
современных общественных явлений, задания, требующие краткого
уметь ставить проблемные
исторические вопросы, находить ответы на вопросы и проводить историческое исследование, писывать, объяснять, сравнивать и различать исторические события, процессы и явления, устанавливать связи между
ними.
Навыки высокого порядка
Выбирать, интерпретировать и оценивать источники, содержащие соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов, анализироватьи оценивать
исторические примеры
непрерывности и изменения во времени и пространстве, выявлять и
представлять исторические
аргументы, содержащие обоснование и доказательства, определять значимость исторического события, явления, процесса для развития
общества.
ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
4

========4========

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей
Четверть
Знание и понимание, %
Применение, %
I
II III IV Итого
34 34 25 40 32
33 66 75 40 55
Навыки высокого
уровня, %
33
0
0
20
13
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставлениебаллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5

========5========

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
6

========6========

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Разделы
Проверяемая цель
Уровень мыслительн ых навыков
Кол. заданий*
№ задания*
Тип задания*
Время на выполнен ие, мин*
Балл*
Балл за раздел
6.3.1.1 Определить историческую важность образования Тюркского каганата с помощью нахождения связей между событиями
Знание и понимание
6
1-6
МВО
15
10
6.1A Казахстан в
VI – IX вв.
6.4.1.1 Определять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлыми
Применение
1
7
РО
10
5
25
6.3.2.3 Анализировать историческую важность Атлахской битвы
Навыки высокого порядка
1
8
КО
15
10
Итого
8
-
-
40
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
7

========7========

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «История Казахстана»
Выберите один правильный ответ.
1. Какое государство в конце VI века захватил Истеми, младший брат Бумын кагана? А) Государство Ху (согдийцы)
В) Белых гуннов
С) Китай
D) Аваров
Е) Усуней
2. Какой каган погиб от предательства Бага-тархана в городе Навакет? А) Ушлик
В) Капаган
С) Тукарсан Кутшар
D) Сулу
Е) Бильге
3. Укажите год, когда Византия отправила к Тюркскому кагану посольство Земарха. А) 563 г
В) 567 г
С) 568 г
D) 600 г
Е) 602 г
4. Когда тюрки установили господство на территории от Китая до Амударии и от Ташкента до Сырдарьи?
А) 550 г
В) 555 г
С) 556 г
D) 560 г
Е) 570 г
5. Какой каган, впервые получил звание «елхан»? А) Кара Еске
В) Мукан
С) Сулу
D) Бильге
Е) Бумын
[5]
8

========8========

6. Определите какие утверждения являются верными и какие
Аргументируйте ответ к информации, которую вы считаетеложной.
ложными.

Содержание информации
Истина
Ложь
Аргументы
1
2
3
4
Основу Тюркского каганата составляли тюркоязычные народы
Истеми, младший брат Бумынь - кагана, управлял милионным войском Первым правителем Западного Тюркского каганата был Сулу каган Тюргеши делились на две группы: желтые и красные
5
Согдийцы-это монголоязычный народ, проживавший в Средней Азии
[5]
7. Установите соответствие.
В VI-IХ веках конструкция городов состояла из трех частей 1 Часть города окружавшая
А Рабад
крепость правителя, где жили
богатые влиятельные люди
2 В городах появились B Крепостные стены
мусульманские...
3
Окраина города, где располагались рынки... Города были окружены.. Центр города назывался ...
C
Цитадель
4 5
D E
Шахристан Мечети
[5]
8. Определите и объясните две важные причины Атлахской битвы. Сделайте вывод по не менее двум факторам исторической значимости Атлахской битвы.
Причины
1
2
1
Факторы исторической значимости
2
Выводы
1
2
[10]
9

========9========

Вопрос
1 2 3 4 5
Основу
Схема выставления баллов
Ответ
А D С В Е каганата
составляли
Балл
1 1 1 1 1 1
Дополнитель ная информаци я
1
6
Тюркского
тюркоязычные племена.
Истеми, младший брат Бумын - кагана, правил стотысячным войском
правителем
каганата был Тардуш(Дато)
Тюргеши делились на желтых и черных
Первым
Согдийцы-это
Западного
Тюркского
ираноязычный
народ,
проживавший в Средней Азии
7
1. D Шахристан 2. E Мечети 3. A Рабад
4. B Крепостные стены
5. C Цитадель
1 1 1 1 1 1 1 1
Пишет две важные причины Атлахской
битвы.Например:
1) Распространение ислама посредством усиления влияния арабов в Средней Азии (Включая
Казахстан).
1)
8
2)
Принимаются различные вариации правильного ответа
4
4
2) Войско княжества Тан воспользовавшись ослаблением Восточно-Тюркского каганата, подвергло опасности владения арабского халифата, Определяет два фактора исторической значимости приблизившись к Таласской
области.
Атлахской битвы.Например:
Тюрки обрели духовную целостность с Исламским миром. Благодаря обретению духовного, культурного единства, страны, признавшие Ислам как государственную религию, стали мирными, централизованными и цветущими государствами.
Получили распространение философские учения таких личностей, как Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни, Абу Насыр аль-Фараби, Кожа Ахмет Яссауи, Ахмет Югнаки, Ибн Сина.
Написал вывод по результатам Атлахской битвы. Например: карлуки, тюргеши проявили героизм, поддержав арабское войско. Победа спасла тюркские народы от рабства к китайцам и буддистской религии.
Всего баллов:
10
2
25

========10========

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания:
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
11

========11========

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Разделы
Проверяемая цель
Уровень мыслительных
навыков
Кол. заданий*
№ задания*
Тип задания*
Время на выполнение,
мин*
Балл*
Балл за раздел
6.2.2.2 Объяснение особенностей памятников архитектурного искусства средневековья
Знание и понимание
1
1
МВО
10
7
6.2A. Казахстан в
X – XІІІ вв
6.4.2.2 Определение роли Великого Шелкового пути в развитии
международных связей
Применение
2
2-3
КО
10
6
25
6.3.1.7 Определение основных и
второстепенных причин распада государств средневековья
Применение
1
4
РО
20
12
Итого
4
-
-
40
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
12

========12========

Образцы заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету "История Казахстана"
1.
Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите ответы
в таблицу.
1
Ташнау
A
2
Коржын уй Дома-коржыны
B
3
Терракота
C
4
Сардоба
D
5
Ганч
E
6
Кесене
F
7
Мечеть
G
Среднеазиатская разновидность гипса (алебастра); строительный материал, получаемый путем гашения известкового камня, он применялся для кирпичной кладки, штукатурки, замазывания щелей и как декоративный материал
Полуподземное круглое помещение с куполом, служащее для накопления и хранения воды,
использовалось для отдыха людей на караванных путях и водопоя скота
Это трехкомнатный дом, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты
Надгробная мавзолейная постройка, воздвигаемая на месте захоронения знатного, уважаемого в тюркском обществе человека
Санитарно-очистительные устройства,
предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды средневекового дома
Мусульманское культовое сооружение, место поклонения, мусульманский храм
Керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Обожженная глина, а также неглазурованные изделия из нее; разновидность керамики.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
[7]
2. Впишите в таблицу одну историческую дату, историческую личность, историческое событие, связанные с функционированием Великого Шёлкового пути и составьте предложение из внесенных данных опираясь на предложенный текст.
Великий Шелковый путь создал основу для взаимообогащения Востока и Запада, объединил народы. Эта дорога, соединившая далекую Европу с Азией, продвинуло человечество к удивительным достижениям, оказав положительное влияние на взаимную торговлю развитых стран, на развитие отраслей наук,культурного взаимообмена.
Историческая дата
Историческая личность
Историческое
событие
Предложение:
[6]
13

========13========

3. Определите на карте две ветви Великого Шелкового пути, два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути и главную торговую территорию регионы Жетысу и Южный Казахстан.
Условия задания:
- Укажите южную и северную ветви Великого Шелковогопути
- Обозначьте два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути
- Обозначьте регионы Жетысу и Южный Казахстана на Великом Шелковомпути.
[3]
4. Опираясь на содержание данных иллюстраций и своих знаний, найдите основные отличия государств развитого средневековья Х-ХІІІ вв. в сравнении с раннесредневековыми государствами и запишите данные особенности в таблицу по пунктам. Правильный, развернутый ответ с примером за каждое предложенное задание оценивается 3баллами.
14

========14========

Отрасли
Особенности
1.В общественно- социальных отношениях 2. В экономике
3. В культуре
1 2 3 1 2 3 1 2 3
[9]
15

========15========

Схема выставления баллов
Задание
Ответ
E
C
G
B
A
D
F
Вносит в таблицу историческую дату, историческую личность, историческое событие, которое имеет отношение к Великому Шелковому пути и используя данные составляет предложение. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом; предложение с правильным содержанием и структурой оценивается 3 баллами.
Балл 1 1 1 1 1 1 1
Дополнительная информация
1
2.
3
Образец заполнения таблицы: Пример:
1. Историческая дата
138 год д.н.э.
2. Историческая личность
Император У Ди
3. Историческое событие
Отправка посольства в страны Запада
16

========16========

Пример предложения:
3
Из запада в Китай стали прибывать разные товары после того, как послы китайского императора У Ди в 138 году д.н.э.вернулись спустя 13лет, выполнив его поручение изучить
путь на Запад.
3
Если правильно определяет и показывает на карте две ветви Великого Шелкового пути; два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути; правильно определяет регионы Жетису и Южный Казахстан. Правильный ответ на каждое предложенное задание оценивается в 1
баллом. Правильный ответ:
Если указана 1- ветвь, не указана 2-ветвь или, наоборот, ответ считается неполным Если указаны обе ветви, оценивается 1-им баллом
1-ветка: Южная (через Южный Казахстан и
Жетису )
2-ветка:Северная (Центральный и Западный
Казахстан)
Правильный ответ: 1.Восточная точка:Китай 2.Западная точка: Византия Правильный ответ:
3
Правильно обозначает регионы Жетису и
4
Южный Казахстан
В общественно-социальной сфере: система управления;
иерархическая лестница; формы землевладения
В отрасли экономики:
развитие торговли;
развитие ремёсел;
развитие земледелия
В культуре:
Принятие ислама,
строительство мечетей, мавзолеев;
3
3
3
Принимаются ответы, формирующие конкретные понятия, хотя конструкции и используемые слова в предложениях могут быть разнообразными
развитие арабской письменности и науки
Всего баллов:
17
25

========17========

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания по 3-четверти
Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и разернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
18

========18========

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Разделы
Проверяемая цель
6.3.1.8 Определять особенности системы управления государств на территории Казахстана
Уровень мыслительн ых навыков
Кол. заданий
*
№ задания
*
Знание и понимание
5
1-5
Тип задания*
Время на выполнение
, мин*
Балл*
Балл
за раздел
МВО
5
5
20
6.3A Казахстан
в XIII -первой
половине XV вв
6.1.1.2 Определять этносоциальную
структуру государств XIII-XV вв
6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту
6.3B Формирование казахского
народа
6.1.1.4 Объяснять значение этнонима
«казах»
Итого
Применение
1
6
Применение
1
7
Применение
1
8
8
-
КО
5
5
РО
20
10
КО
10
5
5
-
40
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
18

========19========

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «История Казахстана»
Выберите один правильный ответ.
1. Когда возникло военно-феодальное государство Чингисхана? А) В конце Х в.
В) В начале XII в.
С) В конце XI в.
D) В начале XIII в.
Е) В конце XIII в.
2. Когда Казахстан вошел в состав монгольской империи? А) 1215-1222гг.
В) 1221-1223гг.
С) 1219-1224гг.
D) 1218-1222г.
E) 1217-1221г
3. Укажите, где располагался Улус Чагатая А) Северо-восточного Казахстана В) Центральной Монголии
С) Центрального Казахстана
D) Южного и юго-восточного Казахстана Е) Семиречья и Мавераннахра
4. Назовите главный язык в Золотой Орде А) Чагатайский язык.
В) Огузский язык.
С) Кипчакский язык.
D) Монгольский язык.
Е) Персидский язык.
5. Отметьте государства, ставшие первыми объектами захватнических набегов войск Тимура
А) Ак Орда и Кок Орда
В) Ак Орда и Могулистан
С) Ногайская Орда и Кок Орда
D) Ханство Абулхаира и Могулистан
Е) Узбекский улус и Кок Орда.
[5]
19

========20========

6.Определите какие утверждения являются «верными» и какие «ложными». Аргументируйте ответ к информации, которую вы считаете ложной.

Содержание информации Ак Орда была населена тюркоязычными племенами.
Истина Ложь Аргументы
1
2
3
4
5
Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть -в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан -в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья -в улус Угэдэя.
Семь дней обороняли свой город жители Сыганака, отказавшиеся сдаться монголам. В начале XV века Чингисхан объединил тюркские племена в одно государство. Ногайская Орда — одна из двух частей Золотой Орды.
[5]
7. Внесите в таблицу, причины и основные исторические события распада монгольской империи и Ак Орды, сделайте общийвывод.
1) Причина распада монгольскойимперии;
2) Причина ослабления и распада АкОрды;
3) Основные исторические события при распаде монгольскойимперии; 4) Основные исторические события при распаде государства АкОрды.
1
Причины
2
Основные исторические события
3
4
Вывод:
[10]
29

========21========

8. Установите соответствие.
1
Ибн Батутта
“У Чингис хана есть люди, которые зовутся урууты и мангуты. Эти люди его сражаются очень хорошо. В пылу битвы они не теряют строя, в жаркой схватке они соблюдают порядок. Это люди, которые с малых лет привыкли к копью и мечу. Это у них черные и пестрые знамена. Это такие люди, которых следует остерегаться”. Племена во владениях Монгольской империи, являющиеся монголами, и являются господствующим этническим элементом, в
действительности все или почти все являются тюрками.
На собрание в улусе Шагатая съезжались потомки Чингизхана, военачальники, правители областей и знатные женщины. Одной из целей улусных курултаев было
предупреждение междоусобиц. После установления монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск».
В начале XV в. в Могулистане пришел к власти Тоглук-Тимур (1347–1362), который и стал основателем нового государства.
А
2
Марко Поло
B
3
Мухаммед Хайдар Дулати
C
4
"Джам’ ат-таварих"
D
5
«Сокровенное монголов»
сказание
E
Ответы:
1
2
3
4
5
[5]
21

========22========

Схема выставления баллов
№ Ответ
1
D
2 C
3 Е
4 С
5 В
Ак Орда была населена тюркоязычными
племенами (верно)
Территория Казахстана вошла в состав трех
монгольских улусов: большая (степная) часть
- в состав улуса Джучи, Южный и Юго-
Восточный Казахстан - в улус Чагатая,
северо-восточная часть Семиречья — в улус 6
Угэдэя (верно)
Семь дней обороняли свой город и жители
Сыгнака, отказавшиеся сдаться монголам.)
(верно)
В начале XV века Чингисхан объединил
тюркские племена в одно государство
(неверно)
Ногайская Орда — одна из двух частей
Золотой Орды (неверно)
Пишет две важные причины распада
монгольской империи. Например:
1) тяжелые междоусобные войны;
2) многоэтничность культуры.
Определяет основные исторические факты.
Например:
1) В XIV в. в условиях экономического 7
возрождения, укрепления феодальных
отношений в Золотой Орде и Чагатайском
улусе усилились позиции местной тюркской
верхушки;
2) В 1428 году власть в Восточном Дешт -и-
Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из
династии Шайбанидов.
При выводе ученик устанавливает причину
распада и основные исторические события.
С
D
8 Е
B
А
Всего баллов:
Балл 1 1 1 1 1
1
Дополнительная информация
1
1
1
1
4
Принимаются различные вариации правильного ответа
4
2 1 1 1 1 1 25
22

========23========

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов; КО – задания, требующие краткого ответа; РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
23

========24========

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Разделы
Проверяемая цель
Уровень мыслительных
навыков
Кол. заданий*
№ задания*
Тип задания
*
Время на выполнение
, мин*
Балл*
Балл за раздел
6.4C Экономика и культура XVI – XVII веков
6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном искусстве
Знание и понимание
1
1
КО
13
8
6.4B Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках
6.1.2.1 Определять роль социальных групп в Казахском ханстве
6.3.1.11 Характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественно- политической жизни государства
Применение
1
2
КО
10
7
21
6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов
Навыки высокого порядка
1
3
КО
12
6
6.4.1.2 Определять особенности хозяйственной жизни кочевников
Применение
1
4
КО
5
4
4
Итого
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
4
-
-
40
25
25
24

========25========

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «История Казахстана»
1.
Восполните пробелы в тексте.
Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была 1)----------- битва. Казахско-джунгарская война началась в 2)----------- году. Для битвы (3)----------- выбирает горное место недалеко от реки Ор. Зная о превосходящих силах противника, тактикой ведения боевых действий (4)--------- избирают окопный метод. Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край 5)----------- был высотой с человеческий рост. Жангир хан рассредоточил воинов с трех сторон горного ущелья, разделив их на три мобильные группы. Когда ничего не подозревавшие паникой, ударили по ним с тыла.(6)------------- , не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивление. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество 7)----------- (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска 8)---------------- с подкреплением в 20 тысяч человек.
1
2
3
4
5
6
7
8
[8]
2. Распределите должности по степени знатности феодала по феодальной лестнице
1
2
3
4
5
Султан, би, батыр, хан, ходжа
Вывод:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------
[7]
25

========26========

3.Выделите особенности внутренней и внешней политики казахских ханов.
Касым хан
Особенности внутренней политики
Особенности внешней политики
Хакназар хан
Особенности внутренней политики
Особенности внешней политики
Тауке хан
Особенности внутренней политики
Особенности внешней политики
[6] 4. Опишите пользу разведения лошадей казахским народом в предложенных аспектах.
В хозяйстве
В торговле
В военной деле
В традициях и обычаях
[4]
26

========27========

Схема выставления баллов
Вопрос
Ответ
1
1-Орбулакская; 2-1635;
3-Казахи; 4-Жангир хана; 5-Окопа; 6-Джунгары; 7-Воин;
8-Жалантос батыра; хан;
султан;
2
бий; ходжа; батыры; вывод;
Балл 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Дополнительная информация
1 1 1 1 2
Особенности внутренней политики Касым хана: его называют собирателем казахских земель. При нем Казахское ханство достигает наибольшего могущества. Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а численность войска в 300 тысяча. В 1511г принял первый свод законов «Каска жолы»
(«Светлая дорога»)
3
2
Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.
Внешняя политика: Касым-хана успешно боролся против шайбанидов. Прикочевали группы племен из Ногайской Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика, Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш; Хакназар хан боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против
сибирского хана Кучума. политика государства укрепилась;
2
Внутреняя
2
Внешняя политика Тауке хана: укрепление при нем Казахского ханства и союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили натиск
джунгар;
Внутренняя политика: Тауке старался сплотить страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан. Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь
установлений»)
1
4
В хозяйстве:казахи разводили главным образом лошадей, использовали в пастьбе
скота и т.д.;
Принимаются все возможные ответы, имеющие разные
27

========28========

В торговле: использовали лошадь как транспорт. Основным ценным товаром является лошадь;
В военном деле: конная армия обладала значительно большой подвижностью; В традициях и обычаях: традиция ашамай, ат тарту, согым, байга, кокпар.и т.д.
1
структуры предложений несущие смысл.
и ясный
1
1
Всего баллов
 
Верх