СОР Биология 7 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Биология
7 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для учащихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ...............................4 Суммативное оценивание за разделы«Экосистемы».................................................................5 Суммативное оценивание по разделу«Классификация живых организмов»..........................3 Суммативное оценивание по разделу«Клеточная биология. Вода и органические вещества» .......................................................................................................................................6 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.............................10 Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»....................................................11 Суммативное оценивание за раздел «Питание живых организмов»......................................15 Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».....................................................................19 ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .....................................23 Суммативное оценивание за раздел «Выделение»...................................................................24 Суммативное оценивание за раздел «Движение»....................................................................27 Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция».........................................30 ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ......................................35 Суммативное оценивание за раздел «Наследственность и изменчивость»...........................36 Суммативное оценивание за разделы «Размножение. Рост и развитие»..............................39 Суммативное оценивание за разделы «Микробиология и биотехнология»..........................43
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4

========4========

Суммативное оценивание за разделы
«Экосистемы»
Цели обучения
7.3.1.1 Исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов
7.3.1.2 Сравнивать природные пищевые цепи
7.3.2.1 Описывать взаимодействие человека и экосистемы 7.3.2.3 Описывать животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет влияние факторов окружающей
среды местной экосистемы на жизнедеятельность
и распространение живых организмов
 Составляет природные пищевые цепи
 Объясняет взаимодействия человека и
экосистемы
 Определяет животный и растительный мир особо
охраняемых природных территорий Казахстана
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1. Ниже дана таблица со значениями экологических факторов.
Значения экологических факторов в разных экосистемах
Экологические Тайга Восточного Пустыня Степь Западного
факторы Казахстана Бетпак-Дала Казахстана Температура (°С) +46 +25 +40 Осадки (мм в год) 130-200 100 - 150 250 - 450 Количество видов 1200 350 2000 (шт.)
(а) Опишите кратко, используя данные таблицы, как разное значение температуры в трѐх экосистемах влияет на жизнедеятельность и распространение организмов.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
(b) Установите зависимость между количеством осадков и разнообразием живых организмов экосистем.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
(с)(i) Для одной из предложенных в таблице экосистем составьте пищевую цепь.
(ii)Подпишите в цепи консументы 1 порядка.
5

========5========

2. Рассмотрите изображение.
(а) Определите вид деятельности человека.
(b) (i) Опишите, как человеческая деятельность изменила экосистему степи.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
(ii) Перечислите, какие улучшения в жизни людей произошли благодаря освоению степей.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
3. Опишите флору и фауну любой особо охраняемой природной территории (ООПТ) Республики Казахстан.
Название ООПТ
____________________________________________________________________
(а) Приведите примеры краснокнижных видов растений.
_____________________________________________________________________ (b) Перечислите животных, обитающих в выбранном вами ООПТ.
______________________________________________________________________
6

========6========

Критерий оценивания
Задание №
Дескриптор
Обучающийся
сравнивает данные по значению температур в таблице;
объясняет взаимосвязь между значением температуры и живыми организмами тайги;
сопоставляет значение количества осадков с типом растительности экосистемы;
составляет пищевую цепь в
соответствии с экосистемой;
делает подписи для каждого построенного звена;
называет вид деятельности указанный на рисунке;
описывает, как человеческая деятельность изменила экосистему степи;
перечисляет, какие улучшения в жизни людей произошли благодаря освоению степей;
приводит пример растений, занесѐнных в красную книгу республики Казахстан; называет животных выбранной ООПТ.
Балл
Определяет влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
1a,b
1
1
1
Составляет природные пищевые цепи.

1
1
Объясняет
взаимодействия человека и экосистемы.
2
1
1
1
Определяет животный растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана. Всего
3
1
1
10

========7========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Экосистемы»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Определяет влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
Затрудняется в исследовании влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
Допускает ошибки при сравнении данных по значению температур в таблице/ объяснении взаимосвязи между значением температуры и живыми организмами тайги/ сопоставлении значения количества осадков с типом растительности экосистемы.
Составляет природные пищевые цепи.
Затрудняется сравнивать природные пищевые цепи
Допускает ошибки в составлении пищевой цепи в соответствии с экосистемой/ в создании подписи для каждого построенного звена.
Объясняет
взаимодействия человека и экосистемы.
Затрудняется в описании взаимодействия человека и экосистемы.
Допускает ошибки в названии вида деятельности, указанном на рисунке/ в описании того, как человеческая деятельность изменила экосистему степи/ в перечислении улучшений в жизни людей, произошедших благодаря освоению степей.
Определяет животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана.
Затрудняется в определении животного растительного мира особо охраняемых природных территорий Казахстана.
Допускает ошибки в приведении примеров растений, занесѐнных в красную книгу республики Казахстан/ в приведении примеров животных выбранной ООПТ.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Устанавливает чѐткую зависимость между количеством осадков и типом растительности в каждой экосистеме и приводит
доказательный пример. Даѐт полный развѐрнутый ответ о разном значении температуры в трех экосистемах.
Составляет последовательную развѐрнутую пищевую цепь называя каждое звено.
Называет правильно вид деятельности человека, описывает двустороннюю связь между экосистемой и человеком.
Верно называет статус ООПТ, приводя пример красно книжных растений и виды животных, обитающие в приведѐнном учеником ООПТ.
2

========8========

Суммативное оценивание по разделу «Классификация живых организмов»
Цели обучения
7.1.1.1 Объяснять значение систематики
7.1.1.2 Определять систематическое положение живых организмов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает признаки разных таксономических
групп
 Классифицирует живые организмы по
таксономическим группам
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Время выполнения
15 минут
Задания
1. В природе существуют ящерицы и саламандры. Ящерица относится к классу
пресмыкающихся, а саламандра является земноводным. Эти два животных внешне
похожи.
Ящерица Саламандра
(a)
Назовите различия между ящерицей и саламандрой, благодаря которым ящерицу и саламандру относят к разным классам.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
(b)
Объясните значение систематики.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
3

========9========

2. (а) Заполните пропуски в таблице
Тип (i) ……………………………………..
Тело делится на три части: голова, грудь и (ii)……………
Тело делится на две части: (iii)…………… и (iv)……………………
(v)……. пары конечностей
(vi)……. пары конечностей
12 пар конечностей
(b) Укажите, какие характеристики положены в основу деления представленных организмов на классы.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Критерий оценивания
Задание №
Дескриптор Обучающийся
Балл
Описывает признаки разных таксономических групп.
1
называет отличительные признаки классов пресмыкающихся и
земноводных;
указывает значение систематики при определении отдельных видов на конкретных примерах;
по рисунку определяет тип, к которому относят предложенные организмы; описывает строение тела насекомых; описывает строение тела
паукообразных и ракообразных; различает по количеству пар конечностей насекомых;
различает по количеству пар конечностей паукообразных; указывает основные характеристики для деления организмов на классы.
1
1
Классифицирует живые организмы по таксономическим группам.
2
1
1 1
1
1
1
Всего
8
4

========10========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел«Классификация живых организмов»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает признаки разных таксономических групп.
Затрудняется в объяснении значения систематики.
Классифицирует живые организмы по таксономическим группам.
Затрудняется в определении систематического положения живых организмов.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в назывании отличительных признаков классов пресмыкающихся и земноводных/ в объяснении значения систематики при определении отдельных видов на конкретных примерах.
Объясняет значение систематики.
Допускает ошибки в определении по рисунку типа, к которому относят организмы/ в описании строения тела насекомых/ паукообразных и ракообразных/ в определении количества пар конечностей насекомых/ паукообразных/ в указании основных характеристик для деления организмов на классы
Определяет систематическое положение живых организмов.
5

========11========

Суммативное оценивание по разделу
«Клеточная биология
Вода и органические вещества»
Цели обучения
7.4.2.1 Объяснять понятия: клетки, ткани, органы, системы органов
7.4.1.1 Описывать свойства и значение воды для живых организмов
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает понятия клетки, ткани, органы,
системы органов
 Объясняет свойства и значение воды для живых
организмов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1.Рассмотрите изображение.
(а) Распределите рисунки по уровням от 1 до 5, ориентируясь на пирамиду, начиная с самой мельчайшей единицы живой материи.
А
B
C
D
E
5____________________________________
4____________________________________
3____________________________________
2____________________________________
1____________________________________
(b) (i) Сделайте вывод, чего больше в организме клеток или тканей?
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
6

========12========

(іі) Объясните свой выбор, используя пример.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
2. (а) Выберите функции воды в клетке. A) Растворитель
B) Строительная
C) Терморегуляционная
D) Транспортная
E) Ферментативная
F) Энергетическая
3. Рассмотрите изображение.
(a) Опишите, какой процесс показан на рисунке.
______________________________________________________________________________ ________________________________________________________
(b) Укажите структуру листа, участвующего в этом процессе.
______________________________________________________________________________ ________________________________________________________
(c) Определите, какую функцию воды демонстрирует данный рисунок.
______________________________________________________________________________ ________________________________________________________
7

========13========

Критерий
оценивания Описывает понятия клетки, ткани, органы, системы органов.
Задание №
Дескриптор
Обучающийся
определяет клетку;
определяет ткань;
определяет орган;
определяет систему органов;
определяет организм;
делает вывод о количестве клеток и тканей в организме;
доказывает свой вывод примером; выбирает функции воды из предложенных вариантов ответов;
определяет название процесса по рисунку; называет часть листа, участвующего в данном процессе;
описывает функцию воды в данном процессе.
Балл
1
1 1 1 1 1 1
Объясняет свойства и значение воды для живых организмов.
2
1 1
3
1 1
1
Всего
11
8

========14========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел«Клеточная биология» и «Вода и органические вещества»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает понятия клетки, ткани, органы, системы органов.
Затрудняется в объяснении понятий клетки, ткани, органы, системы органов
Объясняет свойства и значение воды для живых организмов.
Затрудняется в описании свойств и значения воды для живых организмов.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении клетки/ ткани/ органа/ системы органов/ организма/ в выводе о количестве клеток и тканей в организме/ подтверждении своего вывода примером.
Объясняет понятия клетки, ткани, органы, системы органов
Допускает ошибки в выборе функций воды из предложенных вариантов ответов/ в определении названия процесса по рисунку/ в названии части листа,
участвующего в данном процессе/ в описании функции воды в исследуемом процессе.
Описывает свойства и значение воды для живых организмов.
9

========15========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
10

========16========

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»
Цели обучения
7.1.3.1 Объяснять значение транспорта питательных веществ в живых организмах
7.1.3.4 Описывать взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями
7.1.3.5 Сравнивать строение элементов ксилемы и флоэмы
Критерий оценивания
Обучающийся
 Доказывает на примерах значение транспорта
питательных веществ в живых организмах
 Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с
их функциями
 Описывает, сравнивая строение элементов
ксилемы и флоэмы
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1. Заполните таблицу, описав особенности и значение транспорта у одноклеточных и многоклеточных организмов.
Транспорт веществ у одноклеточных и многоклеточных организмов
Организмы
Особенности транспорта
веществ
Значение транспорта
веществ
Одноклеточные
Транспорт через клеточную
мембрану
Многоклеточные
Доставка питательных веществ и кислорода ко всем
органам и тканям.
11

========17========

2. Рассмотрите изображение.
а) Заполните таблицу.
(i) (ii)
Опишите особенности строения зон корня под цифрой 3 и 4.
Укажите на взаимосвязь между строением с функцией зон корня под цифрами 3 и 4.
Зона корня
Особенности строения
Функция
3
4
12

========18========

3. Рассмотрите изображение.
(а) Определите на рисунке и запишите в ячейках ксилему и флоэму.
(b) Укажите одно различие в строении между ксилемой и флоэмой
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Критерий оценивания
Задание
№ 1
Дескриптор Обучающийся
описывает значение транспорта веществ одноклеточных организмов;
описывает особенности транспорта веществ многоклеточных организмов;
называет особенности строения зоны корня под цифрой 3; указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 3; называет особенности строения зоны корня под цифрой 4; указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 4; указывает в соответствующих ячейках расположение ксилемы и флоэмы в стебле растения; называет одно отличие в строении между ксилемой и флоэмой.
Балл
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах.
1
1
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями.
2
1
1
1
1
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы.
3
1
1
Всего
8
13

========19========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Транспорт веществ»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Доказывает на примерах значение транспорта
питательных веществ в живых организмах.
Затрудняется в объяснении значения транспорта питательных веществ в живых организмах.
Допускает ошибки в описании значения транспорта веществ одноклеточных организмов/ в описании особенностей транспорта веществ многоклеточных организмов.
Объясняет значение транспорта питательных веществ в живых организмах.
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями.
Затрудняется в описании взаимосвязи строения стебля и корня с их функциями.
Допускает ошибки в описании особенностей строения зон корня / в указании выполняемой функции зоны корня .
Описывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями.
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы.
Затрудняется в сравнении строения элементов ксилемы и флоэмы.
Допускает ошибки в указании расположения ксилемы и флоэмы в стебле растения/ в названии отличия в строении между ксилемы и флоэмы.
Сравнивает строение элементов ксилемы и флоэмы.
14

========20========

Суммативное оценивание за раздел
Питание живых организмов
Цели обучения
7.1.2.1 Описывать внутреннее строение листа и объяснить взаимосвязь между строением и функцией 7.1.2.2 Исследовать условия, необходимые для процесса фотосинтеза
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает внутреннее строение листа и
доказывает взаимосвязь между строением и
функцией
 Определяет условия, необходимые для процесса
фотосинтеза
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1. Рассмотрите изображение внутреннего строения листа.
(a) Укажите стрелкой губчатую ткань листа.
(b) Опишите кратко особенности строения губчатой ткани.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(c) Объясните, как строение губчатой ткани связано с выполнением листом его
функций.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
15

========21========

2. Рассмотрите изображение.
(а) Определите, какое условие необходимо для того, чтобы образовалось органическое вещество?
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(b) Предложите опыт, доказывающий, что в листе содержится крахмал.
(i) Опишите кратко этапы опыта.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(ii) Опишите, какая химическая реакция доказывает наличие крахмала.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(iii) Объясните результат реакции.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
16

========22========

Критерий
оценивания Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией.
Задание №
1
Дескриптор
Обучающийся
указывает расположение губчатого мезофилла;
описывает строение губчатого мезофилла;
объясняет взаимосвязь между строением листа и его функцией;
называет условие, при котором образуется органическое вещество; описывает этапы опыта;
описывает, какая химическая реакция доказывает наличие крахмала;
объясняет результат реакции.
Балл
1
1
1
Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
2
1
1 1
Всего
1 7
17

========23========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Питание живых организмов»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией.
Затрудняется в описании внутреннего строения листа и объяснении взаимосвязи между строением и функцией.
Допускает ошибки в указывании расположениягубчатой ткани/ в описании строения губчатой ткани/ в объяснении взаимосвязи между строением листа и его функцией;
Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией.
Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
Затрудняется в определении условий, необходимых для процесса фотосинтеза
Допускает ошибки в названии условия, при котором образуется органическое вещество/ в описании этапов опыта/ в описании химической реакции, с помощью которой можно определить крахмал/ в объяснении результатов реакции.
Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
18

========24========

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание»
Цели обучения
7.1.4.1 Описывать значение дыхания в живых организмах 7.1.4.3 Исследовать дыхание у растений
7.1.4.5 Изучать особенности строения органов дыхания у человека
Критерий оценивания
Обучающийся
 Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности
живых организмов
 Описывает дыхание растений
 Указывает особенности строения органов дыхания
у человека
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1. Рассмотрите изображение.
Опишите значение дыхания для одноклеточных и многоклеточных организмов. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
2. Представьте, что вам предоставили комнатное растение, стакан с известковой водой, стеклянный колпак для исследования.
(i) Опишите установку для исследования процесса дыхания данного комнатного растения.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
19

========25========

(ii) Определите, какая химическая реакция доказывает наличие процесса дыхания. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(iii) Объясните конечный результат опыта.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
3. Рассмотрите изображение.
(i) Перечислите органы верхних дыхательных путей.
__________________________________________________________________
(ii) Назовите структуру, обозначенную под цифрой 11.
__________________________________________________________________
(iii) Какое преимущество даѐт структура под цифрой 11 при газообмене? __________________________________________________________________
20

========26========

Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Балл
Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности живых организмов.
указывает значение дыхания одноклеточных и многоклеточных организмов;
1
Описывает дыхание растений.
2
описывает расположение и установку предложенных материалов для опыта;
определяет химическую реакцию доказывающую наличие процесса дыхания;
объясняет конечный результат опыта;
перечисляет органы верхних дыхательных путей;
называет структуру, обозначенную цифрой 11;
указывает преимущества предложенной структуры.
1
1
1
Указывает особенности строения органов дыхания у человека.
3
1
1
1
Всего
7
21

========27========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Дыхание»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности живых организмов.
Затрудняется в описании значения дыхания для живых организмов.
Описывает опыт дыхания растений.
Затрудняется в описании опыта исследования дыхания растений.
Указывает особенности строения органов дыхания у человека.
Затрудняется в указании особенностей строения органов дыхания у человека.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в описании значения дыхания для одноклеточных /
многоклеточных организмов.
Описывает значение дыхания для живых организмов.
Допускает ошибки в описании расположения и установки из предложенных материалов для опыта/ в определении химической реакции/ в объяснении конечного результата опыта.
Описывает опыт дыхания растений.
Допускает ошибки в перечислении органов верхних дыхательных путей/ в названии структур/ в указании роли структуры газообмена.
Указывает особенности строения органов дыхания у человека.
22

========28========

ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
23

========29========

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»
Цели обучения
7.1.5.1 Объяснять значение выделения в
жизнедеятельности организмов
7.1.5.3 Сравнивать строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет значение выделения в
жизнедеятельности организмов
 Различает строение выделительной системы
беспозвоночных и позвоночных животных
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 мин
Задания
1. Укажите два значения выделения в жизнедеятельности организмов.
(а)
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(b)
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
2. (а) Установите соответствие между организмами и органами выделения.
Органы выделения 1. Нефридии
2. Почки
3. Сократительная вакуоль 4. Мальпигиевы сосуды
Организм А амѐба B белая планария C паук D обезьяна
Ответ:
1
2
3
4
(b) Определите черты сходства и отличия в строении органов выделения позвоночных
и беспозвоночных животных
Сходство
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Отличие
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
24

========30========

Критерий оценивания
Задание
№ 1
Дескриптор
Обучающийся
указывает 1-ое значение выделения в жизнедеятельности организмов; указывает 2-ое значение выделения в жизнедеятельности организмов; определяет орган выделения одноклеточного организма;
определяет орган выделения червей; устанавливает органы выделения членистоногих;
указывает орган выделения млекопитающих;
определяет сходства беспозвоночных и позвоночных животных;
определяет отличия беспозвоночных и позвоночных животных.
Балл
Определяет значение выделения в
жизнедеятельности организмов.
Различает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных.
1
1
2
1
1 1
1
1
1
Всего:
8
25

========31========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выделение»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Опеределяет значение выделения в жизнедеятельности организмов.
Затрудняется в объяснении значения выделения в жизнедеятельности организмов.
Различает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных.
Затрудняется в сравнении строения выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в указании 1-ого / 2-ого значения выделения в жизнедеятельности организмов.
Объясняет значение выделения в жизнедеятельности организмов.
Допускает ошибки в определении органа выделения одноклеточного организма/ червей членистоногих/ млекопитающих / в определении черт сходства беспозвоночных и позвоночных животных/ в определении черт отличия беспозвоночных и позвоночных животных.
Сравнивает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных.
26

========32========

Суммативное оценивание за раздел «Движение»
Цели обучения
7.1.6.1 Описывать значение и объяснять причины движений у растений (тропизмы, таксисы)
7.1.6.3 Описывать роль фотопериодизма у растений 7.1.6.4 Сравнивать органы движения у беспозвоночных и позвоночных животных
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет причины движений растений на
примере тропизмов и их значении
 Объясняет роль фотопериодизма у растений
 Различает органы движения у беспозвоночных и
позвоночных
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. (а) Запишите, что такое фотопериодизм?
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
(b) Назовите один процесс жизнедеятельности растений, зависящий от фотопериодизма. ___________________________________________________________________
2. Рассмотрите изображение.
Пример движения растения
(a) Укажите причину движения растения.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________
(b) Опишите кратко значение движения в жизни растений.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________
3. Заполните таблицу.
27

========33========

«Движение беспозвоночных и позвоночных животных»
Организм
Беспозвоночное/По
звоночное
животное Беспозвоночное
Способ движения
Органы движения
Медуза
Кошка
Позвоночное
Дождевой червь
Беспозвоночное
Медведь
Позвоночное
Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Обучающийся
даѐт определение термину фотопериодизм;
называет значение фотопериодизма в жизнедеятельности растений ;
определяет причину движения растения; описывает значение движения растения;
Балл
Описывает роль фотопериодизма у растений.
1
1
Объясняет роль фотопериодизма у растений. Различает органы движения у беспозвоночных и позвоночных.
2
1 1
3
описывает характеристики движения для медузы;
описывает характеристики движения для кошки;
описывает характеристики движения для дождевого червя;
описывает характеристики движения для медведя.
1
1
1
1
Всего
8
28

========34========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Движение»
ФИО обучающегося _____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает роль фотопериодизма у растений.
Затрудняется в определении термина фотопериодизм и обозначении значения фотопериодизма в жизнедеятельности растений.
Объясняет роль фотопериодизма у растений.
Затрудняется в описании значения и объяснении причин движений растений, на примере тропизмов.
Различает органы движения у беспозвоночных и позвоночных.
Затрудняется в сравнении органов движения у беспозвоночных и позвоночных.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении термина фотопериодизм/ в обозначении значения
фотопериодизма в
жизнедеятельности растений.
Правильно определяет термин фотопериодизм и значения фотопериодизма в
жизнедеятельности растений.
Допускает ошибки в определении причины движения растения/ в описании значения движения растения по рисунку.
Описывает значение и объясняет причины движений растений, на примере тропизмов.
Допускает ошибки в описании характеристики движения для медузы/ кошки/ дождевого червя/ медведя.
Сравнивает органы движения у беспозвоночных и позвоночных.
29

========35========

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»
Цели обучения
7.1.7.2 Называть функции нервной системы и ее структурных компонентов
7.1.7.5 Исследовать рефлекторную дугу
7.1.7.7 Описывать функции вегетативной нервной системы 7.1.7.8 Объяснять значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма
7.1.7.9 Описывать принципы сохранения хорошего психического здоровья
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет функции нервной системы и ее
структурных компонентов
 Изучает рефлекторную дугу
 Объясняет функции вегетативной нервной
системы
 Описывает значение сна для восстановления
жизнедеятельности и отдыха организма
 Объясняет принципы сохранения хорошего
психического здоровья
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Определите структуры, составляющие периферическую нервную систему. A спинной мозг, нервы и нервные узлы
B нервы и нервные узлы
C нервные узлы
D нервы
2. Рассмотрите изображение.
Рефлекторная дуга
30

========36========

(а) Назовите нейрон, расположенный первым в рефлекторной дуге. ________________________________________________________________
(b) Опишите, используя рисунок , что происходит в участке под цифрой 7. ________________________________________________________________
(c) Определите, какой участок рефлекторной дуги участвует в данном акте.
________________________________________________________________
3. Выберите один правильный ответ.
Определите основную функцию вегетативной нервной системы.
A способность воспринимать чувствительные раздражители
B произвольная двигательная активность
C поддержание гомеостаза
D рефлекторно-автоматическая двигательная активность
E поддержание мышечного тонуса
4. (a) Докажите значение сна в жизни человека.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________
(b) Объясните, почему в жизни человека происходит чередование бодрствования и сна. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
______________________________________________________
5. Известно, что в городах очень много факторов, которые влияют на психическое здоровье человека.
(а) Назовите два фактора, влияющих на здоровье горожан.
______________________________________________________________________________ _____________________________________________________ ________
(b) Объясните, почему полезно жителям городов чаще выезжать на природу (лес, горы). ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
31

========37========

Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Обучающийся
определяет структуры, составляющие периферическую нервную систему;
Балл
Определяет функции нервной системы и ее структурных компонентов. Изучает рефлекторную дугу.
1
2
называет нейрон рефлекторной дуги; описывает звено рефлекторной дуги; определяет участок рефлекторной дуги;
определяет функцию вегетативной нервной системы;
1 1 1
Объясняет функции вегетативной нервной системы.
Описывает значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма. Объясняет принципы сохранения хорошего психического здоровья.
3
1
4
доказывает значение сна в жизни человека;
даѐт правильное объяснение чередованию бодрствования и сна; называет факторы, которые влияют на психическое здоровье людей; доказывает, что природа помогает сохранить психическое здоровье людей.
1
1
5
1
1
Всего
9
32

========38========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Координация и регуляция»
ФИО обучающегося __________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Называет функции нервной системы и ее структурных компонентов.
Объясняет функции вегетативной нервной системы.
Затрудняется в названии функций нервной системы и ее структурных компонентов и в описании функций вегетативной нервной системы.
Изучает рефлекторную дугу.
Затрудняется в исследовании рефлекторной дуги.
Описывает значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма.
Затрудняется в объяснении значения сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении структур, составляющих периферическую нервную систему.
Называет функции нервной системы и ее структурных компонентов. Описывает функции вегетативной нервной системы.
Допускает ошибки в определении участка рефлекторной дуги/ в описании звеньев рефлекторной дуги/ в названии нейронов рефлекторной дуги.
Исследует рефлекторную дугу.
Допускает ошибки при объяснении чередования бодрствования и сна/ в доказывании значения сна в жизни человека.
Объясняет значение сна для восстановления
жизнедеятельности и отдыха организма.
33

========39========

Объясняет принципы сохранения хорошего психического здоровья.
Затрудняется в описании принципов сохранения хорошего психического здоровья.
Допускает ошибки в названии факторов, которые влияют на психическое здоровье людей/ в доказывании, что природа помогает сохранить психическое здоровье людей.
Описывает принципы сохранения хорошего психического здоровья.
34

========40========

ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
35

========41========

Суммативное оценивание за раздел «Наследственность и изменчивость»
Цели обучения
7.2.4.1 Исследовать наследственные и ненаследственные признаки организма человека
7.2.4.2 Объяснять роль генов в определении признаков 7.2.4.3 Объяснять роль генетического материала - ДНК в хромосомах
7.2.2.1 Сравнивать количество хромосом у разных видов организмов
7.2.2.2 Называть количество хромосом в соматических и половых клетках
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет наследственные и ненаследственные
признаки в организме человека
 Определяет роль генов в определении признаков»
 Объясняет роль генетического материала
 Определяет количество хромосом у разных видов
 Определяет количество хромосом в соматических
и половых клетках
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения 15 мин
Задания
1. Заполните таблицу «Приобретѐнные и наследственные признаки»
Примеры
Приобретѐнные признаки
Наследственные признаки
Оба признака
Распределите примеры, указанные в ячейке.
Длина Вес Группа крови Цвет волос Окрашивание волос
Цвет кожи Интеллект Разговорный язык Пирсинг Рост
2. (а) Дайте определение понятию ген.
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
(b) Объясните роль генов в определении признаков.
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
36

========42========

3. (а) Опишите, что такое ДНК.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(b) Объясните, какую роль играет ДНК в наследственности.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________
4. (а) Определите количество хромосом в соматических и половых клетках.
Количество хромосом в соматических клетках 48
Количество хромосом в половых клетках
Шимпанзе Курица Лягушка Горох
39 13
14
(b) Объясните различия количества хромосом у разных видов.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Обучающийся
определяет наследственные признаки; указывает приобретѐнные признаки; приводит примеры, характерные для двух типов признаков;
Балл
Определяет
наследственные и ненаследственные признаки в организме человека
Определяет роль генов в определении признаков
1 1 1
2
даѐт определение понятию «ген»;
1
объясняет роль генов в определении признака и его подавление;
даѐт определение понятию ДНК ; объясняет роль ДНК в
наследственности.
указывает количество хромосом в половых клетках шимпанзе;
указывает количество хромосом в половых клетках гороха;
указывает количество хромосом в соматических клетках курицы; указывает количество хромосом в соматических клетках лягушки; объясняет различие количества хромосом у разных видов;
1
Объясняет роль генетического материала
3
1 1
Определяет количество хромосом у разных видов.
4a
1
1
1
1
Определяет количество хромосом в соматических и половых клетках.
4b
1
Всего
12
37

========43========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Наследственность и изменчивость»
Критерий оценивания
Низкий
Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека.
Затрудняется в определении наследственных и
ненаследственных признаков в организме человека.
Допускает ошибки в определении наследственных / приобретѐнных признаков/ примерах, характерных для двух типов признаков.
Определяет роль генов в определении признаков.
Затрудняется в объяснении роли генов в определении признаков.
Допускает ошибки в объяснении роли генов в определении признака и его подавлении/ в определение понятия «ген».
Объясняет роль генетического материала.
Затрудняется в объяснение роли генетического материала.
Допускает ошибки в определении понятия ДНК / в объяснении роли ДНК в наследственности.
Определяет количество хромосом у разных видов.
Затрудняется в названии количества хромосом в соматических и половых клетках.
Допускает ошибки в определении количества хромосом в соматических клетках лягушки/ курицы/ в определении количества хромосом в половых клетках гороха/ шимпанзе.
Определяет количество хромосом у разных видов
Затрудняется в сравнении количества хромосом у разных видов.
Допускает ошибки в объяснении различия количества хромосом у разных видов.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека.
Объясняет роль генов в определении признаков.
Объясняет роль генетического материала.
Называет количество хромосом в соматических и половых клетках.
Сравнивает количество хромосом у разных видов.
38

========44========

Суммативное оценивание за разделы
«Размножение. Рост и развитие»
Цели обучения
7.2.1.1 Описывать бесполое и половое размножения у растений
7.2.1.4 Описывать значение двойного оплодотворения цветковых растений
7.2.3.2 Исследовать процесс роста растений в длину и толщину
7.2.3.4 Сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных
Критерий оценивания
Обучающийся
 Сравнивает бесполое и половое размножение  Объясняет значение двойного оплодотворения  Описывает процесс роста растений в длину и
толщину
 Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у
животных
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания:
1. Рассмотрите изображение.
(а) Укажите какими цифрами обозначены Вегетативные органы___________________________ Генеративные органы __________________________
(b) Опишите размножение листьями.
_____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ ___________
(c) Объясните, в чем отличие размножения с участием органа под номером 4?
_____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _______________________
2. (а) Объясните термин «двойное оплодотворение» у цветковых растений.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
39

========45========

(b) Опишите значение двойного оплодотворения у цветковых растений. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
3. Рассмотрите изображение.
Прорастание семени кукурузы
Сделайте вывод, как изменилось семя с момента его прорастания до зрелого растения. a) Опишите, как растение растет в длину.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________ _____________________________________________________________________ _______
b) Опишите, как растение растет в толщину.
_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________
4. (а) Перечислите два типа развития насекомых.
1_______________________________________________________________ ____________ 2_______________________________________________________________ ____________
(b) (i) Укажите черты сходства между двумя типами развития насекомых.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________ __________________
(ii) Укажите черты различия между двумя типами развития насекомых.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
40

========46========

Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Обучающийся
указывает вегетативные органы растения;
указывает генеративные органы растения;
описывает способ вегетативного размножения растений;
описывает, как листья используются в размножении;
объясняет особенности
генеративного способа размножения; объясняет термин «двойное оплодотворение» у цветковых растений;
описывает значение двойного оплодотворения у цветковых растений.
отмечает особенности роста растений в длину;
объясняет особенности роста растений в толщину;
называет первый тип развития; называет второй тип развития; называет различия между типами развития насекомых;
называет сходства между типами развития насекомых;
Балл
Сравнивает бесполое и половое размножение.
1
1
1
1
1
Объясняет значение двойного оплодотворения.
2
1
1
Описывает процесс роста растений в длину и толщину
3
1
1
Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных
4
1 1 1
1
Всего
13
41

========47========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Размножение. Рост и развитие»
ФИО обучающегося ________________________________ Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Сравнивает бесполое и половое размножение.
Затрудняется в описании бесполого и полового размножения.
Допускает ошибки в описании, как листья используются в размножении/ в описании способа вегетативного размножения растений/ в указывании генеративных органов растения/ в указании вегетативных органов растений.
Описывает бесполое и половое размножение.
Объясняет значение двойного оплодотворения.
Затрудняется в описании значения двойного оплодотворения.
Допускает ошибки в описании значения двойного оплодотворения у цветковых растений/ в объяснении термина «двойное оплодотворение» у цветковых растений.
Описывает значение двойного оплодотворения.
Описывает процесс роста растений в длину и толщину.
Затрудняется в описании процессов роста растений в длину и толщину.
Допускает ошибки в объяснении особенностей роста растений в толщину/ длину.
Описывает процесс роста растений в длину и толщину.
Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных.
Затрудняется в сравнении прямого и непрямого типов онтогенеза у животных.
Допускает ошибки в определении первого типа развития насекомых/ второго типа развития/ определении сходства между типами развития насекомых/ в определении различий между типами развития насекомых.
Сравнивает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных.
42

========48========

Суммативное оценивание за разделы «Микробиология и биотехнология»
Цели обучения
7.4.3.1 Описывать различные формы бактерий 7.4.3.2 Исследовать производство йогурта и сыра
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет различные формы бактерий
 Описывает производство йогурта и сыра
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Рассмотрите два рисунка.
1
2
(а) Определите организмы, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2.
1_________________________________________
2_________________________________________

(b) (і) Определите, чем отличаются эти два организма друг от друга. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
(іі) Опишите различия двух организмов, изображенных на рисунках.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Стадии Пастеризация
«Стадии производства сыра»
Описание
С помощью молочной закваски молоко створаживают и отделяют плотную массу от жидкости. Плотную массу называют сырной массой.
Стекание
Сыр выкладываются в специальные формы.
43

========49========

Критерий оценивания
Задание

1
Дескриптор
Обучающийся
определяет организмы,
представленные на рисунке; указывает различия между ними ; описывает различия для двух представителей;
даѐт описание первому этапу производства сыра;
определяет второй этап производства сыра;
описывает третий этап производства сыра;
называет четвѐртый этап
производства сыра.
Балл
Определяет различные формы бактерий
1
1 1
Описывает производство йогурта и сыра
2
1
1
1
1
Всего
7
44

========50========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за разделы «Рост и развитие» и «Микробиология и биотехнология»
Критерий оценивания
Низкий
Определяет формы бактерий.
различные
Затрудняется в определении различных форм бактерий.
Описывает производство йогурта и сыра.
Затрудняется в описании производства йогурта и сыра.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении организмов, представленных на рисунке/ в указывании различий между ними/ в описании различий для двух представителей.
Определяет различные формы бактерий.
Допускает ошибки в описании первого / второго / третьего / четвѐртого этапа производства сыра.
Описывает йогурта и сыра.
производство
 
Верх