СОР География 10 класс Суммативное оценивание ЕМН

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География» 10 класс
(естественно-математического направления)


СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ...............................4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»....4
Суммативное оценивание за раздел «Картография. Основы геоинформатики»....8
Суммативное оценивание за раздел«Природопользование и геоэкология»......12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ..........................16
Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология».....16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ..........................20
Суммативное оценивание за раздел «Основы геоэкономики»..................20
Суммативное оценивание за раздел «Основы геополитика»...................24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ..........................28
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»........................28
Суммативное оценивание за раздел«Глобальные проблемы человечества»......32
3
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований» Тема Виды методов исследования
Цели обучения 10.1.1.2 Применять сравнительные методы согласно теме
исследования
10.1.1.3 Применять количественные методы согласно теме исследования
10.1.1.5 Применять методы районирования согласно теме исследования Критерии оценивания Обучающийся
• Использует сравнительные методы согласно теме исследования
• Использует количественные методы согласно теме исследования
• Использует методы районирования согласно теме исследования
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Сравните климатические условия Египта и Индии.
Египет Индия
Климатический пояс
Средняя температура января
Средняя температура июля
Среднее количество осадков за год(мм)
Вывод о типе климата
2. Рассмотрите таблицу.
Этнический состав Казахстана (на 1.01.2018)
Этносы 1926г. 1970г. 1999г. 1.01.2018
Казахи 58,52% 32,39% 53,40% 67,47%
Русские 20,57% 42,42% 29,96% 19,76%
Узбеки 2,09% 1,62% 2,48% 3,18%
Украинцы 13,88% 7,24% 3,66% 1,53%
Немцы 0,82% 6,53% 2,36% 0,99%
а. Укажите максимальный и минимальный показатели по этносам.
Год Максимальный показатель Минимальный показатель
1926г
1970г
b. Проанализируйте изменение представителей русской национальности по годам (%).
c. Объясните причину уменьшения украинцев(%) по сравнению с 1926г.
d. Назовите одну причину наименьшего показателя численности казахов в 1970г.
4
3. Классифицируйте географические обьекты.
Географические объекты: гора, предприятия, пролив, залив, природа, город, пустыни, природный компонент, остров, водопад, морские порты, природный комплекс, организация, экосистема, компания, населенный пункт, природный ресурс, фирма, озеро, ледники.
Физическо-географические объекты Экономико-географические объекты Геоэкологические объекты

5
Критерии оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Использует сравнительные методы согласно теме исследования 1 определяет климатический пояс Индии; 1
определяет климатический пояс Египта; 1
определяет среднюю температуру января Индии; 1
определяет среднюю температуру января Египта; 1
определяет среднюю температуру июля Египта; 1
определяет среднюю температуру июля Индии; 1
определяет среднее количество годовых осадков Индии; 1
определяет среднее количество годовых осадков Египта; 1
делает вывод о типе климата Индии 1
делает вывод о типе климата Египта 1
Использует количественные методы согласно теме исследования 2 определяет максимальный показатель этноса в 1926 г; 1
определяет минимальный показатель этноса в 1926 г; 1
определяет максимальный показатель этноса в 1970 г; 1
определяет минимальный показатель этноса в 1970 г; 1
анализирует по годам изменение русской национальности; 1
объясняет причину низкого процента украинцев по сравнению с 1926 г; 1
приводит один пример, приведший к наименьшему показателю казахского народа в 1970г; 1
Использует методы районирования согласно теме исследования 3 определяет физическо-географические объекты; 1
определяет экономико-географические объекты; 1
определяет геоэкологические объекты. 1
Всего баллов 20
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Методы географических исследований»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует сравнительные методы согласно теме исследования Затрудняется при использовании сравнительных методов согласно теме исследования П Допускает ошибки в определении климатических поясов Египта/Индии; в определении средней температуры января/июля Египта/Индии; в определении годового количества осадков Египта/Индии; в выводах о типе климата в Египте/Индии | | Верно использует сравнительные методы согласно теме исследования □
Использует количественные методы согласно теме исследования Затрудняется при использовании количественных методов согласно теме исследования □ Допускает ошибки в определении максимального/ минимального показателей этноса в 1926г/1970г; при анализе изменении русской национальности; при объяснении причины низкого процента украинцев по сравнению с 1926г; в приведении одного примера, приведший к наименьшему показателю казахского народа в 1970 г 1 1 Верно использует количественные методы согласно теме исследования П
Использует методы районирования согласно теме исследования Затрудняется при использовании метода районирования согласно теме исследования □ Допускает ошибки при определении физико-географических/экономикогеографических/геоэкологических объектов □ Верно использует методы районирования согласно теме исследования
7
Суммативное оценивание за раздел «Картография. Основы геоинформатики»
Тема Современные картографические методы
Визуализация географических данных Цели обучения 10.2.1.1 Применять картографические методы согласно теме
исследования
10.2.2.2 По результатам анализа статистических данных составлять картограммы и картодиаграммы Критерии оценивания Обучающийся
• Использует картографические методы согласно теме исследования
• Создает картограмму и картодиаграмму с использованием статистических данных
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Рассмотрите изображение.
a. Определите название горы
b. Укажите географическое положение
c. Укажите наивысшую точку
d. Укажите координаты наивысшей точки
e. Определите направление горных хребтов, крутизну склонов.
2. Рассмотрите таблицу.
Индекс старения в РК по областям
2009 2016
Республика Казахстан 28,3 25,9
Акмолинская 40,0 39,6
Ак;тюбинская 24,7 23,2
Алматинская 24,5 21,8
Атырауская 18,0 14,9
Западно Казахстанская 37,2 31,9
Жамбылская 19,0 18,3
Карагандинская 42,1 41,1
Костанайская 53,3 52,5
Кызылординская 14,9 15,6
Мангистауская 11,3 11,7
Южно Казахстанская 12,8 12,4
Павлодарская 45,7 44,0
Северо Казахстанская 55,6 57,0
8
Восточно Казахстанская 49,4 47,8
Город Астана 19,6 15,6
Город Алматы 42,0 37,0
9
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует картографические методы согласно теме исследования 1 определяет название горы; 1
описывает географическое положение; 1
определяет наивысшую точку; 1
определяет координаты наивысшей точки; 1
описывает направление горных хребтов, крутизну склонов; 1
Создает картограмму и картографическую диаграмму с использованием статистических данных 2 создает картодиаграмму; 1
использует статистические данные; 1
использует условные обозначения. 1
Всего баллов 8
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Картография. Основы геоинформатики»
ФИО обучающегося__________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует картографические методы согласно теме исследования Затрудняется при использовании картографических методов согласно теме исследования □ Допускает ошибки при определении название горы/географического расположения/наивысшей точки/ координат высшей точки; при описании направления горных хребтов □ Верно использует картографические методы согласно теме исследования П
Создает картограмму и картографическую диаграмму с использованием статистических данных Затрудняется при создании картограммы и картографической диаграммы с использованием статистических данных □ Допускает ошибки при создании картодиаграммы; при использовании статистических данных/условных обозначениях □ Верно создает картограмму и картографическую диаграмму с использованием статистических данных □
11
Суммативное оценивание за раздел«Природопользование и геоэкология»
Тема
Цели обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Виды природопользования
Оценка воздействия видов природопользования на
окружающую среду
10.3.1.1 Объяснять необходимость природопользования, определять ее виды (по типам хозяйствования) и представлять в графической форме
10.3.1.2 Определять и оценивать воздействие типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента)
10.3.1.3 Предлагать пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента)
Обучающийся
• Описывает необходимость природопользования, определяя ее виды
• Оценивает воздействие типов природопользования на окружающую среду
• Предлагает пути минимизации негативного воздействия типов природопользования
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут
Задания
1. Приведите примеры рационального и нерационального использования природы:
a) Рациональное использование природы
b) Нерациональное использование природы
Объясните необходимость природопользования.
2. Ответьте на вопросы, используя статистическую диаграмму РК.
Выбросы загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, тысяч тонн
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
■ Всего ■ Газообразные и жидкие вещества ■ Твердые вещества
a. Определите, какие вредные вещества выбрасываются в атмосферу в наибольшем количестве.
b. Объясните, по каким двум причинам снизились выбросы опасных веществ по всей стране по сравнению с 2007 годом.
12
3. Прочитайте текст.
Всемирный фонд земельных и лесных ресурсов
Свыше 85% продуктов питания люди получают в результате ведения сельского хозяйства. Земли, используемые как луга и пастбища, обеспечивают еще около 10% пищи. Остальное приходится на долю мирового океана. В нашей стране на возделываемых землях получают около 90% продуктов питания, и это учитывая, что на обрабатываемые земли (поля, сады, плантации) приходится немногим более 11% земельного фонда.
Леса играют важную роль в циклах испарения и выпадения осадков, круговороте углекислого газа, сохраняют почву от эрозии, регулируют уровни грунтовых вод и многое другое. Потому расточительное использование природных ресурсов, а именно леса, приведет к сокращению фонда лесного хозяйства. Несмотря на это, лесные массивы утрачиваются с большей скоростью, чем восстанавливаются путем высадки молодых деревьев. Лес вырубают под освоение сельскохозяйственных угодий, для строительства, получения древесины как сырья и как топлива. Кроме того, значительные потери лесному хозяйству наносят пожары.
Очевидно, что современные методы возделывания почв приводят к практически постоянной деградации и обеднению плодородного слоя. Не говоря уже о загрязнении почв и грунтовых вод пестицидами и ядохимикатами. Хоть плодородные слои грунта и рассматриваются как «возобновимые» природные ресурсы, это все-таки длительный процесс. Фактически на естественное восстановление одного дюйма грунта (2.54 см) в теплом и умеренном климате необходимо от 200 до 800 лет.
a. Укажите, какие виды природопользования человека описываются в тексте.
b. Объясните необходимость защиты почвы.
c. Опишите последствия нерационального использования лесных ресурсов.
d. Предложите два пути минимизации этого негативного воздействия.
e. Приведите один пример нерационального использования природы в вашей местности.
13
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает необходимость природопользования, определяя ее виды 1 приводит пример рационального использования природы; 1
приводит примеры нерационального использования природы; 1
описывает необходимость природопользования; 1
Оценивает воздействие типов природопользования на окружающую среду 2 определяет количество вредных веществ выбрасывающихся в атмосферу; 1
объясняет первую причину по снижению опасных веществ; 1
объясняет вторую причину по снижению опасных веществ; 1
Предлагает пути минимизации негативного воздействия типов природопользования 3 описывает виды природопользования человека; 1
объясняет необходимость защиты почвы; 1
определяет последствия нерационального использования лесных ресурсов; 1
предлагает первый путь минимизации негативного воздействия; 1
предлагает второй путь минимизации негативного воздействия; 1
приводит один пример нерационального использования природы в местности. 1
Всего баллов 12
14
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает необходимость природопользования, определяя ее виды
Затрудняется при описании необходимость природопользования, определяя ее виды
Допускает ошибки в приведении примеров рационального/
нерационального использования
природы
Верно необходимость природопользования, определяя ее виды
описывает
Оценивает воздействие типов
природопользования на окружающую среду
Затрудняется при
оценивании воздействие
типов природопользования на окружающую среду
Допускает ошибки при определении количества вредных веществ, выбрасывающих в атмосферу; при объяснении первой/второй причины
Верно оценивает воздействие типов природопользования на окружающую среду
Предлагает пути
минимизации негативного воздействия типов
природопользования
Предлагает пути
минимизации негативного воздействия типов
природопользования
Допускает ошибки в описании видов природопользования человека/ при объяснении необходимости защиты почвы; при определении последствии нерационального использования
лесных ресурсов; в предложении первого/второго путей минимизации; при приведении одного примера нерационального использования
природы
Предлагает пути минимизации негативного воздействия
типов природопользования
15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Природопользование и геоэкология»
Тема
Цели обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Рассмотрите фотографии.
а) Заполните таблицу.
Загрязнение геосферы Глобальные экологические проблемы Экологические проблемы в Казахстане
10.3.2.3 Исследовать уровень, причины и следствия загрязнения геосфер
10.3.2.6 Предлагать пути минимизации антропогенных
факторов, оказывающие воздействие на природу
10.3.2.7 Объяснять механизм возникновения глобальных экологических проблем
10.3.2.12 Предлагать пути решения экологических проблем Казахстана Обучающийся
• Определяет уровень загрязнения и последствия для геосферы
• Предлагает пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу
• Объясняет механизм возникновения глобальных экологических проблем
• Предлагает пути решения экологических проблем Казахстана
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
5 6
Загрязнения атмосферы Ответ
Естественное загрязнение геосферы
Антропогенное загрязнение геосферы
b. Определите уровень загрязнение геосферы рисунка 6.
16
с. Напишите две причины и последствия загрязнение геосферы.
2. Предложите два пути минимизации антропогенных факторов, оказывающих воздействие на природу.
3. Напишите эссе на тему «Причины и последствия возникновения механизма глобальных экологических проблем» (100-150 слов), соблюдая структуру.
Предлагаемые глобальные проблемы:
1. Обеспечение человечества ресурсами,
2. Демографическое развитие
3. Проблема преодоления бедности
4. Прочитайте текст.
По данным Организации Объединенных Наций, это второе по величине озеро Центральной Азии находится под угрозой высыхания. Площадь озера Балхаш, которое расположено на востоке Казахстана в 400 километрах к северу от Алма-Аты, к настоящему времени уже сократилась на две тысячи квадратных километров. Дело в том, что основная его подпитка - это река Или, входящая в Казахстан с территории северо-западного Китая. Благодаря значительному росту населения в КНР, урбанизации, а также резкому увеличению объемов производства сельского хозяйства и промышленности, потребность в воде у китайской стороны непрерывно возрастает. С середины 80-ых годов в результате увеличения численности населения в западных районах Китая с 40 миллионов до почти 200 миллионов человек резко возросла потребность в воде, как для бытовых нужд, так и для орошения полей и для промышленного производства.
Таким образом поступление воды по реке Или упало с 12 кубических километров в год до 9,5. И концу 80-ых годов из 15 озерных систем дельты главной артерии Балхаша осталось только 5, а уровень озера понизился почти на 2 метра. Правда, в начале 90-ых годов в результате принятых административных мер и общего экономического спада в Казахстане уровень озера поднялся на 1 метр 10 сантиметров, и угроза высыхания Балхаша была временно ликвидирована. Но длилось это недолго. Так к неурегулированным с Китаем вопросам по водопользованию добавились новые проблемы: постепенное
засаливание почв, опустынивание прилегающих к Балхашу территорий и практически неконтролируемый сброс отработанных тяжелых металлов, фенолов и нефтепродуктов в акваторию озера со стороны Балхашского горно-металлургического комбината и города Балхаш.
Один из прогнозов звучит следующим образом: солевая пустыня, которая находится всего в 200-ах километрах от крупнейшего мегаполиса Казахстана Алма-Аты, подступит непосредственно к границам города. Соль с Балхаша, заносимая ветром в горы Заилийского Алатау, станет причиной интенсивного таяния ледников, начнется засуха, и погибнут лесной пояс и все плодородные земли...
a. Напишите одну причину возникновения экологических проблем Балхаша.
b. Объясните, как может изменение ландшафта влиять на указанную проблему.
c. Предложите пути решения данной проблемы.
17
Критерии оценивания № Задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет уровень загрязнения и последствия для геосферы 1 определяет естественное загрязнение геосферы; 1
определяет антропогенное загрязнение геосферы; 1
определяет уровень загрязнения геосферы на рисунке 6; 1
называет первую причину загрязнения геосферы рисунка 6; 1
называет вторую причину загрязнения геосферы рисунка 6; 1
называет последствия загрязнения геосферы; 1
Предлагает пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу 2 предлагает путь минимизации антропогенных факторов; 1
Объясняет механизм возникновения глобальных экологических проблем 3 объясняет и аргументирует возникновение механизма; 1
определяет причины; 1
определяет последствия; 1
логическая структура соответствует теме; 1
Предлагает пути решения экологических проблем Казахстана 4 называет причину возникновения экологических проблем Балхаша; 1
объясняет, как изменение ландшафта влияет на указанную проблему; 1
предлагает пути решения. 1
Всего баллов 14
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Природопользование и геоэкология»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет уровень загрязнения и последствия для геосферы Затрудняется при определении уровень загрязнения и последствия для геосферы □ Допускает ошибки в определении естественного/антропогенного загрязнений; в определении уровня загрязнения; при указании первой/второй причины загрязнения; при указании последствий загрязнения геосферы I 1 Верно определяет уровень загрязнения и последствия для геосферы п
Предлагает пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу Затрудняется при предложении путей минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу | 1 Допускает ошибки в предложении пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу □ Верно предлагает пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу | |
Объясняет механизм возникновения глобальных экологических проблем Затрудняется при объяснении механизма возникновения глобальных экологических проблем □ Допускает ошибки при объяснении и аргументировании возникновения механизма; при определении причин/последствий; в логической структуре | | Верно объясняет механизм возникновения глобальных экологических проблем □
Предлагает пути решения экологические проблем Казахстана Затрудняется при предложении путей решения экологических проблем Казахстана □ Допускает ошибки при указании возникновения экологических проблем Балхаша; объяснении изменения ландшафта; при предложении путей решения | | Верно предлагает пути решения экологических проблем Казахстана □
19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Основы геоэкономики»
Тема Территориальное моделирование мирового хозяйства
Показатели экономического развития мировых стран Цели обучения 10.4.1.9 Анализировать территориальные модели мирового
хозяйства
10.4.1.10 Сравнивать показатели экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
10.4.1.11 Классифицировать страны мира по уровню экономического развития
10.4.1.12 Давать оценку стратегиям экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет территориальные модели мирового хозяйства
• Сравнивает показатели экономического развития стран мира
• Группирует страны по уровню их развития
• Оценивает стратегию экономического развития стран мира
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Проанализируйте страны "Периферии".
a. Укажите страны, входящие в "Периферию".
b. Определите главные направления экономики данных стран.
c. Укажите причину выбора направления экономики данных стран.
d. Опишите, как может измениться экономическая модель в этих странах.
2. Рассмотрите таблицу.
Годовой ВВП в бывших республиках СССР в 2017 г.
Страна ВВП, долл. Страна ВВП, долл.
1. Литва 32299 8. Грузия 10747
2. Эстония 31750 9. Армения 9456
3. Латвия 27644 10. Украина 8713
4. Казахстан 26252 11. Узбекистан 6929
5. Белоруссия 18931 12. Молдова 5661
6. Туркмения 18126 13. Киргизия 3667
7. Азербайджан 17492 14. Таджикистан 3212
a. Сравните показатели ВВП на душу населения Казахстана и Узбекистана.
b. Укажите два фактора, влияющих на изменение ВВП на душу населения.
20
3. Классифицируйте страны по уровню экономического развития.
Япония, Китай, Сингапур, Узбекистан, Великобритания, ЮАР, Венесуэла, Германия, Кувейт, Казахстан.__________________________________________________________________
Развитые страны Переходные страны Развивающиеся страны

a. Укажите критерии, определяющие уровни экономического развития стран.
1____________________________
2____________________________
3____________________________
b. Сделайте анализ одного из критериев, определяющий уровень экономического развития стран.
4. Прочитайте текст.
С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишенный ресурсов (даже воду получает из Джохора в Малайзии), смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.
Борьба с коррупцией началась «путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн. долл.). Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти.
Сингапур имеет государственную систему образования, одну из лучших в мире. Главным языком обучения принят английский, с целью скрепить многонациональное государство и скорее влиться в глобальный мир. В стране действуют 6 местных вузов, в том числе государственный Национальный университет Сингапура.
Заполните диаграмму Венна, сравнивая экономическую стратегию Сингапура и Казахстана.
Сделайте вывод на основе выполненного сравнения.
21
Критерии оценивания № Дескриптор Балл
Задания Обучающийся
Объясняет определяет страны периферии; 1
территориальные модели мирового 1 определяет основное направление экономики; 1
хозяйства указывает причины направления; 1
описывает изменения экономической модели; 1
Сравнивает показатели экономического сравнивает показатели ВВП на душу населения Казахстана и Узбекистана; 1
развития стран мира 2 указывает первый фактор, влияющий на изменение ВВП на душу населения; 1
указывает второй фактор, влияющий на изменение ВВП на душу населения; 1
Группирует страны по уровню их развития определяет развитые страны по уровню экономического развития; 1
определяет переходные страны по уровню экономического развития; 1
определяет развивающиеся страны по уровню экономического развития; 1
3 определяет первый критерий экономического развития стран; 1
определяет второй критерий экономического развития стран; 1
определяет третий критерий экономического развития стран; 1
анализирует критерий определяющий уровень экономического развития стран; 1
Оценивает стратегию экономического определяет особенности экономической стратегии Сингапура; 1
развития стран мира 4 определяет особенности экономической стратегии Казахстана; 1
определяет сходства экономической стратегии двух стран; 1
делает вывод на основе сравнения. 1
Всего баллов 18
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Основы геоэкономики»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет территориальные модели мирового хозяйства Затрудняется в объяснении территориальные модели мирового хозяйства □ Допускает ошибки при определении стран периферии/основного направления экономики; при указании причин направления; при описании изменения экономической модели данных стран | | Верно объясняет территориальные модели мирового хозяйства □
Сравнивает показатели экономического развития стран мира Затрудняется при сравнении показателей экономического развития стран мира □ Допускает ошибки при сравнении показателей ВВП на душу населения Казахстана и Узбекистана; при указании первого/второго фактора, влияющего на изменение ВВП на душу населения | | Верно сравнивает показатели экономического развития стран мира □
Группирует страны по уровню их развития Затрудняется при группировании стран по уровню их развития □ Допускает ошибки при определении развитых/переходных/развивающих стран по уровню экономического развития; при определении первого/второго/третьего критерия экономического развития стран; при анализе критериев определяющих уровень экономического развития стран □ Верно группирует страны по уровню их развития □
Оценивает стратегию экономического развития стран мира Затрудняется при оценивании стратегии экономического развития стран мира □ Допускает ошибки при определении сходств/особенностей экономической стратегии Сингапура/Казахстана; при сравнении экономической стратегии □ Верно оценивает стратегии экономического развития стран мира □
23
Суммативное оценивание за раздел «Основы геополитика»
Тема Актуальность геополитики
Геополитика и географические факторы Морфология государственной территории Цели обучения 10.5.1.1 Объяснять цель и задачи, предмет исследования
геополитики
10.5.1.6 Оценивать роль в геополитике физико-
географических, экономических, социальных, демографических, политических, военных, технологических факторов
10.5.1.8 Классифицировать государства по морфологическим особенностям территории
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет цель и задачи, предмет исследования
геополитики
• Обосновывает роль факторов в геополитике
• Группирует государства по морфологическим особенностям территории
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определение понятию «Геополитика».
a. Укажите цель и задачи геополитики.
b. Укажите предмет исследования геополитики.
2. Оцените геополитическую ситуацию одной из нижеперечисленных стран по следующим факторам:
Китай, Южная Корея, Судан, Бразилия, США
a. Физико-географический
b. Политический
c. Социальный
d. Экономический
e. Военный
f. Демографический
g. Технологический
24
3. Рассмотрите атлас.
а. Заполните таблицу
? Страны с целостной территорией ? Внутриконтинентальные страны
Чили ? Индонезия ?
Норвегия Малайзия
Швеция Филиппин
25
Критерии оценивания № Задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет цель и задачи, предмет исследования геополитики 1 дает определение понятию «Геополитика»; 1
указывает цель и задачи геополитики; 1
указывает предмет исследования; 1
Обосновывает роль факторов в геополитике 2 оценивает геополитику страны по физическому фактору; 1
оценивает геополитику страны по географическому фактору; 1
оценивает геополитику страны по экономическому фактору; 1
оценивает геополитику страны по социальному фактору; 1
оценивает геополитику страны по демографическому фактору; 1
оценивает геополитику одной страны по политическому фактору; 1
оценивает геополитику одной по военному фактору; 1
оценивает геополитику страны по технологическому фактору; 1
Группирует государства по морфологическим особенностям территории 3 определяет к какой группе относятся Чили, Норвегия, Швеция; 1
приводит примеры по странам с целостной территорией; 1
определяет к какой группе относятся Индонезия, Малайзия, Филиппины; 1
приводит примеры стран не имеющих выхода к океанам. 1
Всего баллов 15
26
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Основы геополитика»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет цель и задачи, предмет исследования геополитики Затрудняется при объяснении цели и задачи, предмет исследования геополитики □ Допускает ошибки в определении понятие «геополитика»; при указании геополитики/предмета исследования Верно объясняет цель и задачи, предмет исследования геополитики □
Обосновывает роль факторов в геополитике Затрудняется при обосновании роли факторов в геополитике □ Допускает ошибки при оценивании физико-географического /политического/социального/экономиче ского/военного/демографического/техн ологического фактора □ Верно обосновывает роль факторов в геополитике □
Группирует государства по морфологическим особенностям территории Затрудняется при группировании государства по морфологическим особенностям территории □ Допускает ошибки при определении группы стран Чили, Норвегия, Швеция; при приведении примера по странам с целостной территорией; при определении группы стран Индонезия, Малайзия, Филиппины; при приведении примера по странам, не имеющих выхода к океанам | | Верно группирует государства по морфологическим особенностям территории □
27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Страноведение»
Тема Сравнительное страноведение
Цели обучения 10.6.2.2 Объяснять методику расчета одного из показателей,
применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.)
10.6.2.3 Графически представлять рейтинг стран мира по одному из показателей (по выбору)
10.6.2.6 Определять географические, социальные,
экономические и политические факторы,
оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по выбору: на примере трех стран,
расположенных в начале, середине и конце рейтинга)
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.)
• Представляет рейтинг стран мира по одному из показателей в графическим виде
• Указывает факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определение понятиям «Паритет покупательской способности».
а. Вычислите ВВП на душу населения.
Страна ВВП 2018 (млрд $) Население (2018) ВВП на душу населения
КНР 23208 1 392 657 000
Австралия 1246 25 978 000
Бангладеш 687 167 437 771
Казахстан 478 18 329 370
b. Вычислите паритет покупательской способности. Килограмм пшеничной муки в России стоит 20 рублей, а в Казахстане — 120 тенге. Найдите паритет покупательской способности этих валют для пшеничной муки.
28
2. Рассмотрите таблицу.
Список стран по ВВП, ВНП, ВВП на душу населения (МВФ).
Страна ВВП ($) ВВП на душу населения ($) ВНП на душу населения ($)
Япония 5443 42942 38 000
Франция 2856 44081 38 950
Саудовская Аравия 1775 54532 21 750
Пакистан 1061 5358 1 510
Вьетнам 649 6913 2 050
a. Представьте рейтинг стран мира по одному из показателей в графической форме.
b. Объясните причину разных показателей.
3.
СПИСОК СТРАН ПО ВВП (ППС) НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (МВФ)
Страны с высоким экономическим показателем 2017($) ТАБЛИЦА 1 Страны с низким экономическим показателем 2017 ($)
1. Катар 124529 1. Малави 1167
2. Люксембург 106374 2. Нигер 1164
3. Сингапур 93905 3. ДРК 790
Определите географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на высокие и низкие показатели ВВП на душу населения (на примере двух стран)
Факторы Страна №1 Страна №2
Географические
Социальные
Экономические
Политические
29
Критерии оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.) 1 дает определение понятию паритет покупательской способности; 1
вычисляет ВВП на душу населения КНР; 1
вычисляет ВВП на душу населения Австралии; 1
вычисляет ВВП на душу населения Бангладеш; 1
вычисляет ВВП на душу населения Казахстана; 1
вычисляет ППС-паритет покупательской способности для пшеничной муки; 1
Представляет рейтинг стран мира по одному из показателей в графическим виде 2 представляет рейтинг стран мира в графической форме; 1
объясняет первую причину результатов по показателям; 1
объясняет вторую причину результатов по показателям; 1
Указывает факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге 3 определяет географические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с высоким показателем; 1
определяет географические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с низким показателем; 1
определяет социальные факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с высоким показателем; 1
определяет социальные факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с низким показателем; 1
по выбору определяет экономические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с высоким показателем; 1
по выбору определяет экономические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с низким показателем; 1
определяет политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с высоким показателем; 1
определяет политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге с низким показателем. 1
Всего баллов 14
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Страноведение»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.) Затрудняется при объяснении методики расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.) □ Допускает ошибки при определении понятия ППС; при вычислении ВВП на душу населения КНР/Австралии/ Бангладеш /Казахстана; при вычислении ППС-паритета покупательской способности для пшеничной муки □ Верно объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.) □
Представляет рейтинг стран мира по одному из показателей в графическим виде Затрудняется в предоставлении рейтинга стран в графической форме □ Допускает ошибки в представлении рейтинга стран мира в графическом виде; при объяснении первой/второй причины результатов по разным показателям □ Верно представляет рейтинг стран мира по одному из показателей в графическом виде □
Указывает факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге Затрудняется при указании факторов, оказывающих влияние на место страны в рейтинге □ Допускает ошибки при определении географических/социальных /экономических /политических факторов, оказывающих влияние на место страны в рейтинге с высоким/низким показателем | | Верно указывает факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге □
31
Суммативное оценивание за раздел«Глобальные проблемы человечества»
Тема Пути решения глобальных проблем
Цели обучения 10.7.1.1 Классифицировать проблемы в развитии
человечества
10.7.1.3 Определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем Критерии оценивания Обучающийся
• Группирует проблемы в развитии человечества
• Выявляет причины и последствия глобальных проблем
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определение понятию «Глобальные проблемы человечества». а) Дополните классификацию глобальных проблем.
2. Выберите одну из глобальных проблем и ответьте на следующие вопросы.
a) Назовите причины возникновения этой проблемы:
Природные
Антропогенные
b) Укажите два последствия данной проблемы для человечества.
c) Предложите два пути решения данной проблемы.
32
Критерии оценивания № Задания Дескриптор Балл
Обучающийся
дает определение понятию «Глобальные проблемы человечества»; 1
определяет 1-ю глобальную проблему; 1
Группирует проблемы в развитии человечества 1 определяет 2-ю глобальную проблем; 1
определяет 3-ю группу глобальную проблему; 1
определяет 4-ю группу глобальную проблему; 1
называет природные причины глобальных проблем; 1
называет антропогенные причины глобальных проблем; 1
Выявляет причины и последствия глобальных проблем 2 описывает первое последствие проблемы для человечества; 1
описывает второе последствие проблемы для человечества; 1
предлагает первое решение проблемы; 1
предлагает второе решение проблемы. 1
Всего баллов 11
33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Глобальные проблемы человечества»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Группирует проблемы в развитии человечества Затрудняется при группировании проблем в развитии человечества □ Допускает ошибки при определении понятия «Глобальные проблемы человечества»; при определении первой/второй/третьей/четвертой глобальных проблем | | Верно группирует проблемы в развитии человечества □
Выявляет и классифицирует причины и последствия глобальных проблем Затрудняется в определении и группировании причин и последствий глобальных проблем □ Допускает ошибки в определении природных/антропогенных причин возникновения глобальной проблемы/ описании 1/2 последствий проблемы для человечества/ в предложении 1/2 путей решения проблемы □ Определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем □
34
 
Верх