СОЧ Русская литература 6 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания
за четверть
«Русская литература»
6 класс


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................... 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть. .................... 4

3. Ожидаемые результаты ................................................................................................................. 4

4. Уровни мыслительных навыков ................................................................................................... 5

5. Правила проведения суммативного оценивания ........................................................................ 5

6. Модерация и выставление баллов ................................................................................................ 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 12

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 18

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 25


1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.


2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ.
Учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного
среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию№


3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Понимание и ответы по тексту:
учащийся понимает термины: художественный мир, миф, мифический герой,
мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж,
метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как
роды литературы; имеет общее представление о художественном произведении, различает
главную и второстепенную информацию; выразительно читает наизусть фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических); составляет простой цитатный план;
пересказывает кратко, подробно содержание произведений небольшой эпической или
драматической формы, выражает свое мнение о героях и событиях; даёт развернутый ответ
на вопрос.

Анализ и интерпретация:
учащийся определяет жанр (рассказ, повесть, пьеса-сказка) и его признаки;
основную мысль произведения с опорой на его структурные элементы; выделяет в тексте
произведения элементы композиции, объясняет их роль в сюжете произведения; анализирует
эпизоды драматических и прозаических произведений, важных для характеристики главных
героев; характеризует героев с использованием плана и цитат из текста; анализирует
художественное пространство и время, оформляет свои представления в рисунках, схемах,
кластерах и др.; определяет отношение автора к главным и второстепенным героям;
анализирует изобразительные средства (метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического
синтаксиса (риторические вопросы, обращения, восклицания, антитезы, перифразы и др.);
пишет творческие работы (мифы, рассказы, мини-сочинения на литературные темы,
сравнительные характеристики и др.), выражает свое понимание прочитанного, использует
изобразительные средства языка.

Оценка и сравнительный анализ:
учащийся участвует в обсуждении произведения, оценивает поступки главных героев;
сравнивает художественные произведения с произведениями других видов искусства,
объясняет сходства и различия; сопоставляет произведения (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы, близкие по тематике и проблематике; оценивает устные и
письменные высказывания (своих, одноклассников и др.) с точки зрения полноты раскрытия
темы, уместности цитирования.












4 ПРОЕКТ

4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ


Уровень
екомендуемый
мыслительных Навыки Описание Р
ип заданий
навыков т

Знание и Понимание и Понимание терминов Для проверки
понимание ответы по уровня
Понимание художественного
тексту рекомендуется
произведения
использовать
Чтение наизусть и
задания с
цитирование
множественным
Составление плана
выбором ответов
Пересказ
(МВО) и/или
Ответы на вопросы
задания,
требующие
краткого ответа
(КО).

Применение/ Анализ и Жанр Для проверки
Навыки высокого интерпретация уровня
Тема и идея
порядка текста рекомендуется
Композиция
использовать
Анализ эпизодов
задания,
Характеристика героев
требующие
Художественный мир
краткого ответа
произведения в разных
(КО) и/или
формах представления
задания,
Отношение автора
требующие
Художественно-
развернутого
зобразительные средства
иответа (РО).
Творческое письмо

Оценка и Оценивание Для проверки
сравнительный художественного уровня
анализ произведения рекомендуется
Сиспользовать
равнение художественного
задания,
произведения с
требующие
произведениями других
развернутого
видов искусства
Сответа (РО).
опоставление произведений
литературы

Оценивание высказываний


5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты наглядные
материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут служить
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли правила проведения суммативного
оценивания, и спросите до начала выполнения работы, есть ли у них вопросы.
Удостоверьтесь, что учащиеся во время оценивания работают самостоятельно, и у них
нет возможности помогать друг другу. У учащихся не должно быть доступа к


5 ПРОЕКТ

дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся не пользоваться ластиком, а зачеркивать неправильные
ответы.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, оказывать помощь в
правописании, перефразировать вопросы и комментировать какую-либо информацию,
которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
За 5 минут до завершения суммативного оценивания сообщите учащимся, что у них
осталось 5 минут.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/карандаши на парту. Соберите работы учащихся,
убедитесь, что их количество соответствует количеству учащихся, находящихся в аудитории
и выполнивших работу.


6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы
не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


































6 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов


группа 2-я группа
Тема раздела 1-я
бщий балл
навыков навыков О

Мифы народов мира 5 15 20


Типы заданий

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

Вопросы с множественным выбором ответа/ закрытые вопросы: учащийся
выбирает правильный ответ из нескольких вариантов. Это может быть ответ из 4-х
альтернатив, завершение предложения с помощью выбора правильного слова из списка.
Краткий ответ. На вопросы такого типа требуется ответить кратко, одним словом
или короткими предложениями.
Развернутый ответ. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими
распространенными предложениями.


Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из заданий по 3-м навыкам: Понимание и ответы по тексту,
Анализ и интерпретация, Оценка и сравнительный анализ, включающих вопросы с
множественным выбором ответов, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова,
словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.


бщий
Навыки Тип вопроса Описание заданий О
балл
Понимание и Вопросы с Учащиеся отвечают на 3 обязательных вопроса. 3
ответы на множественным Вопросы с множественным выбором, на каждый
ыбором ответа в
вопросы вопрос даны 4 варианта ответа, из которых учащийся
выбирает один верный вариант. За каждый
правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Вопросы, Учащиеся кратко отвечают на 2 вопроса. За каждый 2
требующие правильный ответ ставится 1 балл.
краткого ответа


Анализ и Вопросы, Учащиеся выполняют 1 задание, направленное на 5
интерпретация требующие анализ эпизода.
звернутого
текста ра
ответа
Оценка и

сравнительный Учащиеся будут выполнять творческое задание на
анализ одну из предложенных тем. 10





7 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Тема Навыки Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время на Кол. Общий
заданийзаданиязаданиявыполнебаллов* балл
* * * ние, мин*
Понимание и 3 1 6.1.1.1 Понимать термины: МВО Отвечает на вопросы, 5 3 5
Мифы
ответы на художественный мир, миф, мифический демонстрируя понимание
народов

опросы герой, мифологический образ, рассказ, терминов; имеет
мира в
п
овесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, представление о
п
ортрет, пейзаж, метафора, олицетворение, художественном
р
иторические фигуры, антитеза, перифраз; произведении.
эпос, лирика, драма как роды литературы
6.1.2.1 Иметь общее представление о
2 2
художественном произведении, понимать
главную и второстепенную информацию КО5 2


Анализ и 3 2 6.2.5.1 Характеризовать героев, используя КО Анализирует персонаж, 15 5 5
интерпретациплан и цитаты из текста РО используя цитаты,
я 6.2.9.1 Писать творческие работы (мифы, определяет роль данного
рассказы, мини-сочинения на эпизода в произведении, для
литературные темы, сравнительные подтверждения собственных
характеристики и др.), выражая свое идей использует цитаты из
понимание прочитанного, используя произведения, выделяет
изобразительные средства языка изобразительно-
выразительные средства,
объясняет их роль.
Оценка и 2 3 6.3.1.1 Участвовать в обсуждении РО Дает оценку поведению 15 10 10
сравнительнпроизведения, оценивая поступки главных героев, аргументирует
ый анализ героев. собственное отношение.
Итого 10 40 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения








8 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту
Задания

1. Ответьте на вопросы, выбрав один ответ из четырех предложенных
1. Повествования, передающие представления людей о мире, месте человека в нем, о
происхождении всего сущего, о богах и героях
A) мифы
B) сказки
C) былины
D) легенды
[1]
2. Совершая этот подвиг, Геракл сломал стену и отвел воду двух рек в мифе
A) критский бык
B) немейский лев
C) яблоки Гесперид
D) авгиевы конюшни
[1]
3. В мифологии тюркских народов управитель мира и прародительница
A) Акбара и Асянь
B) Атам и Кун сулу
C) Тенгри и Умай
D) Уббе и Эрклиг
[1]


Итого [3]


2. Ответьте кратко на вопросы:

1. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид?
2. Какие вопросы в мифах народов мира волнуют и современных людей?

[2]


Анализ и интерпретация текста


Задание
Прочитайте отрывок из мифа «Актеон».
1. Проанализируйте, подробно описывая героев.
2. Найдите художественные средства. Определите их функцию.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей
используйте цитаты из произведения.

[5]

Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и
стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы
завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот
показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили


9 ПРОЕКТ

Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем
зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом
сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон
нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя.
Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень
обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет
воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз - но из
глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем
бросились за ним.



Оценка и сравнительный анализ
Задание

Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объем 100 - 120 слов.

1. Напишите эссе на тему «Любовь матери безгранична» (на примере библейской притчи
о царе Соломоне). Дайте оценку поведению героев, аргументируйте собственное
отношение, используйте цитаты и выразительные средства, соблюдайте
последовательность и смысловую цельность.

2. Напишите мини-сочинение на тему «Какой герой мифологии, по моему мнению,
самый отважный и почему». Дайте оценку поведению героев, выразите свое отношение
и аргументируйте его, используйте цитаты и выразительные средства, соблюдайте
последовательность и смысловую цельность.

[10]

Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту
1-е задание

№ Ответ Баллы

1 C 1

2 А 1

3 C 1

Итого 3

2-е задание

№ Ответ Баллы

1 Они давали вечную молодость. 1

опросы происхождения мира, человека; вопросы добра и 1
2 В
зла, вопросы границ возможностей человека.


Анализ и интерпретация текста

Дополнительная
ормация для
Баллы Описание инф
учителей.

Представляет подробный анализ использованных в Учителю нужно
фе языковых средств, комментирует их, обратить внимание на
4-5 ми
характеризует героя, определяет роль данного то, чтобы ученик не
отрывка в произведении. затрагивал сюжет

10 ПРОЕКТ

Хороший анализ используемых языковых средств, с произведения, а
некоторым комментарием их роли в эпизоде, опирался лишь на
арактеризует героя с некоторыми отклонениями от данный эпизод.
2-3 х
эпизода, определяет роль данного отрывка в
произведении.

Слабый анализ используемых языковых средств.
ри характеристике героя переходит на пересказ,
0-1 П
частично определяет или не определяет роль данного
отрывка в произведении.


Оценка и сравнительный анализ


Дополнительная
Баллы Описание инф
ормация
для учителя

Эффективно выражает мысли, идеи. Ответ имеет Учащиеся выполняют
полностью связную структуру, все пункты по выбору одно из двух
огически последовательны и взаимосвязаны. предложенных заданий,
9-10 л
Оценивает поведение героев, аргументирует составленных на основе
собственное мнение, используя цитаты и изученного материала
етверти.
выразительные средства. ч

Хорошо выражает мысли, идеи. Ответ имеет
связную структуру, пункты в основном
огически последовательны и взаимосвязаны.
7-8 л
Оценивает поведение героев, аргументирует
собственное мнение, используя некоторые
цитаты и выразительные средства.

Выражает свои мысли, ответ имеет связную
структуру, пункты логически последовательны и
5-6 взаимосвязаны. Оценивает поведение героев,
аргументирует собственное мнение, не используя
цитаты и выразительные средства.

Ответ, в основном, понятен, но несвязный;
использует повторы, ответ несколько запутан.
3-4 Оценивает поведение героев, но не
аргументирует собственное мнение. Не
использует цитаты и выразительные средства.

1-2 Неясно изложены мысли, ответ запутан.
















11 ПРОЕКТ


СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ


Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов


Тема раздела 1-я группа навыков 2-я группа навыков Общий балл

Тема Рождества в
литературе 5 15 20



Типы заданий

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 3 навыкам: Понимание и ответы на вопросы,
Анализ и интерпретация, Оценка и сравнительный анализ, включающих вопросы с
множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает 1 правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.


бщий
Навыки Тип вопроса Описание заданий О
балл
Понимание и Вопросы с Учащиеся отвечают на 3 обязательных 3
ответы по множественным вопроса. Вопросы с множественным
тексту выбором ответа выбором, на каждый вопрос даны 4
варианта ответа, из которых учащийся
выбирает один верный вариант. За каждый
правильный ответ учащийся получает 1
балл.

просы, Учащиеся кратко отвечают на 2 вопроса. За 2
Во
ребующие каждый правильный ответ ставится 1 балл.
т
краткого ответа

Анализ и Вопросы, Учащиеся выполняют 1 задание, 5
интерпретация требующие направленное на анализ эпизода.
текста. развернутого
Учащиеся будут выполнять творческое 10
Оценка и ответа за
дание на одну из предложенных тем.
сравнительны
й анализ
текста







12 ПРОЕКТ


Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть



Тема Навыки Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время Кол. Общий
заданийзадания* заданияна балловбалл
* * выполне *
ние,
мин*

Понимание 3 1 6.1.1.1 Понимать термины: МВО Отвечает на вопросы, 5 3 5
Тема
и ответы на художественный мир, миф, демонстрируя понимание
Рождества в
опросы мифический герой, терминов; имеет

литературе в
ифологический образ, представление о
м
ассказ, повесть, пьеса-художественном
р
азка, афиша, ремарка, произведении; выражает
ск
портрет, пейзаж, метафора, свое мнение о героях и
2 олицетворение, КОсобытиях.

риторические фигуры,

антитеза, перифраз; эпос,

лирика, драма как роды
литературы
6.1.5.1 Пересказывать
2 5 2
(кратко, подробно)
содержание произведения
небольшой эпической или
драматической формы,
выражая свое мнение о
героях и событиях
6.1.6.1 Давать развернутый
ответ на вопрос

Анализ и 3 2 6.2.4.1 Анализировать КО Анализирует эпизод с 15 5 5
интерпретаэпизоды драматических и РО подробным описанием
ция прозаических произведений, поступков героев,
важные для характеристики элементов композиции
главных героев эпизода и художественных


13 ПРОЕКТ

Тема Навыки Кол. № Проверяемая цель Тип Описание задания* Время Кол. Общий
заданийзадания* заданияна балловбалл
* * выполне *
ние,
мин*

6.2.5.1 Характеризовать средств языка, определяет
героев, используя план и роль данного эпизода в
цитаты из текста произведении, для
подтверждения
собственных идей
использует цитаты из
произведения, выделяет
изобразительно-
выразительные средства,
объясняет их роль.

Оценка и 2 3 6.3.3.1 Сопоставлять РО Сопоставляет фрагменты 15 10 10
сравнительпроизведения (или произведений, используя
ный анализ фрагменты) русской, цитаты и выразительные
казахской и мировой средства, соблюдая
литературы, близкие по последовательность и
тематике и проблематике смысловую цельность.

Итого: 10 40 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения














14 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русская литература»


Понимание и ответы по тексту

1. Ответьте на вопросы, выбрав один ответ из четырех предложенных.

1. Как черт решил отомстить Вакуле за то, что кузнец нарисовал его посрамленным на
картине со Страшным судом?

A) украл месяц
B) украл картину
C) спрятал черевички
D) собрал с неба звезды
[1]

2. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед Рождеством?
A) грибы
B) звезды
C) серебро
D) яблоки
[1]

3. Что объединяет рассказы «Мальчик у Христа на елке» и «Ангелочек»?
A) тема детского страдания
B) тема жизни в Петербурге
C) тема предательства и лжи
D) тема Рождества и Нового года
[1]

2. Ответьте кратко на вопросы.

1. Каким чувством проникнута повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
2. О каком библейском сюжете рассказывается в стихотворении Б. Пастернака
«Рождественская звезда»?

[2]
Итого [5


Анализ и интерпретация текста
Задания
Прочитайте отрывок и проанализируйте анализ эпизода «Желание Оксаны».
1. Проанализируйте, подробно описывая поступки героев.
2. Найдите художественные средства. Определите их функцию.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей
используйте цитаты из произведения.

Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот,
рассказы оглушили кузнеца. Все спешили рассказать красавице что-нибудь новое,
выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже
набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и
радости, болтала то с той, то с другою и хохотала без умолку. С какой-то досадою и


15 ПРОЕКТ

завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал
от них без ума. — Э, Одарка! — сказала веселая красавица, оборотившись к одной из
девушек, — у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! и с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у
тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные
черевики. — Не тужи, моя ненаглядная Оксана! — подхватил кузнец, — я тебе достану такие
черевики, какие редкая панночка носит. — Ты? — сказала, скоро и надменно поглядев на
него, Оксана. — Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на
свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица. — Видишь, каких захотела! —
закричала со смехом девичья толпа. — Да, — продолжала гордо красавица, — будьте все вы
свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то
вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

[5]



Оценка и сравнительный анализ

Задания
Прочитайте отрывки из рождественских рассказов.
1. Что их объединяет? Объясните, почему авторы перед трагическим финалом своих
произведений описывают радостные моменты жизни главных героев.
2. Аргументируйте свой ответ, используя цитаты и изобразительно-выразительные средства.
Объем 100 - 120 слов.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг,
стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло,
как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть:
«Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал мальчик и усмехнулся,
вспомнив про них,- совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его
мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
- Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не
видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и
вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев!
Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и
девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его,
берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него
радостно.
-Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с
детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. - Кто вы,
мальчики? Кто вы, девочки? - спрашивает он, смеясь и любя их.
(Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

В большой голове происходила странная, мучительная, но в то же время радостная
работа. Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка, и под этим пристальным взглядом он
становился больше и светлее, и крылышки его начинали трепетать бесшумным трепетаньем,
а все окружающее - бревенчатая, покрытая копотью стена, грязный стол, Сашка, - все это
сливалось в одну ровную серую массу, без теней, без света. И чудилось погибшему человеку,
что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был
навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе
эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого
грубыми руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в
душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь. К


16 ПРОЕКТ

запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось
погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он хотел бы
целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда. Оттого и была так
красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не
передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была ее душа, и внес луч
света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было
отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь.
(Л. Андреев «Ангелочек»)


[10]


Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту
1-е задание

№ Ответ Общий балл

1 А

2 B 3

3 А

2-е задание

№ Ответ Балл

овесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю,
1 П
1
его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение,
добродушен и незлобив.

оэтическое воплощение библейского сюжета о Рождестве Христовом.
1
2 П
Образ Рождественской звезды, возвестившей о новой эре человечества.

Итого 2



Анализ и интерпретация текста


Дополнительная
Баллы Описание информация для
учителя

Представляет подробный анализ использованных в эпизоде Учителю нужно
4-5 языковых средств, комментирует их, характеризует героев, обратить внимание
определяет роль данного отрывка в произведении. на то, чтобы
ученик не
Хороший анализ используемых языковых средств, с
затрагивал сюжет
екоторым комментарием их роли в эпизоде, характеризует
2-3 н
произведения, а
героев с некоторыми отклонениями от эпизода, определяет
опирался лишь на
роль данного отрывка в произведении.
Сданный эпизод.
лабый анализ используемых языковых средств. При
арактеристике героев переходит на пересказ, частично
0-1 х
определяет или не определяет роль данного отрывка в
произведении.



Оценка и сравнительный анализ


Дополнительная
Баллы Описание информация
для учителя

9-10 Эффективно выражает мысли, идеи. Ответ имеет полностью Учащиеся

17 ПРОЕКТ

Дополнительная
Баллы Описание информация
для учителя

связную структуру, все пункты логически последовательны Сравнивают
и взаимосвязаны. Сопоставляет фрагменты рассказов, данные отрывки,
аргументирует собственное мнение, используя цитаты и тем самым
азвивая навыки
выразительные средства. р
сопоставительного
Хорошо выражает мысли, идеи. Ответ имеет связную
санализа
труктуру, пункты в основном логически последовательны и
7-8 взаимосвязаны. Сопоставляет фрагменты рассказов,
аргументирует собственное мнение, используя некоторые
цитаты и выразительные средства.

Выражает свои мысли, ответ имеет связную структуру,
пункты логически последовательны и взаимосвязаны.
5-6 Сопоставляет фрагменты рассказов, аргументирует
собственное мнение, не используя цитаты и выразительные
средства.

Ответ, в основном, понятен, но несвязный; использует
овторы, ответ несколько запутан. Сопоставляет фрагменты
3-4 п
рассказов, но не аргументирует собственное мнение. Не
использует цитаты и выразительные средства.

1-2 Неясно изложены мысли, ответ запутан.

































18 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ


Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов



Тема раздела 1-я группа навыков 2-я группа навыков Общий балл

Нравственный
выбор человека 5 15 20



Типы заданий

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из заданий по 3 навыкам: Понимание и ответы на вопросы,
Анализ и интерпретация, Оценка и сравнительный анализ, включающих вопросы с
множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.


бщий
Навыки Тип вопроса Описание заданий О
балл

Понимание и Вопросы, Разбивает текст на смысловые части,
ответы на вопросы требующие составляет назывной план, озаглавливает
развернутого ответа текст, подбирает цитаты к назывному 3
плану (составляет цитатный план).
Отвечает на вопрос
В
опрос, требующий Учащиеся кратко отвечают на 2 вопроса. За
к
раткого ответа правильный ответ ставится 1 балл. 2
У
чащиеся выполняют 1 задание,
В
опросы, направленное на анализ эпизода. 5
Анализ и
требующие
Учащиеся будут выполнять творческое
интерпретация
развернутого ответа з
ание на сопоставление художественного
текста ад
произведения и фильма.
10
Оценка и
сравнительный
анализ текста







19 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть


Общий
№ Тип Время на
ол. Описание Кол.
л
Тема Навыки К
аданияПроверяемая цель заданиявыполнение,
з
заданий*задания* баллов бал
* * мин*

Понимание и 4 1 МВО Р 10 4 5
азбивает текст на
ответы на см
ысловые части,
вопросы со
ставляет
на
зывной план,
о
заглавливает
6.1.4.1 т
Составлять простой екст, подбирает
2 1
цитатный план цитаты к
1
на
зывному плану
(
составляет
КО цит
атный план).
Нравств
Отвечает на
енный
вопрос.
выбор
нализ и 3 1 РО Анализирует 15 5 5
человека А
6.2.2.1 Определять основную
интерпретация письменно
ысль произведения, опираясь
текста м эпизод, персонаж
на его структурные элементы
выражая свое
6.2.4.1 Анализировать эпизоды
понимание
драматических и прозаических
прочитанного,
произведений, важные для
нимание
характеристики главных героев ,по
основной мысли,
6.2.5.1 Характеризовать героев,
проблемы,
используя план и цитаты из
пользуя цитаты
текста ис
из текста.







20 ПРОЕКТ

Оценка и 1 1 6.3.2.1 Сравнивать РО 15 10 10
Сравнивает
сравнительныхудожественное произведение
отрывок из
й анализ с произведениями других
художественного
видов искусства, объясняя
произведения с
сходства и различия при
фильмом, находит
поддержке учителя (план
сходства и
сравнительной
азличия.
характеристики) р

Итого 9 40 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


























21 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту
Задания
1. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».


Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо
из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать
любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на
службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе,
может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж
старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться
можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим
солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По
дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от
крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из
крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине
едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые
солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать
было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или
лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только
половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни
деревца, ни кустика по дороге.
1. Разбейте карандашом текст на смысловые части. [1]
2. Озаглавьте отрывок. [1]
3. Составьте простой назывной план. [1]
4. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты. [1]
2. Ответьте кратко на вопрос.
Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в
темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает».
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? [1]

Итого [5]

Анализ и интерпретация текста


Задание
Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
1. Охарактеризуйте персонаж.
2. Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных
идей используйте цитаты из произведения. [5]


Оценка и сравнительный анализ

Задания
Выберите 1 задание из двух предложенных.
1. Напишите письменную работу (объем 100 - 120 слов), сравнивая рассказ Л.
Толстого «Кавказский пленник» с одноименным фильмом (1975 г.) режиссера Г.
Калатозишвили. Отразите сходства и различия повести и фильма.


22 ПРОЕКТ

2. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое место в вашей жизни занимает дружба
и почему?» Аргументируйте свое мнение (по произведению В. Высоцкого «Песня о друге»)
примерами из жизни и стихотворения.

[10]


Схемы выставления баллов

Понимание и ответы по тексту
1-е задание

Баллы Дополнительная
№ Ответы и
нформация для учителя

1 4 части 1

2 Дорога домой 1

1. Письмо от матери. 1 Возможны другие варианты
здумья Жилина.
3 2. Ра
3. Обстановка на Кавказе.
4. Долгая дорога.

А) «Стара я уж стала…» 1 Возможны другие варианты.
В) «Если невеста хороша – и
4 жениться можно».
С) «На Кавказе тогда была война».
Д) «Обоз шел тихо».



2-е задание

№ Ответ Балл

1 Сравнение 1


Анализ и интерпретация текста


Дополнительная
Баллы Описание информация
для учителя

Представляет подробный анализ использованных в Учителю нужно
изоде языковых средств, комментирует их, обратить внимание на
4-5 эп
характеризует героя, определяет роль данного то, чтобы ученик не
отрывка в произведении. з
атрагивал сюжет
произведения, а
Хороший анализ используемых языковых средств, с
опирался лишь на
некоторым комментарием их роли в эпизоде,
2-3 хданный эпизод.
арактеризует героя с некоторыми отклонениями от
эпизода, определяет роль данного отрывка в
произведении.

Слабый анализ используемых языковых средств.
ри характеристике героя переходит на пересказ,
0-1 П
частично определяет или не определяет роль данного
отрывка в произведении.


1-е задание

Дополнительная
Баллы Описание инф
ормация
для учителя

9-10 Эффективно выражает мысли, идеи. Задание предполагает,

23 ПРОЕКТ

Дополнительная
Баллы Описание информация
для учителя

Находит сходства и различия повести и фильма, что фильм был
ответ имеет полностью связную структуру, все просмотрен учащимися
пункты логически последовательны и на уроках или дома.
взаимосвязаны. .

Хорошо выражает мысли, идеи.
ладеет навыками сравнения. Ответ имеет
7-8 В
связную структуру, все пункты логически
последовательны и взаимосвязаны.

Старается выражать мысли, найти сходства и
азличия, работа имеет связную структуру, не
5-6 р
всегда соблюдает логичность и
последовательность.

Ответ, в основном, понятен, но несвязный;
3-4 находит сходство и различие, не удается
передать свои мысли, ответ несколько запутан.

еясно изложены мысли, ученик не видит
1-2 Н
сходства и различия, ответ запутан.


2-е задание

Дополнительная
Баллы Описание информация для
учителя

Эффективно выражает мысли, идеи.
твет имеет полностью связную структуру, все
9-10 О
пункты логически последовательны и
взаимосвязаны.

Хорошо выражает мысли, идеи.
твет имеет полностью связную структуру, все
7-8 О
пункты логически последовательны и
взаимосвязаны.

Умеет выражать мысли, ответ в основном имеет
5-6 связную структуру, все пункты логически
последовательны и взаимосвязаны.

твет, в основном, понятен, но несвязный;
3-4 О
использует повторы, ответ несколько запутан.

1-2 Неясно изложены мысли, ответ запутан.














24 ПРОЕКТ


СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ


Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов


Типы заданий

МВО – задания с множественным выбором ответов
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа


Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из заданий по 3 навыкам: Понимание и ответы на вопросы,
Анализ и интерпретация, Оценка и сравнительный анализ, включающих вопросы с
множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова,
словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный
ответ, используя аргументы.


бщий
Навыки Тип вопроса Описание заданий О
балл

Понимание Вопросы с Учащиеся отвечают на 3 обязательных
3
и ответы на множественным вопроса. Вопросы с множественным выбором,
вопросы выбором ответа на каждый вопрос даны 4 варианта ответа, из
которых учащийся выбирает один верный
вариант. За каждый правильный ответ
учащийся получает 1 балл.

Анализ и Вопросы, Учащиеся кратко отвечают на 2 вопроса. За
2
интерпретатребующие каждый правильный ответ ставится 1 балл.
ция краткого ответа
Оценка и
Вопросы, Учащиеся выполняют 1 задание, направленное
5
сравнитель
ребующие на анализ эпизода из произведения.
ный анализ т
развернутого
ответа

Учащиеся выполняют творческое задание.
10
Объем 100 - 120 слов










25 ПРОЕКТ


Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Тема Навыки Кол. № Проверяемая цель Тип Описание Время Кол. Общий
заданий* задания* задания* задания* на баллов балл
выполне
ние,
мин*
Сказочные и Понимание 3 1 6.1.1.1 Понимать термины: МВО Понимает 5 3 5
мифологичеи ответы на художественный мир, миф, термины, имеет
ские вопросы мифический герой, мифологический общее
элементы в образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, представление о
литературн афиша, ремарка, портрет, пейзаж, художественном
ых метафора, олицетворение, произведении,

произведени риторические фигуры, антитеза, дает развернутые

ях перифраз; эпос, лирика, драма как ответы на

2 роды литературы вопросы.
6.1.2.1 Иметь общее представление о
5 2

художественном произведении,
2
понимать главную и второстепенную
информацию
6.1.6.1 Давать развернутый ответ на
вопрос

Анализ и 3 2 6.2.5.1 Характеризовать героев, КО Характеризует 5
интерпретац используя план и цитаты из текста РО героев, используя 15 5
ия 6.2.6.1 цитаты из текста,
Анализировать художественное
анализирует
пространство и время и оформлять
изобразительные
свое представление в рисунках, схемах,
едства.
кластерах и др. ср
6.2.8.1 Анализировать изобразительные
средства (метафоры, олицетворения) и
фигуры поэтического синтаксиса
(риторичес-кие вопросы, обращения,
восклицания, антитезы, перифразы и
др.)
Оценка и 2 3 6.4.4.1 Оценивать устные и РО Оценивает 15 10 10
сравнительнписьменные высказывания (свои, высказывания


26 ПРОЕКТ

ый анализ одноклассников и другие) с точки литературоведов,
зрения полноты раскрытия темы, выражает свое
уместности цитирования. мнение.
Итого 10 40 20
































27 ПРОЕКТ

Образцы заданий и схемы выставления баллов

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русская литература»

Понимание и ответы по тексту
Задания
1. Ответьте на вопросы, выбрав один ответ из четырех предложенных.

1. Кто поет о том, что «рыбок златые гуляют стада, хрустальные есть города»?

A) Водяной
B) Морская царевна
C) Морской царь
D) Русалка
[1]

2. «Это сказка для детей и взрослых, с волшебством, но на реальной основе, забавная
и в то же время серьезная», – говорил о своем произведении…
A) С.Я. Маршак
B) Л.Н. Толстой
C) М.Ю. Лермонтов
D) А.Н. Островский
[1]
3. Какой литературный прием использует А.Н. Островский в пьесе-сказке
«Снегурочка»?
A) аллюзия
B) антитеза
C) метафора
D) сравнение
[1]

[3]
Задания
2. Дайте развернутые ответы на вопросы
1. Почему А.Н. Островский создал пьесу о жизни добрых берендеев, обратившись
к фольклору? (по сказке А.Н. Островского «Снегурочка») [1]
2. Как нужно обращаться с «умными вещами»? (по произведению С.Я. Маршака
«Умные вещи») [1]



[2]
Анализ и интерпретация текста
Задание
Напишите анализ эпизода «Просьба Снегурочки».
1. Охарактеризуйте персонаж: речь, жесты, мимика, одежда.
2. Определите, как этот эпизод помогает раскрыть характер героя.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных
идей используйте цитаты из произведения.

[5]
Снегурочка:
Родимая, в слезах тоски и горя




28 ПРОЕКТ

Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явись – услышать стоны
И жалобы Снегурочки твоей.

Весна:
Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит.
Чего тебе не достает?

Снегурочка:
Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить – но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди.

Весна:
Дочка, забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка:
Мама, пусть гибну я,
Любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Весна:
Изволь, дитя, - любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любовных сил в венке моем цветном.
Сними его! Присядь ко мне поближе! (Садятся на скамеечку, Весна надевает венок.)

























29 ПРОЕКТ

Снегурочка:
Ах, мама, что со мной?
Какой красою зеленый лес оделся!
Берегами и озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами колышется.

Весна:
Снегурочка, прощай,
Дитя мое! Любовным ароматом
Наполнилась душа твоя. (Весна уходит, остается одна Снегурочка.)

Снегурочка:
Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес – выходит
Девицею с душой счастливой.



Оценка и сравнительный анализ

Задание
Прочитайте и выберите одно из высказываний критиков. Выразите свое отношение к оценке
(высказыванию) в развернутом ответе, выражая свое согласие или несогласие.
1. В «Снегурочке» сочетаются картины реальной жизни со сказкой и фантастикой. (Н.
Леонова)
2. Пьеса-сказка хорошо отражает русскую народную культуру. (Ю. Лебедев)


[10]

























30 ПРОЕКТ




Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту


1-е задание

№ Ответ Общий балл

1 D 1

2 A 1

3 B 1

Итого 3



2-е задание

№ Ответы Балл

Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев.
1
Принимая эту жертву, бог солнца Ярило сменяет гнев на

1. милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и

любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь

спасет человечество – такова вера А.Н. Островского.

мными вещами нельзя хвалиться, нельзя обращать их
1
2. У
во зло людям и нельзя продавать. Это волшебные вещи.


Анализ и интерпретация текста


Дополнительная
ормация для
Баллы Описание инф
учителя

Представляет подробный анализ использованных в Учителю нужно
изоде языковых средств, комментирует их, обратить внимание на
4-5 эп
характеризует героя, определяет роль данного то, чтобы ученик не
отрывка в произведении. з
атрагивал сюжет
произведения, а
Хороший анализ используемых языковых средств, с
опирался лишь на
некоторым комментарием их роли в эпизоде,
2-3 хданный эпизод.
арактеризует героя с некоторыми отклонениями от
эпизода, определяет роль данного отрывка в
произведении.

Слабый анализ используемых языковых средств.
и характеристике героя переходит на пересказ,
0-1 Пр
частично определяет или не определяет роль данного
отрывка в произведении.



Оценка и сравнительный анализ


Дополнительная
ормация для
Баллы Описание инф
учителя

Эффективно выражает мысли, идеи. Ответ Учащиеся выполняют
9-10 содержит оценку высказывания, четко по выбору одно из двух
сформулированное свое мнение, имеет предложенных заданий,

31 ПРОЕКТ

Дополнительная
Баллы Описание информация для
учителя

полностью связную структуру. составленных на основе
изученного материала
Хорошо выражает мысли, идеи. Ответ содержит
четверти. При проверке
7-8 оценку высказывания, свое мнение, имеет
следует обратить
связную структуру.
внимание на умение
Старается оценить высказывание, выражает свое
оценивать, приводить
5-6 мнение о высказывании, ответ в основном имеет
саргументы.
вязную структуру.

Затрудняется оценить чужое высказывание,
3-4 слабо выражает свое мнение. Ответ, в основном,
понятный, но несвязный.

ценка высказывания отсутствует. Неясно
1-2 О
изложены мысли, ответ запутан.
 
Верх