- Сообщения
- 2,710
- Оценка реакций
- 27,653
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
История Казахстана
8 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для
обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................................. 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны» ............................ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке» ......................... 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 10
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке» ................... 10
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ....................................................................................................................................................... 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 16
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ....................................................................................................................................................... 16
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» ...... 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» ...... 22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 25
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ - начале ХХ веков»
..................................................................................................................................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны»
ачало Отечественной войны против джунгарской
Тема Н
рессии. Организация единого народного ополчения
аг
Определять последствия джунгарского нашествия на
Цели обучения 7.4.1.1
хозяйство казахов
7.3.1.2 Анализировать внутреннее политическое положение
Казахского ханства
бучающийся
Критерий оценивания О
•
Определяет влияние последствий войны с
джунгарами на хозяйство казахов
• Анализирует внутреннее политическое положение
Казахского ханства
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Приведите факты о разрушительных последствиях джунгарского нашествия на хозяйство
казахов.
1 2
3 4
2. Опишите значение курултая в Ордабасы в объединении казахов против джунгар по
следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне курултая (не менее 3 примеров).
2. Влияние курултая на развитие последующих исторических событий (не менее 2 фактов).
3. Вывод.
4
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет влияние приводит первый факт о 1
последствий войны 1 разрушительных последствиях
с джунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на
казахов х
озяйство казахов;
приводит второй факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;
приводит третий факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;
приводит четвертый факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов.
Анализирует внутреннее 2 подбирает 1-й пример, 1
политическое положение раскрывающий политическую
Казахского ханства ситуацию накануне курултая;
подбирает 2-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;
подбирает 3-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;
приводит 1-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;
приводит 2-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;
делает обоснованный вывод. 1
Всего баллов 10
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахско-джунгарские войны»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет влияние Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет влияние
последствий войны с фактов разрушительных определении 1/2/3/4 фактов о последствий войны с
последствий войны с разрушительных последствиях джунгарами на хозяйство
джунгарами на хозяйство
жунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на казахов
казахов д
азаховхозяйство казахов
к
Анализирует внутреннее Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Анализирует внутреннее
политическое положение внутреннего политического определении 1/2/3 политических политическое положение
Казахского ханства положенияя Казахского ситуаций накануне Казахского ханства
акта о
ханства курултая/приводит 1/2 ф
лиянии курултая на развитие
в
последующих исторических
событий /делает вывод
6
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке»
стория казахско-русских отношений до начала XVIII
Тема И
ека.
в
Внутренняя и внешняя политика Абылай хана
Определять результаты внешней политики
Цели обучения 7.3.2.2
Казахского ханства
7.3.1.2 Анализировать внутреннюю политику Казахского
ханства
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Описывает результаты внешней политики
Казахского ханства
• Характеризует внутреннюю политику в Казахском
ханстве
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Отметьте на карте не менее 3 крепостей, построенных на территории Казахстана в начале
XVIII века.
2. Дайте оценку политики Абылай хана по следующему плану:
Опишите политическую ситуацию в Казахском ханстве до прихода к власти Абылай
хана (не менее 3-х примеров).
Ситуация в Казахском ханстве, сложившаяся после прихода к власти Абылай хана
(не менее 3-х примеров)
Влияние политики Абылай хана на развитие последующих исторических событий.
7
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Описывает результаты 1 отмечает на карте 1-ю крепость; 1
внешней политики
Казахского ханства о
тмечает на карте 2-ю крепость; 1
отмечает на карте 3-ю крепость; 1
Характеризует 2 приводит 1-й пример политической 1
внутреннюю политику в ситуации в Казахском ханстве до
Казахском ханстве прихода к власти Абылай хана;
приводит 2-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;
приводит 3-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;
приводит 1-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
приводит 2-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
приводит 3-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
определяет влияние политики 1
Абылай хана на развитие
последующих исторических
событий.
Всего баллов 10
8
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахское ханство в XVIII веке»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает результаты Затрудняется при определении Допускает ошибки при отметке Описывает результаты внешней
внешней политики Казахского результатов внешней политики на карте 1/2/3 крепостей политики Казахского ханства
азахского ханства
ханства К
Характеризует Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Характеризует внутреннюю
внутреннюю политику в внутренней политики в описании 1/2/3 политических политику в Казахском ханстве
Казахском ханстве Казахском ханстве ситуаций в Казахском ханстве
о прихода /после прихода к
д
власти Абылай хана/влияния
политики Абылай хана на
развитие последующих
исторических событий
9
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке»
стное народное творчество казахов в XVIII веке.
Тема У
Материальная культура казахов в XVIII веке
Определять ценность и значимость обычаев и
Цели обучения 7.2.1.1
традиций
7.2.2.4 Оценивать достижения прикладного искусства
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет ценность и значимость обычаев и
традиций
• Анализирует достижения прикладного искусства
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Дополните текст, используя слова для справок.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих (_________) до
седьмого колена. Эта традиция исходит из (_________). Другой отличительной чертой
казахского народа являлось и является (_________). Обычаев и традиций, связанных с
гостеприимством, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось
радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием
вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как (_________), казы, шужык и т.д., а также
полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно же, чай. Свои особенности имеет и
воспитание детей у казахов. Еще одной характерной чертой казахского народа являются его
сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна
большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно
стремились помочь. Выручали «всем миром», этот обычай называется (_________).
Слова для справок
1 2 3 4 5
гостеприимство асар предков ет тенгрианства
10
ПРОЕКТ
2. Напишите эссе о достижениях прикладного искусства казахского народа на тему:
«Красота искусства – знак красоты народа»
Критерии оценивания:
Укажите достижений прикладного искусства казахского народа.
Опишите влияние данных достижений на материальную культуру казахов
Составляет аргументированный вывод.
3. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:
1. Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.
2. Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива
прикладного искусства казахского народа.
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет 1 определяет 1-ю характерную особенность 1
ценность и обычаев и традиций казахского народа;
значимость
определяет 2-ю характерную особенность 1
обычаев и
обычаев и традиций казахского народа;
о
традиций
пределяет 3-ю характерную особенность 1
об
ычаев и традиций казахского народа;
определяет 4-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;
определяет 5-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;
Анализирует 2 указывает достижение прикладного искусства 1
достижения казахского народа;
прикладного
описывает влияния достижений на 1
искусства м
атериальную культуру казахов;
пишет аргументированный вывод; 1
3 определяет название орнамента; 1
определяет смысловое значение данного 1
орнаментального мотива.
Всего баллов 10
11
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XVIII веке»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет ценность и Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет характерные
значимость обычаев и характерных особенностей определении 1/2/3/4/5 особенности обычаев и традиций
традиций обычаев и традиций казахского характерных особенностей казахского народа
об
народа ычаев и традиций казахского
народа
Анализирует достижения Затрудняется при описании и Допускает ошибки при Описывает и дает оценку
прикладного искусства оценивании достижений определении достижений достижениям прикладного
прикладного искусства прикладного искусства/ искусства казахского народа
казахского народа приводит примера о влиянии
достижений на материальную
культуру казахов/ пишет вывод/
называет орнамент/определяет
смысловое значение орнамента
12
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»
ационально-освободительное движение Сырыма Датулы.
Тема Н
ационально-освободительное движение под руководством
Н
Кенесары Касымулы
Определять причины и последствия национально-
Цели обучения 7.3.1.5
освободительной борьбы казахского народа против
колониальной политики
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Описывает причины и последствия национально-
освободительных восстаний
• Характеризует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Заполните сравнительную таблицу о характере национально-освободительных восстаний.
Восстания С. Датулы и К.Касымулы
Сходства
Различия
Восстание С. Датулы Восстание К.Касымулы
Результат
Восстание С. Датулы Восстание Кенесары
2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору - С. Датулы/
Кенесары Касымулы/ М.Утемисулы и И. Тайманулы) в борьбе казахов против колониальной
политики по следующему плану:
Политическая ситуация накануне восстания (не менее 2-х фактов).
Роль руководителя в достижении целей восстания (не менее 2-х аргументов).
Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказывал влияние на
последующие исторические события?
13
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Описывает причины и 1 определяет сходство восстаний С. Датулы и
последствия Кенесары хана; 1
национально-
определяет различие восстания С. Датулы; 1
освободительных
пределяет различие восстания Кенесары 1
восстаний о
ана;
х
описывает результат восстания С. Датулы; 1
описывает результат восстания Кенесары 1
хана;
Характеризует 2 приводит 1-й факт политической ситуации 1
историческую роль накануне восстания;
руководителей
приводит 2-й факт политической ситуации 1
национально-н
акануне восстания;
освободительных
приводит 1-й аргумент о значимости роли 1
восстаний л
идера в народном восстании;
приводит 2-й аргумент о значимости роли 1
лидера в народном восстании;
пишет обоснованный вывод об исторической 1
роли руководителя национально-
освободительного восстания.
Всего баллов 10
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает причины и Затрудняется в определении Допускает ошибки при Определяет основные сходства и
последствия национально-основных сходств и различий определении сходств и различия восстаний, делает
освободительных восстаний восстаний и при анализе различий восстаний и при анализ последствий восстаний
п
оследствий восстания анализе последствий восстания
Характеризует Затрудняется при описании Допускает ошибки при Оценивает историческую роль
историческую роль вклада руководителей восстаний описании 1/2 фактов руководителей национально-
руководителей в борьбе против колониальной политической ситуации освободительных восстаний
национально-политики накануне восстания; приводит
освободительных 1/2 аргумента о значимости
восстаний роли лидера в народном
восстании
15
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»
заимоотношения казахов со среднеазиатскими
Тема В
ударствами в 40-е – 60-е годы XIX века.
гос
Завершение присоединения Казахстана к Российской империи
пределять результаты внешней политики Казахского
Цели обучения 7.3.2.2 О
ханства
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Характеризует последствия внешней политики
Казахского ханства
• Анализирует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Прочитайте предложенный текст и, используя свои знания из курса истории, ответьте на
вопросы.
19-21 октября 1860 года вблизи Узынагаша кокандские войска были разбиты русскими
войсками во главе с правителем Алатауского округа Г.А. Колпаковским. В октябре 1862 года
русскими войсками вторично был взят Пишпек, это привело к окончательной ликвидации
власти Кокандцев в южных районах Казахстана. В конце 1863 года Александр II приказал
захватить в кольцо и соединить территории до р. Арыс и взять Туркестан, Аулие-Ата и
Шымкент.
Весной 1864 года началось мощное наступление: в мае из Верного вышли войска под
начальством полковника Черняева, которые 4 июня 1864 года штурмом взяли Аулие-Ата.
Войска полковника Веревкина, выступившие из форта Перовского (Ак-Мечеть), 12 июня
заняли город Туркестан, бывшую столицу Казахского ханства. Отряд Черняева направился в
Шымкент и выступил со стороны Туркестана вместе с отрядами Ларке, прибывших с Аулие-
Ата. Затем вышли на штурм и 22 сентября 1864 г. ворвались в Шымкент. 17 июня 1865 года
русские войска штурмом взяли крупный политический и экономический центр всего
Туркестана - Ташкент. Весной 1866 года русские войска достигли территории Бухарского
эмирата, к осени захватили владения бухарского эмира. В 1867 году эти земли вошли в
состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства.
• Какое основное событие описывается в тексте? И в чем его значимость?
• Политические последствия данного события для Казахского ханства.
1.
2.
16
ПРОЕКТ
• Экономические последствия данного события для Казахского ханства.
• Государства, вовлеченные в данное событие. Итоги столкновения политических
интересов.
2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору - Жанкожа батыр/
Есет батыр) в борьбе казахов против колониальной политики по следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне восстания
2. Роль руководителя в достижении целей восстания
3. Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказал влияние на
последующие исторические события?
Критерии оценивания № Дескрипторы Баллы
задания О
бучающийся
Характеризует 1 называет основное событие, описываемое 1
последствия внешней в тексте;
политики Казахского
определяет значимость события, 1
ханства оп
исанного в тексте;
о
пределяет 1-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
определяет 2-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
определяет экономическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
называет государства, которые были 1
вовлечены в данное событие;
определяет итог столкновений 1
политических интересов;
Анализирует 2 приводит факт о политической 1
историческую роль напряженности;
руководителей
приводит аргумент о значимости роли 1
национально-л
идера в народном восстании;
освободительных
пишет обоснованный вывод об 1
восстаний и
сторической роли руководителя
национально-освободительного
восстания.
Всего баллов 10
17
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует последствия Затрудняется Допускает ошибки при описании Характеризует последствия
внешней политики характеризовать основного события/ определении внешней политики Казахского
Казахского ханства последствия внешней значимости события, определении ханства
п
олитики Казахского 1/2 политических /экономических
х
анства последствийй, /определении
государства, /определении итога
столкновений политических
интересов
Анализирует Затрудняется в оценивании Допускает ошибки при описании Оценивает историческую роль
историческую роль исторической роли фактов о политической руководителей национально-
/ о значимости роли
руководителей руководителей напряженностиосвободительных восстаний
идера / обоснованного вывода об
национально-национально-л
исторической роли руководителя
освободительных освободительных
ционально-освободительного
в
восстанийосстаний на
осстания
в
18
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской
империи»
дминистративно-территориальные реформы в Казахстане
Тема А
о второй половине ХIХ века.
в
Массовая крестьянская колонизация Казахстана
бъяснять административно-территориальные
7.3.1.4 О
енения в результате реформ царской власти
Цели обучения изм
7.1.2.1 Определять изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими периодами
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет административно-территориальные
изменения в результате реформ царской власти
• Описывает изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими
периодами
Применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Укажите на карте и подпишите названия трех генерал-губернаторств с указанием областей
согласно реформе 1867 - 1868 годов.
2. Запишите последствия реформы 1867 - 1868 годов по категориям.
Последствия реформы 1867 - 1868 годов для Казахстана
Политические Социально-экономические
1 1
2 2
19
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет 1 указывает на карте 1-е генерал-1
административно-губернаторство;
территориальные
указывает на карте 2-е генерал-1
изменения в
губернаторство;
результате реформ
указывает на карте 3-е генерал-губернаторство; 1
царской власти у
казывает на карте 1-ю область; 1
у
казывает на карте 2-ю область; 1
указывает на карте 3-ю область; 1
Описывает 2 определяет 1-е последствие; 1
изменения в
определяет 2-е последствие; 1
традиционном
определяет 3-е последствие; 1
казахском обществе
определяет 4-е последствие; 1
на основе сравнений
с предыдущими
периодами
Всего баллов 10
20
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет Затрудняется в определении Допускает ошибки в Определяет административно-
административно-административно-определении территорий 1/2/3 территориальные изменения в
территориальные изменения территориальных изменений в генерал-губернаторств/областей результате реформ царской
в результате реформ царской
результате реформ царской власти
власти в
ласти
Описывает изменения в Затрудняется при определении Допускает ошибки при Описывает изменения в
традиционном казахском изменений в традиционном определении и анализе традиционном казахском
обществе на основе казахском обществе на основе политических, социально-обществе на основе сравнений с
сравнений с сравнений с предыдущими экономических последствий предыдущими периодами
предыдущими периодами реформы
периодами
Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Казахстан в составе Российской империи»
азвитие капиталистических отношений в Казахстане.
Тема Р
азвитие ярмарочной торговли
Р
пределять влияние развития капиталистических
Цели обучения 7.4.2.1 О
отношений на экономику Казахстана
7.4.2.2 Определять изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Характеризует влияние развития капиталистических
отношений на экономику Казахстана
• О
писывает изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Опишите изменения в экономике по каждой из указанных отраслей (не менее 2-х в
каждой).
С 50-х годов XIX века в результате исследований проявляются районы с богатыми
природными ресурсами. В Казахстан капитализм проникает по 3 направлениям:
1. Развитие горнодобывающей промышленности.
2. Переработка сельскохозяйственного сырья.
3. Строительство железных дорог.
1 2 3
1 1 1
2 2 2
Капитализм оказал положительное/отрицательное влияние на жизнь местного
населения
x
2. Отметьте на контурной карте крупные ярмарки в Казахстане (не менее 3).
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задан
Обучающийся
ия
Характеризует влияние 1 пишет о 1-м изменении в развитии 1
развития горнодобывающей промышленности;
капиталистических
пишет о 2-м изменении в развитии 1
отношений на экономику
горнодобывающей промышленности;
Казахстана пиш
ет о 1-м изменении в переработке 1
с
ельскохозяйственного сырья;
пишет о 2-м изменении в переработке 1
сельскохозяйственного сырья;
пишет о 1-м изменении в 1
строительстве железных дорог;
пишет о 2-м изменении в 1
строительстве железных дорог;
определяет, какое влияние капитализм 1
оказал на жизнь местного населения.
Описывает изменения, 2 отмечает на контурной карте 1-ю 1
которые произошли ярмарку;
в торговых отношениях о
тмечает на контурной карте 2-ю 1
в связи с развитием
ярмарку;
ярмарок о
тмечает на контурной карте 3-ю 1
ярмарку.
Всего баллов 10
23
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует влияние Затрудняется при описании Допускает ошибки при Описывает изменения
развития капиталистических изменений в экономике описании 1/2 изменений в в экономике Казахстана
отношений на экономику Казахстана развитии горнодобывающей
Казахстана п
ромышленности/ переработки
с
ельскохозяйственного сырья/
строительстве железных дорог
Описывает изменения, Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет на карте
которые произошли в на карте местоположения определении на карте местоположение ярмарок
торговых отношениях в ярмарок местоположения 1/2/3 ярмарок
связи с развитием
ярмарок
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ - начале
ХХ веков»
бразование и просвещение в XIX веке.
Тема О
окан Уалиханов – первый казахский ученый
Ш
Объяснять особенности развития образования и
Цели обучения 7.2.3.2
просвещения во второй половине XIX века
7.2.3.1 Определять историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет особенности развития образования и
просвещения
• О
писывает историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова
Применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Проанализируйте особенности развития образования и просвещения во второй половине
XIX века.
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
развития образования и просвещения развития образования и просвещения
во второй половине XIX века во второй половине XIX века
1. 1.
2. 2.
3 3
Вывод:
2. Опишите значимость наследия Шокана Уалиханова в деле изучения культуры тюркских
народов.
Критерии оценивания:
• Укажите не менее 2-х аргументов о значимости наследия Шокана Уалиханова.
• Приводите факты о влиянии трудов Шокана Уалиханова на изучение культуры
тюркских народов.
25
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет особенности 1 определяет 1-й положительный 1
развития образования и аспект в развитии образования и
просвещения просвещения;
о
пределяет 2-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 3-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 1-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 2-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 3-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
Пишет вывод: 1
Описывает историческое 2 приводит 1-й аргумент о значимости 1
значение научного наследия Шокана Уалиханова;
наследия Ш. Уалиханова п
риводит 2-й аргумент о значимости 1
наследия Шокана Уалиханова;
приводит факт о вкладе ученого в 1
исследование культуры тюркских
народов.
Всего баллов 10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XIХ - начале ХХ веков»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет особенности Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет положительные и
развития образования и положительных и определении 1/2 отрицательные аспекты развития
трицательных аспектов положительных/отрицательных образования и делает
просвещения о
азвития образования и аспектов развития образования обоснованный вывод
р
росвещения и в обосновании и в обосновании вывода
п
вывода
Описывает историческое Затрудняется при описании Допускает ошибки при анализе Описывает научную значимость
значение научного научного значения наследия научного значения наследия наследия Ш. Уалиханова
наследия Ш. Уалиханова Ш
. Уалиханова Ш. Уалиханова
по суммативному оцениванию
История Казахстана
8 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для
обучающихся в 8 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................................. 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны» ............................ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке» ......................... 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 10
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке» ................... 10
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ....................................................................................................................................................... 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 16
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-освободительная
борьба» ....................................................................................................................................................... 16
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» ...... 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской империи» ...... 22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................................... 25
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ - начале ХХ веков»
..................................................................................................................................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахско-джунгарские войны»
ачало Отечественной войны против джунгарской
Тема Н
рессии. Организация единого народного ополчения
аг
Определять последствия джунгарского нашествия на
Цели обучения 7.4.1.1
хозяйство казахов
7.3.1.2 Анализировать внутреннее политическое положение
Казахского ханства
бучающийся
Критерий оценивания О
•
Определяет влияние последствий войны с
джунгарами на хозяйство казахов
• Анализирует внутреннее политическое положение
Казахского ханства
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Приведите факты о разрушительных последствиях джунгарского нашествия на хозяйство
казахов.
1 2
3 4
2. Опишите значение курултая в Ордабасы в объединении казахов против джунгар по
следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне курултая (не менее 3 примеров).
2. Влияние курултая на развитие последующих исторических событий (не менее 2 фактов).
3. Вывод.
4
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет влияние приводит первый факт о 1
последствий войны 1 разрушительных последствиях
с джунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на
казахов х
озяйство казахов;
приводит второй факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;
приводит третий факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов;
приводит четвертый факт о 1
разрушительных последствиях
джунгарского нашествия на
хозяйство казахов.
Анализирует внутреннее 2 подбирает 1-й пример, 1
политическое положение раскрывающий политическую
Казахского ханства ситуацию накануне курултая;
подбирает 2-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;
подбирает 3-й пример, 1
раскрывающий политическую
ситуацию накануне курултая;
приводит 1-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;
приводит 2-й факт влияния курултая 1
на развитие последующих
исторических событий;
делает обоснованный вывод. 1
Всего баллов 10
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахско-джунгарские войны»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет влияние Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет влияние
последствий войны с фактов разрушительных определении 1/2/3/4 фактов о последствий войны с
последствий войны с разрушительных последствиях джунгарами на хозяйство
джунгарами на хозяйство
жунгарами на хозяйство джунгарского нашествия на казахов
казахов д
азаховхозяйство казахов
к
Анализирует внутреннее Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Анализирует внутреннее
политическое положение внутреннего политического определении 1/2/3 политических политическое положение
Казахского ханства положенияя Казахского ситуаций накануне Казахского ханства
акта о
ханства курултая/приводит 1/2 ф
лиянии курултая на развитие
в
последующих исторических
событий /делает вывод
6
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахское ханство в XVIII веке»
стория казахско-русских отношений до начала XVIII
Тема И
ека.
в
Внутренняя и внешняя политика Абылай хана
Определять результаты внешней политики
Цели обучения 7.3.2.2
Казахского ханства
7.3.1.2 Анализировать внутреннюю политику Казахского
ханства
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Описывает результаты внешней политики
Казахского ханства
• Характеризует внутреннюю политику в Казахском
ханстве
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Отметьте на карте не менее 3 крепостей, построенных на территории Казахстана в начале
XVIII века.
2. Дайте оценку политики Абылай хана по следующему плану:
Опишите политическую ситуацию в Казахском ханстве до прихода к власти Абылай
хана (не менее 3-х примеров).
Ситуация в Казахском ханстве, сложившаяся после прихода к власти Абылай хана
(не менее 3-х примеров)
Влияние политики Абылай хана на развитие последующих исторических событий.
7
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Описывает результаты 1 отмечает на карте 1-ю крепость; 1
внешней политики
Казахского ханства о
тмечает на карте 2-ю крепость; 1
отмечает на карте 3-ю крепость; 1
Характеризует 2 приводит 1-й пример политической 1
внутреннюю политику в ситуации в Казахском ханстве до
Казахском ханстве прихода к власти Абылай хана;
приводит 2-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;
приводит 3-й пример политической 1
ситуации в Казахском ханстве до
прихода к власти Абылай хана;
приводит 1-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
приводит 2-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
приводит 3-й пример изменений в 1
Казахском ханстве после прихода к
власти Абылай хана;
определяет влияние политики 1
Абылай хана на развитие
последующих исторических
событий.
Всего баллов 10
8
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахское ханство в XVIII веке»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает результаты Затрудняется при определении Допускает ошибки при отметке Описывает результаты внешней
внешней политики Казахского результатов внешней политики на карте 1/2/3 крепостей политики Казахского ханства
азахского ханства
ханства К
Характеризует Затрудняется в анализе Допускает ошибки при Характеризует внутреннюю
внутреннюю политику в внутренней политики в описании 1/2/3 политических политику в Казахском ханстве
Казахском ханстве Казахском ханстве ситуаций в Казахском ханстве
о прихода /после прихода к
д
власти Абылай хана/влияния
политики Абылай хана на
развитие последующих
исторических событий
9
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке»
стное народное творчество казахов в XVIII веке.
Тема У
Материальная культура казахов в XVIII веке
Определять ценность и значимость обычаев и
Цели обучения 7.2.1.1
традиций
7.2.2.4 Оценивать достижения прикладного искусства
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет ценность и значимость обычаев и
традиций
• Анализирует достижения прикладного искусства
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Дополните текст, используя слова для справок.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих (_________) до
седьмого колена. Эта традиция исходит из (_________). Другой отличительной чертой
казахского народа являлось и является (_________). Обычаев и традиций, связанных с
гостеприимством, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось
радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием
вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как (_________), казы, шужык и т.д., а также
полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно же, чай. Свои особенности имеет и
воспитание детей у казахов. Еще одной характерной чертой казахского народа являются его
сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна
большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно
стремились помочь. Выручали «всем миром», этот обычай называется (_________).
Слова для справок
1 2 3 4 5
гостеприимство асар предков ет тенгрианства
10
ПРОЕКТ
2. Напишите эссе о достижениях прикладного искусства казахского народа на тему:
«Красота искусства – знак красоты народа»
Критерии оценивания:
Укажите достижений прикладного искусства казахского народа.
Опишите влияние данных достижений на материальную культуру казахов
Составляет аргументированный вывод.
3. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:
1. Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.
2. Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива
прикладного искусства казахского народа.
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет 1 определяет 1-ю характерную особенность 1
ценность и обычаев и традиций казахского народа;
значимость
определяет 2-ю характерную особенность 1
обычаев и
обычаев и традиций казахского народа;
о
традиций
пределяет 3-ю характерную особенность 1
об
ычаев и традиций казахского народа;
определяет 4-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;
определяет 5-ю характерную особенность 1
обычаев и традиций казахского народа;
Анализирует 2 указывает достижение прикладного искусства 1
достижения казахского народа;
прикладного
описывает влияния достижений на 1
искусства м
атериальную культуру казахов;
пишет аргументированный вывод; 1
3 определяет название орнамента; 1
определяет смысловое значение данного 1
орнаментального мотива.
Всего баллов 10
11
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XVIII веке»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет ценность и Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет характерные
значимость обычаев и характерных особенностей определении 1/2/3/4/5 особенности обычаев и традиций
традиций обычаев и традиций казахского характерных особенностей казахского народа
об
народа ычаев и традиций казахского
народа
Анализирует достижения Затрудняется при описании и Допускает ошибки при Описывает и дает оценку
прикладного искусства оценивании достижений определении достижений достижениям прикладного
прикладного искусства прикладного искусства/ искусства казахского народа
казахского народа приводит примера о влиянии
достижений на материальную
культуру казахов/ пишет вывод/
называет орнамент/определяет
смысловое значение орнамента
12
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»
ационально-освободительное движение Сырыма Датулы.
Тема Н
ационально-освободительное движение под руководством
Н
Кенесары Касымулы
Определять причины и последствия национально-
Цели обучения 7.3.1.5
освободительной борьбы казахского народа против
колониальной политики
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Описывает причины и последствия национально-
освободительных восстаний
• Характеризует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Заполните сравнительную таблицу о характере национально-освободительных восстаний.
Восстания С. Датулы и К.Касымулы
Сходства
Различия
Восстание С. Датулы Восстание К.Касымулы
Результат
Восстание С. Датулы Восстание Кенесары
2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору - С. Датулы/
Кенесары Касымулы/ М.Утемисулы и И. Тайманулы) в борьбе казахов против колониальной
политики по следующему плану:
Политическая ситуация накануне восстания (не менее 2-х фактов).
Роль руководителя в достижении целей восстания (не менее 2-х аргументов).
Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказывал влияние на
последующие исторические события?
13
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Описывает причины и 1 определяет сходство восстаний С. Датулы и
последствия Кенесары хана; 1
национально-
определяет различие восстания С. Датулы; 1
освободительных
пределяет различие восстания Кенесары 1
восстаний о
ана;
х
описывает результат восстания С. Датулы; 1
описывает результат восстания Кенесары 1
хана;
Характеризует 2 приводит 1-й факт политической ситуации 1
историческую роль накануне восстания;
руководителей
приводит 2-й факт политической ситуации 1
национально-н
акануне восстания;
освободительных
приводит 1-й аргумент о значимости роли 1
восстаний л
идера в народном восстании;
приводит 2-й аргумент о значимости роли 1
лидера в народном восстании;
пишет обоснованный вывод об исторической 1
роли руководителя национально-
освободительного восстания.
Всего баллов 10
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает причины и Затрудняется в определении Допускает ошибки при Определяет основные сходства и
последствия национально-основных сходств и различий определении сходств и различия восстаний, делает
освободительных восстаний восстаний и при анализе различий восстаний и при анализ последствий восстаний
п
оследствий восстания анализе последствий восстания
Характеризует Затрудняется при описании Допускает ошибки при Оценивает историческую роль
историческую роль вклада руководителей восстаний описании 1/2 фактов руководителей национально-
руководителей в борьбе против колониальной политической ситуации освободительных восстаний
национально-политики накануне восстания; приводит
освободительных 1/2 аргумента о значимости
восстаний роли лидера в народном
восстании
15
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Колонизация и народно-
освободительная борьба»
заимоотношения казахов со среднеазиатскими
Тема В
ударствами в 40-е – 60-е годы XIX века.
гос
Завершение присоединения Казахстана к Российской империи
пределять результаты внешней политики Казахского
Цели обучения 7.3.2.2 О
ханства
7.3.1.6 Оценивать роль руководителей национально-
освободительных восстаний
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Характеризует последствия внешней политики
Казахского ханства
• Анализирует историческую роль руководителей
национально-освободительных восстаний
Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Прочитайте предложенный текст и, используя свои знания из курса истории, ответьте на
вопросы.
19-21 октября 1860 года вблизи Узынагаша кокандские войска были разбиты русскими
войсками во главе с правителем Алатауского округа Г.А. Колпаковским. В октябре 1862 года
русскими войсками вторично был взят Пишпек, это привело к окончательной ликвидации
власти Кокандцев в южных районах Казахстана. В конце 1863 года Александр II приказал
захватить в кольцо и соединить территории до р. Арыс и взять Туркестан, Аулие-Ата и
Шымкент.
Весной 1864 года началось мощное наступление: в мае из Верного вышли войска под
начальством полковника Черняева, которые 4 июня 1864 года штурмом взяли Аулие-Ата.
Войска полковника Веревкина, выступившие из форта Перовского (Ак-Мечеть), 12 июня
заняли город Туркестан, бывшую столицу Казахского ханства. Отряд Черняева направился в
Шымкент и выступил со стороны Туркестана вместе с отрядами Ларке, прибывших с Аулие-
Ата. Затем вышли на штурм и 22 сентября 1864 г. ворвались в Шымкент. 17 июня 1865 года
русские войска штурмом взяли крупный политический и экономический центр всего
Туркестана - Ташкент. Весной 1866 года русские войска достигли территории Бухарского
эмирата, к осени захватили владения бухарского эмира. В 1867 году эти земли вошли в
состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства.
• Какое основное событие описывается в тексте? И в чем его значимость?
• Политические последствия данного события для Казахского ханства.
1.
2.
16
ПРОЕКТ
• Экономические последствия данного события для Казахского ханства.
• Государства, вовлеченные в данное событие. Итоги столкновения политических
интересов.
2. Дайте историческую оценку роли руководителей восстания (по выбору - Жанкожа батыр/
Есет батыр) в борьбе казахов против колониальной политики по следующему плану:
1. Политическая ситуация накануне восстания
2. Роль руководителя в достижении целей восстания
3. Можно ли считать, что личный вклад руководителя восстания оказал влияние на
последующие исторические события?
Критерии оценивания № Дескрипторы Баллы
задания О
бучающийся
Характеризует 1 называет основное событие, описываемое 1
последствия внешней в тексте;
политики Казахского
определяет значимость события, 1
ханства оп
исанного в тексте;
о
пределяет 1-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
определяет 2-е политическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
определяет экономическое последствие 1
данного события для Казахского ханства;
называет государства, которые были 1
вовлечены в данное событие;
определяет итог столкновений 1
политических интересов;
Анализирует 2 приводит факт о политической 1
историческую роль напряженности;
руководителей
приводит аргумент о значимости роли 1
национально-л
идера в народном восстании;
освободительных
пишет обоснованный вывод об 1
восстаний и
сторической роли руководителя
национально-освободительного
восстания.
Всего баллов 10
17
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Колонизация и народно-освободительная борьба»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует последствия Затрудняется Допускает ошибки при описании Характеризует последствия
внешней политики характеризовать основного события/ определении внешней политики Казахского
Казахского ханства последствия внешней значимости события, определении ханства
п
олитики Казахского 1/2 политических /экономических
х
анства последствийй, /определении
государства, /определении итога
столкновений политических
интересов
Анализирует Затрудняется в оценивании Допускает ошибки при описании Оценивает историческую роль
историческую роль исторической роли фактов о политической руководителей национально-
/ о значимости роли
руководителей руководителей напряженностиосвободительных восстаний
идера / обоснованного вывода об
национально-национально-л
исторической роли руководителя
освободительных освободительных
ционально-освободительного
в
восстанийосстаний на
осстания
в
18
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в составе Российской
империи»
дминистративно-территориальные реформы в Казахстане
Тема А
о второй половине ХIХ века.
в
Массовая крестьянская колонизация Казахстана
бъяснять административно-территориальные
7.3.1.4 О
енения в результате реформ царской власти
Цели обучения изм
7.1.2.1 Определять изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими периодами
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет административно-территориальные
изменения в результате реформ царской власти
• Описывает изменения в традиционном казахском
обществе на основе сравнений с предыдущими
периодами
Применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Укажите на карте и подпишите названия трех генерал-губернаторств с указанием областей
согласно реформе 1867 - 1868 годов.
2. Запишите последствия реформы 1867 - 1868 годов по категориям.
Последствия реформы 1867 - 1868 годов для Казахстана
Политические Социально-экономические
1 1
2 2
19
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет 1 указывает на карте 1-е генерал-1
административно-губернаторство;
территориальные
указывает на карте 2-е генерал-1
изменения в
губернаторство;
результате реформ
указывает на карте 3-е генерал-губернаторство; 1
царской власти у
казывает на карте 1-ю область; 1
у
казывает на карте 2-ю область; 1
указывает на карте 3-ю область; 1
Описывает 2 определяет 1-е последствие; 1
изменения в
определяет 2-е последствие; 1
традиционном
определяет 3-е последствие; 1
казахском обществе
определяет 4-е последствие; 1
на основе сравнений
с предыдущими
периодами
Всего баллов 10
20
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет Затрудняется в определении Допускает ошибки в Определяет административно-
административно-административно-определении территорий 1/2/3 территориальные изменения в
территориальные изменения территориальных изменений в генерал-губернаторств/областей результате реформ царской
в результате реформ царской
результате реформ царской власти
власти в
ласти
Описывает изменения в Затрудняется при определении Допускает ошибки при Описывает изменения в
традиционном казахском изменений в традиционном определении и анализе традиционном казахском
обществе на основе казахском обществе на основе политических, социально-обществе на основе сравнений с
сравнений с сравнений с предыдущими экономических последствий предыдущими периодами
предыдущими периодами реформы
периодами
Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Казахстан в составе Российской империи»
азвитие капиталистических отношений в Казахстане.
Тема Р
азвитие ярмарочной торговли
Р
пределять влияние развития капиталистических
Цели обучения 7.4.2.1 О
отношений на экономику Казахстана
7.4.2.2 Определять изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Характеризует влияние развития капиталистических
отношений на экономику Казахстана
• О
писывает изменения, которые произошли в торговых
отношениях в связи с развитием ярмарок
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Опишите изменения в экономике по каждой из указанных отраслей (не менее 2-х в
каждой).
С 50-х годов XIX века в результате исследований проявляются районы с богатыми
природными ресурсами. В Казахстан капитализм проникает по 3 направлениям:
1. Развитие горнодобывающей промышленности.
2. Переработка сельскохозяйственного сырья.
3. Строительство железных дорог.
1 2 3
1 1 1
2 2 2
Капитализм оказал положительное/отрицательное влияние на жизнь местного
населения
x
2. Отметьте на контурной карте крупные ярмарки в Казахстане (не менее 3).
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задан
Обучающийся
ия
Характеризует влияние 1 пишет о 1-м изменении в развитии 1
развития горнодобывающей промышленности;
капиталистических
пишет о 2-м изменении в развитии 1
отношений на экономику
горнодобывающей промышленности;
Казахстана пиш
ет о 1-м изменении в переработке 1
с
ельскохозяйственного сырья;
пишет о 2-м изменении в переработке 1
сельскохозяйственного сырья;
пишет о 1-м изменении в 1
строительстве железных дорог;
пишет о 2-м изменении в 1
строительстве железных дорог;
определяет, какое влияние капитализм 1
оказал на жизнь местного населения.
Описывает изменения, 2 отмечает на контурной карте 1-ю 1
которые произошли ярмарку;
в торговых отношениях о
тмечает на контурной карте 2-ю 1
в связи с развитием
ярмарку;
ярмарок о
тмечает на контурной карте 3-ю 1
ярмарку.
Всего баллов 10
23
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Казахстан в составе Российской империи»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует влияние Затрудняется при описании Допускает ошибки при Описывает изменения
развития капиталистических изменений в экономике описании 1/2 изменений в в экономике Казахстана
отношений на экономику Казахстана развитии горнодобывающей
Казахстана п
ромышленности/ переработки
с
ельскохозяйственного сырья/
строительстве железных дорог
Описывает изменения, Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет на карте
которые произошли в на карте местоположения определении на карте местоположение ярмарок
торговых отношениях в ярмарок местоположения 1/2/3 ярмарок
связи с развитием
ярмарок
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Культура Казахстана в XIХ - начале
ХХ веков»
бразование и просвещение в XIX веке.
Тема О
окан Уалиханов – первый казахский ученый
Ш
Объяснять особенности развития образования и
Цели обучения 7.2.3.2
просвещения во второй половине XIX века
7.2.3.1 Определять историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова
бучающийся
Критерии оценивания О
•
Определяет особенности развития образования и
просвещения
• О
писывает историческое значение научного наследия
Ш. Уалиханова
Применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Проанализируйте особенности развития образования и просвещения во второй половине
XIX века.
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
развития образования и просвещения развития образования и просвещения
во второй половине XIX века во второй половине XIX века
1. 1.
2. 2.
3 3
Вывод:
2. Опишите значимость наследия Шокана Уалиханова в деле изучения культуры тюркских
народов.
Критерии оценивания:
• Укажите не менее 2-х аргументов о значимости наследия Шокана Уалиханова.
• Приводите факты о влиянии трудов Шокана Уалиханова на изучение культуры
тюркских народов.
25
ПРОЕКТ
Критерии № Дескрипторы Баллы
оценивания задания О
бучающийся
Определяет особенности 1 определяет 1-й положительный 1
развития образования и аспект в развитии образования и
просвещения просвещения;
о
пределяет 2-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 3-й положительный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 1-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 2-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
определяет 3-й отрицательный 1
аспект в развитии образования и
просвещения;
Пишет вывод: 1
Описывает историческое 2 приводит 1-й аргумент о значимости 1
значение научного наследия Шокана Уалиханова;
наследия Ш. Уалиханова п
риводит 2-й аргумент о значимости 1
наследия Шокана Уалиханова;
приводит факт о вкладе ученого в 1
исследование культуры тюркских
народов.
Всего баллов 10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура Казахстана в XIХ - начале ХХ веков»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет особенности Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет положительные и
развития образования и положительных и определении 1/2 отрицательные аспекты развития
трицательных аспектов положительных/отрицательных образования и делает
просвещения о
азвития образования и аспектов развития образования обоснованный вывод
р
росвещения и в обосновании и в обосновании вывода
п
вывода
Описывает историческое Затрудняется при описании Допускает ошибки при анализе Описывает научную значимость
значение научного научного значения наследия научного значения наследия наследия Ш. Уалиханова
наследия Ш. Уалиханова Ш
. Уалиханова Ш. Уалиханова