СОР Информатика 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ
ИНФОРМАТИКА
8 КЛАСС

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Информатика»
для обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.






СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .......................................... 4

Раздел «Технические характеристики компьютера и сетей» ................................................................. 4

Раздел «Здоровье и безопасность» ........................................................................................................... 7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 10

Раздел «Обработка информации в электронных таблицах» ................................................................ 10

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 13

Раздел «Интегрированные среды разработки программ» .................................................................... 13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 16

Раздел «Решение задач в интегрированной среде разработки» ........................................................... 16





ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ


Раздел «Технические характеристики компьютера и сетей»


Применять алфавитный подход при определении
Цели обучения 8.2.1.1
количества информации
8.1.1.1 Объяснять на элементарном уровне функции
процессора и его основные характеристики
8.1.3.1 Определять пропускную способность сети

бучающийся
Критерии оценивания О

• Вычисляет количество символов алфавита

• Определяет функции и характеристики процессора

• Определяет пропускную способность

рименение
Уровень П
мыслительных навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Каждый символ алфавита записан с помощью 4-х цифр двоичного кода. Определите
максимальное количество символов в этом алфавите.

Формула: ………………………………………….
Решение:
………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………

2. Определите три функции процессора. Ответ отметьте галочкой .


 выполняет  хранит запущенные  содержит документы,
арифметические операции программы отправленные на печать

 использует для передачи  управляет процессами  производит логические
пакеты данных по сети обработки машинного кода операции


3. Рассмотрите рисунок.









Определите характеристики процессора, указаные на рисунке.

3.2 GHz - ……………………………………………………………………………
16-bit - ………………………………………………………………………………
Core 2 Duo - ………………………………………………………………………...


4
ПРОЕКТ

4. Cколько времени потребуется для передачи файла объемом 3072 Кбайта, если скорость
передачи 4 Мбит/с?

Решение:
………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………




Критерии оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Вычисляет количество 1 указывает формулу расчета количества 1
символов алфавита информации;

определяет информационный объем 1
символов;

вычисляет максимальное количество 1
символов в заданном алфавите;

Определяет функции и 2 определяет первую функцию 1
характеристики процессора;
процессора о
пределяет вторую функцию 1
процессора;

определяет третью функцию 1
процессора;

3 определяет первую характеристику 1
процессора;

определяет вторую характеристику 1
процессора;

определяет третью характеристику 1
процессора;

Определяет пропускную 4 переводит Кбайты в Мбайты; 1
способность п
ереводит Мбиты в Мбайты; 1

рассчитывает время передачи файла. 1

Всего баллов 12



















5
ПРОЕКТ

РУБРИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИТОГАМ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА РАЗДЕЛ «Технические характеристики компьютера и сетей»


ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Вычисляет количество Затрудняется в вычислении Допускает ошибки при указании Верно вычисляет количество
символов алфавита. количества символов алфавита. формулы вычисления количества символов алфавита.
информации/определении
информационного объема
символов/вычислении
максимального количества
символов в заданном алфавите.



Определяет функции и Затрудняется в определении Допускает ошибки при указании Верно определяет функции и
характеристики процессора. функции и характеристики первой/второй/третьей функции характеристики процессора.
роцессора. процессора.
п
Допускает ошибки при
определении первой/
второй/третьей характеристик
процессора.


Определяет пропускную Затрудняется в определении Допускает ошибки при переводе Верно определяет пропускную
способность. пропускной способности. Кбайты в Мбайты/Мбиты в способность.
Мбайты / в расчёте времени
передачи файла.









6
ПРОЕКТ

Раздел «Здоровье и безопасность»

риводить примеры влияния различных электронных
Цели обучения 8.4.1.1 П
устройств на организм человека и эффективно использовать
методы защиты
8.4.2.1 Соблюдать правила обеспечения безопасности
пользователя в сети (мошенничество и агрессия в интернете)

бучающийся
Критерии оценивания О

• Приводит примеры эффективных методов защиты при
работе с электронными устройствами

• Использует правила техники безопасности в
Интернете.
Применение
Уровень мыслительных
навыков

инут
Время выполнения 15 м

Задания

1. Рассмотрите изображения и определите негативные воздействия компьютера на
человека.









А)………………………. В)………………………. С)………………………..

2. Сотрудник IT-компании создает сайты и анимацию. Это означает, что он проводит за
компьютером большую часть своего рабочего дня.

Дайте три совета о защите его здоровья.


Совет 1: …………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….


Совет 2: …………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….


Совет 3: …………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….








7
ПРОЕКТ


3. Установите соответствие ситуации и видов угрозы в сети.


Каждый день вы получаете сообщения электронной
почты от неизвестных отправителей.

Мошенничество
Вы получили ссылку на видео о сюжете про
коррупцию.


Вы получили сообщение о необходимости помощи
ребёнку в качестве донора крови (4 группа,
отрицательная, редкая группа). На станциях
переливания найти доноров не удалось.
Обращаться по телефону 9-876-54321012. А
грессия в
и
нтернете

С вашего аккаунта были отправлены сообщения с
угрозой вашим друзьям, о публикации личных
фотографии на страницах социальной сети.





Дескриптор
Критерии оценивания № Балл
задания О
бучающийся

Приводит примеры 1 определяет 1-е негативное влияние 1
эффективных методов компьютера на человека;
защиты при работе с
определяет 2-е негативное влияние 1
электронными
компьютера на человека;
устройствами о
пределяет 3-е негативное влияние 1
к
омпьютера на человека;

2 записывает 1-й совет по уменьшению 1
электромагнитного излучения;

записывает 2-й совет по уменьшению 1
электромагнитного излучения;

записывает 3-й совет по уменьшению 1
электромагнитного излучения;

Использует правила 3 указывает ситуации с 1
техники безопасности в мошенничеством;
Интернете. у
казывает ситуации с агрессией. 1


Всего баллов 8












8
ПРОЕКТ

РУБРИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИТОГАМ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА РАЗДЕЛ «Здоровье и безопасность»


ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Приводит примеры Затрудняется при приведении Допускает ошибки при Верно приводит примеры
эффективных методов защиты примеров эффективных методов определении эффективных методов защиты
при работе с электронными защиты при работе с первого/второго/третьего при работе с электронными
устройствами. электронными устройствами. негативного влияния устройствами.
к
омпьютера на человека и при
з
аписи первого/второго/третьего
со
вета по уменьшению
э
лектромагнитного излучения.



Использует правила техники Затрудняется в использовании Допускает ошибки при Верно использует правила
безопасности в Интернете. правил техники безопасности определении угроз техники безопасности при
п
ри работе в Интернете. мошенничества/агрессии. работе в Интернете.


















9
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

РАЗДЕЛ «Обработка информации в электронных таблицах»

спользовать абсолютную и относительную ссылки
Цель обучения 8.2.2.2 И
8.2.2.1 Использовать различные форматы данных для решения
задач в электронных таблицах
8.2.2.3 Использовать встроенные функции для решения задач с
применением электронных таблиц
8.2.2.4 Строить графики функций, заданных в таблице

бучающийся
Критерий О
оценивания •
Использует абсолютную и относительную ссылки

• Использует различные типы и форматы данных для
решения задач

• Использует встроенные функции электронной таблицы

• Строит график функции по значениям электронной
таблицы

рименение
Уровень П
мыслительных навыков

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Дан фрагмент электронной таблицы.




В ячейку D1 введена формула =$А$1*3+C1/2.

a) Запишите элемент формулы, который содержит относительную ссылку.
………………………………………………………………………………………….
b) Напишите результат, который будет выведен в ячейке D2, если в нее будет
скопирована формула из D1.
………………………………………………………………………………………….


2. Дана таблица “Счет к оплате”.













10
ПРОЕКТ


a) Определите формат ячеек C4:C10.
………………………………………………………………………………………….
b) Определите формат ячеек B4:B10.
………………………………………………………………………………………….

3. Дана таблица учета пропусков учащихся. Напишите функцию для вычисления количества
дней, когда Алексей пропустил уроки.












4. Таблица содержит данные об изменении курса доллара.







Постройте график, используя данные таблицы, и укажите:
a) заголовок диаграммы;
b) легенду;
c) подписи осей.



Дескриптор
Критерий оценивания № Балл
задания О
бучающийся

Использует абсолютную и 1 определяет вид ссылки по ее описанию; 1
относительную ссылки оп
ределяет результат вычисления по виду 1
ссы
лки;

Использует различные 2 определяет формат ячеек C4:C10; 1
типы и форматы данных
определяет формат ячеек B4:B10; 1
для решения задач

Использует встроенные 3 определяет диапазон вычислений как часть 1
функции электронной аргумента функции;
таблицы о
пределяет критерий вычислений как часть 1
аргумента функции;

Строит график функции по
4 указывает заголовок диаграммы; 1
значениям электронной
одписывает ось ОХ и OY; 1
таблицы
п
строит легенду графика; 1

отмечает точки на графике. 1

Всего баллов 10



11
ПРОЕКТ

РУБРИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИТОГАМ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА РАЗДЕЛ «Обработка информации в электронных таблицах»


ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Использует абсолютную и Затрудняется при использовании Допускает ошибки при Верно использует абсолютную
относительную ссылки. абсолютной и относительной определении вида ссылки по ее и относительную ссылки.
ссылки. описанию / результата
вычисления по виду ссылки.


Использует различные типы и Затрудняется при использовании Допускает ошибки при Верно использует различные
форматы данных для решения различных типов и форматов определении формата ячеек типы и форматы данных для
задач. данных для решения задач. C4:C10/ B4:B10. решения задач.



Использует встроенные Затрудняется при использовании Допускает ошибки при Верно использует встроенные
функции электронной таблицы. встроенных функции определении диапазона/критерия функции электронной
э
лектронной таблицы. вычислений как часть аргумента таблицы.
ф
ункции.



Строит график функции по Затрудняется при построении Допускает ошибки при указании Верно строит график функции
значениям электронной графика функции по значениям заголовка / подписей оси ОХ и по значениям электронной
таблицы. электронной таблицы. OY /легенды/точек таблицы.
на графике.










12
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Интегрированные среды разработки программ»

спользовать операторы выбора и циклов в
Цели обучения 8.3.3.1 И
интегрированной среде разработки программ (С/С++, Python,
Delphi, Lazarus)
8.3.2.1 Осуществлять трассировку алгоритма

бучающийся
Критерии оценивания О

• Использует структуру ветвления в программном коде

• Использует циклическую структуру в программном
коде

• Заполняет трассировочную таблицу

рименение
Уровень П
мыслительных навыков

н
Время выполнения 20 ми

Задания

1. Банку требуется сообщить вкладчику, что его процент дохода при вкладе 200 000 тенге
составит 13,5% в год, а при сумме 350 000 тенге и выше составит 14,2% в год.

Запишите конструкцию IF для обработки условия данной задачи.
………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………..

2. Клетки грибов делятся на четыре части каждые пять минут. Определите, какое
количество клеток будет через N минут. Напишите цикл, который будет определять
количество клеток через N минут (N- целое число, вводимое с клавиатуры).

3. Рассмотрите блок-схему и заполните трассировочную таблицу.


sum m k

0 10 0














ПРОЕКТ

Дескриптор
Критерии оценивания № Балл
задания О
бучающийся

Использует структуру 1 записывает условие; 1
ветвления в программном
записывает оператор при выполнении 1
коде ус
ловия;

записывает оператор при 1
невыполнении условия;

Использует циклическую 2 записывает условие цикла; 1
структуру в программном
записывает выражение для изменения 1
коде N в
ремени;

записывает выражение для изменения 1
параметра;

Заполняет 3 заполняет столбец переменной sum; 1
трассировочную таблицу з
аполняет столбец переменной m; 1

заполняет столбец переменной k. 1

Всего баллов 9




































14
ПРОЕКТ

РУБРИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИТОГАМ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА РАЗДЕЛ «Интегрированные среды разработки программ»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Использует структуру ветвления Затрудняется при использовании Допускает ошибки при записи Верно использует структуру
в программном коде. структуры ветвления в условия/ оператора при ветвления в программном коде.
программном коде. выполнении условия/оператора
при невыполнении условия.



Использует циклическую Затрудняется при использовании Допускает ошибки при записи Верно использует циклическую
структуру в программном коде. циклической структуры в условия цикла/выражения для структуру в программном коде.
рограммном коде. изменения N времени/выражения
п
для изменения параметра.



Заполняет трассировочную Затрудняется при заполнении Допускает ошибки при Верно заполняет
таблицу. трассировочной таблицы. заполнении столбца переменной трассировочную таблицу.
sum/ m/k.















15
ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Решение задач в интегрированной среде разработки»

Создавать модели задач в интегрированной среде
Цель обучения 8.3.1.1
разработки программ
8.3.3.2 Знать и использовать компоненты интегрированной
среды разработки программ (С/С++, Python, Delphi, Lazarus)
8.3.3.1 Использовать операторы выбора и циклов в
интегрированной среде разработки программ (С/С++, Python,
Delphi, Lazarus)
8.3.2.1 Осуществлять трассировку алгоритма

бучающийся
Критерий О
оценивания •
Создает и разрабатывает модель программы

• Использует компоненты интегрированной среды
разработки программ

• Использует оператор выбора и оператор цикла в
интегрированной среде разработки программ

• Заполняет трассировочную таблицу

рименение
Уровень П
мыслительных навыков

инут
Время выполнения 20 м

Практическая работа

Необходимо спроектировать, протестировать и разработать систему, соответствующую
нижеописанному сценарию. Любая написанная программа должна включать подсказку для
ввода данных, сообщение об ошибке и другую необходимую введённую ясную и понятную
информацию.
Любые переменные, константы и другие используемые идентификаторы должны быть
обозначены.


Создать проект, который позволяет рассчитать зависимость частоты колебаний
основного тона струны от ее длины l, плотности ρ, площади поперечного сечения S и силы
натяжения F, используя выражение:

?

?= 12?
??

1. Опишите модель решения поставленной задачи.
a) Входные данные программы
b) Выходные данные программы
c) Цель проектирования программы
d) Назначение программы
e) Область применения программы

2. Создайте Главное окно программы,




16
ПРОЕКТ

3. Укажите название, тип данных, а также строку программного кода, обеспечивающую
проверку корректности отображения переменной, описывающей выходные данные.

i) Наименование: ………………………………………………………………..
ii) Тип данных: ………………………………………………………………..
iii) Программный код для проверки корректности отображения:
………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………..
4. Заполните ячейки трассировочной таблицы, используя данные из проекта.


Название переменной

Значение переменной





Дескриптор
Критерий оценивания №
алл
задания Б
Обучающийся

Создает и разрабатывает 1 перечисляет имена переменных для входных
модель программы данных; 1
п
еречисляет имена переменных для
выходных данных; 1

описывает цель проектирования программы; 1

описывает назначение программы; 1

описывает область применения программы; 1

Использует компоненты 2 использует контейнер для создания Главного
интегрированной среды окна программы; 1
разработки программ и
спользует стандартные визуальные
ко
мпоненты для ввода и вывода данных; 1

проектирует интерфейс программы; 1

Использует оператор 3 приводит пример переменной, описывающей
выбора и оператор цикла выходные данные; 1
в интегрированной среде
выбирает верный тип данных для
разработки программ пе
ременной, описывающей выходные 1
д
анные;

пишет программный код с использованием
оператора выбора для проверки корректности 1
выходных данных;

Заполняет 4 использует имена переменных для
трассировочную таблицу обозначения входных, промежуточных и 1
выходных данных;

присваивает значения переменным,
обозначающим входные, промежуточные и
1
выходные данные, основываясь на анализе
поставленной задачи.

Всего баллов 13








17
ПРОЕКТ

РУБРИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИТОГАМ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА РАЗДЕЛ «Решение задач в интегрированной среде разработки»


ровень учебных достижений
Критерий оценивания У
Низкий Средний Высокий

Создает и разрабатывает Затрудняется при создании и Допускает ошибки при перечислении имен Создает и разрабатывает
модель программы. разработке модели переменных для входных / выходных данных; модель программы.
программы. описании цели/назначения/ области
применения программы.



Использует компоненты Затрудняется при Допускает ошибки в использовании Верно использует
интегрированной среды использовании компонентов контейнера для создания Главного окна компоненты интегрированой
разработки программ. интегрированной среды программы / стандартных визуальных среды программирования.
программирования. компонентов ввода и вывода/ проектировании
интерфейса программы.


Используют оператор Затрудняется при Допускает ошибки, когда приводит пример Верно используют оператор
выбора и оператор цикла в использовании оператора переменной, описывающей выходные данные; выбора и оператор цикла в
интегрированной среде выбора и оператора цикла в выбирает тип данных для переменной, интегрированной среде
разработки программ. интегрированной среде описывающей выходные данные; пишет программирования.
разработки программ. программный код с использованием оператора
выбора для проверки корректности выходных
данных.


Заполняет трассировочную Затрудняется при Допускает ошибки при использовании имен Верно заполняет
таблицу. заполнении трассировочной переменных для обозначения и присвоения трассировочную таблицу.
таблицы. входных, промежуточных и выходных данных
основываясь на анализе поставленной задачи.
 
Верх