Спецификация итоговой аттестации по предмету «История Казахстана» 9 класс

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация итоговой аттестации по предмету «История Казахстана» 9 класс



1 Цель оценивания ....................................................................................................... 3
1.1 Взаимосвязь с учебной программой ......................................................................... 3
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания ............................................. 3
2.2 Распределение баллов ............................................................................................... 4
2.3 Язык сдачи экзамена ................................................................................................. 4
3. Управление процессом проведения экзамена .......................................................... 4
4. Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу...................... 4
5 Описание оценок ....................................................................................................... 5
6. Образцы заданий и схема выставления баллов ........................................................ 6





1 Цель оценивания
Определение степени освоения обучающимися объема учебной программы по предмету
«История Казахстана» в соответствии с государственным общеобязательным стандартом
основного среднего образования (далее – ГОСО).

1.1 Взаимосвязь с учебной программой

Итоговая аттестация обучающихся охватывает содержание типовой учебной программы по
предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по
обновленному содержанию. Уровень знаний и умений, а также навыки учащихся определяются
ожидаемыми результатами ГОСО.
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания

Итоговая аттестация обучающихся является частью системы критериального оценивания,
которая также включает формативное и суммативное оценивание.


2. Описание экзаменационной работы

Экзаменационная работа 2 часа
Экзаменационная работа состоит из 2 частей.
Часть А содержит 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех
предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Часть В состоит из 3-5 заданий, требующих краткого и развернутого ответов. Задания
оцениваются в 1-6 баллов.
Не разрешается использование исторических карт (атлас).
Всего баллов 30


4

2.1 Задачи оценивания
ЗО 1 Знание и понимание
Обучающиеся демонстрируют знание и понимание особенностей социально-
экономических отношений, развития государства и культуры Казахстана
ЗО 2 Применение и навыки высокого порядка
Обучающиеся исследуют исторические события, явления, процессы с целью
определения причинно-следственных связей; историческое развитие Казахстана,
определяя общие черты и особенности; мотивы и результаты деятельности
исторических личностей; общественные, экономические, политические и
культурные процессы, тенденции развития Казахстана путем проведения
исторических параллелей; различные виды исторических источников для ответа на
проблемные вопросы; различные точки зрения на одни и те же исторические
события, явления и процессы; информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

2.2 Распределение баллов

Распределение баллов по задачам оценивания представлено в таблице.
Задачи оценивания Всего
ЗО 1 15
БЗО 2 15
Всего 30
2.3 Язык сдачи экзамена

Экзамен сдается в зависимости от языка обучения на казахском или русском языках.
3. Управление процессом проведения экзамена

Экзамены проводятся согласно Типовым правилам проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного
среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций
среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от 18 марта 2008
года № 125, а также в соответствии с Инструкцией по организации и проведению итоговой
аттестации.
4. Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу
Процесс выставления баллов за экзаменационную работу осуществляется аттестационной
комиссией на основании предоставленной схемы выставления баллов.
Выставленные баллы обучающихся переводятся в оценку согласно шкале перевода баллов
в оценки.
Баллы экзаменационной
работы
Процентное содержание
баллов, %
Оценка
0-11 0-39 2 (неудовлетворительно)
12-19 40-64 3 (удовлетворительно)
5

20-25 65-84 4 (хорошо)
26-30 85-100 5 (отлично)

5 Описание оценок

Описание оценок дается для общего представления стандартов возможных достижений
обучающихся, за которые присуждается определенная оценка. На практике присужденная
оценка зависит от степени соответствия работ обучающихся задачам оценивания.

Оценка Описание
5 Обучающиеся демонстрируют глубокие знания по предмету. Имеют
представление об общественных отношениях, развитии государства,
культуры, а также об экономическом развитии Казахстана. На высоком
уровне исследует исторические события, процессы, явления с целью
выявления причинно-следственных связей. На высоком уровне анализирует
историческое развитие Казахстана, мотивы и результаты деятельности
исторических личностей. Изучает и анализирует тенденции развития
Казахстана, социальные, экономические, политические и культурные
процессы. На высоком уровне сравнивают различные исторические
источники для ответа на проблемные вопросы. Делает выводы, сравнивая
разные подходы к одному историческому событию, явлению и процессам. На
высоком уровне использует, анализирует, информацию, представленную в
разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд).
4 Обучающиеся демонстрируют средний уровень знаний по предмету. Имеют
представление об общественных отношениях, развитии государства,
культуры, а также об экономическом развитии Казахстана. На среднем
уровне исследуют исторические события, процессы, явления с целью
выявления причинно-следственных связей. Анализирует историческое
развитие Казахстана, мотивы и результаты деятельности исторических
личностей, тенденции развития Казахстана, социальные, экономические,
политические и культурные процессы на среднем уровне. Сравнивают
различные исторические источники для ответа на проблемные вопросы.
Демонстрируют средний уровень развития навыков, при сравнении,
обобщении разных подходов к одному историческому событию, явлению и
процессам, используя и анализируя информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
3 Демонстрируют базовое знание предмета, представление об общественных
отношениях, развитии государства, культуры, а также об экономическом
развитии Казахстана на базовом уровне. На базовом уровне исследуют
исторические события, процессы, явления с целью выявления причинно-
следственных связей. Анализирует историческое развитие Казахстана,
мотивы и результаты деятельности исторических личностей, тенденции
развития Казахстана, социальные, экономические, политические и
культурные процессы на базовом уровне. Сравнивает различные
исторические источники для ответа на проблемные вопросы. Демонстрирует
базовый уровень развития навыков, при сравнении, обобщении разных
подходов к одному историческому событию, явлению и процессам, используя
6

и анализируя информацию, представленную в разных знаковых системах
(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
2 Обучающийся не имеет базовых знаний по предмету.

6. Образцы заданий и схема выставления баллов
Часть А
В каждом тестовом задании даны четыре возможных варианта ответа: A, B, C и D. Выберите
один вариант, который считаете правильным.

1. Укажите имя исторического деятеля, возглавившего казахское ополчение в ходе битвы в
местности Анракай.
А) Жангир хан
В) Тауке хан
С) Абулхаир хан
D) Абулмамбет хан
[1]
2. Последствиями какого события (процесса/явления) Шакарим Кудайдердиев назвал гибель
двух третьих всех казахов.
A) Нашествие монголов
B) Нашествие джунгар
C) Политика коллективизации
D) Политические репрессии
[1]
3. Укажите изменение, введенное в институт ханской власти, в годы правления хана Абылая.
А) Ограничение ханской власти
В) Ограничение власти султанов
С) Введен совет биев
D) Неограниченная ханская власть
[1]
4. Укажите хронологические рамки национально-освободительного восстания в Букеевской
орде.
А) 1783-1797 гг.
В) 1836-1838 гг.
С) 1837-1847 гг.
D) 1856-1858 гг.
[1]
5. Укажите имя исторической личности высказавшей свое мнение о Шокане Уалиханове:
«Невольно, он для своих товарищей, в том числе и для меня, стал «окном в Европу».
A) Г.Потанин
B) И.Березин
C) Семенов Тянь-Шаньский
D) Ф.Достоевский
7

[1]
6. Укажите председателя партии Алаш
A) А.Байтурсынов
B) А.Букейханов
C) М.Шокай
D) М.Тынышпаев
[1]
7. Укажите имя выдающегося певца, выступившего в 1927 году в Москве и Франкфурте на
Майне.
A) Ж.Жабаев
B) К.Азербаев
C) К.Байсеитова
D) А.Кашаубаев
[1]
8. Укажите имя известного казахского борца, победившего в 1909 гг. в германском городе
Кельн немецкого борца Вейланда Шульца.
A) Кажымукан
B) Балуан Шолак
C) Ж.Ушкемпиров
D) Е.Ибраимов
[1]
9. Укажите имя общественного деятеля, основателя казахского языкознания.
A) А.Байтурсынов
B) А.Букейханов
C) С.Садвакасов
D) М.Дулатов
[1]
10. В 1970-1985 гг. обмеление рек, питающих озеро, а также сброс промышленных отходов
металлургических промышленных предприятий имели тяжелые последствия для озера.
A) Жасыбай
B) Балхаш
C) Зайсан
D) Алакөл
[1]
11. Горбачев довольно сухо сказал: «Решение этого вопроса оставь нам. В республику будет
рекомендован и направлен хороший коммунист». Укажите события в Казахстане, связанные с
приходом этого «хорошего коммуниста».
A) События 1958 годав Темиртау
B) События 1979 года в Целинограде
C) Декабрьские события 1986 года
D) События 1989 года в Жанаозене
[1]
12. Комитет проделал большую работу для привлечения внимания правительства СССР и
мировой общественности к проблемам Балхаша и Арала. Укажите имя общественного деятеля,
по инициативе которого был организован этот комитет.
8

A) О.Сулейменов
B) М.Шаханов
C) А.Кекильбаев
D) Д.Кунаев
[1]
13. Укажите событие, которое произошло 15 ноября 1993 г.
A) Утверждены государственные символы
B) Принята новая конституция
C) Состоялись выборы Президента
D) Введена в обращение национальная валюта
[1]
14. 31 мая в Казахстане отмечают:
A) День памяти жертв трагических событий 1986 г.
B) День памяти жертв политических репрессий
C) День закрытия Семипалатинского ядерного полигона
D) День памяти участников войны в Афганистане
[1]
15. Третий казахстанский спортсмен, который на Лондонской Олимпиаде был удостоен кубка
Вэла Баркера.
A) С.Сапиев
B) Б.Саттарханов
C) Е.Ибраимов
D) А.Танатаров
[1]
Часть В
16. Заполните таблицу о национально-освободительных восстаниях.
Национально-
освободительное
восстание/
хронология
Лидеры
национально-
освободительного
восстания
Цель восстания
Восстание 1783-
1797 гг.
1. Возвратить земли, веками являвшиеся
собственностью аульной общины и восстановить
сложенные веками традиционные маршруты
кочевий казахских родов. Прекратить завоевания
Уральскими казаками казахских земель.
Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы
и его окружения.
Национально-
освободительное
восстание 1837-
1847 гг.
Кенесары Касымов 2.
9

3. А. Иманов
А. Джангильдин
Т. Бокин
Б. Ашекеев
Препятствовать усилению колониального гнета,
насильственному изъятию земель, политике
русификации.
[3]
17. Заполните таблицу используя картинки.



Сведения о каких исторических событиях можно получить из данных иллюстраций?
Рисунок 1 Рисунок 2

Приведите сведения, опираясь на иллюстрации

[4]
Используя источники, внесите в таблицу аргументы и факты о вкладе народа Казахстана в годы
Великой Отечественной войны.
Источник А: «Великая Отечественная война»
Народы СССР сыграли решающую роль в разгроме фашизма. Около 500 казахстанцев
были удостоены звания Герой Советского союза. Первыми среди женщин востока были
удостоены звания Герой Советского союза Маншук Маметова и Алия Молдагулова, а летчикам
Т. Бегельдинову, Л.И. Беда, И.Ф. Павлову, С.Д. Луганскому данное звание было присвоено
дважды.
В годы Великой Отечественной войны из Казахстана было мобилизовано на фронт 1
млн. 200 тыс.военнослужащих. Девять из десяти патронов, выпущенных по врагу в годы войны
были отлиты из казахстанского свинца. Около 60% марганцево-молибденового концентрата
производилось в нашей стране. На месторождениях Балхаш и Карсакпай было добыто более
половины меди, добытой в годы войны. Труженики сельского хозяйства республики сдали
государству 360 млн. пудов зерна. 427 млн. снарядов и мин, около 17 млрд. патронов, 13 млн.
тонн горючего, 40 млн.тонн продуктов питания было отправлено в Красную армию из
Казахстана.
Из материалов интернета
https://el.kz/kz/news/archive/content-1473
10


Источник В: Плакат, созданный в годы Великой Отечественной войны.


Плакат с призывом: «Родина – мать зовет!»
Рисунок из Интернета

18. Используя источники, оцените вклад тружеников тыла в победу в Великой Отечественной
войне подтверждая аргументы соответствующими фактами.


В тылу
Аргумент Факт
















[3]

11

19. Используя источники, оцените вклад казахстанских воинов в победу в Великой
Отечественной войне подтверждая аргументы фактами.
На фронте
Аргумент Факт











[3]

20. Напишите, почему возникла необходимость принятия долгосрочных Стратегий
«Казахстан- 2030, «Казахстан- 2050».

«Казахстан-2030» «Казахстан-2050»





[2]

12

Схема выставления баллов

задания
Ответ Балл
Дополнитель
ная
информация
Часть А
1

С 1

2 В 1
3 D 1
4 B 1
5 А 1
6 В 1
7 D 1
8 A 1
9 А 1
10 В 1
11 С 1
12 В 1
13 D 1
14 B 1
15 A 1
Часть В
16
1. Сырым Датулы
2. Сохранение самостоятельности не
вошедших в состав царской России
областей Казахстана и прекращение
колонизации казахских земель через
постройку крепостей и новых окружных
укреплений.
3. Национально-освободительное восстание
1916 г.
3
Обучающийся
может
привести
другие цели
восстания
Кенесары
Касымова
17
Рисунок 1
Рисунки отображают годы политических
репрессий 1930-х гг.
1
Принимаются
другие
варианты
ответов,
соответствую
щие
содержанию
иллюстраций

Принимаются
ответы с
использовани
ем других
источников

Сведения
В годы политических репрессий 1937-1938 гг.
представители казахской интеллигенции были
годы были безвинно расстреляны или отбывали
наказание в лагерях Среди них деятели Алаш
А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов.
1
Рисунок 2
Акмолинский лагерь жен изменников Родины
(АЛЖИР).
1
Сведения
Акмолинский лагерь жен изменников Родины,
прозванный в народе «Алжиром», где отбывали
наказание около 20 000 женщин. В этом аду
проводили свои дни ни в чем не повинные жены
так называемых изменников родины.
1
18
Вклад тружеников тыла в победу в Великой
Отечественной войне
Аргумент №1
Девять из десяти патронов, выпущенных по врагу в
1
1 балл дается,
если
обучающийся
приводит
13

годы войны были отлиты из казахстанского
свинца.
Факт
В Казахстане выплавлялось 60% молибдена, 65%
металлического висмута.
аргумент и
факт

Принимаются
и другие
правильные
ответы
Аргумент №2
Труженики сельского хозяйства республики сдали
государству 360 млн. пудов зерна.
Факт
Труженики тыла во время Великой Отечественной
войны не покладая рук работали на
сельскохозяйственных работах, поддерживали
боеспособность армии и обеспечение населения
продовольствием и одеждой. В первый год войны
государству было сдано 100 млн. пудов зерна. В
сравнении с показателями 1940 гг. на 24 млн.
пудов больше.
1
Аргумент №3
На Балхашском и Карсакпайском месторождениях
добывается более половины меди, добытой в годы
войны.
Факт
427 млн. снарядов и мин, около 17 млрд патронов,
13 млн. тонн горючего, 40 млн. тонн продуктов
питания было отправлено в Красную армию из
Казахстана.
1
19
Вклад казахстанских воинов в победу в Великой
Отечественной войне
Аргумент №1
Народы СССР сыграли решающую роль в разгроме
фашизма. Около 500 казахстанцев были удостоены
звания Герой Советского союза.
Факт
В годы Великой Отечественной войны из
Казахстана было мобилизовано на фронт 1 млн.
200 тыс.военнослужащих. Каждый пятый
казахстанец ушел на фронт. С первых дней войны
на всех фронтах как на территории СССР, так и за
его пределами (в Европе и Дальневосточном
регионе) сражались тысячи казахстанцев.
Рахимжан Кошкарбаев водрузил знамя победы на
Рейхстаг.
316 стрелковая дивизия под командованием
генерала – майора И.В.Панфилова сформированная
в Алма-Ате 16 ноября 1941г. в составе которой
служил Бауржан Момышулы у разъезда
Дубосеково уничтожила 18 танков, не пропустив
их к Москве.
Командир батальона старший лейтенант Бауыржан
Момышулы участвовал в 207 боях. Во время
второго генерального наступления вермахта на
Москву с 16 по 18 ноября 1941 года батальон
Б.Момышулы в отрыве от дивизии героически
1
1 балл дается,
если
обучающийся
приводит
факт и
аргумент

Принимаются
и другие
правильные
ответы
14

сражался на Волоколамском шоссе у деревни
Матрѐнино. Умелое руководство комбата
позволило на 3 дня задержать фашистов на данном
рубеже. После чего старший лейтенант
Момышулы вывел батальон из окружения
боеспособным.
Аргумент №2
Первыми среди женщин востока были удостоены
звания Герой Советского союза Маншук Маметова
и Алия Молдагулова.
Факт
В октябре 1942 г. Маншук Маметова добровольно
вступила в ряды Красной армии, она участвовала в
боях в составе 2-ой стрелковой дивизии.
Старший сержант, пулеметчица Маншук
отличилась своими снайперскими способностями
и мужеством. 15 октября 1943 года в тяжѐлых боях
за освобождение города Невеля (Невельская
наступательная операция) при обороне
господствующей высоты, оставшись одна из
пулемѐтного расчѐта, будучи тяжело ранена
осколком в голову, Маншук уничтожила 70 солдат
противника и погибла смертью храбрых.
1
Аргумент №3
летчикам Т. Бегельдинов, Л.И. Беда, И.Ф. Павлов,
С.Д. Луганский было присвоено дважды
Факт
На фронтах Великой Отечественной войны с
января 1943 года. Сражался на самолѐте Ил-2. 26
октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту
Бегельдинову Талгату Якубековичу за отвагу и
боевое мастерство, проявленные при
освобождении городов Знаменка, Кировоград, за
лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских
самолѐта присвоено звание Героя Советского
Союза.
За годы Великой Отечественной войны Талгат
Бегельдинов совершил более 300 боевых вылетов,
сбил семь вражеских самолетов, еще несколько
сжег при штурме вражеских аэродромов. В воздухе
в общей сложности провел около 500 часов, за
которые ему не раз пришлось проявить всю свою
отвагу, мужество и героизм.
1
20
Стратегия «Казахстан -2030»
Перед нами стояла гигантская задача – переломить
ход событий. Построить новую страну. Чтобы ее
решить, мы должны были провести тройную
модернизацию: построить государство и
совершить прорыв в рыночную экономику,
заложить основы социального государства,
перестроить общественное сознание. Мы должны
были определить наш собственный путь. И этот
путь был очерчен в Стратегии «Казахстан-2030».
1
Допускаются
альтернативн
ые варианты
ответа
15

Этот документ дал нам видение стратегических
целей и задач, стал важнейшим мировоззренческим
прорывом. Народная мудрость гласит: «Мақсат –
жетiстiктiң желкенi» - Только правильно
поставленные цели приводят к успеху.
Стратегия «Казахстан-2050»
Страна более 20 лет работала на укрепление
суверенитета и политического веса. 20 лет спустя
эта цель достигнута. Период становления успешно
завершен. Казахстан начала XXI века независим и
уверен в себе. Изменения, происходящие в мире
под влиянием затянувшегося глобального кризиса,
нас не пугают. Мы к ним готовы. Теперь наша
задача – сохраняя все, чего мы достигли за годы
суверенитета, продолжить устойчивое развитие в
XXI веке. Наша главная цель – к 2050 году создать
общество благоденствия на основе сильного
государства, развитой экономики и возможностей
всеобщего труда. Сильное государство особенно
важно для обеспечения условий ускоренного
экономического роста. Сильное государство
занимается не политикой выживания, а политикой
планирования, долгосрочного развития и
экономического роста.
1
Всего баллов 30
 
Верх