СОР Физика 7 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Физика
7 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Физика» для обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей школ основного среднего образования (7-9) классы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ...............................4 Суммативное оценивание за раздел«Физика – наука о природе» ........................................5 Суммативное оценивание за раздел«Физические величины и измерения».........................8 Суммативное оценивание за раздел«Механические движения» ........................................11 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.............................14 Суммативное оценивание за раздел«Плотность».................................................................15 Суммативное оценивание за раздел«Взаимодействие тел» ................................................18 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.............................22 Суммативное оценивание за раздел «Давление»..................................................................23 Суммативное оценивание за раздел «Работа и мощность».................................................28 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.............................31 Суммативное оценивание за раздел «Энергия»....................................................................32 Суммативное оценивание за раздел «Момент силы» ..........................................................36 Суммативное оценивание за раздел «Космос и Земля».......................................................39
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
1 ЧЕТВЕРТЬ
4

========4========

Суммативное оценивание за раздел «Физика – наука о природе»
Цель обучения
7.1.1.1 Приводить примеры физических явлений 7.1.1.2 Различать научные методы изучения природы
Критерий оценивания
Обучающийся
 Приводит пример физических явлений
 Описывает физические явления
 Различает научные методы изучения законов
природы
 Определяет научные методы изучения законов
природы
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Знание и понимание
15 минут
Задания
1. Приведите по одному примеру к следующим типам физических явлений
А) тепловое явление - ________________________________________________
В) механическое явление - ____________________________________________
С) звуковое явление - ________________________________________________
D) электрическое явление - ____________________________________________
Е) магнитное явление - _______________________________________________
2. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается старт ракеты с поверхности Земли.
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
3. Выберите из приведенных ниже примеров явления, которые являются экспериментальными фактами или научными гипотезами.
экспериментальный
факт
научная гипотеза
А) гирька тонет в воде В) льдина плавает в море С) при кипении воды образуются пузырьки D) при отсутствии трения тело будет двигаться вечно Е) тяжелые тела падают быстрее, чем легкие
5

========5========

4. Летним утром на листочке вы обнаружили капельки росы. Накройте крышкой кастрюлю с горячей водой и через несколько минут снимите крышку – вы увидите на ней капельки воды. В каком случае образование капелек воды изучают путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта?

______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
приводит пример теплового явления приводит пример механического явления приводит пример звукового явления приводит пример электрического явления приводит пример магнитного явления описывает световое явление
описывает механическое явление описывает звуковое явление
соотносит пример гирьки тонущей в воде к экспериментальным фактам/ научным гипотезам
соотносит пример плавания льда в море к экспериментальным фактам/научным гипотезам
соотносит пример образования пузырьков при кипении воды к экспериментальным фактам/научным гипотезам
соотносит пример движения тела при отсутствии трения к экспериментальным фактам/научным гипотезам
соотносит пример падения тяжелого и легкого тела к экспериментальным фактам/научным гипотезам
определяет метод наблюдения
определяет метод эксперимента/ постановки опыта
Балл
Приводит пример физических явлений
Описывает физические явления
2
Различает научные методы изучения законов природы
3
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1
1
1
Определяет научные методы изучения законов природы Всего баллов
4
1 1
15
6

========6========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физика – наука о природе»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Приводит пример физических явлений
Низкий Затрудняется демонстрировать понимания физических явлений
Описывает физические явления Затрудняется описывать
физические явления
Различает научные методы изучения законов природы
Затрудняется при определении различий между
Уровень учебных достижений
Средний
Допускает ошибки в примерах теплового явления/механического явления/звукового явления/ /электрического явления /магнитного явления
Высокий Верно демонстрирует физические явления
Допускает ошибки в описании светового явления/механического явления/звукового явления
Верно описывает физические явления
экспериментальными фактами и фактами и научными гипотезами в
научными гипотезами
Затрудняется при определении
Допускает ошибки при определении Верно различает научные различий между экспериментальными методы изучения законов
природы
одном случае
Допускает ошибки при определении
Определяет научные методы изучения законов природы
различий между наблюдением и различий между наблюдением и
постановкой опыта
постановкой опыта
Верно определяет различия между наблюдением и постановкой опыта
7

========7========

Суммативное оценивание за раздел «Физические величины и измерения»
Цель обучения
7.1.2.1 Соотносить физические величины с их единицами измерения Международной системы единиц 7.1.2.3 Применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M)
7.1.3.1 Измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности
Критерий оценивания
Обучающийся
 Сопоставляет физические величины с их
единицами измерения в системе СИ
 Использует кратные и дольные приставки при
записи больших и малых чисел: микро (μ), милли
(m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M)
 Распознает физические величины, записывает
результаты измерений с учетом погрешности
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Знание и понимание Применение 15 минут
Задания
1. Найдите соответствие между физическими величинами и единицами измерения в системе СИ (поставьте галочку в соответствующей ячейке).
км/ч
кг
м/с
г
°С
ч
с
А) Скорость
В) Масса
С) Время
D) Температура
2. Запишите следующие величины, применяя кратные и дольные приставки: 1) 5,2 × 103 м =
2) 1,8 × 10-3 м =
3. Преобразуйте следующие единицы измерения в систему СИ: 1) 10 мкс = ______с
2) 2 см = ______ м
3) 1 дм = ______ м
4) 1 MН = _______ Н
8

========8========

3. Определите и запишите объем жидкости в мензурке с учетом погрешности, изображенного на рисунке: V=_____±_____ мл.
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
выбирает единицы измерения скорости
выбирает единицы измерения массы выбирает единицы измерения времени выбирает единицы измерения температуры
показывает кратные приставки показывает дольные приставки преобразует единицы измерения с приставкой микро (мк) в систему СИ преобразует единицы измерения с приставкой санти (c) в систему СИ преобразует единицы измерения с приставкой деци (д) в систему СИ преобразует единицы измерения с приставкой мега (M) в систему СИ определяет объем жидкости в мензурке
определяет погрешность прибора записывает результаты измерений с учетом погрешности
Балл
Сопоставляет физические величины с их единицами измерения в системе СИ
1
1 1 1
Использует кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M)
2
3
1 1 1
1
1
1
Распознает физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности
1
4
1 1
Всего баллов
13
9

========9========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Физические величины и измерения»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий Соотносит физические Затрудняется в соотношении величины с их единицами физических величин с их измерения в системе СИ единицами измерения
Применяет кратные и Затрудняется применять кратные и дольные приставки при дольные приставки при записи записи больших и малых больших и малых чисел: микро (μ), чисел: микро (μ), милли милли (m), санти (c), деци (d), кило (m), санти (c), деци (d), (k) и мега (M)
кило (k) и мега (M)
Измеряет физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности
Затрудняется измерять физические величины и записывать результаты измерений с учетом погрешности
Уровень учебных достижений
Средний Допускает ошибки в правильном выборе единиц измерения скорости/ массы/ времени/ температуры
Высокий Правильно соотносит физические величины с их единицами измерения в системе СИ
Допускает ошибки в указании Правильно применяет кратные кратных и дольных и дольные приставки при приставок/преобразовании больших записи больших и малых и малых чиселмикро (μ)/милли чисел: микро (μ),милли (m), (m)/санти (c)/деци (d)/кило (k)/мега санти (c), деци (d), кило (k) и (M) мега (M)
Допускает ошибки в определении объема жидкости в
мензурке/погрешности прибора/ записи рузультата измерений с учетом погрешности
Правильно измеряет физические величины, записывает результаты измерений с учетом погрешности
10

========10========

Суммативное оценивание за раздел «Основы кинематики. Механическое движение»
Цель обучения
7.2.1.4 Вычислять скорость и среднюю скорость движения тел
7.2.1.5 Строить график зависимости s от t, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в таблицах
7.2.1.7 Находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении
Критерий оценивания
Обучающийся
 Находит скорость движения тела по графику
зависимости перемещения от времени при
равномерном движении
 Вычисляет среднюю скорость движения тел
 Изображает график зависимости перемещения
от времени при равномерном прямолинейном
движении, применяя обозначение единиц
измерения на координатных осях графика и в
таблице
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. На рисунке представлен график зависимости пути от времени.
Определите скорость тела за промежуток времени 20-30 секунд.
2. Велосипедист за первые 10 с проехал50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с – 150 м. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
11

========11========

3. Автомобиль ехал 1 ч со скоростью 80 км/ч, затем 0,5 ч стоял, а потом ехал еще 2 ч со скоростью 60 км/ч. Постройте график зависимости пройденного пути от времени
Критерий оценивания
Находит скорость движения тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении
№ задания
1
Вычисляет среднюю скорость движения тел
2
Изображает график зависимости перемещения от времени при равномерном прямолинейном движении, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графика и в таблице
Всего баллов
3
Дескриптор
Обучающийся
определяет перемещение по графику за указанный промежуток времени использует формулу для расчета скорости
определяет скорость
использует формулу для вычисления средней скорости
вычисляет среднюю скорость обозначает единицы измерения на координатных осях графика вычисляет перемещения автомобиля на каждом участке дороги составляет таблицу значений физических величин
строит график зависимости перемещения от времени
Балл
1
1
1 1
1 1
1
1
1
9
12

========12========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Основы кинематики. Механическое движение»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Находит скорость движения тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении
Низкий
Затрудняется определять скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении
Вычисляет среднюю скорость Затрудняется при вычислении движения тел средней скорости движения тел
Изображает график зависимости Затрудняется при обозначении перемещения от времени при единицы измерения на равномерном прямолинейном координатных осях графика, движении, применяя обозначение вычислении перемещения единиц измерения на автомобиля на каждом участке координатных осях графика и в дороги, составлении таблицы таблице значений физических величин,
построении графика зависимости
перемещения от времени
Уровень учебных достижений
Средний
Допускает ошибки при определении перемещения по графику за указанный промежуток времени/
использовании формулы для расчета скорости/определении скорости
Высокий Верно использует графики зависимости перемещения от времени для вычисления скорости тела при равномерном движении
Допускает ошибки при использовании формулы/ вычислении средней скорости движения тел
Верно вычисляет средную скорость движения тел
Допускает ошибки при обозначении единицы измерения на координатных осях графика/ вычислении перемещения автомобиля на каждом участке дороги/составлении таблицы значений физических величин/построении графика зависимости перемещения от времени
Верно обозначает единицы измерения на координатных осях графика, вычисляет перемещение автомобиля на каждом участке дороги, составляет таблицы значений физических величин и строит график зависимости перемещения от времени
13

========13========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
2 ЧЕТВЕРТЬ
14

========14========

Суммативное оценивание за раздел «Плотность»
Цель обучения
7.2.2.12 Использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы
7.2.2.13 Объяснять физический смысл плотности 7.2.2.15 Применять формулу плотности при решении задач
Критерий оценивания
Обучающийся
 Объясняет физический смысл плотности
 Использует измерительный цилиндр для
измерения объема жидкости
 Решает задачи, применяя формулу плотнос ти
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Плотность свинца 11300 кг/м3. Что это означает?
А) Масса свинца объемом в 1 м3 – 11300 кг
В) масса свинца объемом в 11300 м3 – 1 кг
С) масса свинца объемом в 11300 м3 – 11300 кг
D) объем свинца массой 1 кг – 1 м3
2. На рисунках показана гирька, помещенная в мензурку с водой.Масса гирьки указана на рисунке.
a) определите объем жидкости
______________________________________________________________________ b) определите объем гирьки
______________________________________________________________________ с) найдите плотность гирьки
______________________________________________________________________
15

========15========

3. Вместимость цистерны 60 м3. Сколько тонн нефти можно в ней хранить? Плотность нефти 800 кг/м3
А) 0,075
В) 13
С) 48000
D) 48
4. Чему равна плотность жидкости, 125 л которой имеют массу 100 кг? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
определяет плотность тела как массу в единице объеме
определяет объем жидкости в мензурке определяет объем гирьки
Балл
Объясняет физический смысл плотности Использует
измерительный цилиндр для измерения объема жидкости и твердого тела Решает задачи, применяя формулу плотности
1
2 а
1 1
2 b
2 c
находит плотность гирьки по формуле
1
3
4
Всего баллов
находит массу нефти по формуле 1 переводит единицу измерения массы из 1 системы СИ
переводит единицу измерения объема 1 жидкости в систему СИ
находит плотность жидкости по формуле 1
8
16

========16========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Плотность»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий Объясняет физический смысл Затрудняется определить плотности физический смысл плотности
Использует измерительный цилиндр для измерения объема жидкости и твердого тела
Затрудняется при определении объема жидкости и объема тела
Решает задачи, применяя формулу плотности
Затрудняется при определении плотности гирьки по формуле, определении массы нефти по формуле, переводе единиц измерения массы из системы СИ, переводе единицы измерения
Уровень учебных достижений
Средний Допускает ошибки при определении плотности тела как массы в единице объема
Высокий Верно определяет физический смысл плотности
Допускает ошибки при определении объема жидкости /объема тела
Верно определяет объем жидкости и объем тела
объема в систему СИ иопределении объема в систему СИ/определении
плотности жидкости по формуле
Допускает ошибки при Верно определяет плотность определении плотности гирьки по гирьки по формуле, формуле/определениимассы нефти определяет массу нефти по по формуле/переводе единиц формуле, переводит единицу измерения массы из системы СИ/ измерения массы из системы переводе единицы измерения СИ, переводит единицу
измерения объема в систему плотности жидкости по формуле СИ и определяет плотность
жидкости по формуле
17

========17========

Суммативное оценивание за раздел «Взаимодействие тел»
Цель обучения
7.2.2.1 Объяснять явление инерции и приводить примеры 7.2.2.3 Различать и приводить примеры пластических и упругих деформаций
7.2.2.5 Рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука
7.2.2.6 Описывать трение при скольжении, качении, покое
7.2.2.8 Изображать силы графически в заданном масштабе
7.2.2.9 Графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой
Критерий оценивания
Обучающийся
 Приводит примеры инерции, пластической
деформации, упругой деформации
 Применяет закон Гука для решения задач
 Описывает трение при скольжении, качении,
покое
 Графически изображает силы и находит их
значения
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад, чем это вызвано? А) автобус повернул влево
В) автобус повернул вправо
С) автобус резко остановился
D) автобус увеличил скорость
2. Приведите по два примера упругих и пластических деформаций
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
18

========18========

3. На рисунке представлена схема определения жесткости пружины. Чему равна жесткость пружины.
____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________
4. Какой вид трения имеет место:
А) когда вы ходите - _____________________
В) когда держите тяжелый предмет в руках - _____________________
С) когда вы катаетесь с горы на санках - _____________________
D) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту - _________________
5. Тело толкают на север с силой 14 Н, и на юг с силой 2 Н.
А) Определите значение и направление равнодействующей силы.
В) Изобразите все силы графически в масштабе 1 клетка – 2 Н.
19

========19========

Критерий оценивания
№ задания
1
2
Дескриптор
Обучающийся
выбирает верный ответ
приводит примеры упругой деформации приводит примеры пластической деформации
Балл
Приводит примеры таких понятий как «инерция», «пластическая
деформация», «упругая деформация»
Применяет закон Гука для решения задач
1 1 1
3
определяет удлинение пружины определяет силу действующую на пружину
вычисляет жесткость пружины с помощью закона Гука
различает трение при скольжении различает трение при качении различает трение при покое
определяет значение равнодействующей силы
определяет направление
равнодействующей силы
изображает силы графически в заданном масштабе
1 1
1
Описывает трение при скольжении, качении, покое
Графически изображает силы и находит их значения
4
1 1 1 1
5
1
1
Всего баллов
12
20

========20========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Взаимодействие тел»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Приводит примеры таких понятий как «инерция», «пластическая деформация», «упругая деформация»
Низкий Затрудняется при описании инерции, упругой деформации, пластической деформации
Применяет закон Гука для решения задач
Затрудняется при определении удлинения пружины, силы действующей на пружину, вычислении жесткости пружины с помощью закона Гука
Описывает трение при Затрудняется при определении скольжении, качении, покое различий между трением при
скольжении, качении и покое
Графически изображает силы и Затрудняется приопределении находит их значения значения равнодействующей силы,
направления равнодействующей
силы, графически изображать силы
в заданном масштабе
Уровень учебных достижений
Средний Допускает ошибки при описании инерции/упругой деформации/ пластической деформации
Высокий Верно описывает инерцию, упругую деформацию и пластическую деформацию
Допускает ошибки при определении удлинения пружины/силы действующей на пружину/вычислении жесткости пружины с помощью закона Гука
Верно определяет удлинение пружины, силу действующую на пружину и вычисляет жесткость пружины с помощью закона Гука
Допускает ошибки при определении различий между трением при
скольжении/качении/покое
Верно различает трение при скольжении, качении и покое
Допускает ошибки при определении значения равнодействующей
силы/направления
равнодействующей силы/ графическом изображении силы в заданном масштабе
Верно определяет значение равнодействующей силы, направление
равнодействующей силыи графически изображает силы в заданном масштабе
21

========21========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
3 ЧЕТВЕРТЬ

========22========

Суммативное оценивание за раздел «Давление»
Цель обучения
7.3.1.1 Описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества 7.3.1.2 Объяснять физический смысл давления и описывать способы его изменения
7.3.1.3 Применять формулу давления твердого тела при решении задач
7.3.1.4 Объяснять давление газа на основе молекулярного строения вещества
7.3.1.5 Выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач
7.3.1.8 Рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин
7.3.1.12 Объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах
7.3.1.13 Применять закон Архимеда при решении задач 7.3.1.14 Исследовать условия плавания тел
Критерий оценивания
Обучающийся
 Характеризует свойства жидкостей и газов
 Определяет зависимость давления от площади
соприкосновения с поверхностью
 Решает задачи используя формулу давления
 Определяет давление газа
 Решает задачи используя формулу
гидростатического давления в жидкостях
 Исследует выталкивающую силу в различных
жидкостях и условия плавания тел
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Выберите строку указывающую правильное расположение молекул и расстояние между молекулами.
Расположение молекул Расстояние между молекулами A Молекулы жидкости не имеют порядка Примерно одинаковое в твердых телах
и газах
B Молекулы твердого тела более Примерно одинаковое в твердых телах
упорядочены, чем молекулы жидкости и жидкостях
C Молекулы твердого тела более Примерно одинаковое в жидкостях и
упорядочены, чем молекулы жидкости газах
D Молекулы газа не имеют порядка Примерно одинаковое в жидкостях и
газах
23

========23========

2. Выберите положение тела, в котором оно производит наибольшее и наименьшее давление. Напишите ответ используя слова давление, площадь, сила.
3. Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
4. На рисунке изображен сосуд с газом до и после перемещения поршня вниз. Опишите как изменяется давление внутри сосуда и количество ударов о стенку сосуда.
5. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 15 см2, площадь большего поршня 300 см2. На меньший поршень действует сила 350 Н. Какая сила действует на больший поршень?
6. Вес тела 4,5 Н, а его объем 500 см3. Утонет ли это тело в воде? в спирте? В керосине? Плотность воды 1000 кг/м3, спирта 900 кг/м3, керосина 800 кг/м3. Заполните таблицу.
В воде В спирте В керосине
Сила Архимеда,
действующая на
тело
Сравните силы, Fа FА Fа FА Fа FА
действующие на
тело
Утонет ли тело?
24

========24========

Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Учащийся
указывает правильное расположение молекул
указывает расстояние между молекулами выбирает положение тела, оказывающее наибольшее давление на поверхность формулирует определение давления
Балл
Характеризует свойства жидкостей и газов
1
Определяет зависимость давления от площади соприкосновения с поверхностью Решает задачи используя формулу давления Определяет давление газа
2
1 1
1
3
4
правильно оформляет задачу
вычисляет давление трактора на грунт объясняет изменение давления газа объясняет изменение количества ударов молекул о стенку сосуда
правильно оформляет задачу и переводит единицы измерения площади в систему СИ
преобразует формулу гидростатического давления в жидкостях для определения силы
вычисляет силу
правильно оформляет задачу и переводит единицы объема в систему СИ вычисляет архимедову силу в
воде/спирте/керосине
сравнивает архимедову силу в воде/спирте/керосине с силой тяжести выявляет условия плавания тел в воде/спирте/керосине
1 1 1 1
Решает задачи используя формулу
гидростатического давления в жидкостях
5
1
1
Исследует
выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел
6
1 1
1
1
1
Всего баллов
15
25

========25========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Давление»
ФИО обучающегося ____________________________
Критерий оценивания
Характеризует свойства жидкостей и газов
Низкий
Затрудняется в определении расположения молекул и расстояния между молекулами газа, жидкости и твердого тела
Определяет зависимость давления от площади соприкосновения с поверхностью
Затрудняется в определении положения тела, оказывающего наибольшее давление на поверхность и
формулировании определения давления
Решает задачи используя формулу давления
Затрудняется в оформлении задачи и вычислении давления
Определяет давление газа
Затрудняется в определении изменения давления газа и количества ударов молекул о стенку сосуда
Уровень учебных достижений
Средний
Допускает ошибки при определении расположения молекул/расстояния между молекулами
газа/жидкости/твердого тела
Высокий Верно определяет порядок расположения и расстояния между молекулами газа, жидкости и твердого тела
Допускает ошибки при определении Верно определяет положение положения тела, оказывающего тела, оказывающего наибольшее наибольшее давление на поверхность/ давление на поверхность и формулировании определения формулирует определение давления давления
Допускает ошибки при оформлении задачи/вычислении давления
Правильно оформляет задачу и вычисляет давление
Допускает ошибки при определении изменения давления газа/количества ударов молекул о стенку сосуда
Верно определяет изменение давления газа и изменение количества ударов молекул о стенку сосуда
26

========26========

Решает задачи используя формулу гидростатического давления в жидкостях
Допускает ошибки при переводе единиц измерения площади в систему СИ, применении формулы гидростатического давления в жидкостях, что затрудняет дальнейшее выполнение задания
Допускает ошибки при переводе единиц измерения объема в систему СИ, применении закона Архимеда, что затрудняет дальнейшее выполнение задания
Переводит единицу измерения Правильно оформляет задачу, площади в систему СИ, преобразует переводит единицу измерения формулу гидростатического давления площади в систему СИ, в жидкостях для определения силы, преобразует формулу
но допускает ошибки при вычислении гидростатического давления в силы жидкостях для определения силы
и вычисляет силу
Исследует выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел
Правильно оформляет задачу и переводит единицы объема в систему СИ, но допускает ошибки при вычислении архимедовой силы в воде/спирте/керосине, при сравнении архимедовой силы в
воде/спирте/керосине с силой тяжести, при выявлении условия плавания тел в воде/спирте/керосине
Верно определяет
выталкивающую силу в различных жидкостях и условия плавания тел
27

========27========

Суммативное оценивание за раздел «Работа и мощность»
Цель обучения
7.2.3.1 Объяснять физический смысл механической работы 7.2.3.7 Объяснять физический смысл мощности 7.2.3.8 Применять формулы механической работы и мощности при решении задач
Критерий оценивания
Обучающийся
 Излагает формулировку механической работы
 Оценивает мощность
 Решает задачи используя формулы механической
работы и мощности
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Автомобиль равномерно движется по шоссе. Совершает ли работу сила тяжести? Сила тяги двигателя автомобиля? Объясните почему? Как определить работу данных сил?
2. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом на ту же высоту. Почему?

========28========

3. Человек поднял за 16 с ведро воды массой 10 кг из колодца глубиной 8 м. Какую работу совершил человек? Какую мощность он при этом развивал? Считайте, что ведро двигалось равномерно.
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
устанавливает силу совершающую работу объясняет способ определения работы
Балл
Формулирует определение механической работы Оценивает мощность
1 1
2
выбирает правильный вариант описывает величины, влияющие на определение мощности
правильно оформляет задачу определяет силу необходимую для поднятия ведра с водой
применяет формулу и вычисляет механическую работу
применяет формулу и вычисляет мощность
1 1
Решает задачи используя формулы механической работы и мощности
3
1 1
1
1
Всего баллов
8
29

========29========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Работа и мощность»
ФИО обучающегося ________________________
Критерий оценивания
Формулирует определение механической работы
Низкий Допускает ошибки при установлении силы, совершающей работу и затрудняется описывать способ определения работы
Оценивает мощность
Выбирает правильный вариант, но затрудняется описывать величины, влияющие на определение мощности
Решает задачи используя Допускает ошибки при формулы механической работы определении силы, и мощности совершающей работу и
применении формулы
механической работы и
мощности, что затрудняет
дальнейшее выполнение
задания
Уровень учебных достижений
Средний
Устанавливает силу совершающую работу, допускает ошибки при описании способа определения работы
Высокий Верно определяет силу, совершающую работу и описывает метод определения работы
Выбирает правильный вариант, но допускает ошибки при объяснении зависимости мощности от массы/высоты поднятия/времени
Выбирает правильный вариант и объясняет от какой величины зависит развиваемая мощность
Применяет формулу механической работы и мощности, допускает ошибки при вычислении механической работы и мощности
Применяет формулу механической работы и мощности, верно вычисляет механическую работу и мощность
30

========30========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
4 ЧЕТВЕРТЬ

========31========

Цель обучения
Суммативное оценивание за раздел «Энергия»
7.2.3.2 Различать два вида механической энергии
7.2.3.3 Применять формулу кинетической энергии при
решении задач
7.2.3.4 Применять формулу потенциальной энергии тела,
поднятого над землей при решении задач
7.2.3.5 Приводить примеры переходов энергии из одного вида
в другой
7.2.3.6 Применять закон сохранения механической энергии
при решении задач
Критерий оценивания
Обучающийся
 Различает кинетическую и потенциальную энергию
 Решает задачи используя формулу потенциальной
энергии тела, поднятого над землей
 Решает задачи используя формулу кинетической
энергии
 Описывает переход механической энергии из одного
вида в другой
 Решает задачи применяя закон сохранения
механической энергии
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. В каких из перечисленных случаев тело приобретает кинетическую энергию, а в каких – потенциальную:
А) пуля вылетает из ружья
В) кирпич равномерно поднимают на некоторую высоту
С) недеформированную пружину сжимают
А) ____________________________________________
В) ____________________________________________
С) ____________________________________________
2. а) Капля дождя массой 20 мг движется со скоростью 2 м/с на высоте 2 км. Какой потенциальной энергией обладает капля?
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ b) Какой кинетической энергией обладает капля?
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
32

========32========

3. Как изменяется энергия яблока при падении с дерева? Объясните причину изменения энергии.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
4. При подготовке пружинного пистолета к выстрелу пружину с жесткостью 1 кН/м сжали на 3 см. Какую скорость приобретает снаряд массой 45 г при выстреле в горизонтальном направлении.
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
соотносит пример А к обладанию потенциальной/кинетической энергией соотносит пример В к обладанию потенциальной/кинетической энергией соотносит пример С к обладанию потенциальной/кинетической энергией использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей вычисляет потенциальную энергию капли
Балл
Различает кинетическую и потенциальную энергию
1
1
1
Решает задачи используя формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей
Решает задачи используя формулу кинетической энергии
2 a
1
1
2 b
использует формулу кинетической энергии
вычисляет кинетическую энергию капли
1
1
Описывает
переход механической энергии из одного вида в другой
Решает задачи применяя закон сохранения механической энергии
3
4
Всего баллов
определяет каким видом энергии обладает 1 яблоко в начале падения
описывает превращение механической 1 энергии яблока в другой вид энергии находит потенциальную энергию пружины 1 пистолета
применяет закон сохранения механической 1 энергии
вычисляет скорость снаряда 1
12
33

========33========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Энергия»
ФИО обучающегся __________________________
Критерий оценивания
Различает кинетическую и потенциальную энергию
Низкий Затрудняется при соотнесении
примеров А, В и С к обладанию примеров А/В/С к обладанию
потенциальной/ кинетической энергией
Решает задачи используя формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей
Допускает ошибки при применении формулы потенциальной энергии тела, поднятого над землей, что затрудняет дальнейшее решение задачи
Решает задачи используя Допускает ошибки при формулу кинетической энергии применении формулы
Уровень учебных достижений
Средний
Допускает ошибки при соотнесении
потенциальной/ кинетической энергией
Высокий
Верно соотносит примеры А, В, С к обладанию потенциальной и кинетической энергией
Использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, допускает ошибки при вычислении потенциальной энергии капли
Использует формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, верно вычисляет потенциальную энергию капли
Использует формулу кинетической энергии тела, допускает ошибки при
кинетической энергии тела, что вычислении кинетической энергии
затрудняет дальнейшее решение задачи
Описывает Затрудняется описывать переход механической энергии переход механической энергии из одного вида в другой из одного вида в другой
капли
Использует формулу кинетической энергии тела, верно вычисляет кинетическую энергию капли
Определяет каким видом энергии обладает яблоко в начале падения, допускает ошибки при описании превращения механической энергии яблока
Верно описывает превращение механической энергии яблока
34

========34========

Решает задачи применяя закон сохранения механической энергии
Допускает ошибки при применении закона сохранения механической энергии, что затрудняет дальнейшее
решение задачи
Применяет закон сохранения
механической энергии, допускает
ошибки при определении потенциальной энергии
пружины/кинетической энергии
снаряда/скорости снаряда
Применяет закон сохранения механической энергии, находит потенциальную энергию пружины пистолета и верно вычисляет скорость снаряда
35

========35========

Суммативное оценивание за раздел «Момент силы»
Цель обучения
7.2.4.1 Приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики» 7.2.4.4 Формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии при решении задач
Критерий оценивания
Обучающийся
 Выявляет особенность работы простых механизмов
 Применяет «Золотое правило механики» при решении
задач
 Применяет правило моментов сил для тела,
находящегося в равновесии, при решении задач
 Формулирует правило моментов сил для тела,
находящегося в равновесии
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Заполните следующую таблицу
Простые
механизмы
Рычаг Дают ли
выигрыш в силе
Для какой цели
их используют?
Блок (неподвижный)
Блок (подвижный)
Наклонная плоскость
Приведите пример использования
2. Какой выигрыш в силе дает сочетание двух блоков (подвижного и неподвижного)?
Какая сила необходима для подъема груза весом 500 Н? Выполните расчет:
а) не учитывая массу подвижного блока
б) если масса подвижного блока 2 кг.

========36========

3. На рисунке изображен кран с противовесом.
а) На каком расстоянии от оси вращения должна расположиться нагрузка в 5000 Н, чтобы кран оставался в равновесии?
b) Если нагрузка увеличится в 10000 Н, на какое расстояние необходимо переместить груз от оси вращения?
с) Вычислите момент силы.
d) Сформулируйте правило моментов сил, используя условия данного задания.
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
определяет выигрыш в силе простых 1 механизмов
описывает предназначение простых 1 механизмов
приводит примеры использования простых 1 механизмов
определяет различие подвижного и 1 неподвижного блока
вычисляет силу 1 определяет плечо силы 5000 Н 1 определяет плечо силы 10000 Н 1 определяет момент сил 1
Балл
Выявляет особенность работы простых механизмов
Применяет «Золотое правило механики» при решении задач Применяет правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач Формулирует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии
Всего баллов
2
3
3
формулирует правило моментов
1
9
37

========37========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Момент силы»
Критерий оценивания
Низкий
Выявляет особенность работы Затрудняется при определении простых механизмов выигрыша в силе простых
механизмов/описании
предназначения простых
механизмов/приведении
примеров использования
простых механизмов
Допускает ошибки при определении выигрыша в силе простых механизмов/описании
предназначения простых механизмов/приведении примеров использования простых механизмов
Применяет «Золотое правило Затрудняется применять механики» при решении задач «Золотое правило механики»
при решении задач
Допускает ошибки при применении «Золотого правила механики» при решении задач
Применяет правило моментов Затрудняется при определении сил для тела, находящегося в плеча сил 5000 Н, 10000 Н и равновесии, при решении моментов сил.
задач
Допускает ошибки при определении плеча сил 5000 Н/10000 Н/моментов
сил
Формулирует правило моментов сил для тела, находящегося в равновесии
Затрудняется формулировать правила моментов
Допускает ошибки при
формулировании правила моментов
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Верно определяет выигрыш в силе простых механизмов, описывает предназначения простых механизмов, приводит примеры использования простых механизмов
Верно применяет «Золотое правило механики» при решении задач
Верно определяет плечо сил 5000 Н, 10000 Н и момент сил
Верно формулирует правило моментов
38

========38========

Суммативное оценивание за раздел «Космос и Земля»
Цель обучения
7.7.1.1 Сравнивать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы
7.7.1.2 Систематизировать объекты Солнечной системы 7.7.1.3 Объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах
Критерий оценивания
Обучающийся
 Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую
системы мира
 Классифицирует объекты Солнечной системы
 Объясняет смену времен года и длительность дня и ночи
на разных широтах
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Что находится в центре Солнечной системы
А) Земля
В) Луна
С) Солнце
D) нет центра

2. Осевое вращение Земли определяет?
А) смену времен года
В) смену дня и ночи
С) смену климата
D) смену растительности

3. Укажите на рисунке положение Земли, где в Казахстане зима, лето, весна и осень?

========39========

Объясните смену времен года
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу Системы мира В центре мира Вокруг центра вращаются Основатели систем
Геоцентрическая
Гелиоцентрическая

5. Как объекты Солнечной системы классифицируются по составу.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескриптор Обучающийся
сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира
Балл
Сравнивает
гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира
Классифицирует объекты Солнечной системы
1
2
определяет что находится в центре солнечной системы
приводит классификацию планет по составу
выбирает, что определяет осевое вращение Земли
на рисунке указывает время года к каждому положению планеты объясняет смену времен года
1
1
1
Объясняет смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах Всего баллов
3
1
1 6
40

========40========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Космос и Земля»
ФИО обучающегося______________________
Критерий оценивания
Низкий
Уровень учебных достижений
Средний
Сравнивает
гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира
Сравнивает гелиоцентрическую Сравнивает гелиоцентрическую и
и геоцентрическую системы мира и формулирует простые выводы
Классифицирует объекты Солнечной системы
Затрудняется приопределении центра солнечной системы, классификации планет по составу, определении осевого вращения Земли
геоцентрическую системы мира и формулирует неполные выводы
Высокий
Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира и формулирует полные и последовательные выводы
Допускает ошибки при определении центра солнечной системы/ классификации планет по составу/ определении осевого вращения Земли
Верно классифицирует объекты Солнечной системы
Приводит общие аргументы для объяснения смены времен года и
Объясняет смену времен года Приводит неполные аргументы и длительность дня и ночи на для объяснения смены времен разных широтах
на разных широтах.
года и длительность дня и ночи длительность дня и ночи на разных
широтах
Предлагает логически последовательные полные аргументы при объяснении смены времен года и длительность дня и ночи на разных широтах
 
Верх