СОР Всемирная история 9 класс Суммативное оценивание

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Всемирная история» 9 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 9 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой учебной программы и учебного плана по предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию. Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

2
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ........................4
Суммативное оценивание за раздел 1 «Первая мировая война».............4
Суммативное оценивание за раздел 2 «Россия и страны Азии после Первой мировой войны»...............................................................8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ......................14
Суммативное оценивание за раздел 3 «Мировой экономический кризис»....14
Суммативное оценивание за раздел 4 «Противостояние тоталитаризма и демократии» .... 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ.....................24
Суммативное оценивание за раздел 5 «Вторая мировая война»............24
Суммативное оценивание за раздел 6 «Политическое развитие мира во второй половине ХХ века»............................................................29
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ......................34
Суммативное оценивание за раздел 7 «Социально-экономическое развитие Европы во второй половине ХХ века»............................................34
Суммативное оценивание за разделы 8 «Особенности развития стран Азии во второй пол. XX в.», 9 «Развитие науки и культуры во второй половине ХХ века - начале ХХ! века» ... 38
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 1 «Первая мировая война»
Тема Каковы предпосылки и причины Первой мировой войны?
Как научные открытия и новые технологии первой половины ХХ века повлияли на ход Первой мировой войны? Насколько прочной была Версальско-Вашингтонская система?
Цели обучения 8.3.2.5 Характеризовать территориальный раздел мира и
политическое устройство стран к началу ХХ века
8.2.4.3 Оценивать роль военной науки и техники, военной
стратегии, объясняя исторические события
8.3.2.4 Анализировать и оценивать деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы договоров
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века
• Оценивает роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события
• Анализирует и оценивает деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонскую систему договоров
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите метрополии указанных в средней колонке колониальных владений. Укажите политическое устройство стран-метрополий.__________________________________
Страны Колониальные владения Политическое устройство
1. 1. Кения, Сомалиленд, Судан, Египет, острова в Индийском, Атлантическом, тихом океанах, британская Индия, доминионы: Канада, Австралия, Новая Зеланидия, Южная Африка, Ирландия 1.
2. 2. Канада, Луизиана, Ньюфауленд, Гаити, острова Вест-Индии, Индокитай, восток Индии 2.
3. 3. Южная часть Северной Америки, Центральная Америка, Филиппины, северная, западная, южная части Латинской Америки 3.
4. 4. Восточное побережье Латинской Америки, юго-восточное и западное побережье Африки, Зондские острова, Малабарский берег 4.
4
Используя иллюстрации и имеющиеся у вас исторические знания, выполните
задания.
1 2
а) Охарактеризуйте последствия использования первых танков на полях сражений Первой мировой войны, определяя конкретное историческое событие.
b) Оцените последствия использования отравляющих газов на полях сражений Первой мировой войны, определяя конкретное историческое событие.
3. Используя исторические источники, ответьте на вопросы.
«Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 г. эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании».
а) Насколько была эффективна деятельность Лиги Наций на протяжении всего периода ее существования?
b) В ходе международной конференции, созванной по окончании Первой мировой войны державами-победительницами, были подписаны мирные договоры с побежденными государствами. Какой из названных договоров сыграл ключевую роль в формировании новой системы международных отношений? Свой ответ обоснуйте.
1. Версальский договор
2. Трианонский договор
3. Сен-Жерменский договор
4. Нейиский договор
5. Севрский договор
5
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Характеризует территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века 1 определяет метрополию первой группы колониальных владений; 1
определяет метрополию второй группы колониальных владений; 1
определяет метрополию третьей группы колониальных владений; 1
определяет метрополию четвертой группы колониальных владений; 1
указывает политическое устройство первой метрополии; 1
указывает политическое устройство второй метрополии; 1
указывает политическое устройство третьей метрополии; 1
указывает политическое устройство четвертой метрополии; 1
Оценивает роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события 2 характеризует последствия использования первых танков в ходе Первой мировой войны; 1
определяет историческое событие; 1
оценивает последствия использования отравляющих газов в ходе Первой мировой войны; 1
определяет историческое событие; 1
Анализирует и оценивает деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонскую систему договоров 3 оценивает эффективность деятельности организации Лиги Наций на протяжении всего периода ее существования; 1
называет договор, сыгравший ключевую роль в формировании новой системы международных отношений; 1
обосновывает ответ. 1
Всего баллов 15
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Первая мировая война» Ф.И.О обучающегося__________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует территориальный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века. Затрудняется при характеристике территориального раздела мира, допускает ошибки, указывая политическое устройство каждой метрополии. | | Допускает незначительное количество ошибок (не более 2-х) при характеристике территориального раздела мира и указывает политическое устройство каждой метрополии. | | Характеризует территориальный раздел мира и указывает политическое устройство каждой метрополии. □
Оценивает роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события. Затрудняется при оценке роли военной науки, техники и стратегии, и объяснении исторических событий. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 2-х), при оценке роли военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события. | | Оценивает роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события. □
Анализирует и оценивает деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонскую систему договоров. Затрудняется при анализе и оценке деятельности Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы договоров. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 1), анализируя и оценивая деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонскую систему договоров. | 1 Анализирует и оценивает деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтонскую систему договоров. □
7
Суммативное оценивание за раздел 2 «Россия и страны Азии после Первой мировой войны»
Тема Насколько изменилась Россия в 1917-1924 гг.?
Каковы причины и последствия гражданской войны и иностранной интервенции в России?
Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай?
Почему Мустафу Кемаля называли «Ататюрк»?
Цель обучения 8.3.1.1 Анализировать влияние общественно-политических
течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества;
8.2.1.1 Описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов
8.1.1.1 Характеризовать влияние Октябрьского переворота
на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события
8.3.2.6 Анализировать причины и последствия
гражданской войны 1918-1922 гг.
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества
• Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности
исторических периодов в истории России
• Характеризует влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события;
• Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности
исторических периодов в истории Турции
• Обобщает последствия Гражданской войны 1918 1922 гг. в России
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы:
Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался
8
с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был геноцид собственного народа.
a) Согласны ли вы с позицией автора данного отрывка? Приведите не менее 4-х аргументов в подтверждение своей позиции
1)_______________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________
3 )______________________________________________________________________________
4 )______________________________________________________________________________
b) В какое время мог быть написан данный текст?________________________________________
2. Используя приведенные исторические источники (плакат, фото), а также имеющиеся у вас знания, выполните задания:
а) Опишите взаимоотношения большевистской власти и церкви
b) Опишите взаимоотношения царской власти и церкви
с) Сделайте вывод на основе сравнения роли церкви в обществе до и после Октябрьского переворота______________________________________________________________
3. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы.
Решающим фактором в ходе Гражданской войны стала позиция крестьянства, составлявшего более 80 % населения, которая колебалась от пассивного выжидания до активной вооружённой борьбы против «красных» и «белых». Колебания крестьянства, реагировавшего таким образом на политику большевистской власти и диктатур белых генералов, коренным образом меняли соотношение сил и, в конечном итоге, предопределили исход войны. Прежде всего, речь, безусловно, идёт о середняцком крестьянстве. Однако в ходе Гражданской войны середняцкое крестьянство склонилось в сторону Советской власти (середняк - крестьянин-единоличник, обрабатывающий землю своим силами, без наёмного труда, и по имущественному положению стоящий между бедняком и кулаком).
а) Почему середняки поддержали Советскую власть?_______________________________
b) Как изменилось бы положение середняков в случае победы контрреволюционных сил?_____________________________________________________
с) Насколько оправдались надежды крестьянства с укреплением Советской власти?
9
4. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, заполните таблицу.
Важным условием модернизации было создание светского государства. 29 февраля 1924 года состоялась последняя традиционная церемония пятничного посещения последним халифом Турции мечети в Стамбуле. На следующий день, открывая очередное заседание Великого национального собрания Турции, Мустафа Кемаль произнёс обвинительную речь по поводу векового использования исламской религии в качестве политического инструмента, потребовал вернуть её «истинному предназначению», срочно и самым решительным образом спасти «священные религиозные ценности» от разного рода «тёмных целей». М. Кемаль создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство и провёл ряд серьёзных реформ: ликвидация султаната, провозглашение республики, упразднение халифата, введение светского обучения, реформа одежды, принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу, латинизация алфавита, отделение религии от государства, предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий, создание национальных банков и национальной промышленности.
Сферы общественной жизни Светские реформы М. Кемаля
Политика
Образование и наука
Судопроизводство
Экономика
5. Определите, к какой сфере относятся указанные последствия Гражданской войны. Ответы занесите в таблицу. Сделайте обоснованный вывод об итогах войны для России.
1.Кардинальное изменение режима в стране: свержение монархии и окончательное утверждение у власти большевиков A. Экономика
2.Большой процент человеческих жертв. Общее число погибших - около 10-15 млн., человек 2 млн. человек эмигрировало B. Социальная сфера
3.Упадок в развитии страны во всех областях хозяйства. Нанесенный ущерб оценивался миллиардами золотых рублей C. Политика
4.Изменение структуры населения: классы буржуазии и помещиков были уничтожены, как пережитки монархии D. Демография
1 2 3 4

Вывод
10
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует влияние общественнополитических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества 1 приводит первый аргумент для обоснования своей позиции; 1
приводит второй аргумент для обоснования своей позиции; 1
приводит третий аргумент для обоснования своей позиции; 1
приводит четвертый аргумент для обоснования своей позиции; 1
определяет время написания текста; 1
Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории России 2 описывает взаимоотношения большевистской власти и церкви; 1
описывает взаимоотношения царской власти и церкви; 1
делает вывод на основе сравнения роли церкви в обществе до и после Октябрьского переворота; 1
Характеризует влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события; 3 характеризует изменения в социальном положении середняка с приходом Советской власти; 1
характеризует изменения в социальном положении середняка в случае победы контрреволюционных сил; 1
анализирует изменение положения крестьянства с укреплением Советской власти; 1
Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории Турции 4 приводит пример реформы М. Кемаля в области политики; 1
приводит пример реформы М. Кемаля в области образования и науки; 1
приводит пример реформы М. Кемаля в области судопроизводства; 1
приводит пример реформы М. Кемаля в области экономики. 1
Обобщает последствия Гражданской войны 1918 1922 гг. в России 5 определяет социальное последствие Гражданской войны 1
определяет политическое последствие Гражданской войны 1
определяет экономическое последствие Гражданской войны 1
определяет демографическое последствие Гражданской войны 1
делает вывод об итогах гражданской войны 1
Всего баллов 20
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Россия и страны Азии после Первой мировой войны»
Ф.И.О.обучающегося_______________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует влияние общественнополитических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества. Затрудняется при анализе влияния общественнополитических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества. | | Допускает незначительное количество ошибок (не более 1-й), анализируя влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества. □ Анализирует влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества. □
Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории России. Затрудняется при описании взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории России. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 1), описывая взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории России. □ Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории России. □
Характеризует влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события. Затрудняется при характеристике влияния Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 1), характеризуя влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события. □ Характеризует влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события. □
12
Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории Турции. Затрудняется при описании взаимоотношений государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории Турции. П Допускает незначительное количество ошибок (не более 1), описывая взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории Турции. □ Описывает взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов в истории Турции □
Обобщает последствия Гражданской войны 1918-1922 гг. в России. Затрудняется при обобщении последствий Гражданской войны 1918-1922 гг. в России. □ Допускает ошибки, определяя социальные/ политические/экономические/демографиче ские последствия при обобщении итогов Гражданской войны. | | Обобщает последствия Гражданской войны 1918-1922 гг. в России. □
13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 3 «Мировой экономический кризис»
Тема
Каковы причины и последствия краха Уолл-стрит? Как страны мира преодолевали Великую депрессию?
Цель обучения
8.4.1.3 Использовать понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий
8.4.1.5 Выявлять изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов
8.2.4.1 Характеризовать роль кейнсианства в социально-
экономическом развитии стран мира
8.4.1.1 Оценивать влияние достижений технической революции (конвейерное производство, стандартизация) на развитие хозяйственной системы стран в начале XX века
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий
• Выявляет изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов
• Демонстрирует понимание сущности
кейнсианской модели
• Оценивает влияние достижений технической революции (конвейерное производство,
стандартизация) на развитие хозяйственной системы стран в начале XX века
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определения понятиям:
Спекуляция -_________________________________________________________________
Акция -______________________________________________________________________
Кредит -_____________________________________________________________________
2. Рассмотрите иллюстрации и охарактеризуйте историческое явление Великая депрессия, используя термины «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция».
14
3. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, выполните задания.
Английский экономист Джон Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг.
Сокращение производства ведёт к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наёмных работников большими предприятиями и крупномасштабной безработице. Безработица влечёт снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.
Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведёт к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечёт рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.
а) Определите не менее трех причин - звеньев «цепочки», которые, по мнению Джона Кейнса, удерживают экономику в состоянии хронической депрессии (упадка).
b) Какой выход предлагает Джон Кейнс для преодоления экономического кризиса?
с) Оцените, насколько эффективной оказалась теория Кейнса?
15
4. Прочитайте текст и определите не менее трех изменений в экономике, которые произошли в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов.
1929-1933 гг. - мировой экономический кризис, связанный с перепроизводством продукции в капиталистических странах, «Великая депрессия». Кризис крайне обострил социальные противоречия в капиталистических странах, противоречия между колониями и метрополиями, между самими империалистическими странами. Кризис отбросил США к уровню 1913 г. Стоимость акций снизилась в 4,5 раза, закрылись 5,5 тыс. банков (1/5 часть всех банков страны). Миллионы мелких вкладчиков потеряли свои сбережения и стали нищими. Был полностью прекращен вывоз капитала. Внешняя торговля сократилась в 3 раза, национальный доход сократился в 2 раза.
Размер зарплаты упал в 2 раза. Часть продовольствия, не находившая сбыта, уничтожалась, хотя миллионы людей в стране голодали. Пошлины на импортные товары выросли до 54%, что вызвало ответные меры многих стран.
5. Используя предложенные источники, оцените (расположите буквенные обозначения утверждений А, D, C, D на шкале) влияние конвейерного производства на развитие хозяйственной системы США.
!Е --v §р^ Яг'т ’ " ЯЦ1Ж' i
«м\ l^SSS
t-
Первая конвейерная линия Генри Форда, введенная в строй в апреле 1913 г., использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут. Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.
1 3
ООО о
2 A. Резкий рост производительности труда B. Снижение себестоимости продукции C. Начало массового производства D. Ускорение процесса производства Обоснуйте свою оценку. Г 4

16
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Использует понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий; 1 объясняет значение понятия «спекуляция»; 1
объясняет значение понятия «акция»; 1
объясняет значение понятия «кредит»; 1
2 использует понятие «фондовая биржа» при описании «великой депрессии»; 1
использует понятие «рынок ценных бумаг» при описании «великой депрессии»; 1
использует понятие «банкротство» при описании «великой депрессии»; 1
использует понятие «инфляция» при описании «великой депрессии»; 1
Демонстрирует понимание сущности кейнсианской модели 3 определяет первую причину, удерживающую экономику в состоянии хронической депрессии; 1
определяет вторую причину, удерживающую экономику в состоянии хронической депрессии; 1
определяет третью причину, удерживающую экономику в состоянии хронической депрессии; 1
указывает пути преодоления экономического кризиса по Д.Кейнсу; 1
оценивает эффективность теории Д.Кейнса; 1
Выявляет изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов 4 определяет первое изменение в экономике; 1
определяет второе изменение в экономике; 1
определяет третье изменение в экономике; 1
оценивает влияние достижений технической революции (конвейерное производство, стандартизация) на развитие хозяйственной системы стран в начале XX века; 5 оценивает первое положительное влияние внедрения конвейера; 1
оценивает второе положительное влияние внедрения конвейера; 1
оценивает третье положительное влияние внедрения конвейера; 1
оценивает четвертое положительное влияние внедрения конвейера; 1
дает обоснование своей оценки. 1
Всего баллов 20
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Мировой экономический кризис»
Ф.И.О.обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий. Затрудняется при использовании понятий «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более трех), в использовании понятий «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий. □ Использует понятия «рынок ценных бумаг», «акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий. □
Демонстрирует понимание сущности кейнсианской модели Затрудняется при определении причин экономического кризиса, путей преодоления кризиса по Д.Кейнсу, в оценке эффективности теории Д.Кейнса. j | Допускает незначительное количество ошибок при определении причин экономического кризиса/ путей преодоления кризиса по Д.Кейнсу/ в оценке эффективности 1 1 теории Д.Кейнса. ' ' Определяет причины экономического кризиса, пути преодоления кризиса по Д.Кейнсу, дает оценку эффективности теории Д.Кейнса. | |
Выявляет изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов. Затрудняется при выявлении изменений в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 3-х), выявляя изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов. | | Выявляет изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов. □
18
Суммативное оценивание за раздел 4 «Противостояние тоталитаризма и демократии»
Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Как изменилось советское общество в 1927-1939 гг.? Почему в конце 20-х - 30-е гг. в Японии усилился процесс милитаризации?
Почему фашизм получил развитие в Италии и Германии?
Какое воздействие оказала нацистская политика на жизнь людей в Германии?
Насколько был устойчив «Народный фронт» во Франции и Испании?
8.1.1.2 Анализировать изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества
8.1.2.1 Анализировать влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм)
8.3.1.2 Объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-
административной системы)
8.3.1.1 Анализировать влияние общественнополитических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества
Обучающийся
• Анализирует изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества
• Анализирует влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм)
• Объясняет предпосылки формирования и
развития тоталитаризма (командно-
административной системы)
• Анализирует влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
19
Задания
1. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, ответьте на вопрос.
Уже в 1931 г. секретным решением НКВД ограничивались гонения на беспартийных специалистов. Отныне по отношению к инженерному персоналу, говоря словами Сталина, стала осуществляться "политика привлечения и заботы". Постепенно послабления начинают распространяться и на деревню. Так, 27 мая 1934 г. была объявлена частичная амнистия и возвращение прав бывшим "кулакам". Год спустя справедливость восстанавливается в отношении целой категории населения: детей раскулаченных. Для этого оказалось достаточно одной реплики, оброненной Сталиным на совещании комбайнёров в 1935 г. Когда колхозник из Башкирии А. Гильба под аплодисменты зала заявил: "Хотя я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян", - Сталин произнёс: "Сын за отца не отвечает". Эта получившая весомый политический резонанс фраза в одночасье ликвидировала статус отщепенцев общества, который имели дети крестьян, пострадавших в годы коллективизации. В середине тридцатых ликвидируются введенные Октябрём социальные ограничения в области образования для выходцев из бывших господствовавших классов.
Как изменилось положение социальных групп в СССР к 30-м годам?
a) Рабочих________________________________________________________________________
b) Крестьян_______________________________________________________________________
c) Интеллигенции__________________________________________________________________
2. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также имеющиеся у вас знания, ответьте на вопрос.
Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. преодолевались в Японии за счет милитаризации экономики, т.е. развития военного производства, что привело к усилению роли военных кругов в политике. К середине 30-х гг. в Японии сложились военно-фашистские группировки, которые добивались ликвидации парламентского строя и установления военной диктатуры и расширения внешнеполитической экспансии. Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма), которая определяла особую «божественную» миссию Японии по установлению социальной «гармонии», единой «семьи-государства» во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии.
Особенность идеологии японских фашистов заключалась в том, что в ней сочетались национальная религия синто (синтоизм) и идеи самурайского кодекса бусидо. В 1940 г. политические партии Японии были распущены. В стране установился военно-фашистский режим.
Какие изменения произошли в социальной жизни общества с установлением в Японии военно-фашистского режима? (приведите не менее четырех примеров)
а)_______________________________________________________________________________
b )______________________________________________________________________________
c )______________________________________________________________________________
d)_______________________________________________________________________________
3. Рассмотрите предпосылки формирования тоталитарного режима и определите, каким образом реализовались эти предпосылки с истории Германии. Заполните таблицу.
20
Предпосылки формирования тоталитарного режима в Германии Примеры
1. Возможности для манипулирования общественным сознанием (радио, средства связи, СМИ)
2. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства, распространение коллективистских взглядов
3. Массовая психологическая неудовлетворенность отчуждением личности, ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения создают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству
4. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных обедневших слоев населения, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму
4. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания, полученные при изучении раздела, ответьте на вопросы.
В июле 1934 года социалисты и коммунисты Франции договорились действовать вместе против фашизма. Позже к этому блоку присоединились и радикалы. После долгих переговоров социалисты, коммунисты, Всеобщая конференция труда (ВКТ), Радикальная партия и ряд других мелких, преимущественно левых и левоцентристских, организаций заключили 14 июля 1935 года соглашение о создании политического союза под названием «Народное объединение», которое, однако, стало более известным под названием Народный фронт.
Правительство Народного фронта во Франции запретило все фашистские партии. После этого начались масштабные реформы. В интересах рабочих был введён обязательный ежегодный оплачиваемый отпуск. Изменилась система налогообложения. Мелкие предприятия платили 2 процента с прибыли, а большие - 6. Законодательно ограничивалось количество рабочих часов в неделю. Были расширены права женщин.
а) Что стало причиной создания «Народного фронта» во Франции?
b) Почему левые партии и радикалы решили объединить свои усилия в борьбе против фашизма и выступили с инициативой создания «Народного фронта»?
с) Как повлияло данное событие на политическую жизнь общества во Франции?
d) Каково значение данного события в мировой истории?
21
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Анализирует изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества 1 анализирует изменения в положении рабочего класса к 1930-м годам в СССР; 1
анализирует изменения в положении крестьянства к 1930-м годам в СССР; 1
анализирует изменения в положении интеллигенции к 30-м годам в СССР; 1
Анализирует влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм); 2 анализирует изменения, которые произошли в социальной жизни общества в Японии, приводит первый пример; 1
анализирует изменения, которые произошли в социальной жизни общества в Японии, приводит второй пример; 1
анализирует изменения, которые произошли в социальной жизни общества в Японии, приводит третий пример; 1
анализирует изменения, которые произошли в социальной жизни общества в Японии, приводит четвертый пример; 1
Объясняет предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командноадминистративной системы) 3 приводит первый пример из истории фашисткой Германии; 1
приводит второй пример из истории фашисткой Германии; 1
приводит третий пример из истории фашисткой Германии; 1
приводит четвертый пример из истории фашисткой Германии; 1
Анализирует влияние общественнополитических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества 4 называет причину создания «Народного фронта» во Франции; 1
анализирует влияния левых партий; 1
анализирует влияние «Народного фронта» на политическую жизнь общества; 1
делает выводы о значении «Народного фронта» в мировой истории. 1
Всего баллов 15
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Противостояние тоталитаризма и демократии»
Ф.И.О. обучающегося_________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества. Затрудняется, анализируя изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), анализируя изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества. □ Анализирует изменение статуса социальных слоев (рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в связи с развитием социалистического общества. □
Анализирует влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм). Затрудняется, анализируя влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм). | | Допускает незначительное количество ошибок (не более 1), анализируя влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм). | | Анализирует влияние распространения реакционных идеологий на изменение социальной жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм). | |
Объясняет предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командноадминистративной системы). Затрудняется при объяснении предпосылок формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы). | | Допускает незначительное количество ошибок (не более 2-х), объясняя предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командноадминистративной системы). | | Объясняет предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командноадминистративной системы). □
Анализирует влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и консерватизм, марксизм и социал-демократия) на жизнь общества. Затрудняется, анализируя влияние общественнополитических течений на жизнь общества. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 1 -й), анализируя влияние общественно-политических течений на жизнь общества. □ Анализирует влияние общественно-политических течений на жизнь общества. □
23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 5 «Вторая мировая война»
Тема
Каковы причины и ключевые события Второй мировой войны?
Каковы итоги и уроки Второй мировой войны?
Цель обучения
8.3.2.7 Анализировать характер международных отношений накануне Второй мировой войны
8.3.2.3 Анализировать причины, характер и последствия Второй мировой войны
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует характер международных отношений накануне Второй мировой войны
• Анализирует причины, характер и последствия Второй мировой войны
Уровень мыслительных Применение
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания, полученные при изучении раздела, ответьте на вопросы.
В марте 1938 г. Гитлер осуществил свой давний план аншлюса (поглощения) Австрии, которая вошла в состав рейха. Осенью 1938 г. Гитлер начал оказывать давление на Чехословакию, с тем, чтобы правительство данной страны согласилось на передачу Германии Судетской области. Со стороны Гитлера это был рискованный шаг, так как у Чехословакии имелись договорные связи с Францией и СССР. В 1938 году лидеры европейских стран отдали на растерзание Гитлеру небольшую Чехословакию.
а) Как в истории называется данное событие?
b) Почему европейские державы допустили отторжение Судетской области у Чехословакии?
с) Какое значение это событие имело для дальнейшего хода мировой истории?
2. Используя хронику исторических событий накануне Второй мировой войны, а также знания, полученные при изучении раздела, ответьте на вопросы.
A. Ухудшение отношений с западными державами толкает Италию на сближение с Германией. В январе 1936 года Муссолини даёт принципиальное согласие на аннексию немцами Австрии при условии их отказа от экспансии на Адриатике.
B. В ночь с 11 на 12 марта 1938 года германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто», вошли на территорию Австрии. Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала.
C. В 1936 году немецкие войска занимают Рейнскую демилитаризованную зону.
24
Великобритания и Франция не оказывают этому действенного сопротивления, ограничившись формальным протестом.
D. В октябре 1938 года Германия аннексировала принадлежавшую Чехословакии Судетскую область. Согласие на этот акт дают Англия и Франция, мнение самой Чехословакии не учитывается. 15 марта 1939 года Германия в нарушение германочехословацкого соглашения 1925 года оккупирует Чехию.
E. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. - война между левым правительством Испанской республики (которое поддерживалось СССР) и правыми силами (поддержанными Германией и Италией), которая закончилась установлением фашистского режима генерала Ф. Франко.
F. В Москве 23 августа 1939 года был заключен Договор о ненападении между СССР и Германией, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. Согласно договору о ненападении Советский Союз и Германия обязались «воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами».
a) Какая из стран проводила наиболее агрессивные действия В Европе?
b) Альянс каких государств образовался к началу войны?
1)_________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________
c) Как вы думаете, о чем свидетельствовали события 1930-х годов на международной арене?
3. Используя знания, полученные при изучении раздела, проанализируйте причины Второй мировой войны, ранжируя их по степени важности (поставьте номера против утверждений). Обоснуйте выбор наиболее важной причины и ответьте на вопрос.
Причина №
Несовершенство сформированной после Первой мировой системы международных отношений: игнорирование Англией, США, Францией интересов других стран (в т. ч. победителей), отсутствие единых целей у крупных держав, отстранение Советской России от решения вопросов международной политики привели к крушению Версальско-Вашингтонского мирового порядка;
Мировой экономический кризис, экономика Германии была ослаблена неподъемными выплатами репараций, а кризис еще больше увеличил нехватку финансовых средств (снижение зарплат, увеличение налогов, безработица). Это усилило недовольство населения. Несоблюдение Германией основных пунктов Версальского договора наращивание военной мощи, прекращение выплат;
Милитаризация и приход к власти военно-фашистской верхушки в Японии.
Приход к власти в Германии национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером, Гитлер добивался поблажек в военных ограничениях и помощи при выплате репараций, запугивая мировых лидеров угрозой распространения коммунистического режима. Внутри страны проводилась активная пропаганда национальных интересов;
25
Обоснование:
Каким образом причины, указанные в таблице предопределили характер Второй мировой войны?
4. Определите последствие Второй мировой войны, оказавшее влияние на дальнейший ход мировой истории и сделайте вывод
Вывод:
26
Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания Обучающийся
Анализирует характер 1 называет историческое событие; 1
международных отношений накануне Второй мировой войны объясняет, почему европейские державы допустили отторжение Судетской области у Чехословакии; 1
определяет значение события в ходе мировой истории; 1
2 определяет страну, которая проводила наиболее агрессивные действия в Европе; 1
определяет первый альянс; 1
определяет второй альянс; 1
оценивает значение событий события 30-х годов на международной арене; 1
Анализирует причины, характер и последствия Второй мировой войны; 3 ранжирует первую причину Второй мировой войны; 1
ранжирует вторую причину Второй мировой войны; 1
ранжирует третью причину Второй мировой войны; 1
ранжирует четвертую причину Второй мировой войны; 1
обосновывает свою позицию; 1
определяет, как причины, указанные в таблице предопределили характер Второй мировой войны; 1
4 называет последствие Второй мировой войны, оказавшее влияние на дальнейший ход мировой истории; 1
делает вывод. 1
Всего баллов 15
27
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вторая мировая война»
Ф.И.О обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует характер международных отношений накануне Второй мировой войны. Затрудняется при анализе характера международных отношений накануне Второй мировой войны. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 2х), анализируя характер международных отношений накануне Второй мировой войны. Анализирует характер международных отношений накануне Второй мировой войны. п
Анализирует причины, характер и последствия Второй мировой войны. Затрудняется при анализе причин, характера и последствий Второй мировой войны. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 2х), анализируя причины, характер и последствия Второй мировой войны. Анализирует причины, характер и последствия Второй мировой войны. □
28
Суммативное оценивание за раздел 6 «Политическое развитие мира во второй
половине ХХ века»
Тема Как сформировалась биполярная система мира?
Почему во второй половине ХХ века усилился процесс деколонизации?
Каковы этапы и ключевые события холодной войны? Каковы причины и последствия распада биполярной системы?
Каковы цели и задачи международных правозащитных организаций второй пол. XX века?
Почему «государства благосостояния» и СССР переживали экономический кризис в 1970 - 1980 годы? Какие мирные способы решения ближневосточного конфликта предпринимает ООН?
Цель обучения 9.3.2.8 Обобщать и оценивать изменения на политической
карте мира во второй половине ХХ века
9.3.2.1 Анализировать причины и последствия распада колониальной системы
9.3.2.4 Выделять интеграционные и дезинтеграционные
процессы в мире после окончания холодной войны
9.4.1.2 Интерпретировать экономическое развитие стран
во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация»
Критерий оценивания Обучающийся
• Обобщает и оценивает изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века
• Анализирует причины и последствия распада колониальной системы
• Выделяет интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны
• Интерпретирует экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация»
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания,
полученные при изучении раздела, ответьте на вопросы.
29
a) Почему произошло разделение мира на два полюса противостояния?
b) Что повлияло на формирование военно-политических и экономических блоков?
b) Оцените изменения, к которым привело разделение мира на два полюса
2. Прочитайте предложенный материал и назовите три основных последствия деколонизации. Сделайте вывод о проблемах дальнейшего развития бывших колоний.
Последствия колониальной политики
1. Колониальная экспансия означала нарушение естественного процесса исторического развития завоеванных стран, насильственное вовлечение их в сферу мирового рынка, мирового капитализма.
2. Это привело к кризису и даже гибели цивилизаций, не говоря уже об уничтожении целых народов.
3. Освоение новых территорий европейцами привело к разжиганию этнических конфликтов между племенами индейцев в Америке, между индусами и мусульманами в Индии, между африканскими племенами.
4. Знакомство народов колоний с достижениями европейской культуры, науки, техники играло положительную роль. Однако колониальный капитализм развивался таким образом, что увеличивался разрыв между Востоком и Западом.
5. Запад стал «центром» мирового развития, страны Востока оказались «периферией».
a)______________________________________________________________________________
b) ~
c )_____________________________________________________________________________
Вывод
3. Используя иллюстрации и знания, полученные при изучении раздела, ответьте на вопросы.
30
a) Какое событие завершает холодную войну?
b) Является ли это событие фактом поражения в холодной войне?
c) Что явилось главным последствием окончания Холодной войны?
d) К каким интеграционным процессам привело окончание Холодной войны?
4. Прочитайте предложенный текст, опишите причины экономического кризиса в 1970 - 1980 гг., используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация». На основе анализа приведенных в тексте данных, определите, в чем особенность данного кризиса.
Беспрецедентный экономический рост на протяжении почти четверти века при отсутствии циклических кризисов и стабильном повышении уровня жизни абсолютного большинства населения породил представление о том, что индустриальная система вступила в длительный период процветания. Однако, в середине 1970-х гг. эта иллюзия развеялась. Все началось с «нефтяного шока» 1973 г. Арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), приняли решение о резком повышении цен на нефть в знак протеста против израильской экспансии на Ближнем Востоке. Только в октябре 1973 г. цены выросли с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 дм). Над экономикой стран Запада нависла угроза глобального энергетического кризиса. Резкое подорожание нефти привело к росту себестоимости продукции и услуг практически во всех отраслях. Когда имевшиеся товарные запасы истощились, произошел настоящий «взлет» оптовых и розничных цен.
31
Критерий оценивания № задани я Дескриптор Балл
Обучающийся
Обобщает и оценивает изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века 1 обобщает причины разделение мира на два полюса противостояния; 1
указывает факторы формирования военно-политических и экономических блоков; 1
оценивает изменения, к которым привело разделение мира на два полюса; 1
Анализирует причины и последствия распада колониальной системы 2 называет первое последствия деколонизации; 1
называет второе последствия деколонизации; 1
называет третье последствия деколонизации; 1
делает вывод о проблемах дальнейшего развития бывших колоний; 1
Выделяет интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны 3 определяет событие, символизирующее окончание Холодной войны; 1
определяет, является данное событие доказательством поражения в Холодной войне; 1
определяет главное последствие окончания Холодной войны; 1
определяет интеграционные процессы после окончания Холодной войны; 1
Интерпретирует экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация» 4 использует понятие «инфляция» при описании причин экономического кризиса; 1
использует понятие «кризис» при описании причин экономического кризиса; 1
использует понятие «стагнация» при описании причин экономического кризиса; 1
определяет особенность кризиса 197080-х гг. ХХ века. 1
Всего баллов 15
32
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел « Политическое развитие мира во второй половине ХХ века»
Ф.И.О. обучающегося_____________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
обобщает и оценивает изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века. Допускает значительное количество ошибок (более одной), обобщая и оценивая изменения на политической карте мира во второй половине XX века. | л i i Допускает незначитель количество ошибок (не бо одной), обобщая и оцени изменения на политической к мира во второй половине ХХ века. ное лее звая арте Обобщает и оценивает изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века.
анализирует причины и последствия распада колониальной системы. Допускает значител количество ошибок (б одной), анализируя причин последствия рас колониальной системы. ьное олее ы и пада л i i Допускает значительное количество ошибок (более одной), анализируя причины и последствия распада колониальной системы. □ Анализирует причины и последствия распада колониальной системы. □
выделяет интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. Допускает значительное количество ошибок (более одной), выделяя интеграционные и дезинтеграционные процессы i мире после окончания холодной войны. | | i Допускает значительное количество ошибок (более одной), выделяя интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. □ Выделяет интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. □
интерпретирует экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация». Допускает значительное количество ошибок (более одной), интерпретируя экономическое развитие стран во второй половине XX века используя понятия «инфляция» «кризис», «стагнация». | Допускает значительное количество ошибок (более одной), интерпретируя экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация». □ Интерпретирует экономическое развитие стран во второй половине XX века, используя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация». □
33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 7 «Социально-экономическое развитие Европы во
второй половине ХХ века»
Тема
Почему в Великобритании консерватизм сменился неоконсерватизмом?
Каковы признаки «шведской модели» социализма?
Каковы особенности германского «социально-рыночного хозяйства»?
Цель обучения
9.1.2.2 Определять факторы, влияющие на уровень жизни
людей ведущих и развивающихся стран мира
9.1.1.2 Анализировать особенности социального развития
ведущих стран мира во второй пол. XX века
9.1.2.2 Определять факторы, влияющие на уровень жизни
людей ведущих и развивающихся стран мира
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет факторы, влияющие на уровень
жизни людей в Великобритании
• Анализирует особенности социального развития Швеции
• Определяет факторы, влияющие на уровень
жизни людей в Германии
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Оцените, какие из реформ М. Тэтчер положительно (+), а какие отрицательно (-) повлияли на уровень жизни людей в Великобритании.
Реформы М. Тэтчер +/-
1. «Железная леди» уменьшила прямые налоги (налог на доходы для богатых был понижен в 2 раза) и повысила косвенные (в частности, НДС). Это ослабило административный и усилило рыночный механизмы экономики.
2. Тэтчер провела масштабную приватизацию государственного имущества (продажа предприятий принесла казне более 29 млрд. фунтов стерлингов, продажи недвижимости - еще 18 млрд.).
3. Для борьбы с дефицитом бюджета были урезаны социальные расходы и субсидии, в том числе на помощь слаборазвитым регионам, образование и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
4. Для повышения эффективности рынка труда были существенно ограничены права профсоюзов (в частности, был принят закон об обязательном предварительном предупреждении работодателей о начале забастовки и об обязательном тайном голосовании для принятия решения о начале забастовки) и понижены пособия по безработице. В ходе борьбы Тэтчер с профсоюзами были закрыты все нерентабельные шахты.
5. Вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «подушный налог», который должен был платить каждый совершеннолетний житель дома (налог вызвал яростный протест и демонстрации, но закон о нем был принят).
34
2. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания, полученные при изучении раздела, назовите пять характерных черт «шведской модели» социализма.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния. Мюрдаль (автор шведской модели) считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве прав перед законом и равных экономических возможностях для всех при праве на труд с правом хотя бы на социально-бытовые условия жизни достойно количества и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с более обеспеченной части населения страны.
1)______________________________________________________________________________
2)
3)
4)
5)
3. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания, полученные при изучении раздела, определите основные характеристики модели социально-рыночной экономики, влияющие на уровень жизни людей в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства весь послевоенный период была официальной доктриной в ФРГ и лежала в основе экономической системы, которую на практике осуществил путем ряда реформ в 50-е гг. известный немецкий экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард. Для социальной рыночной экономики характерны: обеспечение полной занятости населения; социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс. Это осуществляется путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д. через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство. Данную доктрину позволяют реализовать частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;
1) ___________________________________________________________________________________________
2)
3) ___________________________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________________________
35
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Великобритании 1 определяет влияние первого фактора; 1
определяет влияние второго фактора; 1
определяет влияние третьего фактора; 1
определяет влияние четвертого фактора; 1
определяет влияние пятого фактора 1
анализирует особенности социального развития Швеции 2 определяет первую особенность «шведской модели»; 1
определяет вторую особенность «шведской модели»; 1
определяет третью особенность «шведской модели»; 1
определяет четвертую особенность «шведской модели»;
определяет пятую особенность «шведской модели»;
определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Германии 3 определяет первую характеристику модели социально-рыночной экономики; 1
определяет вторую характеристику модели социально-рыночной экономики; 1
определяет третью характеристику модели социально-рыночной экономики; 1
определяет четвертую характеристику модели социально-рыночной экономики; 1
определяет пятую характеристику модели социально-рыночной экономики. 1
Всего баллов 15
36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Социально-экономическое развитие Европы во второй половине ХХ века» Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Великобритании. Затрудняется, определяя факторы, влияющие на уровень жизни людей в Великобритании. □ Допускает незначительное количе ошибок (не более двух), опред факторы, влияющие на уровень ж людей в Великобритании. ств еля изни о я и Определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Великобритании.
Анализирует особенности социального развития Швеции. Затрудняется при анализе особенностей социального развития Швеции. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более двух), анализируя особенности социального развития Швеции. □ Анализирует особенности социального развития Швеции. □
Определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Германии. Затрудняется, определяя факторы, влияющие на уровень жизни людей в Германии. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более двух), определяя факторы, влияющие на уровень жизни людей в Германии. □ Определяет факторы, влияющие на уровень жизни людей в Германии. □
37
Суммативное оценивание за разделы 8 «Особенности развития стран Азии во второй пол. XX века»,
9 «Развитие науки и культуры во второй половине ХХ века - начале ХХ! века»
Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин изменили Китай?
Почему стал возможен «азиатский прорыв»?
Как развивались наука, образование и техника в ХХ веке
- первой половине XXI века?
Как изменилась культура в ХХ веке - первой половине
XXI века?
9.3.1.3 Выявлять закономерности исторического развития государств
9.4.2.1 Интерпретировать и обосновывать эффективность экономических систем
9.1.2.3 Прослеживать социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества
9.2.4.3 Анализировать влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика)
9.2.2.2 Оценивать влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине XX века - начале XXI века
Обучающийся
• Выявляет закономерности исторического развития государств
• Интерпретирует и обосновывает эффективность экономических систем
• Прослеживает социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества
• Анализирует влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика)
• Оценивает влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине XX века - начале XXI века
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут
38
Задания
1. Используя приведенный фрагмент исторического источника, выявите не менее 2-х основных принципов, на которых базируется развитие экономики современного Китая.
Эксперимент по сближению социализма и капитализма под руководством коммунистов, который вот уже 40 лет реализуется в Китае под названиями «реформы и открытость», «социализм с китайской спецификой», стал одним из самых масштабных и самых интересных экспериментов для всего мира. Успешность китайской модели обеспечивают привлечение инвестиций, ориентация на экспорт и рекордная дешевизна рабочей силы. Эксперимент уже явно удался, и обратить его вспять не по силам никому, даже самим китайцам
1.
2.
2. Используя знания, полученные при изучении раздела, назовите три доказательства эффективности экономик «Четырех азиатских тигров».
«Четыре азиатских тигра» - неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, демонстрировавших очень высокие темпы экономического развития с начала 1960-х до финансового кризиса 1990-х годов. Благоприятные климатические условия, привлечение иностранного капитала, импорт технологий и использование дешевой рабочей силы обеспечили экономический успех.
1) _______________________________________________________________________________
2)
3)
3. Используя приведенный фрагмент исторического источника, а также знания, полученные при изучении раздела, определите, насколько трудовая миграция в будущем изменит социальный облик стран Юго-восточной Азии (не менее 3-х аргументов).
Со второй половины XX века наблюдается бурное социально-экономическое и культурное развитие ряда государств Юго-Восточной и Восточной Азии. Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия еще полвека назад были отсталыми аграрными странами, но теперь их называют «азиатскими тиграми». Естественно, что бурный рост экономики и укрепление материального благополучия перечисленных государств сделали их крайне интересными для трудовых мигрантов из менее успешных стран Азии. Если в 60-ые гг. XX в. в основном развивались сельское хозяйство и легкая промышленность, то начиная в 80-х гг. после создания инфраструктуры (дороги, энергетика, в том числе атомная), был накоплен технический и управленческий опыт, и появилась возможность развивать промышленность. Так, в этих странах начала развиваться металлургия, а потом и автомобилестроение, судостроение, электроника, авиация, финансовые услуги.
4. Используя знания, полученные при изучении раздела, заполните таблицу о влиянии новых научных открытий на развитие общества
Область научных знаний Открытие Значение
Генетика
Микробиология
39
Информационные технологии
Нанотехнологии
Ядерная физика
5. Используя предложенный фрагмент исторического источника, оцените влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине XX века -начале XXI века. Определите одно положительное и одно отрицательное последствие.
Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Массовая культура уничтожает национальную культуру, делает людей похожими друг на друга, теряется их индивидуальность. Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта".
Положительное______________________________________________________________________
Отрицательное______________________________________________________________________
40
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Выявляет закономерности исторического развития государств 1 выявляет первый принцип; 1
выявляет второй принцип; 1
Интерпретирует и обосновывает эффективность экономических систем 2 называет первое доказательство эффективности экономик; 1
называет второе доказательство эффективности экономик; 1
называет третье доказательство эффективности экономик; 1
Прослеживает социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества 3 приводит первый аргумент; 1
приводит второй аргумент; 1
приводит третий аргумент; 1
Анализирует влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика); 4 называет открытие в генетике и его значение; 1
называет открытие в микробиологии его значение; 1
называет открытие в информационных технологиях и его значение; 1
называет открытие в нанотехнологии и его значение; 1
называет открытие в ядерной физике и его значение; 1
Оценивает влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ века -начале ХХ1 века; 5 приводит пример положительного влияния массовой культуры; 1
приводит пример отрицательного влияния массовой культуры. 1
Всего баллов 15
41
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Глобализация современного мира»
Ф.И.О. обучающегося______________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выявляет закономерности исторического развития государств. Затрудняется, выявляя закономерности исторического развития государств. □ Допускает незначительное количе ошибок (не более одной), выя закономерности историчес развития государств. ство вляя кого Выявляет закономерн исторического разв государств. ости ития
Интерпретирует и обосновывает эффективность экономических систем. Затрудняется, интерпретируя и обосновывая эффективность экономических систем. □ Допускает незначительное количество ошибок (не более одной), интерпретируя и обосновывая эффективность экономических систем. □ Интерпретирует и обосновывает эффективность экономических систем. □
Прослеживает социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества. Затрудняется, прослеживая социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества. □ Допускает незначительное количество ошибок (более одной), прослеживая социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция, социальная интеграция), моделируя возможный сценарий исторического развития общества. □ Прослеживает социальные изменения в связи с процессом глобализации в современном мире (трудовая миграция социальная интеграция) моделируя возможный сценарий исторического развития общества. □
42
Анализирует влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика). Затрудняется, анализируя влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика). | | Допускает незначительное количество ошибок (не более двух), анализируя влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика). □ Анализирует влияние новых научных открытий на развитие общества (генетика, микробиология, информационные технологии, нанотехнологии, ядерная физика). □
Оценивает влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ века - начале ХХ1 века Затрудняется, оценивая влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ века -начале ХХ1 века. □ Допускает незначительное количество ошибок (более одной), оценивая влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине XX века - начале XXI века. □ Оценивает влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ века - начале ХХ1 века. П
43
Источники
1. Документы ХХ века: http://doc20vek.ru/taxonomy/term/159?page=1
2. Миграционная политика «азиатских тигров». Как в Восточной и Юго-
Восточной Азии регулируют присутствие иностранных рабочих: https://topwar.ru/99132-migracionnaya-politika-aziatskih-tigrov-kak-v-vostochnoy-i-yugo-vostochnoy-azii-reguliruyut-prisutstvie-inostrannyh-rabochih.html
3. Теория «Социального рыночного хозяйства»: https://www.istoriya.org/erhard/
4. Структурный экономический кризис 1970-х гг.:
5. Народный_фронт_(Франция): https://ru.wikipedia.org/wiki/
44
 
Верх