СОР География 9 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «География» 9 класс


СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ..........................4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»....4
Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных» 7
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география».................11
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.........................15
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география».................15
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география».................19
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.........................23
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география».................23
Суммативное оценивание за раздел «Социальная география».................27
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»..............32
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.........................36
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»..............36
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»..............42
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической.46
3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»
Тема Исследования казахстанских географов
Современные актуальные проблемы исследования географической науки
Цель обучения 9.1.1.1 Повествует об исследованиях казахстанцев, внесших
вклад в развитие географической науки
9.1.1.2 Определяет современные актуальные проблемы исследования географической науки Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает вклад казахстанцев в развитии географии
• Объясняет проблемы в развитии географии как науки
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Опишите вклад казахстанцев в развитие географической науки.
№ Ученые, внесшие вклад в развитие географии Названия научных трудов
1
2
3
2. Прочитайте текст и выполните задания.
География всегда находилась, и будет находиться в авангарде наук, необходимых человечеству на каждом этапе ее развития. Актуальность исследования - это его значительность, важная необходимость для настоящего момента.
Республика Казахстан также ставит перед собой государственные цели развития, достижение которых прямо или косвенно опирается на географические знания. В Стратегии развития нашей страны «Казахстан - 2050» определены приоритеты в области внутренней и внешней политики. Способствовать их реализации посредством исследований является особой актуальностью для всей географической науки.
Для того, чтобы развивать экономику и производить товары, необходимо знать виды, запасы, качество и состояние природных ресурсов.
a. Какая отрасль географии занимается этим направлением?
Для проведения эффективной социальной политики необходимо знать общую численность населения, его структуру, установить точную численность людей, которым необходимы определенные виды социальной поддержки.
b. Какая отрасль географии занимается этим направлением?
c. Приведите пример, доказывающий значимость и важность географии в системе
естественных наук.
4
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает вклад казахстанцев в развитии географии 1 определяет одного ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
определяет второго ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
определяет третьего ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
описывает вклад одного ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
описывает вклад второго ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
описывает вклад третьего ученого, внесшего вклад в развитие географии; 1
Объясняет современные актуальные проблемы в развитии географии как науки 2 определяет отрасль географии, которая занимается первым направлением; 1
определяет отрасль географии, которая занимается вторым направлением, 1
приводит пример значимости географии как науки. 1
Всего баллов 9
5
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Методы географических исследований»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает вклад казахстанцев в развитии географии Затрудняется в описании вклада казахстанцев в развитие географии □ Допускает ошибку в определении/описании вклада одного/второго/третьего ученого в развитие географии |^| Описывает вклад казахстанцев в развитие географии
Объясняет современные актуальные проблемы в развитии географии как науки Затрудняется объяснить современные актуальные проблемы в развитии географии как науки Допускает ошибку при определении отраслей географии/ доказательств значимости географии в системе естественных наук Объясняет современные актуальные проблемы в развитии географии как науки □
6
Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных»
Тема Приемы показа объектов географической номенклатуры
Сферы применения геоинформационных системных технологий
Цель обучения 9.2.1.2 Показывает на карте объекты географической
номенклатуры
9.2.2.2 Характеризует значение применения
геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет на карте географические объекты
• Описывает значимость геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Применяя правила оформления, отметьте на контурной карте:
a. самую высокую гору земли;
b. самый большой остров;
c. самую глубокую впадину (желоб);
d. самую большую страну в мире по занимаемой территории.
Контурная карта мира
Условные знаки
7
2. Определите страны мира по контурам их границ.
(a) (b) (с)
3. Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне и многих других областях. Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования геоинформационных систем изучаются геоинформатикой.
a. Опишите возможность использования ГИС-технологий в повседневной жизни.
b. Определите преимущества ГИС-технологий перед географическими картами.
8
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет на карте географические объекты 1 отмечает на контурной карте самую высокую гору; 1
отмечает на контурной карте самый большой остров; 1
отмечает на контурной карте самую глубокую впадину (желоб); 1
отмечает на контурной карте самую большую страну в мире по территории; 1
2 определяет по контурам границ первую страну; 1
определяет по контурам границ вторую страну; 1
определяет по контурам границ третью страну; 1
Описывает значимость геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки 3 приводит пример использования ГИС-технологий в повседневной жизни; 1
определяет первое преимущество ГИС-технологий перед географическими картами; 1
определяет второе преимущество ГИС-технологий перед географическими картами. 1
Всего баллов 10
9
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Картография и
географические базы данных»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет на карте географические объекты Затрудняется в определении географических объектов □ Допускает ошибки в определении самой высокой горы/самого большого острова/самой глубокой впадины/самой большой по площади страны в мире/в определении стран мира по контурам границ |——| Определяет на карте географические объекты □
Описывает значимость геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки Затрудняется в описании значимости геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки □ Допускает ошибку в описании возможностей использования ГИС-технологий в повседневной жизни/в определении преимущества ГИС-технологий по сравнению с географическими картами | | Описывает значимость геоинформационных технологий в отраслях хозяйства и науки □
10
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Геологическая история и тектоническое строение территории
Казахстана. Центры добычи и переработки минеральных ресурсов. Проблемы, связанные с освоением минеральных ресурсов.
Цель оценивания 9.3.1.1 С дополнительным охватом местного компонента
определяет геологическую историю и тектоническое строение Казахстана 9.3.1.5 Показывает на карте и характеризует основные
центры добычи и переработки минеральных ресурсов Казахстана
9.3.1.7 Классифицирует проблемы, связанные с
освоением минеральных ресурсов, и предлагает пути их решения Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает геологическую историю и тектоническое строение Казахстана
• Отмечает на карте основные центры добычи минеральных ресурсов Казахстана
• Классифицирует проблемы и предлагает пути решения наиболее важных проблем
ресурсопотребления
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Установите соответствие: тектоническое строение - вид рельефа:
(a) Восточно-Европейская платформа 1. Впадина
(b) Туранская плита 2. Горы
(c) Алтая-Саянская складчатая область 3. Зона разлома
(d) Зайсанская линейная складчатая система 4. Равнина
(e) Центрально-Казахстанский палеозойский массив 5. Мелкосопочник
(a)
(b)
(c)
(d)
(e)
2. Отметьте на контурной карте условными знаками и подпишите названия основных месторождений следующих полезных ископаемых Казахстана: нефть, уголь, медные руды, железные руды, полиметаллические руды.
11
Месторождения полезных ископаемых Казахстана
3. Используя контекст, распределите проблемы, связанные с освоением минеральных ресурсов на экономические и экологические и опишите каким образом можно решить эту проблему.
Проблемы использования минеральных ресурсов. Главной проблемой добычи минеральных ресурсов является истощение их месторождений. Так, по оценкам специалистов разведанных запасов каменного угля хватит на 200 лет, нефти и природного газа - всего на 100, а некоторых руд цветных металлов - менее, чем на 50 лет. Сегодня на грани полного исчерпания оказались руды серебра и некоторых редкоземельных металлов.
Сейчас около 50% нефти добывается с шельфовых месторождений. Наиболее реальными способами преодоления минерально-сырьевой проблемы является ее экономное использование, уменьшение энерго- и материалоемкости производства, комплексное использование сырья, поиски материалов-заменителей, вовлечения вторичных ресурсов.
Верхняя часть литосферы подвергается интенсивному техногенному воздействию в результате хозяйственной деятельности человека, в том числе при проведении геологоразведочных работ и разработке месторождений полезных ископаемых.
a. Экономические
b. Экологические
c. Пути решения
12
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает геологическую историю и тектоническое строение Казахстана 1 определяет вид рельефа ВосточноЕвропейской платформы; 1
определяет вид рельефа Туранской плиты; 1
определяет вид рельефа Алтая-Саянской складчатой области; 1
определяет вид рельефа Зайсанской линейной складчатой системы; 1
определяет вид рельефа ЦентральноКазахстанского палеозойского массива; 1
Отмечает на карте основные центры добычи минеральных ресурсов Казахстана 2 отмечает на контурной карте Казахстана основные месторождения нефти; 1
отмечает на контурной карте Казахстана основные месторождения угля; 1
отмечает на контурной карте Казахстана основные месторождения медных руд; 1
отмечает на контурной карте Казахстана основные месторождения железных руд; 1
отмечает на контурной карте Казахстана основные месторождения полиметаллических руд; 1
Классифицирует проблемы и предлагает пути решения наиболее важных проблем ресурсопотребления 3 классифицирует проблемы на экономические и экологические; 1 1
определяет реальные пути решения проблемы. 1
Всего баллов 13
13
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает геологическую историю и тектоническое строение Казахстана Затрудняется в описании геологической истории и тектонического строения Казахстана □ Допускает ошибку в определении вида рельефа ВосточноЕвропейской платформы / Туранской плиты/ Алтая-Саянской складчатой области/ Зайсанской линейной складчатой системы/ ЦентральноКазахстанского палеозойского массива [^] Описывает геологическую историю и тектоническое строение Казахстана □
Отмечает на карте основные центры добычи минеральных ресурсов Казахстана Затрудняется при определении основных центров добычи минеральных ресурсов Казахстана □ Допускает ошибку при определении на контурной карте Казахстана месторождения нефти/угля/меди/железа/марганца □ Отмечает на карте основные центры добычи минеральных ресурсов Казахстана □
Классифицирует проблемы и предлагает пути решения наиболее важных проблем ресурсопотребления Затрудняется в классифицировании проблем и в предложении путей решения наиболее важных проблем ресурсопотребления □ Допускает ошибку в определении экономических/экологических проблем, /и в предложении пути решения одной из проблем ресурсообеспечения □ Классифицирует проблемы и предлагает пути решения наиболее важных проблем ресурсопотребления □
14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Цель оценивания
Критерий
оценивания
Уровень
мыслительных
навыков
Время выполнения Задания
Климатические условия Казахстана
Неблагоприятные и опасные атмосферные явления в Казахстане
9.3.2.2 Анализирует климатические условия Казахстана
9.3.2.4 Показывает на карте территории формирования и
распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений и предлагает меры защиты от них
Обучающийся
• Обосновывает климатические условия Казахстана
• Определяет на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений
Обосновывает меры защиты от них.
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
1. Опишите, как арктические, тропические, умеренные воздушные массы формируют климат Казахстана.
2. Используя график, определите различия в температурном режиме городов Нур-Султан и Алматы.
С Январь Февраль Март Апрель Май Им Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь С
15
a. Опишите температурный режим в городе Нур-Султан.
b. Опишите температурный режим в городе Алматы.
c. Объясните причину различий в температурном режиме городов Астана и Алматы зимой.
3. Пыльная (песчаная) буря — атмосферное явление в виде переноса больших количеств пыли (частиц почвы, песчинок) ветром с земной поверхности со значительным ухудшением видимости.
а. Нанесите два основных района распространения пыльных бурь на физическую карту Казахстана.
b. Предложите две меры защиты от пыльных бурь
16
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Обосновывает климатические условия Казахстана 1 описывает влияние арктических воздушных масс на климат Казахстана; 1
описывает влияние умеренных воздушных масс на климат Казахстана; 1
описывает влияние тропических воздушных масс на климат Казахстана; 1
2 по данным климатограммы определяет температурный режим в городе Нур-Султан; 1
по данным климатограммы определяет температурный режим в городе Алматы; 1
объясняет причину различий климатических условий городов Алматы и Астана; 1
Определяет на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений. Обосновывает меры защиты от них 3 обозначает два основных района распространения пыльных бурь на контурной карте; 2
предлагает 2 меры защиты от пыльных бурь. 2
Всего баллов 10
17
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Обосновывает климатические условия Казахстана Затрудняется в обосновании климатических условий Казахстана Допускает ошибку при описании влияния тропических/умеренных/арктических воздушных масс на климат Казахстана и особенностей климатических условий регионов Казахстана/при описании температурных режимов/объяснении различий зимних температур городов Алматы и Нур-Султан. Обосновывает климатические условия Казахстана □
Определяет на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений Обосновывает меры защиты от них Затрудняется в определении на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений □ Допускает ошибки при нанесении на контурной карте районов распространения пыльных бурь на территории Казахстана и описании 1/2 мер защиты □ Определяет на карте территории формирования и распространения неблагоприятных и опасных атмосферных явлений Обосновывает меры защиты от них □
18
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Виды внутренних вод в Казахстане
Экологические проблемы водных ресурсов Цель обучения 9.3.3.1 Классифицирует, анализирует показатели и
характеризует внутренние воды Казахстана: реки и озера, ледники и вечная мерзлота, подземные воды
9.3.3.4 С дополнительным охватом местного компонента предлагает пути решения экологических проблем водных ресурсов на основе их анализа
Критерий оценивания Обучающийся
• Группирует показатели внутренних вод Казахстана
• Анализирует экологические проблемы рек на примере местного компонента Определяет пути решения
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Распределите воды суши: Балхаш, Сырдария, Ертис, Корженевский.
Реки Озера Ледники

2. Опишите показатели внутренних вод Казахстана (атлас, физическая карта Казахстана. 8-класс).
a. Определите преобладающий вид питания рек, приведите пример. Объясните причины.
Виды питания Снеговое Г рунтовое
Реки:
Причины:
b. Определите, какие реки относятся к приведенным ниже характеристикам, используя карту внутренних вод Казахстана (атлас 8-класс). Объясните причины различий средней годовой водообеспеченности стоком рек.
Средняя годовая водообеспеченность стоком (в тыс. м 3 на 1 кв. км) Реки
0-5
25-50
50-75
Объясните причину различий показателей средней годовой водообеспеченности стока рек.
19
3. Прочитайте текст и выполните задание.
Экологическое состояние реки Нура
Ртутное загрязнение реки Нура может негативно сказаться на водоснабжении казахстанской столицы, об этом журналистам в ходе пресс-тура в Коргалжынский заповедник (расположен в Акмолинской области, в 100 км от Нур-Султана) сообщил Канат Байгарин, заведующий кафедрой методологии научного природопользования Алматинского института энергетики и связи.
Выбросы ртути возникли вследствие деятельности ацетальдегидного производства бывшего ПО "Карбид" в городе Темиртау. После большого паводка в 2004 году ртуть попала в реку Нура, которая обеспечивает водой Астану. Как известно, ртуть является высокотоксичным элементом. "После паводка ртуть перемещается вместе с водой вниз по течению реки. Но пока о вреде говорить рано. Но это может сказаться через 2-3 года, уточнил Байгарин."Ртутное загрязнение реки Нура также может нанести большой урон биосистеме Коргалжынского заповедника", - добавил он. По его словам в Тенгиз-Коргалжынских озерах, источником которых является река Нура, содержание ртути в два раза превысило ПДК. Озеро Тенгиз - главная достопримечательность Коргалжынского заповедника. Именно здесь обитают розовые фламинго, а также многочисленное количество плавающих птиц и озерной фауны. Тенгиз - это первое озеро в Казахстане, включенное в международную сеть "Живые озера" наряду с 24 уникальными озерами мира.Следует отметить, что правительство республики занимается данной проблемой. Уже больше года в Темиртау действует проект очистки реки Нура от ртути, финансируемый Всемирным банком по соглашению с правительством Казахстана. Проект курирует комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. Он предусматривает, помимо очистки зараженных участков от ртутного загрязнения, комплексное решение вопросов реабилитации Интумакского водохранилища, сохранение Коргалжынского заповедника, а также восстановление канала Нура-Есиль.
Источник: Казахстан, Астана /корр. "Тренд" К. Арынова (интернет журнал)
По данным, представленным в тексте, определите причину загрязнения реки Нура, ее последствия и пути решения. Заполните схему.
20
Критерий оценивания № задания Дескриптор Бал л
Обучающийся
Группирует показатели внутренних вод Казахстана 1 определяет категорию вод суши Балхаша; 1
определяет категорию вод суши Сырдарии; 1
определяет категорию вод суши Ертис; 1
определяет категорию вод суши Корженевского; 1
2 по карте внутренних вод Казахстана приводит примеры снегового питания рек; 1
по карте внутренних вод Казахстана приводит примеры грунтового питания рек; 1
объясняет причину снегового питания рек; 1
объясняет причину грунтового питания рек; 1
определяет реки со средней годовой водообеспеченностью стока 0-5 тыс. м 3 на 1 кв. км; 1
определяет реки со средней годовой водообеспеченностью стока 25-50 тыс. м 3 на 1 кв. км; 1
определяет реки со средней годовой водообеспеченностью стока 50-75 тыс. м 3 на 1 кв. км; 1
объясняет причину различий средней годовой водообеспеченности стока рек; 1
Анализирует экологические проблемы рек на примере местного компонента Определяет пути решения 3 определяет причины возникновения экологической проблемы реки Нура; 1
определяет первое следствие загрязнения реки Нура; 1
определяет второе следствие загрязнения реки Нура; 1
определяет третье следствие загрязнения реки Нура; 1
определяет пути решения первой экологической проблемы на реке Нура; 1
определяет пути решения второй экологической проблемы на реке Нура; 1
определяет пути решения третьей экологической проблемы на реке Нура. 1
Всего баллов 19
21
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оцениванияза раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Группирует показатели внутренних вод Казахстана Затрудняется при группировании показателей внутренних вод Казахстана □ Допускает ошибку при классификации внутренних вод Казахстана на реки/озера/ледники и в определении снегового-грунтового питания и причины подобного питания рек/в определении рек с различным средним годовым питанием /в объяснении причины средней годовой водообеспеченности стоком рек [^] Верно группирует показатели внутренних вод Казахстана □
Анализирует экологические проблемы рек на примере местного компонента. Определяет пути решения Затрудняется анализировать экологические проблемы рек на примере местного компонента. Затрудняется при определении путей решения □ Допускает ошибку в определении причины загрязнения реки Нура, в описании первого/второго/третьего последствия загрязнения, в предложении первого/второго/третьего путей решения □ Верно анализирует экологические проблемы рек на примере местного компонента. Определяет пути решения □
22
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Природные зоны и высотные пояса в Казахстане. Виды особо
охраняемых природных территорий. Формирование ноосферы. Крупные физико-географические районы Казахстана.
Цель обучения 9.3.4.1 Составляет сравнительный анализ природных зон и
высотных поясов Казахстана
9.3.4.2 Объясняет цели создания особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники,
национальные парки
9.3.4.5 Исследует условия формирования ноосферы
9.3.5.1 Характеризует по плану крупные природнотерриториальные комплексы Казахстана Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет природные зоны и их особенности, сравнивает высотную и широтную зональность
• Описывает различия и схожести особо охраняемых природных территорий
• Определяет условия формирования ноосферы
• Описывает природно-климатические особенности крупного природно-территориального комплекса Казахстана
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. На рисунках изображены природные зоны Казахстана. Определите, какие это природные зоны и опишите их особенности.
а.
№ Вопрос 1- природная зона 2- природная зона
1 Природные особенности
b. При помощи схемы высотных поясов Тянь-Шаня и рисунков 1 и 2-природной зоны, определите различие между широтной зональностью и высотной поясностью.
23
Ледниковый 4300-6800 Нивальный 3500-4300
Луговой 2800-3500 Лесной 2000-2800
Степной 1100-2000 Полупустынный 800-1100 Пустынный 300-800 Схема высотных поясов Тянь-Шаня
2. Впишите в диаграмму Венна черты сходства и различия между заповедниками и национальными парками.
3. «На наших глазах биосфера резко меняется и едва ли может быть сомнение в том, что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготавливались эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого», - писал В.И. Вернадский.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление // В кн. Вернадский В.
a. Согласны ли вы с данным утверждением В.И. Вернадского?_________________________
b. Объясните, почему _____________________________________________________________
4. Используя тематические карты, опишите природно-климатические особенности Сарыарки по плану.
a. Географическое расположение:___________________________________________________
b.Климат (климатический пояс, средние температуры января и июля, количество осадков):
c. Природная зона_________________________________________________________________
d. Почвы__________________________________________________________________________
e. Растительность_________________________________________________________________
f. Животный мир_________________________________________________________________
24
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет природные зоны и их особенности, сравнивает высотную и широтную зональность 1 определяет название первой природной зоны; 1
определяет название второй природной зоны; 1
описывает природные особенности первой природной зоны; 1
описывает природные особенности первой природной зоны; 1
определяет различия между широтной зональностью и высотной поясности; 1
Описывает различия и схожести особо охраняемых природных территорий 2 описывает особенности заповедников; 1
описывает особенности природных парков; 1
определяет схожесть между заповедниками и природными парками; 1
Определяет условия формирования ноосферы 3 по утверждению В.И. Вернадского о ноосфере выражает свою точку зрения; 1
по утверждению В.И. Вернадского о ноосфере приводит доказательства своей точки зрения; 1
Описывает природноклиматические особенности крупного природнотерриториального комплекса Казахстана 4 определяет географическое расположение Сарыарки; 1
описывает климатические особенности Сарыарки; 1
определяет природные зоны Сарыарки; 1
определяет почву Сарыарки; 1
определяет виды растительности Сарыарки; 1
определяет животный мир Сарыарки. 1
Всего баллов 16
25
ФИО обучающегося
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет природные зоны и их особенности, сравнивает высотную и широтную зональность Затрудняется при определении природных зон и их особенностей □ Допускает ошибку при определении природных зон / при описании их пиродных особенностей/ при определении различий между высотной и широтной поясностью Определяет природные зоны и их особенности, сравнивает высотную и широтную зональность □
Описывает различия и схожести особо охраняемых природных территорий Затрудняется при описании различий и схожестей особо охраняемых природных территорий □ Допускает ошибку при описании особенностей заповедников/природных парков , при определении схожестей заповедников/национальных парков. [^] Описывает различия и схожести между заповедниками и национальными парками. □
Определяет условия формирования ноосферы Затрудняется определять условия формирования ноосферы □ Допускает ошибку при приведении доказательств в пользу своей точки зрения по утверждению В.И. Вернадского. □ Определяет условия формирования ноосферы □
Описывает природноклиматические особенности крупного природнотерриториального комплекса Казахстана Затрудняется при описании климатических особенности крупного природнотерриториального комплекса Казахстана □ Допускает ошибку при описании географического расположения, климатических особенностей, природной зоны, вида почвы, растительности, животного мира Сарыарки Верно описывает природноклиматические особенности крупного природнотерриториального комплекса Казахстана □
26
Суммативное оценивание за раздел «Социальная география»
Тема
Цель обучения
Критерий
оценивания
Уровень
мыслительных
навыков
Время выполнения Задания
Национальный и религиозный состав населения Казахстана.
Миграции населения мира. Проблемы населенных пунктов в
Казахстане. Процесс урбанизации.
9.4.1.1 Определяет национальный и религиозный состав населения Казахстана
9.4.1.2 Объясняет направления, причины и следствия миграций населения мира
9.4.1.10 На основе классификации проблем населенных пунктов Казахстана предлагает пути их решения
9.4.1.11 На основе объяснения причин и следствий урбанизации предлагает пути решения связанных с ней проблем
Обучающийся
• Определяет национальный и религиозный состав населения
• Определяет направления, причины и следствия миграций населения мира
• Определяет проблемы населенных пунктов и предлагает пути решения
• Описывает положительные и отрицательные стороны процесса урбанизации
Предлагает пути решения проблем
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут
1. Рассмотрите карту.
Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись населения РК 2009 года.
Краткие итоги. Астана 2010
a. Определите области распространения европейского населения на территории Казахстана.
b. Причина подобного распространения европейского населения на территории Казахстана.
27
2. Определите основные потоки миграции в мире (откуда и куда), отметьте их на карте и объясните их причины.
Условные знаки
a. Напишите и отметьте на карте основные миграционные потоки мира (используя правила оформления контурных карт)
с_________в___________
с_________в___________
с_________в___________
b. Объясните основную причину миграции населения.
3. Моногородами в республике Казахстан признаны городские населённые пункты, имеющие от 10 до 200 тысяч жителей, в которых не менее 20 % взрослого населения работает на градообразующем предприятии. То есть, в городе находится предприятие, в котором работает большая часть населения. Однако не все моногорода находятся в одинаковых социально-экономических условиях.
a. С какой проблемой могут столкнуться моногорода?
b. Предложите путь решения данной проблемы.
4. Прочитайте текст о процессе урбанизации и ответьте на вопросы
Урбанизация
Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности (материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.
Процесс урбанизации прошел два этапа. Первый характеризуется большими
28
перемещениями сельского населения в города, ростом числа городов, концентрацией и накоплением экономического, культурного потенциала в крупных городах. На втором этапе происходит распространение сложившихся стандартов городской культуры через средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и их освоение населением мелких городов и сельских поселений. Урбанизация резко изменила характер расселения населения - его точечная форма заменилась агломерациями. Вокруг крупнейших городов образовались системы поселений, вовлекая в среду влияния все новые территории.
a. Опишите, какие преимущества дает процесс урбанизации населению страны.
b. Опишите отрицательные стороны процесса урбанизации для населения страны.
c. Как можно решить проблемы, связанные с процессом урбанизации?
29
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет национальный и религиозный состав населения 1 определяет регионы наибольшего распространения европейского населения; 1
объясняет причину распространения европейского населения; 1
Определяет направления, причины и следствия миграций населения мира 2 отмечает на контурной карте первый поток миграции; 1
отмечает на контурной карте второй поток миграции; 1
отмечает на контурной карте третий поток миграции; 1
объясняет причину миграции населения; 1
Определяет проблемы населенных пунктов и предлагает пути решения 3 называет проблему моногородов; 1
предлагает путь решения проблемы моногородов; 1
Описывает положительные и отрицательные стороны процесса урбанизации Предлагает пути решения проблем 4 определяет положительные стороны урбанизации; 1
определяет отрицательные стороны урбанизации; 1
предлагает пути решения проблемы, связанные с процессом урбанизации. 1
Всего баллов 11
30
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Социальная география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет национальный и религиозный состав населения Затрудняется при определении областей распространении и объяснении закономерностей рапространения европейского населения по территории Казахстана Допускает ошибку при определении областей распростренения /в объяснении закономерностей распространения европейского населения по территории Казахстана Используя карту, определяет и объясняет закономерности распространения европейского населения по территории Казахстана □
Определяет направления, причины и следствия миграций населения мира Затрудняется отмечать на контурной карте мира центры миграции □ Допускает ошибку при определения первого/ второго/третьего потока миграции и объяснении причины миграции □ Отмечает на контурной карте мира центры миграции и объясняет причины
Определяет проблемы населенных пунктов и предлагает пути решения Затрудняется при определении проблем моногородов и предложении путей решения □ Допускает ошибку при определении проблем моногородов/путей решения □ Определяет проблемы моногородов и предлагает пути решения □
Описывает положительные и отрицательные стороны процесса урбанизации Предлагает пути решения проблем Затрудняется при описании положительных/отрицательных сторон процесса урбанизации, и в предложении пути решения проблемы, связанные с процессом урбанизации j—| Допускает при описании положительных/отрицательных сторон процесса урбанизации, и в предложении пути решения проблемы, связанные с процессом урбанизации |——| Описывает положительные и отрицательные стороны прицесса урбанизации. Предлагает пути решения проблем □
31
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Подраздел
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
Природно-ресурсный потенциал Казахстана.
Типы и виды природопользования. Проблемы связанные с природопользованием в Казахстане.
9.5.1.1 Оценивает природно-ресурсный потенциал Казахстана
9.5.1.3 Классифицирует типы и виды природопользования
9.5.1.5 На основе определения проблем природопользования в Казахстане предлагает пути их решения Обучающийся
• Дает оценку природно-ресурсному потенциалу Казахстана
• Группирует типы и виды природопользования
• Предлагает пути решения проблем природопользования
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
1. Используя карту полезных ископаемых Казахстана, определите месторождения ресурсов, которыми, исходя из данных карты, богат Казахстан.
Карта полезных ископаемых Казахстана
а. Определите месторождения наиболее распространенных полезных ископаемых Казахстана.
Полезные ископаемые
Месторождения
b. Дайте оценку природно-ресурсному потенциалу Казахстана на примере полезных ископаемых.
32
2. Рассмотрите схему «Виды природопользования» и ответьте на вопросы.
a. Какой из видов природопользования, по-вашему мнению, наиболее загрязняют окружающую среду? Почему?
b. Перечислите не менее двух видов природопользования, которые можно включить в отраслевое природопользование
3. Прочитайте текст и выполните задание.
Проблемы природопользования водных ресурсов в Казахстане
Катастрофическая ситуация сложилась и в Приаралье. По мнению отдельных ученых, процесс гибели Аральского моря необратим. Главные причины - экстенсивная система хозяйствования, большой забор воды на орошение и невосполнимое водопотребление.
Обнажившееся дно Аральского моря стало очагом солепылевых бурь. Сильные бури разносят ядовитую пыль на тысячи километров.
В последние годы Каспийское море, как и другие моря земного шара, испытывает на себе антропогенное воздействие, проявляющееся в загрязнении рек и морей нефтепродуктами, хлорорганическими пестицидами, тяжелыми металлами, продуктами активного судоходства. Ухудшение экологического состояния Каспийского моря происходит и в результате подтопления прибрежных нефтедобывающих территорий из-за подъема уровня моря.
a. Какую опасность для окружающей среды могут представлять солепылевые бури в Приаралье?
b. Предложите пути решения для сохранения органического мира Каспийского бассейна.
33
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Дает оценку природноресурсному потенциалу Казахстана 1 определяет первое наиболее распространенное полезное ископаемое Казахстана; 1
определяет второе наиболее распространенное полезное ископаемое Казахстана; 1
определяет третье наиболее распространенное полезное ископаемое Казахстана; 1
определяет месторождение первого полезного ископаемого; 1
определяет месторождение второго полезного ископаемого; 1
определяет месторождение третьего полезного ископаемого; 1
дает общую оценку природно-ресурсному потенциалу Казахстана; 1
Группирует типы и виды природопользования 2 определяет наиболее влияющий на окружающую среду вид природопользования; 1
объясняет причину сильного влияния на окружаюшую среду вида природопользования; 1
определяет 1-ый вид отраслевого природопользования; 1
определяет 2-ой вид отраслевого природопользования; 1
Предлагает пути решения проблем природопользования 3 определяет опасность, которые возникают при разносе ядовитой пыли на окружающую среду; 1
предлагает пути решения для сохранения органического мира Каспийского бассейна. 1
Всего баллов 13
34
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает оценку природно-ресурсному потенциалу Казахстана Затрудняется при оценивании природно-ресурсного потенциала Казахстана □ Допускает ошибку при определении наиболее богатых полезных ископаемых Казахстана и их месторождений/оценке природно-ресурсного потенциала Казахстана |——| Дает оценку природноресурсному потенциалу Казахстана □
Группирует типы и виды природопользования Испытывает затруднения в группировании типов и видов природопользования □ Допускает ошибку при определении природопользовании наиболее загрязняющих окружающую среду и видов отраслевого природопользования □ Группирует типы и виды природопользования □
Предлагает пути решения проблем природопользования Затрудняется при предложении путей решения проблем природопользования □ Допускает ошибку при определении проблемы природопользования водных ресурсов Казахстана и путей решения для сохранения органического мира Каспийского бассейна. □ Предлагает пути решения проблем природопользования □
35
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Цель оценивания
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
Процесс и направления научно-технической революции.
Показатели индекса развития человеческого потенциала.
Направления индустриально-инновационного развития в
Казахстане. Уровень развития инфраструктуры в регионах
Казахстана.
9.5.2.1 Анализирует процесс и направления научнотехнической революции
9.5.2.2 С дополнительным охватом казахстанского компонента определяет показатели индекса развития человеческого капитала и сравнивает по ним страны
9.5.2.4 На основе определения направлений индустриально инновационного развития Казахстана составляет прогнозы
9.5.2.6 На основе анализа инфраструктуры регионов Казахстана предлагает пути решения, связанных с этим проблем
Обучающийся
• Анализирует различные аспекты научнотехнической революции
• Определяет показатели индекса человеческого развития стран мира и Казахстана
• Анализирует направления индустриальноинновационного развития Казахстана
• Предлагает пути решения транспортной проблемы Казахстана
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут
1. Прочитайте текст о научно-технической революции и ответьте на вопросы.
Научно-техническая революция - это качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.
Научно-техническая революция оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека.
Основные черты научно-технической революции:
S универсальность охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
S бурное развитие науки и техники;
S чрезвычайное ускорение внедрения достижений науки и техники;
S изменение роли человека в процессе производства в процессе научнотехнической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.
36
a. Определите положительные стороны научно-технической революции.
b. Определите изменения роли человека в процессе производства.
2. Проанализируйте мировую карту ИЧР.
a. Определите уровень ИЧР Казахстана
b. Распределите страны мира по уровню ИЧР.
Высокий Средний Низкий

с. Какие факторы влияют на уровень ИЧР?
3. Ознакомьтесь с приоритетными направлениями индустриально-инновационного развития Казахстана и ответьте на вопросы.
Приоритетные направления индустриально-инновационного развития Казахстана:
• Модернизация крупных, средних и малых предприятий в рамках реализации программы «Производительность -2020», «Дорожная карта бизнеса-2020».
• Привлечение инвестиций в приоритетные сектора экономики, включая прямые иностранные инвестиции.
• Развитие специальных экономических зон и индустриальных зон (строительство инфраструктуры).
• Повышение энергоэффективности в экономике Казахстана.
• Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов (развитие геологической отрасли и недропользования).
• Развитие транспортной логистики и т.д.
a.Какова основная цель индустриально-инновационного развития Казахстана?
b. По-вашему мнению, какое из представленных приоритетных направлений имеет
наибольшую возможность для развития и почему?
4. Выполните задание, используя карты автомобильных дорог Казахстана и Германии.
37
a. Сравните карты автомобильных дорог Казахстана и Германии. Объясните различие транспортной сети двух государств.
b. Определите проблему транспортной инфраструктуры Казахстана.
c. Предложите путь решения данной проблемы.
38
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует различные аспекты научнотехнической революции 1 определяет положительные стороны научнотехнической революции; 1
определяет изменения роли человека в процессе производства. 1
Определяет показатели индекса человеческого развития стран мира и Казахстана 2 определяет уровень ИЧР Казахстана; 1
определяет 2-3 страны с высоким уровнем; 1
определяет 2-3 страны со средним уровнем; 1
определяет 2-3 страны с низким уровнем; 1
определяет факторы, влияющие на уровень ИЧР; 1
Анализирует направления индустриально- инновационного развития Казахстана 3 определяет основную цель индустриальноинновационного развития Казахстана; 1
определяет направление с самой большой возможностью развития и объясняет причину; 1
объясняет причину самой большой возможности развития приоритетного направления; 1
Предлагает пути решения транспортной проблемы Казахстана 4 сравнивает распространение автомобильных дорог Казахстана и Германии; 1
определяет проблему транспортной инфраструктуры Казахстана; 1
предлагает путь решения проблемы транстпортной инфраструктуры. 1
Всего баллов 13
39
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет положительные и отрицательные стороны научнотехнической революции Затрудняется в определении положительных и отрицательных сторон научно-технической революции □ Допускает ошибку при определении положительных/отрицательных сторон научно-технической революции |——| Описывает положительные стороны научно-технической революции □
Определяет показатели индекса человеческого развития стран мира и Казахстана Затрудняется при определении показателей индекса человеческого развития по странам мира □ Допускает ошибку при определении уровня ИРЧ Казахстана и стран с высоким/средним/низким показателем индекса человеческого развития и объяснения причин Определяет показатели индекса развития по странам мира и Казахстана □
Анализирует направления индустриально-инновационного развития Казахстана Затрудняется при анализе основных целей и направлений индустриально-инновационного развития Казахстана □ Допускает ошибку при определении основной цели индустриально-инновационного развития Казахстана/ при анализе приоритетного направления индустриально-инновационного развития Казахстана | | Анализирует основные цели и направления индустриальноинновационного развития Казахстана □
40
Определяет
транспортной
Казахстана
пути решения проблемы
Затрудняется при сравнении карты автомобильных дорог Казахстана и Германии и не может предложить пути решения транспортных проблем
Казахстана

41
Допускает ошибку при сравнении Сравнивает карты
карты автомобильных дорог автомобильных дорог
Казахстана и Г ермании/ Казахстана и Г ермании,
определении проблем предлагает пути решения
транспортной инфраструктуры/ транспортной проблемы
предложении пути решения Казахстана.
автомобильных проблем
Казахстана □ □
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Цель оценивания
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
Отрасли хозяйства Казахстана. Субъекты мирового хозяйства. Виды международных экономических отношений.
Показатели развития мирового хозяйства.
9.5.3.1 Характеризует по плану отрасли хозяйства Казахстана
9.5.4.1 Характеризует субъекты мирового хозяйства
9.5.4.3 Классифицирует и характеризует виды международных
экономических отношений
9.5.4.4 Характеризует показатели развития мирового хозяйства, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, в том числе на душу населения
Обучающийся
• Описывает отрасли хозяйства Казахстана
• Описывает субъекты мирового хозяйства
• Группирует виды международных экономических отношений
• Объясняет показатели развития мирового хозяйства
Применение
Навыки высокого пордяка 25 минут
1. Ответьте на вопросы, используя карту пищевой промышленности Казахстана.
a. В каких регионах Казахстана находятся районы возделывания риса?
b. Почему районы возделывания риса находятся именно в данных регионах?
2. Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.
42
а. Опишите по плану одну из транснациональных компаний по выбору.
1. Название ТНК:
2. Штаб-квартира:_________________________________________________________
3. Отрасль:_______________________________________________________________
4. Выпускаемая продукция:_________________________________________________
3. Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Существуют разные виды экономических отношений.
а. Заполните в таблицу виды международных экономических отношений.
b. Дайте характеристику одному из видов международных экономических отношений.
4. Используя данные таблицы, вычислите количество ВВП и ВНП на душу населения и объясните разницу между данными определениями.
а. Используя данные таблицы, вычислите количество ВВП и ВНП на душу населения.
№ Страны ВВП Население ВВП на душу населения ВНП ВНП на душу населения
1 Норвегия 370,6 млрд USD 5,233 млн 327,1 млрд USD
2 Китай 11,2 трлн USD 1,379 млрд 21,37 трлн USD
3 Зимбабве 16,29 млрд USD 16,15 млн 31,05 млрд USD
b.Объясните разницу между показателями ВВП и ВНП на душу населения
c. Сравните показатели ВВП и показатели на душу населения между Норвегией и Китаем и объясните причину различий.
43
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Описывает отрасли хозяйства Казахстана определяет районы возделывания риса; 1
1 объясняет причину возделываения риса в определенных регионах; 1
Описывает определяет штаб-квартиру ТНК; 1
субъекты мирового 2 определяет отрасль специализации ТНК; 1
хозяйства определяет выпускаемую продукцию ТНК; 1
определяет первый вид международных экономических отношений; 1
Группирует виды определяет второй вид международных экономических отношений; 1
международных экономических отношений 3 определяет третий вид международных экономических отношений; 1
описывает один вид международных экономических отношений; 1
объясняет, на чем базируется международное разделение труда; 1
вычисляет показатели ВВП и ВНП на душу населения Норвегии; 1 1
Объясняет показатели вычисляет показатели ВВП и ВНП на душу населения Китая; 1 1
4 вычисляет показатели ВВП и ВНП на душу населения Зимбабве; 1 1
развития мирового хозяйства объясняет разницу между показателями ВВП и ВНП на душу населения;
сравнивает показатели ВВП и показатели на душу населения между Норвегией и Китаем; 1
объясняет причину различий. 1
Всего баллов 20
44
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает отрасли хозяйства Казахстана Затрудняется при определении отраслей хозяйства Казахстана □ Допускает ошибку при определении районов возделывания риса в Казахстане/ причины размещения □ Верно описывает отрасли хозяйства Казахстана □
Описывает субъекты мирового хозяйства Затрудняется при описании субъектов мирового хозяйства □ Допускает ошибку при определении штаб-квартиры/отрасли/выпускаемой продукции транснациональной компании □ Верно описывает субъекты мирового хозяйства □
Группирует виды международных экономических отношений Испытывает затруднения при группировании видов международных экономических отношений □ Допускает ошибку при определении первого/ второго/ третьего вида международных экономических отношений и при описании одного из видов международных экономических отношений □ Верно группирует виды международных экономических отношений □
Объясняет показатели развития мирового хозяйства Затрудняется при объяснении показателей развития мирового хозяйства Допускает ошибку при определении показателей ВВП/ВНП на душу населения в Норвегии/Китае/Зимбабве/ сравнении показателя ВВП и показателя на душу населения между Норвегией и Китаем/ объяснении причин различий Объясняет показатели развития мирового хозяйства
45
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической
Тема Группировка стран мира по уровню экономического
развития
Уровни и цели международных организаций.
Социальное, экономи-ческое и политико-географическое положение Республики Казахстан.
Цель оценивания 9.6.1.1 С дополнительным охватом казахстанского
компонента группирует страны по уровню экономического развития
9.6.1.2 С дополнительным охватом казахстанского компонента группирует международные организации по уровню и целям
9.6.1.3 Дает комплексную оценку социального, экономического и политико-географического положения Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
• Группирует страны по уровню экономического развития
• Группирует международные организации по уровню и целям
• Оценивает аспекты экономико-географического положения Казахстана
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. На основе предложенных карт сгруппируйте страны по экономическому развитию и уровню социального развития.
46
а. Сгруппируйте страны по уровню экономического развития и уровню социального развития.
Высокий Средний Низкий
Страны поуровню экономического развития
Страны по уровню социального развития
b. Проанализируйте, насколько соответствуют показатели уровня экономического и социального развития в странах мира.
2. Распределите международные организации по охвату территории и целям. Заполните семантическую карту, поставьте «+» в соответствующую графу.
№ Межд-ые орг-ции По охвату те рритории По целям
Региональные Мировые Экономические Политические Военные
1 ООН
2 ОПЕК
3. Определите плюсы и минусы экономико-географического положения Казахстана.
Казахстан - это одно из самых развитых и больших государств на территории Азии. Его экономико-географическое положение достаточно неординарное и имеет множество положительных и отрицательных сторон.
а.Ознакомьтесь с особенностями экономико-географического положения Казахстана
и отметьте, какие из них являются плюсами, какие минусами.
Экономико-географическое положение Казахстана + или -
Казахстан имеет большую территорию.
На территории страны насчитывается большое количество разных этнических групп.
Казахстан размещён между Европой и Азией.
У страны отсутствует выход к океану.
Страна омывается Каспийским и Аральским морями.
Государство размещено на транзитных трассах.
В южной части страны находиться большое количество горных хребтов.
Казахстан граничит с двумя крупными странами Азии - Россия и Китай.
b. На основе таблицы дайте общую оценку экономико-географическому положению Казахстана.
47
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Группирует страны по уровню экономического развития Затрудняется при группировании стран по уровню экономического развития Допускает ошибку при определении показателей стран по высокому/среднему/низкому уровням экономического и социального развития Группирует страны по уровню экономического развития
Группирует международные организации по уровню и целям Затрудняется при группировании международных организации по уровню и целям □ Допускает ошибку при распределении международных организаций по охвату территорий /целям □ Группирует международные организации по уровню и целям □
Оценивает аспекты экономикогеографического положения Казахстана Затрудняется при определении положительных и отрицательных сторон экономикогеографического положения Казахстана □ Допускает ошибку при определении положительных сторон экономикогеографического положения Казахстана, отрицательных сторон экономико-географического положения Казахстана Оценивает аспекты экономико-географического положения Казахстана □
48
 
Верх