СОР Русская литература 8 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русская литература
(с русским языком обучения)
8 класс


Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,

организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для

учащихся 8 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе типовой учебной

программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего

образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.

Суммативное оценивание в 8 классе проводится в 1, 2, 3 и 4 четвертях.

Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю

определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.

Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических

рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.

Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).

Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ.



СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 4

Раздел «Дети и взрослые»......................................................................................................................4

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 9

Раздел «Любовь и честь» ........................................................................................................................9

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 14

Раздел «Сатира и юмор» .......................................................................................................................14

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................. 21

Раздел «Мечты и реальность» ..............................................................................................................21







ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Дети и взрослые»



А. Некрасов «Школьник», «Крестьянские дети»
Тема Н.

пределять тему и идею произведения, выражая свое
Цель обучения 8.2.2.1 О
мнение о проблематике
8.1.5.1 Пересказывать содержание произведения или отрывка,
используя разные приемы цитирования
бучающийся:
Критерий оценивания О

Определяет тему и идею произведения

• Выражает свое мнение о поднимаемой проблеме

• Пересказывает содержание произведения от лица
персонажа, используя приемы цитирования
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Определите тему и основную мысль стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети».

2. Прочитайте отрывок стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какая
проблема поднимается автором? Ваше отношение к данной проблеме.

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...»

3. Перескажите содержание стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» от лица
персонажа, используя цитаты из текста.






4 ПРОЕКТ

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Определяет тему и идею 1 находит в тексте ключевые слова и 1
произведения словосочетания;
оп
ределяет тему стихотворения; 1

определяет основную мысль 1
стихотворения;

выражает свое мнение о 2 Определяет проблему по 1
поднимаемой проблеме предложенному отрывку;
В
ыражает свое отношение к 1
проблеме;

Пересказывает 3 передает содержание стихотворения 1
содержание произведения от лица персонажа;
от лица персонажа,
использует цитаты из текста. 1
используя приемы
цитирования

Всего баллов 7


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дети и взрослые»

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет тему и идею Затрудняется в определении темы Определяет тему и идею текста, Определяет тему и идею текста,
произведения. и идеи текста. близкую по смыслу к точно отражающую смысл
равильному ответу. стихотворения.
п



Выражает свое мнение о Затрудняется в определении Определяет проблему по Точно определяет проблему по
поднимаемой проблеме. проблемы по предложенному предложенному отрывку, слабо предложенному отрывку,
трывку, не выражает свое выражает свое мнение. выражает свое мнение.
о
мнение.



Пересказывает содержание Пересказывает содержание Пересказывает содержание Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа, произведения от лица персонажа, произведения от лица персонажа, произведения от лица персонажа
используя приемы цитирования. не используя при этом цитаты из испытывая некоторые близко к тексту, свободно
емы цитирования.
текста. затруднения при цитировании. используя при


















6 ПРОЕКТ

Раздел «Дети и взрослые»

. Распутин «Уроки фрацузского», Ч. Айтматов «Белый
Тема В
пароход»
понимать термины: романтизм и реализм как
Цель обучения 8.1.1.1
литературные направления, исторический образ
(персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ,
психологический параллелизм, афоризм, эпиграф,
прототип, автобиографизм
8.1.4.1 Составлять сложный цитатный план
8.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять значение вставных эпизодов
бучающийся:
Критерий оценивания О

Понимает значение термина

• Составляет сложный план сочинения

• Определяет вставные эпизоды в произведении

• Объясняет значение эпизода произведения
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Объясните значение термина «прототип». Кто стал прототипом учителя
французского языка в рассказе «Уроки французского»?
2. Составьте сложный план сочинения «Что такое доброта?» (по произведению В.
Распутина «Уроки французского», в плане по возможности используйте цитаты)
3. Какие две сказки использовал Ч. Айтматов в повести «Белый пароход»?

Первая ____________________________________
Вторая ____________________________________
Какую роль играют вставные эпизоды в раскрытии идеи произведения?


Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Понимает значение 1 объясняет значение термина 1
литературного термина «прототип»;

определяет прототипа героини рассказа; 1

Составляет сложный план 2 составляет сложный план сочинения 1
сочинения оф
ормляет план в соответствии с 1
грамматическими правилами;

Определяет вставные 3 называет сказки, использованные 1
эпизоды в произведении автором;

Объясняет значение определяет роль эпизодов в 1
эпизода произведения произведении;
св
язывает вставные эпизоды с идеей 1
произведения.

Всего баллов 7







7 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дети и взрослые»

Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Н
изкий Средний Высокий

Понимает значение Демонстрирует удовлетворительный Демонстрирует достаточный Демонстрирует высокий уровень
литературного уровень понимания значения уровень понимания значения понимания значения литературного
термина литературного термина литературного термина термина




Составляет сложный Демонстрирует низкий уровень Демонстрирует средний уровень Демонстрирует высокий уровень навыков
план сочинения навыков составления сложного навыков составления сложного составления сложного плана; соблюдает
плана; нарушает трехчастную плана; соблюдает трехчастную трехчастную структуру текста; точно и
структуру текста; допускает грубые структуру текста; допускает грамотно формулирует пункты плана.
ошибки в формулировании пунктов негрубые ошибки в
плана. формулировании пунктов плана.




Определяет вставные Не определяет элементы Частично определяет элементы Точно определяет элементы композиции
эпизоды в композиции произведения композиции произведения произведения
произведении



Объясняет значение Пытается объяснить значение Достаточно хорошо выражает свои Уверенно выражает свои мысли при
эпизода произведения эпизода произведения мысли при объяснении значения объяснении значения эпизода
эпизода произведения произведения









8 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Любовь и честь»


. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Тема У
пределять жанр и его признаки (трагедия, комедия,
Цель обучения 8.2.2.1 О
поэма)
8.2.7.1 Определять способы выражения авторского
отношения к героям
8.2.9.1 Писать творческие работы (письмо литературному
герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его
поступкам, используя изобразительные средства
бучающийся:
Критерий оценивания О

Определяет жанр и его признаки

• Определяет отношение автора к поднимаемой
проблеме

• Пишет письмо литературному герою, выражая личное
отношение к его поступкам
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Дайте определение термину «трагедия» и назовите основные признаки этого жанра
на примере произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
2. Напишите от имени автора трагедии, почему решением конфликта между семьями
стала гибель двух любящих сердец.
3. Напишите письмо одному из героев стихотворения О. Сулейменова «Последнее
его
слово акына Смета» (акын Смет, акын Азербай, Баян) и выразите свое мнение о
поступке.


Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания О
бучающийся

Определяет жанр и 1 дает определение термину «трагедия»; 1
его признаки н
азывает жанровые особенности трагедии 1
н
а примере произведения «Ромео и
Джульетта»;

Определяет 2 определяет проблему произведения; 1
отношение автора к
объясняет причины конфликта между 1
поднимаемой
семьями;
проблеме ар
гументирует свои ответы, опираясь на 1
содержание произведения

выражает отношение автора к поднимаемой 1
проблеме;

Пишет письмо 3 пишет письмо одному из героев 1
литературному герою, стихотворения в соответствии с жанровыми
особенностями;
выражая личное
отношение к его
выражает свое отношение к поступкам 1
поступкам ге
роя.

Всего баллов 8


9 ПРОЕКТ



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Любовь и честь»


Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Н
изкий Средний Высокий

Определяет жанр и Пытается определить жанр и Определяет жанр и некоторые Определяет жанр и жанровые
его признаки. жанровые особенности жанровые особенности особенности произведения.
оизведения. произведения.
пр





Определяет Пытается определить проблему, Хорошо определяет проблему, Демонстрирует высокий уровень
отношение автора к объяснить причины конфликта и объясняет причины конфликта и понимания проблемы и конфликта,
поднимаемой сформулировать отношение автора формулирует отношение автора к формулирует отношение автора к
проблеме. к поднимаемой проблеме. поднимаемой проблеме. поднимаемой проблеме.





Пишет письмо Частично соблюдает жанровые Соблюдает жанровые особенности Соблюдает жанровые особенности
литературному особенности письма, не выражает письма, частично выражает письма, выражает личное
герою, выражая личное отношение к поступкам личное отношение к поступкам отношение к поступкам героя.
личное отношение к героя. героя.
его поступкам.












10 ПРОЕКТ

Раздел «Любовь и честь»


.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Тема А

онимать художественное произведение,
Цель обучения 8.1.2.1 П
критически осмысливая; различать открытую и скрытую
(подтекст) информацию
8.2.6.1 Анализировать систему образов, хронотоп,
структуру произведения и оформлять свое представление
с помощью различных способов свертывания информации
(схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты,
ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
8.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства

бучающийся:
Критерий оценивания О

Критически осмысливает содержание
художественного произведения

• Анализирует образ героя художественного
произведения

• Представляет результаты анализа в виде схемы или
ментальной карты

• Сопоставляет эпизод художественного
произведения с иллюстрацией
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
выделите в нем слова и словосочетания, указывающие на скрытый смысл сказки.
Объясните значение сказки в раскрытии проблемы повести.

«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у
ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-все
только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь,
а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же».
Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон
стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал
ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой
кровью, а там что Бог даст!»
– Какова калмыцкая сказка?
– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать
мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал».
2. Проанализируйте образ Савельича и представьте свою работу в виде схемы или
ментальной карты, опираясь на следующие пункты:


11 ПРОЕКТ

• черты характера Савельича;

• чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность
Гриневу?

• как ведет себя Савельич, когда Пугачев хочет повесить Гринева?
3. Рассмотрите иллюстрацию и определите, какой эпизод изображен на ней. Как
представлены образы Гринева и Пугачева? Какие качества Пугачева проявляются
в этом эпизоде? Удалось ли художнику передать идею автора?















Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся:

Критически осмысливает выделяет в тексте слова, содержащие 1
1
содержание подтекст;
художественного
объясняет роль эпизода в развитии 1
произведения сю
жета произведения;

объясняет связь эпизода с проблемой 1
произведения;

Анализирует образ героя выделяет черты характера героя 1
2
художественного произведения;
произведения
объясняет причины поступков героя; 1

Представляет результаты составляет схему или ментальную 1
анализа в виде схемы или карту, раскрывающую образ героя
ментальной карты произведения;

Сопоставляет эпизод определяет соответствующий 1
3
художественного иллюстрации эпизод;
произведения с
азывает качества героев 1
иллюстрацией н
произведения, представленные в
данном эпизоде;

объясняет, как иллюстрация передает 1
идею автора.

Всего баллов 9








12 ПРОЕКТ


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Любовь и честь»

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Критически осмысливает Слабо различает открытую и Различает открытую и скрытую Различает открытую и скрытую
содержание художественного скрытую информацию. Испытывает информацию. Недостаточно полно информацию. Объясняет значение
произведения затруднения при объяснении объясняет значение фрагмента в фрагмента в содержании
зна
чения фрагмента в содержании содержании произведения. произведения.
оизведения.
пр


Анализирует образ героя Демонстрирует низкий уровень Демонстрирует средний уровень Демонстрирует высокий уровень
художественного произведения анализа образа героя, затрудняется анализа образа героя, выделяет анализа образа героя, выделяет
выд
елить черты характера героя некоторые черты характера героя черты характера героя
пр
оизведения, дать объяснение произведения, дает объяснение произведения, дает
п
оступкам героя поступкам героя аргументированное объяснение
п
оступкам героя



Представляет результаты Составляет схему или ментальную Составляет схему или ментальную Составляет схему или ментальную
анализа в виде схемы или карту, слабо раскрывающую черты карту, частично отражающую карту, полностью отражающую
ментальной карты характера героя произведения черты характера героя черты характера героя
произведения произведения


Сопоставляет эпизод Затрудняется определить эпизод, Определяет эпизод, Определяет эпизод,
художественного произведения соответствующий иллюстрации, соответствующий иллюстрации, соответствующий иллюстрации,
называет качества героев называет качества героев
с иллюстрацией называет некоторые качества героев
произведения, представленные в произведения, представленные в
произведения, представленные в
данном эпизоде, но не объясняет, данном эпизоде, объясняет, как
данном эпизоде, затрудняется
как иллюстрация передает идею иллюстрация передает идею
объяснить, как иллюстрация
втора автора
передает идею автора а






13 ПРОЕКТ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ


Раздел «Сатира и юмор»


И. Фонвизин «Недоросль»
Тема Д.

равнивать художественное произведение с
Цель обучения 8.3.2.1 С
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства
8.2.4.1 Анализировать эпизоды произведений, объяснять
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета
8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на вопрос
бучающийся:
Критерий оценивания О

Дает аргументированные ответы на вопросы;

• Анализирует эпизод произведения, объясняя его
связь с проблематикой произведения;

• Сопоставляет произведения художественной
литературы и живописи;

• Характеризует специфические средства создания
образов в разных видах искусства;

• Определяет сходства и различия в образах героев.
Знание и понимание
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Рассмотрите иллюстрацию. Проанализируйте, как художник передает характеры
персонажей и действие пьесы.

2. Проанализируйте эпизод «Вранье Хлестакова» (действие первое, явление VI-VII).

3. Ответьте на вопрос: в чем сходство и различие комедии и иллюстрации к ней? Для
аргументации пользуйтесь цитатами из текста пьесы.


















14 ПРОЕКТ


http://ilibrary.ru/text/473/p.3/
ссылка на текст произведения



















Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Характеризует 1 называет средства изображения 1
специфические средства персонажей на иллюстрации;
создания образов в
объясняет связь иллюстрации с 1
разных видах искусства т
екстом пьесы;

Определяет сходства и определяет сходства героев в 1
различия в образах героев иллюстрации и пьесе;

определяет различия героев в 1
иллюстрации и пьесе;

Сопоставляет сопоставляет иллюстрацию с текстом 1
произведения пьесы;
художественной
литературы и живописи

Анализирует эпизод 2 определяет границы эпизода; 1
произведения, объясняя
объясняет связь эпизода с 1
его связь с проблематикой
проблематикой произведения;
произведения о
бъясняет роль эпизода в развитии 1
сюжета;

Дает аргументированные 3 дает развернутый ответ на вопрос; 1
ответы на вопросы п
риводит не менее 3 аргументов. 1

Всего баллов 10












15 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сатира и юмор»

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Дает аргументированные ответы Демонстрирует элементарный Демонстрирует достаточный Приводит четкие, логически
на вопросы. уровень навыка составления уровень навыка составления последовательные аргументы
аргументированного ответа на аргументированного ответа на при формулировании ответа на
вопрос. вопрос. вопрос.




Анализирует эпизод Демонстрирует низкий уровень Демонстрирует достаточный Демонстрирует высокий
произведения, объясняя его связь навыка анализа эпизода уровень навыка анализа эпизода уровень навыка анализа
с проблематикой произведения. произведения, слабо объясняя его произведения, объясняя его связь с эпизода произведения,
язь с проблематикой проблематикой произведения. объясняя его связь с
св
произведения. проблематикой произведения.





Сопоставляет произведения Сопоставляет произведения Сопоставляет произведения Сопоставляет произведения
художественной литературы и художественной литературы и художественной литературы и художественной литературы и
живописи. живописи на низком уровне. живописи на достаточном уровне. живописи на высоком уровне.












16 ПРОЕКТ

Характеризует специфические Неполно и поверхностно На достаточном уровне На высоком уровне
средства создания образов в характеризует средства создания характеризует средства создания характеризует средства
разных видах искусства. образов в живописи и в образов в разных видах искусства. создания образов в разных
литературе. видах искусства.





Определяет сходства и различия в На низком уровне сравнивает Неполно и недостаточно Полно и последовательно
образах героев. образы героев эпизода и последовательно сравнивает сравнивает образы героев
иллюстрации, не находит сходства образы героев эпизода и эпизода и иллюстрации,
и различия. иллюстрации, находит сходства и находит сходства и различия.
р
азличия.

























17 ПРОЕКТ

Раздел «Сатира и юмор»


.П. Чехов «Хамелеон»
Тема А

ересказывать содержание произведения или отрывка,
Цель обучения 8.1.5.1 П
используя разные приемы цитирования
8.2.8.1 Анализировать способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические
фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы (символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и др.)
бучающийся:
Критерий оценивания О

Пересказывает содержание произведения от лица
персонажа, используя приемы цитирования

• Выявляет детали, используемые автором для
характеристики героев произведения

• Объясняет роль «говорящих» фамилий для раскрытия
образа героя произведения
Знание и понимание, применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Перескажите кратко содержание рассказа от имени Очумелова, используя цитаты
из текста.
2. Какие художественные детали использует автор для характеристики героев
рассказа «Хамелеон»? Приведите примеры из текста для подтверждения своих
ответов.
3. С какой целью А. Чехов использует прием «говорящих» фамилий? Какой смысл
вкладывает автор в значение фамилии Очумелова? Как значение фамилии героя
помогает раскрыть его образ?


Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Пересказывает 1 кратко передает содержание 1
содержание произведения произведения от лица персонажа;
от лица персонажа,
использует 1-ю цитату из текста; 1
используя приемы
спользует 2-ю цитату из текста; 1
цитирования и
использует 3-ю цитату из текста; 1

Выявляет детали, 2 определяет 1-ю деталь, 1
используемые автором характеризующую героев произведения;
для характеристики
определяет 2-ю деталь, 1
героев произведения х
арактеризующую героев произведения;

определяет 3-ю деталь, 1
характеризующую героев произведения;

подтверждает свои ответы примерами 1
из текста;

Объясняет роль 3 объясняет роль «говорящих» фамилий 1
«говорящих» фамилий для характеристики героя;


18 ПРОЕКТ

для раскрытия образа раскрывает значение фамилии главного 1
героя произведения героя произведения.

Всего баллов 10



















































19 ПРОЕКТ



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сатира и юмор»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Пересказывает Пересказывает содержание Пересказывает содержание Пересказывает содержание
содержание произведения от лица персонажа, не произведения от лица персонажа, произведения от лица персонажа
произведения от лица используя при этом цитаты из испытывая некоторые близко к тексту, свободно используя
персонажа, используя текста. затруднения при цитировании. приемы цитирования.
приемы цитирования.




Выявляет детали, Пытается определить детали, Определяет 1-2 детали, Определяет не менее 3-х деталей,
используемые автором характеризующие героев характеризующие героев характеризующих героев
для характеристики произведения, не подтверждает произведения, подтверждает произведения, подтверждает свои
героев произведения. свои ответы примерами из текста. свои ответы примерами из ответы примерами из текста.
текста.



Объясняет роль Пытается объяснить роль Объясняет роль «говорящих» Объясняет роль «говорящих»
«говорящих» фамилий «говорящих» фамилий для фамилий для характеристики фамилий для характеристики героя,
для раскрытия образа характеристики героя, неверно героя, недостаточно точно точно раскрывает значение фамилии
героя произведения. объясняет значение фамилии героя раскрывает значение фамилии главного героя произведения.
пр
оизведения. главного героя произведения.











20 ПРОЕКТ



ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Мечты и реальность»

. Лермонтов «Мцыри», А. Грин «Алые паруса»
Тема М

нализировать эпизоды произведений, объяснять
Цель обучения 8.2.4.1 А
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета
8.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая
свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев,
позицию автора
бучающийся:
Критерий оценивания О

Анализирует эпизоды, важные для характеристики
главного героя и раскрытия идеи произведения;

• Д
ает оценку поведению и поступкам героев
произведения.
Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м

Задания
1. Проанализируйте эпизод из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» по своему выбору.
Для анализа используйте данный план, для характеристики героев используйте
цитаты из текста произведения.
1. Место и роль эпизода в произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и после).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли произведения (через обстоятельства,
конфликт, описания, монолог, диалог, поступки и психологию героев).
6. Средства художественной выразительности.

2. Выразите свое отношение к жителям Каперны – героям произведения А. Грина
«Алые паруса». Для подтверждения своих слов приведите примеры из текста
произведения. В своем ответе опирайтесь на следующие пункты:

• мнение сказочника о жителях;

• отношение жителей Каперны к Лонгрену и Ассоль;

• черты Ассоль и ее отца Лонгрена, отличающие их от жителей Каперны.



Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Анализирует эпизоды, анализирует эпизод, важный для 1
1
важные для раскрытия образа героя;
характеристики главного
использует соответствующие цитаты из 1
героя и раскрытия идеи т
екста произведения;

определяет роль эпизода для передачи 1
основной мысли;

Дает оценку поведению и оценивает поведение и поступки героев 1
2
поступкам героев произведения;

21 ПРОЕКТ

произведения выражает свое отношение к героям 1
произведения;

подтверждает свои утверждения 1-м 1
примером из текста

подтверждает свои утверждения 2-м 1
примером из текста

подтверждает свои утверждения 3-м 1
примером из текста

Всего баллов 8



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мечты и реальность»

Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Анализирует эпизоды, Демонстрирует элементарное Демонстрирует достаточное знание Демонстрирует глубокое знание
важные для знание содержания и фрагментов содержания и фрагментов и понимание содержания и
характеристики главного произведения, связанных с произведения, связанных с фрагментов произведения,
героя и раскрытия идеи. характеристикой героя, не характеристикой героя, использует связанных с характеристикой
использует цитаты из текста цитаты из текста произведения. героя, использует
произведения. соответствующие цитаты из
екста произведения.
т




Дает оценку поведению Пытается выразить свое На среднем уровне оценивает На высоком уровне оценивает
и поступкам героев отношение к поведению и поведение и поступки героев поведение и поступки героев
произведения. поступкам героя, не подтверждает произведения, подтверждает свои произведения, подтверждает свои
свои утверждения примерами из
утверждения примерами из текста. утверждения примерами из
текста. т
екста.





Раздел «Мечты и реальность»

ечты и реальность
Тема М

оставлять сложный цитатный план
Цель обучения 8.3.4.1 С
8.2.9.1 Писать творческие работы (сочинение, эссе,
лирическое произведение о литературных героях,
сравнительная характеристика и др.), давая этическую
оценку поведения и поступков героя, используя
изобразительные средства

бучающийся:
Критерий оценивания О

Составляет сложный цитатный план

• Пишет творческую работу (сочинение), давая
этическую оценку поведения и поступков героя,
используя изобразительные средства


Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м


Задания

1. Составьте сложный цитатный план к сочинению на тему «Чаще всего человек ищет
свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека» (С. Мизеров).

2. Напишите сочинение на тему «Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и
так, что мечта находит человека» (С. Мизеров). В своем сочинении дайте оценку
поведения героев и используйте изобразительные средства и примеры из текста.




Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся


Составляет сложный 1 составляет сложный план; 1
цитатный план

для составления плана использует 1
цитаты;

оформляет план в соответствии с 1
грамматическими нормами;

Пишет творческую работу 2 пишет творческую работу; 1
(сочинение), давая
этическую оценку
дает этическую оценку поведения и 1
поведению и поступкам
поступков героев произведения;
героя, используя
изобразительные средства и
спользует изобразительные средства; 1


использует 1-й пример из текста 1



24 ПРОЕКТ

использует 2-й пример из текста 1


использует 3-й пример из текста 1


Всего баллов 9










Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мечты и реальность»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Составляет сложный Демонстрирует Демонстрирует достаточный Демонстрирует высокий уровень навыка
цитатный план. элементарный уровень навыка составления составления сложного цитатного плана.
уровень навыка сложного цитатного плана.
составления
сложного цитатного
плана.


Пишет творческую работу Удовлетворительно Хорошо выражает мысли и Эффективно выражает мысли и идеи в
(сочинение), давая этическую выражает мысли и идеи в творческой работе; творческой работе; дает этическую
оценку поведению и идеи в творческой дает этическую оценку оценку поступку героя, использует
поступкам героя, используя работе; пытается поступку героя, использует изобразительные средства.
изобразительные средства. дать этическую изобразительные средства.

оценку поступку
героя и использовать

изобразительные

средства.
 
Верх