СОР История Казахстана 6 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
История Казахстана
6 класс



Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана»
для обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
интегрированной учебной программы и учебного плана.

Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить
уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для
проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в
сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания
с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных
школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.



Содержание


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 4

Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX веках» ..................................................... 4

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 8

Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков» ....................................... 8

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 12

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в XIII - первой половине XV
веках» ..................................................................................................................................................... 12

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа» .............. 16

Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства» ................. 19

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 23

Суммативное оценивание за раздел «Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»............ 23

Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков» ......................... 27








ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX веках»


аннесредневековые государства на территории
Тема Р
Казахстана
Письменность древних тюрков


бъяснять особенности развития тюркских
Цель обучения 6.3.1.2 О
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
6.2.3.1 Объяснять историческую важность древнетюркской
письменности

бучающийся:
Критерий оценивания О

• Устанавливает соответствие государств с
правителями

• Определяет историческую важность
древнетюркской письменности

нание и понимание
Уровень мыслительных З
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Установите соответствие государств с правителями.

Государства Правители

1 Тюргешский каганат А. Бумын

2 Западно-Тюркский каганат В. Шегу

3 Тюркский каганат С. Сулу

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами

1- 2- 3-

Объясните особенности развития тюркских государств

1

2

3


2. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Самым крупным образцом тюркского рунического письма являются памятники в
бассейнах рек Орхон и Енисей. По месту находки памятников это письмо стали называть
«орхоно-енисейским». Наиболее известны из них стелы в честь Бильге-кагана и его брата,
полководца Культегина, а также стела советника каганов Тоньюкока.
В документах подчеркивается, что все, написанное на «вечном камне», – высечено для
того, чтобы тюркский народ знал, чего ему следует опасаться, а чему следовать. Хвала и
упрек прежним и нынешним поколениям, постоянные призывы к слушателям делают
повествование эмоциональным. «Начертавшим на вечном камне» «слово и речь» своего
кагана, был историограф царствующей династии Йоллыг-тегин. Йоллыг-тегин – первый

4

ЖОБА


названный по имени автор в истории тюркоязычной литературы.

Какие памятники древнетюркской письменности вы знаете?





Какую информацию о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства
предоставляют «Орхонские письмена»?





Почему памятник Культегина имеет важность в современный период? Привидите 2
аргумента.














Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания
Обучающийся

Устанавливает соответствие 1 определяет правителя Тюргешского 1
государств с правителями каганата;

определяет правителя Западно-Тюркского 1
каганата;

определяет правителя Тюрского каганата; 1

объясняет 1-ую особенность развития 1
тюркских государств;

объясняет 2-ую особенность развития 1
тюркских государств;

объясняет 3-ью особенность развития 1
тюркских государств;

Определяет историческую 2 называет памятники древнетюркской 1
важность древнетюркской письменности;
письменности о
писывает политику Бильге кагана и 1
Культегина по укреплению тюрского
государства;

приводит 1 аргумент, раскрывающий 1
важность тюркской письменности в
современный период;

приводит 2 аргумент, раскрывающий 1
важность тюркской письменности в
современный период.

Всего баллов 10


























6

ЖОБА


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в VI – IX веках»

ФИО обучающегося ______________________________



Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Устанавливает Затрудняется при установлении Допускает ошибки при Устанавливает соответствие между
соответствие государств с соответствия государств с осуществлении соответствия государствами и правителями
правителями правителям (Тюргеш/Западно-тюркский/Тюрк)
государств с правителями

Определяет историческую Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет историческую важность
важность древнетюркской исторической важности определении исторической древнетюркской письменности
д в
письменностиревнетюркской письменностиажности древнетюркской
, отвечая на 1/2/3
письменности
вопрос

















7

ЖОБА


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков»


олитические процессы на территории Казахстана в X –
Тема П
начале XІІІ веков.
Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана

Материальная и духовная культура тюрков
бъяснять историческую значимость трудов М.
Цель обучения 6.2.2.4 О
Кашгари, Ю. Баласагуни и А. Яссауи для описания
общества тюркского периода
6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских
государств в Х – начале ХІІІ веков, выявляя их сходства
и различия

6.4.2.1. Определять роль Великого Шелкового пути в
развитии международных отношений
бучающийся
Критерий оценивания О
• Раскрывает историческую ценность работ
М.Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании

тюркского общества
ыявляет сходства и различия тюркских государств
• В
Х – начале ХІІІ веков
пределяет влияние Великого Шелкового пути на
• О

развитие городской культуры

рименение
Уровень мыслительных П
навыков
инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Заполните таблицу.

Ученые Труды Ценность трудов

М.Кашгари

Ж.Баласагуни

А.Яссауи

2. Заполните диаграмму Венна. Найдите сходства и различия государства Огузов и
Кимакского каганата.

Огузское государство Кимакский каганат













8

ЖОБА





3. Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.













Как Великий шелковый путь повлиял на развитие ремесел?



Как Великий шелковый путь повлиял на развитие торговли?



Как Великий шелковый путь повлиял на развитие строительства?






























9

ЖОБА

ескриптор
Д
Критерий оценивания №
задания БОбучающийся
алл

Раскрывает историческую 1 называет произведение М. Кашгари; 1
ценность работ М. Кашгари,
приводит аргумент, раскрывающий ценность 1
Ж. Баласагуни и А.Яссауи в
труда М. Кашгари;
описании тюркского
называет произведение Ж. Баласагуни; 1
общества п
риводит аргумент, раскрывающий ценность
труда Ж. Баласагуни; 1

называет произведение А.Яссауи; 1

приводит аргумент, раскрывающий ценность
труда А.Яссауи; 1

Выявляет сходства и 2 называет различия и сходства Огузского и 1
различия тюркских Кимакского государств;
государств Х – начале ХІІІ
веков

Определяет влияние 3 приводит пример влияния Великого Шелкового 1
Великого Шелкового пути пути на развитие ремесел;
на развитие средневековых
приводит пример влияния Великого Шелкового 1
городов на территории
пути на развитие торговли;
Казахстана п
риводит пример влияния Великого Шелкового 1
пути на развитие строительства.

Всего баллов 10































10

ЖОБА


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков»

ФИО Обучающийся ________________________________________


Критерий оценивания У
ровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Описывает историческую Затрудняется описывать Допускает ошибки при описании Описывает историческую ценность
ценность работ М. Кашгари, историческую ценность работ М. исторической ценности работ М. работ М. Кашгари, Ю. Баласагуни и
Ж. Баласагуни и А.Яссауи в тюркского
Кашгари, Ю. Баласагуни и Кашгари, Ю. Баласагуни и А.Яссауи в А.Яссауи в описании
описании тюркского общества
А.Яссауи в описании тюркского описании тюркского общества
общества о
бщества


Выявляет сходства и Затрудняется в определении Допускает ошибки при выявлении Выявляет сходства и различия
различия тюркских сходства и различия тюркских сходства и различия тюркских развития тюркских государств в Х –
государств в Х – начале ХІІІ государств в Х – начале ХІІІ веков государств в Х – начале ХІІІ веков начале ХІІІ веков
веков


Определяет влияние Затрудняется определить влияние Допускает ошибки при определении Определяет влияние Великого
Великого Шелкового пути на Великого Шелкового пути на 1/2/3 влияния Великого Шелкового Шелкового пути на развитие
развитие средневековых пути на развитие городской культуры с
развитие городской культурыредневековых городов на
городов на территории
территории Казахстана
Казахстана












11

ЖОБА



ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в XIII - первой половине XV веках»


бразование монгольской империи
Тема О
оследствия монгольского завоевания
П
огулистан. Ханство Абулхаир хана
М

арактеризовать достижения кочевников в военном
Цель обучения 6.2.2.3Х
скусстве
и
пределять особенности хозяйственной жизни
6.4.1.2 О
очевников
к
бъяснять внешнюю политику государств,
6.3.2.5 О
разованных в XIII – XV веках на территории Казахстана,
об
ределяя взаимосвязи между историческими событиями
оп

бучающийся
Критерий оценивания О
Описывает достижения кочевников в военном


скусстве
и
спользуя источники, выявляет особенности
И

озяйственной жизни кочевников
х
Описывает внешнюю политику Могулистана.


нание и понимание
Уровень мыслительных З
рименение
навыков П

инут
Время выполнения 20 м

Задания

1. Ответьте на вопросы.
Опишите личные качества монгольского воина






Охарактеризуйте особенности структуры монгольской армии




Назовите преимущества монгольской армии




2. Используя сведения из исторических источников, назовите не менее трех особенностей
хозяйственной жизни кочевников.

Г. Рубрук.
«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса. И они делают подобные жилища
настолько большими, что те имеют, иногда 30 футов в ширину…Я насчитал у одной
повозки 22 быка, тянувших дом… Ось повозки была величиной с мачту корабля»

12

ЖОБА





П. Карпини.
«Они (кипчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми… Кочевники
Казахстана не были чистыми кочевниками, в основном сеяли просо, а также пшеницу и
ячмень»



1

2

3



3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


В 70-80-е гг. XIV в. против Могулистана эмир Тимур совершил около десятка грабительских
набегов. К концу 80-х гг. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды
против Тимура. В ответ на объединение сил против него Тимур предпринял два наиболее
тяжелых для коренного населения Казахстана по своим последствиям грабительских похода: в
1389 г. - в Могулистан и в 1390-1391 гг. - в Ак Орду и Золотую Орду. В результате
изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хан
Могулистана Кызыр-кожа (1380-1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой
половине XV в. усилилась раздробленность, и тимуриды продолжали притязать на Семиречье и
Кашгарию. Положение упрочилось при сыне Кызыр-кожи Мухаммед хане (1408-1416). При нем
Могулистан стал независимым от Тимуридов, удалось вернуть земли в долинах р. Чу и Таласа. В
первой половине XV в. на восточные рубежи Могулистана начались набеги ойратов - западной
части монголов (в среднеазиатских источниках они назывались - калмаками). Борьбу с ними
организовал Уаис-хан (1418-1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в г.
Илибалык в Семиречье.



Какими были взаимоотношения Могулистана с соседними государствами и племенами?

1

2


Опишите характер взаимоотношений с соседними государствами и племенами.

1

2


















13

ЖОБА







Критерий оценивания № Дескриптор Балл
Задания Обучающийся
1 п
Описывает достижения риводит примеры физической 1
кочевников в военном выносливости монгольского воина;
искусстве
н
азывает структуру монгольской армии; 1

называет особенности монгольской 1
армии;
2 н
Используя источники выявляет азывает 1-ую особенность 1
особенности хозяйственной хозяйственной жизни кочевников;
жизни кочевников н
азывает 2-ую особенность 1
хозяйственной жизни кочевников;

называет 3-ью особенность 1
хозяйственной жизни кочевников;
3 н
Описывает внешнюю политику азывает 1-ое соседнее государство, с 1
Могулистана которым взаимодействует Могулистан;

называет 2-ое соседнее государство, с 1
которым взаимодействует Могулистан;

описывает характер взаимодействия с 1 1
государством;

описывает характер взаимодействия с 2 1
государством.

Всего баллов 10



























14

ЖОБА


Рубрика для предоставления родителям информации о результате
суммативного оценивания по теме «Казахстан в XIII - первой половине XV веков»

ФИО обучающегося ______________________________



Критерий оценивания Уровень учебных достижений


Низкий Средний Высокий


Описывает достижения Затрудняется в описании достижений Допускает ошибки в описании достижений Описывает достижения кочевников в
кочевников в военном кочевников в военном искусстве кочевников в военном искусстве, отвечая военном искусстве
Искусстве на 1/2/3 вопросы




Используя источники, выявляет Затрудняется использовать источники Допускает ошибки при использовании Используя источники, выявляет
особенности хозяйственной при выявлении особенностей источников для выявления 1/2/3 особенности хозяйственной жизни
жизни кочевников хозяйственной жизни особенность хозяйственной жизни кочевников
кочевников кочевников

Описывает внешнюю политику Затрудняется при описании внешней Допускает ошибки при описании внешней Описывает внешнюю политику
Могулистана политики Могулистана политики Могулистана, отвечая на 1 / 2 Могулистана
вопросы















15

ЖОБА




Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа»


Тема Завершение процесса формирования казахского народа

Цели обучения
6.1.1.3 Определять основные периоды формирования
Казахского народа, устанавливая связи между
историческими событиями древности и средневековья


Критерий оценивания Обучающийся

• Объясняет связь между историческими событиями
древности и средневековья в ходе формирования
казахского народа

• Обозначает на контурной карте территории
расселения племен жузов

Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение


Время выполнения 20 минут

Задания

1. Охарактеризуйте основные этапы формирования казахской народности. Сделайте вывод.


Период
Период
образования
Тюркский
онгольских
племенных
период м
авоеваний
оюзов з
с












2.
Вывод:





Обозначьте на контурной карте территории расселения племен Старшего, Среднего,
Младшего жузов.

16

ЖОБА
























3. Какие роды входили в состав:
Старшего жуза_________________________________________________________________
Среднего жуза_________________________________________________________________
Младшего жуза________________________________________________________________



Дескриптор
Критерий оценивания №Балл
задания Обучающийся

Объясняет связь между 1 называет племена, которые легли в основу
историческими формирования казахского народа; 1
событиями древности и
называет тюркские племена, которые легли в
средневековья в ходе
основу формирования казахского народа; 1
формирования казахского
описывает влияние монгольского нашествия на
народа ф
ормирование казахского народа; 1

делает вывод; 1

Обозначает на контурной 2 отмечает на карте территорию Старшего жуза; 1
карте территории
тмечает на карте территорию Среднего жуза; 1
расселения племен жузов о
отмечает на карте территорию Младшего жуза; 1

3 называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза; 1

называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза; 1

называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза. 1

Всего баллов 10







17

ЖОБА



Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания
по разделу «Формирование казахского народа»
ФИО обучающегося ______________________________



Критерий оценивания Уровень учебных достижений


Низкий Средний Высокий

Объясняет связь между Затрудняется при объяснении связи Допускает ошибки при Объясняет связь между
историческими событиями между историческими событиями объяснении связи между историческими событиями
древности и средневековья в древности и средневековья в ходе историческими событиями древности и средневековья в
ходе формирования формирования древности и средневековья в ходе формирования
казахского народа ходе формирования


Обозначает на контурной Затрудняется в определении Допускает ошибки при Определяет на контурной карте
карте территории расселения территории жузов на контурной карте определении территории территории жузов
племен жузов старшего/среднего/младшего
жузов на контурной карте

















18

ЖОБА




Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства»


Тема Образование Казахского ханства

Цель обучения 6.2.3.4 Объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи
Рашиди»
6.3.1.9 Определять историческое значение образования
Казахского ханства
6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства

Критерий оценивания Обучающийся

• Н
а основе источника делает вывод о значении труда
М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»

пределяет влияние образования Казахского ханства
• О
на все сферы жизни общества
аскрывает роль Керея и Жанибек в укреплении
• Р

государства

Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Прочитайте отрывок из труда «Тарих-и рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати и

ответьте на вопросы.


Когда Абулхайр хан полностью подчинил себе Дешти Кипчак, некоторые султаны
джучидской династии предусмотрительности почуяли надвигающейся беды с его стороны
и решили предотвратить ее. И [с этой целью] несколько султанов — Керей хан, Джанибек
султан и им подобные с немногочисленным количеством людей, бежав от Абулхайр хана,
прибыли в Могулистан.
«Тарих-и рашиди». Мирза Мухаммад Хайдар.

Определите не менее трех фактов из источника.
1._____________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________


2. Раскройте историческое значение образования Казахского ханства, определив
влияние этого процесса на все сферы жизни общества.






19

ЖОБА






Политика номика
Эко
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

бразование
О
захского
Ка
анства
х
С
оциальная сфера
ультура
К
____________________________________
____________________________________
____________________________________
__________________
____________________________________
__________________




3. Приведите не менее двух фактов, связанных с историческими личностями Керей и
Жанибек. Сделайте вывод о роли казахских ханов в укреплении государства

Факты
1._____________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________

События
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________




















20

ЖОБА



Критерий оценивания №
ескриптор
Д
задания Обучающийся Балл

На основе источника 1 приводит 1 факт из источника; 1
делает вывод о значении
приводит 2 факт из источника; 1
труда М.Х. Дулати
«Тарихи Рашиди» приводит 3 факт из источника; 1

Определяет влияние 2 приводит пример влияния образования 1
образования Казахского Казахского ханства на политическое
ханства на все сферы положение;
жизни общества п
риводит пример влияния образования 1
Казахского ханства на экономическое
развитие;

приводит пример влияния образования 1
Казахского ханства на социальное
положение;

приводит пример влияния образования
Казахского ханства на культурное развитие; 1

Раскрывает роль Керея и 3 приводит 1 факт, связанный с
Жанибека в укреплении деятельностью Жанибека и Керея; 1
государства п
риводит 2 факт, связанный с
деятельностью Жанибека и Керея; 1

называет событие, связанное с
деятельностью Жанибека и Керея; 1

Всего баллов 10





























21

ЖОБА


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Образование единого Казахского государства»

ФИО обучающегося________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает исторические Затрудняется описать Допускает ошибки в описании Описывает исторические
события образования Казахского исторические события 1/2/3 исторических событий события образования
ханства образования Казахского ханства образования Казахского ханства Казахского ханства


Определяет влияние образования Затрудняется определить Допускает ошибки при Определяет влияние
Казахского ханства на все сферы влияние образования Казахского определении влияния образования Казахского
жизни общества ханства на все сферы жизни образования Казахского ханства ханства на все сферы жизни
общества на все сферы жизни общества общества


Определяет роль Керея и Затрудняется определить Допускает ошибки в Определяет роль Керея и
Жанибек в укреплении историческую ценность определении исторической Жанибека в укреплении
ггосударства деятельности Керея и Жанибека ценности деятельности Керея и государства
Жанибека
















22

ЖОБА



ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»


крепление единства Казахского ханства при Есим хане
Тема У
бщественно-правовая система казахов при Тауке хане
О
пределять роль казахских ханов в укреплении
Цель обучения 6.3.1.10 О
ударства
гос
арактеризовать деятельность султанов, биев,
6.3.1.11 Х
атыров, жырау в общественно-политической жизни
б
ударства
гос
бучающийся:
Критерий оценивания О
• Определяет роль социальных групп в Казахском
ханстве
пределяет роль Тауке хана в укреплении
• О
государства


нание и понимание
Уровень мыслительных З
рименение
навыков П


инут
Время выполнения 20 м



Задания
1. Соотнесите названия с определениями.


1 Султан A это звание присваивалось своему
национальному герою только народом. В знак
особенного предпочтения, некоторые
казахские роды называются именами своих
предков

2 Батыр B представитель определенного жанра
казахского исторического поэтического
творчества

Би C это звание знати в Казахском ханстве, чаще
3 всего были правителями отдельного рода или
племени

Жырау D они обладали знаниями истории народа, его
4 быта, обычаев и традиций, отличались
мудростью и красноречием


Ответы:

1 2 3 4




2. Прочитайте текст. Определите роль Тауке хана в укреплении внутренней и внешней
политики Казахского ханства.

Казахское ханство сумело окрепнуть при хане Тауке, который на исходе XYII и в начале
XYIII веков, удачно объединив свои силы с силами кыргыз и каракалпаков, поставил

23

ЖОБА


довольно надежный заслон злобному натиску калмаков. Известен факт: когда в 1680 году
джунгары бесчинствовали на юге Казахстана, лишь один Туркестан, защищаемый Тауке-
ханом, остался нетронутым. Но целиком пресечь агрессию ойратов он был не в силах. Это и
явилось причиной опустошения южных районов Казахстана, подпавших под джунгарское иго.
Остановить вражеское нашествие в условиях непрекращающихся междоусобиц чингизидов в
самом Казахстане, сложных отношений со среднеазиатскими государствами было и
невозможно. И Тауке хан железной рукой принялся наводить порядок в собственном
владении. При Тауке увидел свет свод норм обычного права «Жеты Жаргы», который заложил
основы наиболее целесообразного в ту пору государственного устройства и правопорядка.
Тауке сумел преодолеть распри аристократов, объединить народ, значительно подняв
удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму политическую и экономическую
обстановку в своем государстве, наладил добрососедские отношения - с соседними
государствами.


Какой вклад внес Тауке хан в стабилизацию внутреннего положения Казахского ханства?
Приведите не менее трех фактов.








____________________________________________________________________________

Какова роль Тауке хана в укреплении внешних границ Казахского ханства?
Приведите не менее трех фактов.






























24

ЖОБА



Критерий ощценивания Дескриптор Балл
№Обучающийся

ания
зад


определяет роль батыров в казахском

обществе; 1
Определяет роль социальных

групп в Казахском ханстве оп
ределяет роль биев в казахском
бществе; 1
1 о
о
пределяет роль султанов в казахском
обществе; 1
о
пределяет роль жырау в казахском
обществе; 1
Определяет роль Тауке хана в приводит 1 факт, подтвержающий роль
укреплении государства Тауке хана в укреплении внутренней
политики; 1
приводит 2 факт, подтвержающий роль
Тауке хана в укреплении внутренней
политики; 1
приводит 3 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внутренней
олитики; 1
2 п
приводит 1 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики; 1
приводит 2 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики; 1
приводит 3 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики. 1

Всего баллов 10























25

ЖОБА


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие Казахского
ханства в XVI – XVII веках»

ФИО обучающегося ______________________________


ровень учебных достижений

Критерий оценивания У

Низкий Средний Высокий

Затрудняется соотносить роль Допускает ошибки в соотнесении
Соотносит роль социальных групп в Казахском ролей социальных групп в Соотносит роль социальных

социальных групп в ханстве Казахском ханстве групп в Казахском ханстве

Казахском ханстве



пределяет роль казахских
Допускает ошибки при О
анов в укреплении государства
Определяет роль Затрудняется определить роль определении роли казахских х
казахских ханов в казахских ханов в укреплении ханов в укреплении государства
укреплении государства государства

















26

ЖОБА





Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков»


Тема Духовная культура казахов в XVI – XVII веках
Материальная культура казахов в XVI – XVII веках
Традиционное хозяйство казахов

Цель обучения 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников
6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном
искусстве
6.4.1.2 Определять особенности хозяйственной жизни
кочевников

Критерий оценивания Обучающийся

• О
пределяет значимость произведений литературы как
исторических источников
писывает предметы материальной культуры
• О
кочевников

• Определяет особенности традиционного хозяйства
кочевников

Уровень мыслительных
навыков Применение

Время выполнения 20 минут


1. Какую историческую информацию мы можем извлечь из данных произведений

Куй «Аксак кулан»
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Жыр «Кобланды батыр»
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Труд «Тарих-и-Рашиди»
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

2. Опишите предметы материальной культуры казахов XVI – XVII вв.











3. Заполните таблицу.

Суть обычаев

«Тасаттык» «Сүйінші» «Асар»













28

ЖОБА



Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания

Определяет значимость 1 Обучающийся

произведений литературы
определяет историческую информацию из куй 1
как исторических
«Аксак кулан»;
источников
оп
ределяет историческую информацию из жыр 1
«Кобланды батыр»;

определяет историческую информацию из труда 1
«Тарихи-и-Рашиди»;

Описывает предметы 2 описывает национальные одежды казахов; 1
материальной культуры
описывает жилища казахов; 1
кочевников
о
писывает предметы домашнего обихода 1
кочевников;

описывает оружия казахских батыров. 1

Определяет особенности 3 объясняет суть обычая «тасаттык»; 1
традиционного хозяйства
1
объясняет обычая «сүйінші»;
кочевников
объясняет обычая «асар». 1

Всего баллов 10





Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков»

ФИО обучающегося ____________________________


Критерий оценивания Уровень учебных достижентй

Низкий Средний Высокий

Определяет значимость Затрудняется определить Допускает ошибки при определении Определяет значимость
произведений литературы значимость произведений значимости произведений произведений литературы
как исторических литературы как исторических литературы (Аксак кулан/ как исторических
источников источников Кобыланды батыр/Тарихи Рашиди) источников
как исторических источников


Описывает предметы Затрудняется описать предметы Допускает ошибки при описании Описывает предметы
материальной культуры материальной культуры предметов материальной культуры материальной культуры
к (одежды/жилища/ предметы
кочевниковочевниковкочевников
домашнего обихода/оружия)
кочевников

Определяет особенности Затрудняется определить виды Допускает ошибки при определении Определяет виды
традиционного хозяйства хозяйственной деятельности видов хозяйственной деятельности хозяйственной деятельности
кочевников кочевников кочевников кочевников
 
Верх