СОЧ Всемирная История 6 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания
за четверть
по предмету
«Всемирная история»
6 класс



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................ 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ..................... 4

3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 6 класс ..................................... 4

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей

.............................................................................................................................................................. 6

6. Правила проведения суммативного оценивания ........................................................................ 6

7. Модерация и выставление баллов ................................................................................................ 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............. 7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............ 13

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............ 19

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............ 24





1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей
обучения, запланированных в учебных планах на четверть.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9
классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию


3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 6 класс
Знать:
- периодизацию всемирной истории;
- основные события, явления, процессы истории мира;
- исторических деятелей, сыгравших важную роль в мировой истории;
- важнейшие достижения мировой культуры в ходе исторического развития;
- базовые понятия исторической науки;
- виды исторических источников.

Понимать:
- сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и
непрерывность развития всемирной истории;
- характерные черты общественно-политического, экономического и социально-культурного
развития различных стран мира;
- историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного
разнообразия человечества;
- роль и место выдающихся личностей в мировой истории.

Применять:
- навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем;
- навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на
исторической карте;
- навыки при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов;
- навыки при характеристике политического, социально-экономического и культурного
развития других стран мира.

:
Анализировать
- исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных
связей;
- историческое развитие стран, определяя общие черты и особенности;
- мотивы и результаты деятельности исторических личностей;
- общественные, экономические, политические и культурные процессы, отдельных
государств мира путем проведения исторических параллелей;
- различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы;
- различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы;
- информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд).

Синтезироть:
- информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и
дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт
исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей.

Оценивать:



4 ПРОЕКТ

- исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на мировую
историю, их различные интерпретации;
- достоверность различных видов исторических источников;
- перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития.


4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 6 класс


Уровень Описание Рекомендуемый
мыслительных тип заданий
навыков

Знание и Падение Римской империи. Для проверки
понимание Феодализм. Понятие «феодализм»; возникновение уровня
ислама; ключевые события в истории ислама рекомендуется
между 610 и 1258 годами; арабский халифат; использовать
развитие культуры мусульманского мира; з
адания с
крестовые походы, монголы. Чингисхан; создание
множественным
Монгольской империи; военное искусство
выбором ответов
монголов; (
МВО) и/или
средневековое европейское общество в XIV - в
задания,
первой половине XVI веков; т
ребующие
торговля, ремесло и освоение мира; Великий
краткого ответа
Шелковый путь; международная торговля и
(КО).
путешествия; великие географические открытия

конца XV- начала XVI веков и их последствия;
эпоха Возрождения

Применение особенности феодального типа хозяйства; Для проверки
социальная структура феодального общества; уровня
особенности развития средневековых городов и рекомендуется
средневекового искусства; причины, ход и использовать
задания,
последствия крестовых походов (1-4 крестовые
требующие
походы); христианская Европа и мусульманский
раткого ответа
мир после крестовых походов; к
(КО) и/или
абсолютизм на Западе и Востоке; влияние
задания,
монгольских походов на формирование
; этапы развития
требующие
этнополитической карты Евразии
феодального государства; особенности
развернутого
абсолютизма в странах Запада и Востока ответа (РО).

Навыки выявлять особенности международных Для проверки
высокого отношений в период средневековых завоеваний; уровня
порядка объяснять роль международной торговли и рекомендуется
путешествий в средние века; определять значение использовать
задания,
научных открытий о строении вселенной в период
требующие
позднего средневековья для последующего
раткого ответа
развития естественных наук к
(КО) и/или
задания,
требующие
развернутого
ответа (РО).





5 ПРОЕКТ

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей



Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня

I 20% 60% 20%

II 0 66% 34%

III 33% 34% 33%

IV 25% 50% 25%

Итого 19% 52% 29%




6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся
запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют
право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо
того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся
должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.


7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы
не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.





СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 20


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа и с кратким ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернотого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
предложения.





Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* заданиявыполнение, раздел
навыков * мин*


6.3.2.3 Описывать внутреннюю
Падение Римской политику Византии, выявляя и
Применение 1 1 КО 5 3 3
империи классифицируя причины ее
прочности


6.1.1.1 Описывать социальную
нание и
О 5 3
структуру феодального общества З
понимание 1 2 МВ

арактеризовать
Феодализм 6.1.2.1 Х7
взаимоотношения
Применение 1 3 КО 8 4
господствующего и зависимого
сословий (феодалы и крестьяне)

6.2.2.4 Характеризовать
особенности средневековой Применение 1 4 КО 12 6
ультуры Востока
История ислама к10
6.2.3.1 Объяснять значение Навыки
достижений восточных высокого 1 5 РО 10 4
мыслителей порядка

ИТОГО: 5 - 40 20 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения









8 ПРОЕКТ


Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету "Всемирная история"

1. Заполните таблицу.

Причины прочности Византии

1 2 3


[3]
2. Соотнесите представителей сословия средневекового общества c соответствующие
категории
А) крестьяне, ремесленники, купцы
В) священники, монахи, епископы, аббаты
С) герцоги, графы, бароны, рыцари


Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится



[3]
3. Определите обязанности вассала и сеньора.


Обязанности сеньора Обязанности вассала





[4]

4. Приведите примеры в каждой сфере.


Архитектур

а_________

М
ематика
атКаллиграфия

______________________


Достижения
исламской
культуры

Астрономия Литература

__________________________
_ _

Арабеска

__________


[6]



9 ПРОЕКТ

5. Объясните значения высказываний мыслителей Востока.



Имена Высказывания Значения
мыслителей

«Если заниматься физическими
упражнениями — нет никакой
Ибн Сина
ужды в употреблении
(Авиценна) н
лекарств, принимаемых при
разных болезнях»

«Если бы Земля не была
руглой и не вращалась, дни
Аль-Бируни к
и ночи были бы одинаковой
длины»

«Только добрые люди могут
остроить добрый город»
Аль-Фараби п



«Знание - как сель (сильный
оток воды), если
Аль-Хорезми п
останавливается, то
впитывается в землю»

[4]




Схема выставления баллов


№ Ответ Балл Дополни
задания тельная
информа
ция

1 1. «Единое государство, единый закон, единая религия» - Принима
это было основным правилом императора Византии ются
2. Сборник законов, составленный при императоре верные
ьтернат
Византии Юстиниане«Кодекс императора Юстиниана» 3 ал
ные
3. Политика императора ив
ответы

2
Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится

В С А
3



3 ОПринима
бязанности
Обязанности вассала
сенются
ьора
ерные
Наделение землей за
Верность своему господину в
ьтернат
службу 4 ал
ивные
Обеспечение Оказание денежной помощи,
ответы
поддержкой и когда тот посвящает в рыцари
покровительством с
таршего сына

4

Архитектура

Возведение
мечетей и
дворцов
атематика
МКаллиграфия

«арабские»
Искусство
цифры и
красивого
Достижения
письма
исламской
ультуры
к6

Астрономия Литература

Карты Омар Хайям,
звездного неба Ф
ирдоуси

Арабеска

Сложный
декоративный
орнамент








11 ПРОЕКТ

мена Высказывания Значения П
5 Иринима
ыслителей
мются
«Если заниматься Физические упражнения
верные
физическими могут заменить множество
альтернат
карств, но ни одно
упражнениями — ле
ивные
лекарство в мире не может
нет никакой нужды
Ибн Сина
заменить физические
в употреблении
ответы
(Авиценна) л
упражнения
екарств,
принимаемых при
разных болезнях»


«Если бы Земля Земля одновременно
не была круглой вращается вокруг солнца и
и не вращалась, дни вокруг собственной оси.
Аль-Бируни и
ночи были бы
одинаковой длины»
4


«Только добрые
Добрые люди умирают, да
люди могут
дела их живут. Делай
остроить добрый
ругим добро – будешь сам
Аль-п
ород» д
без беды
Фараби г




«Знание - как сель Учиться всю жизнь – это
(сильный поток закономерность успеха.
воды), если
станавливается, то
Аль-Хорезми о
впитывается в
землю»



Всего баллов 20






СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернотого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
предложения.






Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
навыков мин*

Крестовые походы 6.3.2.6 Определять причины и Применение
последствия крестовых походов
2 1-2 КО
на примере 1-4 походов, 18 8 8

обозначая на карте события в
их динамике

Монголы 6.3.2.5 Выявлять особенности Навыки
международных отношений в высокого
О 12 6 6
период средневековых порядка 1 3 Р
завоеваний

Средневековое
европейское 6.3.1.4 Устанавливать связь Применение
общество в XIV между феодальными войнами и
1 4 КО 10 6 6
веке- в первой образованием
половине XVI века централизованных государств


ИТОГО: 4 - 40 20 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения













14 ПРОЕКТ


Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету "Всемирная история"


1. Определите причины и последствия крестовых походов.

Причины Последствия





[4]

2. Укажите на контурной карте направление маршрута 1-4 крестовых походов.



[4]
3. Опираясь на изученный материал и карту монгольских завоеваний в XIII веке, выполните
задание:
а)Назовите государства, завоеванные монголами в XIII веке (не менее 2-х)






[2]
в)Перечислите причины успешных завоеваний монголов (не менее 2-х)






[2]
с)Сделайте вывод о влиянии монгольских завоеваний на последующее развитие
завоеванных народов



4. Заполните таблицу.

Характеристика

Феодально-раздробленное государство Централизованное государство

1. 1.

2. 2.

3. 3.

[6]



Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнительная
задания информация

1 ППо 1 баллу за
ричины Последствия
каждый
Этот поход был После ожесточенного
правильный ответ
организован штурма крестоносцы

крестоносцами для овладели Иерусалимом.

возвращения Всё имущество горожан с
Принимаются
Иерусалима, но домами перешло в
верные
закончился собственность
ьтернативные
безрезультатно завоевателей ал
тветы
4 о
Завоевания Крестоносцы завладели
Палестины и самым богатым городом
освобождения Европы, создали в
Гроба Господня из Византии свое
рук неверных государство, отказавшись
от плана захвата
Палестины






3 а) Северный Китай, Казахстан, Средняя Азия, Принимаются
Закавказье, часть Восточной Европы 2 верные
альтернативные

в)ответы
Сильное войско

 Единая централизованная власть 2
Азии

с) В XIII веке на огромной территории Евразии
установилось монголо-татарское господство.
Многолетний гнет со стороны завоевателей
разрушил хозяйство этих земель, города опустели, 2
были уничтожены исторические памятники, пришла
в упадок культура.
Монголо-татарское нашествие надолго затормозило

17 ПРОЕКТ

развитие феодальных отношений на завоеванных
территориях.

еодально-раздробленное Централизованное
4 ФПринимаются
государство государство в
ерные
альтернативные
1. Король взимает 1. Король взимает
ответы
налоги только со налоги со всего
своего домена государства
2. Единые законы для
(личных
сей страны
владений) в
2. Крупные феодалы
3. Единые налоги для
6
стремятся к
всех жителей
сепаратизму,
королевства
строив
укрепленные
замки
3. «Нет, земля без
сеньора»


Всего баллов 20








СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов -20


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы
с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернотого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
предложения.





Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть


Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на БаллБалл за
мыслительнзаданийзадания* заданивыполнение, * раздел
ых навыков * я* мин*

6.3.1.6 Объяснять понятия
«парламент», «Генеральные
Знание и
штаты», «сейм», «кортесы»,
О 10 5
понимание 1 1 МВ
«Боярская Дума» для
характеристики формы правления
Абсолютизм на
Западе и Востоке 14
6.3.1.5 Сравнивать деятельность
правителей разных стран для
рименение 1 2 РО 20 9
выявления особенностей П
политической власти

6.4.1.2 Объяснять роль
Навыки
Торговля, ремесло
международной торговли и
ысокого 1 3 КО 10 6 6
и освоение мира п
утешествий в средние века в
порядка

ИТОГО: - 3 - - 40 20 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения




Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету "Всемирная история"

1. Приведите в соответствие сословно-представительские учреждения со странами их


№ Сословно-представительское Правильный Страна
учреждение ответ


1 Генеральные штаты А. Испания

2 Парламент В. Франция

3 Кортес С. Чехия, Польша

4 Сейм D.Англия

5 Боярская Дума Е. Россия

существования.

[5]
2. Сравните деятельность правителей разных стран.

Петр I Линии сравнения Людовик XIV

1. Личные
качества

2. Внутреняя
Политика

3. Религия

4. Внешняя
политика

Общие черта




[9]
3. Перечислите три положительных и три отрицательных последствий великих
географических открытий.

Положительные последствия Отрицательные последствия

1 1


Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополнител
задания ьная
информаци
я

1 В 1 балл за
2 D каждый
рный
1 3 A 5 ве
4 C ответ

5 E
Петр I Линии Людовик XIV П
ринимаютс
сравнени
ерные
я я в
альтернатив
Он отличался 1. Постоянные занятия
ные ответы
любознательностью и Личные спортом и хорошее
самостоятельностью, качества здоровье помогали ему
хорошей памятью и справиться
способностями к языкам. С многочисленными
самого детства он многое королевскими
умел делать сам. Мастера обязанностями
работавшие во дворце,
обучили мальчика навыкам
ремесл столяра, токаря,
оружейника, кузнеца. В
дальнейшим это помогло
ему освоить
кораблестроение

Петр І стремился 2. В области культуры
переодолеть отставание ВнутренФранция стала образцом
России от западных стран. яя для подражания. Были
Он начал реформы, которые Политисозданы Академии наук,
охватили все стороны жизни ка музыки, архитектуры.
бщества. В 30-ти км от Версаль стал образцом
о
толицы Санкт-Петербурга королевской резиденции
2 с
о указу Петра был построен для всей Европы 9
п
ворцовый комплекс
д
Петергоф

В 1697 г. в Западную Е 3. Католическая церковь
вропу отправилось Великое Религия получила поддержку
посольство. В его составе Людовика ХІY. Он
под именем Петра отменил законы,
Михайлова был и сам Петр І. защищавшие права
Целями поездки были: гугенотов-французских
создание союза протестантов
христианских государств
против крымского ханства и
Турции; знакомство с
образом жизни европейских
стран

Победа в Северной войне 4. Король проводил
над Швецией (1700-1721гг.) Внешняя активную внешнюю
открыла путь к Балтийскому политикполитику. Но войны с
морю. Новую столицу – а соседними государствами
Санкт Петербург – Петр І разорили казну и привели
основал на земле, лишь к росту налогов
отвоеванной от шведов.
Большую роль в этих
победах сыграла регулярная
армия, созданная Петром


22 ПРОЕКТ

Общие черта

Петр I и Людовик XIV – монархи, оказавшие огромное влияние на
развитие своих государств


Принимаютс
Положительное влияние Отрицательное
ерные
ВГО влияние ВГО я в
альтернатив
Открытие и Массовые
ные ответы
исследование мира, перемещения людей и
распространение распространение
научных знаний, языков, заболеваний
лигии
6
3 ре
Переход на более Истребление

высокую ступень местного населения
развития, от феодальных (американских
отношений к индейцев)
капиталистическим

Обмен товарами Создание европейской
колонизации,
пороховые империи

Всего баллов 20




СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20


Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернотого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
предложения.






Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
навыков мин*

Эпоха 6.2.2.3 Характеризовать Применение
Возрождения культуру эпохи Возрождения,
устанавливая взаимосвязь с
1 1 КО 10 4
культурой античности
(изобразительное искусство,
7
скульптура)

6.2.2.4 Характеризовать Применение
особенности средневековой 1 2 КО 5 3
культуры Востока

Реформация 6.2.1.2 Объяснять понятия
«гуманизм», «реформация», Знание и
«протестантизм», понимание
«лютеранство», «кальвинизм»,
1 3 МВО 12 7 7
«контрреформация»,
«иезуитский орден», в контексте
исторических процессов

Научная 6.2.4.2 Определять значение Навыки
революция научных открытий о строении высокого
вселенной в период позднего
порядка
1 4 РО 13 6 6
средневековья для
последующего развития
естественных наук

ИТОГО: - 4 - 40 20 20

Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения






25 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету "Всемирная история"

1. Рассмотрите иллюстрации. Ответьте на вопросы.
















В какой период было создано произведение №1? ________________ [1]
В какой период было создано произведение №2? ________________ [1]
Какие изменения в искусстве живописи произошли за это время?

1________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________
[2]
2. Запишите особенности средневековой культуры Востока.
a.
b.
c.
[3]
3. Соотнесите термины и определения.

№ Термины № Определения

еформация A направление протестантизма, созданное и развитое
1 Р
французским теологом и проповедником Жаном
Кальвином

ротестантизм B протестантское вероисповедание, возникшее на основе
2 П
учения Лютера, направленного против католичества и
римского папы

езуитский орден C католическое церковно-политическое движение в
3 И
Европе середины XVI—XVII вв., направленное против
Реформации и имевшее своей целью восстановить
позиции и престиж Римско-католической церкви



уманизм D прогрессивное движение эпохи Возрождения,
4 Г
направленное к освобождению человеческой личности
от идейного застоя феодализма и католицизма



26 ПРОЕКТ

онтрреформация E его члены считали себя солдатами, христовым
5 К
воинством, а свою организацию - войском

ютеранство F одно из трёх, наряду с православием и католицизмом,
6 Л
главных направлений христианства, представляющее
собой совокупность независимых церквей, церковных
союзов и деноминаций

альвинизм G социально-политическое движение против феодализма
7 К
в Западной Европе в XVI в., принявшее форму
религиозной борьбы против католической церкви и
папской власти

Ответы:

1- 2- 3- 4- 5- 6- 7-

[7]

4. Напишите эссе на тему: «Роль Николая Коперника в научной революции»

Критерии:

 Приводите факты из жизни Коперника [1]

 Назывите основной труд Коперника [1]

 Приводите два аргумента о роли Николая Коперника в научной революции [2]

 Оцените значимость научных открытии Коперника [1]

 Запишите обоснованный вывод. [1]


27 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

№ Ответ Балл Дополни
заданительная
я информа
ция

1.XI-XIII вв. 1 Принима
ются
VI вв. 1
2.XIV-Xрные
3.Появление новых деталей: перспектива, насыщенный
1 ве
альтернат
вет, реалистичность, выпуклость; исчез яичный цвет,
цивные
лоскостность, нимбы, херувимы. 2
пответы

Самарканд, став столицей страны во время правления По 1
Улугбек., превратился в центр культуры и архитектуры. В баллу за
своем трактате «Спор двух языков» великий мыслитель, каждый
поэт Средней Азии конца XV - начала XVI века, Алишер правильн
вои, теоретически обосновал культурное значение языка, ый ответ
3
2 На
его богатство и возможности. Продолжателем лучших
традиций литературы Средней Азии XVI века являлся
Бабур. Его знаменитый труд является «Бабурнама» первым
образцом литературного автобиографического творчества.

3 1-G, 2-F, 3-E, 4-D, 5-C, 6-B, 7-A 7

Николай Коперник великий польский астроном. Коперник Принима
рано потерял отца и воспитывался дядей-епископом. ются
Получил хорошее образование. Учился в Кракове, Болоньи, верные
Падуи, где изучал астрономию, медицину и право. После альтернат
возвращения на Родину, Коперник поселился в башне, ивные
превратив ее в свою обсерваторию и стал все сбодное время ответы

изучать звездное небо. Над главным своим трудом « О
4 в 6
ращение небесных тел» Коперник работал более 40 лет. Он
постоянно вносил в нее уточнения и готовил новые
астрономические расчеты. Коперник, опираясь на
математические расчеты, доказал, что Земля одна из планет,
что все планеты обращаются вокруг Солнца. Коперник
доказал, что Земля и планеты спутники Солнца и Земля
вращается вокруг своей оси. Эти окрытия Коперника
совершили научную революцию в естествознании
 
Верх