СОР История Казахстана 5 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
ПРОЕКТ
Методические рекомендации по суммативному
оцениванию
История Казахстана
5 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание в 5 классе проводится в 1,2,3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ....................4
Задания по суммативному за раздел «Жизнь древних людей Казахстана» 5
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ....................9
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»......10
Суммативное оценивание за раздел «Саки»..........................15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ...................18
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»..............19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Уйсуни и кангюй»...23
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ.....................27
Суммативное оценивание за раздел «Гунны».........................28
Суммативное оценивание за раздел «Сарматы».......................32
Суммативное оценивание за раздел «Обзор истории древнего Казахстана» .... 35
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Жизнь древних людей
Казахстана»
Тема
Цель обучения
Как жили древние люди.
Какую тайну памятников эпохи бронзы открыл А. Маргулан.
Какие находки каменной эпохи нашли археологи на территории Казахстана.
5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме (рассказ, изображение, постановка, макет).
5.2.2.1 Сравнивать археологические памятники.
5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека.
5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей.
Знание и понимание Применение
Обучающийся
• Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей.
• Соотносит термины про верования
первобытных людей с определениями и
рисунками
• Сравнивает археологические памятники.
Время выполнения: 20 минут
Задания
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ о жизни
первобытных людей.
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
5
ПРОЕКТ
2. Соотнесите термины с их определениями и иллюстрациями.
Термин Определение Иллюстрация
1. Фетишизм А) вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животными. А
2. Тотемизм В) обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на людей, животных, растения. го
3. Магия С) религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С
Ответы: 1 - 2 - 3 -
3. Сравните археологические памятники палеолита Бориказган и Батпак (географическое расположение, хронология, артефакты).
Ваши выводы о том как жили первобытные люди
6
ПРОЕКТ
Критерии № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Составляет рассказ о жизни и занятиях 1 знает что такое «человеческое стадо»; 1
первобытных людей. говорит о том, что мужчины занимаются охотой, а женщины собирательством; 1
знает о разделении (каким образом) на роды и племена 1
правильно называет и различает орудия труда древних людей: ( дубинка, палка-копалка, каменные орудия - чоппер, чоплинг, наконечники стрел) 1
называет правильно, что первым жилищем древних, первобытных людей была пещера. 1
правильно называет древнее верование первобытных людей (поклонение огню -«от ана», небу-«тенгри» языческие традиции ) 2
Соотносит термины про верования первобытных 2 правильно определяет значения термина фетишизм; 1
людей с определениями и рисунками правильно определяет значения термина тотемизм; 1
правильно определяет значения термина магия 1
Пречисляет труды археологов, названия работ 2
Сравнивает археологические Памятники Казахстана. 3 знает особенности расположения памятников Бориказган и Батпак ; 2
правильно указывает хронологию памятников Бориказган и Батпак; 2
правильно описывает особенности найденных артефактов с памятников Бориказган и Батпак; 2
делает выводы по результатам сравнения памятников Бориказган и Батпак. 2
Всего баллов 20
7
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Жизнь древних людей Казахстана»
ФИО обучающегося
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей. Затрудняется составлять рассказ о жизни древнего человека, а так же в описании занятия древнего человека. □ Допускает ошибку при составлении рассказа о жизни древнего человека, а так же при описании одного из основных занятий древнего человека. |—| Верно составляет содержательный рассказ, а так же верно описывает два основных занятия древнего человека. □
Соотносит термины про верования первобытных людей с определениями и рисунками Затрудняется при соотнесении терминов, определений и рисунков. □ Допускает ошибки при соотнесении отдельных терминов с их определениями и рисунками. |—| Верно, соотносит все термины с определениями, а так же правильно соотносит рисунки с терминами . ^
Сравнивает археологические памятники. Знает труды археологов Казахстана. Затрудняется при описании особенностей расположения памятников и найденных артефактов. Неверно указывает хронологию археологических памятников. Затрудняется называть труды археологов Казахстана. | | Допускает ошибки при описании некоторых особенностей расположения памятников и найденных артефактов. Допускает ошибки в хронологии археологических памятников и допускает ошибки в перечислении трудов археологов Казахстана. □ Верно описывает особенности расположения памятников и найденных артефактов. Правильно указывает хронологию. □
8
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
9
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»
Тема Каким образом производство железа изменило жизнь
людей?
Какие традиции и обычаи кочевников сохранились до наших дней?
В чем особенности жилища кочевников?
Почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйства?
Цель обучения 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на
сферы хозяйства.
5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия.
5.2.2.6 Понимать вклад кочевников в мировую цивилизацию.
5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних кочевников.
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет первые металлы, Характеризует методы обработки металлов железного века;
• Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства;
• Описывает виды прикладного искусства и приводит примеры.
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Ответьте на вопросы:
Какие металлы были открыты первыми? Как их обрабатывали?
Какую пользу принесло людям освоение металлов?
Как повлияло развитие металлургии на сферы хозяйства древних людей?
Какие изменения вы видите на иллюстрациях?
10
ПРОЕКТ
|Г0П flTf A mirluifl
2. Используя текст и рисунок, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна. Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау
11
ПРОЕКТ
больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры, зима была суровой, а лето - очень коротким.
В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования -кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы.
3. В таблице даны некоторые виды прикладного искусства древних племен. Опишите каждый вид прикладного искусства и нарисуйте изделие данного искусства.
Виды прикладного искусства Описание Рисунок соответствующего изделия
Войлочное производство
Ювелирное искусство
Деревообделочное искусство
12
ПРОЕКТ
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Называет первые металлы. Характеризует методы обработки металлов железного века. 1 Называет медь, бронзу, железо; 3
Характеризует два метода обработки металлов; 2
Приводит не менее 3 примеров влияния металлургии на сферы хозяйства. 3
Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства. 2 Правильно определяет географический фактор и приводит пример; 2
Правильно определяет демографический фактор и приводит пример; 2
Правильно определяет экономический фактор и приводит пример. 2
Описывает виды прикладного искусства и приводит примеры. 3 Правильно описывает войлочное производство и рисует соответствующее изделие; 2
Правильно описывает ювелирное искусство, рисует соответствующее изделие; 2
Правильно описывает деревообделочное искусство, рисует соответствующее изделие. 2
Всего баллов 20
13
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Жизнь древних кочевников»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет первые металлы, характеризует методы обработки металлов железного века. Затрудняется назвать первые металлы в жизни человека. Затрудняется при соотнесении терминов и рисунков. □ Называет не все металлы которые использовали древние люди Допускает ошибки при соотнесении терминов с определениями и рисунками.. □ Верно называет первые металлы - медь и олово, которые впервые использовали древние люди. Верно соотносит все термины с определениями, соотносит рисунки с терминами. Q
Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства. Затрудняется при определении факторов формирования кочевого скотоводства, приводит простые примеры. □ Определяет не все факторы формирования кочевого скотоводства в Казахстане, частично приводит примеры. □ Верно определяет географический, демографический и экономический факторы формирования кочевого скотоводства, приводят примерами.
Описывает виды прикладного искусства и приводит примеры. Затрудняется при описании видов прикладного искусства, не может привести примеры. Описывает 2 или один вид прикладного искусства, приводит примеры. Верно описывает все три вида прикладного искусства, приводит примеры.
14
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Саки»
Тема
Цель обучения
Уровень мыслительных навыков
Какие источники повествуют нам о саках;
Кем был «Золотой человек».
5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте;
5.3.1.2 Знать предпосылки формирования древних государственных объединений;
5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых.
Применение
Навыки высокого порядка Применение
Критерий оценивания
контурной карте расселение
Обучающийся
• Отмечает на сакских племен;
• Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений;
• Описывает археологические открытия казахстанских ученых.
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте на контурной карте территории расселения сакских племен (не менее 3-х):
15
ПРОЕКТ
2. Назовите предпосылки формирования древних государственных объединений в Казахстане.

[ф ^ го предпосылки формирования древних сударственны объединений х
W
3. Заполните таблицу.
Археологический памятник Где расположен? Каковы особенности? Какой археолог исследовал археологический памятник?
1.
2.
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отмечает на контурной карте расселение сакских племен. 1 Правильно отмечает территорию расселения массагетов; 2
Правильно отмечает территорию исседонов; 2
Правильно отмечает территорию аргипеев. 2
Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений. 2 Знает о формировании системы правления; 2
Знает о наличии определенной территории расселения племен; 2
Знает о развитии социального неравенства. 2
Описывает археологические открытия казахстанских ученых. 3 Знает археологические памятники саков; 2
Правильно называет местонахождения памятников; 2
Определяет особенности найденных артефактов; 2
Правильно называет археолога. 2
Всего баллов 20
16
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Саки»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отмечает на контурной карте расселение сакских племен. Неверно отмечает территории некоторых сакских племен. □ Отмечает территории некоторых сакских племен. □ Верно отмечает территории массагетов, исседонов, аргипеев, аримаспов. Q
Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений. Затрудняется при определении предпосылок формирования древних государственных объединений. □ Определяет 1-2 предпосылки формирования древних государственных объединений. □ Верно определяет 3 предпосылки формирования древних государственных объединений. | |
Описывает археологические открытия казахстанских ученых. Затрудняется при описании особенностей археологических памятников. Не может назвать ученого -археолога, исследовавшего археологические памятники. | | Может допускать неточности в описании особенностей археологических памятников сакского периода. □ Расскрывает особенности археологических памятников, называет ученых - археологов, изучавших эти памятники. □
17
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
18
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»
Тема Почему Шиликтинский и Бесшатырский курганы
называются«царскими»;
Как характеризуют культуру саков находки из захоронения Берель;
Кем были известные герои саков, боровшиеся за независимость.
Цель обучения 5.2.2.1 сравнивать археологические памятники;
5.2.1.2 описывать мировоззрение древних племен;
5.3.2.1 определять место сакских, сарматских племен на международной арене.
Навыки высокого порядка Знание и понимание Применение
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует и сравнивает археологические памятники;
• Определяет мировоззрение древних племен;
• Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международной арене..
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Заполните диаграмму Венна. Сравните Шиликтинский и Бесшатырский курганы. При выполнении задания нужно учитывать следующие вопросы.
1. К какому периоду относятся курганы?
2. В каком регионе они находятся?
3. К какому племени относятся курганы?
4. Кто их исследовал?
5. Каковы их особенности, что означают находки, найденные в курганах?
ШИЛИКТИ БЕСШАГЫР
19
ПРОЕКТ
2. Приведите в соответствие термины и их определения.
a Тотемизм 1. Поклонение неодушевленным предметам как камни, амулеты, вода, небо
b Поклонение духам предков 2.Поклонение животным и растениям, мнение о том, что люди и животные -одинакового происхождения
c Фетишизм З.Вид религиозного поверья, согласно которому люди считали, что душа умершего продолжает жить
d Анимизм 4.Поклонение духам умерших предков
1 2 3 4

3. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?
20
ПРОЕКТ
Критерий Задание № Дескриптор Балл
оценивания Обучающийся
Анализирует и сравнивает археологические памятники. 1 Определяет период, к которому относятся курганы Шиликти и Бесшатыр; Называет имена археологов исследовавших курганы Бесшатыр и Шиликти; 2 (по одному на каждый курган)
Определяет регионы в которых находятся курганы Шиликти и Бесшатыр; 2(по одному на каждый курган)
Называет племена, относяшиеся к курганам Шиликти и Бесшатыр; 2(по одному на каждый курган)
Называет имена археологов исследовавших курганы Бесшатыр и Шиликти; 2(по одному на каждый курган)
Определяет особенности археологических находок курганов Шиликти и Бесшатыр. 2(по одному на каждый курган)
Определяет мировоззрение древних племен. 2 Соотносит термины и верования древних племен. 4 (по одному на каждый правильный ответ)
Объясняет важность борьбы сакских и 3 Описывает героический поступок Ширака; 2
сарматских племен за независимость на международной арене. Раскрывает значение борьбы сакских племен за независимость; 2
Делает вывод. 2
Итого 20
21
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания за раздел «Саки»
Ф.И.О обучающегося
Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Низкий Средний Высокий
Анализирует и Затрудняется сравнивать Допускает ошибки в сравнении Знает, понимает и сравнивает
сравнивает курганы и определять их археологических памятников. курганы Шиликты и Бесшатыр.
археологические особенности. Определяет две особенности, три Определяет все особенности и
памятники. Анализирует и определяет одну сходства курганов Шиликты и сходства курганов Шиликты и
особенность, два сходства курганов Шиликти и Бесшатыр. Бесшатыр. Бесшатыр.
Соотносит понятия, Правильно соотносит одно Допускает ошибки в соотнесении Отлично знает и соотносит
раскрывающих понятие, раскрывающее понятий, раскрывающих понятия, раскрывающих
мировоззрение мировоззрение сакских племен мировоззрение сакских племен с их мировоззрение сакских племен с
сакских племен с их значением. с его значением. — значениями. их значениями —
Объясняет Знает и описывает подвиг Знает и описывает подвиг сакского Знает и описывает подвиг сакского
важность борьбы сакского воина, но не может воина. Делает простой вывод о воина. Раскрывает значение
сакских и сделать вывод о значении значении борьбы сакских племен за борьбы сакских племен за
сарматских племен борьбы сакских племен за независимость. независимость. Дает оценку
за независимость на международном арене. независимость. действиям сакского воина.
22
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Уйсуни и кангюй»
Тема
Цель обучения
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
?
Что писали китайские авторы об усунях;
С чем связано развитие городской культуры кангюев; Каковы культурные достижения усун и кангюев.
5.3.2.2 определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами;
5.4.2.3 объяснять возникновение Великого Шелкового пути;
5.2.2.3 описывать особенности прикладного искусства древних племен.
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Обучающийся
• Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами;
• Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути;
• Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен.
Время выполнения
1. Опишите карту. С объединение усуней?
20 минут
какими государствами граничит государственное Как сложились отношения усуней с соседними
государствами? Ваши выводы.
23
ПРОЕКТ
2. Объясните, как возник Великий Шелковый путь? Каковы были ее основные направления? Какую роль она играла в средние века?
3. Сравните прикладное искусство уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по каждому виду прикладного искусства древних племен.
Металлообработка, изделия из металла. Обработка шерсти, ткачество. Ювелирное искусство
Уйсуны
Кангюи
Сходства
24
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами. 1 Называет соседние государства; 2
Объясняет отношения усуней и канглы; 2
Объясняет отношения усуней и Китая. 2
Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути. 2 Объясняет причины возникновения великого шелкового пути; 2
Описывает трассы шелкового пути на территории Казахстана; 2
Понимает роль великого шелкового пути. 2
Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен. 3 Различает особенности изделий из металла усуней и канглы; 2
Различает особенности изделий из шерсти усуней и канглы; 2
Различает особенности изделий ювелирного искусства усуней и канглы; 2
Определяет сходства в прикладном искусстве древних ллемен. 2
Итого 20
25
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания за раздел «Усуни и
канты»
ФИО обучающегося:
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами. Называет соседние государств но затрудняется при объяснен взаиоотношения усуней с соседними странами. а, ии Знает соседние государства. Допускает ошибки при объяснен отношений усуней с соседними государствами. и Знает соседние государс усуней. Объясняет взаиоотношения усуней соседними странами. тва
Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути. Знает направления Великого Шелкового пути. Затрудняется при объяснении причин возникновения Великого Шелкового пути. Объясняет причины возникновен Великого Шелкового пути, но допускает ошибки при описании маршрутов Великого Шелкового пути. ия Знает направления Велик Шелкового пути. Объясня причины возникновения Великого Шелкового пути Раскрывает роль Великог шелкового пути. сого ет о
Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен. Знает виды прикладного искусс древних племен, но затрудняет сравнивать их. тва ся Допускает ошибки при определек и описании особенностей некотор видов прикладного искусства древних племен. ии ых Отлично сравнивает особенности прикладного искусства древних племе Определяет сходство. н.
26
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ
27
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Гунны»
Тема Почему Модэ шаньюй говорил, что «Земля - основа
государства»;
Как строительство Великой Китайской стены связано с гуннами;
Какие изменения произошли в результате
переселения гуннов на территорию Казахстана;
Какую оценку дают Атилле древние авторы.
5.3.1.2 знать предпосылки формирования древних государственных объединений;
5.1.1.3 показывать направления переселения гуннов на исторической карте;
5.3.2.2 определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории
Казахстана с соседними странами.
Знание и понимание Применение
Обучающийся
• Определяет отношения гуннов с соседними странами;
• Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов;
• Знает предпосылки образования древних государственных объединений.
Время выполнения 20 минут
Задания.
1. Определите, верно или неверно данное утверждение:
№ Информация Верно Неверно
1 Чжи-Чжи, нацеленный на объединение гуннов, объединившись с канглы, переселился на территорию Южно-Восточного Казахстана.
2 В 36 г. до н.э. борьба между Чжи-Чжи и китайскими войсками продлилась 2 года на территории Таласа.
3 При защите своего города Чжи-Чжи использовал воинов армии римского полководца Марка Краса.
4 В 5 в. н.э. правитель гуннов Ругила завоевывает земли Дуная и основывает «Западно-гуннскую империю» на территории современной Венгрии.
5 В 433 г. н.э. после смерти гуннского правителя Ругилы управление государством переходит к его внуку Аттиле.
6 В 451 г. н.э. на территории Галлии в городе Орлеан между гуннами и римлянами произошла Каталаунская битва, которая продлилась больше суток.
Цель обучения
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
28
ПРОЕКТ
2.Отметьте на карте 1) направления миграции гуннов; 2) территорию расселения гуннов на территории Казахстана.
3. Используя ключевые слова, составьте рассказ о государственном устройстве гуннов.
(Гунны, конец Ill в. до н.э., Модэ шаньюй, «шаньюй», левый и правый крылья, два «мудрых князя», «темники», 24 темника, вожди племен и родовые старейшины, наследственная система власти, сбор податей, от Байкала до Тибета)
29
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет отношения гуннов с соседними странами 1 Знает отношения гуннов с Китаем; 2
Знает отношения гуннов с канглы; 2
Знает отношения гуннов с европейскими странами. 2
Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов 2 Отмечает на карте направление 1 -ой волны миграции гуннов; 2
Отмечает на карте направления 2ой волны миграции гуннов; 2
Отмечает на карте расположение гуннов. 2
Знает предпосылки образования древних государственных объединений 3 Составляет небольшой рассказ, используя ключевые слова; 2
Знает о государственном устройстве гуннов; 2
Знает об общественном устройстве гуннов; 2
Знает предпосылки образования государственного объединения гуннов. 2
Итого 20
30
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Гунны»
Ф.И.О. обучающийся:
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет отношения гуннов с соседними странами. Затрудняется в определении отношений гуннов с соседними странами. □ Допускает некоторые ошибки в определении отношений гуннов с соседними странами. □ Знает какие отношения установились у гуннов с соседними странами. □
Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов. Затрудняется отметить на карте расселение и направления миграции гуннов. |—| Показывает на карте раположение гуннов, путает направления их переселения. □ Правильно отмечает на карте расселение и направления миграции гуннов. □
Знает предпосылки образования древних государственных объединений Знает лишь одно из предпосылок образования древних государственных обединений. Затрудняется в описании предпосылок образования древних государственных обединений. | | Знает не все причины пояления древних государственных объединений. □ Знает и понимает предпосылки образования древних государственных объединений. Может объяснить их. □
31
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Сарматы»
Тема
Цель обучения
Какие археологические памятники относятся к сарматам;
С какими государствами вели войны сарматы.
5.3.1.1 показывать расселение племенных союзов на карте;
5.2.2.1 сравнивать археологические памятники;
5.2.2.3 описывать особенности прикладного искусства древних племен
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Критерий оценивания
Применение
Обучающийся
• Описывает расположение племенных союзов на карте;
• Анализируетт археологические памятники саков и сарматов;
• Делает наброски произведений прикладного искусства древных племен.
Время выполнения
20 минут
Задание
1. В 8 веке до н.э. в исторических источниках сарматов называли савроматами. Отметьте на карте, какие регионы Казахстана они населяли и опишите.
32
ПРОЕКТ
2. Сравните археологические памятники.
Памятники саков Памятники сарматов
Территория
Хронология
Археологические находки
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает расположение племенных союзов на карте 1 Отмечает на карте расположение сарматских племен. 2
Анализируетт археологические памятники саков и сарматов 2 Знает хронологию памятников; 2
Знает место расположения памятников; 2
Сравнивает найденные находки. 2
Делает наброски произведений прикладного искусства древних племен 3 Знает названия произведений прикладного искусства; 6
Делает наброски произведений прикладного искусства. 6
Итого 20
33
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сарматы»
Ф.И.О обучающийся:
Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Низкий Средний Высокий
Описывает Затрудняется отмечать на Описывает расположение Дает четкое описание
расположение карте расселение сарматских сарматских племен, но допускает расположения сарматских
племенных союзов племен. ошибки при нанесении на карту племен. Правильно отмечает на
на карте. Затрудняется описать их местоположение. расположение сарматских племен. карте.
Сравнивает Не знает хронологию Знает хронологию и расположение Точно называет хронологию
археологические археологических памятников. архитектурных памятников. археологических памятников.
памятники. Обладает ограниченными Допускает ошибки при описании Отлично знает о находках.
знаниями о найденных особенностей найденных Точно знает места,
находках. Не знает места, исследованные археологами или допускает ошибки. археологических находок. исследованные археологами.
Делает наброски Затрудняется в определении Допускает ошибки при Правильно определяет
произведений произведений прикладного определении некоторых произведения прикладного
прикладного искусства древних племен. искусства. произведений прикладного искусства. искусства сарматов.
34
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Обзор истории древнего Казахстана»
Тема
Цель обучения
Как выглядели люди в древности.
Путешествие в Древний Казахстан.
5.1.1.2 различать племена по расовым признакам;
5.4.1.1 описывать занятия древнего человека;
5.4.1.2 объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия.
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
Знание и понимание Применение
Обучающийся
• Различает племена по расовым особенностям;
• Объясняет причины формирования кочевого скотоводства;
• Описывает занятия древних людей.
Время выполнения 20 минут.
Задание
1. Исследуйте и проанализируйте антропологический облик древних людей.
№ Племена Описание облика
1 Саки
2 Гунны
3 Усуны
4 Канты
5 Сарматы
Вывод
35
ПРОЕКТ
2. Укажите причины формирования кочевого скотоводства по степени важности: 1.
2.
3.
3. Опираясь на картинки, опишите занятия древних людей. Какие изменения претерпевали занятия людей в разные исторические периоды? Составьте маленький рассказ. (70-80 слов).
36
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Различает племена по расовым особенностям. 1 Описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена; 5
Делает вывод. 1
Объясняет причины формирования кочевого скотоводства 2 знает об изменении климатических условий; 2
знает об одомашнивании лошади и использовании её, как средства передвижения; 2
знает об увеличении поголовья скота. 2
Описывает занятия древних людей. 3 Описывает занятия древних людей; 2
Знает об изменениях в занятиях людей с течением времени; 2
Приводит примеры; 2
Делает обоснованный вывод. 2
Итого 20
 
Верх