СОЧ История Казахстана 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «История Казахстана»
8 класс


Содержание

1. Цель суммативного оценивания за четверть ........................................................................................ 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ............................... 4

3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 8 класс .............................................. 4

4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 8 класс ................................ 5

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ....... 6

6. Правила проведения суммативного оценивания ................................................................................. 6

7. Модерация и выставление баллов......................................................................................................... 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 12

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ........................... 17

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ........................... 22


1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных
на четверть в учебных планах целей обучения.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня
основного среднего образования (с русским языком обучения)


3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 8 класс


Знает:
- основные события, явления, процессы истории Казахстана;
- исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории;
- важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития;
- виды исторических источников.


Понимает:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и
непрерывность развития отечественной истории;
- характерные черты общественно-политического, экономического и социально-
культурного развития Казахстана;
- историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного
разнообразия человечества;
- особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории;
- роль и место выдающихся личностей в отечественной и мировой истории.


Применяет:
- навыки исторического мышления: в определении особенностей политического,
социально-экономического и культурного развития Казахстана в различные исторические
периоды;
- навыки исторического мышления: в определении роли исторических личностей в
развитии Казахстана;
- навыки исторического мышления: в определении собственной позиции по отношению к
событиям и явлениям прошлого и настоящего Казахстана.


Анализирует:
- анализирует историческое развитие Казахстана в контексте мировой истории, определяя
общие черты и особенности;
- влияние различных факторов (географических, демографических, миграционных,
политических, социально-экономических, культурных и др.) на формирование и развитие
цивилизаций и государств на территории Казахстана в разные исторические периоды;
- исторические события, явления, процессы в истории Казахстана с целью определения
причинно-следственных связей;
- мотивы и результаты деятельности исторических личностей Казахстана.


Синтезирует:
- работы творческого, познавательного, исследовательского, проектировочного характера с
использованием методов исторического анализа;


4
ПРОЕКТ

- сравнительные исторические характеристики с целью определения общих
закономерностей и особенностей исторического развития Казахстана и других регионов
мира;
- выводы и гипотезы для формирования исторического понимания и целостного
представления об истории Казахстана.


Оценивает:
- степень влияния различных факторов (географических, демографических, миграционных,
политических, социально-экономических, культурных и др.) на развитие Казахстана в
разные исторические периоды;
- деятельность исторических личностей в контексте их влияния на отечественную историю;
- вклад культуры народов Центральной Азии в развитие мировой цивилизации;
- достоверность исторических сведений; степень аргументированности различных научных
теорий по проблемам этнической, политической, культурной и социально-экономической
истории Казахстана.


4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 8 класс


Уровень Описание Рекомендуемый
мыслительнтип заданий
ых навыков
Знание и Для проверки уровня
Казахстан в начале XVIII века: внешнеполитическая
понимание срекомендуется
итуация и внутреннее положение; прикладное
спользовать
задания
народно-и
искусство казахов; колонизация и
с множественным
освободительная борьба; колониальная политика
ыбором ответов
Российской империи: цели, методы; национально-в
(МВО) и/или
освободительное движение Сырыма Датулы;
задания, требующие
национально-освободительное движение под
краткого ответа (КО).
руководством Кенесары Касымова; Кенесары Касымов:
личность и политик; начало проникновения
капиталистических отношений; трансформация
казахского традиционного общества; развитие
общественно-политической мысли во второй половине
XIX века
Применение оДля проверки уровня
пределять последствия джунгарского нашествия на
рекомендуется
хозяйство казахов; определять ценность и значимость
использовать
обычаев и традиций; определять причины и последствия
задания, требующие
колониальной политики Российской империи; объяснять
раткого ответа (КО)
значимость формирования казахской интеллигенции; к
и/или задания,
определять значение трудов Ш. Кудайбердиулы, М.
требующие
Копеева и К. Халида как исторических источников;
развернутого ответа
объяснять особенности развития образования и
(РО)
просвещения во второй половине XIX века
Навыки Для проверки уровня
Анализировать внутреннее политическое положение
высокого рекомендуется
азахского ханства; определять причины и последствия
порядка Киспользовать
национально-освободительной борьбы казахского
задания, требующие
народа против колониальной политики; оценивать роль
краткого ответа (КО)
руководителей национально-освободительных
и/или задания,
восстаний; оценивать вклад Ы. Алтынсарина в развитие
ебующие
просвещения тр
развернутого ответа
(РО)

5
ПРОЕКТ


5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе

четвертей



Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня

I 33% 33% 34%

II 25% 25% 50%

III 25% 50% 25%

IV 25% 50% 25%

Итого 27% 39% 34%



6. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в
Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся,
сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, уточните, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что во время оценивания учащиеся работают самостоятельно и у них нет
возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их
ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени
выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.


7. Модерация и выставление баллов

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.










6
ПРОЕКТ


СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть


Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным выбором
ответов, задания с кратким ответом, с развернутым ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.





























7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть


Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* заданивыполнение, раздел
навыков я* мин*

7.1.1.1 Объяснять
демографические изменения и Знание и
ВО 9 6
играционные процессы в понимание 6 1-6 М
Казахско-м
ериод джунгарских нашествий 12
джунгарские войны п
7.4.1.1 О
пределять последствия Применение
джунгарского нашествия на 1 7 КО 10 6
хозяйство казахов

7.3.1.2 Анализировать Навыки
внутреннее политическое высокого 2 8-9
Казахское ханство
О 21 13
оложение Казахского ханства порядка Р13
в XVIII веке п


ИТОГО: 9 - - 40 25 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «История Казахстана»


1. Города, которые были захвачены джунгарами в 1724-1725 гг.
А) Отрар и Сыгнак
В) Тараз и Ташкент
С) Туркестан и Отрар
D) Туркестан и Тараз
Е) Туркестан и Ташкент

2. Основная причина поражения казахов от джунгар:
А) недостаточный военный опыт
В) раздробленность казахских родов
С) отсутствие огнестрельного оружия
D) отсутствие единого военачальника
Е) усиление Джунгарского государства

3. Количество казахского населения погибшего впоследствии джунгарских
нашествий
А)
25 процентов населения
В) 50 процентов населения
С) одна пятая часть населения
D) одна вторая часть населения
две трети степного населения
Е)

4. Регионы Казахстана которые пришли в упадок и запустение в результате джунгарских
нашествий
A) Северный Казахстан
B) Восточный Казахстан
C) Центральный Казахстан
D) Западный и Северный Казахстан
E) Семиречье и Южный Казахстан

«Годы великого
5. Территория государства которого казахи были вынуждены откочевать в
бедствия»
А) Бухары
В) Ирана
С) Китая
D) России
Монголии
Е)

6. Событие в 1710 году в Казахском ханстве
А) Аягузская битва
В) Избрание хана Тауке
С) Поход против джунгар
D) Орбулакская битва
Е) Курултай всех трех жузов
[6]





9
ПРОЕКТ

7. Распределите в таблицу последствия джунгарского нашествия по нижеуказанным
категориям:

a) Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков
b) Кочевники лишились плодородных пастбищ
c) Прекратилась торговля с соседними государствами
d) Часть казахов оказалась в рабстве. Начался голод
e) Погибло 2/3 местного населения
f) Сократилось поголовье скота


Социальные Экономические




[6]
8. Рассмотрите изображение и выполните задание.













Согласны ли Вы с утверждением, что данный памятник архитектуры, отображенный на
иллюстрации, является исторической, духовной достопримечательностью и символом
единства казахского народа?

да/нет
___________________________________________________________________________
1 аргумент
____________________________________________________________________________
2 аргумент
____________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________
[4]
9. Напишите эссе на тему: «Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик».

Критерии оценивания эссе:
Дает краткую характеристику личности Абулхаир хана [1]
Описывает внешнее положение Казахского ханства в первой половине ХVIII века [1]
Указывает не менее 2-х важных событий повлиявших на карьеру Абулхаир хана [2]
Описывает особенности внутренней политики Абулхаир хана [1]
Называет не менее 2-х особенностей внешней политики в период правления Абулхаир хана
[2]
Оценивает влияние политики Абулхаир хана (2 примера) на развитие дальнейших
исторических событий [2]



10
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнитель
Заданная
ия информация
алл за
E 1 1 б
аждый
1-6 к
1. B 1 верный ответ
2. E 1
3. E 1

4. A 1
5. E 1
со 1 балл за
циальные экономические
7 a,d, f b, c, e 6 каждый

верный ответ
Да, является символом единства 1 1 балл за
каждый
1 аргумент: осенью 1726 г. на этом месте проходил Всеказахский 1
кверный ответ
урултай ханов, султанов, биев, батыров трех жузов.

2 аргумент: на курултае в Ордабасы принимались судьбоносные 1
ринимаются
8 П
решения, повлиявшие на настоящее и будущее казахского народа.
азличные
р
Вывод: Именно здесь, на Ордабасы, разрозненные многочисленные 1
ариации
в
азахские племена объединились, преодолев все разногласия, чтобы
керного ответа
в
ротивостоять мощнейшему и опаснейшему захватчику, джунгарам.
п
о место обязательно должно было быть отмечено как
Эт
орическая, культурная и духовная достопримечательность
ист
казахского народа.
Краткая характеристика личности Абулхаир хана 1 Допускается
9 свободный
В начале XVIII века в условиях внутреннего разлада Казахское 1
выбор
государство становится объектом особого интереса со стороны
политических
соседей. В это время казахи испытывали периодические набеги со
достижений
ороны волжских калмыков, башкир, уральских и сибирских
стАбылай хана
казаков. Все они были подданными царского правительства. С юга
казахов теснили правители среднеазиатских ханств, с юго-востока –
воинственные джунгары. Китай и Российская империя одинаково
были заинтересованы в ослаблении двух кочевых государств –
Казахского ханства и Джунгарии. В целом на границе сложилась
непростая ситуация.
1 важное событие – избрание Абулхаира ханом Младшего жуза, 1
защита северо-западных границ Казахского ханства.
2 важное событие – избрание на курултае Абулхаира 1
главнокомандующим всенародного ополчения.
Особенность внутренней политики – стремление Абулхаира 1
сконцентрировать всю полноту власти в казахских жузах в одном
звене, в лице так называемого одного «старшего» или «главного
хана».
1 особенность внешней политики – поиск потенциальных союзников 1
и покровителей за пределами казахской степи.
2 особенность внешней политики – дипломатические отношения с 1
Россией и принятие казахами Младшего жуза подданства России.
Признание в 1731 г. российского подданства Абулхаиром коренным 1
образом изменило дальнейщую историю Казахского ханства.
Российская империя, используя все возможные пути, осуществляла
политику колонизации казахских земель, присоединив в дальнейшем
территории Среднего и Старшего жузов.
Казахское ханство лишилось независимости, что создало угрозу 1
утраты государственности.

Всего баллов 25

11
ПРОЕКТ



СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ


Обзор суммативного оценивания за 2 четверть


Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, задания с кратким ответом, с развернутым ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.




























12
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
навыков мин*

Культура 7.2.1.1 Определять ценность
ВО
Применение 1 1 М6
Казахстана в XVIII и значимость обычаев и 6 6
веке традиций

7.3.1.4 Объяснять
административно- Знание и
территориальные изменения понимание 2 2-3 КО 8 9
в результате реформ царской
власти
Колонизация и
Определять причины
народно-7.3.1.5
и 19
последствия национально-Навыки высокого 1 4
освободительная
вободительной борьбы порядка РО 18 6
борьба ос
азахского народа против
к
колониальной политики


7.3.1.6 Оценивать роль Навыки высокого 1 5
8 4
руководителей национально-порядка РО
освободительных восстаний

ИТОГО: 5 - 40 25 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения










13
ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «История Казахстана»

1. Дайте определения казахских обычаев, приведенных в таблице.

бычаи Описание значимости обычаев
О
казахского народа

1 Ерулік


2 Тұсау кесер

3 Суйінші

4 Бата

5 Асар

6 Бесікке салу

[6]
2. Вставьте пропущенные слова в тексте.
В результате реформ 1822 года изменилось административно-территориальное деление
Среднего жуза. В состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске
вошла территория Среднего жуза. С 1839 года центром Западносибирского генерал-
губернаторства стал город 1______. «Область сибирских киргизов» составляли территории
казахов Среднего жуза, которые относились к Омской области.
На административные единицы: 2______ – волости – округи была разделена территория
Среднего жуза.
По реформе 1824 года в Казахстане территория Младшего жуза вошла в состав
Оренбургского генерал-губернаторства, с центром в 3_____________.


1 2 3



[3]
3. Отметьте на карте и ответьте на вопросы.
Территорию Западно-Cибирского генерал-губернаторства и его административный центр. [2]
Территорию Оренбургского генерал-губернаторства и его административный центр. [2]













К каким последствиям привели реформы 1822-1824 гг. (не менее 2-х последствий)





[2]





71
ПРОЕКТ

4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пик восстания приходится на лето и осень 1837 года. Расширялись границы действия
повстанцев. Численность их стала неуклонно расти. Получив развитие, восстание
превратилось в движение национально-освободительного характера.
В октябре 1837 года повстанцы в течение двух недель осаждали Ханскую ставку. Лагерь
повстанцев насчитывал более двух тысяч человек. Необходимо отметить, что Исатай
Тайманулы пытался использовать возможности мирного разрешения конфликта с ханом.
За это время царские войска сумели организовать и выслать на подавление восставших
регулярные войска и казачьи части из Уральска, Астрахани, Горской крепости. Из Оренбурга
был выслан карательный отряд подполковника Геке.

Напишите, о каком восстании идет речь



[1]
Укажите причины восстания (не менее 2-х)






[2]
Назовите причины поражения повстанцев



[1]
Перечислите последствия восстания



[1]
Оцените историческую значимость восстания.



[1]


5. Напишите эссе на тему «Достижения Кенесары Касымова как руководителя национально-
освободительного восстания».
Критерии эссе
Опишите не менее 2-х политических достижений Кенесары в борьбе против колониальной
политики России [2]
Изменения в жизни казахского народа в период правления Кенесары (1 изменение) [1]
Историческая значимость восстания. [1]















72
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов


№ Ответ Балл Дополнител
задания ьная
информаци
я
бычаи Описание значимости обычаев 6 1
О балл за
захского
какаждый
арода
нправильный
рулік если в аул прибывали новоселы, в их честь
1 1 Еответ
страивался небольшой праздник,
у

позволявший прибывшим быстрее
адаптироваться на новом месте.
2 Тұсау кесу обычай разрезания пут очень символичен:
Принимаютс
для ребенка как бы открывалась новая
я различные
жизнь, а черно-белый шнур символизировал
вариации
жизнь с ее непостоянством, впереди было
ерного
много испытаний и их надо пройти достойно в
твета
3 Сүйінші обычай при сообщении радостной вести, о
тому, кто приносит известие, согласно
обычаю надо обязательно подарить подарок

4 Бата благословение перед дальней дорогой,
испытаниями, благодарность за угощение,
гостеприимство, доброту.
5 Асар обычай по совместному безвозмездному
труду. Со всего аула собирались люди и
общими силами выполняли работу.
Например, подобным образом строили
зимние жилища, копали колодцы, а также
возводили помещения для скота.
6 Бесікке обычай "бесікке салу" если младенец
салу мальчик, клали узду и нагайку, для того
чтобы он вырос хорошим наездником и нож,
чтобы отпугнуть злых духов, а если
младенец девочка - зеркальце и расческу,

чтобы она выросла красавицей.


алл за
1 2 3 3 1 б
2 Окаждый
мск ауылы Оренбурге

верный ответ

тмечает на контурной карте территорию Западно- 1 балл за
О
С2 каждый
ибирского генерал-губернаторства и его
аверный ответ
дминистративный центр г.
Омск.
3
Отмечает на контурной карте территорию Оренбургского 2
Принимаютс
генерал-губернаторства и его административный центр
я различные
г. Оренбург.
вариации
верного
ла ликвидирована ханская власть в Младшем жузе. 2
1. Быответа
2. Была ликвидирована ханская власть в Среднем жузе.

осстание И. Тайманова и М. Утемисова 1 Принимаютс
В
я различные
2 1
вариации
колониальная политика царизма - острый земельный
верного
кризис, налоговый гнет, различные урезки земли, произвол
цаответа
рских чиновников. 1
ф
еодальные распри, притеснение хана Жангира и его

73
ПРОЕКТ

родственников.

- р
дробленность восстания, повстанческие отряды были 1
аз
зобщены;
ра
лабость вооружения. Карательные отряды располагали
4 - с
многочисленными резервами вооружений и гарнизонами
крепостей;
- слабость организации, стихийность восстания.

Хан Жангир вынужден был пойти на уступки: упорядочить 1
и уменьшить взимаемые с населения налоги.
Царское правительство вынуждено было считаться с
мнением старшин казахских родов.

Восстание И. Тайманова и М. Утемисова носило 1
национально-освободительный характер.

достижение: Кенесары Касымову, как хану, политику, 1 Принимаютс
1
5 дипломату, удалось собрать под свое знамя казахские роды я различные
ариации
трех жузов. в
верного
2 достижение: создал боеспособное войско, которое 1
дответа
остигало 20 000 человек.

Пример изменения: ему практически удалось объединить 1
все три жуза и восстановить казахскую государственность.

Вывод: внедрил в управление новые формы и правила, 1
вместе с тем восстановил утраченные структурные органы.
Кенесары Касымов сумел, в условиях своего времени,
ьбу за свободу и
мобилизовать казахов на бор
независимость.

Всего баллов 25

























74
ПРОЕКТ


СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность суммативной работы - 40 минут
Количество баллов - 25

Типы заданий:
МВО – вопросы с множественным выбором ответов;
КО – вопросы, требующие краткого ответа;
РО – вопросы, требующие развернутого ответа.


Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, задания с кратким ответом, с развернутым ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.
































75
ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительнзаданий* задания* задания* выполнение, раздел
ых навыков мин*


7.3.1.5 Определять причины и
нание и 1 1
последствия национально-З
понимание 10
освободительной борьбы
ВО 8 5
Колонизация
М
азахского народа против
и народно-к
колониальной политики
освободитель
ная борьба

7.3.1.2 А
нализировать
Навыки 1 2
внутреннее политическое РО 10 5
ысокого
положение Казахского ханства в
порядка

7.3.1.3 Определять причины и
Казахстан в
последствия колониальной Применение 2 3-4 7
составе
политики Российской империи

КО 12 7
Российской
империи


Казахстан в
7.1.2.2 Объяснять значимость 1 5 8
составе
формирования казахской Применение
10 8
Российской
еллигенции РО
империи инт

ИТОГО: 5 - - 40 25 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения






71
ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «История Казахстана»

1. Установите соответствие между историческими событиями и их описанием.

№ Восстания Причины и последствия восстаний

1 Причины восстания под руководством А Плохое вооружение и устаревшая тактика,
Жанкожи батыра локальный характер

2 Последствия восстаний Жанкожи и B Стремление Хивинского ханства установить
Есет батыра свою власть над сырдарьинскими казахами

3 Причины поражения восстания C Строительство новых крепостей в Западном
Жанкожи батыра Казахстане

4 Историческое значение восстаний под D Восстания несколько задержали процесс
руководством Жанкожи и Есет батыра экспансии царизма на территории
государств Средней Азии

5 Причины восстания под руководством E Восстания направлены против
Есет батыра колониального гнета среднеазиатских ханств
и Российской империи


Ответы:

1 2 3 4 5



[5]


2. Прочитайте отрывок статьи и ответьте на вопросы.
«Области вместо округов были разделены на уезды во главе с уездными начальниками.
Должности старших и волостных султанов, а также приказы были упразднены, причем
киргизское (казахское – авт.) самоуправление было не только сужено, но и построено на
других началах. Земли, занятые казахами, были признаны «государственной
собственностью» и предоставлены им лишь в «бессрочное общественное пользование».
Коншин Н. Краткий исторический очерк Семипалатинского края (до 1917 года) // Труды по
казахской этнографии. – Павлодар, 2005, с. 96.


Где и когда происходили описываемые автором события?




[1]
О каких событиях пишет автор исторического источника?




[1]


Каковы были последствия политики, о которой идёт речь в тексте исторического источника?
Укажите не менее двух последствий.






[2]
Напишите обоснованный вывод о влиянии данных событий на политическое положение
Казахстана.




72
ПРОЕКТ

[1]
3. Отметьте и подпишите на карте названия генерал-губернаторств согласно реформе 1867-
1868 годов.

















[3]
4. Приведите не менее 2-х причин и последствий реформ 1867-1868 годов.


Причины внедрения административных реформ 1867-1868 годов.

1

2

Последствия административных реформ 1867-1868 годов

1

2

[4]
5. Запишите названия произведений поэтов эпохи «Зар заман» и общую идею данных
произведений.

Мурат Монкеулы Дулaт Бaбaтaйулы


1 1

2 2

Под влиянием каких факторов сформировались общественно-политические взгляды
представителей «Зар заман»?
1
2

Какая общая идея содержится в произведениях акынов?

1
2


[8]









73
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополни
№ Д
ельная
ЗаданОтвет Балл т
орма
ия инф
ция

1 балл за
5 каждый
1 1 2 3 4 5 верный
B Е А Е С
ответ


XIX век, территория Казахстана. 1 1 балл за
каждый
верный
Речь идет об усилении и завершении колонизации 1
Кответ
азахстана.

К
последствиям описываемой политики относится 1 По 1
у
празднение окружных приказов и вытеснение султанов из баллу за
2 с
реднего звена управления, казахи могли состоять лишь в каждый
низшем звене административного управления. пример

Объявление земли Казахстана государственной 1
собственностью Российской империи.

Казахстан полностью входит в состав Российской 1 1 балл за
империи.Новая форма управления сделала народ обоснова
бесправной массой, ликвидировав остатки казахской нный
государственности. Царское правительство теперь могло вывод
свободно отбирать земли у казахов.

3 Отмечает Оренбургское генерал-губернаторство. 1 1 балл за
каждый
тмечает Западно-Сибирское генерал-губернаторство. 1
Оверный
тмечает Туркестанское генерал-губернаторство. 1
Оответ

Территориальный принцип административного устройства 1 1 балл за
4 нарушал традиционное землепользование. каждый
верный
Реформы устанавливали ежегодный денежный 1
поответ,
кибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском
принима
генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском
ются
и Западно-Сибирском - 3 рубля.
альтернат
Были созданы возможности для освоения природных 1
ивные
ресурсов и превращения Казахстана в сырьевой придаток.
Формответы
ирование жатачества и уход обедневших казахов на 1
п
рилинейные заработки и первые промышленные очаги.

1. Произведение поэта Мурата Монкеулы «Во времени 1
обманном, бренном» принима
ются
2. Произведение поэта Мурата Монкеулы «Сарыарка» 1
альтернат
ивные
Произведение поэта Дулaта Бaбaтaйулы «Ой, хан Барак, 1
1ответы
олодой Барак»
5 м
Произведение поэта Дулaта Бaбaтaйулы «Подобно железу, 1
кованому кузнецом»

1 фактор – колониальная политика Российской империи, 1
изменения традиционной системы управления.


74
ПРОЕКТ

2 фактор – обесценивание традиционных ценностей 1
казахского народа.

Общая идея - суровая критика существующих порядков, 1
бесправие народа, ухудшение нравов общества.

Общая идея – идея целостности народа и государства, а 1
главенствующими концептами являются: «единство» –
«бірлік», «государство-нация» – «ел».

Всего баллов 25



СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность суммативной работы - 40 минут
Количество баллов - 25

Типы заданий:
МВО – вопросы с множественным выбором ответов;
КО – вопросы, требующие краткого ответа;
РО – вопросы, требующие развернутого ответа.


Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, задания с кратким ответом, с развернутым ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.



Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительнызаданий* задания* задания* выполнение, раздел
х навыков мин*


7.2.2.3 Описывать
Знание и 5 1-5
особенности национальных МВО 10 10
нимание
музыкальных инструментов по


7.2.3.2 О
бъяснять
Применение 1 6
ос
обенности развития
КО 6 4
об
разования и просвещения во
Культура
в
торой половине XIX века
Казахстана в
XIХ- начале 7.2.3.4 О25
ределять значение
ХХ веков п
трудов Ш. Кудайбердиулы, М. Применение 1 7 КО
Копеева и К. Халида как 12 7
исторических источников

выки
7.2.3.3 Оценивать вклад На
высокого 1 8
12 4
Ы. Алтынсарина в развитие
орядка РО
просвещения п

ИТОГО: 8 - - 40 25 25

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения



Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «История Казахстана»

1. Самый распространенный казахский народный инструмент
А) адырна
В) дауылпаз
С) домбыра
D) кобыз
Е) сырнай

2. Песенное состязание казахских акынов
А) айтыс
В) курес
С) кюй
D) тартыс
Е) терме

3. Создатель кобыза (согласно легенде)
А) Даулеткерей
В) Коркыт
С) Курмангазы
D) Таттимбет
Е) Шакарим

4. Событие, которое сопровождалось исполнением песни «Жар-жар».
А) бесік той
В) наурыз
С) свадьба
D) тилашар
Е) тусау кесу
[4]
5. Распределите музыкальные инструменты по категориям и впишите цифрами в колонки:

рунные Музыкальные Духовые
Ст
нструменты
и

етіген
1. Ж

ыбызғы
2. С

обыз
3. Қ

мбыра
4. До

ерней
5. К

аз сырнай
6. С


[6]




78
ПРОЕКТ


6. Укажите положительные аспекты развития образования и просвещения в XIX веке.
Приведите примеры.


Положительные аспекты развития Примеры
образования и просвещения в XIX веке





[4]
7.Определите, какие личности отображены на портретах, подпишите.




Труды



Рассмотрите данные труды поэтов как исторические источники и аргументируйте свой
ответ.



[7]


8. Напишите эссе на тему «Вклад Ыбырая Алтынсарина в развитие просвещения».

Критерии эссе
Опишите не менее двух достижений Ыбырая Алтынсарина в деле становления образования
в Казахстане. [2]
Изменения в образовании, которые произошли в ходе деятельности Ыбырая Алтынсарина
(1 изменение) [1]
Сделайте вывод о вкладе Ыбырая Алтынсарина в развитие просвещения [1]














79
ПРОЕКТ

Схема выставления баллов


№ Ответ БалДополните
заданил льная
я информац
ия

1. С 1 1 балл за
каждый
2. А 1
1-4 верный
1
3. Вответ
4. С 1

5 Струнные: 1, 3, 4 6
Духовые: 2, 5, 6

4 1 балл за
оложительные аспекты Примеры к
Паждый
вития образования и
разверный
вещения в XIX веке о
проствет

П
римеры в
азвитие светского Открытие в 1786 году Азиатской
Р
таблице
бразования школы в Омске. Русско-казахские
о
могут быть
колы, открытые в 1861 г. в Троицке,
ш
ругими
Оренбурге, Казалинске. д
6 Ф
ормирование различных Отделы Русского географического
аучных обществ и общества были открыты в Оренбурге
н
культурно-(1868 г.), в Омске (1877 г.), затем
просветительских подотдел в Семипалатинске, а в 1897
учреждений г. — отдел в Туркестане.

балл за
1. Ш.3 1
Кудайбердиулы 2. К. Халид 3. М. Копеев
каждый
7
равильный
п
твет
о
балл за
4 1
«Корни 3 «Тауарих-и
1 2
аждый
«Родословная» казахов» хамса-и шарки» к
правильный
Приводит доказательства из содержания трудов о
ответ
формировании этногенеза казахов, формирование
пускаютс
культуры тюркских народов и т.д. До
я различные
верные
ответы
балл за
8 1-е достижение: автор двух учебных пособий, увидевших свет 1 1
каждый
в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство
твет
в обучении киргизов русскому языку». о
2-е
достижение: создал библиотеки при каждой школе, «При 1
опускаютс
Д
училищах Тургайской области»
различные
я
Изменения: функционировало четыре двухклассные 1
ерные
в
нтральные русско-киргизские училища, одно ремесленное
цетветы
о
чилище, одно женское училище, пять волостных училищ, два
у
училища для русских детей.

В произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы 1
демократического просветительства. Плодотворно трудился
для развития национальной литературы и культуры, в области
формирования казахского литературного языка.

Всего баллов 25
 
Верх