СОР Всемирная История 7 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Всемирная История
7 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Всемирная История» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................. 4
Суммативная оценивание за раздел "Падение Римской империи"......................................5
Суммативное оценивание за раздел «Феодализм» ................................................................ 8 Суммативное оценивание за раздел «История ислама» ...................................................... 11 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 15 Суммативное оценивание за раздел «Крестовые походы» ................................................. 15 Суммативное оценивание за раздел «Монголы» ................................................................. 19 Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV- в первой половине XVI вв» ...................................................................................................... 23 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 27 Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке» ....................... 27 Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира» .................... 30 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................ 34 Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения» ............................................... 34 Суммативное оценивание за раздел «Реформация» ............................................................ 38 Суммативное оценивание за раздел «Научная революция» ............................................... 42
3

========3========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Падение Римской империи»
Тема
Введение. Почему Римская империя пала на Западе Почему 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми
Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь
Цель обучения
6.3.1.1 Знать хронологические рамки раннего, среднего,
позднего средневековья и отмечать их на ленте
времени
6.3.2.1 Выявлять и классифицировать причины распада
Римской империи
6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на
примере её взаимоотношений с соседними
государствами
Критерий оценивания
Обучающийся
• Отмечает на Ленте времени хронологические рамки
раннего, среднего, позднего средневековья
• Класифицирует причины распада причины Римской
империи
• Определяет особенности дипломатии Византии с
соседними государствами
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Отметьте хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья на ленте
времени
2. Распределите и запишите в таблицу причины падения Римской империи по категориям
(запишите цифрами)
1. Армия римской империи потеряла свою боеспособность
2. Рабы не были заинтересованы в развитии производства
3. Римскую империю теснили войска варварских племен
4. Рабовладельческий строй тормозил развитие страны
5. Денежная система была подорвана неумеренными тратами императоров.
6. Простые горожане и крестьяне Римской империи были недовольны растущими
размерами налогов для обеспечения власти и армии
7. Повышение цен на продовольственные товары
4

========4========

8. Ослабление власти императора
Политические причины
Социально-экономические причины
3. Прочитайте информацию и дайте ответы на вопросы:
a) В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в
Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей
против Ирана и военный договор.
b) Правительство княгини Ольги в X веке предприняло ряд дипломатических шагов,
которые описаны в “Повести временных лет”: визиты Ольги к византийскому императору
и патриарху, ее крещение в Константинополе, а также ответный визит византийского
посольства в Киев.
1. Какую роль сыграло искусство дипломатии во взаимоотношениях Византийской империи
с соседними государствами?
Вывод:
2. Каковы были цели посольств Тюркского каганата и Киевской Руси в отношениях с
Византией?
Вывод:
Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор Обучающийся
отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего средневековья;
отмечает на Ленте времени хронологические рамки среднего периода средневековья; отмечает на Ленте времени хронологические рамки позднего средневековья;
определяет политические причины распада Римской империи;
Балл
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья
1
1
1
1
Классифицирует причины распада Римской империи
2
определяет социально-экономические причины распада Римской империи;
4 (по 1 б за
каждый правильный
ответ) 4 балла (по 1 б за каждый правильный
ответ)
5

========5========

1
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами
3
раскрывает роль искусства дипломатии Византии в отношениях с Тюркским каганатом и Киевской Русью; описывает цель посольства Киевской Руси в Византийскую империю; делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь.
делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь.
1
1
1
Всего
15
6

========6========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Падение Римской империи»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья
Затрудняется в распределении хронологических рамок раннего, среднего, позднего
средневековья на ленте времени
Классифицирует причины распада Римской империи по категориям
Затрудняется в классификации причин распада Римской империи
Определяет политику дипломатии Византии с соседними
государствами
Затрудняется в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними государствами
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в
распределении хронологических рамок раннего, среднего, позднего средневековья на ленте времени
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья
Допускает ошибки
в распределении причин падения Римской империи на
соответствующие категории
Распределяет причины падения Римской империи на соответствующие категории
Допускает ошибку в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними
государствами
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами
7

========7========

Суммативное оценивание за раздел «Феодализм»
Тема
Что представляла собой феодальная экономика Как было построено феодальное общество Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество
Цель обучения
6.4.2.1 Характеризовать особенности феодального типа
хозяйства, объясняя формы экономических
отношений
6.1.2.1 Характеризовать взаимоотношения
господствующего и зависимого сословий (феодалы
и крестьяне)
6.2.2.2 Определять влияние изменений в обществе на
развитие искусства (архитектура, живопись)
Критерии оценивания
Обучающийся
• Называет признаки феодализма
• Определяет повинностей крестьян
• Характеризует взаимоотношения между феодалами
• Определяет особенности романского и готического
стилей
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Назовите признаки феодального строя.
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
2. Прочитайте текст и выпишите в таблицу примеры повинностей крестьян
.
Крестьянин Конрад хорошо обрабатывал свой небольшой надел земли, чтобы собрать хороший урожай и прокормить свою семью. За эту землю он должен заплатить своему господину одну овцу, три корзины фруктов и пару гусей. Также он д олжен со своими орудиями труда вспахать господскую землю, засеять, а когда созреет урожай, собрать его. Жена Конрада и две дочери ткали на ткацких станках ткань и шили одежду, которую они должны были отнести господину .
Барщина
Оброк
1
1
2
2
8

========8========

3. Определите обязанности сеньора и вассала.
1. Наделить землей, населенной крестьянами, за верную службу
2. Помочь своему господину материально, когда тот посвящает в рыцари старшего
сына.
Обязанность вассала
Обязанность сеньора
4. Определите особенности романского и готического стилей .
1. Суровая простота зданий
2. Огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты.
3. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента
4. Стрельчатые арки
Романский стиль
Готический стиль
Критерий оценивания
№ задания
1
Дескрипторы Обучающийся
называет 1-ый признак феодального строя;
называет 2-ой признак феодального строя;
называет 3-ий признак феодального строя;
называет 4-ый признак феодального строя;
называет 5-ый признак феодального строя;
приводит 1-ый пример барщины; приводит 2-ой пример барщины; приводит 1-ый пример оброка; приводит 2-ой пример оброка; определяет обязанность сеньора;
Балл
Называет признаки феодализма
1
1
1
1
1
Определяет повинностей крестьян
2
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы)
Определяет особенности романского и готического стилей
3
1 1 1 1 1
определяет обязанность вассала;
1
4
определяет романский стиль; определяет романский стиль; определяет готический стиль; определяет готический стиль.
Всего баллов
1 1 1 1 15
9

========9========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Феодализм»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Называет признаки феодализма
Затрудняется в знании признаков феодализма
Определяет повинностей крестьян
Затрудняется в примерах повинностей крестьян
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы)
Затрудняется в определении обязанностей
Определяет особенности романского и готического стилей
Затрудняется в определении стилей архитектуры
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в перечислении признаков феодализма
Демонстрирует знание всех признаков феодального строя
Допускает ошибки в примерах повинностей крестьян
Расставляет в таблицу примеры повинностей крестьян
Допускает ошибку в распределении обязанностей сеньора и вассала
Определяет обязанности вассала и сеньора
Допускает ошибку в определении стилей архитектуры
Определяет особенности романского и готического стилей
10

========10========

Суммативное оценивание за раздел «История ислама»
Тема
Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610-1258 годы
Почему VIII-XII вв. называют «золотым веком» исламской культуры
Цель обучения
6.3.2.5 Выявлять особенности ме ждународных отношений в
период средневековых завоеваний
6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру,
устанавливая взаимосвязь между различными
историческими событиями
Критерии оценивания
Обучающийся
• Отмечает на контурной карте маршруты арабских
завоеваний.
• Выявляет особенности арабских завоеваний.
• Устанавливает влияние ислама на мировую культуру
устанавливая взаимосвязь между историческими
событиями.
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Покажите стрелками направления завоевательных походов арабов (не менее трех государств).
Подпишите названия завоеванных государств (не менее трех).
11

========11========

3. Перечислите ключевые события, которые произошли в истории ислама между 610 и
1258 годами (не менее трех событий).
1
2
3
Назовите два основных последствия арабских завоеваний. 1
2
4. Приведите в соответствие.

Арабские деятели
науки и культуры 1. Омар Хайям
Правильный
ответ
Достижения
2. Аль-Бируни
3. Абу-Али Ибн Сина
(Авиценна)
4. Аль-Хорезми
А) Обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей в работе «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
В) Написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени.
С) В своей книге «Вычисления при по мощи индийских цифр» описал систем у цифровых обозначений, принятую в то время. После перевода его книги (сделанного в XIII столетии) индийска я цифровая система была принята в Ев ропе.
D) Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой.
12

========12========

Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
показывает стрелкой 1-ое направление завоевательных походов арабов;
показывает стрелкой 2-ое направление завоевательных походов арабов;
показывает стрелкой 3-ье направление завоевательных походов арабов;
подписывает одно название завоеванного государства;
подписывает второе название завоеванного государства;
подписывает третье название завоеванного государства;
перечисляет 1-ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами;
перечисляет 2-ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами;
перечисляет 3-е ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами;
называет одно основное последствие арабских завоеваний;
называет второе основное последствие арабских завоеваний;
приводит первое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; приводит второе соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; приводит третье соответствие деятеля культуры Востока и его достижения; приводит четвертое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения.
Балл
1
1
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний
1
1
1
1
1
Выявляет особенности арабских завоеваний
1
1
2
1
1
1
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями.
1
1
3
1
1
Всего баллов
15
13

========13========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«История ислама»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний
Затрудняется в правильном определении маршрутов арабских завоеваний на контурной карте
Выявляет особенности арабских завоеваний
Затрудняется в определении особенностей арабских завоеваний
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями
Затрудняется в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру
Уровень учебных достижений
Низкий
Низкий
Допускает ошибки в правильном определении маршрутов арабских завоеваний на контурной карте
Отмечает маршруты арабских завоеваний на контурной карте
Допускает ошибки в ответе на вопросы об особенностях арабских завоеваний
Отвечает на вопросы об особенностях арабских завоеваний
Допускает ошибки в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру
Выполняет задание о влиянии ислама на мировую культуру
14

========14========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел«Крестовые походы»
Тема
Почему произошли крестовые походы
Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир
Цель обучения
6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру, станавлива у я взаимосвязь между различными
историческими событиями
6.3.2.6 Определять причины и последствия крестовых
походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте
события в их динамике
Критерии оценивания
Обучающийся
• Определяет причины крестовых походов
• Указывает на карте события крестовых походов в их
динамике
• Установливает взаимосвязь между крестовыми
походами и изменениями в европейской культуре
Уровень мыслительных навыков
Знание ипонимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
Дайте ответ на тестовые вопросы.
1. Определите цель крестовых походов:
A. Стремление освободить Гроб Господня на Святой земле
B. Познакомиться с традициями востока
C. Стремление открыть торговые пути
2. Главным организатором и вдохновителем крестовых походов был(а):
A. Европейские правители
B. Купцы и рыцари
C. Католическая церковь во главе с папой римским
3. Призыв к Крестовым походам прозвучал в городе…
A. Клермоне
B. Риме
C. Иерусалиме
4. Объединение рыцарей-монахов называлось:
A. Орден
B. Интердикт
C. Аббатство
15

========15========

5. Феодалы приняли участие в крестовых походах, так как они рассчитывали:
A. Получить личную свободу
B. Распространить христианскую веру
C. Получить земельные владения и поданных
6. В каком году состоялся последний крестовый поход?
A. 1207
B. 1270
C. 1217
2. Покажите направления первого, третьего и четвертого крестовых походов на контурной карте.
3. Напишите эссе на тему «Как крестовые походы повлияли на культуру европейских стран?» В эссе отразите следующие аспекты:
a) Причины крестовых походов
b) Цели крестовых походов
c) Изменения в сельском хозяйстве европейцев после крестовых походов
d) Изменения в ремесле европейцев после крестовых походов
e) Влияние крестовых походов на повседневную жизнь европейцев
f) Общий вывод о влиянии крестовых походов на европейские страны
16

========16========

17

========17========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Крестовые походы»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Определяет причины крестовых походов
Затрудняется в определить причины крестовых походов
Указывает на карте события крестовых походов в их динамике
Затрудняется указать на карте события крестовых походов в их динамике
Установливает взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре
Затрудняется в установлении взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при определении причин крестовых походов
Определяет причины крестовых походов
Допускает ошибки в указании на карте события крестовых походов в их динамике
Указывает на карте события крестовых походов в их динамике
Допускает ошибки в установлении взаимосвязи между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре
Установливает взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре
18

========18========

Суммативное оценивание за раздел «Монголы»
Тема
Как монголам удалось создать мировую империю Как монгольские завоевания изменили политическую карту Евразии
Цель обучения
6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений
в период средневековых завоеваний
Критерий оценивания
Обучающийся
• Объясняет внутреннее социально-экономическое и
политическое устройство Монгольского государства
• Показывает на карте направления монгольских
завоеваний
• Определяет причины быстрых побед монголов над
своими врагами
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
Дайте ответ на тестовые вопросы.
1. Укажите годы жизни Чингисхана А) 1155-1227
В) 1185-1206
С) 1190-1227
2. Основной закон монгольского государства А) Салическая правда
В) Яса
С) Сокровенное сказание
3. Укажите систему деления монгольского войска А) десятки-сотни-тысячи-тумены (десять тысяч) В) сотни-тысячи-десятки
С) тумены-сотни-десятки
4. Курултай - это… А) народное собрание В) собрание знати С) семейный совет
5. Барунгар, Жонгар, Кул – это
А) оенно в -административное деление монгольского государства В) имена монгольских полководцев
С) города в Средней Азии, захваченные монголами
19

========19========

6. Какое событие произошло в 1221 году? А) завоевание Северного Китая В) поход на Киевскую Русь
С) завоевание Средней Азии
7. Годы правления династии Юань в Китае А) 1271- 1368 гг.
В) 1217-1386 гг.
С) 1218-1390 гг.
8. Расставьте цифры в правильной хронологической последовательности на карте от 1 до 5 на завоеванных монголами территориях. Подпишите завоеванные монголами территории.
1
2
3
4
5
1. _______________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________ 4. _______________________________________________________________ 5. _______________________________________________________________
9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
дной из причин побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно О
организованной и обученной. Монголы в свое время сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло преодолевать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Монголы
20

========20========

заимствовали у Китая осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Накануне военных действий шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника. Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в захваченных государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в покоренных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка. Политическая раздробленность русских княжеств также помогла монголам быстро захватить земли.
1. Определите политические причины успешных монгольских завоеваний
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
2. Определите военные причины успешных монгольских завоеваний
______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
3. Какие причины, на ваш взгляд, играли решающую роль в победе монгольской
армии?
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
21

========21========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Монголы»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Объясняет внутреннее социально-экономическое и политическое устройство Монгольского государства
Затрудняется в знании событий периода монгольских завоеваний
Показывает на карте направления монгольских завоеваний
Затрудняется в умении отмечать исторические события на контурной карте
Определяет причины быстрых побед монголов над своими врагами
Затрудняется в умении определить материал, определяя политические и военные причины победы монгольских войск
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в знании основных событий периода монгольских завоеваний
Демонстрирует знание ключевых понятий и событий периода монгольских завоеваний
Допускает ошибки в умении отмечать основные исторические события на контурной карте
Демонстрирует умение отмечать исторические события на контурной карте
Допускает ошибки в умении определить материал, определяя политические и военные причины победы монгольских войск
Демонстрирует умение определить материал, определяя решающие причины победы монгольских войск
22

========22========

Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV веке
- первой половине XVI века»
Тема
Каковы причины стремительного распространения Черного Мора
Являлялся ли Черный Мор главной причиной крестьянских восстаний и феодальных войн
Как образовались централизованные государства в Европе
Цель обучения
6.3.2.2 Определять причины и последствия антифеодальных
восстаний в позднем средневековье
6.3.1.4 Устанавливать связь между феодальными войнами и
образованием централизованных государств
Критерии оценивания
Обучающийся
• Определяет причины и значение крестьянских
восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
• Распределяет признаки феодально-раздробленного и
централизованного государств
• Устанавливает связь между феодальными войнами и
образованием централизованных государств
Уровень мыслительных навыков
Знание ипонимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задание
Выполните тестовые задания.
1. Что из перечисленного относится к причине крестьянского восстания во Франции? А) Деятельность еретиков
В) Усиление феодального гнета
С) Поражение Франции в столетней войне
2. Причина крестьянского восстания в Англии в 1381 году А) Насильственное распространение христианства В) Разорение страны в результате столетней войны С) Отказ английского короля встретиться с повстанцами
3.Общее в судьбе руководителей крестьянских восстаний во Франции и Англии А) Встречались с королем
В) Были убиты в ходе восстания
С) Участвовали в осаде Парижа
4. Общая черта восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера… А) Стихийность выступления
В) Борьба против папы римского
С) Использование новой передовой тактики боя
23

========23========

5. Последствием крестьянских восстаний в XIV в. в Англии и во Франции было: А) Усиление феодального гнета
В) Начало крестовых походов
С) Ускорение процесса освобождения крестьян
6. Распределите черты феодально-раздробленного и централизованного государств в таблицу.
A. Король - главный правитель всей страны
B. Контроль короля над всеми землями в государстве
C. Единые законы для всего государства
D. Отсутствие единой оборонительной системы
E. Внутри государства часто происходят войны между феодалами
F. Каждый феодал в своих владениях чеканил собственную монету
G. Единые деньги и казна в государстве
Раздробленное государство
Централизованное государство
7.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
После Столетней войны усилившаяся королевская власть во Франции стремилась подчинить крупных феодалов и завершить объединение страны. Людовику XI пришлось вести войны со знатью, особенно с герцогом Бургундским Карлом Смелым. Дальновидный политик, Людовик стремился объединить страну и усилить свою власть, используя все средства для достижения своих целей. В результате Людовик добился своего, натравливая на Карла его врагов. В конце концов Бургундия была присоединена к королевскому домену. Следующим этапом была централизация – реальное подчинение объединенной территории под единой властью короля. Феодалы, как правило, сохраняли свои владения, но лишались прежней независимости. Были резко увеличены налоги на содержание постоянной армии и чиновников. Король уже не нуждался в постоянной поддержке сословий и за время своего правления собрал Генеральные штаты лишь один раз.
Какую цель преследовали короли в своей борьбе с феод
алами?
Какие пути и средства использовали короли в борьбе с феодалами?
Каковы были результаты этой борьбы?
24

========24========

25

========25========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Средневековое европейское общество в XIV- в первой половине XVI вв»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
Затрудняется определить причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
Распределяет признаки феодально-раздробленного и централизованного государства
Затрудняется в распределении признаков феодально- раздробленного и
централизованного государств
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств.
Затрудняется устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств.
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении причины и значение крестьянских восстаний под
предводительством Г. Каля, У.Тайлера
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под
предводительством Г. Каля, У.Тайлера
Допускает ошибки при распределении признаков феодально-раздробленного и централизованного государств
Распределяет признаки феодально-раздробленного и централизованного государств
Допускает ошибку при устанавлении связи между феодальными войнами и образованием централизованных государств.
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием
централизованных государств.
26

========26========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»
Тема
Людовик XIV и Петра Великий: чья власть была более
абсолютной
Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как у западных монархов
Цель обучения
6.3.1.6 Объяснять понятия «Парламент», «Генеральные
штаты», «Сейм», «Кортесы», «Боярская Дума» для
характеристики формы правления)
6.3.1.5 Сравнивать деятельность правителей разных стран для
выявления особенностей политической власти
Критерий оценивания
Обучающийся


Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно-представительной и абсолютной) Находит различия в формах правления в странах Запада и Востока
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Определите вид монархии по иллюстрации.
a) _______________________ b) _________________________________
2. Соотнесите термины и определения. Исторические термины Правильный
ответ 1. Земский собор
2. Парламент
3. Генеральные штаты
4. Кортес
5. Сейм
Определения
А) Орган сословно-представительной монархии во Франции
B) Орган сословно-представительной монархии в России
C) Орган представительной монархии в Польше и Чехии
D) Орган представительной монархии в Англии
E) Орган представительной монархии в Испании
27

========27========

3. Определите черты сходства и различия в деятельности двух монархов: императора Юнлэ в Китае и Людовика XIV во Франции.
Различия
Юнлэ
1 2 3
Людовик XIY
1
2
3
Сходства
1 2
Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
определяет вид монархии по иллюстрации a);
определяет вид монархии по иллюстрации b);
определяет органы сословно-
представительной монархии во Франции; определяет органы сословно-
представительной монархии в России; определяет органы представительной монархии в Польше и Чехии;
определяет органы представительной монархии в Англии;
определяет органы представительной монархии в Испании;
указывает черты сходства в деятельности правителей различных стран;
указывает черты сходства в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран;
указывает черты различия в деятельности правителей различных стран.
Балл
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно- представительной и абсолютной)
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Находит сходства и различия в деятельности правителей различных стран.
1
1
1
3
1
1
1
1
Всего баллов
1 15
28

========28========

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел « Абсолютизм на Западе и Востоке»
ФИО обучающегося ___________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно- представительной и абсолютной)
Затрудняется использовать понятия для характеристики формы монархии (сословно- представительной и абсолютной)
Определяет сходства и различия в деятельности правителей различных стран
Затрудняется в определении сходства и различия в деятельности правителей различных стран
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в
использовании понятий для характеристики формы монархии (сословно-
представительной и абсолютной)
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно- представительной и абсолютной)
Допускает ошибки в определении сходства и различия в деятельности правителей различных стран
Определяет сходства и различия в деятельности правителей различных стран
29

========29========

Суммативное оценивание за раздел « Торговля, ремесло и освоение мира»
Тема
Чем отличались китайские и европейские морские путешествия
Как Великие географические открытия изменили мир
Цель обучения
6.2.4.3 Определять влияние Великих географических
открытий на представления о мире, фиксируя на карте
основные маршруты путешественников в XV-XVI
веках
6.3.2.7 Объяснять понятие «колониальная политика» (на
примере завоеваний Испании и Португалии)
Критерии оценивания
Обучающийся
• Показывает направления маршрутов
путешественников на карте
• Перечисляет положительные и отрицательные
изменения в мире в результате ВГО.
• Объясняет понятия «колония», «метрополия»,
«колониальная политика» (на примере завоеваний
Испании и Португалии)
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения Задания
20 минут
1. Покажите на контурной карте маршруты следующих путешественников.
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернандо Магеллан.
30

========30========

2. Перечислите три положительных и три отрицательных изменения в мире в результате ВГО.
Положительные изменения
Отрицательные изменения
1
1
2
2
3
3
3.Прочитайте текст и ответьте на вопросы .
Открытые Колумбом новые земли начали завоевывать испанцы. Они строили там свои поселения, превращая местное население в рабов, зачастую истребляя коренных жителей. Испанцев и португальцев манили далекие земли за океаном. В 1497 году испанский король дал официальное разрешение желающим обживать эти земли. Переселенцами в основном были купцы, обедневшие дворяне, люди, недовольные властью, преступники. Их всех объединяла жажда наживы. Испанские и португальские короли отправляли за океан морские флотилии для захвата и грабежа открытых стран.
После открытия Америки, завоевывая и грабя чужие земли, европейские захватчики истребляли местное население. Некоторые древние американские народности были полностью уничтожены. Завоевав Мексику, Перу и другие земли Америки, испанцы грабили, порабощали местное население, варварски уничтожали веками создаваемые культуры, обычаи и традиции.
Таким образом, открытые Колумбом, Васко де Гамой и другими мореплавателями неизвестные земли стали для человечества Великими географическими открытиями. Но после них последовала колонизация европейцами стран Америки, Азии и Африки.
1. Дайте собственное определение понятиям «колония», «метрополия», «колониальная
политика»
2. Объясните, почему сравнительно небольшим отрядам европейцев удалось завоевать
огромные территории в Центральной Америке?
31

========31========

Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
показывает на карте маршрут Х.Колумба; показывает на карте маршрут А.Веспуччи; показывает на карте маршрут Б.Диаша; показывает на карте маршрут Васко да Гама; показывает на карте маршрут Ф.Магеллана; перечисляет одно положительное изменение;
перечисляет второе положительное изменение;
перечисляет третье положительное изменение;
перечисляет первое отрицательное изменение;
перечисляет второе отрицательное изменение;
перечисляет третье отрицательное изменение;
объясняет понятие «колония»;
Балл
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
1
1 1 1 1 1 1
1
1
2
1
1
1
Объясняет понятия «колония»,
«метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
1
объясняет понятие «метрополия»;
1
3
объясняет понятие «колониальная политика»;
отвечает на вопрос задания.
1
1
Всего баллов
15
32

========32========

Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»
ФИО обучающегося _______________________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Показывает направления маршрутов
путешественников на контурной карте
Затрудняется в показе направлений маршрутов путешественников
Перечисляет
положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
Затрудняется в перечислении положительных и отрицательных изменений в мире в результате ВГО
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
Затрудняется в объяснении понятий «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в показе направлений маршрутов путешественников
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте
Допускает ошибки в перечислении положительных и отрицательных изменений в мире в результате ВГО
Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
Допускает ошибки в объяснении понятий «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
33

========33========

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оцениваниеза раздел «Эпоха Возрождения»
Тема
Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс
Цель обучения
6.2.2.3 Характеризовать культуру эпохи Возрождения,
устанавливая взаимосвязь с культурой античности
(изобразительное искусство, скульптура) 6.2.2.4 Характеризовать особенности средневековой
культуры Востока
Критерии оценивания
Обучающийся
• Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период
с 1300 по 1500 годы
• Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с
культурой ан тичности.
• Характеризует особенности средневековой
культуры Востока
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Опредилите, какое из представленных здесь произведений создано в период средневековья, а какое – в эпоху Возрожденя? Приведите не менее пяти аргументов для подтверждения своего мнения.
А
В
34

========34========

А- 1 2 3 4 5
В-
2.Отметьте, для каких эпох характерны следующие утверждения.
Утверждения для сравнения
Античность
Средние века
Возрождение
Человек является венцом творения
Ограничение влияниия религии
Право человека на счастья и свободу
Отоброжение совершенства человеческого тела
Прославление красоты природы
Человек является творцом, подобно Богу
3.Заполните таблицу.
Алишер Навои
Улугбек
Бабур
Труды и достижения
Значимость деятельности
35

========35========

Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
определяет, какое из представленных произведений создано в период средневековья, а какое – в эпоху Возрождения;
ориводить 1-аргумент для
подтверждения своего мнения; приводить 2-аргумент для
подтверждения своего мнения; приводить 3-аргумент для
подтверждения своего мнения; приводить 4-аргумент для
подтверждения своего мнения; приводить 5-аргумент для
подтверждения своего мнения; Отмечает для каких эпох характерны 1-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 2-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 3-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 4-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 5-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 6-е утверждения;
Отмечает для каких эпох характерны 7-е утверждения;
описывает вклад Улугбека восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию;
описывает вклад Алишера Навои восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию;
описывает вклад Бабура восточного деятеля культуры в
мировую цивилизацию.
Балл
Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности
1
1
1
1
1
1
Характеризует особенности средневековой культуры Востока
3
1
1
1
Всего баллов
15
36

========36========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел « Эпоха Возрождения»
ФИО обучающегося ___________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Выявляет изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы
Затрудняется в определении изменений культуры Возрождения за 200 лет
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности.
Затрудняется в определении взаимосвязи культуры Возрождения с культурой античности
Характеризует особенности средневековой культуры Востока
Затрудняется в характеристике особенностей средневековой культуры Востока
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет, допуская ошибки
Определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности, допуская ошибки
Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности.
Характеризует особенности средневековой культуры Востока, допуская ошибки
Характеризует особенности средневековой культуры Востока
37

========37========

Суммативное оценивание за раздел «Реформация»
Тема
Как протест Мартина Лютера изменил Европу
Цель обучения
6.2.1.2 Объяснять понятия «гуманизм», «реформация»,
«протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм»,
«контрреформация», «иезуитский орден» в контексте
исторических процессов.
Критерии оценивания
Обучающийся
• Объясняет
процессов
понятий
нтв ексте исторических ко
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. По номерам изображений определите историческое событие.
3
1
2
4
5
38

========38========

1
2
3
4
5
2. Выполните тест на утверждение.
Верно ли, что…
1. Среди источников богатств католической церкви была продажа индульгенций -
грамот о свободе крестьян;
2. «Прощение дается богом, а не за деньги»,- слова принадлежат Мартину Лютеру;
3. Движение за переустройство и реформу церкви называется Реформация;
4. Событие, которое изображено на картине ниже, прин ято считать началом
Реформации;
5. Римский папа для борьбы с Реформацией создал орден Иезуитов;
6. «Женевский папа»- так называли Мартина Лютера;
7. Члены ордена иезуитов считали, что в интересах церкви можно было совершить
любое преступление;
8. Вождем крестьянской войны 1524-1525 гг. в Германии был Жан Кальвин;
9. Отличие реформации в Англии состоит в том, что она прошла «сверху», то есть ее
проводил сам король;
10. Те, книги, труды ученых, которые противоречили с взглядами с католической
церковью, входили в так называемый «Индекс запрещенных книг».
39

========39========

Критерий оценивания
№ задания
Дескриптор Обучающийся
определяет 1-исторический иллюстрации;
определяет 2-исторический иллюстрации;
определяет 3-исторический иллюстрации;
определяет 4-исторический иллюстрации;
определяет 5-исторический иллюстрации;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения;
определяет верные и неверные утверждения.
Балл
Объясняет понятий в контексте исторических процессов
факт
по
1
факт
по
1
1
факт
по
1
факт
по
1
факт
по
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Всего баллов
15
40

========40========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Реформация»
ФИО обучающегося _________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Объясняет понятий в контексте исторических процессов
Затрудняется в понимании понятий «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден»
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки при объяснении понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм»,
«лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов
Объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство»,
«кальвинизм»,
«контрреформация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов
41

========41========

Суммативное оценивание за раздел «Научная революция»
Подраздел
Насколько оригинальной была теория Коперника
Цель обучения
6.2.4.1 Объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни
человека
6.2.4.2 Определять значение научных открытий о строении
вселенной в период позднего средневековья для
последующего развития естественных наук
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет роль знаний об окружающей среде в
жизни
человека
• Устанавливает связь научных открытий о строении
Вселенной с последующим развитием естественных
наук
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1.Напишите причины, для чего нужно было человеку знать устройство Вселенной. 1
2
3
4
5
6
2.Заполните таблицу. Новые знания о человеке
Новое о возможностиях человеческого разума
Новые знания о законах
природы
Вывод:
3. Напишите историческое эссе на тему «Повлияло ли учение Николая Коперника на последующее развитие науки и техники?», используя структуру ПОПС-формулы
 1 предложение (позиция) я считаю….
 2 предложение (обоснование) Потому что….
 3-4 предложения (приводит примеры) Я могу привести примеры……
 5 предложение (вывод) Таким образом….
42

========42========

43

========43========

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 4 В Научная революция
ФИО обучающегося ____________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни человека
Затрудняется в определении роли знаний об окружающей среде в жизни человека
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
Затрудняется в установлении связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Допускает ошибки в определении роли знаний об окружающей среде в жизни человека
Определяет роль знаний об окружающей среде в жизни человека
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук, допуская 2-3 ошибки
Выполняет задание на установление связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
 
Верх