СОР История Казахстана 7 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
История Казахстана
7 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ....................................4 Суммативное оценивание за раздел «6.1 A «Казахстан в VI – IX вв».......................................5 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ..................................10 Суммативное оценивания за раздел 7.2 A «Казахстан в X – XІІІ вв»..................................11 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ..................................16 Задания по суммативному оцениванию за раздел«Казахстан в XIII – 1-ой половине XV вв»17 Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа»......22 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ..................................27 Суммативное оценивание за раздел 7.4A Образование единого Казахского государства...28 Суммативное оценивание за раздел 6.4B Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках32 Суммативное оценивание за раздел«Экономика и культура XVI – XVII веков»..................37
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4

========4========

Суммативное оценивание за раздел «6.1 A «Казахстан в VI – IX вв»
Подраздел
Чему учит средневековая история
Какой каган, правивший в VI-IX вв., является наиболее запоминающимся
По каким данным нам известно о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства
Цель обучения
7.3.1.2 Знать государства VI-IX вв. и объяснять
политические процессы, используя карты
7.3.1.3 Использовать понятие «Страна Великой степи» в описании взаимосвязи исторических событий и процессов 7.2.3.1 Объяснять историческую важность древнетюркской письменности
Критерий оценивания
Обучающийся:
 Называет государства раннего средневековья и знает
их хронологические рамки
 Показывает на карте государства раннего
 средневековья
 Раскрывает значение понятия «Страна Великой
степи» с помощью определения связи между
первыми государственными объединениями и
Тюрским каганатом
 Анализирует историческую важность
древнетюркской письменности
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Выбирите правильный ответ
1. Что верно среди предложенных данных:
І. В 552 году турки достигли государственного уровня
ІІ. В 70-х годах VI века Тюркский каганат господствовал на территории от Северного Кавказа до Северного побережья Черного моря
А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верно
С) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
5

========5========

2. Которое утверждение верно:
І. В городах Семиречья, рядом с Великим Шелковым путем турки не могли вести свободную торговлю.
ІІ. Сулу кагану пришлось вести трехстороннюю борьбу для поддержания безопасности своего каганата
А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верно
С) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
3. Которое утверждение верно:
І. Согдийцы- ираноязычный народ, проживавший в Средней Азии
ІІ.Согласно записям «Худут-аль-алам» в стране карлуков было 45 городов и поселений А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верно
С) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
2. Работа с картой.
Отметьте на карте места государств Турков, Огызов и Кимаков.
3. Найдите правителей первых государственных сообществ и Тюркского каганата.
1 2 3
Cакское государство Гунское государство Тюркский каганат
6

========6========

Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ письменности Культегин, использую собственные знания. (задание выполняется на предложенных линиях)
Письменность Культегин —древнетюркский письменный памятник.Он был установлен в 40 километрах к северу от руин города Карабаласаган в Монголии, рядом с монастырем Эрдени Цзу на берегу реки Орхон(VIII век). Высота памятника 3,15 м., ширина 1,34 м, толщина 0,41 м. Каменный столб напоминает пятиугольный щит, по бокам изображены дракон и символ кагана. Первые упоминания о памятнике Культегин начали публиковаться в работах западных исследователей XIX века. На протяжении долгого времени тюрковеды не могли прочитать тайные надписи на двух памятниках. Среди ученых были утверждения, что неизвестные надписи на памятниках принадлежали древним кельтам, готам, грекам, славянам, Скандинавским финнам, и даже монголам или калмакам. 25 ноября 1893 года на конференции научной академии Дании В.Томсен заявил, что он нашел ключ к прочтению Орхонских письменных памятников и они написаны на древнетюркском языке, первыми словами, которые он прочитал были «тәңірі»(господь) и «түрік»(тюрк). После этого академик В.В.Радлов перевел текст. После данного исследования стало известно, что надписи повествуют о героических подвигах батыра Культегина. Радлов, С.Е.Малов, казахские ученые С.Аманжолов, Г.Айдаров, К.Умералиев и другие тюрковеды прочли тюркский текст и исследовали его с языковой, литературной и исторической точки зрения. И.В.Стеблева впервые рассмотрела Орхонскую письменность в качестве литературного произведения, а М.Жолдасбеков обосновал влияние на казахскую литературу с научной точки зрения.
1. Что означает понятие «Рунная письменность»?
2. Какую информацию о политике Билге кагана и Культегина по укреплению
государства предоставляют «Орхонские письмена»?
3. Почему тюркская письменность привлекает исследователей?
7

========7========

Критерий
оценивания Называет государства раннего средневековья, решает задачу хронологических кругов
№ задания
1
Дескриптор
Обучающийся
знает время достижения турками государственного уровня;
знает территорию тюркского каганата в 70-х годах VI века; знает какой была торговля турков в городах семиречья и рядом с великим шелковым путем; знает политику сулу кагана в поддержании безопасности своего каганата;
знает на каком языке разговаривали согдийцы;
знает сколько городов и поселений было в стране карлуков согласно записям «худут-аль-алам». отмечает на карте место тюркского каганата;
отмечает на карте место огузского государства;
отмечает на карте место кимакского государства.
находит правителя сакского государства;
находит правителя гунского государства;
находит правителя тюркского каганата.
Балл
1
1
1
Показывает на карте государства раннего средневековья
2
1
1
1
Раскрывает значение понятия «Страна Великой степи» с помощью определения взаимосвязи между первыми
государственными объединениями и Тюрским каганатом Анализирует историческую важность
древнетюркской письменности
3
1
1
1
4
знает значение поятия «рунная письменность»;
анализирует политику билге кагана и культегина по укреплению государства согласно «орхонским письменам»;
выявляет и объясняет интерес исследователей к тюркской письменности.
2
2
2
Всего баллов:
15
8

========8========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.1 A «Казахстан в VI – IX вв»
ФИО обучающегося ______________________________ Критерий оценивания
Низкий
Называет государства раннего средневековья, решает задачу хронологических кругов
Демонстрирует элементарные знания и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов
Показывает на карте государства раннего средневековья
Отмечает на карте не менее 1-го государство раннего средневековья
Раскрывает значение понятия «Страна Великой степи» с помощью определения связи между первыми
государственными объединениями и Тюрским каганатом
Выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными
объединениями и Тюрским каганатом, и опирается на указания по выполнению
Анализирует историческую важность древнетюркской письменности
Формулирует простые выводы о важности древнетюркской письменности на основе различных форм представления информации
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Демонстрирует достаточное знание и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов
Демонстрирует глубокие знания и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов
Отмечает на карте не менее 2-х государств раннего средневековья
Отмечает на карте все указанные государства раннего
средневековья
Успешно использует знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях и выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью
определения взаимосвязи между первыми
государственными
объединениями и Тюрским каганатом
Успешно использует знания в большинстве ситуаций и точно выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными
объединениями и Тюрским каганатом
Проводит анализ, частично обосновывая важность древнетюркской письменности
Формулирует вывод с полным обоснованием о важности древнетюркской письменности, проводит анализ по полученным результатам, приводит логически последовательные аргументы
9

========9========



ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ


10

========10========

Суммативное оценивания за раздел 7.2 A «Казахстан в X – XІІІ вв»
Подраздел
Насколько изменилась политическая карта в X – XIII вв Как повлиял Великий Шелковый путь на экономическое и культурное развитие Казахстана
Какой вклад внесла ттюркская культура в развитие мировой цивилизации
Цель обучения
7.3.1.3. Знать государства в X–XIII вв. и используя карту объяснять политические процессы
7.4.2.1. Определение роли Великого Шелкового пути в развитии городской курьтуры
7.2.2.4 Объяснение ценности трудов М Кашгари, Ж.Баласағуни и А.Яссауи в описании общества тюркского периода
Критерий оценивания
Обучающийся
 Называет развитые средневековые государства и
определяет политические события и явления
 Наносит на карту развитые государства
средневековья, определяет их столицы, соседние
государства
 Анализирует влияние Великого Шелкового пути на
развитие средневековых городов на территории
Казахстана
 Описывает историческую ценность работ М
Қашгари, Ж. Баласағұни и А.Яссауи в описании
тюркского общества первыми государственными
объединениями и Тюрским каганатом
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Анализ
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом
1. Какой/какие из ниже приведенных фактов является правильным:
І. Государство Караханидов являлось первым развитым государстом средневековья на территории Казахстана
ІІ.В Кыпшакском ханстве раба называли «яланкуг»
А) оба варианта верны
В) верен только вариант І
С) верен только вариант ІІ
D) оба варианта ошибочны
11

========11========

2. Какой/какие из нижеприведенных утверждений являет (ют) ся верным/верными: І. Рашид ад-Дин описывает, что кереи, жившие в IX-XIII вв. на монгольских территориях, были слабо развитым государством
ІІ. В русских летописях кыпчаков называли «половцы» (степняки)
А) оба варианта верны
В) верен только вариант І
С) верен только вариант ІІ
D) оба варианта ошибочны
3. Какой/какие из нижеприведенных данных является верным/верными:
І. Государственный строй в развитых государствах средневековья в XI-XIIIвв. был рабовладельческим
ІІ. В 970 году, чтобы усилить свое влияние, Муса Сатук Бограхан объявил ислам государственной религией
А) оба варианта верны
В) верен только вариант І
С) верен только вариант ІІ
D) оба варианта ошибочны
2. Работа с картой. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом
- Обозначьте на карте территорию и столицу государств Западных Караханидов, Восточных Караханидов;
- Обозначьте на карте территорию государства Кыпшаков и столицы его правого и левого крыла;
- Обозначьте на карте территорию и столицу государств Найманов, Кереев, Жалайыров
3. Заполните таблицу. Правильный, развернутый ответ за каждую личность оценивается 1 баллом
Ученные Махмуд Кашгари
Труды
Ценнность и значимость
Жүсип Баласагуни
Кожа Ахмет Яссауи
12

========12========

4. Работа с рисунками. Ответ с правильным содержанием и структурой за каждое предложенное задание оценивается 2 баллами


Докажите влияние Великого Шелкового пути на развитие городов Казахстана. Приведите 3 примера:
Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие ремесел: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие торговли: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие строительства:
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
13

========13========

Критерий
оценивания Называет развитые средневековые государства и определяет политические события и явления
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
знает, что государство Караханидов было/не было первым развитым государстом средневековья на территории Казахстана и знает следующий факт того, что в Кыпшакском ханстве рабов называли «яланкуг» или оно носило другое название;
Балл
1
1
знает, что Рашид ад-Дин в своих источниках описывал кереев, живших в IX-XIII вв. на монгольских территориях, как слабо/сильно развитое государство и знает, что в русских летописях кипчаков называли «половцами» (степняки);
знает, что государственный строй в развитых государствах средневековья в XI-XIIIвв. был/не был
рабовладельческим
и знает, что в 960 г./ 970г. Муса Сатук Бограхан объявил ислам
государственной религией, чтобы усилить свое влияние ;
определяет территорию и столицу государств Западный Карахан и Восточный Карахан;
определяет территорию государства Кыпшак и столицы его правого и левого крыла;
определяет территорию и столицу государств Найманов, Кереев, Жалайыров;
называет произведение Махмуда Кашгари и определяет его значимость; называет произведение Юсупа Баласагуни и его значимость; называет произведение Ходжа Ахмеда Йасауи и определяет его значимость; доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие ремесел; доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие торговли; доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие
строительства.
1
1
Наносит на карту развитые государства средневековья, определяет их столицы, соседние государства
2
1
1
1
Описывает историческую ценность работ М Қашгари, Ж. Баласағұни и А.Яссауи в описании тюркского общества
3
1
1
1
Анализирует влияние Великого Шелкового пути на развитие
средневековых городов на территории Казахстана
4
2
2
2
Всего баллов:
15
14

========14========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценниваия за раздел 7.2 A«Казахстан в X – XІІІ вв»
ФИО Обучающийся ________________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Называет развитые средневековые государства и определяет политические события и явления
Демонстрирует элементарные знания и понимание о развитых средневековых государствах и их хронологических рамках
Демонстрируетдостаточные знания и понимание о развитых
средневековых государствах и их хронологических рамках
Наносит на карту развитые государства средневековья, определяет их столицы, соседние государства
Правильно показывает на карте одно развитое государство средневековья и еѐ столицу
Правильно показывает на карте не менее трех развитых государств средневековья и их столицы
Анализирует влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана
Выполняет простые задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно выполняет задания, следуя прямым указаниям
Выполняет стандартные задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно применяет свои знания в знакомых и в некоторых незнакомых ситуациях
Описывает
историческую ценность работ М Қашгари, Ж. Баласағұни и А.Яссауи в описании тюркского общества
Различает историческую ценность работ М.Кашгари, Ж.Баласагуни и А.Яссауи в описании общества в тюркском периоде
Частично обосновывает и анализирует историческую ценность работ М. Кашгари, Ж.Баласагуни и Яссауи А. в описании общества в тюркском периоде
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Демонстрирует глубокие знания о развитых средневековых государствах и их хронологических рамках
Правильно показывает на карте все развитые государства средневековья и их столицы
Выполняет сложные задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно применяет свои широкие знания
Полностью обосновывает историческую ценность работ М Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании общества тюркского периода, формирует заключение, анализирует полученные результаты, используя логическую последовательную аргументацию
15

========15========


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
16

========16========

Задания по суммативному оцениванию за раздел
«Казахстан в XIII – 1-ой половине XV вв»
Тема
Как монголы достигли уровня государственности Как изменилась политическая карта в результате распада Монгольской империи
Какую роль сыграла Ак Орда в сложении казахской государственности
К каким изменениям привели события в Могулистане и государстве Абулхаира
Цель обучения
7.2.2.3 характеризовать достижения военного искусства кочевников
7.3.1.6 знать государства XIII–XV вв. и используя карту объяснять политические процессы
7.1.1.2 определять этносоциальную структуру государств на территории Казахстана в XIII-XV вв
7.3.1.8 определять особенности системы управления государств на территории Казахстана
7.3.1.7 определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств
Критерий оценивания
Обучающийся
 Знает государства XIII–XV вв. и, используя карту,
объясняет политические процессы
 Определяет причины распада средневековых
государств
 Определяет этнический состав Ак Орды,
Могулистан, Ногайской Орды
 Анализирует причины распада средневековых
государств
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
1. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, всего 3 вопроса, за каждый правильный ответ выдается 1 балл. Всего 3 балла.
1. Укажите верное среди предложенных данных.
І. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно- административных улуса.
ІІ. По «Ясе» высшим органом государства был барунгар– учредительное собрание. А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верно
С) второе утверждение верно
Д) оба утверждения неверны
17

========17========

2. Укажите которое утверждение верно.
І. В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван, состоявш ий из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 человек.
ІІ. В 1219–1224 годах все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов.
А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верно
С) второе утверждение верно
Д) оба утверждения неверны
3. Укажите которое утверждение верно.
І. Монголы вторглись в Жетысу в 1218 году.
ІІ. «Шынгыснаме» - это научный труд, в котором описана история Южного и Западного Казахстана XIII-XIV веков.
А) оба утверждения верны
В) первое утверждение верн о
С) второе утверждение верно
Д) оба утверждения неверны
2. Работа с картой.
Отметьте на карте государства Ак Орда, Могулистан, государство Абулхаира.
3. Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ на этносоциальную структуру государств, использую собственные знания (задание выполняется на предложенных линиях).
Государство Ак Орда
Государство Могулистан
Ногайская Орда
В XIV в. власть правителей Границы Могулистана на Ногайская Орда возникла на из рода Орда Ежена рас - востоке доходили до западе Казахстана, в пространялась фактически территории калмыков междуречье рек Урала и на всю территорию (ойраты, джунгары), на Волги в 1396—1411 гг. современного Казахстана. севере - до Балхаша, на юге - Самым крупным племенем Лишь Семиречье, до Туркестана и Ташкента. Орды были мангыты и, входившее в государство Южные регионы поэтому есть и другое чагатаидов, не подчинялось Могулистана включали в название государства –
18

========18========

им. Так на огромной себя Фергану, Кашгар, Аксу, Мангытский юрт, или улус территории появилось практически земли Едыге. При Едыге мощное государственное современного Южного Мангытский юрт постепенно объединение — Ак Орда, Казахстана. Территорию стал отходить от Золотой столицей которой стал г. Могулистана в целом Орды. Едыге не был Сыгнак. Ак Орда была населяли тюркоязычные чингизидом и потому не мог населена тюркоязычными племена. Как этноним он официально управлять в племенами и представляла происходит от качестве хана и правил с собой полиэтническое собирательного понятия титулом "бек беков", или образование - кыпчаки, "моголы" и имеет "великий эмир".
усуни, найманы, аргыны, этнополитический смысл. В 90-е годы XIV века Едыге карлукикереиты, канглы, В 70-80-е гг. XIV в. против вел длительную войну с конраты, мангыты и др. Могулистана эмир Тимур Тохтамыш ханом, во-первых, Политическую историю Ак совершил около десятка за господство в Золотой Орды можно разделить на 3 грабительских набегов. В Орде, во-вторых, в целях этапа: 1371-1372 гг. Тимур лично укрепления власти 1.XIII - начало XIV вв. - выступил в поход на Ногайской Орды над длительная борьба ханов Ак Могулистан, дойдя до Сегиз- соседними владениями, Орды за освобождение Игача в Прииссык-кулье, расширения ее границ. Едыге ВосточногоДешт-и-Кыпчака захватив большое количество в течение 15 лет правил из-под власти Золотой пленных и добычу вернулся Ордой (1396-1411 гг.). При Орды. обратно. В 1375 г. Тимур его правлении владения
дошел до Или, через Сайрам, Ногайской Орды 2. середина XIV в. - Таласскую долину в глубь расширились до Западно- вмешательства ханов Ак Семиречье. В 1377 г. войском Сибирской низменности. Орды во внутренние дела Тимура Камар-ад Дин был
Золотой Орды. разбит дважды: первый раз в
предгорьях Каратау; второй в
3. конец XIV - начало XV Бочамском ущелье, на пути
вв. - борьба с агрессией из Чуйкои долины к озеру
Тимура и тимуридов. Иссык-куль. К концу 80-х гг.
сложился политический союз
• Официально первым правителей Могулистана и
ханом Ак Орды избран- Ак Орды против Тимура.
Сасы-буга (1309-1315)
• При его сыне Ерзене (1315-1320) в Ак Орде происходит рост городов, торговли, ремесла.
4. Определите этнический состав этих государств. Найдите сходства этносоциальной структуры государств.
5.
Объясните внутренние и внешние политические ситуации каждых государств.
1. Сходство в этносоциальной культуре ----------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
19

========19========

2. Внутренние полтитческие ситуации
1.---------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сравните причины распада Ак Орды и Могулистан. Заполните диаграмму Венна.
Критерий
оценивания Знает государства XIII–XV вв. и используя карту объяснять политические процессы
Задания

1
Определяет причины распада средневековых государств
2
Определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды
3
Анализирует причины распада 4 средневековых государств
Всего баллов
Дескриптор Обучающийся
Правильно отвечает на тестовое задание
Правильно отвечает на тестовое задание
Правильно отвечает на тестовое задание
Отмечает на карте территорию Ак Орды
Отмечает на карте территорию Могулистана
Отмечает на карте территорию ханство Абулхаира
называет этнический состав Ак Орды;
называет этнический состав Могулистан;
называет этнический состав Ногайской Орды.
сравнивает причины распада государств;
объясняет сходство причин распада государств;
Объясняет различия причин распада государств.
Балл
1 1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
15
20

========20========

Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного
оценивания по теме «Казахстан в XIII 1-ой половине XV вв»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания
Низкий
Знает государства XIII– XV вв. и, используя карту объясняет политические процессы
Демонстрирует элементарные знания и понимание о достижениях военного искусства кочевников
Демонстрирует достаточное знание и понимание о достижениях военного искусства кочевников
Определяет причины распада средневековых государств
Затрудняется при определении причины распада средневековых государств
Допускает ошибки в определении причины распада средневековых государств
Определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды
Затрудняется называть этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды
Допускает ошибки в определении этнического состава Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды
Анализирует причины распада средневековых государств
Затрудняется анализировать сходство и различия причин распада средневековых государств
Допускает ошибки при анализе сходство и различия причин распада средневековых государств.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Демонстрирует глубокие знания и понимание о достижениях военного искусства кочевников
Правильно определяет причины распада средневековых государств
Правильно определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды
Анализирует сходство и различия причин распада средневековых государств
21

========21========

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа»
Тема
Как сформировался наследник Великой Степи – казахский народ
Цели обучения
7.1.1.3 определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья
7.1.1.4 объяснять значение этнонима «казах»
Критерий оценивания
Обучающийся
 Знает исторические события в формиравании
казахского народа
 Анализирует источники об этнониме «казах»
 Знает расположение казахских племен.
 Определяет факторы, повлиявшие на
формирование казахского народа
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Применение Анализ
Время выполнения
20 минут
1. Заполните пропуски в тексте. Вставляемые понятия (в улусе Узбекском султанов, Абулхаир-хан, Гирей-хану и Джанибек-хану, Казахами).
«Властвовал во всем Дешт-и-Кыпчаки-------------, некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решились заранее предотвратить ее. С этой целью несколько------------ Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшой толпой людей бежали от Абулхаира-хана в Моголистан. Зажили они спокойно. После смерти Абулхаира-хана---------- начались междоусобия. Всякий, кто только мог, уходили в поисках безопасности к----------------. Вследствие этого они, сами, а потом и большая часть, собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и в одно время скитавшихся без приюта, их прозвали----------; это имя за ними и осталось». Им (М. Хайдаром) приводится конкретная дата возникновения Казахского ханства-1465-1466 гг. («Тарих-и Рашиди» Мухаммеда ХайдараДулати)
2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, Вам необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы.
1. Какой исторический процесс отразился в тексте?
2. Какое предположение основное об этнониме «казах»?
Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.
В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению
22

========22========

некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра.
Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Здесь слово казах имеет значение «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей. По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана. которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.
3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен старшего, среднего, младшего джузов.
4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: уровень развития культуры кочевых племен Казахстана, сформированности единой территории, общественно-этническая структура, сформированность языка, внешний облик, присущий большинству этнических представителей и.т.д).
В формировании казахского народа повлияли следующие факторы.
Главные этнополитические Историко-географические
признаки этноса этноса
1. 1.
2. 2.
признаки
Вывод:
23

========23========

Критерий
оценивания
Знает исторические события при формиравании казахского народа
Задания

1
Дескриптор
Обучающийся
знает внутриполитические состояние ханства Абулхаира;
знает первых правителей казахского ханства;
знает причины откочевки казахских племен;
определяет главный исторический процесс, отраженный в источнике; Обосновывает свой ответ, ссылаясь на текст исторического источника делает вывод о появлении этнонима «казах»;
Аргуменьтирует свой ответ, ссылаясь на текст исторического источника знает расположение племен старшего джуза;
знает расположение племен среднего джуза;
знает расположение племен младшего джуза;
Объясняет первый этнополитический признак этноса
Объясняет второй этнополитический признак этноса
объясняет первый историко- географический признакэтноса; объясняет второй историко- географический признак этноса; делает вывод в таблице
Балл
1
1
1
Анализирует источники об этнониме «казах»
2
1
1
1
1
Знает расположение казахских племен
1
3
1
1
Определяет факторы, повлиявшие на формирование казахского народа
4
1
1
1
1
1
Всего баллов
15
24

========24========

Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания по теме «Формирование
казахского народа»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания
Низкий
Знает исторические события в формировании казахского народа
Демонстрирует элементарные знания и понимание исторических событии в формировании казахского народа
Анализирует источники об этнониме «казах»
Отмечает на карте не менее 1- го государство раннего средневековья
Знает расположение казахских племен
Отмечает на карте расселения не менее 1-го джуза . Выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью
определения взаимосвязи между первыми
государственными
объединениями и Тюркским каганатом, и опирается на указания по выполнению
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Демонстрирует достаточное знание и понимание исторических событий в формировании казахского народа
Демонстрирует глубокие знания и понимание исторических событий в формировании казахского народа
Отмечает на карте не менее 2-х государств раннего средневековья
Отмечает на карте все указанные государства раннего
средневековья
Отмечает на карте расселения не менее 2-х джузов. Успешно использует знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях и выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюркским каганатом
Отмечает на карте расселения всех казахских джузов. Успешно использует знания в большинстве ситуаций и точно выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными
объединениями и Тюркским каганатом
25

========25========

Определяет факторы, повлиявшие на формирование казахского народа
Формулирует простые выводы при определении факторов в формировании казахского народа
Проводит анализ, частично обосновывая факторы в формировании казахского народа
Формулирует вывод с полным обоснованием факторов, повлиявших в формировании казахского народа
26

========26========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
27

========27========

Суммативное оценивание за раздел 7.4A Образование единого Казахского
государства
Тема
Почему созданное Кереем и Жанибеком Казахское ханство считается первым национальным государством в Центральной Азии
Цель обучения
6.3.1.9 определять историческое значение образования Казахского ханства
6.2.3.4 объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства
Критерий оценивания
Обучающийся
 Описывает исторические событий образования
Казахского ханства
 •Обозначает на карте территорию и города
Казахского ханства
 •Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении
государства
 •Определяет хронологические последовательности
исторических событий
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Применение Анализ
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
1. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда государств:
A) ханства Абулхаира и Мавераннахра
B) Мавераннахра и Могулистана
C) ханства Абулхаира и Могулистана
D) Белой и Ногайской Орд
Е) Золотой и Ак Орды
2. Первоначально Казахское ханство было образовано на территории: A) Южного Казахстана
В) Центрального Казахстана
С) Средней Азии
D) Западного Жетысу
Е) Сарыарка
28

========28========

3.Укажите ханов, основавших Казахское ханство А) Абулхаир, Барак
В) Есенбуга, Махмуд
С) Касым, Бурундук
D) Абылай, Тауке
Е) Керей, Джанибек
4. Укажите средневековый источник, содержащий сведения об образовании Казахского ханства
А) «Кутатгу билиг» Ю. Баласагуни
В) «Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дуглат
С) «Дивани лугатат тюрк» М. Кашгари
D) «Дивани хикмат» Ахмет Яссауи
Е) «Философские, математические трактаты» Аль-Фараби
5. Укажите годы образования Казахского ханства А) 1567-1568 гг.
В) 1398-1400 гг.
С) 1468 –1469 гг.
D) 1465 –1466 гг.
Е) 1455-1456 гг
2. Работа с картой. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом.
- обозначьте на карте место, где было провозглашено Казахское ханство; - обозначьте на карте столицу государства Абулхаира;
- обозначьте на карте город Ясы.
3. Заполните таблицу. Правильный, развернутый ответ за каждую личность оценивается 1 баллом.
Исторические личности Керей
События и факты, связанные с личностью
Жанибек
М.Х. Дулати
29

========29========

4. Работа с рисунками. Расставьте картины в хронологической последовательности событий, изображѐнных на картинах. Сделайте вывод, устанавливая связь между историческими событиями. Ответ с правильным содержанием и структурой за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом, за вывод 1 балл.
Первым ханом нового Борьба за Дешти-Кыпчак Керей и Жанибек, возглавив ханства становится Керей казахских ханов с потомками одну из частей племен
Абулхаира Узбекского ханства (так
называемое "Государство
кочевых узбеков"),
перекочевали в Могулистан А Б В
Вывод: Объясните, каковы были политические последствия событий, которому посвящена картина.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Критерий
оценивания Описывает исторические событий образования Казахского ханства
№ задания
1
Обозначает на карте территорию и города Казахского ханства
2
Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении государства
3
Определяет хронологические последовательности исторических событий
4
Всего баллов
Дескриптор Балл Обучающийся
Правильно указывает предпосылку 1 образования казахского ханства
Знает территорию образования 1 казахского ханства
Знает основателей казахского 1 ханства
Называет средневековый источник, 1 содержащий сведения об
образовании Казахского ханства
Называет годы образования 1 Казахского ханства
определяет место провозглашения Казахского ханства; 1 обозначает на карте столицу
государства Абулхаира; 1 обозначает на карте город Ясы. 1 Описывает деятельность Керея 1 Описывает деятельность Жанибека 1 Описывает деятельность М. Х. 1 Дулати
Правильно указывает первое 1 событие в хронологической
последовательности
Правильно указывает второе 1 событие в хронологической
последовательности
Правильно указывает третье событие 1 в хронологической
последовательности
Делает вывод 1
15
30

========30========

Рубрика для предоставления информации родителям по
итогам суммативного оценивания за раздел 6.4A
Образование единого Казахского государства
ФИО обучающегося________________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Описывает исторические события образования Казахского ханства
Демонстрирует элементарные знания и понимание об образовании Казахского ханства
Обозначает на карте территорию и города Казахского ханства
Правильно показывает на карте один из данных городов или
территорию
Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении государства
Различает историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати
Определяет хронологические последовательности исторических событии
Затрудняется определить
хронологические последовательности
исторических событийи делать вывод, устанавливая связи между историческими
событиями
Уровень учебных достижений
Средний
Демонстрирует достаточные знания и понимание об образовании Казахского ханства
Правильно показывает на карте
не менее двух городов
Частично обосновывает и анализирует историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати
Частично определяет хронологические
последовательности исторических
событий.
Высокий
Демонстрирует глубокие знания об образовании Казахского ханства
Правильно показывает на карте все данные города и мест
Полностью обосновывает историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати
Определяет хронологические последовательности исторических событий и делает вывод, устанавливая связи между историческими событиями
31

========31========

Суммативное оценивание
за раздел 6.4B Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках
Тема
Цель обучения
Почему К.Жалаири писал: «Самым известным из сыновей Жанибек хана был Касым хан»
Почему период правления Хакназар хана называют «эпохой Ренессанса»
Какой политики придерживался Тауекель хан для объединения казахских земель
Как Есим хан смог сохранить целостность Казахского ханства
Почему Тауке хана называют «Ликургом степи» Какую роль играли социальные группы в жизни казахского общества
6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства
6.3.2.6 анализировать внешнюю политику казахских ханов
6.1.2.1 определять роль социальных групп в Казахском ханстве
6.3.1.11 характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественно-политической жизни государства
Критерий оценивания
Обучающийся:
 Знает значительные события в казахском ханстве
в XVI – XVII веках
 Соотнесет роль социальных групп в Казахском
ханстве
 Определяет особенности внешней политики
казахских ханов
 Определяет роль казахских ханов в укреплении
государства
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Применение Анализ
Время выполнения
20 минут
1. Длительную борьбу казахских ханов за оседло - земледельческие районы Южного Казахстана и при сырдарьинские города завершил:
А) Тауке
В) Есим
С) Жангир
D) Хакназар
T) Касым
32

========32========

2. Хан Хакназар был убит по приказу: А) Абдаллаха II
Б) Мухаммеда Шайбани
В) Баба-султана
Д) Есим хан
Е) Тауекел хан
3. После смерти Шигая ханом стал: А) Жаныбек
Б) Тауке
В) Тауекел
Д) Есим
Е) Хакназар
4. После смерти хана Касыма Казахское государство: A) достигло наибольшего могущества
B) распалось на жузы.
C) переживало политический кризис
D) расширило свои границы
E) вело войну с Русским княжеством
5.Тауекель называл себя ханом: A) казахов и башкир B) казахов и мангытов С) казахов и киргизов Д) казахов и калмыков Е) казахов и ногаев
2. Соотнесите названия с определениями.
Султаны
Батыры
Бий
Жырау
Это звание присваивалось своему национальному герою только народом. В знак особенного предпочтения, некоторые казахские роды называются именами своих предков.
Представитель определенного жанра казахского исторического поэтического творчества.
Это звание знати в Казахском ханстве, чаще всего были правителями отдельного рода или племени.
Они обладали знаниями истории народа, его быта, обычаев и традиций, отличались мудростью и красноречием.
3. Напишите особенности внешней политики правителей Казахского ханства (не менее 2-х особенностей)
1
Касым хан
2
Хакназар хан
3
Тауекель хан
4
Есим хан
1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2.
33

========33========

4. Прочитайте текст. Определите роль Тауке хана в укреплении внутренней и внешней политики Казахского ханства.
Казахское ханство сумело окрепнуть при хане Тауке, который на исходе семнадцатого и в начале восемнадцатого веков, удачно объединив свои силы с силами кыргыз и каракалпаков, поставил довольно надежный заслон злобному натиску калмаков. Известен факт: когда в 1680 году джунгары бесчинствовали на юге Казахстана, лишь один Туркестан, защищаемый Тауке-ханом, остался нетронутым. Но целиком пресечь агрессию ойратов он был не в силах. Это и явилось причиной омертвления южных районов Казахстана, подпавших под джунгарское иго. Остановить вражеское нашествие в условиях непрекращающих междоусобиц чингизидов в самом Казахстане, сложных отношений со среднеазиатскими государствами было и невозможно. И Тауке-хан железной рукой принялся наводить порядок в собственном владении. При Тауке увидел свет свод норм обычного права «Жеты Жаргы», который заложил основы наиболее целесообразного в ту пору государственного устройства и правопорядка.Тауке сумел преодолеть распри аристократов, объединить народ, значительно подняв удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму политическую и экономическую обстановку в своем государстве, наладил добрососедские отношения - с соседними. Одного он не мог преодолеть-продолжавшейся, все обострявшейся джунгарской агрессии.
Внутреняя политика-------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Внешняя политика---------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
34

========34========

Критерий
оценивания Знает значительные события в казахском ханстве в XVI – XVII веках
Задания

1
Дескриптор Обучающийся
называет годы правления ханов;
Балл
1
знает роль казахских ханов в укреплении государства; называет территорию казахского ханства в XVI веке;
называет предшественников ханов;
знает взаимосвязи с соседними странами.
знает роль батыров в казахской обществе;
знает роль биев в казахской обществе;
знает роль султанов в казахской обществе;
знает роль жырау в казахской обществе.
определяет особенности внешней политики Касым хана;
определяет особенности внешней политики Хакназар хана; определяет особенности внешней политики Тауекель;
определяет особенности внешней политики Есим хана.
определяет роль Тауке хана в укреплении внешней политики определяет роль Тауке хана в укреплении внутренней политики
1
1 1
1
Соотносит роль социальных групп в Казахском ханстве
2
1
1
1
1
Определяет особенности внешней политики казахских ханов
1
3
1
1
1
Определяет роль казахских ханов в укреплении государства
4
1
1
Всего баллов
15
35

========35========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оцениванияза раздел «6.4B Развитие Казахского
ханства в XVI – XVII веках»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Знает значительные события в Казахском ханстве в XVI – XVII веках
Демонстрирует элементарные знания о значительных событиях в Казахском ханстве в XVI – XVII веках
Соотносит роль социальных групп в Казахском ханстве
Соотносит не мен ее 1-го название с определениям
Определяет
особенности внешней политики казахских ханов
Затрудняется определить особенности внешней политики казахских ханов
Определяет роль казахских ханов в укреплении
государства
Формулирует простые выводы о роли казахских ханов в укреплении государства
Средний
Высокий
Демонстрирует достаточное знание о значительных событиях в казахском ханстве в XVI – XVII веках
Демонстрирует глубокие знания о значительных событиях в казахском ханстве в XVI – XVII веках
Соотносит не мене е 2-х названии с определениями
Соотносит все ука занные названия с определениями
Допускает ошибки при определении особенности внешней политикинекоторых ханов
Успешно использует знания точно выполняет задания, связанные с внешней политикой казахских ханов
Проводит анализ, частично обосновывая роль казахских ханов в укреплении государства
Формулирует вывод с полным обоснованием о роли казахских ханов в укреплении государства
36

========36========

Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков»
Тема
Как жизнь казахов XVI – XVII вв. отражается в духовной культуре
Почему юрта считается уникальным образцом материальной культуры кочевников
Цель обучения
6.2.2.1 определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов, как исторических источников
6.2.2.5 описывать достижения прикладного искусства кочевников.
6.4.1.2 определять особенности традиционного хозяйства кочевников
Критерий оценивания
Обучающийся
 Знает исторические произведения казахов в XVI –
XVII вв
 Классифицирует виды материальной культуры
кочевников
 Объясняет суть обычаев кочевников
 Анализирует источники при
определенииособенности традиционного хозяйства
кочевников
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Применение Анализ
Время выполнения
25 минут
1. Соотнесите произведения с жанрами.
Героический эпос Кюй
Исторические произведения
Легенды
Тарих-и Рашиди, Сборник летописей «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» «Сагыныш», «Ел айырылган»
Едиге, Орак-Мамай, Шора, Кобыланды батыр
Как Асан-Кайгы искал Жер-Уюк, «Книга деда Коркыта»
2. Классифицируйте традиционные предметы материальной культуры XVI – XVII вв казахов.
Юрта, тускииз, алаша, кебеже, найза, коржын, камзол, жаргак тон, шапан, кебис, маси, шарке, курке, шатыр, айбалта
Жилища Предметы Оружия Одежда Обувь
домашнего обихода
37

========37========

3. Объясните суть обычаев кочевников:
Тасаттык------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Суйнши -------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Асар ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.
Плано Карпини Рубрук Марко Поло
"Иные жилища скоро «Дом, в котором они спят, — в книге Марко Поло разбираются и опять писал Рубрук, — они ставят на отражен момент перед складываются и колеса… И они делают военными действиями, навьючиваются на скотину подобные жилища настолько когда воины, сидя на (юрта), другие же разбирать большими, что те имеют лошадях, играют на нельзя, а ставят их на повозки. иногда тридцать футов в двуструнных
Куда бы они не ходили на ширину… Я насчитал у одной инструментах и поют войну или с места на место, повозки 22 быка, тянущих песни. Также описаны и всегда берут их с собой". В дом… Ось повозки была другие эпизоды, в том такую повозку в зависимости величиной с мачту числе и тот факт, что от величины впрягали от двух корабля…». народ, живущий в этой и более быков, а иногда и "кыпчаки покрывали юрты местности, пьет кобылье верблюда. Устроена она была белым войлоком, чаще же молоко"
по аналогии с юртой, но не пропитывают войлок
разбиралась. Повозки, известкой, белой землей и
составленные вокруг, порошком из костей, чтобы он
образовывали защитное сверкал ярче, а иногда они
сооружение. берут черный войлок. Именно
они (кыпчаки) сшивают
цветной войлок или другой,
составляя виноградные лозы и
деревья, птиц и зверей". Из
войлока сшивались чулки
внутрь сапог, колпаки, а также
потники для лошадей.
38

========38========

Критерий
оценивания Знает исторические произведения казахов в XVI – XVII вв
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
знает героические эпосы в XVI- XVII вв;
знает кюй в XVI – XVII вв; знает исторические произведения в XVI – XVII вв;
знает легенды в XVI – XVII вв. Классифицирует национальные одежды казахов;
Классифицирует национальную обувь казахов
Классифицирует жилища казахов; Классифицирует предметы домашнего обихода у кочевников; Классифицирует оружия казахских батыров.
Объясняет суть обычая «тасаттык»; Объясняет обычая «суйнши»; Объясняет обычая «асар»; Определяет особенности традиционного хозяйства кочевников согласно источникам европейских путешественников; Определяет особенности традиционного жилища
кочевников, анализируя
источниковевропейских
путешественников;
Определяет особенности прикладного исскуства
кочевниковсогласно источникам европейских путешественников.
Балл
1
1
1
Классифицирует виды материальной культуры кочевников
1 1 1
1
2
1 1
1
Объясняет суть обычаев кочевников
3
Анализирует источники при определении особенности традиционного хозяйства кочевников
1 1 1 1
1
4
1
Всего баллов
15
39

========39========

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оцениванияза раздел 6.4C
Экономика и культура XVI – XVII веков ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания
Низкий
Знает исторические произведения казахов в XVI – XVII вв
Демонстрирует элементарные знания и понимание произведении казахов в XVI – XVII вв
Классифицирует виды материальной культуры кочевников
Классифицирует не менее 2-хвидов материальной культуры кочевников
Объясняет суть обычаев кочевников
Затрудняется объяснить суть
обычаев кочевников
Анализирует источники при определении особенности традиционного хозяйства кочевников
Проводя анализ источников , определяет менее 2-х особенностей традиционного хозяйства
кочевников
Уровень учебных достижений
Средний
Демонстрирует достаточное
знание и понимание произведении
казахов в XVI – XVII вв
Классифицирует не менее 3-х видов материальной культуры
кочевников
Допускает ошибки при объяснении сути обычая кочевников
Проводя анализ, частично определяет собенности традиционного хозяйства кочевников
Высокий
Демонстрирует глубокие знания и понимание произведении казахов в XVI – XVII вв
Классифицирует все виды не материальной культуры кочевников
Успешно использует знания и объясняет суть обычаев кочевников
Проводит анализ источников и, по полученным результатам, определяет все особенности традиционного хозяйства кочевников
 
Верх