ЖБ БЖБ Орыс тілі және әдебиеті 8 сынып Жиынтық бағалау

TEGINSOR.RU

Moderator
Команда форума
Модератор
Сообщения
2,710
Оценка реакций
27,653
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
8 класс




Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык и
литература (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 8 классах. Методические
рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и
литература (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-
9 классы) (с нерусским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание за
раздел в 8 классе проводится в 1-4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.


Содержание


ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4

Раздел «Семья и подросток» ............................................................................................................. 4

Раздел «Спорт и отдых» .................................................................................................................... 7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 10

Раздел «Мир труда» ......................................................................................................................... 10

Раздел «Через тернии к звездам» ................................................................................................... 13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 16

Раздел «Мир живой природы»
Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания» ........................................................... 19

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 22

Раздел «Сила искусства» ................................................................................................................. 22

Раздел «Научные открытия и технологии» ................................................................................... 25




ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Семья и подросток»
Подраздел Слушание
Говорение
онимать основную и детальную информацию
Цель обучения 8.1.1.1 П
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)

Критерий оценивания •
Понимает основную и детальную информацию

сообщения продолжительностью 4-6 минут,

определяя причинно-следственные связи и делая

выводы;

• Владеет словарным запасом, достаточным для замены

слов общеязыковыми эквивалентами или

описательными оборотами (перифразами)

Понимание, применение
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задания
1. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы: о чем текст? кто виноват в семейных
конфликтах? как избежать ссор с родителями? (приведите 2 примера)
2. Перескажите кратко, заменяя данные слова и словосочетания равнозначными фразами,
передающими смысл и идею текста: ладить с родителями, на ровном месте, суверенитет,
воспринимается по жизни, клевая цель, чудаки, плюешь с высокой колокольни, приходится
совсем не сладко.


Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Понимает основную и 1 определяет тему текста 1
детальную информацию
отвечает на вопросы 1
сообщения
находит причинно-следственные связи 1
продолжительностью 4-6
приводит 2 примера 2
минут, определяя
причинно-следственные
связи и делая выводы

Владеет словарным пересказывает текст, соблюдая 2
запасом, достаточным для логическую последовательность
замены слов
заменяет слова общеязыковыми 2
общеязыковыми 2 э
квивалентами
эквивалентами или
описательными оборотами
(перифразами)

Всего баллов 9







4 ПРОЕКТ

Транскрипт
Почему возникают ссоры с родителями
Не всегда бывает легко ладить с родителями. Особенно в критическом подростковом
возрасте, когда за каждым словом мерещится покушение на твой суверенитет и
самостоятельность. Ссоры могут возникнуть буквально на ровном месте. Тебе должно быть
известно, что конфликты – вещь двусторонняя, поэтому понаблюдай за собой, не даешь ли
ты родителям повод, например:
А) Ты не замечаешь того, что родители устают на работе. И факт, что тебя вкусно кормят,
модно одевают и вовремя финансируют, воспринимаешь как должное. В таких случаях
хорошим лекарством будет поездка в детский дом и неформальное общение с его
подопечными. Там тебе быстро объяснят, кто кому и что должен. И тогда ты совсем по-
новому оценишь то, что имеешь.
Б) Любую домашнюю работу (включая самообслуживание) обычно делаешь из-под палки.
Причем сделанное тобой помнишь долго, а усилия остальных членов семьи считаешь само
собой разумеющимся. С точки зрения звериного эгоизма, может, ты и прав. Если мама тобой
воспринимается по жизни как прислуга, то знай, что во всех западных сериалах, которые ты
смотришь, прислуга получает денежное вознаграждение. В случаях, если оно не
выплачивается, служанка просто увольняется! Делай выводы.
В) Учишься не в полную силу, если не сказать небрежно. Если родителям будут советовать
не обращать на это внимание, у них все равно не получится. Потому что эти чудаки хотят
для тебя лучшей доли и жалеют. И им невдомек, что для тебя самая клёвая цель – это таскать
ящики или швабру. И на объявления о найме на работу, в которых почти везде требуются
специалисты с высшим образованием или хотя бы со среднеспециальным, ты тоже плюешь с
высокой колокольни.
Г) По-детски реагируешь на любую критику – «гордо» молчишь, скандалишь, хлопаешь
дверью.
Теперь рассмотрим конфликты стиля общения. Для них характерны повышенный тон,
обидные интонации во время спора, грубость, ненормативная лексика. Вместо логики и
убеждения применение физического или психологического воздействия.
Здесь и тебе, и взрослым приходится совсем не сладко. Легче всего в порыве гнева выгнать
из дому или уйти из него, чем работать над налаживанием нормальных отношений! Больнее
всего бывает от ощущения собственного бессилия и обиды. И не думай, что право на эти
эмоции принадлежит только тебе – поверь, родители чувствуют то же самое!






















5 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семья и подросток»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Понимает основную и Слабо понимает основную Хорошо понимает основную Отлично понимает основную
детальную информацию информацию сообщения, пытается информацию сообщения, информацию сообщения,
сообщения определить причинно-определяет причинно-определяет причинно-
продолжительностью 4-6 следственные связи и сделать следственные следственные
минут, определяя причинно-выводы; связи и делает в целом связи и делает правильные
следственные прправильные выводы, выводы;
иводит неубедительный пример
связи и делая выводы п
риводит соответствующий приводит убедительные
пр
имер примеры



Владеет словарным запасом, В пересказе допускает ошибки, В пересказе допускает В пересказе не допускает
достаточным для замены структура и идея текста незначительные ошибки, ошибок, структура и идея
слов общеязыковыми соответствуют не в полной мере, структура и идея текста текста полностью
демонстрирует достаточный
эквивалентами или соответствуют, соответствуют,
оварный запас, пытается демонстрирует хороший демонстрирует богатый
описательными оборотами сл
(перифразами) использовать соответствующие словарный запас, использует словарный запас, использует
конструкции и описательные соответствующие разнообразные конструкции и
обороты конструкции и описательные описательные обороты
обороты











6 ПРОЕКТ


Раздел «Спорт и отдых»

Подраздел Чтение
Письмо
нализировать содержание художественных
Цель обучения 8.3.6.1 А
произведений (поэтических, прозаических, драматических),
определяя структурно-композиционные особенности
8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями

Критерий оценивания •
Анализирует содержание эпизода художественного

произведения, определяя его структурно-

композиционные особенности

• Применяет знаки препинания в предложениях с

обособленными членами предложения

• Заменяет причастные обороты синонимичными

конструкциями

Применение
Уровень мыслительных
авыки высокого порядка
навыков Н
инут
Время выполнения 20 м
Прочитайте эпизод из повести Л. Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к
тексту.
Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному
кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла
вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась
вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей
гкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже
упрямой, ле
буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей
дорогу.
– Лыжню!..
Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не
позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы
сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и
спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв заставляя Наташу обойти ее по целине и все
время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный
излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз
была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу
далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий
бросок, чемпионка пересечет линию финиша.
Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она
не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость
Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней, Наташа невольно любовалась
бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да, недаром
предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей,
умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно – в скорость.
Я видел, что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы
небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все
ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров,


7 ПРОЕКТ

завершающие бег.
И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно
согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих
палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они
лыжа в лыжу, плечом к плечу проне
слись одновременно над чертой финиша.
Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе
окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.
… Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности
оторваться друг от друга, как это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный
клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные
вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий
Алисы, Наташа, как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо
аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.
– Королева, – сказал кто-то в толпе, любуясь ею.
– Хозяйка, – поправили сзади. – Белой стези хозяйка.

1. Ответьте на вопросы:

• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?

• Сравните поведение Натальи и Алисы во время гонки.

• Как вы думаете, каким характером должен обладать настоящий чемпион?

• Почему Наталью назвали «королевой» и «хозяйкой белой стези»?
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните
условия выбора запятых.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где
возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями.
Например. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и
темперамент одному – скорости. – Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать все
свои силы и темперамент одному – скорости.
Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться
друг от друга, как то бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч.



Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся

Анализирует содержание 1 определяет роль эпизода в структуре 1
эпизода, определяя композиции;
структурно-композиционные
анализирует поведение героев; 2
особенности; д
елает вывод; 1

Применяет знаки расставляет знаки препинания; 1
препинания в предложениях
фически обосновывает выбор; 1
2 гра
с обособленными членами
предложения;

находит 1-й причастный оборот; 1
Заменяет причастные
ходит 1-й причастный оборот; 1
на
обороты синонимичными
аменяет причастный оборот 1
конструкциями 3 з
синонимичной конструкцией.

Всего баллов 9






8 ПРОЕКТ



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Спорт и отдых»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Анализирует содержание демонстрирует элементарное демонстрирует достаточное демонстрирует глубокое
эпизода художественного понимание прочитанного понимание прочитанного текста; понимание прочитанного текста;
произведения, определяя текста; достаточно хорошо анализирует точно и ясно анализирует
або анализирует содержание
структурно-слсодержание произведения, содержание произведения,
произведения, не может
композиционные определяя структурно-правильно определяя
о
пределить структурно-к
особенностиомпозиционные особенности и структурно-композиционные
к
омпозиционные особенности
поведение героя особенности и поведение героя
поведение героя
и


Применяет знаки применяет знаки препинания в достаточно грамотно применяет грамотно применяет знаки
препинания в предложениях предложениях с знаки препинания в предложениях препинания в предложениях с
с обособленными членами обособленными членами с обособленными членами; дает в обособленными членами
предложенияпредложения; слабое целом соответствующее предложения; дает полное

рафическое обоснование графическое обоснование выбора графическое обоснование
г
выбора выбора



Заменяет причастные пытается заменить причастные частично заменяет причастные заменяет причастные обороты
обороты синонимичными обороты синонимичными обороты синонимичными синонимичными конструкциями
конструкциями конструкциями конструкциями








9 ПРОЕКТ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Мир труда»

Подраздел Земледелец и музыкант
Притча от Александры Лопатиной
онимать содержание
Цель обучения 8.1.3.1 П
прозаических, драматических и поэтических произведений/
фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета
или конфликта
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.2.3 Образовывать деепричастия совершенного и
несовершенного вида

Критерий оценивания •
Понимает содержание прозаического произведения,

определяя ключевые моменты развития сюжета

• Участвует в диалоге по общественно-значимым

проблемам, аргументируя свою точку зрения

• Образовывает деепричастия совершенного и

несовершенного вида

Понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка
инут
Время выполнения 20 м
Задания
Прослушайте текст. Дайте развернутые ответы.
1. Почему старший брат пренебрежительно отнесся к тому, что младший решил стать
музыкантом?
2. Почему он не читал его письма?
3. Какая из пословиц отражает основную мысль притчи:
A. Без труда нет отдыха.
B. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
C. Дерево смотри в плодах, человека в делах.
D. Без дела жить – только небо коптить.
4. Чему учит притча? Подумайте и составьте в паре диалог, помогающий раскрыть
смысл произведения.
5. Используйте деепричастия совершенного и несовершенного вида.

емледелец и музыкант
https://pritchi.ru/id_6796 З
Притча от Александры Лопатиной











10 ПРОЕКТ



Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Понимает содержание 1 отвечает на вопросы по содержанию 1
прозаического отрывка;
произведения, определяя
2 объясняет причины поступков 1
ключевые моменты
старшего брата;
развития сюжета;
онимает основную мысль текста 1
3 п

Участвует в диалоге по поддерживает беседу, раскрывая тему; 1
общественно-значимым
обменивается мнениями в диалоге, 1
проблемам, аргументируя
еняя позицию;
свою точку зрения 4 м
демонстрирует речевую грамотность; 1


использует деепричастие 1
совершенного вида
Использует в речи
деепричастия
5
совершенного и
спользует деепричастие 1
несовершенного вида и
несовершенного вида

Всего баллов 8


Транскрипт
Земледелец и музыкант

Два сына были у отца: старший — земледелец, а младший — музыкант. Когда отец умер,
старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор
братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат
прочел только первое письмо, в котором младший сообщил, что учится на музыканта.
— Видно, не способен мой брат работать, — решил старший брат и больше его писем не
читал.
Целыми днями он трудился на ферме. Сначала все шло хорошо, но потом случилось
несколько неурожайных лет. В придачу жена тяжело заболела. Лечение требовало денег, и
хозяйство пришло в упадок.
Однажды на ферму приехала кибитка, и из нее вылез богато одетый человек.
— Как ты изменился! — воскликнул пораженный фермер, узнав младшего брата. — Видно,
прибыльным делом занимаешься.
— Я известный музыкант, — ответил тот. — Но что с тобой случилось?
— Беды подкосили нас, — пожаловался старший брат.
— Разве тебе не помогло золото, которое отец зарыл под дубом? — поинтересовался
младший брат.
— Я ничего о золоте не знал, — удивился старший.
— Отец перед смертью рассказал мне, что зарыл золото под дубом на черный день. Я писал
тебе об этом и предлагал забрать золото, — объяснил младший брат.
— Не читал я твои письма, думал — пустые они, — признался старший.
— Эх, брат! Значит, ты забыл, как отец говорил нам: «Если хотите научиться читать, не
смотрите, кто писал, смотрите, что написано», — заметил младший брат.







11 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир труда»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Понимает содержание Затрудняется определить Допускает ошибки в Верно определяет сюжетную
прозаического произведения, сюжетную линию произведения, определении содержания линию текста. Правильно
определяя ключевые моменты его идею текста, объяснении причины понимает причины поступков
развития сюжета поступков героя. В героя, идею текста
определении идеи текста


Составляет диалог на Затрудняется составить диалог Допускает ошибки в ведении Составляет диалог на заданную
заданную тему на заданную тему. беседы/смене позиции тему, меняя позицию
Речевые ошибки затрудняют
«говорящий» на «говорящий» на «слушающий».
понимание «с
лушающий». Речевые ошибки не допускает
Р
ечевые ошибки не
пр
епятствуют пониманию


Использует в речи Затрудняется использовать в Допускает ошибки в Правильно использует в речи
деепричастия совершенного и речи деепричастия использовании деепричастия деепричастия совершенного и
несовершенного вида совершенного и несовершенного совершенного и несовершенного вида
вида несовершенного вида












12 ПРОЕКТ


Раздел «Через тернии к звездам»


Подраздел Чтение
Письмо
пределять стилистические особенности текстов
Цель обучения 8.3.2.1 О
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
8.5.2.2 Использовать деепричастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями

Критерий оценивания •
Определяет стилистические особенности текстов

публицистического стиля

• Создает текст публицистического стиля (статья)

• Использует деепричастные обороты

Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка
инут
Время выполнения 20 м
Прочитайте текст и выполните задания.
За шестьдесят лет после старта первого спутника Земли люди запустили более 7500
космических аппаратов на орбиту Земли или других планет. Чуть больше половины из них
выведены на низкую околоземную орбиту. Спутники-связисты помогают смотреть
телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают между собой компьютеры.
Спутниковая система навигации GPS помогает при любой погоде определять
местоположение объектов, искать на карте нужные дома и улицы и т.д.
Силами США установлено, что из всех искусственных объектов на орбите только 5%
представлены работающими спутниками или полезным грузом, которым можно управлять,
в то время как 95% — неактивный космический мусор.
Большие обломки мчатся вниз, пока меньшие попросту сгорают в атмосфере. Куда упадет
основная часть мусора — как правило, непонятно. Хорошие новости в том, что поверхность
Земли представлена сушей только на одну четверть, и большая часть суши необитаема.
Поэтому ущерб людям и их имуществу наносится редко. Большая часть космического
мусора падает безвредно и без свидетелей. Это отработавшие свой век спутники и
различные детали последних ступеней ракетоносителей. Вероятность серьезного ущерба
крайне мала. Но большой кусок металла или крупный астероид, упавший в нужном месте в
нужное время, может быть катастрофическим.
Единственный возможный путь постепенно обезопасить планету и не допустить
обострения проблемы — начать сбор космического мусора. Мы же не хотим повторить
судьбу динозавров?
1. Заполните пропуски в тексте.
В тексте говорится о ______(тема). Текст рассчитан для _______(целевая аудитория). Автор
хочет ______(цель текста) в том, что __________(основная мысль). Текст мы можем
встретить в _________(сфера употребления), это __________(жанр). Таким образом, можно
сделать вывод, что текст _____стиля. Об этом свидетельствуют __________(укажите 2
признака стиля).

13 ПРОЕКТ

2. Используя материал текста, напишите статью в газету «Плюсы» и «минусы»
освоения космоса». Объем 100 – 120 слов.
3. Образуйте от данных глаголов деепричастия и деепричастные обороты, используйте
в своей статье: запустить, помогать, загрязнять, падать.



Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Определяет 1 определяет цель данного текста; 1
стилистические
указывает сферу употребления; 1
особенности текстов
находит 1-й признак стиля текста; 1
публицистического стиля н
аходит 1-й признак стиля текста; 1

Создает текст пишет статью, раскрывая тему; 1
публицистического стиля 2 со
блюдает особенности жанра; 1

придерживается стиля; 1

образует деепричастные обороты; 1
Использует деепричастные
обороты 3 и
спользует в статье. 1

Всего баллов 9




































14 ПРОЕКТ


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Через тернии к звездам»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Определяет стилистические затрудняется в определении указывает стиль текста, но правильно указывает стиль
особенности текстов стиля текста, путается в допускает ошибки в текста, приводит доказательства,
публицистического стиля признаках стиля доказательствах, при определяет признаки стиля
определении признаков
иля
ст


Создает текст пишет статью, выдвигает пишет статью, раскрывая пишет статью, глубоко
публицистического стиля простыеидеи и понятия, в тему, соблюдает раскрывая тему, соблюдает
(статья); использует целом логично излагает особенности жанра, особенности жанра,
деепричастные обороты мысли, допускает ошибки в
выдвигает достаточно выдвигает сложные идеи и
о
бразовании и использовании сл
ожные идеи и понятия, понятия, логично и связно
д
еепричастных оборотов л
огично излагает мысли, излагает мысли, образует
частично образует и деепричастные обороты,
использует деепричастные правильно
обороты использует в речи














15 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Раздел «Мир живой природы»


Подраздел Слушание
Говорение
онимать основную и детальную информацию
Цель обучения 8.1.1.1 П
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.3 Использовать сложные числительные в
соответствующих формах
онимает основную и детальную информацию сообщения
Критерий оценивания П
продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные
факты в общий контекст, определяя причинно-следственные
связи и делая выводы
Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам,
аргументируя свою точку зрения
Использует сложные числительные в соответствующих
формах
Знание и понимание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка
инут
Время выполнения 20 м
Задания
Посмотрите видео.
1. Отметьте «верные» и «неверные» утверждения, укажите, утверждение является причиной
или следствием. Обозначьте буквами «В» или «Н» в первом столбике, «П» или «С» - во
втором.


Утверждения Верно/ неверно Причина или
следствие

1. Популяция сайги увеличилась в 50 раз

2. Количество животных увеличить не
удалось.

3. Пастереллез стал причиной гибели
Уральской популяции.

4. Массовый падеж был с 2010 по 2015
годы.

5. На сегодняшний день количество
животных составляет около 100 000 особей.

6. Размножение сайги происходит в апреле.

7. Природа не позаботилась о безопасности
сайгаков.

8. В Казахстане существуют организации по
сохранению биоразнообразия.

9. Ученые исследуют животных для
определения причин исчезновения.

10. Для определения путей миграции

16 ПРОЕКТ

используют спутники.

11. Браконьеры отстреливают сайгаков ради
шкуры.

12. Сайгачьи рога используют в медицине.

13. Сотрудники правоохранительных
органов не в состоянии обеспечить охрану
сайгаков.

14. В Западно-Казахстанской области
открыли природный резерват.


2. Сделайте вывод одним
предложением.__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Опираясь на материал видео, составьте в парах диалог на тему «Защита живой природы –
важная задача людей».
4. Используйте в речи сложные числительные в соответствующих формах.


Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Понимает основную и 1 определяет верную/ неверную 1
детальную информацию информацию;
сообщения о
пределяет причину и следствие; 1
д
елает вывод; 1

Участвует в диалоге по выдвигает идеи; 1
общественно-значимым
поддерживает собеседника; 1
проблемам, аргументируя
гументирует собственную точку 1
свою точку зрения 2 ар
зрения;

использует в речи сложные 1
числительные.

Всего баллов 7
























17 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир живой природы»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Понимает основную и Слабо понимает основную Хорошо понимает основную Отлично понимает основную
детальную информацию сообщения, информацию сообщения, информацию сообщения,
информацию пытается определить определяет причинно-определяет причинно-
сообщения, объединяя причинно-следственные следственные следственные
разрозненные факты в связи и сделать выводы; связи и делает в целом связи и делает правильные
общий контекст, допускает ошибки в ответах правильные выводы, выводы;
определяя причинно- дает в целом правильные дает правильные ответы
следственные связи и ответы
делая выводы



Участвует в диалоге по Объясняет простые идеи; Раскрывает и объясняет Эффективно раскрывает и
общественно-ограниченно раскрывает идеи, сложные идеи, лексикон объясняет сложные идеи и
значимым проблемам, выражает мнение с небольшим достаточно соответствует понятия, демонстрирует богатый
аргументируя свою количеством обоснования или тематике диалога, хорошо лексикон,
точку зрения без него, обозначает проблематику и
выражает мнение с
авторскую позицию, п
пытается анализировать и оследовательным хорошо
мнение в основном
оценивать соответствующую сформулированным
обосновано о
информацию, но не всегда боснованием
удачно










18 ПРОЕКТ

Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания»
Подраздел Чтение
Письмо
звлекать необходимую информацию из различных
Цель обучения 8.3.7.1 И
источников, определяя ее актуальность, достоверность,
полезность и ценность
8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту,
позволяющие выдвигать идеи, интерпретации,
предположения, и отвечать на разные типы вопросов
8.4.6.1 Правильно выбирать слитное или раздельное
написание не с разными словами

Критерий оценивания •
Извлекает необходимую информацию из различных

источников, определяя ее актуальность,

достоверность, полезность и ценность;

• Отвечает на разные типы вопросов;

• Правильно выбирает слитное или раздельное

написание не с разными словами

Знание
Уровень мыслительных
рименение
навыков П
Навыки высокого порядка

Время выполнения
Задания
Текст
Очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в
мире. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных
вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Распределение пресной питьевой
воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Пресная вода является
принципиально важным для жизни человека невозобновляемым ресурсом, поэтому перед
дефицитом воды в определенной мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые
развитые экономики.
Согласно статистике, практически пятая часть населения мира живет в районах, в
которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть
населения живет в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с
отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек.
Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды, снижающее существующие
запасы. Это промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также
проникновение соленой воды в водоносные слои из-за откачивания грунтовых вод.
Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть
самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до
обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для
питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья.
Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в
своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания
благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых
проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться,
стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.
На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать
больше усилий как для сохранения источников пресной воды, так и для поисков возможных
экономически менее затратных путей для решения этой глобальной проблемы.
1. Ответьте на вопросы и выполните задания.


19 ПРОЕКТ

Почему вопрос дефицита воды стоит так остро? Назовите 2 факта.
Почему люди испытывают нехватку воды? Приведите 2 причины.
К чему ведет проблема дефицита воды? Приведите примеры возможных последствий.
Опираясь на текст, предложите пути решения проблемы нехватки воды.


Два факта Две причины Т
ри последствия







Пути решения: 1-й
2-й
3-й

2. Прочитайте отрывок рассказа А.П. Чехова «Сирена», перепишите слова, раскрывая
скобки и объясняя условия выбора орфограммы «Правописание не с разными частями речи»

Антон Чехов
СИРЕНА
- Хорош также судак или карп с подливкой из помидоров и грибков. Но рыбой (не)
насытишься, Степан Францыч; это еда (не)существенная, главное в обеде (не)рыба,
(не)соусы, а жаркое. Вы какую птицу больше обожаете?
Товарищ прокурора сделал кислое лицо и сказал со вздохом:— К (не)счастью, я (не)могу
вам сочувствовать: у меня катар желудка. — Полноте, сударь! Катар желудка доктора
выдумали! Больше от вольнодумства да от гордости бывает эта болезнь. Вы (не)обращайте
внимания. Положим, вам кушать (не)хочется или тошно, а вы (не)обращайте внимания и
кушайте себе. Философ Милкин сделал зверское лицо и, по-видимому, хотел что-то сказать,
но вдруг причмокнул губами, вероятно, вообразив жареную утку, и, (не)сказав ни слова,
влекомый (не)ведомою силой, схватил шляпу и выбежал вон. — Да, пожалуй, я поел бы и
утки... — вздохнул товарищ прокурора. Председатель вскочил, швырнул в сторону перо и
обеими руками ухватился за шляпу. Товарищ прокурора, забывший о своем катаре и
млевший от (не)терпения, тоже вскочил.

Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания О
бучающийся
Отвечает на разные типы 1 находит в тексте 1-й факт; 1
вопросов; н
аходит в тексте 2-й факт; 1
п
риводит 1-ю причину; 1
приводит 2-ю причину; 1
приводит примеры возможных 1
последствий;
Извлекает необходимую опираясь на текст, предлагает пути решения 2
информацию, определяя ее проблемы;
2
актуальность, достоверность,
полезность и ценность;
выписывает слова; 1
Правильно выбирает слитное
бъясняет условия выбора орфограммы/ 1
или раздельное написание НЕ с
3 о
слитное написание;
разными словами, объясняет
условия выбора орфограммы р
аздельное написание. 1

Всего баллов 10




20 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Отвечает на разные типы пытается отвечать на вопросы, в целом правильно отвечает правильно отвечает на вопросы,
вопросов; находит в тексте не все факты, на вопросы, находит в тексте находит в тексте 2 факта
причины, последствия, не все факты, причины,
извлекает необходимую приводит 2 причины,
меньшую часть, последствия, но большую
информацию из различных 3 последствия;
опираясь на текст, предлагает 1 часть; о
источников, определяя ее пираясь на текст, предлагает 3
простой путь решения
актуальность, достоверность, опираясь на текст, предлагает пути решения проблемы
роблемы д
полезность и ценность пва пути решения проблемы




Правильно выбирает слитное выписывает слова разных выписывает большинство выписывает все слова разных
или раздельное написание НЕ частей речи, допускает ошибки слов разных частей речи, в частей речи, грамотно пишет
с разными словами, объясняет в орфограмме, не может основном грамотно пишет слитно или
ъяснить условия выбора раздельно орфограммы,
условия выбора орфограммы обслитно или
большинства орфограмм раздельно орфограммы, правильно объясняет условия
допускает ошибки в выбора
объяснении условий выбора
орфограммы













21 ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Сила искусства»

Подраздел Слушание
Говорение
рогнозировать содержание по отрывку
Цель обучения 8.1.5.1 П
прослушанного текста
8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
8.2.4.1 Создавать аргументированное высказывание
(рассуждение с элементами описания и/или повествования)
на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков

Критерий оценивания •
Прогнозирует содержание по ключевым словам

• Владеет словарным запасом, достаточным для замены

слов общеязыковыми эквивалентами или

описательными оборотами (перифразами)

• Создает аргументированное высказывание

(рассуждение с элементами описания и/или

повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм,

графиков

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
ин
Время выполнения 20 м
Задания
1. По ключевым словам спрогнозируйте содержание
видео.
Музыка, воздействие, кардинальным образом, организм, рок, агрессия, мелодичный, из
депрессии, жанр, по-разному.
2. Посмотрите видео. Ответьте на вопросы:
- Как музыка влияет на людей?
-Почему музыка так влияет на настроение человека? На уровень интеллекта?
- В чем опасность клубной музыки? Согласны ли вы с автором видео? Приведите
свои аргументы.
3. Рассмотрите пример несплошного текста и создайте высказывание на тему «Роль
музыки в жизни людей». Используйте в речи не менее 2-х музыкальных терминов и
понятий.















22 ПРОЕКТ



















Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Прогнозирует содержание 1 дает соответствующий смыслу 1
по ключевым словам ключевых слов прогноз содержания
текста;

отвечает на 1-й вопрос, показывая 1
понимание смысла и идеи видео;

отвечает на 2-й вопрос, показывая 1
понимание смысла и идеи видео;

отвечает на 3-й вопрос, показывая 1
понимание смысла и идеи видео;

приводит свои аргументы или 1
поддерживает автора;

Создает понимает содержание несплошного 1
аргументированное текста;
высказывание на основе
2 извлекает необходимую информацию; 1
таблиц, схем, диаграмм,
оф
ормляет информацию в виде 1
графиков м
онолога, соблюдает структуру
рассуждения;

Владеет словарным использует в речи музыкальные 2
запасом, достаточным для термины и понятия (не менее 2-х).
замены слов
3
общеязыковыми
эквивалентами или
описательными оборотами
(перифразами)

Всего баллов 10









23 ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сила искусства»


Критерий Уровень учебных достижений
оценивания
Низкий Средний Высокий

Прогнозирует прогноз в незначительной степени прогноз в целом соответствует прогноз полностью соответствует
содержание по соответствует содержанию текста, содержанию текста, учащийся содержанию текста, учащийся
ключевым словам учащийся по
казывает в целом понимание показывает понимание смысла и
показывает частичное понимание смысла и идеи видео, идеи видео,
ысла и идеи видео, приводит свои аргументы или приводит свои убедительные
см
приводит слабые аргументы поддерживает автора аргументы или поддерживает автора




Создает частичное понимание содержания общее понимание содержания глубокое понимание содержания
аргументированное несплошного текста, пытается несплошного текста, несплошного текста, полностью
извлечь информацию, извлекает основную информацию, извлекает необходимую (основную
высказывание на
оформляет в виде монолога, оформляет в виде монолога, и детальную) информацию,
основе таблиц, схем,
блюдает в целом структуру соблюдает структуру рассуждения оформляет информацию в виде
диаграмм, графиков со
рассуждения монолога, соблюдает структуру
рассуждения


Владеет словарным демонстрирует словарный запас в демонстрирует хороший демонстрирует богатый словарный
запасом, соответствии с темой, использует в словарный запас, использует в речи запас, использует в речи
достаточным для речи музыкальные термины и музыкальные термины и понятия музыкальные термины и понятия (не
замены слов понятия (не менее 1-го) (не менее 2-х) менее 3-х)
общеязыковыми
эквивалентами






24 ПРОЕКТ

Раздел «Научные открытия и технологии»

Подраздел Чтение
Письмо
равнивать содержание, языковые особенности
Цель обучения 8.3.8.1 С
текстов;
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)

Критерий оценивания •
Сравнивает содержание, языковые особенности

текстов

• Создает текст публицистического стиля (статью)

Навыки высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
инут
Время выполнения 20 м
Задание
1. Прочитайте два текста и сравните, определяя тему, стиль, тип речи, цель и целевую
аудиторию.
2. Укажите общие и отличительные признаки двух текстов.
Текст 1
Ученые технологического института в Массачусетсе создали робота-игрушку –
плюшевого медвежонка по имени Huggable, задача которого общаться с детьми, тяжело
переносящими условия госпитализации. Дети, вынужденные находиться в больничных
палатах подолгу, очень часто испытывают стресс, оказавшись без родителей в незнакомой
для них обстановке. Говорящая игрушка, по мнению специалистов, должна помочь детям
освоиться в госпитале, вернуть на их лица улыбки и, если потребуется, отвлечь ребенка от
болевых ощущений.
Пока современные технологии не позволяют создать искусственный интеллект.
Медвежонок Huggable «разговаривает» с пациентами Бостонского госпиталя с помощью
встроенных камеры и микрофона: психолог, находящийся в соседней комнате, слышит
вопросы ребенка и отвечает на них. Игрушка может двигать головой и лапками и даже
обладает своеобразной мимикой. Выразительные глаза Huggable оживляют облик робота:
движение зрачков медвежонка отображается на экране смартфона, который поместили под
меховую оболочку игрушки.
Исследователи спрашивают у детей, нравится ли им говорящая игрушка, и советуются с
ними, как можно улучшить внешний облик Huggable, сделав его привлекательным. При
общении с роботом участникам эксперимента одеваются на запястья электронные браслеты,
фиксирующие малейшие изменения в эмоциональном состоянии ребенка.
Бостонский детский госпиталь инвестировал в проект уже более чем полмиллиона
долларов. Стоит ли экспериментальная программа вложенных в нее средств? Безусловно,

потому что счастливая улыбка ребенка, и в частности тяжелобольного, стоит любых денег.


Текст 2
Считается, что хирургические роботы более надежны, чем руки врача, поскольку способны
производить максимально аккуратные и точные действия при выполнении медицинских
операций. Тем не менее, это вовсе не означает, что подобная машина неспособна случайно
нанести пациенту вред, а то и просто умертвить его.
Американские специалисты из чикагского Университета Раш проанализировали данные,
касающиеся хирургических роботов по всему миру. Выяснилось, что за последние
тринадцать лет из-за неисправностей или ошибок в работе механических хирургов погибли
сто сорок четыре жителя планеты.
Исследователи установили, что с 2001 по 2014 годы было проведено порядка десяти тысяч

25 ПРОЕКТ

сложных операций с использованием роботов. Примерно полторы тысячи оперативных
вмешательств сопровождались ошибками в работе техники. Сто сорок четыре операции
привели к летальному исходу по вине электроники. Среди причин смертей пациентов стоит
назвать искрение и возгорание медицинских машин, попадание в тела больных деталей
роботов, а также неконтролируемые движения лазерных скальпелей.
Примечательно, что в мае этого года американские специалисты из Вашингтонского
университета проанализировали кибернетическую безопасность робота-хирурга «Raven II»
и пришли к выводу, что устройство при желании может быть подвергнуто атаке хакеров.
Последние, как оказалось, способны, используя Интернет, взять медицинскую технику под
свой контроль и делать с человеком на операционном столе все, что вздумается.
3. Опираясь на материал двух текстов, напишите статью в школьную газету на тему
«Современные технологии в жизни человека»



Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл

Обучающийся

Сравнивает содержание, 1 определяет стиль, цель,аудиторию 2
языковые особенности текстов;
текстов 2 у
казывает отличительные признаки 1
текстов;

указывает общие признаки текстов; 1

Создает текст пишет статью, соблюдая структуру; 1
публицистического стиля у
итывает целевую аудиторию; 1
3 ч
спользует информацию текстов; 1
и
творчески перерабатывает 1
информацию.

Всего баллов 8




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Научные открытия и технологии»


Критерий оценивания Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий

Сравнивает содержание, пытается определить стиль, цель, определяет стиль, цель, аудиторию без ошибок определяет стиль, цель,
языковые особенности аудиторию текстов, допускает с незначительными ошибками, аудиторию
текстов ошибки, слабо у
казывает основные указывает все отличительные и
указывает основные отличительные и общие признаки текстов
отличительные общие признаки текстов
и общие признаки текстов



Создает текст пишет статью, пытаясь раскрыть пишет статью, раскрывая тему, пишет статью, глубоко раскрывая
публицистического стиля тему, пытается использовать частично использует тему, использует творчески
переработанную информацию переработанную информацию переработанную информацию
текстов, дополняет не всегда текстов, дополняет логически текстов, дополняет логически
удачными примерами, вывод не примерами, делает вывод в целом примерами, делает вывод в
соответствует аудитории в соответствии с аудиторией соответствии с аудиторией
 
Верх