СОР Информатика 6 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Информатика
6 класс


Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Информатика» для
обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.


СОДЕРЖАНИЕ


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ......................................4

Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети» .................................. 4

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ......................................8

Суммативное оценивание за раздел «Представление информации» ..................................... 8

Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика» ............................................ 11

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ....................................15

Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры» ...........................15

Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры» ................................................18

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 21

Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом» ................................................................21




ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети»

Формулировать и решать задачи эргономики (для
Цель обучения 6.4.1.1
максимального комфорта и эффективности)
6.1.1.1 Рассказывать об истории и перспективах развития
вычислительной техники

бучающийся
Критерий оценивания О

• Формулирует понятие «Эргономика»

• Решает задачи эргономики

• Описывает перспективы развития вычислительной
техники

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м



Задания

1. Дополните предложение.
а) Эргономика — это наука, изучающая взаимодействие … для благополучия на рабочем
месте.

b) По правилам техники безопасности монитор располагают на такой высоте, чтобы
центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз. Укажите угол наклона монитора: _____0.

2. Рассмотрите изображение, представленное ниже.

1




2




3

Опишите, какие нарушения допустил пользователь при работе за компьютером.
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________







4 ПРОЕКТ

3. Укажите соответствия.


Компьютеры Характеристики

1 поколение Миникомпьютеры на интегральных схемах.


2 поколение Полупроводниковые машины на транзисторах.


3 поколение Искусственный интеллект.


Вычислительные системы на большой интегральной схеме.
4 поколение

Ламповые машины.




4. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.


цифровой компьютер, аналоговый компьютер, абак, принтер, джойстик


Одним из первых устройств, облегчающих вычисления, можно считать
(1)_______________________________. Следующим этапом люди изобрели
(2)___________________________________. А впоследствии и до сих пор мы пользуемся
(3)____________________________________________________________.


5. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.

ервого, третьего, пятого, эмоциональный, искусственный,
п
ножественный
м

Робот является одним из признаков развития вычислительной техники (1)__________
поколения, потому что в основе его лежит(2)________________________ интеллект.



















5 ПРОЕКТ

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Формулирует понятие 1 определяет понятие «Эргономика»; 1
«эргономика» о
пределяет угол наклона монитора; 1

Решает задачи 2 указывает расстояние от глаз до 1
эргономики монитора;
о
пределяет положение спины; 1

определяет положение ног; 1

Определяет 3 указывает характеристики для первого 1
перспективы развития поколения;
вычислительной
указывает характеристики для второго 1
техники п
околения;

указывает характеристики для третьего 1
поколения;

указывает характеристики для четвертого 1
поколения;

4 указывает первое устройство; 1

указывает второе устройство; 1

указывает третье устройство; 1

5 правильно указывает поколение ЭВМ; 1

определяет признак поколения. 1

Всего баллов 14






























6 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Компьютерные системы и сети»


ФИО обучающегося _______________________________________


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Называет понятие Затрудняется определять понятие Допускает ошибки при определении Верно называет понятие
«эргономика». «эргономика». понятие «эргономика» / угла наклона «эргономика» и угол наклона
монитора. монитора.


Решает задачи Затрудняется при решении задач Допускает ошибки при определении Верно решает задачи
эргономики. эргономики. расстояния от глаз до эргономики.
монитора/положения
спины/положения ног.

Определяет перспективы Затрудняется при определении Допускает ошибки при определении Верно определяет
развития вычислительной перспективы развития характеристик первого/второго/ перспективы развития
техники. вычислительной техники. третьего/четвертого поколения; при вычислительной техники.
определении первого/второго/третьего
устройства; при определении
поколения ЭВМ/ признака поколения.













7 ПРОЕКТ


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Представление информации»

риводить примеры каналов связи, источников
Цель обучения 6.2.1.3 П
и приемников информации
6.2.1.1 Кодировать и декодировать текстовую
информацию

бучающийся
Критерий оценивания О

• Определяет канал связи, источник и приемник
информации

• Представляет информацию в кодированном
виде

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м


Задания

1. Рассмотрите изображение.
a) Укажите канал связи.












b) Укажите количество источников и приемников информации в ситуации: Трое детей
смотрят мультфильм по телевизору.
A. Один приемник и один источник
B. Три приемника и три источника
C. Три источника и один приемник
D. Три приемника и один источник

2. Рассмотрите и заполните таблицу. Прочитайте примеры, определите источник и

приемник информации.



Пример Источник Приемник

Ученик изучает картины в музее

Ученик получил sms-сообщение
от одноклассника





8 ПРОЕКТ

3. Закодируйте слово Байт, если известно, что в таблице ASCII А=128, Б=129, В=130,
…. Т=146.


Б А Й Т




4. Раскодируйте слово, состоящее из набора чисел 66 73 84, известно, что в таблице
ASCII значение A=65, B=66, C=67,… Z= 90
__________________________________________________________________________

5. Определите, с помощью каких комбинаций клавиш закодированы символы.


3 ( на допонительной цифровой клавиатуре)
☺ ALT +
6 ( на допонительной цифровой клавиатуре)
♥ ALT +
ALT + 1 ( на допонительной цифровой клавиатуре)

2 ( на допонительной цифровой клавиатуре)
♠ ALT +






Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задан
Обучающийся
ия

Определяет канал 1 указывает канал связи; 1
связи, источник и
указывает источник и приемник информации; 1
приемник
казывает приемник информации; 1
информации 2 у
указывает источник информации; 1

Представляет 3 кодирует слово БАЙТ; 1
информацию в
4 декодирует число 66 73 84 по таблице ASCII; 1
кодированном виде 5 о
пределяет комбинацию клавиш для 1

кодирования графического символа ☺;

определяет комбинацию клавиш для 1
кодирования графического символа ♥;
1
определяет комбинацию клавиш для
кодирования графического символа ♠.

Всего баллов: 9


















9 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Представление информации»
ФИО обучающегося _______________________________________


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет канал связи, Затрудняется при Допускает ошибки при указании Верно указывает канал
источник и приемник определении канала связи, канала связи /при указании источника связи, источник и
информации. источника и приемника и приемника информации. приемник информации.
информации.


Представляет информацию в Затрудняется представлять Допускает ошибки при кодировании Верно представляет
кодированном виде. информацию в кодированном буквы БАЙТ/при декодировании информацию в
виде. чисел 66 73 84/при определении кодированном виде.
комбинаций клавиш в кодирование

графических символов ☺/ ♥ / ♠.


















10 ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика»

Создавать и редактировать векторные
Цель обучения 6.2.2.2
изображения
6.2.2.3 Оценивать преимущества и недостатки
растровой и векторной графики

бучающийся
Критерий оценивания О

• Создает векторные изображения

• Определяет преимущества и недостатки
растровой и векторной графики

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 20 м


Задания

1. Запустите графический редактор. Нарисуйте смайлик, используя графические
примитивы.






2. Рассмотрите изображение. Определите эффекты, использованные к изображению 1
и изображению 2.







1
2













Эффекты к изображению 1_______________________________________________
Эффекты к изображению 2_______________________________________________



11 ПРОЕКТ

3. Сравните изображения и запишите одно преимущество и один недостаток:










Вид
компьютерной Преимущество Недостаток
графики


Растровое
изображение



Векторное
изображение



4. Рассмотрите изображение.













а) Определите вид графики.
_________________________________________________________________________

b) Определите различия между распечатанным рисунком и изображенным на
мониторе.
_________________________________________________________________________

















12 ПРОЕКТ

Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задан
Обучающийся
ия

Использует 1 рисует векторное изображение, используя 1
графические графический примитив «круг»;
примитивы и эффекты
рисует векторное изображение, используя 1
при создании
графический примитив «дуга»;
векторного рисунка 2 оп
ределяет эффекты первого изображения; 1

определяет эффекты второго изображения; 1

Определяет 3 определяет преимущество растровой 1
преимущества и графики;
недостатки растровой
определяет преимущество векторной 1
и векторной графики гра
фики;

определяет недостаток растровой графики; 1

определяет недостаток векторной графики; 1

4 определяет вид графики; 1

определяет различия в изображении, как 1
недостаток.

Всего баллов 10


































13 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Компьютерная графика»

ФИО обучающегося _______________________________________


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Использует графические Затрудняется в применении Допускает ошибки при Верно примененяет
примитивы и эффекты при графических примитивов и использовании графического графические примитивы и
создании векторного рисунка. эффектов при создании примитива «круг» / «дуга»; при эффекты при создании
векторного рисунка. определении эффектов первого/ векторного рисунка.
второго изображения.


Определяет преимущества и Затрудняется в определении Допускает ошибки при определении Верно определяет
недостатки растровой и преимущества и недостатков преимуществ/недостатков растровой преимущества и недостатки
векторной графики. растровой и векторной и векторной графики; при растровой и векторной
графики. определении вида графики и графики.
различии в изображении.















14 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры»

оэтапно разбирать решение задачи
Цель обучения 6.3.2.1 П
6.3.2.2 Представлять алгоритм в виде блок-схем

бучающийся
Критерий оценивания: О

Определяет этапы решения задачи

• Создает блок-схему, используя алгоритм и код
программы

рименение
Уровень мыслительных П
навыков

инут
Время выполнения: 20 м

Задания

1. Определите этапы решения задачи. Укажите этапы решения задачи в порядке
следования.


Ученик строит блок-схему для своей задачи 2

Ученик будет решать задачу по нахождению периметра треугольника со 1
сторонами a, b, c, Данные вводятся с клавиатуры

Делает вывод по созданию своей программы

Вводит данные и исправляет ошибки

Реализует блок-схему в среде программирования


2. Прочитайте условие задачи и составьте блок-схему.

Дан радиус круга: r=2. Определите диаметр окружности.











3. Запустите интегрированную среду программирования. Составьте программный код для
задачи: «Дан радиус круга r=2, определите диаметр окружности».

4. Запустите программу. Проверьте код и исправьте ошибки. Заполните таблицу.


Укажите ошибку Введите правильный фрагмент кода








ПРОЕКТ

5. Запустите программный код в среде программирования. Заполните данные таблицы
«Выходные данные d».


Входные данные r Выходные данные d

2 4

6

7

9




Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Определяет этапы определяет третий этап решения задачи; 1
1
решения задачи о
пределяет четвертый этап решения 1
задачи;

определяет пятый этап решения задачи; 1

Создает блок-схему, создает блок ввода и вывода; 1
2
используя алгоритм и код
создает блок действия; 1
программы
с
оздает блок начала и конца; 1

здает скрипт «событие»; 1
3 со

создает скрипт «управление»; 1

создает скрипт «операторы»; 1

создает скрипт 1
«движение»/«внешность»/«сенсоры»;

казывает ошибки скрипта; 1
4 у

исправляет ошибки в скрипте; 1

ределяет выходные данные. 1
5 оп

Всего баллов 13

























16 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел – Как разрабатываются компьютерные игры


Уровень учебных достижений
Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий

Определяет этапы решения Затрудняется в определении Допускает ошибки в определении Верно определяет этапы
задачи. этапов решения задачи. третьего/четвертого/пятого этапа при решения задачи.
решении задачи.


Создает блок-схему, используя Затрудняется в создании блок-Допускает ошибки при создании Верно создает блок-схему,
алгоритм и код программы. схемы. блоков начало и конец/ввод и используя алгоритм и код
вывод/действия в создании скриптов программы.
событие/ управление/ операторы/
движение/внешность/сенсоры,
указывает ошибки скрипта/
исправляет ошибки в скрипте/
определяет выходные данные.

















17 Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры»

Цель обучения 6.3.1.1
Разрабатывать и реализовывать сценарии в игровой
среде программирования
6.3.3.1 Находить и исправлять ошибки в программе

бучающийся
Критерий оценивания: О

Разрабатывает сценарий по заданной ситуации;
• Определяет и исправляет ошибки в коде программы

Применение
Уровень мыслительных
навыков

нут
Время выполнения: 20 ми


Задания

1. Д
аны два персонажа в сценарии: Алдар-Косе и бай. Составьте программу, используя
среду программирования.


Алдар-Косе и бай знают друг друга. Когда они встречаются, то обязательно
приветствуют друг друга словом «Салем!».
Известно следующее условие: «Когда нажат пробел, Алдар –Косе и бай идут
всегда навстречу, если касаются друг друга выдается сообщение «Салем!»



Скрипт для Алдар-Косе Скрипт для бая







а) Добавьте в скрипт звук.

Место для скрипта








2. Рассмотрите сцену и скриншоты. Укажите правильную последовательность скриптов для
создания данной сцены.









ПРОЕКТ





3. Рассмотрите скрипт. Найдите и исправьте ошибки в скрипте.


Примечание*: Спрайт рисует квадрат.













4. Рассмотрите скрипт и найдите ошибки в условии:
«Если спрайт касается серого цвета, то он должен сказать «Идёт дождь!», иначе «Светит
солнце!»











Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся
Разрабатывает сценарий по 1 с1
оздает блок «движение»;
заданной ситуации с
дает блок контроля «условие»; 1
оз
1
создает блок внешности для перехода
костюмов;

создает блок внешности для приветствия; 1

организовывает звуковое сопровождение; 1
Определяет ошибки и 2 у1
казывает последовательность команд;
исправляет в коде
1
аходит ошибки в программном коде в
программы 3 н
блоке «перо»;

находит ошибки в программном коде в 1
блоке «контроль»;

исправляет ошибки в программном коде; 1
4 на
ходит ошибки в условии для блока 1
«контроль» и «внешность»;

исправляет ошибки в программном коде. 1

Всего баллов: 11




19 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Создание компьютерной игры»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Разрабатывает сценарий по Затрудняется в разработке Допускает ошибки в создании Верно разрабатывает
заданной ситуации. сценария по заданной ситуации. блоков контроля «пробел» \ сценарий по заданной
«движения» \ контроля для ситуации.
«условия» \ внешности для перехода
костюмов\внешности для
приветствия\в организации
звукового сопровождения.

Определяет и исправляет Затрудняется в определении Допускает ошибки при определении Верно определяет и
ошибки в коде программы ошибок и исправлении в коде последовательности команд; при исправляет ошибки в коде
программы. поиске ошибок в программном коде программы.
в блоках «перо»\«контроль»\
«внешность».



ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом»

Организовывать ссылки (гиперссылки, оглавления,
Цель обучения 6.2.2.1
названия, сноски)
6.4.2.1 Объяснять понятия «авторское право», «плагиат»

бучающийся
Критерий оценивания: О

Применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и
название
• Формулирует понятие «авторское право» и «плагиат»

Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения: 20 м


Задания
1. Запустите текстовый редактор. Наберите текст

«…Казахстан расположен в центре континента Евразия
и занимает девятое место в мире по
площади. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией, на юге — с
Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном, а на юго-востоке — с Китаем».

Сделайте гиперссылку в новый файл «Казахстан.ppt» и запишите гиперссылку.
____________________________________________________________________________


пределите ссылку и гиперссылку.
2. О

https://www.nur.kz/ https://ru.wikipedia.org



3. Определите назначение цифр 1 и 2 в тексте:




_____________________________________________________________________________________


4. Р
асположите по порядку оформление автооглавления.

1) С
сылки - Добавить текст, выбираем уровень
О
главление - Автособираемое оглавление,
В
ыделяете текст который необходимо внести в содержание
Ф
айл – Ссылки- Автооглавление









21 ПРОЕКТ

5. Рассмотрите изображение. Напишите алгоритм действий для того, чтобы под
изображением можно было вставить текст, например рис.1.









______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


6. У
чащийся готовит проект по искусству и сохраняет документ «© Алматы-2018». Ему
необходимо снять видео в краеведческом музее.

а) Опишите назначение данного знака «© Алматы-2018»

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

b) О
бъясните, нужно ли ему разрешение администрации музея для проведения
фото\видеосъемки.

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________



Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Применяет гиперссылки, 1 использует гиперссылку; 1
ссылки, сноски,
2 различает ссылку от гиперссылки; 1
оглавление и название 3 и
спользует сноски; 1

4 определяет порядок под номером 2 в 1
автооглавлении;

определяет порядок под номером 3 в 1
автооглавлении;

5 правильно устанавливает название; 1

Формулирует понятия 6 определяет авторское право; 1
«авторское право» и
определяет плагиат. 1
«плагиат»;

Всего баллов: 8


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Работа с документом»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Применяет гиперссылки, Затрудняется в применении Допускает ошибки в применении Верно применяет
ссылки, сноски, оглавление и гиперссылок, ссылок, сносок, гиперссылок\ссыллк\сносок\оглавленгиперссылки, ссылки,
название оглавления и названия. ия\названия. сноски, оглавление и
название.

Формулирует понятия Затрудняется в формулировании Допускает ошибки в Верно формулирует понятия
«авторское право» и понятий «авторское право» и формулировании понятия «авторское «авторское право» и
«плагиат» «плагиат». право»\«плагиат». «плагиат».
 
Верх