- Сообщения
- 2,710
- Оценка реакций
- 27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Русская литература 5 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русская литература» (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ......................................4
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос».................................4
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос».................................7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ......................................11
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка».................. 11
Суммативное оценивание за раздел«Литературная поэтическая сказка»................... 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ......................................17
Суммативное оценивание за раздел«Литературная прозаическая сказка»..................17
Суммативное оценивание за тему«Литературная прозаическая сказка»....................20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ......................................24
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях ».24
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях»..27
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос»
Изучаемые произведения Героический эпос
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цель обучения 5. ПО2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему 5. ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос 5. АИ2. Определять основную мысль произведения при поддержке учителя
5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет главную информацию художественного произведения
• Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения
• Выделяет основную мысль произведения
• Отмечает основные характеристики литературного героя
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Ответьте на вопросы и выполните задания, приводя примеры из былины.
1. Перечислите главных героев былины.
2. Какие из данных героев являются положительными, а какие - отрицательными? Почему?
3. Что помогло Илье победить Соловья Разбойника?
4. Почему в былине народ воспевал подвиги богатыря?
5. Чему учит былина?
4
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет главную информацию художественного произведения перечисляет главных героев художественного произведения; 1
делит героев на положительных и отрицательных; 1
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения объясняет поступки героев; 1
подтверждает собственную позицию цитатами/примерами из художественного произведения; 1
Выделяет основную мысль произведения формулирует основную мысль художественного произведения; 1
Отмечает основные характеристики литературного героя. характеризует поступки персонажа художественного произведения. 1
Всего баллов 6
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Героический эпос»
ФИО обучающегося __________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определить основные сюжетные линии художественного произведения. □ Допускает ошибки в перечислении главных героев художественного произведения/ делении героев на положительных и отрицательных. |—| Определяет главную информацию художественного произведения. □
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определять главную информацию художественного произведения. □ Допускает ошибки в объяснении поступков героев/ подтверждении собственной позиции цитатами/примерами из художественного произведения. □ Определяет главную информацию художественного произведения. □
Выделяет основную мысль произведения Затрудняется выделять основную мысль произведения. □ Допускает ошибки в формулировании основной мысли художественного произведения. |—| Выделяет основную мысль произведения. □
Отмечает основные характеристики литературного героя. Затрудняется отмечать основные характеристики литературного героя. □ Допускает ошибки в характеристике поступков персонажей художественного произведения. | | Отмечает основные характеристики литературного героя. □
6
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос»
Изучаемые произведения Героический эпос
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель обучения 5. ПО 1. Понимать термины: художественная литература,
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)
5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя 5. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
Критерии оценивания Обучающийся
• Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения
• Определяет жанр художественного произведения
• Находит изобразительные средства в художественном тексте
• Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте
• Объясняет свое отношение к проблематике художественного произведения/ к персонажам
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
1. Продолжи предложение. Произведение М.Ю.
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка 20 минут
Лермонтова (укажи жанр).
«Бородино»
является
2. Впишите в таблицу 3 цитаты из произведения М. Лермонтова «Бородино», в которых есть выразительные средства. Укажите выразительное средсво. Объясните роль выразительного средства в тексте.
7
Обратите внимание на образец заполнения таблицы!!!
Цитата Изобразительные средства Роль изобразительных средств
«Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут». Сравнение Помогает увидеть несметное полчище врага.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения цитирует наизусть строки из художественного произведения (за каждую цитату 1 балл; 3
Определяет жанр художественног о произведения называет жанр художественного произведения; 1
Находит изобразительные средства в художественном тексте выделяет изобразительные средства в строках художественного произведения; 1
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте определяет роль изобразительных средств в цитатах из художественного произведения; 1
Объясняет свое отношение к проблематике художественного произведения/ к персонажам роли изобразительных средств в цитатах из художественного произведения. 1
Всего баллов 7
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Героический эпос»
ФИО обучающегося___________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения Затрудняется цитировать наизусть фрагменты художественного произведения. □ Допускает ошибки в цитирование наизусть строк из художественного произведения (за каждую цитату 1 балл). | | Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения. □
Определяет жанр художественного произведения. Затрудняется определять жанр художественного произведения. □ Допускает ошибки в определении жанра художественного произведения. □ Верно пределяет жанр художественног о произведения. | |
Находит изобразительные средства в художественном тексте Затрудняется находить изобразительные средства в художественном тексте. □ Допускает ошибки в определении изобразительных средств в строках художественного произведения. □ Находит изобразительные средства в художественном тексте. □
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте Затрудняется анализировать роль изобразительных средств в художественном тексте. □ Допускает ошибки в определении роли изобразительных средств в цитатах из художественного произведения. | | Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. □
9
Объясняет свое отношение к Затрудняется объяснить свое
проблематике отношение к проблематике
художественного художественного произведения/ к
произведения/ к персонажам персонажам.
□
Допускает ошибки в определении Объясняет свое отношение к
роли изобразительных средств в проблематике
цитатах из художественного художественного
произведения. произведения/ к персонажам.
□ □
10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка»
Изучаемые произведения Литературная поэтическая сказка
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»
Цель обучения 5. ПО 5. Кратко пересказывать содержание произведения
или отрывка
5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Указывает на основные события художественного произведения
• Объясняет динамику развития чувств главного героя
• Анализирует эпизоды художественного произведения
• Выделяет основные характеристики литературного героя
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Прочитайте отрывок из сказки В. А. Жуковского и ответьте кратко на вопросы.
Царь догадался и ахнул.
"Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый Демон, меня!" Так он подумал и горько, горько заплакал.
Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго,
Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал.
О тайне
Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален - он все дожидался: вот придут за сыном;
Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью.
Время, однако, текло, а никто не являлся. Царевич Рос не по дням - по часам; и сделался чудо-красавец.
Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось, Вовсе забыл... но другие не так забывчивы были.
11
1. Почему царь Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кощею долгожданного сына?
2. Как это характеризует царя Берендея?
3. Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
4. Напишите о своём отношении к царю Берендею.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Указывает на основные события художественного произведения . приводит примеры из текста, используя слова и обороты из сказки В.А. Жуковского; 1
Объясняет динамику развития чувств главного героя . отвечает на поставленные вопросы, опираясь на прочитанный текст; 1
Анализирует эпизоды художественного произведения. объясняет поступки героев; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя. выбирает особые приметы героя сказки; 1
определяет личные качества героя сказки; 1
объясняет свое отношение к персонажу. 1
Всего баллов 6
12
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная поэтическая сказка»
ФИО обучающегося:____________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Указывает на основные события художественного произведения Затрудняется указать на основные события художественного произведения. □ Допускает ошибки в цитировании примеров из текста для подтверждения основных событий художественного произведения. □ Указывает на основные события художественного произведения. П
Объясняет динамику развития чувств главного героя Затрудняется объяснить динамику развития чувств главного героя. □ Допускает ошибки в ответах на поставленные вопросы. □ Объясняет динамику развития чувств главного героя. □
Анализирует эпизоды художественного произведения Затрудняется анализировать эпизоды художественного произведения. Допускает ошибки в пояснении о поступках героев. □ Анализирует эпизоды художественного произведения.
Выделяет основные характеристики литературного героя Затрудняется выделять основные характеристики литературного героя. П Допускает ошибки в выборе особых примет героя сказки/ определении личных качеств героя сказки/ объяснении своего отношения к персонажу. □ Выделяет основные характеристики литературного героя. □
13
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка»
Изучаемые произведения
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Прочитайте фрагмент из произведения, определите, к какому жанру относится данное произведение: стихотворение, поэма, песнь, литературная сказка. Обоснуйте свой ответ.
Ей в приданое дано Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Литературная поэтическая сказка
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя
5. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя
Обучающийся
• Выделяет признаки жанра в художественном произведении
• Указывает жанр художественного произведения.
• Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки
• Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений
Навыки высокого порядка
14
2. Соотнесите композиционные элементы с данными фрагментами.
1 Экспозиция А Пробуждение царевны. Смерть мачехи. Свадьба Елисея и царевны
2 Завязка В Царь отправляется в поход. Царица ждёт царя из похода. Рождение дочери.
Возвращение царя. Смерть царицы.
Развитие действия
3 С Женитьба царя.
4 Развитие действия D Елисей отправляется в путь дорогу. Поиски царевны.
5 Кульминация E Мачеха хочет избавиться от царевны. Заговор с чернавкой. Царевна в тереме у 7 богатырей.
Развязка
6 F Царевна съедает отравленное яблоко.
3. Укажите 3 сходства в сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: сходство по жанру; сходство в героях; сходство в событиях. Запишите ответы в таблицу.
«Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выделяет признаки жанра в художественном произведении находит жанровые признаки в предложенных фрагментах; 1
Указывает жанр художественного произведения определяет жанр фрагментов художественных произведений на основе признаков; 1
Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки выделяет в тексте сказки экспозицию; 1
выделяет в тексте сказки завязку; 1
определяет фрагменты, относящиеся к развитию действия; 1
находит кульминационный момент в сказке; 1
Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений выделяет сходство в героях; 1
выделяет сходство в событиях; 1
объясняет сходство жанров двух сказок. 1
Всего баллов 9
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная поэтическая сказка»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выделяет признаки жанра в художественном произведении Затрудняется выделить признаки жанра в художественном произведении. □ Допускает ошибки в определении жанровых признаков в предложенных фрагментах. j—| Выделяет признаки жанра в художественном произведении. □
Указывает жанр художественного произведения Затрудняется определить жанр художественного произведения. □ Допускает ошибки в определении жанра художественного произведения на основе признаков. | 1 Указывает жанр художественного произведения. □
Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки Затрудняется выделить в тексте художественного произведения элементы композиции. □ Допускает ошибки в определении в тексте сказки экспозиции/завязки/ фрагментов, относящиеся к развитию действия/ кульминационного момента в сказке. |—| Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки. □
Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений. Затрудняется сравнить произведения русской и мировой литературы. □ Допускает ошибки в выделении сходства в героях/ сходства в событиях/ сходств жанров двух сказок. □ Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений. □
16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Литературная прозаическая сказка»
Раздел/ Тема Литературная прозаическая сказка
Цель обучения 5.ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос
5. АИ2. Определять основную мысль произведения при поддержке учителя
5. АИ 6. Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.
5. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения.
• Выделяет основную мысль произведения
• Анализирует художественное пространство
• Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания 1
Ответьте на вопросы
1. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и Роза», а не «Соловей и Студент»?
2. Сравните, что говорят о Любви студент и Соловей.
Чьё мнение вы разделяете?
Студент Соловей
«Г лупость - эта Любовь. В ней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична». «Любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».
17
Задания 1
Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Сравните её с фрагментом из сказки О. Уайльда «Соловей и роза».
Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь.
Использовали бы вы данную иллюстрацию для оформления сказки О. Уальда «Соловей и роза». Объясни своё мнение.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения отвечает на 2 вопроса по прочитанному произведению; 2
Выделяет основную мысль произведения формулирует основную мысль художественного произведения; 1
Анализирует художественное пространство выделяет в тексте элементы художественного пространства; 1
Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства сравнивает иллюстрацию с художественным текстом; 1
определяет сходства и различия двух видов искусства. 1
Всего баллов 6
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная прозаическая сказка»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения Затрудняется отвечать на поставленные вопросы по содержанию художественного произведения. Q Допускает ошибки в ответах на 2 вопроса по прочитанному произведению. □ Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения. □
Выделяет основную мысль произведения Затрудняется определить основную мысль художественного произведения. | Допускает ошибки в формулировании основной мысли художественного произведения. □ Выделяет основную мысль произведения. □
Анализирует художественное пространство Затрудняется анализировать художественное пространство. □ Допускает ошибки в выделении в тексте элементов художественного пространства. □ Анализирует художественное пространство. □
Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства Затрудняется сравнить художественное произведение с произведениями других видов искусства. | | Допускает ошибки в сравнении иллюстрации с художественным текстом. □ Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства. □
19
Суммативное оценивание за тему «Литературная прозаическая сказка»
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
ПО 1. Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя. 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 7. Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя
Обучающийся
• Определяет значение литературоведческих терминов
• Выделяет основные характеристики литературного героя
• Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка 20 минут
20
Задание 1
Прочитайте эпизод из произведения К. Паустовского «Теплый хлеб».
(...) Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!».
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. (...)
Задание 2
Заполните таблицу примерами из текста, характеризуя героев эпизода.
Герой эпизода Имена и прозвища героя Поступки и действия героя в эпизоде Черты характера героя, раскрывающиеся в эпизоде Изобразительновыразительные средства языка (выписать 3 примера) Как автор относится к герою?
21
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет значение литературоведческих терминов находит в тексте изобразительновыразительные средства; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя определяет значение героя в данном эпизоде и произведении в целом; 1
анализирует поступки и действия героя эпизода; 1
анализирует эпизоды художественного произведения; 1
Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям находит в тексте произведения имена и прозвища героев; 1
выделяет в произведении изобразительновыразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. 3
Всего баллов 8
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная прозаическая сказка»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет значение литературоведческих терминов. Затрудняется определять значение литературоведческих терминов. □ Допускает ошибки в определении в тексте изобразительновыразительных средств. □ Определяет значение литературоведческих терминов. □
Выделяет основные характеристики литературного героя. Затрудняется выделить основные характеристики литературного героя. □ Допускает ошибки в определении значения героя в данном эпизоде и произведении в целом/ анализирует поступки и действия героя эпизода/ определении черт характера героя, раскрывающиеся в эпизод е/анализ художественного произведения | | Выделяет основные характеристики литературного героя. □
Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. Затрудняется выделить выразительные средства и определить отношение автора к главным героям. □ Допускает ошибки в определении в тексте произведения имена и прозвища героев/ изобразительновыразительных средств, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. □ Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. □
23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях »
Цель обучения 5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему 5. ПО 4. Составлять простой план
5. АИ 9. Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет главную информацию
художественного произведения
• Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению
• Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задание
1. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
" У лукоморья"- это....
A) у морского залива
B) у опушки леса
C) у дуба
D) в берёзовой роще
2. Что означает словосочетание " неведомые дорожки"?
A) известный путь
B) неизвестные дороги
C) короткая дорожка
D) длинная дорожка
3. Кто служит царевне ?
A) стража
B) бурый медведь
C) бурый волк
D) 33 богатыря
4. Что хотел поведать всему свету А.С.Пушкин?
A) песенку
B) пословицу
C) рассказ
D) сказку
Уровень мыслительных навыков
24
5. Отметьте основную тему стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина.
A) сказочного мира
B) красоты природы
C) счастливого детсва Б)вечной любви
Схема выставления баллов
№ Ответ Общий балл
1 А 5
2 B
3 C
4 D
5 А
Задание
1. Вспомните вторую часть стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина. Перечислите, о каких чудесах говорит поэт. Составьте план этой части.
2. Напишите развёрнутый ответ на вопрос, что вам показалось самым невероятным и даже в сказках такое не встретишь?
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет главную информацию художественного произведения показывает глубокое понимание художественного произведения; 5
Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению составляет простой план, соблюдая последовательность изложения; 1
Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению выражает своё мнение; 3
подтверждает свой ответ примерами из текста произведения;
представляет полностью связную структуру, все пункты логически последовательны и взаимосвязаны.
Всего баллов 9
25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определить тему художественного произведения. □ Допускает ошибки в понимании содержания художественного произведения. □ Определяет главную информацию художественного произведения. | 1
Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению Затрудняется составить простой план для написания творческой работы по художественному произведению. | 1 Допускает ошибки в составлении простого плана/соблюдении последовательности изложения. □ Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению. □
Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению Затрудняется создать творческую работу по изученному художественному произведению. □ Допускает ошибки в представлении своего мнения/ подтверждении своего ответа примерами из текста произведения/ представлении полностью связной структуры. □ Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению. □
26
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
Цель обучения 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для
характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
5. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя
5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует эпизоды художественного произведения
• Выделяет основные характеристики литературного героя
• Находит изобразительные средства в художественном тексте
• Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте
• Оценивает усттные и писменнон выссказывания
Уровень мыслительных Навык высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Прочитайте эпизод «Спор детей о дороге» из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! - ответила Настя.
- Вот еще! - рассердился Митраша. - Люди шли, значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
- Кра! - крикнула в это время ворона в гнезде.
И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
- Смотри, - сказала она, - какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
- Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке. - Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, - сказала Настя. - И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
- Ну ладно, - резко повернул Митраша. - Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
27
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
- Кра! - закричала ворона.
И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
Деревья так жалобно стонали, что из полу обвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и так же, в тон деревьям, жалобно завыла.
Ответьте на вопросы.
1. Что происходит в природе после ссоры детей?
2. Как природа помогает понять характер и настроение спорящих?
3. Какие изобразительные средства использует автор?
4. Как изобразительные средства помогают понять происходящее?
5. Объясните, с какой целью М. Пришвин использовал в своем тексте выделенные слова?
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды художественного произведения объясняет поступки героев; 1
Находит изобразительные средства в художественном тексте определяет олицетворение в тексте; 1
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. объясняет роль олицетворений в тексте; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя определяет личные качества героя сказки-были; 1
Оценивает устные и письменные высказывания объясняет роль ключевых слов в тексте. 1
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует эпизоды художественного произведения Затрудняется анализировать эпизоды художественного произведения. [^] Допускает ошибки в объяснении поступков героев. □ Анализирует эпизоды художественного произведения. □
Находит изобразительные средства в художественном тексте Затрудняется находить изобразительные средства в художественном тексте. Допускает ошибки в определении олицетворения в тексте. □ Находит изобразительные средства в художественном тексте. □
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте Затрудняется анализировать роль изобразительных средств в художественном тексте. □ Допускает ошибки в объяснении роли олицетворений в тексте. □ Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. □
Выделяет основные характеристики литературного героя Затрудняется выделять основные характеристики литературного героя. |——| Допускает ошибки в определении личных качеств героя сказки-были. |—| Выделяет основные характеристики литературного героя. |——|
Оценивает устные и письменные высказывания Затрудняется оценивать устные и письменные высказывания. □ Допускает ошибки объяснении роли ключевых слов в тексте. □ Оценивает устные и письменные высказывания. □
Русская литература 5 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русская литература» (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ......................................4
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос».................................4
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос».................................7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ......................................11
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка».................. 11
Суммативное оценивание за раздел«Литературная поэтическая сказка»................... 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ......................................17
Суммативное оценивание за раздел«Литературная прозаическая сказка»..................17
Суммативное оценивание за тему«Литературная прозаическая сказка»....................20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ......................................24
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях ».24
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях»..27
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос»
Изучаемые произведения Героический эпос
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цель обучения 5. ПО2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему 5. ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос 5. АИ2. Определять основную мысль произведения при поддержке учителя
5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет главную информацию художественного произведения
• Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения
• Выделяет основную мысль произведения
• Отмечает основные характеристики литературного героя
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Ответьте на вопросы и выполните задания, приводя примеры из былины.
1. Перечислите главных героев былины.
2. Какие из данных героев являются положительными, а какие - отрицательными? Почему?
3. Что помогло Илье победить Соловья Разбойника?
4. Почему в былине народ воспевал подвиги богатыря?
5. Чему учит былина?
4
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет главную информацию художественного произведения перечисляет главных героев художественного произведения; 1
делит героев на положительных и отрицательных; 1
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения объясняет поступки героев; 1
подтверждает собственную позицию цитатами/примерами из художественного произведения; 1
Выделяет основную мысль произведения формулирует основную мысль художественного произведения; 1
Отмечает основные характеристики литературного героя. характеризует поступки персонажа художественного произведения. 1
Всего баллов 6
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Героический эпос»
ФИО обучающегося __________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определить основные сюжетные линии художественного произведения. □ Допускает ошибки в перечислении главных героев художественного произведения/ делении героев на положительных и отрицательных. |—| Определяет главную информацию художественного произведения. □
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определять главную информацию художественного произведения. □ Допускает ошибки в объяснении поступков героев/ подтверждении собственной позиции цитатами/примерами из художественного произведения. □ Определяет главную информацию художественного произведения. □
Выделяет основную мысль произведения Затрудняется выделять основную мысль произведения. □ Допускает ошибки в формулировании основной мысли художественного произведения. |—| Выделяет основную мысль произведения. □
Отмечает основные характеристики литературного героя. Затрудняется отмечать основные характеристики литературного героя. □ Допускает ошибки в характеристике поступков персонажей художественного произведения. | | Отмечает основные характеристики литературного героя. □
6
Суммативное оценивание за раздел «Героический эпос»
Изучаемые произведения Героический эпос
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель обучения 5. ПО 1. Понимать термины: художественная литература,
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)
5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя 5. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
Критерии оценивания Обучающийся
• Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения
• Определяет жанр художественного произведения
• Находит изобразительные средства в художественном тексте
• Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте
• Объясняет свое отношение к проблематике художественного произведения/ к персонажам
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
1. Продолжи предложение. Произведение М.Ю.
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка 20 минут
Лермонтова (укажи жанр).
«Бородино»
является
2. Впишите в таблицу 3 цитаты из произведения М. Лермонтова «Бородино», в которых есть выразительные средства. Укажите выразительное средсво. Объясните роль выразительного средства в тексте.
7
Обратите внимание на образец заполнения таблицы!!!
Цитата Изобразительные средства Роль изобразительных средств
«Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут». Сравнение Помогает увидеть несметное полчище врага.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения цитирует наизусть строки из художественного произведения (за каждую цитату 1 балл; 3
Определяет жанр художественног о произведения называет жанр художественного произведения; 1
Находит изобразительные средства в художественном тексте выделяет изобразительные средства в строках художественного произведения; 1
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте определяет роль изобразительных средств в цитатах из художественного произведения; 1
Объясняет свое отношение к проблематике художественного произведения/ к персонажам роли изобразительных средств в цитатах из художественного произведения. 1
Всего баллов 7
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Героический эпос»
ФИО обучающегося___________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения Затрудняется цитировать наизусть фрагменты художественного произведения. □ Допускает ошибки в цитирование наизусть строк из художественного произведения (за каждую цитату 1 балл). | | Цитирует наизусть фрагменты художественного произведения. □
Определяет жанр художественного произведения. Затрудняется определять жанр художественного произведения. □ Допускает ошибки в определении жанра художественного произведения. □ Верно пределяет жанр художественног о произведения. | |
Находит изобразительные средства в художественном тексте Затрудняется находить изобразительные средства в художественном тексте. □ Допускает ошибки в определении изобразительных средств в строках художественного произведения. □ Находит изобразительные средства в художественном тексте. □
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте Затрудняется анализировать роль изобразительных средств в художественном тексте. □ Допускает ошибки в определении роли изобразительных средств в цитатах из художественного произведения. | | Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. □
9
Объясняет свое отношение к Затрудняется объяснить свое
проблематике отношение к проблематике
художественного художественного произведения/ к
произведения/ к персонажам персонажам.
□
Допускает ошибки в определении Объясняет свое отношение к
роли изобразительных средств в проблематике
цитатах из художественного художественного
произведения. произведения/ к персонажам.
□ □
10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка»
Изучаемые произведения Литературная поэтическая сказка
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»
Цель обучения 5. ПО 5. Кратко пересказывать содержание произведения
или отрывка
5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Указывает на основные события художественного произведения
• Объясняет динамику развития чувств главного героя
• Анализирует эпизоды художественного произведения
• Выделяет основные характеристики литературного героя
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Прочитайте отрывок из сказки В. А. Жуковского и ответьте кратко на вопросы.
Царь догадался и ахнул.
"Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый Демон, меня!" Так он подумал и горько, горько заплакал.
Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца На руки взявши, царь Берендей любовался им долго,
Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал.
О тайне
Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален - он все дожидался: вот придут за сыном;
Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью.
Время, однако, текло, а никто не являлся. Царевич Рос не по дням - по часам; и сделался чудо-красавец.
Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось, Вовсе забыл... но другие не так забывчивы были.
11
1. Почему царь Берендей сразу не рассказал жене о том, что придётся отдать Кощею долгожданного сына?
2. Как это характеризует царя Берендея?
3. Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
4. Напишите о своём отношении к царю Берендею.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Указывает на основные события художественного произведения . приводит примеры из текста, используя слова и обороты из сказки В.А. Жуковского; 1
Объясняет динамику развития чувств главного героя . отвечает на поставленные вопросы, опираясь на прочитанный текст; 1
Анализирует эпизоды художественного произведения. объясняет поступки героев; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя. выбирает особые приметы героя сказки; 1
определяет личные качества героя сказки; 1
объясняет свое отношение к персонажу. 1
Всего баллов 6
12
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная поэтическая сказка»
ФИО обучающегося:____________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Указывает на основные события художественного произведения Затрудняется указать на основные события художественного произведения. □ Допускает ошибки в цитировании примеров из текста для подтверждения основных событий художественного произведения. □ Указывает на основные события художественного произведения. П
Объясняет динамику развития чувств главного героя Затрудняется объяснить динамику развития чувств главного героя. □ Допускает ошибки в ответах на поставленные вопросы. □ Объясняет динамику развития чувств главного героя. □
Анализирует эпизоды художественного произведения Затрудняется анализировать эпизоды художественного произведения. Допускает ошибки в пояснении о поступках героев. □ Анализирует эпизоды художественного произведения.
Выделяет основные характеристики литературного героя Затрудняется выделять основные характеристики литературного героя. П Допускает ошибки в выборе особых примет героя сказки/ определении личных качеств героя сказки/ объяснении своего отношения к персонажу. □ Выделяет основные характеристики литературного героя. □
13
Суммативное оценивание за раздел «Литературная поэтическая сказка»
Изучаемые произведения
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Прочитайте фрагмент из произведения, определите, к какому жанру относится данное произведение: стихотворение, поэма, песнь, литературная сказка. Обоснуйте свой ответ.
Ей в приданое дано Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Литературная поэтическая сказка
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя
5. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя
Обучающийся
• Выделяет признаки жанра в художественном произведении
• Указывает жанр художественного произведения.
• Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки
• Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений
Навыки высокого порядка
14
2. Соотнесите композиционные элементы с данными фрагментами.
1 Экспозиция А Пробуждение царевны. Смерть мачехи. Свадьба Елисея и царевны
2 Завязка В Царь отправляется в поход. Царица ждёт царя из похода. Рождение дочери.
Возвращение царя. Смерть царицы.
Развитие действия
3 С Женитьба царя.
4 Развитие действия D Елисей отправляется в путь дорогу. Поиски царевны.
5 Кульминация E Мачеха хочет избавиться от царевны. Заговор с чернавкой. Царевна в тереме у 7 богатырей.
Развязка
6 F Царевна съедает отравленное яблоко.
3. Укажите 3 сходства в сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: сходство по жанру; сходство в героях; сходство в событиях. Запишите ответы в таблицу.
«Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выделяет признаки жанра в художественном произведении находит жанровые признаки в предложенных фрагментах; 1
Указывает жанр художественного произведения определяет жанр фрагментов художественных произведений на основе признаков; 1
Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки выделяет в тексте сказки экспозицию; 1
выделяет в тексте сказки завязку; 1
определяет фрагменты, относящиеся к развитию действия; 1
находит кульминационный момент в сказке; 1
Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений выделяет сходство в героях; 1
выделяет сходство в событиях; 1
объясняет сходство жанров двух сказок. 1
Всего баллов 9
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная поэтическая сказка»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выделяет признаки жанра в художественном произведении Затрудняется выделить признаки жанра в художественном произведении. □ Допускает ошибки в определении жанровых признаков в предложенных фрагментах. j—| Выделяет признаки жанра в художественном произведении. □
Указывает жанр художественного произведения Затрудняется определить жанр художественного произведения. □ Допускает ошибки в определении жанра художественного произведения на основе признаков. | 1 Указывает жанр художественного произведения. □
Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки Затрудняется выделить в тексте художественного произведения элементы композиции. □ Допускает ошибки в определении в тексте сказки экспозиции/завязки/ фрагментов, относящиеся к развитию действия/ кульминационного момента в сказке. |—| Выделяет в тексте произведения элементы композиции сказки. □
Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений. Затрудняется сравнить произведения русской и мировой литературы. □ Допускает ошибки в выделении сходства в героях/ сходства в событиях/ сходств жанров двух сказок. □ Объясняет сходства и различия на основе сравнения двух произведений. □
16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Литературная прозаическая сказка»
Раздел/ Тема Литературная прозаическая сказка
Цель обучения 5.ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос
5. АИ2. Определять основную мысль произведения при поддержке учителя
5. АИ 6. Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.
5. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя
Критерии оценивания Обучающийся
• Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения.
• Выделяет основную мысль произведения
• Анализирует художественное пространство
• Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания 1
Ответьте на вопросы
1. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и Роза», а не «Соловей и Студент»?
2. Сравните, что говорят о Любви студент и Соловей.
Чьё мнение вы разделяете?
Студент Соловей
«Г лупость - эта Любовь. В ней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична». «Любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».
17
Задания 1
Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Сравните её с фрагментом из сказки О. Уайльда «Соловей и роза».
Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь.
Использовали бы вы данную иллюстрацию для оформления сказки О. Уальда «Соловей и роза». Объясни своё мнение.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения отвечает на 2 вопроса по прочитанному произведению; 2
Выделяет основную мысль произведения формулирует основную мысль художественного произведения; 1
Анализирует художественное пространство выделяет в тексте элементы художественного пространства; 1
Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства сравнивает иллюстрацию с художественным текстом; 1
определяет сходства и различия двух видов искусства. 1
Всего баллов 6
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная прозаическая сказка»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения Затрудняется отвечать на поставленные вопросы по содержанию художественного произведения. Q Допускает ошибки в ответах на 2 вопроса по прочитанному произведению. □ Дает краткие/полные ответы на вопросы по содержанию художественного произведения. □
Выделяет основную мысль произведения Затрудняется определить основную мысль художественного произведения. | Допускает ошибки в формулировании основной мысли художественного произведения. □ Выделяет основную мысль произведения. □
Анализирует художественное пространство Затрудняется анализировать художественное пространство. □ Допускает ошибки в выделении в тексте элементов художественного пространства. □ Анализирует художественное пространство. □
Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства Затрудняется сравнить художественное произведение с произведениями других видов искусства. | | Допускает ошибки в сравнении иллюстрации с художественным текстом. □ Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства. □
19
Суммативное оценивание за тему «Литературная прозаическая сказка»
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
ПО 1. Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя. 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 7. Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя
Обучающийся
• Определяет значение литературоведческих терминов
• Выделяет основные характеристики литературного героя
• Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка 20 минут
20
Задание 1
Прочитайте эпизод из произведения К. Паустовского «Теплый хлеб».
(...) Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!».
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. (...)
Задание 2
Заполните таблицу примерами из текста, характеризуя героев эпизода.
Герой эпизода Имена и прозвища героя Поступки и действия героя в эпизоде Черты характера героя, раскрывающиеся в эпизоде Изобразительновыразительные средства языка (выписать 3 примера) Как автор относится к герою?
21
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет значение литературоведческих терминов находит в тексте изобразительновыразительные средства; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя определяет значение героя в данном эпизоде и произведении в целом; 1
анализирует поступки и действия героя эпизода; 1
анализирует эпизоды художественного произведения; 1
Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям находит в тексте произведения имена и прозвища героев; 1
выделяет в произведении изобразительновыразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. 3
Всего баллов 8
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Литературная прозаическая сказка»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет значение литературоведческих терминов. Затрудняется определять значение литературоведческих терминов. □ Допускает ошибки в определении в тексте изобразительновыразительных средств. □ Определяет значение литературоведческих терминов. □
Выделяет основные характеристики литературного героя. Затрудняется выделить основные характеристики литературного героя. □ Допускает ошибки в определении значения героя в данном эпизоде и произведении в целом/ анализирует поступки и действия героя эпизода/ определении черт характера героя, раскрывающиеся в эпизод е/анализ художественного произведения | | Выделяет основные характеристики литературного героя. □
Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. Затрудняется выделить выразительные средства и определить отношение автора к главным героям. □ Допускает ошибки в определении в тексте произведения имена и прозвища героев/ изобразительновыразительных средств, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. □ Выделяет изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главным героям. □
23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях »
Цель обучения 5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему 5. ПО 4. Составлять простой план
5. АИ 9. Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет главную информацию
художественного произведения
• Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению
• Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению
Знание и понимание Применение
Навык высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задание
1. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
" У лукоморья"- это....
A) у морского залива
B) у опушки леса
C) у дуба
D) в берёзовой роще
2. Что означает словосочетание " неведомые дорожки"?
A) известный путь
B) неизвестные дороги
C) короткая дорожка
D) длинная дорожка
3. Кто служит царевне ?
A) стража
B) бурый медведь
C) бурый волк
D) 33 богатыря
4. Что хотел поведать всему свету А.С.Пушкин?
A) песенку
B) пословицу
C) рассказ
D) сказку
Уровень мыслительных навыков
24
5. Отметьте основную тему стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина.
A) сказочного мира
B) красоты природы
C) счастливого детсва Б)вечной любви
Схема выставления баллов
№ Ответ Общий балл
1 А 5
2 B
3 C
4 D
5 А
Задание
1. Вспомните вторую часть стихотворения «У лукоморья дуб зелёный» А.С. Пушкина. Перечислите, о каких чудесах говорит поэт. Составьте план этой части.
2. Напишите развёрнутый ответ на вопрос, что вам показалось самым невероятным и даже в сказках такое не встретишь?
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет главную информацию художественного произведения показывает глубокое понимание художественного произведения; 5
Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению составляет простой план, соблюдая последовательность изложения; 1
Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению выражает своё мнение; 3
подтверждает свой ответ примерами из текста произведения;
представляет полностью связную структуру, все пункты логически последовательны и взаимосвязаны.
Всего баллов 9
25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет главную информацию художественного произведения Затрудняется определить тему художественного произведения. □ Допускает ошибки в понимании содержания художественного произведения. □ Определяет главную информацию художественного произведения. | 1
Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению Затрудняется составить простой план для написания творческой работы по художественному произведению. | 1 Допускает ошибки в составлении простого плана/соблюдении последовательности изложения. □ Составляет простой план для написания творческой работы по художественному произведению. □
Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению Затрудняется создать творческую работу по изученному художественному произведению. □ Допускает ошибки в представлении своего мнения/ подтверждении своего ответа примерами из текста произведения/ представлении полностью связной структуры. □ Создаёт творческую работу по изученному художественному произведению. □
26
Суммативное оценивание за тему «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
Цель обучения 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для
характеристики главных героев, при поддержке учителя 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
5. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя
5. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует эпизоды художественного произведения
• Выделяет основные характеристики литературного героя
• Находит изобразительные средства в художественном тексте
• Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте
• Оценивает усттные и писменнон выссказывания
Уровень мыслительных Навык высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Прочитайте эпизод «Спор детей о дороге» из сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! - ответила Настя.
- Вот еще! - рассердился Митраша. - Люди шли, значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
- Кра! - крикнула в это время ворона в гнезде.
И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
- Смотри, - сказала она, - какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
- Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке. - Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, - сказала Настя. - И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
- Ну ладно, - резко повернул Митраша. - Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
27
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
- Кра! - закричала ворона.
И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
Деревья так жалобно стонали, что из полу обвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и так же, в тон деревьям, жалобно завыла.
Ответьте на вопросы.
1. Что происходит в природе после ссоры детей?
2. Как природа помогает понять характер и настроение спорящих?
3. Какие изобразительные средства использует автор?
4. Как изобразительные средства помогают понять происходящее?
5. Объясните, с какой целью М. Пришвин использовал в своем тексте выделенные слова?
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды художественного произведения объясняет поступки героев; 1
Находит изобразительные средства в художественном тексте определяет олицетворение в тексте; 1
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. объясняет роль олицетворений в тексте; 1
Выделяет основные характеристики литературного героя определяет личные качества героя сказки-были; 1
Оценивает устные и письменные высказывания объясняет роль ключевых слов в тексте. 1
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует эпизоды художественного произведения Затрудняется анализировать эпизоды художественного произведения. [^] Допускает ошибки в объяснении поступков героев. □ Анализирует эпизоды художественного произведения. □
Находит изобразительные средства в художественном тексте Затрудняется находить изобразительные средства в художественном тексте. Допускает ошибки в определении олицетворения в тексте. □ Находит изобразительные средства в художественном тексте. □
Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте Затрудняется анализировать роль изобразительных средств в художественном тексте. □ Допускает ошибки в объяснении роли олицетворений в тексте. □ Анализирует роль изобразительных средств в художественном тексте. □
Выделяет основные характеристики литературного героя Затрудняется выделять основные характеристики литературного героя. |——| Допускает ошибки в определении личных качеств героя сказки-были. |—| Выделяет основные характеристики литературного героя. |——|
Оценивает устные и письменные высказывания Затрудняется оценивать устные и письменные высказывания. □ Допускает ошибки объяснении роли ключевых слов в тексте. □ Оценивает устные и письменные высказывания. □