Спецификация итоговой аттестации по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Спецификация итоговой аттестации по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс



СОДЕРЖАНИЕ

1 Цель оценивания …....................................................................................................................................3
1.1 Взаимосвязь с учебной программой ............................................................................................... ......3
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания .......................................................................... 3
2 Описание экзаменационной работы .................................................................................................3
2.1 Задачи оценивания ...........................................................................................................................4
2.2 Распределение баллов............................................................................................................................ 4
2.3 Язык сдачи экзамена .............................................................................................................................. 4
3 Управление процессом проведения экзамена ....................................................................................5
4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу…….............................................5
5 Описание оценок ................................................................................................................................... 5
6 Примеры заданий и схема выставления баллов….…………………………….…................................6





3

1 Цель оценивания
Определение степени освоения обучающимися объема учебной программы по предмету
«Русский язык» (с русским языком обучения) в соответствии с государственным
общеобязательным стандартом основного среднего образования (далее – ГОСО).


1.1 Взаимосвязь с учебной программой

Итоговая аттестация обучающихся охватывает содержание типовой учебной программы
по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) для 8-9 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию. Уровень знаний и умений, а также
навыки учащихся определяются ожидаемыми результатами ГОСО.

1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания

Итоговая аттестация обучающихся является частью системы критериального оценивания,
которая также включает формативное и суммативное оценивание.

2 Описание экзаменационной работы

Чтение и письмо 2 часа
Экзаменационная работа предполагает работу с двумя текстами (общий объем текстов –
400-450 слов). На основе текстов обучающиеся выполняют письменную работу – эссе-
аргументация (170-200 слов), при этом используя соответствующую лексику, приводя в
качестве аргументов переработанную информацию из обоих текстов.
Пользоваться словарями запрещается.
4

Для обучающихся с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла
экзаменационная работа предполагает работу с двумя текстами (общий объем – 450-500
слов). На основе текстов обучающиеся выполняют одну письменную работу – эссе/ статья/
рассказ и др. (200-250 слов), при этом используя соответствующую лексику, приводя в
качестве аргументов переработанную информацию из обоих текстов.

Пользоваться словарями запрещается.
Максимальный
балл
20 баллов
2.1 Задачи оценивания

ЗО1 Коммуникативная компетенция
Обучающиеся должны уметь
 понимать и интерпретировать главную и детальную информацию
(текстовую, числовую, графическую) текстов различных типов,
жанров и стилей;
 извлекать необходимую информацию из различных источников,
анализируя и синтезируя ее;
 создавать тексты разных типов, жанров и стилей, синтезируя
услышанную и прочитанную информацию;
 писать собственный текст проблемного характера (статья, эссе,
письмо и др.), демонстрируя способность анализировать и оценивать
предложенную информацию.
ЗО2 Языковая компетенция
Обучающиеся должны уметь
 соблюдать грамматические, орфографические, пунктуационные и
стилистические нормы.

2.2 Распределение баллов

Распределение баллов по задачам оценивания представлено в таблице.

Задачи оценивания Всего
ЗO 1 Коммуникативная компетенция 10
ЗO 2 Языковая компетенция 10
ВСЕГО 20


2.3 Язык сдачи экзамена

Экзамен сдается на русском языке.
5

3 Управление процессом проведения экзамена

Экзамены проводятся согласно Типовым правилам проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального,
основного среднего, общего среднего образования, утвержденным приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для
организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от
18 марта 2008 года № 125, а также в соответствии с Инструкцией по организации и
проведению итоговой аттестации.

4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу

Процесс выставления баллов за экзаменационную работу осуществляется аттестационной
комиссией на основании предоставленной схемы выставления баллов.
Выставленные баллы обучающихся переводятся в оценку согласно шкале перевода баллов
в оценки.

Баллы экзаменационной
работы
Процентное содержание
баллов, %
Оценка
0-7 0-39 2 (неудовлетворительно)
8-12 40-64 3 (удовлетворительно)
13-16 65-84 4 (хорошо)
17-20 85-100 5 (отлично)

5 Описание оценок

Описание оценок дается для общего представления стандартов возможных достижений
обучающихся, за которые присуждается определенная оценка. На практике присужденная
оценка зависит от степени соответствия работ обучающихся задачам оценивания.

Оценка Описание
5 Обучающийся демонстрирует глубокие знания русского языка.
Находит и обрабатывает информацию из различных источников, свободно
выражает свои мысли. Приводит подробное объяснение точки или точек
зрений в соответствии с темой.
Умеет передавать сложные идеи убедительно, может привлечь внимание
целевой аудитории, при этом выполняя требуемые коммуникативные задачи.
Эффективно использует широкий ряд сложных структур, лексику активного
и пассивного запаса, определенный стиль, различные языковые средства и
приемы, соответствующие цели высказывания. Демонстрирует безошибочное
и точное использование грамматических структур. Высокий уровень
6

грамотности.
4 Обучающийся демонстрирует достаточные знания русского языка.
Находит и обрабатывает информацию из различных источников. Умеет
передавать идеи четко и понятно в большинстве случаев.
Текст имеет четкую структуру и логически последователен с использованием
различных средств связи и структур, но некоторые важные идеи не развиты.
Структура письма четкая, но последовательность иногда нарушается.
Правильно использует достаточное количество языковых структур и
словарного запаса, включая лексику пассивного запаса.
Использует простые и сложные грамматические структуры. Временами
допускает ошибки, не затрудняющие понимание содержания текста.

3 Обучающийся демонстрирует базовые знания русского языка.
Задание выполняет не до конца, или текст содержит несколько важных идей,
но при этом есть серьезные упущения.
Текст составлен нечетко; идеи не связаны или связаны в недостаточной
степени. Часто нарушает основные правила данного типа текста.
Словарный состав ограниченный, слова повторяются, частые ошибки.
Повторяющиеся ошибки как серьезные, так и незначительные часто
затрудняют понимание содержания текста.
Не имеет никакого представления об использовании определенного стиля,
грамматических форм, соответствующих цели текста.
2 У обучающегося отсутствуют базовые знания по предмету.


6 Примеры заданий и схема выставления баллов

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А. Отрывок из статьи
Археологи увлечение кладоискательством называют не иначе как «чумой», а современных
кладоискателей – расхитителями гробниц, вандалами XXI века, «черной напастью» или
«черными копателями». Как отмечают историки, в последнее время «черная археология»
вышла на новый виток своего развития, и, в первую очередь, ее порождает спрос черного
рынка на исторические ценности. По словам специалистов, почти каждый казахстанский
исторический комплекс когда-либо подвергался воздействию так называемых копателей.

Историю мест зачастую приходится собирать по крупицам, в ход идет все – архивные
фонды музеев, литературные произведения, летописи, исследования археологов, легенды
7

местных жителей, данные карт и спутниковых снимков.

Количество интересных находок на территории напрямую связано с активностью здесь
людей в прошлом. А так как основную площадь Казахстана занимают степи, населенные в
прошлом кочевниками, число крупных археологических раскопок не уж так велико.
Поэтому особый интерес представляют территории, где проходили торговые пути, велась
активная торговля. Наиболее крупные исторические места давно изучены археологами, а
вот те, что поменьше, часто становятся местом поиска копателей.

Из обсуждений в социальных сетях и на специальных форумах, где копатели рассказывают
о своих находках, нередко выставляют найденные экспонаты на продажу, советуют, как
вести себя при встрече с представителями правоохранительных органов, невольно можно
сложить некий портрет типичного кладоискателя: это мужчина среднего возраста и старше,
имеющий стабильный доход, неприхотливый, потому что условия на выезде самые что ни
на есть походные. Зачастую это образованные люди с широким кругозором, отличные
собеседники, у которых в запасе всегда есть интересная история.

Текст Б. Запись в блоге
«Старьевщик. До чего докатился?!» – часто слышу от прохожих. Но я привык не обижаться.
Да и на что? В Европе, например, мое увлечение не считается чем-то постыдным,
неприличным, а, наоборот, очень популярно и называется «городской археологией». Кратко
поясню, в чем смысл: на городских свалках я ищу интересные предметы, которые за
ненадобностью выкидывают люди. В процессе есть, конечно, свои недостатки: неприятный
запах, грязь, например.

За несколько лет я отыскал более сотни диковин, которые могли бы спокойно разместиться
в стенах музея. А пока этого не произошло, моя квартира – это моя коллекция. Здесь есть
все: от стульев и комодов до старинных статуэток и граммофона. К слову сказать, не помню,
когда я в последний раз покупал какую-то мебель в магазине. Все – из восстановленных.

Мои находки ждет разная участь: что-то удается подчистить и восстановить в
первоначальном виде, другие вещи получают совершенно новую жизнь. Буквально недавно
я нашел старую гитару – несколько струн порвано, поломана задняя часть корпуса.
Неудивительно, что хозяева решили с ней расстаться. Но ей можно найти самое необычное
8

применение: вставить в нее динамик и превратить в колонку или распилить и сделать
частью инсталляции.

При помощи вебсайта надеюсь расширить круг единомышленников. Я также надеюсь
встретить спонсора или мецената, который поможет открыть выставку старинных
предметов. Ведь они излучают какую-то особую ауру. Они как люди, и многое могут
рассказать о прошлом; нужно только уметь услышать и понять.

Задание.
Используя информацию из обоих текстов и свое собственное мнение, напишите эссе-
аргументацию (170-200 слов) для школьного журнала на тему «Поиск старинных предметов:
больше вреда или пользы?».
[20]

Схема выставления баллов

Коммуникативность Языковая компетентность
9-10 баллов
 Четкое понимание аудитории, цели,
формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Умелая переработка материала в
поддержку своей точки зрения;
высокий уровень использования
уместного стиля
9-10 баллов
 Грамотное использование сложных
грамматических конструкций (формы
глаголов, предлоги и падежные окончания,
порядок слов, использование сложных
предложений).
 Язык грамотный, без ошибок
7-8 баллов
 Ясное понимание аудитории, цели,
формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Хорошая переработка материала в
поддержку своей точки зрения; в
основном непрерывное использование
уместного стиля
7-8 баллов
 Грамотное использование разнообразной
лексики и грамматических конструкций. В
целом уверенное владение грамматикой,
ответ демонстрирует хорошее представление
о лексических и грамматических элементах,
несмотря на небольшие ошибки.
 Язык в целом на хорошем уровне, с редкими
ошибками
5-6 баллов
 Удовлетворительное понимание
аудитории, цели, формы, особенностей
текста и производимых ими эффектов.
 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и ошибки
в использовании стиля
5-6 баллов
 Удовлетворительное разнообразие лексики и
грамматических конструкций. Приемлемое
владение грамматикой.
 Язык в целом безграмотный, понимание
временами затруднено
3-4 балла 3-4 балла
9

 Ограниченное понимание аудитории,
цели, формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и
ошибки в использовании стиля
 Ограниченное понимание грамматических и
лексических норм; изложение часто
бессвязно.
 Очень частые, повторяющиеся ошибки,
вызывающие непонимание
1-2 балла
 Полностью неприемлемое понимание
аудитории, цели, формы, особенностей
текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или
бессвязная работа

1-2 балла
 Отсутствует понимание использования
грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл
изложенного неясен


Примеры заданий и схема выставления баллов для обучающихся с углубленным
изучением предметов гуманитарного цикла

Прочитайте два текста и выполните задание.

Текст А: Текст из блога о новинках техники и технологии
Интернет вещей – а что это?

Доброго времени суток, друзья!

На бескрайних просторах Интернета все чаще появляются описания различных устройств.
Вот где-то ребята предлагают дистанционно управлять холодильниками и кофеварками, а вот
вообще – «умные» парковки. Однако не так много людей в действительности представляют,
что же такое «Интернет вещей». Надеюсь, я смогу предложить вам полезную информацию
для общего развития.

Сам термин «Интернет вещей» был предложен Кевином Эштоном в 1999 году. Тогда же был
создан Центр, занимающийся радиочастотной идентификацией и сенсорными технологиями.

В 2004 году журнал Scientific American опубликовал статью, в которой подробно
рассказывалось о возможностях реализации этой концепции в быту. Домашняя техника
(пылесос, кондиционер), домашние системы (система охраны, освещения) и «вещи»
(лекарства, продукты со штрих-кодом или другой идентификационной меткой) смогут
«общаться» друг с другом посредством коммуникационных сетей и обеспечивать полностью
автоматическое выполнение процессов (включать кофеварку, изменять освещение,
напоминать о приеме лекарств и об истечении срока годности пищи). Это будет система,
изучающая и понимающая своего хозяина.

Недавно прочитал в блоге авторитетного эксперта, что уже не за горами то время, когда
10

«умные» автомобили будут общаться между собой через «умную» систему регулирования
движения города. Светофоры будут работать не по установленным алгоритмам, а с учетом
текущей обстановки на дороге. Водители будут получать свежую информацию о
загруженности улиц и дорожных условиях и смогут принимать решение об использовании
маршрутов объезда. Логическим продолжением станут «умные» города и так далее.

Звучит заманчиво? Но пока что это дело будущего. Сейчас это либо не развито, либо требует
больших затрат. Кроме того, не стоит забывать, что любая техника рано или поздно
сломается или начнет глючить, и тогда наличие огромной сети, контролирующей весь
окружающий мир, может обернуться настоящей катастрофой.

До связи, друзья!
11


Текст Б: Отрывок из статьи, опубликованной в бизнес-журнале
Электронное правительство: новости с международного форума

В Республике Казахстан в последние годы идет активный процесс модернизации в
информационной сфере. По инициативе правительства в 2004 году было запущено
электронное правительство (ЭП). В рейтинге ООН по развитию ЭП в 2014 году Казахстан
занял 28-е место среди 193 стран мира, поднявшись на 10 строчек по сравнению с 2012 годом.
Благодаря неоспоримым успехам в этой области, в 2014 году наша страна получила почетное
право на проведение ежегодного Глобального форума электронного правительства.

На международном форуме своим мнением о развитии ЭП в Казахстане мы попросили
поделиться одного из ведущих специалистов. По словам специалиста Сингапура,
преимущество казахстанского электронного правительства заключается в хорошей динамике
развития. Работа ведется в различных областях: в государственных органах, в социальной
сфере, в области здравоохранения, образования.

Идея создания «электронного правительства» (e-government) впервые появилась на Западе в
конце 1990-х гг. Как свидетельствует опыт некоторых стран, ЭП способно обеспечить
оперативность и удобство в получении гражданами необходимой информации и документов.
Ярким примером является Эстония, где уже сегодня через Интернет можно оформить
социальные пособия, получить водительские права, а также воспользоваться другими
государственными услугами. В глобальной перспективе создание ЭП будет способствовать
развитию электронной экономики и становлению информационного общества.

К числу недостатков ЭП эксперты относят следующее: электронная обработка документов не
исключает вероятности сбоя системы или ошибок вследствие воздействия человеческого
фактора. Помимо этого, остро встает проблема информационной безопасности: взлом такой
системы и последующая утечка информации могут привести к серьезным негативным
последствиям, в частности, к грубому нарушению права на конфиденциальность информации о
частной жизни граждан.

Задание.

Выполните одно из трех предложенных заданий. Все задания равнозначны.

Образец задания для эссе

1. Используя информацию из обоих текстов, напишите эссе-аргументацию (200-250 слов) для
школьного конкурса на тему «Меняют ли информационные технологии жизнь к лучшему?».
[20]
Образец задания для статьи

2. Один из участников школьной научной конференции высказал мнение, что «Интернет –
мощный двигатель прогресса». Напишите статью (200-250 слов) в школьный журнал, в
котором выразите свою точку зрения. В своей статье используйте информацию из обоих
12

текстов.
[20]
Образец задания для рассказа

3. Представьте, что у Вас появилась возможность посетить «умный город». Напишите рассказ
(200-250 слов), раскрыв, чем, на Ваш взгляд, отличается жизнь в таком городе от Вашей
жизни. В своем рассказе используйте информацию из обоих текстов.
[20]
13

Схема выставления баллов (кроме рассказа)

Коммуникативность Языковая компетентность
9-10 баллов
 Четкое понимание аудитории, цели,
формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Умелая переработка материала в
поддержку своей точки зрения;
высокий уровень использования
уместного стиля
9-10 баллов
 Грамотное использование сложных
грамматических конструкций (формы
глаголов, предлоги и падежные
окончания, порядок слов,
использование сложных предложений).
 Язык грамотный, без ошибок
7-8 баллов
 Ясное понимание аудитории, цели,
формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Хорошая переработка материала в
поддержку своей точки зрения; в
основном непрерывное использование
уместного стиля
7-8 баллов
 Грамотное использование
разнообразной лексики и
грамматических конструкций. В целом
уверенное владение грамматикой,
ответ демонстрирует хорошее
представление о лексических и
грамматических элементах, несмотря
на небольшие ошибки.
 Язык в целом на хорошем уровне, с
редкими ошибками
5-6 баллов
 Удовлетворительное понимание
аудитории, цели, формы, особенностей
текста и производимых ими эффектов.
 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и ошибки
в использовании стиля
5-6 баллов
 Удовлетворительное разнообразие
лексики и грамматических
конструкций. Приемлемое владение
грамматикой.
 Язык в целом безграмотный,
понимание временами затруднено
3-4 балла
 Ограниченное понимание аудитории,
цели, формы, особенностей текста и
производимых ими эффектов.
 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и
ошибки в использовании стиля
3-4 балла
 Ограниченное понимание
грамматических и лексических норм;
изложение часто бессвязно.
 Очень частые, повторяющиеся ошибки,
вызывающие непонимание
1-2 балла
 Полностью неприемлемое понимание
аудитории, цели, формы, особенностей
текста и производимых ими эффектов.

 Недостаточная по объему или
бессвязная работа

1-2 балла
 Отсутствует понимание использования
грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки;
смысл изложенного неясен



14

Схема выставления баллов (для рассказа)

Коммуникативность Языковая компетентность
9-10 баллов
 Творческий подход к заданию, полное
вовлечение аудитории; творческое
использование языка для произведения
особых эффектов на читателя.

 Умелая переработка материала в
поддержку своей точки зрения;
высокий уровень использования
уместного стиля
9-10 баллов
 Грамотное использование сложных
грамматических конструкций (формы
глаголов, предлоги и падежные
окончания, порядок слов,
использование сложных предложений).
 Язык грамотный, без ошибок
7-8 баллов
 Творческий подход к заданию,
вовлечение аудитории; хорошее
понимание использования языка для
произведения особых эффектов на
читателя.

 Хорошая переработка материала в
поддержку своей точки зрения; в
основном непрерывное использование
уместного стиля
7-8 баллов
 Грамотное использование
разнообразной лексики и
грамматических конструкций. В целом
уверенное владение грамматикой,
ответ демонстрирует хорошее
представление о лексических и
грамматических элементах, несмотря
на небольшие ошибки.
 Язык в целом на хорошем уровне, с
редкими ошибками
5-6 баллов
 Некоторый творческий подход,
попытка произвести особые эффекты на
читателя; эпизодическое использование
языка для создания эффектов.

 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и ошибки
в использовании стиля
5-6 баллов
 Удовлетворительное разнообразие
лексики и грамматических
конструкций. Приемлемое владение
грамматикой.
 Язык в целом безграмотный,
понимание временами затруднено
3-4 балла
 Видна попытка сосредоточиться на
некоторых подходящих для содержания
идеях, или приемлемая работа, но не
полностью соответствующая заданию.

 Некоторая попытка переработать
материал в поддержку своей точки
зрения; непоследовательность и
ошибки в использовании стиля
3-4 балла
 Ограниченное понимание
грамматических и лексических норм;
изложение часто бессвязно.
 Очень частые, повторяющиеся ошибки,
вызывающие непонимание
1-2 балла
 Работа, не соответствующая заданию,
запутанная и бессвязная, минимальное
понимание требуемой формы и
содержания.

1-2 балла
 Отсутствует понимание использования
грамматики и лексики.

 Постоянные, повторяющиеся ошибки;
смысл изложенного неясен
15

 Недостаточная по объему или
бессвязная работа
 
Верх