СОЧ Русская литература 9 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения) 9 класс

CОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания..........................................3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемые результаты по предмету «русская литература».................3
4. Уровни мыслительных навыков...........................................3
5. Правила проведения суммативного оценивания............................5
6. Модерация и выставление баллов........................................5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ.....................6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ....................12
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ....................20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ....................27
2
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти, сбор доказательств, подтверждающих наличие у учащихся знаний, умений и навыков по содержанию учебной программы в соответствии с учебным планом. Суммативное оценивание проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ определенного учебного периода. Результаты суммативного оценивания являются основанием для выставления четвертных оценок учащегося по предмету. Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «русская литература»
Рекомендуемое Дополнение
• воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
• воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое с учетом его специфики • понимать связь изученного произведения со временем его написания
• давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия • воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности
• грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров; выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров • воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое с учетом его специфики
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень мыслительных навыков Навыки Описание Рекомендуемый тип заданий
Знание и понимание Понимание и ответы на вопросы Знать конкретные факты и информацию, соответствующие классу и предмету, согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать понимание через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО)
3
Уровень мыслительных навыков Навыки Описание Рекомендуемый тип заданий
Применение / Навыки высокого порядка Анализ и интерпретация текста Использовать и применять информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение формулировать вопросы, аргументировать, рассматривать предмет с разных точек зрения, делать выводы соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение находить информацию и интерпретировать через разделение материала или концепций на части, выявлять взаимосвязи между ними соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО)
Оценка и сравнительный анализ Принятие решений о ценности идей или материалов в рамках определенного критерия соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО)
Анализировать мнения,
4
Уровень мыслительных навыков Навыки Описание Рекомендуемый тип заданий
мысли и события, а также принимать решения или действия в результате своих размышлений. Исследовать предположения (соответственно предмету и классу) через тщательный сбор и использование доказательств, оценивать и делать собственные выводы
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 20 баллов
Тема раздела Навыки Общий балл
Понимание и ответы на вопросы Анализ и интерпретация Оценка и сравнительный анализ
Странности любви 5 5 10 20
Типы заданий
МВО - задания с множественным выбором ответов
РО - задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, третье - оценки и сравнительного анализа.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за «1» четверть
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* за вид речевой деятельнос ти Общий балл
Понимание и ответы на вопросы 9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм 9.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 5 1 МВО 5 5 5
Странности любви Анализ и интерпретация 9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) 1 2 РО 10 5 5
Оценка и сравнительный анализ 9.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения 1 3 РО 25 10 10
Итого: 5 7 40 20 20
Примечание. * - разделы, в которые можно вносить изменения
7
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы Задание 1.
Выберите один правильный вариант ответа.
[5]
1. Укажите точное определение сонета как жанра.
A) стихотворение, состоящее из 14 стихов, расположенных в особом порядке
B) стихотворная форма, допускающая свободное построение
C) произведение, посвященное теме дружбы
D) народная песня о несчастной любви
[1]
2. Определите род произведений «Ася» И.Тургенева, «Цыганы» А.Пушкина, «Олеся» А.Куприна.
A) лирика, эпос, драма
B) эпос, лирика, драма
C) драма, драма, эпос
D) эпос, лирика, эпос
[1]
3. Назовите художественные средства, использованные в отрывке:
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье Или блистательный позор.
A) метафора, эпитет
B) эпитет, сравнение
C) олицетворение, гипербола
D) гипербола, метафора
[1]
4. Укажите пример использования оксюморона.
A) «...с забавной важностью роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце».
B) «.продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом».
C) «... стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе.».
D) «На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала...».
[1]
5. Какой эпизод является кульминацией повести «Ася» И. Тургенева?
A) встреча с Г агиными на студенческом празднике
B) свидание Аси и Н.Н. в доме фрау Луизы
C) внезапный отъезд Г агиных
D) рассказ Н.Н. о пребывании в немецком городке
[1]
8
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы комментарий
1 1 А За каждый правильный ответ 1 балл
2 D
3 А
4 А
5 В
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Охарактеризуйте персонажей данного отрывка из повести А.Куприна «Олеся». С помощью каких художественных средств и приемов автор выражает отношение к героям (минимум 2 средства)? Объясните, с какой целью их использует автор.
[5]
Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах... Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным. Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы. Иногда, затрудняясь объяснить ей что-нибудь, слишком, по моему мнению, непонятное для ее полудикарской головы (а иной раз и самому мне не совсем ясное), я возражал на ее жадные вопросы: «Видишь ли... Я не сумею тебе этого рассказать... Ты не поймешь меня».
9
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы Описание
2 5 Учащийся точно характеризует персонажей, приводит и комментирует цитаты. Находит 2 и более изобразительно - выразительных средства и объясняет цель использования этих средств автором/ или их значение в тексте для создания целостности образа
4 Учащийся характеризует персонажей, приводит не менее 2 доказательств, не использует цитаты из произведения или их не комментирует. Находит 2 изобразительно - выразительных средства и объясняет цель использования этих средств автором/ или их значение в тексте для создания целостности образа
3 Учащийся неточно характеризует персонажей, приводит недостаточно доказательств, не использует цитаты для объяснения своих утверждений. Находит только 1 изобразительно - выразительное средство и пытается аргументировать/объяснить целесообразность использования его в тексте. Либо находит 2 и более изобразительно -выразительных средства, но не комментирует/ не объясняет, с какой целью автор использует их в произведении.
2 Учащийся затрудняется характеризовать персонажей, не приводит доказательства не использует цитаты для объяснения своих утверждений. Неточно определяет языковые средства, не комментирует цель их использования в тексте.
1 Учащийся слабо характеризует персонажей, не приводит доказательства, не использует цитаты для объяснения своих утверждений. Не определяет языковые средства, не комментирует цель их использования в тексте.
Оценка и сравнительный анализ
Задание 3.
Выполните одно из заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150-200 слов.
[10]
1. Согласны ли вы с утверждением, что для тургеневской девушки характерна «огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность
«идти до конца», жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью» (Э.Надточий)? Для подтверждения своей точки зрения используйте цитаты.
2. Докажите, что «Цыганы» А.С.Пушкина - романтическое произведение. Аргументируйте свой ответ и приведите примеры из текста.
3. Способна ли любовь преобразить несовершенного человека (по произведению А.И.Куприна «Олеся»)? Прокомментируйте свою точку зрения. Для подтверждения используйте цитаты.
10
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Аргументирует собственную позицию.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4 Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2 Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.
11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 20 баллов
Тема раздела Навыки Общий балл
Понимание и ответы на вопросы Анализ и интерпретация Оценка и сравнительный анализ
Тема «маленького человека» 5 5 10 20
Типы заданий
МВО - задания с множественным выбором ответов
РО - задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется
ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, а третье - оценки и сравнительного анализа.
12
Характеристика заданий суммативного оценивания за «2» четверть
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Общий балл
Тема «маленького человека» Понимание и ответы на вопросы Анализ и интерпретация 9.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному 5 1 МВО 5 5 5
9.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию 9.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений 9.2.7.1 Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) 9.2.9.1 Писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др. 1 2 РО 10 5 5
9.4.2.1 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и 1 3 РО 25 10 10
13
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Общий балл
Оценка и сравнительный анализ различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы
Итого: 7 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
14
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы Задание 1.
Выберите один правильный вариант ответа.
[5]
1. Укажите жанры произведений: 1) «Бедные люди», 2) «Шинель», 3) «После бала».
A) 1 - рассказ, 2 - поэма, 3 - роман
B) 1 - повесть, 2 - поэма, 2 - повесть
C) 1 - роман, 2 - повесть, 3 - рассказ
D) 1 - поэма, 2 - повесть, 3 - рассказ
[1]
2.Укажите, что выражено в названии повести Г оголя «Шинель».
A) идея
B) тема
C) тема и идея
D) проблематика
[1]
З.Определите, какова роль шинели в произведении Гоголя:
A) символ
B) деталь
C) образ
D) понятие
[1]
4.Определите основную идею произведения А.И.Куприна «Г ранатовый браслет».
A) Каждая женщина мечтает о любви.
B) Безответная любовь делает человека несчастным.
C) Жизнь без любви бессмысленна.
D) Аристократия не понимает чувств « маленького» человека.
[1]
5. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа Л.Толстого «После бала»?
A) последовательность излагаемых событий
B) цикличность излагаемых событий
C) антитеза
D) ретроспектива
[1]
15
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы комментарий
1 1 С За каждый правильный ответ 1 балл
2 В
3 А
4 С
5 С
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Определите тему и идею предложенного отрывка из произведения. Как автор раскрывает идею
произведения? Приведите не менее 2 доказательств, используйте цитаты из произведения. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
[5]
Л.Н. Толстой. «После бала»
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «Что это такое?» - подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», - подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию...
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами...
...Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
16
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы Описание
2 5 Учащийся точно формулирует тему и идею произведения, опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 2 доказательств, использует цитаты из произведения. Учащийся объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
4 Учащийся формулирует тему и идею произведения, опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 2 доказательств, использует цитаты из произведения. Учащийся объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
3 Учащийся нечетко формулирует тему и идею произведения, слабо опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 1 доказательства, использует цитаты из произведения. Учащийся неверно объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
2 Учащийся слабо формулирует тему и идею произведения, не опирается на авторскую позицию (замысел). Допускает в некоторых случаях фактические ошибки, не показывает, как автор раскрывает идею произведения, не приводит доказательств, не использует цитаты из произведения. Учащийся затрудняется объяснить роль данного эпизода в композиции всего произведения.
1 Учащийся затрудняется формулировать тему и идею произведения. Допускает фактические ошибки, не приводит доказательств. Учащийся не объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Оценка и сравнительный анализ Задание 3.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150-200 слов.
[10]
1. Как тема «маленького» человека раскрывается в произведениях русской литературы? Сопоставьте два или несколько произведений, в которых раскрывается эта тема. Покажите, каким образом авторы раскрывают идею в своих произведениях.
2. Заслуживают ли “униженные и оскорбленные» немного доброты? (по произведению Ф.М. Достоевского «Бедные люди»). Покажите, каким образом автор показывает своё отношение к своим персонажам.
3. Сравните отрывок из произведения А. И. Куприна с иллюстрациями к нему. Охарактеризуйте специфические средства создания образов в литературе и живописи. Прокомментируйте свою точку зрения. Для подтверждения своей точки зрения используйте цитаты.
(2-3 иллюстрации художников к произведениям по выбору учителя).
17
Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого.
— Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета была еще большей глупостью. Но... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме._________________
18
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Аргументирует собственную позицию.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4 Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2 Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.
19
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 20 баллов
Тема раздела Навыки Общий балл
Понимание и ответы на вопросы Анализ и интерпретация Оценка и сравнительный анализ
Сатира на общество 5 5 10 20
Типы заданий
МВО- задания с множественным выбором ответов
РО - задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, третье - оценки и сравнительного анализа.
20
Характеристика заданий суммативного оценивания за «3» четверть
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания * Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Сатира на общество Понимание и ответы на вопросы Анализ и интерпретация 9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм 9. 1.6.1 Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники 3 1 МВО РО 5 5 5
9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений 9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) 9.2.7.1 Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) 1 2 РО 10 5 5
9.4.2.1 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов 1 3 РО 25 10 10
21
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания * Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Оценка и сравнительный анализ искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы
Итого: 5 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
22
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы Задания 1.
Выполните задания.
[5]
1.Что не относится к определению «лирическое отступление»?
A) внесюжетный элемент произведения
B) форма авторской речи
C) обращение автора к читателям
D) целостное представление о творчестве автора
[1]
2. Кому из героев произведения А.С. Грибоедова принадлежит афоризм:
A) «Ученье — вот чума; ученость — вот причина» 1.Софья
В) «Г ерой не моего романа» 2.Фамусов
С) «И дым отечества нам сладок и приятен» З.Лиза
D) «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь» 4.Чацкий
[2]
3. Дайте ответ на вопрос: Для чего Чичиков скупает «мертвые души»? (Ответ сформулируйте в 2-х предложениях)
[2]
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы комментарий
1 1 D В задании на соответствия за 2 правильных ответа -1 балл
2 1В, 2А, 3D^
3 Цель Чичикова - скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России. Возможны другие варианты ответов. За полный ответ - 2 балла.
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Заполните концептуальную карту по предложенному эпизоду из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души».
[5]
23
Тема
Идея
Проблематика
Герои
Выразительные средства
Вывод
Н.В. Г оголь «Мёртвые души»
Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», — повторял он. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», — «Ступай», — говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.
При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель».
24
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы Описание
5 Учащийся верно определяет тему и идею произведения, отмечает логичную связь с проблематикой, последовательно выделяет систему героев, делает вывод. Находит 2 и более изобразительно -выразительных средства в тексте для создания целостности образа.
4 Учащийся определяет тему и идею произведения, отмечает логичную связь с проблематикой, выделяет систему героев, делает вывод. Находит не менее 2-х изобразительно - выразительных средств в тексте для создания целостности образа.
2 3 Учащийся неточно определяет тему и идею произведения, непоследовательно отмечает связь с проблематикой, выделяет систему героев, делает вывод. Находит изобразительно - выразительные средства в тексте для создания целостности образа.
2 Учащийся допускает неточности в определении темы и идеи произведения, затрудняется определить проблематику, систему героев, вывод отсутствует. Затрудняется в определении изобразительно -выразительных средства в тексте для создания целостности образа.
1 Учащийся неверно определяет тему и идею произведения, проблематику, систему героев. Не находит изобразительно -выразительных средств в тексте для создания целостности образа.
Оценка и сравнительный анализ Задание 3.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150 - 200 слов
[10]
1. Как отражен «век нынешний» и «век минувший» в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Напишите об особенностях его произведения. Изложите свою точку зрения и прокомментируйте позицию автора.
2. «:...Говоря о «Мертвых душах», можно вдоволь наговориться о России» (П.А.Вяземский). Согласны ли вы с высказыванием П.А.Вяземского? Дайте обоснование своей точки зрения.
3. Сравните образ Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя с иллюстрациями разных художников. Охарактеризуйте специфические средства создания образов в литературе и живописи. Прокомментируйте свою точку зрения.
Художники Кукрыниксы Художник А. Лаптев Художник В.Андреев
25
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Аргументирует собственную позицию.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4 Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2 Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.
26
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 20 баллов
Тема раздела Навыки Общий балл
Понимание и ответы на вопросы 2-ая группа навыков
Тайны человеческой души 5 15 20
Типы заданий
МВО- задания с множественным выбором ответов
РО - задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, а третье - оценки и сравнительного анализа.
27
Характеристика заданий суммативного оценивания за «4» четверть
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания * Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Общий балл
Тайны человеческой души Понимание и ответы на вопросы 9.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения 3 1 МВО РО 5 5 5
Анализ и интерпретация 9.2.1.1 Определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ); 9.2.4.1 Анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами 9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) 9.2.7.1 Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.) 9.2.9.1 Писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др. 1 2 РО 35 15 15
28
Тема Навыки Проверяемая цель Количество заданий* № задания * Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Общий балл
Оценка и сравнительный анализ 9.4.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов 9.4.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности
Итого: 4 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
29
Образец заданий и схема выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы Задание1.
Выполните задания.
[5]
1.Укажите признак «святочного рассказа».
A) общая атмосфера чудесного изменения мира или героя
B) изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов
C) исключительный конфликт между героем и средой
D) изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне
[1]
2. Какое выразительное средство использовал автор в предложении: «...хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались»?
A) олицетворение
B) перифраз
C) гипербола
D) синекдоха
[1]
3. Чего пытался добиться Беликов таким острожным поведением?
A) Он хотел чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний.
B) Он хотел дожить до преклонного возраста синекдоха.
C) Он хотел казаться неординарной личностью.
D) Он хотел добиться успеха в обществе.
[1]
4. Дайте развернутый ответ на вопрос: Почему повесть А.С.Пушкина называется «Пиковая дама»?
[2]
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы комментарий
1 1 А за каждый правильный ответ -1 балл
2 С
3 А
4 Названа повесть не в честь карты «Пиковая дама», а названа так, потому что «Пиковая дама» олицетворяет собой судьбу человека-игрока. Как бы ты не владел ситуацией, каким бы ты не мнил себя умным-разумным, счастливчиком. Судьба все равно тебя обыграет, над тобой посмеется. Возможны другие варианты ответов. За полный ответ - 2 балла.
30
Анализ и интерпретация Оценка и сравнительный анализ Задание.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 200-250 слов.
[15]
1. Сопоставьте героинь произведений Лескова «Жемчужное ожерелье» и Мопассана «Ожерелье». Каким образом авторы раскрывают свою позицию через эти образы женщин? Аргументируйте, используя цитаты из текстов. Докажите свою собственную позицию.
2. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”- говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но помогает ли ему это, способен ли он достичь того, к чему стремится?
3. Напишите сопоставительный анализ произведения Чехова «Человек в футляре» с другим произведением русской, казахской или мировой литературы по теме «Осуждение человеческих слабостей и пороков». При помощи каких литературных приёмов донесена до читателя авторская позиция? Согласны ли вы с ней?
Схема выставления баллов
Балл Описание
13-15 Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Аргументирует собственную позицию.
10-12 Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Или: не всегда выбранные учащимся приёмы создания образов наиболее ярко представляют стиль писателя, художника, режиссёра. Чётко комментирует собственную позицию.
7-9 Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
4-6 Демонстрирует незначительное понимание темы, выделяет некоторое количество признаков. Слабый анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Неубедительно аргументирует собственную позицию.
1-3 Демонстрирует очень слабое понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.
31
 
Верх