- Сообщения
- 2,710
- Оценка реакций
- 27,653
Спецификация итоговой аттестации по предмету «Всемирная история» 9 класс
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель оценивания .................................................................................................................. 3
1.1 Взаимосвязь с учебной программой .................................................................................... 3
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания ........................................................ 3
2 Описание экзаменационной работы .................................................................................... 3
2.1 Задачи оценивания .............................................................................................................. 4
2.2 Распределение баллов .......................................................................................................... 4
2.3 Язык сдачи экзамена ............................................................................................................ 4
3 Управление процессом проведения экзамена ..................................................................... 4
4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу ............................ ....5
5 Описание оценок .................................................................................................................. 5
6 Примеры вопросов и схема выставления баллов………………………………...................6
3
1 Цель оценивания
Определение степени освоения обучающимися объема учебной программы по предмету
«Всемирная история» в соответствии с государственным общеобязательным стандартом
основного среднего образования (далее – ГОСО).
1.1 Взаимосвязь с учебной программой
Итоговая аттестация обучающихся охватывает содержание типовой учебной программы
по предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию. Уровень знаний и умений, а также навыки учащихся
определяются ожидаемыми результатами ГОСО.
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания
Итоговая аттестация обучающихся является частью системы критериального
оценивания, которая также включает формативное и суммативное оценивание.
2 Описание экзаменационной работы
Экзаменационная работа 2 часа
Экзаменационная работа состоит из 2-х частей.
Часть А содержит 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех
предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Часть В состоит из 3-5 заданий, требующих краткого и развернутого ответов. Задания
оцениваются в 1-6 баллов.
Не разрешается использование исторических карт (атлас).
Всего баллов 30 баллов
4
2.1 Задачи оценивания
ЗО 1 Знание и понимание
Обучающиеся должны продемонстрировать знание и понимание о развитии
социальных и экономических отношений, развитии и взаимодействий
политических систем и культур.
ЗО 2 Применение и навыки высокого порядка
Обучающиеся должны уметь анализировать, систематизировать, оценивать
исторические события; указывать на изменения и преемственность
исторических периодов; выявлять причинно-следственную связь, сходства и
различия, обобщать и делать вывод о развитии социальных и экономических
отношений; развитии и взаимодействий политических систем и культур.
Уметь применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) по
соответствующей теме.
2.2 Распределение баллов
Распределение баллов по задачам оценивания представлено в таблице.
Задачи оценивания Всего
ЗO 1 Знание и понимание 15
ЗO 2 Применение и навыки высокого порядка
15
ВСЕГО 30
2.3 Язык сдачи экзамена
Экзамен сдается в зависимости от языка обучения на казахском или русском языках.
3 Управление процессом проведения экзамена
Экзамены проводятся согласно Типовым правилам проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального,
основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для
организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от
18 марта 2008 года № 125, а также в соответствии с Инструкцией по организации и
проведению итоговой аттестации.
5
4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу
Процесс выставления баллов за экзаменационную работу осуществляется
аттестационной комиссией на основании предоставленной схемы выставления баллов.
Выставленные баллы обучающихся переводятся в оценку согласно шкале перевода
баллов в оценки.
Баллы экзаменационной
работы
Процентное содержание
баллов, %
Оценка
0-11 0-39 2 (неудовлетворительно)
12-19 40-64 3 (удовлетворительно)
20-25 65-84 4 (хорошо)
26-30 85-100 5 (отлично)
5 Описание оценок
Описание оценок дается для общего представления стандартов возможных достижений
обучающихся, за которые присуждается определенная оценка. На практике присужденная
оценка зависит от степени соответствия работ обучающихся задачам оценивания.
Оценка Описание
5 Демонстрирует глубокое знание предмета. Всесторонне понимает развитие
социальных и экономических отношений, развитие и взаимодействие
политических систем и культур. Демонстрирует умение анализировать,
систематизировать, оценивать исторические события на высоком уровне;
указывает на изменения и преемственность исторических периодов; выявляет
причинно-следственную связь, сходства и отличия; обобщает и делает
обоснованные выводы о развитии социальных и экономических отношений;
развитии и взаимодействии политических систем и культур в мировой
истории.
Умеет применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) на
высоком уровне.
4 Демонстрирует хорошее знание предмета. Понимает развитие социальных и
экономических отношений, развитие и взаимодействие политических систем
и культур на хорошем уровне. Демонстрирует умение анализировать,
систематизировать, оценивать исторические события на хорошем уровне;
указывает на изменения и преемственность исторических периодов; выявляет
причинно-следственную связь, сходства и отличия; обобщает и делает
определенные выводы о развитии социальных и экономических отношений;
развитии и взаимодействии политических систем и культур в мировой
истории.
Умеет применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) на
хорошем уровне.
3 Демонстрирует базовое знание предмета. Понимает развитие социальных и
экономических отношений, развитие и взаимодействие политических систем
6
и культур на базовом уровне.
Демонстрирует умение анализировать, систематизировать, оценивать
исторические события на базовом уровне; может указать на изменения и
преемственность исторических периодов; частично выявляет причинно-
следственную связь, сходства и отличия; обобщает и может делать некоторые
выводы о развитии социальных и экономических отношений; развитии и
взаимодействии политических систем и культур в мировой истории.
Умеет частично применять, анализировать, исследовать и оценивать
исторические источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты,
таблицы и т.д.).
2 У обучающегося отсутствуют базовые знания по предмету.
6 Примеры вопросов и схема выставления баллов
Часть А
В каждом тестовом задании даны четыре возможных варианта ответа: A, B, C и D. Выберите
один вариант, который считаете правильным.
1. Наследственное земельное владение, получаемое вассалом от сеньора за военную службу.
А) Епархия
В) Домен
С) Барщина
D) Феод
[1]
2. Итальянский художник эпохи Возрождения, автор картины «Мона Лиза».
А) Рафаэль Санти
В) Сандро Боттичелли
С) Эль Греко
D) Леонардо да Винчи
[1]
3. К основным причинам Французской буржуазной революции XVIII века относится.
А) Разделение общества на три сословия
В) Кризис абсолютизма
С) Запрет на миграцию по территории государства
D) Законодательная защита прав третьего сословия
[1]
4. Автор «Декларации независимости» США.
A) Дж. Локк
B) К. Кавур
C) О. Бисмарк
D) Т. Джефферсон
[1]
5. Характерной чертой развития Южных колоний Северной Америки является.
А) Развитие мелкого фермерского хозяйства
В) Развитие капиталистических отношений
С) Наличие крупных плантационных хозяйств
D) Использование наемного труда
[1]
7
6. Китай стал называться Цинской империей после захвата его Маньчжурами.
А) В 1642 году.
В) В 1643 году.
С) В 1644 году.
D) В 1645 году.
[1]
7. Один из «трех народных принципов» Сунь Ятсена.
A) Народная свобода
B) Народное благосостояние
C) Народное единство
D) Народная опора
[1]
8. Военно-политический блок (союз) «Антанта» объединял.
А) Великобританию, Германию, Австрию-Венгрию
В) Францию, Великобританию, Россию
С) Германию, Болгарию, Турцию
D) Сербию, Австро-Венгрию, Россию
[1]
9. Поводом к Первой мировой войне стало
А) Объявление всеобщей мобилизации в Англии
B) Убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда
C) Заявление Вильгельма II о намерении создать в Марокко военно-морскую базу
D) Объявление подводной войны Германией США
[1]
10. Одна из крупнейших военных операций Первой мировой войны, в ходе которой обе
стороны потеряли около миллиона человек.
A) Верденская мясорубка
В) Амьенская операция
С) Битва на Марне
D) Брусиловский прорыв
[1]
11. После прихода к власти в Германии нацистов была установлена.
А) Либеральная демократическая республика
В) Социалистическая республика
С) Диктатура пролетариата
D) Тоталитарная диктатура
[1]
12. СССР был исключѐн из Лиги Наций.
А) За ввод войск на территорию прибалтийских государств
В) За ввод войск на территорию Польши
С) За развязывание войны с Финляндией
D) За ввод войск на территорию Ирана
[1]
13. Отличительной чертой итальянского фашизма по сравнению с нацизмом в Германии
является.
А) Приоритет государственных интересов
В) Антидемократизм
С) Корпоративность
D) Антикоммунизм
[1]
8
14. Особенность модернизации Японии в начале ХХ века.
А) Сохранение колониального гнета
B) Осуществление милитаризации и экспансии
C) Проведение модернизации по образцу СССР
D) Формирование развитого гражданского общества [1]
15. Значение битвы за Москву в годы Второй мировой войны заключалось.
А) В переходе стратегической инициативы в руки советского командования
В) Был сорван план молниеносной войны
С) Был открыт второй фронт в Европе
D) Стратегическая инициатива перешла в руки немецкого командования.
[1]
Часть В
Ответьте на вопросы, используя свои знания, рисунки и фрагменты исторических
источников.
«На рассвете показались окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом страшных
машин. Они открыли по ним ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не
причиняли машинам никакого вреда, отскакивая от бронированных стен как горох. Подойдя
к окопам ближе, машины сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От ливня
снарядов и пуль солдатам в окопах стало жарко. Но они еще надеялись, что машины
застрянут в проволочных заграждениях. Однако проволока не представляла никакого
препятствия. За машинами следовала пехота. Машины проложили для нее широкие дороги в
проволочных заграждениях».
Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В.
Тарнавский. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003
16. Используя текст и рисунок, определите, один из видов оружия, который впервые был
использован в ходе Первой мировой войны.
[1]
«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над
рекой. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской
эссенции. Те, которые были ближе к северным окопам, увидели два странных призрака из
зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывающихся, пока не
слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако...
офицеры были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей».
Пуанкаре Р. «На службе Франции. Воспоминания»
17. Используя текст, определите событие, которое считается началом эры оружия массового
поражения.
[1]
9
Рассмотрите предложенные ресурсы и выполните задания
Ресурс А
Условия Версальского договора в отношении Германии.
1.Вернуть Франции Эльзас и Лотарингию 1870 году.
2.Полное разоружение и отмена всеобщей воинской повинности в Германии.
3. Некоторые территории отошли Польше, Бельгии, Дании, Чехословакии.
4. В течение 10 лет Германия обязывалась поставить Франции, Бельгии, Италии миллионы
тонн угля. Сумма репараций – 132 млрд. золотых марок.
5. Иметь подводный флот запрещалось. Остальные германские военные корабли подлежали
передаче союзникам или утилизации. Численный состав ограничивался 15 тыс. человек.
6. Передача союзным державам половины запаса красящих веществ и химических
продуктов.
Потёмкин В. П. История дипломатии. — М, 1945. — Т. 3: Дипломатия в период
подготовки Второй мировой войны (1919—1939 гг.). — 884 с.
Ресурс В
«Вы можете лишить Германию ее колоний, низвести ее армию до размера полицейской
силы и ее флот до уровня флота государства пятого ранга. В конечном итоге это
безразлично: если она будет считать мирный договор 1919 г. несправедливым, она изыщет
средства отомстить победителям».
Из речи премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа, 1919 г.
Ресурс С
В 1921—1922 гг. по инициативе США состоялась Вашингтонская международная
конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и
бассейна Тихого океана. Странами-участницами конференции было подписано три
соглашения:
«Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция,
Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-
участниц в Тихом океане.
«Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование
ограниченного числа морских вооружений стран.
«Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В
основном договор был направлен на проблемы Китая. Этот договор был направлен против
притязаний Японии на монопольное господство в Китае.
США рассчитывали добиться на данной конференции благоприятного для себя решения
вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне
Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного
движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не
получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест
против устранения еѐ от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило
протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге.
Версальский и Вашингтонский договоры создали так называемую Версальско-
Вашингтонскую систему.
Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл.XII: Вашингтонская
конференция ). — М, 2004. — 368 с.
10
18. Используя ресурс А, распределите по категориям положения Версальского договора:
территориальные, экономические, военные. Вставьте в таблицу номера положений.
Территориальные Экономические Военные
[6]
19. Используя ресурсы А, В, С и свои знания, заполните схему.
[4]
20. Приведите три аргумента и оцените итоги Версальско-Вашингтонской системы
международных отношений.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[3]
11
Схема выставления баллов
Часть А
№ Ответ Балл Дополнительная
информация
1 D 1
2 D 1
3 B 1
4 D 1
5 C 1
6 C 1
7 В 1
8 В 1
9 B 1
10 А 1
11 D 1
12 C 1
13 С 1
14 B 1
15 B 1
Часть В
16 Танк 1
17 Первое применение химического оружия под
бельгийским городом Ипр.
1 Допустим ответ:
Первая газовая
атака
18
6
еыннеоВ еи ксечимонокЭ е ыньлаиротирреТ
1, 3 4, 6 2, 5
19. Признаки несправедливости Версальско-Вашингтонской
системы:
1) Тяжелое положение побеждѐнных, прежде всего
Германии;
2) Не привлечена к договорам Советская Россия.
Она была отодвинута от решения мировых дел.
Причины крушения Версальско-Вашингтонской
системы:
1) В Германии тяжелые условия Версальского мира
воспринимались как национальное унижение, что
порождало реваншистские настроения, на волне
которых к власти пришли национал-социалисты;
2) Система учитывала интересы только держав-
победительниц.
4
Обучающиеся
могут привести
другие причины,
опираясь на свои
знания, например:
Экономический
кризис 1929-33
годов,
односторонний
пересмотр
Версальского
договора
Германией и
Вашингтонского –
Японией.
12
20.
Оценка итогов Версальско-Вашингтонской системы
международных отношений:
1) Крах Версальско-вашингтонской системы к
концу 1930-х гг. привел к столкновению между
государствами. То есть Вторая мировая война
была закономерным явлением.Страны по
инерции продолжали строить свою политику,
исходя из привычных оценок, и стремясь
максимально использовать сложившуюся
ситуацию в своих интересах.
2) США, Германия и СССР стремились к полной
перестройке системы международных
отношений, тогда как Англия и Франции были
согласны лишь на ее частичную модернизацию, а
Италия и Япония занимали промежуточную
позицию. Результатом стало начало Второй
мировой войны.Как и предыдущие конфликты
больших государств, она носила
империалистический характер, который
дополнялся освободительной борьбой
оккупированных стран и территорий.
3) Одной из главных проблем Версальско-
Вашингтонской системы считается неразвитая
схема экономического международного
взаимодействия. Новая система полностью рвала
экономические связи между Восточной и
Центральной Европой. Отсутствовал один
единый экономический рынок, вместо него было
десятки обособленных рынков. Возник
экономический раскол в Европе, преодолеть
который экономически развитые страны так и не
смогли.
3
Обучающиеся
могут дополнить
свою оценку на
основе знаний,
полученных в ходе
изучения курса.
Допускаются
альтернативные
варианты ответа.
Всего баллов 30
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель оценивания .................................................................................................................. 3
1.1 Взаимосвязь с учебной программой .................................................................................... 3
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания ........................................................ 3
2 Описание экзаменационной работы .................................................................................... 3
2.1 Задачи оценивания .............................................................................................................. 4
2.2 Распределение баллов .......................................................................................................... 4
2.3 Язык сдачи экзамена ............................................................................................................ 4
3 Управление процессом проведения экзамена ..................................................................... 4
4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу ............................ ....5
5 Описание оценок .................................................................................................................. 5
6 Примеры вопросов и схема выставления баллов………………………………...................6
3
1 Цель оценивания
Определение степени освоения обучающимися объема учебной программы по предмету
«Всемирная история» в соответствии с государственным общеобязательным стандартом
основного среднего образования (далее – ГОСО).
1.1 Взаимосвязь с учебной программой
Итоговая аттестация обучающихся охватывает содержание типовой учебной программы
по предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию. Уровень знаний и умений, а также навыки учащихся
определяются ожидаемыми результатами ГОСО.
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания
Итоговая аттестация обучающихся является частью системы критериального
оценивания, которая также включает формативное и суммативное оценивание.
2 Описание экзаменационной работы
Экзаменационная работа 2 часа
Экзаменационная работа состоит из 2-х частей.
Часть А содержит 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех
предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Часть В состоит из 3-5 заданий, требующих краткого и развернутого ответов. Задания
оцениваются в 1-6 баллов.
Не разрешается использование исторических карт (атлас).
Всего баллов 30 баллов
4
2.1 Задачи оценивания
ЗО 1 Знание и понимание
Обучающиеся должны продемонстрировать знание и понимание о развитии
социальных и экономических отношений, развитии и взаимодействий
политических систем и культур.
ЗО 2 Применение и навыки высокого порядка
Обучающиеся должны уметь анализировать, систематизировать, оценивать
исторические события; указывать на изменения и преемственность
исторических периодов; выявлять причинно-следственную связь, сходства и
различия, обобщать и делать вывод о развитии социальных и экономических
отношений; развитии и взаимодействий политических систем и культур.
Уметь применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) по
соответствующей теме.
2.2 Распределение баллов
Распределение баллов по задачам оценивания представлено в таблице.
Задачи оценивания Всего
ЗO 1 Знание и понимание 15
ЗO 2 Применение и навыки высокого порядка
15
ВСЕГО 30
2.3 Язык сдачи экзамена
Экзамен сдается в зависимости от языка обучения на казахском или русском языках.
3 Управление процессом проведения экзамена
Экзамены проводятся согласно Типовым правилам проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального,
основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для
организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от
18 марта 2008 года № 125, а также в соответствии с Инструкцией по организации и
проведению итоговой аттестации.
5
4 Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу
Процесс выставления баллов за экзаменационную работу осуществляется
аттестационной комиссией на основании предоставленной схемы выставления баллов.
Выставленные баллы обучающихся переводятся в оценку согласно шкале перевода
баллов в оценки.
Баллы экзаменационной
работы
Процентное содержание
баллов, %
Оценка
0-11 0-39 2 (неудовлетворительно)
12-19 40-64 3 (удовлетворительно)
20-25 65-84 4 (хорошо)
26-30 85-100 5 (отлично)
5 Описание оценок
Описание оценок дается для общего представления стандартов возможных достижений
обучающихся, за которые присуждается определенная оценка. На практике присужденная
оценка зависит от степени соответствия работ обучающихся задачам оценивания.
Оценка Описание
5 Демонстрирует глубокое знание предмета. Всесторонне понимает развитие
социальных и экономических отношений, развитие и взаимодействие
политических систем и культур. Демонстрирует умение анализировать,
систематизировать, оценивать исторические события на высоком уровне;
указывает на изменения и преемственность исторических периодов; выявляет
причинно-следственную связь, сходства и отличия; обобщает и делает
обоснованные выводы о развитии социальных и экономических отношений;
развитии и взаимодействии политических систем и культур в мировой
истории.
Умеет применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) на
высоком уровне.
4 Демонстрирует хорошее знание предмета. Понимает развитие социальных и
экономических отношений, развитие и взаимодействие политических систем
и культур на хорошем уровне. Демонстрирует умение анализировать,
систематизировать, оценивать исторические события на хорошем уровне;
указывает на изменения и преемственность исторических периодов; выявляет
причинно-следственную связь, сходства и отличия; обобщает и делает
определенные выводы о развитии социальных и экономических отношений;
развитии и взаимодействии политических систем и культур в мировой
истории.
Умеет применять, анализировать, исследовать и оценивать исторические
источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты, таблицы и т.д.) на
хорошем уровне.
3 Демонстрирует базовое знание предмета. Понимает развитие социальных и
экономических отношений, развитие и взаимодействие политических систем
6
и культур на базовом уровне.
Демонстрирует умение анализировать, систематизировать, оценивать
исторические события на базовом уровне; может указать на изменения и
преемственность исторических периодов; частично выявляет причинно-
следственную связь, сходства и отличия; обобщает и может делать некоторые
выводы о развитии социальных и экономических отношений; развитии и
взаимодействии политических систем и культур в мировой истории.
Умеет частично применять, анализировать, исследовать и оценивать
исторические источники (карты, диаграммы, графики, рисунки, тексты,
таблицы и т.д.).
2 У обучающегося отсутствуют базовые знания по предмету.
6 Примеры вопросов и схема выставления баллов
Часть А
В каждом тестовом задании даны четыре возможных варианта ответа: A, B, C и D. Выберите
один вариант, который считаете правильным.
1. Наследственное земельное владение, получаемое вассалом от сеньора за военную службу.
А) Епархия
В) Домен
С) Барщина
D) Феод
[1]
2. Итальянский художник эпохи Возрождения, автор картины «Мона Лиза».
А) Рафаэль Санти
В) Сандро Боттичелли
С) Эль Греко
D) Леонардо да Винчи
[1]
3. К основным причинам Французской буржуазной революции XVIII века относится.
А) Разделение общества на три сословия
В) Кризис абсолютизма
С) Запрет на миграцию по территории государства
D) Законодательная защита прав третьего сословия
[1]
4. Автор «Декларации независимости» США.
A) Дж. Локк
B) К. Кавур
C) О. Бисмарк
D) Т. Джефферсон
[1]
5. Характерной чертой развития Южных колоний Северной Америки является.
А) Развитие мелкого фермерского хозяйства
В) Развитие капиталистических отношений
С) Наличие крупных плантационных хозяйств
D) Использование наемного труда
[1]
7
6. Китай стал называться Цинской империей после захвата его Маньчжурами.
А) В 1642 году.
В) В 1643 году.
С) В 1644 году.
D) В 1645 году.
[1]
7. Один из «трех народных принципов» Сунь Ятсена.
A) Народная свобода
B) Народное благосостояние
C) Народное единство
D) Народная опора
[1]
8. Военно-политический блок (союз) «Антанта» объединял.
А) Великобританию, Германию, Австрию-Венгрию
В) Францию, Великобританию, Россию
С) Германию, Болгарию, Турцию
D) Сербию, Австро-Венгрию, Россию
[1]
9. Поводом к Первой мировой войне стало
А) Объявление всеобщей мобилизации в Англии
B) Убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда
C) Заявление Вильгельма II о намерении создать в Марокко военно-морскую базу
D) Объявление подводной войны Германией США
[1]
10. Одна из крупнейших военных операций Первой мировой войны, в ходе которой обе
стороны потеряли около миллиона человек.
A) Верденская мясорубка
В) Амьенская операция
С) Битва на Марне
D) Брусиловский прорыв
[1]
11. После прихода к власти в Германии нацистов была установлена.
А) Либеральная демократическая республика
В) Социалистическая республика
С) Диктатура пролетариата
D) Тоталитарная диктатура
[1]
12. СССР был исключѐн из Лиги Наций.
А) За ввод войск на территорию прибалтийских государств
В) За ввод войск на территорию Польши
С) За развязывание войны с Финляндией
D) За ввод войск на территорию Ирана
[1]
13. Отличительной чертой итальянского фашизма по сравнению с нацизмом в Германии
является.
А) Приоритет государственных интересов
В) Антидемократизм
С) Корпоративность
D) Антикоммунизм
[1]
8
14. Особенность модернизации Японии в начале ХХ века.
А) Сохранение колониального гнета
B) Осуществление милитаризации и экспансии
C) Проведение модернизации по образцу СССР
D) Формирование развитого гражданского общества [1]
15. Значение битвы за Москву в годы Второй мировой войны заключалось.
А) В переходе стратегической инициативы в руки советского командования
В) Был сорван план молниеносной войны
С) Был открыт второй фронт в Европе
D) Стратегическая инициатива перешла в руки немецкого командования.
[1]
Часть В
Ответьте на вопросы, используя свои знания, рисунки и фрагменты исторических
источников.
«На рассвете показались окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом страшных
машин. Они открыли по ним ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не
причиняли машинам никакого вреда, отскакивая от бронированных стен как горох. Подойдя
к окопам ближе, машины сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От ливня
снарядов и пуль солдатам в окопах стало жарко. Но они еще надеялись, что машины
застрянут в проволочных заграждениях. Однако проволока не представляла никакого
препятствия. За машинами следовала пехота. Машины проложили для нее широкие дороги в
проволочных заграждениях».
Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В.
Тарнавский. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003
16. Используя текст и рисунок, определите, один из видов оружия, который впервые был
использован в ходе Первой мировой войны.
[1]
«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над
рекой. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской
эссенции. Те, которые были ближе к северным окопам, увидели два странных призрака из
зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывающихся, пока не
слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако...
офицеры были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей».
Пуанкаре Р. «На службе Франции. Воспоминания»
17. Используя текст, определите событие, которое считается началом эры оружия массового
поражения.
[1]
9
Рассмотрите предложенные ресурсы и выполните задания
Ресурс А
Условия Версальского договора в отношении Германии.
1.Вернуть Франции Эльзас и Лотарингию 1870 году.
2.Полное разоружение и отмена всеобщей воинской повинности в Германии.
3. Некоторые территории отошли Польше, Бельгии, Дании, Чехословакии.
4. В течение 10 лет Германия обязывалась поставить Франции, Бельгии, Италии миллионы
тонн угля. Сумма репараций – 132 млрд. золотых марок.
5. Иметь подводный флот запрещалось. Остальные германские военные корабли подлежали
передаче союзникам или утилизации. Численный состав ограничивался 15 тыс. человек.
6. Передача союзным державам половины запаса красящих веществ и химических
продуктов.
Потёмкин В. П. История дипломатии. — М, 1945. — Т. 3: Дипломатия в период
подготовки Второй мировой войны (1919—1939 гг.). — 884 с.
Ресурс В
«Вы можете лишить Германию ее колоний, низвести ее армию до размера полицейской
силы и ее флот до уровня флота государства пятого ранга. В конечном итоге это
безразлично: если она будет считать мирный договор 1919 г. несправедливым, она изыщет
средства отомстить победителям».
Из речи премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа, 1919 г.
Ресурс С
В 1921—1922 гг. по инициативе США состоялась Вашингтонская международная
конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и
бассейна Тихого океана. Странами-участницами конференции было подписано три
соглашения:
«Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция,
Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-
участниц в Тихом океане.
«Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование
ограниченного числа морских вооружений стран.
«Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В
основном договор был направлен на проблемы Китая. Этот договор был направлен против
притязаний Японии на монопольное господство в Китае.
США рассчитывали добиться на данной конференции благоприятного для себя решения
вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне
Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного
движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не
получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест
против устранения еѐ от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило
протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге.
Версальский и Вашингтонский договоры создали так называемую Версальско-
Вашингтонскую систему.
Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл.XII: Вашингтонская
конференция ). — М, 2004. — 368 с.
10
18. Используя ресурс А, распределите по категориям положения Версальского договора:
территориальные, экономические, военные. Вставьте в таблицу номера положений.
Территориальные Экономические Военные
[6]
19. Используя ресурсы А, В, С и свои знания, заполните схему.
[4]
20. Приведите три аргумента и оцените итоги Версальско-Вашингтонской системы
международных отношений.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[3]
11
Схема выставления баллов
Часть А
№ Ответ Балл Дополнительная
информация
1 D 1
2 D 1
3 B 1
4 D 1
5 C 1
6 C 1
7 В 1
8 В 1
9 B 1
10 А 1
11 D 1
12 C 1
13 С 1
14 B 1
15 B 1
Часть В
16 Танк 1
17 Первое применение химического оружия под
бельгийским городом Ипр.
1 Допустим ответ:
Первая газовая
атака
18
6
еыннеоВ еи ксечимонокЭ е ыньлаиротирреТ
1, 3 4, 6 2, 5
19. Признаки несправедливости Версальско-Вашингтонской
системы:
1) Тяжелое положение побеждѐнных, прежде всего
Германии;
2) Не привлечена к договорам Советская Россия.
Она была отодвинута от решения мировых дел.
Причины крушения Версальско-Вашингтонской
системы:
1) В Германии тяжелые условия Версальского мира
воспринимались как национальное унижение, что
порождало реваншистские настроения, на волне
которых к власти пришли национал-социалисты;
2) Система учитывала интересы только держав-
победительниц.
4
Обучающиеся
могут привести
другие причины,
опираясь на свои
знания, например:
Экономический
кризис 1929-33
годов,
односторонний
пересмотр
Версальского
договора
Германией и
Вашингтонского –
Японией.
12
20.
Оценка итогов Версальско-Вашингтонской системы
международных отношений:
1) Крах Версальско-вашингтонской системы к
концу 1930-х гг. привел к столкновению между
государствами. То есть Вторая мировая война
была закономерным явлением.Страны по
инерции продолжали строить свою политику,
исходя из привычных оценок, и стремясь
максимально использовать сложившуюся
ситуацию в своих интересах.
2) США, Германия и СССР стремились к полной
перестройке системы международных
отношений, тогда как Англия и Франции были
согласны лишь на ее частичную модернизацию, а
Италия и Япония занимали промежуточную
позицию. Результатом стало начало Второй
мировой войны.Как и предыдущие конфликты
больших государств, она носила
империалистический характер, который
дополнялся освободительной борьбой
оккупированных стран и территорий.
3) Одной из главных проблем Версальско-
Вашингтонской системы считается неразвитая
схема экономического международного
взаимодействия. Новая система полностью рвала
экономические связи между Восточной и
Центральной Европой. Отсутствовал один
единый экономический рынок, вместо него было
десятки обособленных рынков. Возник
экономический раскол в Европе, преодолеть
который экономически развитые страны так и не
смогли.
3
Обучающиеся
могут дополнить
свою оценку на
основе знаний,
полученных в ходе
изучения курса.
Допускаются
альтернативные
варианты ответа.
Всего баллов 30