СОЧ Всемирная История 5 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Всемирная история»
5 класс

Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть.................................3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть....3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 5 класс............3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 5 класс.....4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей 4
6. Правила проведения суммативного оценивания...............................5
7. Модерация и выставление баллов...........................................5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ........................6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.......................12
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.......................17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.......................22

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 5 класс Знает:
- базовые понятия исторической науки
- периодизацию всемирной истории
- виды исторических источников
- конкретные факты.
Понимает:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития всемирной истории на протяжении всех периодов истории
- характерные черты общественно-политического, экономического и социальнокультурного развития различных стран мира.
Применяет:
- навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте
- навыки при работе с историческими материалами
- информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях Анализирует:
- исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных связей
- результаты деятельности исторических личностей
- источники, иллюстрации, стили искусства, периоды
Синтезирует:
- информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей
Оценивает:
- различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы, различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы.
3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 5 класс
Уровни мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Знание и понимание Знать факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность и особенности исторического процесса; Знать периодизацию всемирной истории, знать современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Применение Использовать исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, понимать исторические события и явления, понимать изменения исторических процессов, уметь ставить проблемные исторические вопросы, находить ответы на вопросы и проводить историческое исследование, записывать, объяснять, сравнивать и различать исторические события, процессы и явления, устанавливать связи между ними. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Навыки высокого порядка Выбирать, интерпретировать и оценивать источники, содержащие соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов, анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве, выявлять и представлять исторические аргументы, содержащие обоснование и доказательства, определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей
Четверть Знание и понимание, % Применение, % Навыки высокого уровня, %
I 25 75 0
II 0 100 0
III 33 67 0
IV 33 67 0
Итого 23 77 0
4
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 20
Типы заданий:
МВО - задания с множественным выбором ответов;
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с краткими ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий* № задания * Тип задания * Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
5.1.А От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия Применение 1 1 КО 16 8 8
5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Знание и понимание
5.1.В Цивилизации речных долин 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Применение 1 2 КО 10 4 4
5.1.С История Древнего Египта 5.2.2.2 Описывать храмы и пирамиды Древнего Египта Применение 1 3 КО 14 8 8
ИТОГО: 3 - - 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
7
Образцы заданий и схема выставления баллов
1. Заполните таблицу.
№ Термины Описание
1 Тотемизм
2 Анимизм
3 Фетишизм
4 Магия
5 Человеческое стадо
6 Род
7 Община
8 Племя
[8]
2. Заполните контурную карту речных долин.
Долина Нила, Месопотамия, долина Инда, долина Хуанхэ
[4]
3. Соотнесите термины и впишите свой ответ в таблицу листа с ответами.
№ Термин № Определение
1 Сфинкс А сохранённое бальзамированием тело
2 Мумия В разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведенных помещениях или на кладбищах;
3 Сакрофаг С зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.;
4 Тутанхамон D женщина-фараон (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) Нового царства Древнего Египта из XVIII династии;
5 Хатшепсут E фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э;
8
6 Хеопс F многогранник, одна из граней которого (называемая основанием) — произвольный многоугольник, а остальные грани (называемые боковыми гранями) — треугольники, имеющие общую вершину.
7 Амон- Ра G квадратная пирамида, крупнейшая из египетских пирамид, памятник архитектурного искусства Древнего Египта; единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, и самое древнее из них: её возраст оценивается примерно в 4500 лет.;
8 Пирамида H бог солнца у древних египтян.
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-
[8]
9
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 1. Тотемизм- восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопредника, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
2. Анимизм-свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
3. Фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
4. Магия-в религиозно-мистических представлениях: совокупность действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных подчинить так наз. сверхъестественные силы; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
5. Человеческое стадо-небольшая группа людей 20-30 взрослых Членов (петикантропов). Оседлая жизнь в пещерах. Занятия: собирательство растений, загонная охота (огнем, шумом гнали животное к обрыву, ущелью), изготовление каменных орудий труда; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
6. Род-коллектив кровных родственников; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
7. Община -объединение членов одного рода, ведущих общее хозяйство. В роде могло быть несколько общин; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
8. Племя- объединение нескольких родов, находящихся в родственных отношениях; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
2 1 указывает на карте долину Нила;
1 указывает на карте Месопотамию
1 указывает на карте долина Инда;
1 указывает на карте долину Хуанхэ;
3 1-С 1
10
2-А 1
3-В 1
4-Е 1
5-D 1
6-G 1
7-H 1
8-F 1
Всего баллов: 20
11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов: 20 Типы заданий:
МВО - задания с множественным выбором ответов;
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде рассказа на указанную тему.
12
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий* № задания* Тип задания * Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
5.2А Колесницы и империи 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического устройства древних государств Применение 1 1 КО 10 6 6
5.2 В Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Применение 1 2 КО 16 8 14
5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Применение 1 3 РО 14 6
ИТОГО: 3 - - 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
13
Образцы заданий и схема выставления баллов
1. Установите соответствие между именами правителей и событиями происходившими в период их правления. Запишите в таблицу выбранные ответы под соответствующими цифрами.
1. Хаммурапи А) в годы его правления Вавилон был известен как самый могущественный и красивый город
2. Навуходоносор В) он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро-Аккадского царства в Вавилонское царство
3. Ашока С) построил уникальную библиотеку
4. Сиддхартха Гаутама D) во время его царствования начался расцвет Индийского государства
5. Ашшурбанипал E) является создателем мира и порядка
6. Брахма F) основатель буддизма
Запишите ответы в таблицу:
1 2 3 4 5 6-

[6]
2. В таблицу «Общественное устройство Древней Индии» запишите названия четырех главных каст Индии и укажите род занятий, подходящий для них.
касты 1 2 3 4
Род занятий 5 6 7 8

[8]
3. Рассмотрите иллюстрации и используя свои знания и предложенные иллюстрации, составьте рассказ об успехах индийцев в математике и медицине. Количество слов 50-70 слов.
14
[6]
15
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 1- В 1
2- А 1
3- D 1
4- F 1
5- C 1
6- E 1
2 1 -Брахманы (жрецы) 1
2-Кшатрии (войны) 1
3-Вайшьи (крестьяне) 1
4-Шудры (слуги) 1
5-пишет род занятий брахманов; 1
6-пишет род занятий кшатриев; 1
7-пишет род занятий вайшьев; 1
8-пишет род занятий шудр; 1
3 В развитии математики индийцы опережали многие древние страны. Они издавна использовали при счете систему десятичной дроби. Числа, которыми мы пользуемся, оказывается, арабы в свое время переняли у индийцев. Так, знак «ноль» в древности употреблялся только в Индии. В медицине: впервые в Индии научились ставить диагнозы гепатита, болезней суставов, головной боли и т.д. В книгах рассказывалось, как распознать болезнь, собраны сведения об анатомии человека, о его внутренних органах. Индийцы имели глубокие знания о свойствах лекарственных трав, знали, как ими пользоваться. 1 использованы: все рисунки (дополнительный материал);
1 исторические факты и события, которые соответствуют тематике и периоду в истории;
1 выражает мысли, ответ в основном имеет связную структуру;
1 все пункты логически последовательны и взаимосвязаны;
1 письменная работа составляет не менее 50-70 слов;
1 составляет рассказ об успехах индийцев в математике и медицине;
Всего баллов: 20
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов: 20 Типы заданий:
МВО - задания с множественным выбором ответов;
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде рассказа на указанную тему.
17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий * № задания* Тип задания * Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
5.3 А Древний Китай 5.2.3.1 Давать простое объяснение взглядов философов древности Знание и понимание 1 1 КО 10 6 6
5.3 С Культура Древней Греции 5.2.2.3 Описывать искусство древнего мира Применение 1 2 КО 15 8 8
5.3 В Древняя Греция 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств Применение 1 3 РО 15 6 6
ИТОГО: 3 - - 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
18
19
Образцы заданий и схема выставления баллов
Прочитайте высказывания философов. Определите и впешите имена философов в пустые ячейки
2. Заполните таблицу.
[6]
р/с Виды искусства Определение Особенности
1 Театр
2 Акрополь
3 Амфора
4 Статуя Зевса
[8]
20
З.Напишите рассказ на тему «Завоевательные походы Александра Македонского» Количество слов 50-60.
В рассказе должен содержать:
1.Введение
2. Правдивость.
3. Образность.
4. Логичность
5. Сравнение
6. Заключение
[6]
21
Схема выставления баллов

вопроса
Ответ
Балл
Дополнительные
рекомендации
1
1. Конфуций;
2. Лао Цзы;
3. Шан Ян;
4. Платон;
5. Сократ;
6. Аристотель;
р/с Виды искусства Определение Особенности
1 Театр В переводе с древнегрееского языка означает «зрелище» В театре актеры показывают представления. В древнегреческом театре все роли исполняли мужчины.
2 Акрополь Возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города Mg£jo. первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью н служил убежищем для граждан в военное время
3 Амфора Античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках Амфоры чаще острадонкые, нередко с маленькой ножкой нлн круглодонные. Плоскодонные редки. Были щщшшй У греков, римлян, зтрускоЕ.
4 Статуя Зевса Единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы.
по 1баллу за каждый вариант ответа;
можно принять и другие похожие по смыслу ответы
У Александра был незаурядный интеллект. В возрасте 6 или 7 лет он мог играть на лире, вести беседы со взрослыми на разные темы. Он прочитал всю греческую литературу, Гомер был его кумиром. Когда Александру было 13 лет, его учил Аристотель. Но величайшее влияние на Александра оказал не Аристотель, а его отец, Филипп.
У Александра никогда не было окончательного плана действий, хотя он жизненно необходим для любой стратегии. У стратегии по определению есть цель: когда вы вторгаетесь куда-то, вы должны знать, где остановиться, и если вы доходите до этого момента, значит, вы добились своего. В 330 году до нашей эры он стал называть себя царем Азии.
Принимаются любые альтернативные ответы
Введение-1 балл; Правдивость-1 балл; Образность-1балл; Логичность-1 балл; сравнение-1балл; заключение-1 балл;
Всего баллов:
20
2
8
3
6
22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов: 20 Типы заданий
МВО - задания с множественным выбором ответов;
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий* № задания* Тип задания * Время на выполнение, мин* Балл * Балл за раздел
5.4 А Расцвет Римской империи 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Знание и понимание 1 1 КО 18 9 15
5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества Применение 1 2 КО 12 6
5.4В Рим на рубеже эпох 5.2.4.1 Описывать роль письменности в развитии древнего общества Применение 1 3 КО 10 5 5
ИТОГО: 3 - - 40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
24
Образцы заданий и схем выставления баллов
1. Укажите имена императоров и заполните таблицу
1 2
Императоры Рима
1. 2.
Годы правления 3. 4
Завоеванные страны 5. 6.
Каким он остался в памяти народа? 7. 8.
Заключение 9.
[9]
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятие Определение (что означает)
1) Республика А) коренные жители Рима. Богатые и знатные граждане
2) Патриции В) пришедшие в Рим (вначале, не имели прав, затем получили) бедные граждане Рима
3) Плебеи С) форма правления, где должностные лица избираются
4) Народный трибун D) должность для защиты прав плебеев, обладали правом налагать запрет на постановления магистров и Сената
5) Колоны Е) бесправные люди
6) раб F) землевладельцы стали отдавать землю в аренду свободным крестьянам. Таких крестстьян называли...
Запишите ответы в таблицу:
1 2 3 4 5 6

[6]
25
4. Опишите подробно виды письменности.
Виды письменности Описание
Пиктограмма
Иероглиф
Руническое письмо
Финикийская письменность
Заключение
[5]
26
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 1 .Цезарь; 1
2.Октавиан; 1
3. 59 год д.н.э; 1
4. 29 год д.н.э. 1
5.Галия и Британия; 1
6. Венгрия, Албания, Хорватия, Болгария, Босния, Герцоговина; 1
7. он укрепил славу Рима, 1
8. Рим стал империей; 1
9. пишет заключение 1
3 1-С 1
2-А 1
3-В 1
4-D 1
5- F 1
6- E 1
4 пиктограмма-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде; 1 Принимаются верные альтернативные ответы
иероглиф-название письменного знака в некоторых системах письм 1
руническое письмо-письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э. 1
Финикийская письменность-одна из первых засвидетельствованных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XV века до н. э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма. 1
делает выводы 1
Всего баллов: 20
 
Верх