СОЧ Химия 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету
Химия»
8 класс




Содержание

1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................................ 4

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ................................... 4

3. Ожидаемые результаты ............................................................................................................................... 4

4. Уровни мыслительных навыков ............................................................................................................... 5

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ........... 6

6. Правила проведения суммативного оценивания ..................................................................................... 6

7. Модерация и выставление баллов............................................................................................................. 6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 7

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 13

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 20

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 27




1. Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.


2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Типовая учебная программа по учебному предмету «Химия» для 7-9 классов уровня
основного среднего образования по обновленному содержанию.


3. Ожидаемые результаты
Знает:

• первоначальные химические понятия;

• правила техники безопасности при проведении экспериментальных и
практических работ;

• суть основных химических законов и теорий;

• единицы измерения физических и химических величин;

• понятия, формулы, законы и физические постоянные величины;

• атомно-молекулярное учение, строение атома и свойства элементов;

• химическую символику;

• классификацию веществ;

• виды химической связи и строение вещества;

• типы, признаки и закономерности протекания химических реакций;

• важнейшие классы неорганических соединений и их свойства;

• периодический закон и структуру периодической системы химических
элементов;


Понимает:

• физический смысл величин, основных терминов;

• условия протекания химических реакций;

Применяет:

• основные химические понятия и термины для описания процессов и явлений в
живой и неживой природе;

• методы безопасного проведения опытно-экспериментальных и
исследовательских работ;

• законы и формулы химии при решении учебных и прикладных задач,
выполнении практических и лабораторных работ;

• графические методы представления результатов;

• Международную систему единиц измерения;

Анализирует:

• данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;

• информацию, представленную в графической и табличной форме;

• зависимость свойств вещества от его качественного и количественного состава и
строения;

• причинно-следственные связи между свойствами и сферами применения
веществ;


4 ПРОЕКТ

Синтезирует:

• синтезирует собранные и обработанные данные, информацию для
представления в виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации;


Оценивает:

• результаты проведенного эксперимента;

• влияние различных физических и химических процессов на жизнедеятельность
человека и окружающую среду;


4. Уровни мыслительных навыков

Уровни Описание Рекомендуемый тип заданий
мыслительных
навыков

Знание и Знать конкретные факты, термины, методы и Для проверки уровня
понимание приемы. рекомендуется использовать
Демонстрировать понимание предмета через задания с множественным
правильное воспроизведение, выбором ответов(МВО) и/или
прогнозирование или объяснение задания, требующие краткого
информации. ответа (КО).

Применение Использовать информацию и ранее Для проверки уровня
полученные знания в различных контекстах рекомендуется использовать
и новых ситуациях. з
адания, требующие краткого
вета (КО) и/или задания,
от
требующие развернутого ответа
(РО).
Навыки высокого Интерпретировать полученные результаты и Для проверки уровня
порядка информацию через исследование составных рекомендуется использовать
частей изучаемого процесса. з
адания, требующие краткого
ответа (КО) и/или задания,
Объединять ранее полученные знания в
ребующие развернутого ответа
единое целое. т
(РО).
Формировать суждения, вытекающие из
источников.
Выносить решение об эффективности или
достоверности.





















5 ПРОЕКТ

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей


Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого
порядка

По отобранным целям По отобранным целям По отобранным целям

I 30% 50% 20%

II 33% 56% 11%

III 20% 70% 10%

IV 10% 80% 10%

Итого 23% 64% 13%



6. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остаётся 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведённого на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.


7. Модерация и выставление баллов

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.










6 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

































7 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданий* задания* задания* выполнение, раздел
навыков мин*

8.1А 8.1.3.1 -понимать, что электроны в атомах 8
Движение распределяются последовательно по Знание и
ВО 2 2
электронов энергетическим уровням на возрастающем понимание 2 1,2 М
в атомах р
асстоянии от ядра
8.1.3.4 -у
меть писать электронные
конфигурации и электронно-графические Применение 1 4 РО 4 2
формулы первых 20 химических элементов
8.1.3.5 -понимать, что атомы могут принимать Знание и
или терять электроны, что приводит к понимание 1 3 КО 4 2
образованию ионов
8.1.3.6 -составлять формулы соединений Применение
4 2
методом «нулевой суммы» 1 5 КО
8.2.3.1 -вычислять массовые доли элементов в 8
составе вещества, выводить формулы веществ Применение 1 6 РО 6 4
8.1В
по массовым долям элементов
Формулы
веществ и
8.2.3.3 -составлять уравнения химических
уравнения
реакций, записывая формулы реагентов и Применение 1 7 МВО 4 2
химически
продуктов реакции
х реакций 8.2.2.1 -к
лассифицировать химические реакции
Знание и
п
о числу и составу исходных и образующихся КО 4 2
онимание 2 8,9
веществ п
Навыки
8.2.4.3 -исследовать факторы, влияющие на
ысокого 1 10 РО 4 3
возникновение коррозии металлов в
8.1С
порядка
Сравнение
оставлять уравнения реакций металлов 1
активносте
рименение 11 КО
8.2.2.5 -с9
кислотами П
4 3
й металлов с
рогнозировать возможность Навыки
8.2.4.8 -п
протекания незнакомых реакций замещения высокого 1 12 РО 4 3
металлов, используя ряд активности металлов порядка
Всего баллов 40 25 25




8 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Химия»

1. Определите электронную формулу, соответствующую иону Cl-.
А) 1s22s22p63s23p5
B) 1s22s22p63s23p6
C) 1s22s22p6
D) 1s22s22p63s23p4
[1]

2. Определите строку, в которой схема распределения электронов соответствует атому неона.
А) Fо
, 1s22s22p5
B) Na+, 1s22s22p63s1
C) Na+1, 1s22s22p6
D) Cl+5, 1s22s22p63s2
[1]

-3
3(а) Элемент, который образует ион с зарядом Э
, присоединяет электроны на третий
энергетический уровень. Составьте формулу его соединения с водородом:
Ответ _______________________________

[1]
3(b) З
акончите схему образования иона Cl+7.




[1]

4. Напишите электронную и электронно – графическую формулы атома серы:

Электронная формула: _______________________________________________________

Электронно – графическая формула:












[2]







9 ПРОЕКТ

5. Азот может образовывать пять оксидов разного состава. Составьте формулу оксида азота
методом «нулевой суммы».

(a) N+5xO
y(b

) N+4xO
y[
2]
6(a) Рассчитайте массовую долю азота в получившемся оксиде азота в задании 5(a).
[2]

(b) Выведите формулу оксида азота, если известно, что массовая доля азота в соединении
составляет 63,64%, кислорода 36,36%.
[2]

7. Из предложенного перечня веществ выпишите необходимые формулы и закончите
уравнения реакций:
H2SO3, CaCO3, C, NaCl, H2O, H2CO3, Na2SO3, KCl, H2SO4, SO2, NaH

2NaOH + …….. = Na2SO4 + 2……….

K2CO3 + 2HCl = 2………. + …………..
[2]
8. Определите и подпишите тип химической реакции.


Химическая реакция Тип реакции

PbO + SiO2 = PbSiO3

AgNO3 + KBr = AgBr + KNO3

2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2

[1]

9. На рисунке изображен один из типов химической реакции:









Приведите пример уравнения данного типа реакции:
____________________________________________________________________________[1]












10 ПРОЕКТ

10. На рисунке изображено исследование процесса коррозии. Железный гвоздь поместили в
различную среду.













(а) Объясните, почему в пробирках 1-2 ржавчина не образуется.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[1]

(b) Объясните, причину образования ржавчины в пробирках 3-5.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[2]

11(a) На рисунке изображены реакции взаимодействия
металлов с кислотой:
Пробирка №1 – реакция протекает бурно, с быделением
большого количества газообразного вещества;
Пробирка №2 – реакция протекает активно, наблюдается
выделение газообразного вещества;
Пробирка №3 – протекание реакции не наблюдается.

Задание:
Предложите по одному примеру металлов для реакции в
пробирках 1 и 2:
Пробирка №1 ____________________________
Пробирка №2 ___________________________ [1]

(b) Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты с предложенными вами
металлами для пробирок № 1 и 2 в задании 11(a).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [2]

12. Для исследования активности металла ученик поместил кобальт в разные растворы.

(а) Заполните таблицу, поставив «+» и «-» в соответствие с возможностью или
отсутствием реакции:

AgNO3 HCl ZnSO4 H2O(пар)

Со

[1]
(b) Объясните причину подобного химического поведения кобальта.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [2]



11 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов
ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация
1 В 1
2 С 1
3(а) РН 1
3

3(b) 1


Электронная формула - 1s22s22p63s23p4
Электронографическая формула – 1

4


1

5 (a) N2O5 1
(b) NO2 1

6(a) Mr(N2O5) = 108 1
ɷ(N) = (28/108)x100% = 25,93% 1

6(b) N:O = 63,64/14: 36,36/16 = 4,55:2,27 = 2:1 1
N2O 1
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O 1
а каждое верное
7 1 з
равнение
K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2CO3 1 у
Химическая реакция Тип реакции
единение 1 б
лл за 3 верных
8 PbO + SiO2 = PbSiO3 со1 а
твета
AgNO3 + KBr = AgBr + KNO3 обмен о
2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2 замещение
Принять любое
9 Al(OH)?верное уравнение
Al2O3 + H2O 1
3→
данного типа
В пробирках 1 и 2 железный гвоздь не подвергается
10 а) коррозии, так как нет контакта с агрессивной средой, 1
способствующей коррозии
В пробирке №3 гвоздь контактирует с водой, которая
является корродирующей средой; 1

10(b) В пробирках № 4 и 5 гвоздь помещён в агрессивную среду
1
раствора соли и кислоты, которые быстро разрушают
железо
робирка №1 – все
робирка 1 – Zn П
11(a) Пактивные металлы,
Пробирка 2 - Fe 1
включая Al
Принять любое
11(b) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 1 верно написанное
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 1
уравнение
AgNO3 HCl ZnSO4 H2O(пар)
12(a) Со1
+ + - +

Кобальт реагирует с соляной кислотой, водой и нитратом
ебра, т.к. в ряду активности Co стоит до Н. 1

12(b) сер
Кобальт не взаимодействует с сульфатом цинка, т.к. кобальт
менее активен, чем цинк. 1
И
того 25





12 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов –25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

































13 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительнызаданий* задания* задания* выполненираздел
х навыков е, мин*

8.2А 8.1.1.2 -вычислять массу, количество 3
Количество вещества и число структурных частиц 1 1
рименение 2 МВО/ КО 5
3 2
вещества
П

8.2.3.5 -вычислять массу, количество 6
вещества по уравнениям химических Применение 1 4 РО 4 4
8.2.В
реакций
Стехиометри
8.2.3.6 -знать закон Авогадро и
ческие
спользовать молярный объем для расчета
расчеты и
Применение 1 5 КО 3 2
объема газов при нормальных и
стандартных условиях;
8.3.1.1 -понимать, что продуктами реакций
горения являются оксиды, и что при
Знание и
горении углеродсодержащего горючего в
ВО 3 1
понимание 1 2 М
кислороде могут образовываться
8.2С
углекислый газ, угарный газ или углерод
Знакомство с
нать, что экзотермические реакции
энергией в
8.3.1.3 -з6
идут с выделением теплоты, а Знание и
химических
3 2
ндотермические реакции с поглощением понимание 1 6 КО
реакциях э
теплоты
Навыки
8.3.1.5 -объяснять изменение энергии с
ысокого 1 7 РО 4 3
точки зрения кинетической теории частиц в
порядка
8.4.2.1 -уметь получать водород и изучать 8 3 1
рименение 2 КО
го свойства и применение П9 4 1
8.2D е
Водород.
меть получать кислород и изучать 10 3 2
8.4.2.3 -уПрименение 2 КО/РО 10
Кислород и
его свойства и применение 11 4 3
озон 8.4.2.5 -об
ъяснять значение озонового слоя Знание и
4 3
Земли понимание 1 12 КО
Всего баллов 40 25




14 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Химия»

. 27
1. В организме подростка содержится примерно 210 атомов кислорода. Рассчитайте, какое
количество элемента кислорода содержится в теле подростка.
А) 30 моль
B) 450 моль
C) 3322 моль
D) 330 моль
[1]

2. Горению этана (С
ответствует уравнение реакции:
2Н6) со
I. 2СН + 7О = 4СО+ 6НО + Q
2622 2
II. 2С
5О = 4СО+ 6НО + Q
2Н6 +22
III. 2СН + 3О = 4С+ 6НО + Q
2622
А) верно только I
B) верно только I и II
C) верно только I и III
D) верно I - III
[1]

3(а) Рассчитайте, сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг
стоит – 50 тенге.
Ответ: ____________________

(b) Рассчитайте, сколько моль воды проглотит человек, если выпьет половину стакана воды
(100 г).
Ответ: ____________________
[2]

4. Ученик на уроке провел ряд последовательных реакций: 20 г магния сжёг в кислороде и
полученный оксид магния растворил в соляной кислоте. Рассчитайте массу полученного
продукта реакции.
Mg → MgO → MgCl2












[4]







15 ПРОЕКТ

5. В таблице приведены результаты исследования некоторых газов.


Наименование газа Условия Количество Объём
вещества

Озон При нормальных 0,3 моль У
условиях
3
Неон При стандартных Х 12 дм
условиях

Определите значения Х и У.
Х _________
У_________
[2]

6. На рисунке изображены две реакции, протекающие с изменением теплового эффекта.
Определите тип реакции в каждой пробирке и приведите пример.


Тип реакции по тепловому №1: №2:
эффекту

Пример реакции














[2]

7. Изучите энергетические диаграммы получения и разложения воды.












(a) Назовите, какая из этих реакций протекает с выделением тепла.
Ответ: _____________________________ [1]





16 ПРОЕКТ

(b) Объясните изменение энергии с точки зрения кинетической теории частиц в данных
реакциях:
реакция 1:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
реакция 2:
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________[2]

8. В три сосуда собрали газообразные вещества, не имеющие вкуса, цвета и запаха:
водород, кислород и углекислый газ. Для каждого газа провели качественную реакцию,
результаты которой изображены на рисунке:










Определите газы в сосудах:
№1 __________
№2 __________
№3 __________
[1]
9. Водород пропустили через нагретый оксид меди (ІІ):













Запишите уравнение данной реакции и назовите свойство водорода
(окислительное/восстановительное).
_____________________________________________________________________________ [1]











17 ПРОЕКТ

10(a) На рисунке изображен лабораторный способ получения кислорода разложением
перманганата калия.











Запишите название метода для собирания кислорода и объясните, на каком свойстве основан
данный метод.
_____________________________________________________________________________[1]

(b) Запишите уравнение данной рекции.
_____________________________________________________________________________ [1]

11. При разложении 39,5г перманганата калия выделился кислород, который полностью
прореагировал с азотом, с образованием оксида азота (II) NO. Рассчитайте массу оксида
азота (II) NO.





[3]

12. Озоновый слой — часть стратосферы на высоте от 20 до 25 км, с наибольшим
содержанием озона, образующегося в результате воздействия ультрафиолетового излучения
Солнца на молекулярный кислород (O
2).
(a) Напишите уравнение реакции образования озона.
_____________________________________________________________________________ [1]

(b) Объясните значение озонового слоя.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]

(c) Специалисты-экологи проявляют беспокойство в связи с тем, что в слое озона возникают
«дыры» - обширные области с пониженным содержанием озона.
Объясните, чем обусловлена опасность появления таких «дыр» для человека.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]









18 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

1 C 1

2 D 1

3(a) 2925тенге 1

3(b) 5,56 моль 1

2Mg + O2 = 2MgO 1
1
4 m (MgO) = 33.33г
MgO + 2HCl = MgCl2 + 2H2O 1
m = 79г 1

– 6,72 л 1
5 Х
У – 0,5 моль 1

– экзотермическая, горение угля 1 Принять любую
6 №1
№2 – эндотермическая, разложение карбоната кальция 1 верную реакцию

7(а) Реакция 1 1

Реакция 1 – количество теплоты, которое выделится при
1
разрыве связей в исходных веществах гораздо больше,

чем количество теплоты, затраченное на образование

связей в продуктах реакции, поэтому избыточная теплота
ыделяется в окружающую среду.
7(b) в

Реакция 2 – количество теплоты, затраченное на разрыв

связей в исходном веществе гораздо меньше, чем

количество теплоты, затраченное на образование новых
связей, поэтому система поглощает энергию из вне. 1

№1 – углекислый газ
8 №2 – кислород 1
№3 - водород

9 CuO + H2 = Cu + H2O 1
восстановительные свойства водорода

етодом вытеснения воды, потому что кислород
10(а) М1
нерастворим в воде

10(b) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 1

11 7,5 г 3

12(а) 3О = 2О 1
23
Озон, содержащийся в верхних слоях атмосферы,
целиком поглощает особенно губительные
12(b) коротковолновые ультрафиолетовые лучи, препятствуя 1
тем самым повреждению живых систем. Определяет
термический режим атмосферы

Проникающее УФ излучение может вызывать
• ослабление иммунной системы;
ожог или даже рак кожи;
12(с) •1
• глазные (катаракта) и инфекционные заболевания;
• аллергические заболевания;
• мутагенное действие.

И
того 25







19 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 18 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

































20 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительнзаданийзадания* задания* выполненираздел
ых навыков * е, мин*

8.3А 8.2.1.1 -объяснять физический смысл атомного 6 2 1 9
рименение 2 КО
Периодичномера, группы, периода П7 2 1
еская
8.2.1.2 -понимать, что элементы одной группы
Знание и 8 КО/ 2 1
система
содержат на внешнем уровне одинаковое
онимание 2 1 МВО 1 1
химическ
количество электронов п
их
8.2.1.3 -объяснять закономерности изменения
рименение 1 9 КО 2 2
элементо
свойств элементов в группах и периодах П
в 8.2.1.7 -п
рогнозировать свойства химического Навыки
элемента в зависимости от положения в высокого 1 10 РО 3 3
периодической таблице порядка
8.1.4.1 -объяснять образование ковалентной связи 2 МВО/ 1 1 5
рименение 2
8.3В м
ежду атомами на основе электроотрицательности П11 КО 3 2
Виды
8.1.4.2 -описывать механизм образования ионной
химическ
ВО/ 2 1
связи и предсказывать свойства ионных
рименение 2 3 М
их связей с
12 КО 2 1
оединений П

8.3.4.1 -классифицировать вещества по Знание и 4 1
ВО 2
растворимости в воде понимание 2 5 М1
бъяснять влияние температуры на 13 2 1
рименение 2 КО
8.3С 8.3.4.3 -о
растворимость веществ П14 2 1
Растворы и
8.3.4.5 -в11
ычислять массу растворенного вещества
растворим
о известной массе раствора с определенной Применение 2 15 РО 3 2
ость
п
массовой долей растворенного вещества 16 4 2
8.3.4.6 -рассчитывать молярную концентрацию 17 4 2
рименение 2 РО
вещества в растворе П18 3 1
Всего баллов 40 25 25








21 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Химия»

1. Определите ряд элементов, которые имеют пять внешних электронов.
А) В, N, O
B) N, P, Sb
C) As, N, F
D) F, Cl, Br [1]

2. Укажите вещество с ковалентной связью.
А) CaH2
B) NH3
C) NaNO3
D) MgCl2 [1]

3. Назовите свойства веществ с ионной связью.
I. твёрдые
II. пластичные
III. летучие
IV. имеют высокую температуру кипения и плавления

А) верны I и II утверждения;
B) верно только III;
C) верны I и IV утверждения;
D) верны II и III утверждения. [1]

4. Нерастворимым веществом является:
А) BaCl2
B) Na2SO4
C) Ag3PO4
D) Na2SiO3
[1]
5. Вся группа веществ является растворимой в воде:
А) Ba(NO3)2, BaCl2, BaCO3
B) K2SO4, BaSO4, ZnSO4
C) Ag3PO4, AgCI, AgNO3
D) Na2SO3, Na2SO4, Na3PO4.
[1]

6. Атомный номер элемента N (азот) показывает:
_____________________________________________________________________________ [1]

7. Вставьте пропущенные слова:
Фосфор – элемент …………….. периода, поэтому все электроны элемента расположены на
………… …....................... ……………… .
[1]

8. Приведите примеры элементов (не менее двух), имеющих 3 внешних электрона:
___________________________________________________________________________ [1]





22 ПРОЕКТ

9. Сравните элементы, поставив знаки «>», «<» или «=».


• Заряд ядра Na Mg

• Радиус атома N O

• Число энергетических уровней S P

• Число электронов на внешнем уровне As Sb

[2]


10. Учёный – химик открыл неизвестный ранее химический элемент, который имеет один
внешний электрон.
(а) Определите, в какой группе будет находиться данный элемент ____________________ [1]


(b) Предскажите свойства, открытого учёным химического элемента:
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [2]

11. Даны химические элементы и соответствующие им значения электроотрицательности:


Химический элемент Значение
электроотрицательности

Хлор Cl 3,5

Кальций Ca 1,0

Водород H 2,2

Натрий Na 0,93


(a) Между какими химическими элементами возможно образование ковалентной
полярной связи?
_______________________________________________________________________ [1]


(b) Изобразите схему образования связи для вещества (задание 11(а)) с
помощью диаграммы «точек и крестов» (показывая только внешние электроны).








[1]

12. Изобразите схему образования хлорида магния с помощью диаграммы «точек и крестов»
(показывая только внешние электроны).







[1]




23 ПРОЕКТ

13. При 38ºС растворимость соли Х равна 60г на 100 г воды.
Какова формула соли и как изменится её растворимость
при 45ºС?
________________________________________
[1]

14. Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
При повышении температуры растворимость большинства
твёрдых веществ ………………. , а газов – ………………. .
[1]





15. Чтобы кожа была белой и гладкой, необходимо принимать солёные ванночки для лица и
рук. Какую массу соли надо взять, чтобы получить 500 г солёного раствора с массовой долей
соли 1%?
[2]



16. Как изменится процентная концентрация раствора, если к 10%-раствору соли массой 100г
добавить 20г воды.
[2]



17. Раствор, объёмом 500 мл, содержит NaOH массой 5 г. Определить молярную
концентрацию этого раствора.
[2]



18. Вычислите массу хлорида натрия NaCl, содержащегося в растворе объёмом 200 мл, если
его молярная концентрация 2 моль/л.
[1]

















24 ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

1 B 1

2 B 1

3 C 1

4 C 1

5 D 1

аряд ядра атома, общее число электронов, число 1 балл за 2 или 3
6 З1
протонов правильных ответа

Третьего, на трех трех энергетических уровнях Принять: на трех
7 1 электронных
оболочках

юбые два/три
8 B, Al, Ga, In ,Tl 1 Л
элемента
Заряд ядра Na < Mg
балл за каждые
адиус атома N > O 1
9 Р2 два правильных
Число энергетических уровней S = P
твета
Число электронов на внешнем уровне As = Sb о

10(a) В первой группе 1

Типичный металл, химически активный, легко 1 балл за каждое
10(b) окисляется кислородом воздуха и активно реагирует 2 перечисленное
с водой свойство

11(а) Между H и Cl 1

Hx + →
11b) 1






12 1






величится до 80г/100г воды Принять:
13 KNO3, у1
увеличится на 20г

14 Увеличивается, уменьшается 1

1 балл за
реобразование
х/500г)100% = 1% п
15 (2 ф
улы
Х = 5г орм
1 балл – верные
расчеты

(х/100г) 100% = 10%
16 Х=10г 1
(10г/100г+20г)100% = 8,3% 1

Решение: 1
17 1. Вычислим число моль в 5 г NaOH:
n(NaOH)=m(NaOH)/M(NaOH); n=5г/40г/моль=0,125

25 ПРОЕКТ

моль 1
2. Определим молярную концентрацию раствора:
C=n(NaOH)/V(р-ра);
C=0,125 моль/0,5=0,25моль/л;
Ответ:C=0,25моль/л

1. Вычислим число моль m(NaCl ), которое
содержится в растворе объёмом 0,2л:
C=n(NaCl)/V(р-ра); n(NaCl)=С·V(р-ра); 1
NaCl)=2моль/л·0,2л=0,4 моль
18 n(
2. Вычислим массу NaCl:
m(NaCl)=M(NaCl)·n(NaCl); M(NaCl)=58,5г/моль
m(NaCl)=58,5г/моль·0,4 моль=23,4г NaCl
Ответ:m(NaCl)=23,4г

И
того 25








































26 ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25


Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 18 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

































27 ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемые цели Уровень Кол. № Тип Время на Балл* Балл за
мыслительных заданизадания* задания* выполненираздел
навыков й* е, мин*

8.4А 8.3.4.7 -знать классификацию и свойства оксидов 10
Основные и составлять уравнения реакций Применение 1 4 КО 2 1
классы
характеризующие их химические свойства
неоргани
8.3.4.8 -знать и понимать классификацию,
ческих
свойства кислот и составлять уравнения реакций Применение 2 5 КО 2 1
соединен
характеризующие их химические свойства 6 1
ий.
8.3.4.9 -знать и понимать
Генетичес
классификацию, свойства оснований и
Применение 2 7 КО 3 1
кая связь с
оставлять уравнения реакций характеризующие
8 1
их химические свойства
8.3.4.12 -исследовать генетическую связь между Навыки
основными классами неорганических высокого 2 9 РО 4 3
соединений порядка 10 2
8.4.3.1 -объяснять, почему в большинстве 8
рименение 1 11 РО 3 2
соединений углерод образует четыре связи П
авнивать строение и свойства
нание и 1 МВО/ 1
8.4В 8.4.3.3 -ср
аллотропных видоизменений углерода З
понимание 2 12 КО 4 1
Углерод и
8.4.3.6 -описывать условия образования
его
диоксида и монооксида углерода при сжигании
ВО/ 1
соединен
Применение 2 2 М
13 РО 5 1
глерода и объяснять физиологическое действие
ия у
угарного газа на живые организмы
8.4.3.7 -уметь получать углекислый газ,
рименение 1 14 РО 4 2
доказывать его наличие и изучать свойства П
8.4.2.8 -определить опасность и причины
загрязнения воды, объяснять способы очистки Применение 2 15 КО
5 2
ды 16 1
8.4С Вода во
7
3 2 1
8.4.2.9 -определять «жесткость» воды и МВО/
рименение 3 17 3 2
объяснять способы ее устранения ПРО/КО
18 3 1
Всего баллов 40 25 25



28 ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Химия»

1. Укажите фуллерен среди различных аллотропных видоизменений углерода.









А) B) C) D)

[1]
2. Определите верные суждения о соединениях углерода.
I. Диоксид углерода может быть получен разложением карбоната кальция.
II. Большинство карбонатов используются в строительстве.
III. При горении углерода в недостатке кислорода образуется угарный газ.

А) Bерно только I;
B) Bерно только I и II;
C) Bерны I-III;
D) Верно II и III. [1]

2+
3. Для уменьшения жесткости воды, содержащей ионы Са
, добавляют:
А) NaCl
B) Na3PO4
C) CaCl2
D) HNO3 [1]

4. Назовите вещество, с которым может прореагировать оксид магния:
CO, CaO, BaSO4, NaOH, SO2, NaCl, N2O

Запишите сбалансированное уравнение реакции:
___________________________________________________________________________ [1]

5. Классифицируйте формулы кислот на две группы:
HCl, HNO3, H2SO4, HBr, HClO4, HCN, HF, H3PO4


Кислородсодержащие Бескислородные



[1]

6. Закончите практически осуществимые реакции.
Na2SO4 + HCl =
Na2CO3 + HCl =
BaCl2 + HNO3 =
[1]





29 ПРОЕКТ

7. Из перечня веществ выпишите только нерастворимые в воде основания:
HNO3, Ba(OH)2, CaO, NaOH, Cu(OH)2, H2O, NaHCO3, Zn(OH)2, KOH.
____________________________________________________________________________ [1]

8. Запишите уравнение реакции нейтрализации между гидроксидом бария и соляной
кислотой и расставьте коэффициенты.
_____________________________________________________________________________ [1]

9(а) Составьте генетический ряд металла из предложенных веществ.

Mg, CaO, MgO, H2SO4, H2CO3, CaSO4, NaOH, Ca, Ba(OH)2, CO2, Ca(OH)2
____________________________________________________________________________ [1]


(b) Запишите соответствующие уравнения реакций.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
[2]
10. Ученик провёл ряд последовательных экспериментов: из хлорида меди (II) получил
осадок Х сине-зелёного цвета, из которого получил осадок чёрного цвета оксид меди (II).
CuCl2 →
X → CuO
Осуществите цепочку химических превращений и определите вещество Х.
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
[2]
11. Запишите электронную и электронно - графическую формулы атома углерода.
ъясните, почему углерод может образовать
На примере образования молекулы метана СН
4 об
четыре связи.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [2]

12. Графит оставляет след на бумаге при легком надавливании, а алмаз царапает стекло.
Объясните причину мягкости графита.

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________ [1]



13. Объясните физиологическое действие
угарного газа на организм человека, используя
рисунок.

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

[1]



30 ПРОЕКТ



14. На рисунке изображён прибор для получения
углекислого газа и проведения качественной реакции для
его определения.
Если к веществу А прилить раствор соляной кислоты, то
выделится углекислый газ, при пропускании которого
через вещество D вновь образуется вещество А. Напишите
сбалансированные уравнения перечисленных в задании
реакций.
___________________________________________________
___________________________________________________
________________________________________________

(Во второй реакции опишите наблюдаемый признак
реакции).
[2]


15. На рисунке представлен один из видов загрязнения воды.
Определите вид загрязнения и предложите способы очистки воды.


Рисунки Вид загрязнения Способы очистки











[2]
16. Для обеззараживания питьевой воды используют двухступенчатую очистку:
фильтрация и хлорирование.
Укажите причины использования стадии хлорирования.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[1]

17. Для определения жесткости воды ученик провел эксперимент: в трех пробирках
находится по 30 мл водопроводной, дистиллированной и морской воды. В каждую он
поместил одинаковое количество стирального порошка (рис.1) и встряхул пробирки в
течении 5 секунд (рис 2).












31 ПРОЕКТ

Рис.1 Рис.2

(а) Определите, в какой пробирке находится дистиллированная и морская вода:
_____________________________________________________________________________[1]


(b) Дайте обоснование своему выбору.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]


18. Как правило, для бытовых нужд подаётся «жёсткая вода», поэтому со временем в
чайниках и утюгах с паром образуется накипь, которая является причиной того, что бытовые
приборы перегорают.
Предложите способ, как в домашних условиях очистить чайник и утюг от накипи.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]




Схема выставления баллов


ополнительная
№ Ответ Балл Д
информация

1 С 1

2 С 1

3 В 1

4 MgO + SO2 = MgCO3 1

Кислородсодержащие Бескислородные

5 HCl, HBr, HCN, HF H2SO4, HClO4, H3PO4, 1

HNO3

Na2SO4 + HCl ≠ не протекает
6 Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2 1
BaCl2 + HNO3 ≠ не протекает

алл за два
7 Cu(OH)2, Zn(OH)2 1 1 б
верных вещества

Ba(OH)2 + 2HCl = BaCl2 + 2H2O Не принимать
уравнение, если
8 1 неверно
расставлены
коэффициенты

9(а) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaSO4 1

2Ca + O2 = 2CaO 2 балла за три
CaO + H2O = Ca(OH)2 верных уравнения,
алл за два
9(b) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O 2 1 б
верных уравнения,
0 баллов за 1
верное уравнение

10 CuCl2 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 1
Cu(OH)2 →CuO + HO 1
2
Электронная формула 1s22s22p2
1




алл за формулы
11 1 б
алл за объяснение

1 б


Имея 4 неспаренных электрона, атом углерода может

образовывать 4 связи, таким образом он может
присоединить 4 атома водорода 1

В графите атомы углерода расположены в
параллельных слоях, образуя гексагональную сетку.
Внутри слоя атомы связаны гораздо сильнее, чем
ин слой с другим, связи между слоями гораздо
12 од1
длиннее чем внутри слоя, поэтому они легко рвутся
при надавливании. Так, способность графита к
расслаиванию связана с разрывом более слабых
межслойных связей по плоскостям скольжения.

13 Угарный газ соединяется с гемоглобином, который 1


33 ПРОЕКТ

переносит кислород к клеткам организма, образует
карбоксигемоглобин, который блокирует передачу
кислорода тканевым клеткам, наступает гипоксия.

14 CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 1
CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O 1

1
15 Физическое Фильтрование, отстаивание
1

Хлор убивает микробы - в том числе микробов,
16 которые вызывают опасные заболевания, такие как 1
брюшной тиф, холера и дизентерия

пробирке А – дистиллированная вода
17(a) В1
В пробирке С – морская вода

Так как дистиллированная вода не содержит ионы
2+
Са, то стиральный порошок в ней пенится очень
орошо, о чем свидетельствует высота пенного
17(b) х1
столба.
В морской воде содержится много ионов Ca2+ и

Mg 2+, в такой воде пена образуется плохо
жно залить воду с добавлением лимонной кислоты и
18 Мо1
прокипятить, или добавить пищевую соду.

И
того 25
 
Верх